Тенденции внешнеполитического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С победой Сентябрьской революции 1974 г. заметно возрос политический авторитет Эфиопии в международных делах, и осо­бенно в развивающемся мире. Эфиопия выдвинулась на пере­довые позиции в борьбе освободившихся стран с империализмом и неоколониализмом, в движении неприсоединения и афро­азиатской солидарности. Руководствуясь принципами внешней политики, сформулированными в Программе национально-демо­кратической революции, а с сентября 1984 г. в Программе РПЭ, ВВАС и правительство сделали немало, чтобы, отказавшись от прежнего умеренного, порой половинчатого и непоследователь­ного курса на международной арене, изменить сущность дипло­матической деятельности эфиопского государства, придать ей [353] подлинно прогрессивный характер, обеспечить благоприятные внешние условия для некапиталистического строительства, ак­тивизировать участие в противодействии неоколониалистским устремлениям Запада, поднять на качественно новый уровень связи с Советским Союзом, социалистическим содружеством, а также добиться безопасности границ Эфиопии, укрепления ее независимости, суверенитета.

В отличие от дипломатии Хайле Селассие, осуществлявшей­ся в рамках феодально-абсолютистского строя, внешняя поли­тика в революционной Эфиопии служит тем слоям общества, которые составили социальную основу прогрессивной преобразо­вательной деятельности в стране. Хотя личностный фактор по-прежнему доминирует в международных связях Эфиопии, отныне он действует для обеспечения интересов более широких слоев населения, а не узкоклассовых потребностей император­ского режима. В сравнении с предыдущими десятилетиями внеш­няя политика Эфиопии с середины 70-х годов становится адек­ватной внутренним социально-экономическим и политическим: процессам.

Уже первые шаги революционной Аддис-Абебы по преодоле­нию весьма прохладного, настороженного и даже откровенно-негативного отношения многих африканских стран к переменам в Эфиопии показали эффективность нарождавшейся новой дип­ломатии, соответствующей курсу на социализм. В результате переговоров, которые эфиопские делегации вели в столицах африканских государств в 1974—1975 гг., им удалось сломать лед недоверия и подозрительности к событиям в Эфиопии и даже установить в ряде случаев более тесные, чем прежде, свя­зи (например, с Танзанией). Однако в конце 80-х годов вновь возникла в Африке некоторая настороженность к Эфиопии; воз­можно, это связано с радикализмом эфиопского режима, от­талкивающего от него консервативных и умеренных руководи­телей Африки.

В связи с тем, что содержание внешней политики новой Эфиопии, ее направления и акценты изменились, нет оснований утверждать о полном разрыве и отсутствии преемственности с дореволюционным опытом. Революционные власти не отказа­лись целиком от полученного дипломатического наследства. Они использовали все самое ценное, самое рациональное, разумное, что было достигнуто предшествовавшими поколениями. Раз­личия между прошлым и современным подходом к междуна­родным, региональным и субрегиональным проблемам значи­тельны. От прежних лет ВВАС достался высокий престиж Эфиопии в ОАЕ, движении неприсоединения, в других международных организациях, доверие, каким пользовалась страна в Африке, Азии и Латинской Америке, богатые традиции анти­колониальной борьбы и т. д. В революционной Аддис-Абебе бережно сохранили все крупные внешнеполитические достиже­ния, соответствовавшие нуждам самостоятельного национального [354] развития, и решительно отбросили все то, что носило клас­сово-ограниченный характер, выполняло определенный социаль­но-консервативный заказ абсолютной монархии.

Углубление прогрессивных тенденций в развитии Эфиопии привело к ограничению ее связей с империалистическими дер­жавами и одновременно к расширению контактов с мировым со­циализмом, установлению дипломатических отношений с Кубой, ГДР, Вьетнамом. Логика некапиталистического строительства неумолимо требовала от Аддис-Абебы радикальных акций в на­ционально-освободительном движении, активной позиции по самым животрепещущим проблемам современности. Учет Ад­дис-Абебой реальностей международной обстановки, ее возра­стающая прогрессивная роль в системе отношений мирового сообщества, позитивный характер предпринимавшихся внешне­политических акций содействовали росту политической созна­тельности народных масс страны, а также снискали ей еще большее уважение и престиж.

Укреплению самостоятельности Эфиопии способствовали та­кие акции, как денонсация военных соглашений с США, под­писанных еще в 1953 г. Хайле Селассие, закрытие всех аме­риканских учреждений (кроме посольства), выдворение амери­канской военной миссии, прекращение военных контактов с Англией, ФРГ и Израилем, окончательный разрыв отношений с Тель-Авивом, прекращение консульской деятельности США, Англии и Италии в ряде эфиопских городов, отказ от «помощи» американских советников, резкое ограничение количества спе­циалистов из западных стран во всех сферах общественной и хозяйственной жизни. Не все эти меры со временем выдержали экзамен на целесообразность. Но, несмотря на это, благодаря этим мерам намного уменьшилось влияние Запада и прежде всего Вашингтона. В Аддис-Абебе, таким образом, получили больший простор для углубления антиимпериалистического со­держания революции.

