С победой Сентябрьской революции 1974 г. заметно возрос политический авторитет Эфиопии в международных делах, и особенно в развивающемся мире. Эфиопия выдвинулась на передовые позиции в борьбе освободившихся стран с империализмом и неоколониализмом, в движении неприсоединения и афроазиатской солидарности. Руководствуясь принципами внешней политики, сформулированными в Программе национально-демократической революции, а с сентября 1984 г. в Программе РПЭ, ВВАС и правительство сделали немало, чтобы, отказавшись от прежнего умеренного, порой половинчатого и непоследовательного курса на международной арене, изменить сущность дипломатической деятельности эфиопского государства, придать ей [353] подлинно прогрессивный характер, обеспечить благоприятные внешние условия для некапиталистического строительства, активизировать участие в противодействии неоколониалистским устремлениям Запада, поднять на качественно новый уровень связи с Советским Союзом, социалистическим содружеством, а также добиться безопасности границ Эфиопии, укрепления ее независимости, суверенитета.
В отличие от дипломатии Хайле Селассие, осуществлявшейся в рамках феодально-абсолютистского строя, внешняя политика в революционной Эфиопии служит тем слоям общества, которые составили социальную основу прогрессивной преобразовательной деятельности в стране. Хотя личностный фактор по-прежнему доминирует в международных связях Эфиопии, отныне он действует для обеспечения интересов более широких слоев населения, а не узкоклассовых потребностей императорского режима. В сравнении с предыдущими десятилетиями внешняя политика Эфиопии с середины 70-х годов становится адекватной внутренним социально-экономическим и политическим: процессам.
Уже первые шаги революционной Аддис-Абебы по преодолению весьма прохладного, настороженного и даже откровенно-негативного отношения многих африканских стран к переменам в Эфиопии показали эффективность нарождавшейся новой дипломатии, соответствующей курсу на социализм. В результате переговоров, которые эфиопские делегации вели в столицах африканских государств в 1974—1975 гг., им удалось сломать лед недоверия и подозрительности к событиям в Эфиопии и даже установить в ряде случаев более тесные, чем прежде, связи (например, с Танзанией). Однако в конце 80-х годов вновь возникла в Африке некоторая настороженность к Эфиопии; возможно, это связано с радикализмом эфиопского режима, отталкивающего от него консервативных и умеренных руководителей Африки.
В связи с тем, что содержание внешней политики новой Эфиопии, ее направления и акценты изменились, нет оснований утверждать о полном разрыве и отсутствии преемственности с дореволюционным опытом. Революционные власти не отказались целиком от полученного дипломатического наследства. Они использовали все самое ценное, самое рациональное, разумное, что было достигнуто предшествовавшими поколениями. Различия между прошлым и современным подходом к международным, региональным и субрегиональным проблемам значительны. От прежних лет ВВАС достался высокий престиж Эфиопии в ОАЕ, движении неприсоединения, в других международных организациях, доверие, каким пользовалась страна в Африке, Азии и Латинской Америке, богатые традиции антиколониальной борьбы и т. д. В революционной Аддис-Абебе бережно сохранили все крупные внешнеполитические достижения, соответствовавшие нуждам самостоятельного национального [354] развития, и решительно отбросили все то, что носило классово-ограниченный характер, выполняло определенный социально-консервативный заказ абсолютной монархии.
Углубление прогрессивных тенденций в развитии Эфиопии привело к ограничению ее связей с империалистическими державами и одновременно к расширению контактов с мировым социализмом, установлению дипломатических отношений с Кубой, ГДР, Вьетнамом. Логика некапиталистического строительства неумолимо требовала от Аддис-Абебы радикальных акций в национально-освободительном движении, активной позиции по самым животрепещущим проблемам современности. Учет Аддис-Абебой реальностей международной обстановки, ее возрастающая прогрессивная роль в системе отношений мирового сообщества, позитивный характер предпринимавшихся внешнеполитических акций содействовали росту политической сознательности народных масс страны, а также снискали ей еще большее уважение и престиж.
Укреплению самостоятельности Эфиопии способствовали такие акции, как денонсация военных соглашений с США, подписанных еще в 1953 г. Хайле Селассие, закрытие всех американских учреждений (кроме посольства), выдворение американской военной миссии, прекращение военных контактов с Англией, ФРГ и Израилем, окончательный разрыв отношений с Тель-Авивом, прекращение консульской деятельности США, Англии и Италии в ряде эфиопских городов, отказ от «помощи» американских советников, резкое ограничение количества специалистов из западных стран во всех сферах общественной и хозяйственной жизни. Не все эти меры со временем выдержали экзамен на целесообразность. Но, несмотря на это, благодаря этим мерам намного уменьшилось влияние Запада и прежде всего Вашингтона. В Аддис-Абебе, таким образом, получили больший простор для углубления антиимпериалистического содержания революции.
