В 1974 г. в Эфиопии вполне сложилась революционная ситуация.
Уже события первых недель 1974 г. показали, что глубокий кризис, переживаемый страной и усиленный энергетическими и валютными неурядицами мировой системы капитализма, непреодолим в условиях абсолютистско-монархического режима. Власти, как и прежде, пытались разрешить возникшие трудности за счет и так до предела обнищавшего, обездоленного [286] народа. Вместо реального улучшения жизни трудового люда, радикального удовлетворения его социальных потребностей они по-прежнему прибегали к репрессиям, ничего не значащим обещаниям и незначительным уступкам. Преследуя своекорыстные, узкоклассовые интересы, абсолютная монархия все активнее действовала «наперекор» требованиям масс, велению времени. На фоне нараставших лишений народа и непомерной роскоши богачей, полного бесправия трудящихся и всесилия угнетателей разворачивалось мощное антифеодальное, антиимператорское, антимонархическое и антиимпериалистическое движение самых широких слоев населения.
Многочисленные бунты в армии и демонстрации учащейся молодежи в январе — начале февраля 1974 г. явились непосредственным предвестником революционного Февраля и последующей борьбы против существовавшего строя, которая привела к Сентябрьской победе: низложению Хайле Селассие, уничтожению абсолютной монархии и созданию прогрессивных основ дальнейшего развития Эфиопии. В одном правительственном издании отмечалось, что Февральское (1974 г.) общенациональное восстание против деспотической и эксплуататорской системы произошло тогда, когда резко ухудшилась ситуация в экономической, социальной и политической сферах [44, с. 16; 46, с. 10—11],
Оно началось 18 февраля с забастовки в Аддис-Абебе учителей, потребовавших увеличения заработной платы, отмены предложенной правительством перестройки школьного дела и скорейшего проведения аграрной реформы. Одновременно с ними прекратили работу водители такси и автобусов, возмущенные повышением цен на бензин и другие нефтепродукты в среднем на 44% и ростом стоимости товаров первой необходимости (так, цены на муку, зерно и хлеб с декабря 1973 по февраль 1974 г. удвоились). «Более тысячи водителей такси,— писала „Эфиопиэн геральд",— вооружившись испытанным оружием пролетариата — булыжниками, вступили в настоящее сражение с полицией» [138, 24.02.1974]. К ним присоединились маргиналы (городская беднота, люмпен-пролетариат, безработные крестьяне, прибывшие в Аддис-Абебу из голодающих деревень, и др.), хлынувшие на центральные улицы из своих жалких лачуг. В озлоблении из-за крайней нищеты и неустроенности они забрасывали камнями полицейские наряды, витрины дорогих магазинов, роскошные автомобили и т. д.
В тот же день по Аддис-Абебе прокатилась волна студенческих демонстраций, в ходе которых участники выдвинули ряд политических требований: проведение радикальной аграрной реформы, принятие новой, демократической конституции, гарантирование гражданских свобод, создание правительства, ответственного перед парламентом, и т. д. Манифестанты, к которым примкнули старшеклассники, ученики начальных школ, работающая молодежь, сотрудники столичных служб и другие [287] жители Аддис-Абебы, выкрикивали обвинения в адрес членов правительства, знати и дочери императора Тэнанье Уорк [392, с. 4]. Тогда же забастовал наземный персонал «Эфиопиэн эйр-лайнз», недовольный низким жалованьем. В последующие дни в борьбу включилось еще большее число жителей Аддис-Абебы. 21 февраля центр города оказался в руках восставших.