В стране решительно выступили против включения ее тер­ритории в рамки оперативного командования США «Сентком», ежегодно организуемых Вашингтоном маневров в ряде прикрасноморских стран, создания Вашингтоном военных баз в сосед­них странах и т. д. В эфиопской столице были убеждены в том, что опасность для судеб мира, для будущего Африки исхо­дит от США [123, 14.09.1982]. Эфиопия отвергла концепцию администрации Рейгана о приравнивании национально-освобо­дительного движения к «международному терроризму», спра­ведливо увидев в ней планы США «по дальнейшей эксплуата­ции природных ресурсов данного региона и дискредитации... стран, отказывающихся подчиниться диктату американского им­периализма» [138, 19.02.1982].

Агрессивные акции США, ряда других стран НАТО неизмен­но осуждаются Эфиопией. Так было, например, в отношении американской интервенции в Гренаде в 1983 г., подрывных действий [355] Вашингтона против Никарагуа, Ливии, Афганистана и Кампучии в 80-е годы. В Аддис-Абебе отвергли попытки США вмешаться во внутренние дела Эфиопии посредством осущест­вления так называемой региональной инициативы президента Рейгана, провозглашенной в октябре 1985 г. В специальном заявлении министерства иностранных дел Эфиопии по этому поводу особо подчеркивалось, что именно Вашингтон угрожает миру и безопасности государств на Африканском Роге [138, 31.10.1985; 123, 01.11.1985].

США с середины 70-х годов активизировали свою поддержку ирредентистским устремлениям Сомали и сепаратистским орга­низациям, действующим в Эфиопии. Даже сложную ситуацию, возникшую в стране в связи с засухой, США попытались использовать против революционной власти. Длительный отказ от поставок обещанного зерна, требование обязательного распре­деления полученного продовольствия по усмотрению американ­ских эмиссаров, предоставление залежалых товаров, сокраще­ние Японией под давлением Белого дома продовольственной по­мощи, пропагандистская шумиха вокруг якобы насильственного переселения голодающих эфиопов из северных районов — вот далеко не полный перечень тех конкретных шагов, которые предпринял Вашингтон тогда, когда эфиопские власти делали все возможное, чтобы устранить негативные последствия засу­хи. Во время поездки по странам Африки в марте 1985 г. вице-президент США Дж. Буш объявил даже об увеличении амери­канской помощи сепаратистским организациям, отстаивавшим раскол Эфиопии. Совместно со спецслужбами Израиля и при посредничестве Судана США участвовали в 1984 г. в осущест­влении операции «Моисей» — тайной переброски в Израиль эфиопских фалаша — граждан Эфиопии иудейского вероиспове­дания. По существу, это — прямой акт агрессии США против революционной Эфиопии.

В годы борьбы Эфиопии с засухой другие империалистиче­ские державы осуществили ряд мер, аналогичных тем, какие предприняли США. И не случайно, что в середине 80-х годов произошло некоторое оживление деятельности сепаратистов '(например, контакты НФОЭ с французской социалистической партией). Предоставление Западом продовольственной помощи сочеталось, таким образом, с происками относительно пере­ориентации Эфиопии.

В условиях, когда требовалось максимальное напряжение усилий по ликвидации последствий засухи, Аддис-Абебе при­ходилось направлять немало государственных ресурсов, чтобы противодействовать подобным акциям империализма и его мест­ным пособникам. Принимая продовольственную помощь стран Запада и будучи им (как и другим государствам мира) за это признательна [122, 1985, № 48, с. 10], Эфиопия не поступилась своими внешне- и внутриполитическими принципами. Страна продолжала осуществлять антиимпериалистический курс. [356]

В обстановке, когда США усилили свое военное присутствие в Индийском океане, Эфиопия совместно с Индией, Мадагаска­ром и некоторыми другими государствами наиболее последо­вательно и настойчиво выступает за его превращение в зону мира и всецело поддерживает предложение о проведении Меж­дународной конференции по Индийскому океану.

Антиимпериалистический, антинеоколониалистский курс эфи­опского правительства, тесно сочетающийся с антивоенной позицией и позитивным нейтралитетом, нашел свое яркое вы­ражение в активном участии его представителей в работе VI и VII конференций неприсоединившихся стран в Гаване и Дели, признании Джибути, САДР, Анголы, Мозамбика, Зимбабве, ре­волюционной Кампучии и вставшего на путь прогресса Афга­нистана, твердой поддержке Никарагуа в ее антиамериканском сопротивлении, а также народов юга Африки в их борьбе про­тив апартеида и расизма и СВАПО, единственного законного представителя Намибии.

В Совете Безопасности ООН в феврале 1986 г. делегат Эфио­пии подверг резкой критике западные державы, и прежде всего США, за поддержку расистского режима ЮАР [123.09.02.1986].