В стране решительно выступили против включения ее территории в рамки оперативного командования США «Сентком», ежегодно организуемых Вашингтоном маневров в ряде прикрасноморских стран, создания Вашингтоном военных баз в соседних странах и т. д. В эфиопской столице были убеждены в том, что опасность для судеб мира, для будущего Африки исходит от США [123, 14.09.1982]. Эфиопия отвергла концепцию администрации Рейгана о приравнивании национально-освободительного движения к «международному терроризму», справедливо увидев в ней планы США «по дальнейшей эксплуатации природных ресурсов данного региона и дискредитации... стран, отказывающихся подчиниться диктату американского империализма» [138, 19.02.1982].
Агрессивные акции США, ряда других стран НАТО неизменно осуждаются Эфиопией. Так было, например, в отношении американской интервенции в Гренаде в 1983 г., подрывных действий [355] Вашингтона против Никарагуа, Ливии, Афганистана и Кампучии в 80-е годы. В Аддис-Абебе отвергли попытки США вмешаться во внутренние дела Эфиопии посредством осуществления так называемой региональной инициативы президента Рейгана, провозглашенной в октябре 1985 г. В специальном заявлении министерства иностранных дел Эфиопии по этому поводу особо подчеркивалось, что именно Вашингтон угрожает миру и безопасности государств на Африканском Роге [138, 31.10.1985; 123, 01.11.1985].
США с середины 70-х годов активизировали свою поддержку ирредентистским устремлениям Сомали и сепаратистским организациям, действующим в Эфиопии. Даже сложную ситуацию, возникшую в стране в связи с засухой, США попытались использовать против революционной власти. Длительный отказ от поставок обещанного зерна, требование обязательного распределения полученного продовольствия по усмотрению американских эмиссаров, предоставление залежалых товаров, сокращение Японией под давлением Белого дома продовольственной помощи, пропагандистская шумиха вокруг якобы насильственного переселения голодающих эфиопов из северных районов — вот далеко не полный перечень тех конкретных шагов, которые предпринял Вашингтон тогда, когда эфиопские власти делали все возможное, чтобы устранить негативные последствия засухи. Во время поездки по странам Африки в марте 1985 г. вице-президент США Дж. Буш объявил даже об увеличении американской помощи сепаратистским организациям, отстаивавшим раскол Эфиопии. Совместно со спецслужбами Израиля и при посредничестве Судана США участвовали в 1984 г. в осуществлении операции «Моисей» — тайной переброски в Израиль эфиопских фалаша — граждан Эфиопии иудейского вероисповедания. По существу, это — прямой акт агрессии США против революционной Эфиопии.
В годы борьбы Эфиопии с засухой другие империалистические державы осуществили ряд мер, аналогичных тем, какие предприняли США. И не случайно, что в середине 80-х годов произошло некоторое оживление деятельности сепаратистов '(например, контакты НФОЭ с французской социалистической партией). Предоставление Западом продовольственной помощи сочеталось, таким образом, с происками относительно переориентации Эфиопии.
В условиях, когда требовалось максимальное напряжение усилий по ликвидации последствий засухи, Аддис-Абебе приходилось направлять немало государственных ресурсов, чтобы противодействовать подобным акциям империализма и его местным пособникам. Принимая продовольственную помощь стран Запада и будучи им (как и другим государствам мира) за это признательна [122, 1985, № 48, с. 10], Эфиопия не поступилась своими внешне- и внутриполитическими принципами. Страна продолжала осуществлять антиимпериалистический курс. [356]
В обстановке, когда США усилили свое военное присутствие в Индийском океане, Эфиопия совместно с Индией, Мадагаскаром и некоторыми другими государствами наиболее последовательно и настойчиво выступает за его превращение в зону мира и всецело поддерживает предложение о проведении Международной конференции по Индийскому океану.
Антиимпериалистический, антинеоколониалистский курс эфиопского правительства, тесно сочетающийся с антивоенной позицией и позитивным нейтралитетом, нашел свое яркое выражение в активном участии его представителей в работе VI и VII конференций неприсоединившихся стран в Гаване и Дели, признании Джибути, САДР, Анголы, Мозамбика, Зимбабве, революционной Кампучии и вставшего на путь прогресса Афганистана, твердой поддержке Никарагуа в ее антиамериканском сопротивлении, а также народов юга Африки в их борьбе против апартеида и расизма и СВАПО, единственного законного представителя Намибии.
В Совете Безопасности ООН в феврале 1986 г. делегат Эфиопии подверг резкой критике западные державы, и прежде всего США, за поддержку расистского режима ЮАР [123.09.02.1986].