Власти несколько растерялись: им еще не приходилось сталкиваться с выступлением такого размаха и накала (см. [195; 205]). Они не решались немедленно прибегнуть к помощи армии из-за недавних волнений в военно-воздушных частях в Дэбрэ-Зэйте и других воинских подразделениях. Широкое использование полиции ставилось тогда также под сомнение, ибо правительство боялось возможной негативной реакции со стороны армии, недоверчиво относившейся к полиции из-за ее участия в подавлении военного мятежа в Дэбрэ-Зэйте [346, с. 85]. К тому же вскоре выяснилось, что одними полицейскими силами не обойтись при усмирении взбунтовавшегося населения: наряды столичной полиции, брошенные властями па подавление восстания, не могли справиться с разраставшимся движением протеста.
Важным средством мобилизации народных масс на борьбу с режимом в эти бурные февральские дни явились листовки, буквально заполнившие столицу. Поток таких нелегальных материалов постоянно увеличивался. В них режим осуждался за деспотизм, бедственное положение страны, развенчивались монархические ценности, содержалось требование демократизации общественной и экономической жизни, настойчиво внушалась мысль о необходимости усиления борьбы против господствующих классов. Некоторые листовки призывали вооруженные силы встать на сторону народных масс, выступивших против угнетателей. В одной из них, озаглавленной «Обращение угнетенных масс к армии», сообщалось: «Министры и генералы обогащаются за счет солдата. Эфиопия пробуждается. Свергайте правительство, которое приносит пользу только немногим» [346, с. 86]. Неистовый дух протеста, стремление к общественному обновлению, пронизывающие листовки,— еще одно подтверждение вывода о том, что «практически сразу же борьба трудящихся стала приобретать политическую окраску, трансформируясь в борьбу против монархической системы в целом» [227, с. 13].
Вслед за Аддис-Абебой революционное движение охватило трудящиеся массы и маргинальные слои Назрета, Дэбрэ-Зэйта и других населенных пунктов. Но эпицентр восстания был, конечно, в столице, куда власти вскоре стянули промонархически настроенные войска.
На восставших обрушились самые жестокие репрессии [138, 24.02.1974; 152, 25.02.1974; 196, с. 30]. Одновременно правительство пошло на уступки: было объявлено о снижении цен на горючее, отмене непопулярной в народе школьной реформы, о предстоящем пересмотре заработной платы учителям, установлении контроля над ценами на продукты питания [138, 26.02.1974]. В попытке удержать на своей стороне вооруженные силы Хайле Селассие повысил жалованье на 18% рядовым и сержантам, причем это произошло после того, как части 4-й [288] дивизии, расквартированные в Аддис-Абебе, 23 февраля пригрозили «прекратить нести службу, если правительство не увеличит им оклады» [138, 24.02.1974; 152, 27—28.02, 21.03.1974; 392, с. 5].
Но было уже поздно. Армия, постепенно революционизируясь, предъявила длинный перечень экономических, социальных и политических требований (увеличение жалованья на 50%, пенсий, пособий раненым, полевых надбавок, проведение радикальной аграрной реформы, отставка и наказание за развал страны министров правительства Аклилю Хабтэ Уольда, пересмотр конституции, предоставление гражданских свобод и т. д.), подкрепив их в течение 25—28 февраля рядом военных акций, в том числе арестом высших офицеров и генералов, блокированием ключевых позиций в Аддис-Абебе, Асмэре, Мас-сауа и других населенных пунктах, захватом радиостанций. В антиправительственных выступлениях армии участвовали, как правило, солдаты, сержанты и младшие офицеры. Под их нажимом власти пошли на беспрецедентный шаг: правительство Аклилю Хабтэ Уольда 27 февраля подало в отставку, которая незамедлительно была принята императором. На следующий день Хайле Селассие назначил премьер-министром Ындалькачоу Мэконнына, пользовавшегося репутацией «либерала умеренного толка» [143, 13.03.1974] и в то же самое время принадлежавшего к одной из аристократических фамилий, а председателя сената генерал-лейтенанта Абий Абэбэ, которому во дворце первоначально даже поручили сформировать новое правительство, — министром обороны и начальником генерального штаба. Наиболее дальновидные члены Совета короны советовали императору даже отменить конституцию 1955 г., распустить парламент и провести всеобщие выборы [131, 1974, № 33, с. 23]. Но Хайле Селассие не отважился на такой шаг. Зато власти пошли навстречу взбунтовавшимся частям в вопросе удовлетворения почти всех материальных претензий.