В Аддис-Абебе осудили США за вето, наложенное президен­том Р. Рейганом на решение американского конгресса о введе­нии ограниченных экономических санкций против режима Пре­тории в сентябре 1986 г. «Этот шаг,— писала „Эфиопиэн ге­ральд",— со всей очевидностью показывает стремление нынеш­ней администрации во что бы то ни стало защищать интересы расистов, совершенно игнорируя страдания африканского боль­шинства ЮАР» (цит. по [116, 1986, № 42, с. 4]). Менгисту Хайле Мариам, выступая на VIII Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, заявил, что прово­димая США политика «конструктивного сотрудничества» с ЮАР подтолкнула расистский режим на еще более жесткие репрессии в Южной Африке. 25 мая 1986 г. корреспондент ЮПИ передал из Аддис-Абебы со ссылкой на министерство иностранных дел Эфиопии, что во время переговоров с АНК, СВАПО и послами «прифронтовых» государств Менгисту Хайле Мариам объявил о готовности вооружить и обучить 10 тыс. африканцев для ос­вобождения Намибии и уничтожения апартеида в ЮАР.

11—13 октября 1985 г. в Аддис-Абебе состоялась Междуна­родная конференция солидарности с народами Южной Африки, которая продемонстрировала твердую поддержку демократиче­скими силами стран мира, в том числе и Эфиопии, освободи­тельной борьбы угнетенных масс юга континента. Выступая на многотысячном митинге трудящихся столицы Эфиопии по слу­чаю окончания работы этого форума, Менгисту Хайле Мариам подтвердил решимость эфиопского народа, РПЭ и правительст­ва внести свой вклад в претворение в жизнь программы дей­ствий, принятой на этом форуме [123, 14.10.1985]. Крепнут свя­зи Эфиопии с Индией, Конго, Алжиром и многими другими [357] афро-азиатскими и латиноамериканскими странами. Пример тому — отношения Эфиопии с Алжиром, который в 1985 г., в частности, согласился предоставить Аддис-Абебе заем в 10 млн. долл. на цели экономического развития.

Эфиопии и другим 29 странам Африки удалось предотвра­тить в 1982 г. раскол в ОАЕ, когда США, следуя политике «разделяй и властвуй», попытались сорвать XIX сессию Ас­самблеи глав государств и правительств африканских стран в Триполи [170, с. 153]. Менгисту Хайле Мариам справедливо оценил итоги встреч в ливийской столице как победу над вра­гами Африки, и прежде всего над подрывной деятельностью сил империализма на континенте [170, с. 155]. Сложная ситуация в ОАЕ возникла в 1984 г. в связи с отказом Гвинеи провести в Конакри очередную встречу в верхах. И вновь усилия Эфио­пии сыграли важную роль в преодолении нового кризиса в ОАЕ. XIX сессия, а также две последующие — XX и XXI — по едино­душному согласию состоялись в Аддис-Абебе. В этом отрази­лось возросшее доверие Африки к Эфиопии как стране, много сделавшей для преодоления кризиса в ОАЕ. В Эфиопии, когда в 1983 г. ее руководителя избрали председателем ОАЕ, «пред­приняли различные шаги для разрешения... сложных политиче­ских проблем Африки, таких, как положение в Чаде и Западной Сахаре, преодоление вмешательства внешних сил во внутрен­ние дела, защита прав и свобод народов континента» [123, 30.03.1984]. На XX сессии ОАЕ была дана высокая оценка дея­тельности Менгисту Хайле Мариама на посту председателя этой общеафриканской организации [123, 13.11.1984].

Особое внимание в Аддис-Абебе придавали урегулированию ситуации в Чаде. Такая заинтересованность не случайна. Дело в том, что, как писал корреспондент Франс Пресс: «Чад стоит у ворот к Красному морю, от которого его отделяет лишь не­прочный Судан, а следовательно, к Саудовской Аравии и не­замерзающим морям» [123, 07.08.1983]. Судан, Саудовская Ара­вия и Красное море упомянуты здесь в связи с тем, что Ва­шингтон, в известной мере стоявший за спиной интервенционист­ской политики Франции в Чаде, являлся активным сторонником планов арабской реакции, направленных на превращение Крас­ного моря во «внутреннее озеро арабов». Составной частью этой стратегической линии консервативных ближневосточных режи­мов и США в регионе стала поддержка ими эритрейских сепа­ратистов и сомалийских ирредентистов, направленная в конеч­ном счете на ликвидацию эфиопской революции. Показательно мнение газеты «Монд»: «В геополитическом плане арабские со­седи, и в частности Саудовская Аравия, весьма обеспокоены тем, что власть, заявляющая о своей приверженности марксиз­му, обоснуется в Асмэре и в стратегической зоне Баб-эль-Ман­дебского пролива» [154, 28.02.1978].