В Аддис-Абебе осудили США за вето, наложенное президентом Р. Рейганом на решение американского конгресса о введении ограниченных экономических санкций против режима Претории в сентябре 1986 г. «Этот шаг,— писала „Эфиопиэн геральд",— со всей очевидностью показывает стремление нынешней администрации во что бы то ни стало защищать интересы расистов, совершенно игнорируя страдания африканского большинства ЮАР» (цит. по [116, 1986, № 42, с. 4]). Менгисту Хайле Мариам, выступая на VIII Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, заявил, что проводимая США политика «конструктивного сотрудничества» с ЮАР подтолкнула расистский режим на еще более жесткие репрессии в Южной Африке. 25 мая 1986 г. корреспондент ЮПИ передал из Аддис-Абебы со ссылкой на министерство иностранных дел Эфиопии, что во время переговоров с АНК, СВАПО и послами «прифронтовых» государств Менгисту Хайле Мариам объявил о готовности вооружить и обучить 10 тыс. африканцев для освобождения Намибии и уничтожения апартеида в ЮАР.
11—13 октября 1985 г. в Аддис-Абебе состоялась Международная конференция солидарности с народами Южной Африки, которая продемонстрировала твердую поддержку демократическими силами стран мира, в том числе и Эфиопии, освободительной борьбы угнетенных масс юга континента. Выступая на многотысячном митинге трудящихся столицы Эфиопии по случаю окончания работы этого форума, Менгисту Хайле Мариам подтвердил решимость эфиопского народа, РПЭ и правительства внести свой вклад в претворение в жизнь программы действий, принятой на этом форуме [123, 14.10.1985]. Крепнут связи Эфиопии с Индией, Конго, Алжиром и многими другими [357] афро-азиатскими и латиноамериканскими странами. Пример тому — отношения Эфиопии с Алжиром, который в 1985 г., в частности, согласился предоставить Аддис-Абебе заем в 10 млн. долл. на цели экономического развития.
Эфиопии и другим 29 странам Африки удалось предотвратить в 1982 г. раскол в ОАЕ, когда США, следуя политике «разделяй и властвуй», попытались сорвать XIX сессию Ассамблеи глав государств и правительств африканских стран в Триполи [170, с. 153]. Менгисту Хайле Мариам справедливо оценил итоги встреч в ливийской столице как победу над врагами Африки, и прежде всего над подрывной деятельностью сил империализма на континенте [170, с. 155]. Сложная ситуация в ОАЕ возникла в 1984 г. в связи с отказом Гвинеи провести в Конакри очередную встречу в верхах. И вновь усилия Эфиопии сыграли важную роль в преодолении нового кризиса в ОАЕ. XIX сессия, а также две последующие — XX и XXI — по единодушному согласию состоялись в Аддис-Абебе. В этом отразилось возросшее доверие Африки к Эфиопии как стране, много сделавшей для преодоления кризиса в ОАЕ. В Эфиопии, когда в 1983 г. ее руководителя избрали председателем ОАЕ, «предприняли различные шаги для разрешения... сложных политических проблем Африки, таких, как положение в Чаде и Западной Сахаре, преодоление вмешательства внешних сил во внутренние дела, защита прав и свобод народов континента» [123, 30.03.1984]. На XX сессии ОАЕ была дана высокая оценка деятельности Менгисту Хайле Мариама на посту председателя этой общеафриканской организации [123, 13.11.1984].
Особое внимание в Аддис-Абебе придавали урегулированию ситуации в Чаде. Такая заинтересованность не случайна. Дело в том, что, как писал корреспондент Франс Пресс: «Чад стоит у ворот к Красному морю, от которого его отделяет лишь непрочный Судан, а следовательно, к Саудовской Аравии и незамерзающим морям» [123, 07.08.1983]. Судан, Саудовская Аравия и Красное море упомянуты здесь в связи с тем, что Вашингтон, в известной мере стоявший за спиной интервенционистской политики Франции в Чаде, являлся активным сторонником планов арабской реакции, направленных на превращение Красного моря во «внутреннее озеро арабов». Составной частью этой стратегической линии консервативных ближневосточных режимов и США в регионе стала поддержка ими эритрейских сепаратистов и сомалийских ирредентистов, направленная в конечном счете на ликвидацию эфиопской революции. Показательно мнение газеты «Монд»: «В геополитическом плане арабские соседи, и в частности Саудовская Аравия, весьма обеспокоены тем, что власть, заявляющая о своей приверженности марксизму, обоснуется в Асмэре и в стратегической зоне Баб-эль-Мандебского пролива» [154, 28.02.1978].