Но брожение в армии не приостановилось. Тем более, что подразделения 4-й дивизии в качестве превентивной меры арестовали ряд бывших министров (внутренних дел Гетахун Тэсэмма, иностранных дел Мынасе Хайле, аграрной реформы и администрации Бэлай Аббайе, торговли и промышленности Кэтэма Ифру и др.). Это, как полагают западногерманские ученые Г. Шеллер и П. Брицке, «явилось... прямым следствием народного требования об ответственности бывших министров за неумелое руководство и коррупцию» [392, с. 6]. Вскоре по настоянию армейских низов и населения во дворце сменили многих высших военных и административных руководителей. Кандидатуры новых военачальников, как отмечают Дж. Маркакис и Ныгусе Айяле, «были подобраны с таким расчетом, чтобы они могли удовлетворить или хотя бы не возмущать армейские массы, которыми они командовали. Сами же они знали, что их положение в большей степени зависит от благосклонности последних, [289] чем от правительства. В результате они столкнулись с большими трудностями в попытке держать в подчинении младших офицеров и сержантов, которые постепенно брали командование частями в свои руки» [346, с. 89].
Прогрессивные силы армии в опубликованном 1 марта манифесте вновь потребовали предоставить гражданские свободы, освободить политических заключенных, осуществить радикальную аграрную реформу, в корне изменить трудовое законодательство, ввести всеобщее бесплатное образование, разрешить организацию и деятельность политических партий, провести демократические выборы, установить строгий государственный контроль над ценами. Это была, по существу, политическая программа революционных военнослужащих, для контроля над реализацией которой они настаивали на создании специальной комиссии в составе представителей армии и общественности [155, 10.03.1974; 193, с. 83].
Революционный порыв охватил все вооруженные силы страны и даже императорскую гвардию, которая далеко не сразу поддержала другие рода войск [155, 3.03.1974; 265, с. 105]. Переориентация гвардии, ее отход от безоговорочного повиновения дворцу явились важным шагом в изменении социально-политического облика армии. Она все больше становилась на сторону народных масс, возлагая на себя руководство движением за обновление страны.
Армейские низы начиная с февраля укрепляли свою авангардную роль в общенародном движении против абсолютной монархии, феодальной собственности на землю, империалистической зависимости. Это объясняется тем, что «при отсутствии партии рабочего класса военные... оказались единственной относительно организованной частью общества» [61, с. 5].
В современной Эфиопии официально признано, что в феврале 1974 г. «угнетенные массы... рабочий класс, крестьянство, военнослужащие, мелкая буржуазия и демократические и патриотические силы — выступили единым фронтом против... Хайле Селассие, хотя это выступление носило стихийный и нескоординированный характер» [123, 05.05.1977]. Эта оценка движущих сил революции и ее изначально стихийного развития справедлива. Вместе с тем уже тогда, в феврале, в армейской среде предпринимались шаги по созданию единого руководства движением, возникали локальные органы, пытавшиеся придать целенаправленный характер действиям вооруженных сил.
Выступлениями отдельных подразделений в феврале руководили комитеты, стихийно образовывавшиеся из числа наиболее активных солдат и сержантов и — реже — младших офицеров. Они продолжали действовать и в последующие месяцы, в течение которых не только обновлялся их состав. В них распространялись революционно-демократические взгляды. Существовал также межармейский комитет (так называемый комитет тридцати), который, судя по сообщению английской «Обсервер» [290] от 10 марта 1974 г., начал складываться еще в первой половине февраля.