Именно империализм и его союзники в Прикрасноморье и зоне Персидского залива подтолкнули режим Сиада Барре на [358] агрессию против Эфиопии в 1977—1978 гг. Это серьезно подор­вало наметившийся процесс развития добрососедства и вза­имопонимания на Африканском Роге. Положение на Африкан­ском Роге уже неоднократно обсуждалось между главами внеш­неполитических ведомств СССР и США и на встречах на высшем уровне между лидерами этих двух стран. Не случайно, ибо от нормализации здесь отношений зависят судьбы мира в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке.

Правительство Аддис-Абебы совершенно справедливо рас­сматривает создание американских военных баз в Бербере и других городах Сомали как прямую угрозу единству и неза­висимости Эфиопии, как дестабилизирующий фактор для дела -мира и безопасности в Красном море, Персидском заливе и Ин­дийском океане [123, 01.09.1980]. В 1985 г. особое беспокойство в Аддис-Абебе вызвало сообщение о военных контактах между Сомали и ЮАР, а также о тайном сговоре Сомали и Израиля [117, 25.02, 29.03, 1985]. Участие сомалийских войск в военных маневрах американо-египетских войск «Брайт стар» в 1983— 1985 гг. заметно осложняло обстановку на Африканском Роге.

Однако начиная с 1986 г. появились заметные признаки улучшения эфиопо-сомалийских отношений. В январе в Джибу­ти, где проходила учредительная ассамблея межправительст­венной организации по борьбе с засухой и развитию стран Вос­точной Африки, состоялись переговоры Менгисту Хайле Ма­риама с Сиадом Барре. «Моя встреча с президентом Сомали... — говорил лидер эфиопской революции,— была проведена по на­шей инициативе. Хотя нельзя рассчитывать на то, что одним взмахом руки можно разрешить давно уже существующие проб­лемы, начало вселяет определенные надежды» [159, 04.08.1986]. Тогда же в Джибути было решено создать совместный комитет по нормализации двусторонних отношений. Приехавший в мае в Аддис-Абебу сомалийский министр иностранных дел Абдурах-ман Джама Барре отметил, что Сомали преисполнена решимос­ти найти прочное решение разногласий между двумя странами [122, 1986, № 22, с. 10]. В столице Эфиопии главы внешнеполи­тических ведомств условились продолжить консультации в рам­ках учрежденного комитета. 23—26 августа 1986 г. в Могади­шо состоялась его вторая сессия. В распространенном коммюни­ке указывалось, что она характеризовалась «общим стремле­нием к установлению миролюбивых отношений между двумя странами» [123, 28.08.1986]. В апреле 1987 г. в Аддис-Абебе проходило третье заседание комитета. Оно состоялось, несмот­ря на имевшие место в феврале вооруженные столкновения между двумя странами. Как отмечено в итоговом заявлении по окончании встречи в столице Эфиопии, обе стороны согласились, что продолжат начавшийся диалог в Могадишо и что им сле­дует воздерживаться от любых действий, которые могут поста­вить под угрозу продолжавшиеся контакты [123, 04.04.1987]. В апреле 1988 г. Эфиопия и Сомали договорились о восстановлении [359] дипломатических отношений и отводе войск в глубь своих территорий от границы на 15 км. (Этот шаг приветствовался в: разных странах мира, в том числе в СССР) [123, 04.1988]. В августе 1988 г. начался обмен военнопленными, оказавши­мися в Эфиопии и Сомали во время военных действий в 1977— 1978гг. [123, 26.08.1988].

Возможно, в нормализации эфиопо-сомалийских отношений благоприятно сказались не только позиция СССР, но и участив­шиеся в 1987—1988 гг. контакты Аддис-Абебы с Вашингтоном, где, однако, еще совсем недавно были сильны тенденции к объявлению Эфиопии страной, в которой США поддерживают ан­тикоммунистический мятеж [122, 1986, № 20, с. 16—17].

Пятью годами раньше, в 1983 г., к антиэфиопской кампании США вновь подключили Судан, с которым у Аддис-Абе­бы начали было улучшаться отношения. Без преувеличения: можно утверждать, что как только в Судане осложнялась внутриполитическая обстановка, так мгновенно по инициативе Хар­тума, ориентировавшегося при президенте Нимейри всецело на США, ухудшались судано-эфиопские отношения. МИД Эфио­пии в марте 1984 г. вполне обоснованно определил цель создав­шейся тогда военно-политической оси «Хартум—Вашингтон» как посягательство на независимость Эфиопии и подрыв ее тер­риториальной целостности [119, 13.03.1984]. Лишь после сверже­ния в апреле 1985 г. режима Нимейри наметились было опре­деленные сдвиги в вопросе нормализации отношений между Эфиопией и Суданом. В сентябре 1986 г. в Аддис-Абебе вновь высказали надежду на улучшение отношений с Суданом. В мае 1988 г. начались переговоры Эфиопии и Судана с целью норма­лизации двусторонних отношений.