Именно империализм и его союзники в Прикрасноморье и зоне Персидского залива подтолкнули режим Сиада Барре на [358] агрессию против Эфиопии в 1977—1978 гг. Это серьезно подорвало наметившийся процесс развития добрососедства и взаимопонимания на Африканском Роге. Положение на Африканском Роге уже неоднократно обсуждалось между главами внешнеполитических ведомств СССР и США и на встречах на высшем уровне между лидерами этих двух стран. Не случайно, ибо от нормализации здесь отношений зависят судьбы мира в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке.
Правительство Аддис-Абебы совершенно справедливо рассматривает создание американских военных баз в Бербере и других городах Сомали как прямую угрозу единству и независимости Эфиопии, как дестабилизирующий фактор для дела -мира и безопасности в Красном море, Персидском заливе и Индийском океане [123, 01.09.1980]. В 1985 г. особое беспокойство в Аддис-Абебе вызвало сообщение о военных контактах между Сомали и ЮАР, а также о тайном сговоре Сомали и Израиля [117, 25.02, 29.03, 1985]. Участие сомалийских войск в военных маневрах американо-египетских войск «Брайт стар» в 1983— 1985 гг. заметно осложняло обстановку на Африканском Роге.
Однако начиная с 1986 г. появились заметные признаки улучшения эфиопо-сомалийских отношений. В январе в Джибути, где проходила учредительная ассамблея межправительственной организации по борьбе с засухой и развитию стран Восточной Африки, состоялись переговоры Менгисту Хайле Мариама с Сиадом Барре. «Моя встреча с президентом Сомали... — говорил лидер эфиопской революции,— была проведена по нашей инициативе. Хотя нельзя рассчитывать на то, что одним взмахом руки можно разрешить давно уже существующие проблемы, начало вселяет определенные надежды» [159, 04.08.1986]. Тогда же в Джибути было решено создать совместный комитет по нормализации двусторонних отношений. Приехавший в мае в Аддис-Абебу сомалийский министр иностранных дел Абдурах-ман Джама Барре отметил, что Сомали преисполнена решимости найти прочное решение разногласий между двумя странами [122, 1986, № 22, с. 10]. В столице Эфиопии главы внешнеполитических ведомств условились продолжить консультации в рамках учрежденного комитета. 23—26 августа 1986 г. в Могадишо состоялась его вторая сессия. В распространенном коммюнике указывалось, что она характеризовалась «общим стремлением к установлению миролюбивых отношений между двумя странами» [123, 28.08.1986]. В апреле 1987 г. в Аддис-Абебе проходило третье заседание комитета. Оно состоялось, несмотря на имевшие место в феврале вооруженные столкновения между двумя странами. Как отмечено в итоговом заявлении по окончании встречи в столице Эфиопии, обе стороны согласились, что продолжат начавшийся диалог в Могадишо и что им следует воздерживаться от любых действий, которые могут поставить под угрозу продолжавшиеся контакты [123, 04.04.1987]. В апреле 1988 г. Эфиопия и Сомали договорились о восстановлении [359] дипломатических отношений и отводе войск в глубь своих территорий от границы на 15 км. (Этот шаг приветствовался в: разных странах мира, в том числе в СССР) [123, 04.1988]. В августе 1988 г. начался обмен военнопленными, оказавшимися в Эфиопии и Сомали во время военных действий в 1977— 1978гг. [123, 26.08.1988].
Возможно, в нормализации эфиопо-сомалийских отношений благоприятно сказались не только позиция СССР, но и участившиеся в 1987—1988 гг. контакты Аддис-Абебы с Вашингтоном, где, однако, еще совсем недавно были сильны тенденции к объявлению Эфиопии страной, в которой США поддерживают антикоммунистический мятеж [122, 1986, № 20, с. 16—17].
Пятью годами раньше, в 1983 г., к антиэфиопской кампании США вновь подключили Судан, с которым у Аддис-Абебы начали было улучшаться отношения. Без преувеличения: можно утверждать, что как только в Судане осложнялась внутриполитическая обстановка, так мгновенно по инициативе Хартума, ориентировавшегося при президенте Нимейри всецело на США, ухудшались судано-эфиопские отношения. МИД Эфиопии в марте 1984 г. вполне обоснованно определил цель создавшейся тогда военно-политической оси «Хартум—Вашингтон» как посягательство на независимость Эфиопии и подрыв ее территориальной целостности [119, 13.03.1984]. Лишь после свержения в апреле 1985 г. режима Нимейри наметились было определенные сдвиги в вопросе нормализации отношений между Эфиопией и Суданом. В сентябре 1986 г. в Аддис-Абебе вновь высказали надежду на улучшение отношений с Суданом. В мае 1988 г. начались переговоры Эфиопии и Судана с целью нормализации двусторонних отношений.