Этот комитет, состоявший из рядовых и сержантов, подготовил список 14—25 высших представителей власти (премьер-министр Аклилю Хабтэ Уольд, министр иностранных дел Мынасе Хайле, генерал-губернатор Шоа рас Мэсфын Сылеши, внук императора контр-адмирал Искандэр Дэста и др.), подлежащих аресту и суду, а также намеревался добиться расследования финансовых махинаций всех 18 членов правительства Аклилю и суда над ними.
В начале марта комитет тридцати распался из-за противоречий его членов по отношению к самодержавию. Наиболее радикальной позиции придерживались, в частности, служащие ВВС, настаивавшие на немедленном упразднении режима Хайле Селассие [131, 1974, №38, с. 8]. Они же были инициаторами неудавшегося антиправительственного мятежа 25 марта, предусматривавшего свержение Хайле Селассие [138, 02.04.1974; 392, с. 126].
Выступления армии происходили на фоне непрекращавшихся волнений населения. Антиправительственная борьба разгоралась. Уже 1 марта более 3 тыс. студентов Аддис-Абебы, поддержанные многими горожанами, устроили мощную демонстрацию, осуждая нового премьера за допущенные в бытность его членом кабинета Аклилю Хабтэ Уольда злоупотребления и требуя создания народного демократического правительства [265, с.106]. С армейских вертолетов разбрасывались листовки, критикующие средства массовой информации, еще находившиеся под значительным контролем властей [196, с. 56—57], за искажение позиции армии по актуальным вопросам внутреннего развития страны.
Запрещенная с 1972 г. Ассоциация эфиопских преподавателей университета (АЭПУ), объявив забастовку, распространила манифест «Наши взгляды на движение народных масс и вооруженных сил», в котором вскрывались причины кризиса в обществе, подчеркивалась необходимость коренной перестройки политической и экономической системы страны, указывалось на неспособность правительства Ындалькачоу Мэконнына решить проблемы страны, выдвигались требования провести демократические выборы в парламент под контролем комиссии из военных и гражданских лиц, отдать под суд всех эксплуататоров и казнокрадов, легализовать запрещенные общественные организации, разработать демократическую конституцию, а также осуществить радикальную аграрную реформу [193, с. 90—91]. Разработка и опубликование этого документа привели к расколу АЭПУ, от которой отделились консервативно настроенные преподаватели, образовавшие Форум эфиопских преподавателей университета (ФЭПУ).
Крупнейшей вехой в развитии революции стало организованное выступление рабочего класса, участие которого, по словам [291] эфиопского исследователя Соломона Тэрфа, в Февральском народном восстании было значительным [396, с. 84].
6 марта руководство СЕЛУ представило правительству Ындалькачоу Мэконнына список требований из 16 пунктов, пригрозив всеобщей забастовкой в случае отказа удовлетворить их. Такое решение было принято еще 1 марта Генеральным советом СЕЛУ, заседавшим с 23 февраля. В этот список входили: пересмотр закона об отношениях между рабочими и предпринимателями, эффективная эфиопизация кадров, отмена цензуры на еженедельник «Йесэратэння дыми», предоставление права на создание профсоюзов в государственных и смешанных учреждениях и предприятиях, установление минимума зарплаты в 3 эф. долл. в день, создание комиссии по контролю над ценами и т. д. СЕЛУ впервые в ее истории выдвинула наряду с социально-экономическими и политические требования. В распространенном заявлении специально указывалось, что «все проблемы Эфиопии — это проблемы рабочих» [42]. Руководство СЕЛУ, прежде послушное воле монарха, пошло на такой шаг под давлением рядовых членов профсоюзов: в противном случае в конфедерации произошел бы раскол [154, 13.03.1974]. Несколько позднее, в мае, оно даже признало: «Мы не можем сказать, что (эфиопское) рабочее движение находится вне политики... Прежде мы были заняты организацией наших членов... Мы сейчас достигли той стадии, когда можем повлиять на ход развития страны. Мы надеемся, что... в состоянии создать политическую партию» [131, 1974, № 33, с. 18].