Несмотря на попытки США еще во второй половине 70-х го­дов изолировать Эфиопию в регионе, ей удалось наладить проч­ные дружественные связи с НДРЙ, Кенией, Джибути, а также Ливией. Новым фактором в развитии контактов между Аддис-Абебой, Аденом и Триполи стал трехсторонний Договор о друж­бе и сотрудничестве, подписанный на встрече руководителей этих стран в южнойеменской столице в августе 1981 г. Договор, имеющий четко выраженный антиимпериалистический, антисио­нистский характер, предусматривает координацию сотрудниче­ства в политической, экономической и военной областях, созда­ние Высшего совета в составе глав трех государств, а также совместных министерских комиссий для реализации целей до­говора. В рамках этого соглашения было проведено чрезвычай­ное заседание политического комитета министров иностранных: дел Эфиопии, Ливии и НДРЙ в 1981 г., разоблачившего аме­риканское вмешательство в дела Ближнего и Среднего Востока и Африканского Рога «не только для устрашения (этих трех стран), но и для обеспечения доминирующей роли США в дан­ных районах» [122, 1981, № 50, с. 9]. Аддис-Абеба и Триполи, основываясь на условиях Договора, подписали в 1981 г. ряд [360] соглашений о создании совместных предприятий в обрабатываю­щей промышленности, сельском хозяйстве и по добыче полезных ископаемых, а в 1982 г. с Аденом эфиопы заключили соглаше­ние о развитии туризма [113, 05.12.1981; 26.06.1982]. В эфиоп­ской столице не раз высказывали благодарность НДРЙ за по­мощь в укреплении обороноспособности и отражении интервен­ционистских сил в 1977—1978 гг. [117, 1979, № 38, с. 14]. В де­кабре 1983 г. был подписан протокол о сотрудничестве между внешнеполитическими ведомствами Эфиопии в НДРЙ сроком на два года [138, 17.12.1983], в 1985 г. он был продлен. В фев­рале 1985 г. в Аддис-Абебе подписали эфиопо-южнойеменское соглашение о расширении взаимного товарооборота и договор о сотрудничестве в области высшего образования и подготовки кад­ров. Регулярно проходят сессии совместной комиссии по эконо­мическому, научному и техническому сотрудничеству Эфиопии и НДРЙ [117, 21.02.1985; 113, 13.04.1985].

Заметно активизировались отношения Эфиопии с Джибути после того, как эта страна обрела независимость. В отличие от императорского режима, который, удостоверившись в невозможности включить Джибути в пределы эфиопского государст­ва стал рассчитывать на сохранение колониального владычест­ва Франции в Джибути [140, 1964, № 9, с. 5], ВВАС, придя к власти, сразу же заявил о поддержке народа соседней страны в борьбе за свободу. В 1981 г. в Аддис-Абебе были заключены джибутийско-эфиопский договор о дружбе и сотрудничестве, общее соглашение по вопросам транспорта, соглашения о соз­дании совместной комиссии по экономическому, научному и тех­ническому сотрудничеству, о сотрудничестве в области эконо­мики, науки и техники и о сотрудничестве в области культуры [113, 23.04, 05.11.1981; 137, 1981, т. 58, № 623, с. 39].

Важным шагом, имевшим большое значение для упрочения независимости обеих стран, стало образование совместной ком­пании «Шмен де фер джибути-этиопьен» вместо «Компании франко-эфиопской железной дороги от Джибути до Аддис-Абебы».

В 1985 г. Эфиопия и Джибути подписали соглашение, в ко­тором, в частности, предусматривается улучшение работы этой железнодорожной магистрали.

Заметное место в деятельности эфиопского правительства за­няло создание при содействии ООН Постоянной межправитель­ственной организации, которая занималась бы вопросами борь­бы с засухой в шести восточноафриканских странах (Эфиопия, Кения, Джибути, Сомали, Уганда и Судан) и экономического развития в регионе. В январе 1986 г. она была образована. Ею принят основополагающий документ «План действий».

Это — не единственная попытка Аддис-Абебы совместно с другими странами Африки решить социальные и экономические проблемы. Эфиопия активно участвует в конференциях мини­стров иностранных дел государств бассейна р. Нила. Страна [361] подписала в 1984 г. соглашение о создании преференциальной торговой зоны для Восточной и Южной Африки. Эфиопское пра­вительство придает большое значение реализации Лагосского плана действий, предусматривающего в целом осуществление радикальной стратегии развития Африки на основе коллектив­ного и национального самообеспечения. «Эфиопиэн геральд» писала 12 июля 1984 г. о том, что скорейшее выполнение Ла­госского плана позволит Эфиопии и другим государствам кон­тинента преодолеть существующие экономические проблемы. Вместе с другими освободившимися странами Эфиопия высту­пает за установление нового международного экономического лорядка.