Несмотря на попытки США еще во второй половине 70-х годов изолировать Эфиопию в регионе, ей удалось наладить прочные дружественные связи с НДРЙ, Кенией, Джибути, а также Ливией. Новым фактором в развитии контактов между Аддис-Абебой, Аденом и Триполи стал трехсторонний Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный на встрече руководителей этих стран в южнойеменской столице в августе 1981 г. Договор, имеющий четко выраженный антиимпериалистический, антисионистский характер, предусматривает координацию сотрудничества в политической, экономической и военной областях, создание Высшего совета в составе глав трех государств, а также совместных министерских комиссий для реализации целей договора. В рамках этого соглашения было проведено чрезвычайное заседание политического комитета министров иностранных: дел Эфиопии, Ливии и НДРЙ в 1981 г., разоблачившего американское вмешательство в дела Ближнего и Среднего Востока и Африканского Рога «не только для устрашения (этих трех стран), но и для обеспечения доминирующей роли США в данных районах» [122, 1981, № 50, с. 9]. Аддис-Абеба и Триполи, основываясь на условиях Договора, подписали в 1981 г. ряд [360] соглашений о создании совместных предприятий в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и по добыче полезных ископаемых, а в 1982 г. с Аденом эфиопы заключили соглашение о развитии туризма [113, 05.12.1981; 26.06.1982]. В эфиопской столице не раз высказывали благодарность НДРЙ за помощь в укреплении обороноспособности и отражении интервенционистских сил в 1977—1978 гг. [117, 1979, № 38, с. 14]. В декабре 1983 г. был подписан протокол о сотрудничестве между внешнеполитическими ведомствами Эфиопии в НДРЙ сроком на два года [138, 17.12.1983], в 1985 г. он был продлен. В феврале 1985 г. в Аддис-Абебе подписали эфиопо-южнойеменское соглашение о расширении взаимного товарооборота и договор о сотрудничестве в области высшего образования и подготовки кадров. Регулярно проходят сессии совместной комиссии по экономическому, научному и техническому сотрудничеству Эфиопии и НДРЙ [117, 21.02.1985; 113, 13.04.1985].
Заметно активизировались отношения Эфиопии с Джибути после того, как эта страна обрела независимость. В отличие от императорского режима, который, удостоверившись в невозможности включить Джибути в пределы эфиопского государства стал рассчитывать на сохранение колониального владычества Франции в Джибути [140, 1964, № 9, с. 5], ВВАС, придя к власти, сразу же заявил о поддержке народа соседней страны в борьбе за свободу. В 1981 г. в Аддис-Абебе были заключены джибутийско-эфиопский договор о дружбе и сотрудничестве, общее соглашение по вопросам транспорта, соглашения о создании совместной комиссии по экономическому, научному и техническому сотрудничеству, о сотрудничестве в области экономики, науки и техники и о сотрудничестве в области культуры [113, 23.04, 05.11.1981; 137, 1981, т. 58, № 623, с. 39].
Важным шагом, имевшим большое значение для упрочения независимости обеих стран, стало образование совместной компании «Шмен де фер джибути-этиопьен» вместо «Компании франко-эфиопской железной дороги от Джибути до Аддис-Абебы».
В 1985 г. Эфиопия и Джибути подписали соглашение, в котором, в частности, предусматривается улучшение работы этой железнодорожной магистрали.
Заметное место в деятельности эфиопского правительства заняло создание при содействии ООН Постоянной межправительственной организации, которая занималась бы вопросами борьбы с засухой в шести восточноафриканских странах (Эфиопия, Кения, Джибути, Сомали, Уганда и Судан) и экономического развития в регионе. В январе 1986 г. она была образована. Ею принят основополагающий документ «План действий».
Это — не единственная попытка Аддис-Абебы совместно с другими странами Африки решить социальные и экономические проблемы. Эфиопия активно участвует в конференциях министров иностранных дел государств бассейна р. Нила. Страна [361] подписала в 1984 г. соглашение о создании преференциальной торговой зоны для Восточной и Южной Африки. Эфиопское правительство придает большое значение реализации Лагосского плана действий, предусматривающего в целом осуществление радикальной стратегии развития Африки на основе коллективного и национального самообеспечения. «Эфиопиэн геральд» писала 12 июля 1984 г. о том, что скорейшее выполнение Лагосского плана позволит Эфиопии и другим государствам континента преодолеть существующие экономические проблемы. Вместе с другими освободившимися странами Эфиопия выступает за установление нового международного экономического лорядка.