Правительство, столкнувшись с твердостью и последовательностью действий более 100 тыс. участников начавшейся 7 марта всеобщей забастовки, согласилось выполнить все их требования.
При реализации достигнутых после четырехдневной борьбы договоренностей, однако, предприниматели и различные государственные органы чинили немало трудностей. Многие правительственные обещания оставались лишь на бумаге, что не могло не вызвать возмущение трудящихся.
В обстановке роста общенационального протеста они продолжали бороться за свои права. В марте—мае в Аддис-Абебе-и других городах прошли многочисленные демонстрации и забастовки под знаком демократизации общественно-политической жизни и улучшения экономического положения. Хотя забастовщикам пе всегда удавалось добиться своих целей, их выступления, несомненно, содействовали росту политического самосознания народа. В борьбу включались все новые и новые слои населения, в том числе женщины, устроившие 17 марта в Аддис-Абебе мощную демонстрацию, требуя равных прав с мужчинами [396, с. 85]. Постоянно усиливался ее политический акцент. Во время массовых выступлений в некоторых городах возникали организации, руководившие народным движением: (например, в Джимме — «народный комитет»). И хотя они просуществовали недолго, их появление свидетельствует о политической активности масс. Заявили о себе также запрещенные ранее общественные организации, добившиеся теперь легализации (например, Союз эфиопских студентов Аддис-Абебского-университета и Национальный союз эфиопских студентов, возобновившие свою деятельность после специального разрешения правительства от 16 марта). [292]
Против социально-политической дискриминации выступило мусульманское население. В поданной правительству 9 апреля петиции оно потребовало официального признания ислама, финансовой поддержки мусульманской деноминации, провозглашения исламских праздников общегосударственными, предоставления права создавать общественные организации, ликвидации дискриминации на гражданской, военной и дипломатической службе, справедливого и равного наряду с христианами распределения земель и введения новой формулы «эфиопские мусульмане» вместо «мусульмане в Эфиопии» [138, 19.04, 21.04.1974]. Это была политическая программа эфиопских мусульман, которые подвергались абсолютной монархией наибольшему притеснению (ср. в 1967 г. власти запретили Ассоциацию студентов-мусульман Аддис-Абебского университета, хотя Ассоциация молодых христиан, созданная еще в 1947 г. и объединявшая главным образом учащуюся молодежь, имела 36 отделений в стране).
Передовая общественность признавала справедливость претензий мусульман. «Эфиопиэн геральд» от 21 апреля 1974 г. подчеркивала, что «мусульмане должны иметь такие же права, как и христиане, поскольку и те и другие — равноправные граждане Эфиопии, и существующее неравенство должно быть немедленно уничтожено». Такая постановка вопроса в официальной газете — свидетельство глубоких сдвигов в общественно-политической ситуации в стране.
Чаяния мусульман нашли положительный отклик в христианской среде. В частности, христиане активно поддержали мусульманскую демонстрацию 20 апреля, когда на улицы Аддис-Абебы вышло около 100 тыс. человек. Ее участники заявили о необходимости устранения гонений на приверженцев нехристианских религий, отделения церкви от государства и социального равенства [110, миязия 13, 1966]. В конце концов мусульмане добились обещания правительства о предоставлении им более широкого участия в делах государства.
Однако в высших кругах эфиопской церкви не все соглашались с требованиями мусульман. Отдельные аддис-абебские священники попытались даже организовать «марш-протест христиан» в ответ на выступления мусульман, но в нем участвовало всего лишь 500 человек. В патриархии резко выступили также против отделения церкви от государства, на чем настаивали демократические силы.
Среди духовенства, особенно низшего, усилилось брожение. В одной из листовок, распространенных 11 марта, говорилось, что «условия невероятной бедности объясняют все возрастающую непопулярность низших священников, вынужденных жить за счет крестьян» [159, 14.03.1974]. В ней призывались массы к восстанию против церковной верхушки. Это — уже явное свидетельство глубокого конфликта в церкви.