Эфиопия, осуждая империалистическую политику нагнета­ния международной напряженности, активна в антивоенном дви­жении. В стране широко и торжественно отметили 40-летие Ве­ликой Победы над фашизмом. Она поддерживает все мирные инициативы СССР. Особый отклик в Аддис-Абебе вызвало За­явление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 15 января 1986 г. Эфиопия не раз выступала с предложе­нием об объявлении Африки безъядерной зоной. Эфиопская де­легация вновь обратилась с ним на I Общеафриканской конфе­ренции по вопросам безопасности, разоружения и развития в Ломе в августе 1985 г., отметив при этом огромное международ­ное значение введенного СССР с 6 августа того же года мора­тория на любые ядерные испытания [123, 16.08.1985; 117, 17.08.1985].

Миролюбивая, антивоенная позиция Эфиопии получила меж­дународное признание. Еще в 1980 г. Президиум Всемирного Совета Мира наградил Менгисту Хайле Мариама «Золотой ме­далью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри. Эта награда, по словам руководителя эфиопской революции, «является оценкой беззаветной борьбы за справедливость и мир, которую ведет наш народ» [123, 01.03.1980].

Важнейшим завоеванием эфиопской революции стало углуб­ление связей с социалистическим содружеством. В Аддис-Абе­бе признают, что сотрудничество с Советским Союзом — крае­угольный камень политики Эфиопии, «которая видит в лице первого в мире социалистического государства надежного друга и союзника в деле построения нового общества социальной спра­ведливости и равенства» [123, 13.08.1981]. С победой револю­ции в 1974 г. отношения между СССР и Эфиопией поднялись па качественно новый уровень: они стали, как говорил Менгисту Хайле Мариам, «отношениями союзников в борьбе за единые цели» [21, с. 15].

В основе советско-эфиопских отношений лежит Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный в ноябре 1978 г. Он укрепил международное положение Эфиопии, повысил ее пре­стиж в мировом сообществе, содействовал дальнейшему про­грессу в развитии народов этой африканской страны. [362]

Крупным событием в жизни Эфиопии стало соглашение о сотрудничестве между КПСС и КОПТЭ, подписанное 12 ок­тября 1982 г. 18 декабря 1984 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между КПСС и РПЭ. Межпартийные связи обе стороны рассматривают «как важнейшую составную часть двусторонних отношений между Советским Союзом и Социали­стической Эфиопией» [123, 12.11.1985]. Особое значение для советско-эфиопских отношений имели визиты Менгисту Хайле Мариама в Советский Союз в 1977, 1978, 1980, 1982, 1984, 1985, 1986, 1987 и 1988 гг. и советских руководителей в Аддис-Абебу.

С 1974 г. между Эфиопией и СССР подписано более 50 со­глашений и других межправительственных документов по воп­росам двустороннего экономического сотрудничества. При этом советская помощь способствует развитию прежде всего ключе­вых отраслей народного хозяйства Эфиопии. Во исполнение до­стигнутых договоренностей СССР оказывает Эфиопии экономи­ческую помощь в сооружении 43 объектов. В их число входят поисково-разведочные работы на нефть и газ, строительство ГЭС мощностью 152 тыс. кВт в Мелка-Вакане (с участием Чехо­словакии), завершенное к концу 1988 г., создание строительной базы, включая цементный завод в Дыре-Дауа с годовой произво­дительностью 600 тыс. т цемента, постройка около 90 складов для хранения зерна и комбикормов и 5 холодильников для про­дуктов животноводства, расширение нефтеперерабатывающего завода в Асэбе до 1 млн. т нефтепродуктов в год, строительство тракторосборочного завода, рассчитанного на выпуск в год 3 тыс. тракторов, 400 комбайнов, 900 прицепов, организация центра по обслуживанию сельхозтехники и т. д. СССР участ­вует в разработке долгосрочных программ экономического раз­вития, в организации и совершенствовании плановой деятель­ности в стране [197, с. 70]. В марте 1984 г. состоялось подпи­сание межправительственных документов, предусматривающих дальнейшее развитие экономического и технического сотрудни­чества между СССР и Эфиопией в области сельского хозяйства, химической и легкой промышленности [123, 01.04.1984].

В сентябре 1984 г. принята Долгосрочная программа эконо­мического сотрудничества между СССР и Эфиопией. В ней предусмотрено решение двух взаимосвязанных задач — помощи в развитии производительных сил и в расширении производства экспортной продукции, в том числе и той, в которой заинтере­сован Советский Союз. В соответствии с ее конкретными поло­жениями наша страна участвует в агроирригационном освоении земель в районах Гамбела и Тендахо, строительстве мясокон­сервного завода, текстильного комбината и других промышлен­ных объектов, изучении биоресурсов Красного моря и т. д.