Эфиопия, осуждая империалистическую политику нагнетания международной напряженности, активна в антивоенном движении. В стране широко и торжественно отметили 40-летие Великой Победы над фашизмом. Она поддерживает все мирные инициативы СССР. Особый отклик в Аддис-Абебе вызвало Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 15 января 1986 г. Эфиопия не раз выступала с предложением об объявлении Африки безъядерной зоной. Эфиопская делегация вновь обратилась с ним на I Общеафриканской конференции по вопросам безопасности, разоружения и развития в Ломе в августе 1985 г., отметив при этом огромное международное значение введенного СССР с 6 августа того же года моратория на любые ядерные испытания [123, 16.08.1985; 117, 17.08.1985].
Миролюбивая, антивоенная позиция Эфиопии получила международное признание. Еще в 1980 г. Президиум Всемирного Совета Мира наградил Менгисту Хайле Мариама «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри. Эта награда, по словам руководителя эфиопской революции, «является оценкой беззаветной борьбы за справедливость и мир, которую ведет наш народ» [123, 01.03.1980].
Важнейшим завоеванием эфиопской революции стало углубление связей с социалистическим содружеством. В Аддис-Абебе признают, что сотрудничество с Советским Союзом — краеугольный камень политики Эфиопии, «которая видит в лице первого в мире социалистического государства надежного друга и союзника в деле построения нового общества социальной справедливости и равенства» [123, 13.08.1981]. С победой революции в 1974 г. отношения между СССР и Эфиопией поднялись па качественно новый уровень: они стали, как говорил Менгисту Хайле Мариам, «отношениями союзников в борьбе за единые цели» [21, с. 15].
В основе советско-эфиопских отношений лежит Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный в ноябре 1978 г. Он укрепил международное положение Эфиопии, повысил ее престиж в мировом сообществе, содействовал дальнейшему прогрессу в развитии народов этой африканской страны. [362]
Крупным событием в жизни Эфиопии стало соглашение о сотрудничестве между КПСС и КОПТЭ, подписанное 12 октября 1982 г. 18 декабря 1984 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между КПСС и РПЭ. Межпартийные связи обе стороны рассматривают «как важнейшую составную часть двусторонних отношений между Советским Союзом и Социалистической Эфиопией» [123, 12.11.1985]. Особое значение для советско-эфиопских отношений имели визиты Менгисту Хайле Мариама в Советский Союз в 1977, 1978, 1980, 1982, 1984, 1985, 1986, 1987 и 1988 гг. и советских руководителей в Аддис-Абебу.
С 1974 г. между Эфиопией и СССР подписано более 50 соглашений и других межправительственных документов по вопросам двустороннего экономического сотрудничества. При этом советская помощь способствует развитию прежде всего ключевых отраслей народного хозяйства Эфиопии. Во исполнение достигнутых договоренностей СССР оказывает Эфиопии экономическую помощь в сооружении 43 объектов. В их число входят поисково-разведочные работы на нефть и газ, строительство ГЭС мощностью 152 тыс. кВт в Мелка-Вакане (с участием Чехословакии), завершенное к концу 1988 г., создание строительной базы, включая цементный завод в Дыре-Дауа с годовой производительностью 600 тыс. т цемента, постройка около 90 складов для хранения зерна и комбикормов и 5 холодильников для продуктов животноводства, расширение нефтеперерабатывающего завода в Асэбе до 1 млн. т нефтепродуктов в год, строительство тракторосборочного завода, рассчитанного на выпуск в год 3 тыс. тракторов, 400 комбайнов, 900 прицепов, организация центра по обслуживанию сельхозтехники и т. д. СССР участвует в разработке долгосрочных программ экономического развития, в организации и совершенствовании плановой деятельности в стране [197, с. 70]. В марте 1984 г. состоялось подписание межправительственных документов, предусматривающих дальнейшее развитие экономического и технического сотрудничества между СССР и Эфиопией в области сельского хозяйства, химической и легкой промышленности [123, 01.04.1984].
В сентябре 1984 г. принята Долгосрочная программа экономического сотрудничества между СССР и Эфиопией. В ней предусмотрено решение двух взаимосвязанных задач — помощи в развитии производительных сил и в расширении производства экспортной продукции, в том числе и той, в которой заинтересован Советский Союз. В соответствии с ее конкретными положениями наша страна участвует в агроирригационном освоении земель в районах Гамбела и Тендахо, строительстве мясоконсервного завода, текстильного комбината и других промышленных объектов, изучении биоресурсов Красного моря и т. д.