Бескорыстную помощь оказал Советский Союз в ликвидации последствий засухи. Помимо продовольствия, медикаментов, одеял и палаток наша страна направила Эфиопии крупный транспортный отряд. Советские врачи развернули полевой госпиталь [363] в Асосе; немало наших медиков оказывали помощь в лагерях беженцев на севере. СССР предоставил Эфиопии ма­шины «скорой помощи», автоцистерны для доставки воды, грузовики, оборудование для бурения колодцев. Большинство гру­зов, поступивших в Эфиопию из-за рубежа, перевезли советские летчики и шоферы. Они же осуществили транспортировку сотен тысяч переселенцев. Особенностью помощи СССР в борьбе с засухой было то, что посредством ее решались не только те­кущие задачи, но и закладывались основы для достижения долгосрочных целей «Программы действия». Яркий пример тому — ускорение комплексного освоения крупного массива в нижнем течении р. Аваш, где будет создан госхоз с советской технологией возделывания хлопчатника [123, 19.03.1985]. В фев­рале 1985 г. подписано соглашение о предоставлении Советским Союзом Эфиопии займа в 66 млн. бырров для мелиоративных работ [116, 1985, № 22, с. 7]. В 1988 г. СССР предоставил Эфиопии 250 тыс. т зерна для борьбы с голодом из-за засухи, направив также врачей, авиаотряд, автомашины для перевоз­ки грузов [122, 1988, № 7, с. 21].

Заметна роль СССР в подготовке национальных кадров. Примером здесь является Политехнический институт в Бахр-Даре, построенный СССР в дар эфиопскому народу, выпустив­ший уже более 2 тыс. специалистов. В мае 1984 г. в Аддис-Абе­бе подписан советско-эфиопский межправительственный прото­кол об оказании содействия Эфиопии в модернизации и расши­рении этого учебного заведения [123, 18.05.1984]. Советский Союз содействует также становлению и совершенствованию про­фессионально-технического образования в Эфиопии, о чем сви­детельствуют, в частности, положения межправительственного протокола от 12 августа 1981 г.: командирование до 40 совет­ских специалистов для работы в качестве преподавателей и ма­стеров сроком на 2—3 года, безвозмездная поставка оборудо­вания и учебно-наглядных пособий и оплата расходов на пре­бывание в стране специалистов па сумму до 8 млн. руб. и т. д. [31, с. 29—31]. Кроме того, сотни советских учителей трудятся: в эфиопских школах, а около 3 тыс. студентов, аспирантов и стажеров из этой африканской страны обучаются в советских вузах, техникумах и ПТУ. В Аддис-Абебе сложилась добрая традиция: на советской постоянной выставке проходят встречи молодых африканских специалистов — выпусников вузов СССР с их советскими коллегами, работающими в различных отраслях народного хозяйства Эфиопии [117, 03.01.1983]. Регулярно про­водятся Дни СССР в Аддис-Абебе. Значительна роль в этом эфиопо-советского комитета дружбы и солидарности, образо­вавшегося уже после низложения императора. Росту духовной культуры эфиопского народа содействуют также книги, посту­пающие из СССР в дар аддис-абебским книгохранилищам и общественным организациям. Большое значение имеет соглаше­ние о сотрудничестве между Госкомиздатом СССР и эфиопским [364] государственным издательством «Кураз» [123, 16.04.1982]. За­метным явлением в общественной жизни Эфиопии стало согла­шение о сотрудничестве между Союзом журналистов СССР и Ассоциацией эфиопских журналистов, предусматривающее, в частности, широкое освещение социально-экономических и культурных достижений народов двух стран [117, 30.04.1983]. В 1983—1986 гг. в Аддис-Абебе были организованы временные выставки, посвященные 60-летию образования СССР, науке, технике и экономике Азербайджанской ССР и др. На советской постоянной выставке создан Клуб друзей русского языка, ко­торый объединяет эфиопов — выпускников советских вузов.

К середине 80-х годов возрос объем финансовой помощи Со­ветского Союза; только в 1979—1980 гг. СССР предоставил Эфиопии займов и кредитов на 140 млн. руб. Все они идут на цели хозяйственного строительства, укрепляющего экономиче­скую самостоятельность эфиопского государства.

Таким образом, советско-эфиопские отношения развиваются и крепнут, и главное — они служат, как писала «Эфиопиэн ге­ральд», делу мира и социального прогресса [138, 22.04.1983].

Ближайшими друзьями Эфиопии стали также ГДР, Куба, Болгария и другие страны — члены СЭВ. Советский Союз и Куба участвуют в настоящее время в строительстве вооружен­ных сил Эфиопии. Кубинские интернационалисты немало сделали, чтобы помочь эфиопам изгнать врага. Знаменательным событием в жизни Эфиопии стал визит в Аддис-Абебу Фиделя Кастро в 1977 г., в ходе которого с новой силой подтвердилось мнение «Эфиопиэн геральд» о том, что кубинская революция всегда была вдохновляющим примером для развивающихся стран [117, 17.03.1977]. Куба, ГДР и другие братские страны направили в Эфиопию сотни врачей, учителей, инженеров, дру­гих специалистов. Созданная смешанная комиссия по экономи­ческому и научно-техническому сотрудничеству между Кубой и Эфиопией координирует вопросы двусторонних хозяйственных связей.

Аналогичные правительственные органы существуют между Эфиопией и другими социалистическими государствами. Куба и ГДР совместно построили цементный завод в Мугере. При помощи ГДР построены маслобойня в районе Бахр-Дара, тек­стильный комбинат в Комбольче (вместе с ЧССР), мастерская в Аддис-Абебе по ремонту автомашин и сельхозтехники. В 1984 г. было подписано соглашение между СЕПГ и РПЭ о сотрудничестве на основе того, что обе политические организа­ции являются приверженцами марксизма-ленинизма и проле­тарского интернационализма.

Активно развивают связи с Эфиопией ЧССР, осуществляю­щая строительство пивоваренного завода в Харэре и предоста­вившая кредит в 20 млн. долл. на закупки машин и оборудо­вания, и Болгария, участвующая в формировании агропромыш­ленных комплексов в стране и организующая свои связи на [365] базе подписанных с Аддис-Абебой «Основных направлений эко­номического и научно-технического сотрудничества между НРБ и Эфиопией на период 1986—1990 гг.». В 1985 г. между Эфио­пией и ЧССР подписана Долгосрочная программа сотрудни­чества на 1986—1990 гг.

В 80-е годы интенсивно развивались связи Эфиопии с КНДР. При помощи КНДР, предоставившей беспроцентный заем в 129 млн. бырров, сооружается ГЭС мощностью 300 тыс. кВт на р. Гыбе в Кэфе. В 1984 г. создан эфиопо-корейский комитет дружбы.

Показателен рост внешней торговли Эфиопии с социалисти­ческими государствами: в 1972—1982 гг. экспорт в эти страны увеличился с 7,3 до 17%, а импорт оттуда — с 4,2 до 28% [153, 1983, т. 3, № 12, с. 101]. Увеличивается также объем предостав­ляемых кредитов: в 1981 г. он составил около 26% общей сум­мы полученных Эфиопией займов.

В ходе переговоров, состоявшихся 12 ноября—12 декабря 1978 г., СССР, ГДР, Куба, ЧССР, Румыния, Польша, Болгария и Югославия заявили эфиопской делегации о том, что окажут широкую помощь в области предоставления долгосрочных зай­мов под низкий процент, безвозмездных ссуд, машин и обору­дования, строительства заводов, фабрик, других хозяйственных объектов, подготовки национальных кадров и командирования в Эфиопию специалистов [227, с. 27—28].

Сотрудничество социалистических стран с Эфиопией коорди­нируется в рамках СЭВ, в работе которого Аддис-Абеба при­нимает участие в качестве наблюдателя [123, 15.11.1978]. Ре­волюционные власти придают большое значение контактам с СЭВ, рассматривая их как важный фактор своей внешней по­литики. Еще в 1978 г. в эфиопской столице выразили удовлет­ворение поддержкой со стороны СЭВ и заверениями в том, что Эфиопия «также может стать членом СЭВ после того, как укре­пит механизмы, обеспечивающие постоянный экономический рост» [116, 1978, № 28, с. 3]. Эфиопия стала участвовать во многих совещаниях и семинарах, организуемых социалистиче­скими странами или СЭВ, например, в координационной встре­че национальных комиссий по делам ЮНЕСКО социалистиче­ских государств в 1983 г., в семинаре по вопросам развития торговли и экономического сотрудничества между африкански­ми странами и членами СЭВ.

В связи с укоренившейся тенденцией постоянного расшире­ния политических и экономических связей с социалистическим содружеством необходимо иметь в виду, что в Эфиопии еще не устранены из общественной жизни силы, которые противятся этим дружественным отношениям. Они по-прежнему ориенти­руются на Запад и надеются, что значительные займы, кредиты и безвозмездные ссуды, поступающие от империалистических держав (к 1989 г. более чем на 2 млрд. долл.), будут спо­собствовать «сбалансированному» внешнеполитическому курсу, [366] а при благоприятных условиях — и вообще отходу страны от мира социализма. Определенные круги в эфиопском обществе поддерживают буржуазную концепцию «равноудаленности», на­правленную в конечном счете на подрыв отношений с социали­стическим содружеством. Ими используется также и то, что трудности, переживаемые Эфиопией, вынуждают ее обращаться к Западу за финансовой и экономической помощью.

Изменения, происходящие в мире в связи с реализацией но­вого политического мышления, позитивно сказываются и на внешнеполитической деятельности Эфиопии на Ближнем и Сред­нем Востоке и на Африканском Роге. В конце 80-х годов страна активизировала контакты с арабскими государствами. В мае 1988 г. были восстановлены дипломатические отношения с Туни­сом, а в октябре того же года состоялся визит Менгисту Хайле Мариама в Сирию. В ходе его эфиопский лидер неизменно под­черкивал, что «Эфиопия и страны Среднего Востока — не толь­ко близкие соседи вследствие их географического положения, но также имеют исторические культурные, религиозные, торговые и прочие связи с древних времен» [138, 12.10.1988]. Развивая от­ношения со странами, входящими в Лигу арабских стран, Эфио­пия стремится, в частности, решить сложные проблемы Афри­канского Рога. [367]

Глава 10

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.