Бескорыстную помощь оказал Советский Союз в ликвидации последствий засухи. Помимо продовольствия, медикаментов, одеял и палаток наша страна направила Эфиопии крупный транспортный отряд. Советские врачи развернули полевой госпиталь [363] в Асосе; немало наших медиков оказывали помощь в лагерях беженцев на севере. СССР предоставил Эфиопии машины «скорой помощи», автоцистерны для доставки воды, грузовики, оборудование для бурения колодцев. Большинство грузов, поступивших в Эфиопию из-за рубежа, перевезли советские летчики и шоферы. Они же осуществили транспортировку сотен тысяч переселенцев. Особенностью помощи СССР в борьбе с засухой было то, что посредством ее решались не только текущие задачи, но и закладывались основы для достижения долгосрочных целей «Программы действия». Яркий пример тому — ускорение комплексного освоения крупного массива в нижнем течении р. Аваш, где будет создан госхоз с советской технологией возделывания хлопчатника [123, 19.03.1985]. В феврале 1985 г. подписано соглашение о предоставлении Советским Союзом Эфиопии займа в 66 млн. бырров для мелиоративных работ [116, 1985, № 22, с. 7]. В 1988 г. СССР предоставил Эфиопии 250 тыс. т зерна для борьбы с голодом из-за засухи, направив также врачей, авиаотряд, автомашины для перевозки грузов [122, 1988, № 7, с. 21].
Заметна роль СССР в подготовке национальных кадров. Примером здесь является Политехнический институт в Бахр-Даре, построенный СССР в дар эфиопскому народу, выпустивший уже более 2 тыс. специалистов. В мае 1984 г. в Аддис-Абебе подписан советско-эфиопский межправительственный протокол об оказании содействия Эфиопии в модернизации и расширении этого учебного заведения [123, 18.05.1984]. Советский Союз содействует также становлению и совершенствованию профессионально-технического образования в Эфиопии, о чем свидетельствуют, в частности, положения межправительственного протокола от 12 августа 1981 г.: командирование до 40 советских специалистов для работы в качестве преподавателей и мастеров сроком на 2—3 года, безвозмездная поставка оборудования и учебно-наглядных пособий и оплата расходов на пребывание в стране специалистов па сумму до 8 млн. руб. и т. д. [31, с. 29—31]. Кроме того, сотни советских учителей трудятся: в эфиопских школах, а около 3 тыс. студентов, аспирантов и стажеров из этой африканской страны обучаются в советских вузах, техникумах и ПТУ. В Аддис-Абебе сложилась добрая традиция: на советской постоянной выставке проходят встречи молодых африканских специалистов — выпусников вузов СССР с их советскими коллегами, работающими в различных отраслях народного хозяйства Эфиопии [117, 03.01.1983]. Регулярно проводятся Дни СССР в Аддис-Абебе. Значительна роль в этом эфиопо-советского комитета дружбы и солидарности, образовавшегося уже после низложения императора. Росту духовной культуры эфиопского народа содействуют также книги, поступающие из СССР в дар аддис-абебским книгохранилищам и общественным организациям. Большое значение имеет соглашение о сотрудничестве между Госкомиздатом СССР и эфиопским [364] государственным издательством «Кураз» [123, 16.04.1982]. Заметным явлением в общественной жизни Эфиопии стало соглашение о сотрудничестве между Союзом журналистов СССР и Ассоциацией эфиопских журналистов, предусматривающее, в частности, широкое освещение социально-экономических и культурных достижений народов двух стран [117, 30.04.1983]. В 1983—1986 гг. в Аддис-Абебе были организованы временные выставки, посвященные 60-летию образования СССР, науке, технике и экономике Азербайджанской ССР и др. На советской постоянной выставке создан Клуб друзей русского языка, который объединяет эфиопов — выпускников советских вузов.
К середине 80-х годов возрос объем финансовой помощи Советского Союза; только в 1979—1980 гг. СССР предоставил Эфиопии займов и кредитов на 140 млн. руб. Все они идут на цели хозяйственного строительства, укрепляющего экономическую самостоятельность эфиопского государства.
Таким образом, советско-эфиопские отношения развиваются и крепнут, и главное — они служат, как писала «Эфиопиэн геральд», делу мира и социального прогресса [138, 22.04.1983].
Ближайшими друзьями Эфиопии стали также ГДР, Куба, Болгария и другие страны — члены СЭВ. Советский Союз и Куба участвуют в настоящее время в строительстве вооруженных сил Эфиопии. Кубинские интернационалисты немало сделали, чтобы помочь эфиопам изгнать врага. Знаменательным событием в жизни Эфиопии стал визит в Аддис-Абебу Фиделя Кастро в 1977 г., в ходе которого с новой силой подтвердилось мнение «Эфиопиэн геральд» о том, что кубинская революция всегда была вдохновляющим примером для развивающихся стран [117, 17.03.1977]. Куба, ГДР и другие братские страны направили в Эфиопию сотни врачей, учителей, инженеров, других специалистов. Созданная смешанная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Кубой и Эфиопией координирует вопросы двусторонних хозяйственных связей.
Аналогичные правительственные органы существуют между Эфиопией и другими социалистическими государствами. Куба и ГДР совместно построили цементный завод в Мугере. При помощи ГДР построены маслобойня в районе Бахр-Дара, текстильный комбинат в Комбольче (вместе с ЧССР), мастерская в Аддис-Абебе по ремонту автомашин и сельхозтехники. В 1984 г. было подписано соглашение между СЕПГ и РПЭ о сотрудничестве на основе того, что обе политические организации являются приверженцами марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.
Активно развивают связи с Эфиопией ЧССР, осуществляющая строительство пивоваренного завода в Харэре и предоставившая кредит в 20 млн. долл. на закупки машин и оборудования, и Болгария, участвующая в формировании агропромышленных комплексов в стране и организующая свои связи на [365] базе подписанных с Аддис-Абебой «Основных направлений экономического и научно-технического сотрудничества между НРБ и Эфиопией на период 1986—1990 гг.». В 1985 г. между Эфиопией и ЧССР подписана Долгосрочная программа сотрудничества на 1986—1990 гг.
В 80-е годы интенсивно развивались связи Эфиопии с КНДР. При помощи КНДР, предоставившей беспроцентный заем в 129 млн. бырров, сооружается ГЭС мощностью 300 тыс. кВт на р. Гыбе в Кэфе. В 1984 г. создан эфиопо-корейский комитет дружбы.
Показателен рост внешней торговли Эфиопии с социалистическими государствами: в 1972—1982 гг. экспорт в эти страны увеличился с 7,3 до 17%, а импорт оттуда — с 4,2 до 28% [153, 1983, т. 3, № 12, с. 101]. Увеличивается также объем предоставляемых кредитов: в 1981 г. он составил около 26% общей суммы полученных Эфиопией займов.
В ходе переговоров, состоявшихся 12 ноября—12 декабря 1978 г., СССР, ГДР, Куба, ЧССР, Румыния, Польша, Болгария и Югославия заявили эфиопской делегации о том, что окажут широкую помощь в области предоставления долгосрочных займов под низкий процент, безвозмездных ссуд, машин и оборудования, строительства заводов, фабрик, других хозяйственных объектов, подготовки национальных кадров и командирования в Эфиопию специалистов [227, с. 27—28].
Сотрудничество социалистических стран с Эфиопией координируется в рамках СЭВ, в работе которого Аддис-Абеба принимает участие в качестве наблюдателя [123, 15.11.1978]. Революционные власти придают большое значение контактам с СЭВ, рассматривая их как важный фактор своей внешней политики. Еще в 1978 г. в эфиопской столице выразили удовлетворение поддержкой со стороны СЭВ и заверениями в том, что Эфиопия «также может стать членом СЭВ после того, как укрепит механизмы, обеспечивающие постоянный экономический рост» [116, 1978, № 28, с. 3]. Эфиопия стала участвовать во многих совещаниях и семинарах, организуемых социалистическими странами или СЭВ, например, в координационной встрече национальных комиссий по делам ЮНЕСКО социалистических государств в 1983 г., в семинаре по вопросам развития торговли и экономического сотрудничества между африканскими странами и членами СЭВ.
В связи с укоренившейся тенденцией постоянного расширения политических и экономических связей с социалистическим содружеством необходимо иметь в виду, что в Эфиопии еще не устранены из общественной жизни силы, которые противятся этим дружественным отношениям. Они по-прежнему ориентируются на Запад и надеются, что значительные займы, кредиты и безвозмездные ссуды, поступающие от империалистических держав (к 1989 г. более чем на 2 млрд. долл.), будут способствовать «сбалансированному» внешнеполитическому курсу, [366] а при благоприятных условиях — и вообще отходу страны от мира социализма. Определенные круги в эфиопском обществе поддерживают буржуазную концепцию «равноудаленности», направленную в конечном счете на подрыв отношений с социалистическим содружеством. Ими используется также и то, что трудности, переживаемые Эфиопией, вынуждают ее обращаться к Западу за финансовой и экономической помощью.
Изменения, происходящие в мире в связи с реализацией нового политического мышления, позитивно сказываются и на внешнеполитической деятельности Эфиопии на Ближнем и Среднем Востоке и на Африканском Роге. В конце 80-х годов страна активизировала контакты с арабскими государствами. В мае 1988 г. были восстановлены дипломатические отношения с Тунисом, а в октябре того же года состоялся визит Менгисту Хайле Мариама в Сирию. В ходе его эфиопский лидер неизменно подчеркивал, что «Эфиопия и страны Среднего Востока — не только близкие соседи вследствие их географического положения, но также имеют исторические культурные, религиозные, торговые и прочие связи с древних времен» [138, 12.10.1988]. Развивая отношения со странами, входящими в Лигу арабских стран, Эфиопия стремится, в частности, решить сложные проблемы Африканского Рога. [367]
Глава 10
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ
Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.