12 марта около 500 священнослужителей, работников семинарии и церковного издательства «Тынсае Зэгубайе» забастовали, настаивая на повышении жалованья и пенсий, сокращении платы за медицинское обслуживание, а также осудив высший [293] клир в незаконном обогащении и в нещадной эксплуатации миллионов крестьян [194, с. 179]. Патриарх Теофилос вынужден был согласиться с этими требованиями.
Низшее духовенство предложило также создать специальный комитет для изменения административной структуры церкви. К проведению решительных реформ в области религии призвала также Ассоциация молодых христиан, проведшая конференцию в апреле на тему о месте эфиопской церкви в меняющейся обстановке. Под нажимом церковно- и священнослужителей Хайле Селассие отстранил 16 апреля от должности генерального управляющего эфиопской церкви Эрмыяса Кэббэдэ, назначив на его место Мэконнына Зоуде, пользовавшегося известной популярностью в церковных кругах. Патриархия, в свою очередь, объявила о предполагаемой децентрализации церковного управления, расширении прав низших церковнослужителей и предоставлении автономии епархиям. Уже 12 мая был создан Административный совет для ведения церковных дел в составе 12 человек, из которых только двое были служителями культа [110, гынбот 3, 1966]. Церковь стремилась, таким образом, удержать свои позиции в обществе.
Открытое осуждение церкви и критика в ее адрес — еще одно подтверждение глубоких перемен в Эфиопии. Несколько позднее, в августе, «Эфиопиэн геральд» отмечала, что церковь является тормозом для национального прогресса и «что массы должны быть мобилизованы для работы, а не молиться бесконечно в церквах и мечетях каждый день в рабочее время» [138, 13.08.1974].
Выступления низшего духовенства получили широкий общественный резонанс. Активность деревенских священников и церковнослужителей в пригородных зонах, районах товарного сельскохозяйственного производства и даже традиционного земледелия (прежде всего на юге и в придорожной полосе досягаемости) способствовала дальнейшему пробуждению крестьянских масс.
27 июня 1974 г. парижская «Монд» писала: «Имеется множество признаков того, что в некоторых сельских районах... аграрная реформа... осуществлена уже де-факто. Крестьяне решительно отказываются отдавать свои урожаи помещикам и платить налоги». Оценивая силу крестьянских волнений на юге Эфиопии, «Нью-Йорк тайме» подчеркивала, что они «в решающей степени подготовили условия для дальнейших акций вооруженных сил Эфиопии» [152, 19.05.1974].
Крестьянские массы, на которые очень рассчитывали во дворце, строя планы нанесения удара по революции, не выступили в защиту трона, когда летом военные шаг за шагом вели дело к упразднению монархии и в сентябре низложили Хайле Селассие. Такая позиция крестьян была крупным завоеванием эфиопской революции.
Императорский режим с приближением осени все больше [294] ослабевал. Все уже и уже становилась его социальная база. Под революционным натиском масс он терял с каждой неделей свои позиции. Ничто не помогло монарху (и, следовательно, феодальному классу и бюрократии) удержаться у власти: ни разработка новой конституции, ни обещания широких реформ, ни политическая декларация правительства от 8 апреля, провозгласившая в качестве главной цели развития страны переход в ближайшие шесть месяцев к конституционной монархии, ни объявление императором своего внука Зэра Яыкоба Асфа Уосэна действующим наследником, ни молчаливое санкционирование Хайле Селассие арестов видных деятелей режима, произведенных революционными военными, ни жестокие репрессии властей против участников социально-освободительного движения, ни деятельность Комиссии национальной безопасности во главе с министром обороны Абий Абэбэ, превратившейся в оплот реакции. Гнев народа затронул и лично Хайле Селассие, членов царствующей фамилии. Его осуждали за массовую гибель населения от голода, деспотизм, казнокрадство, жестокую эксплуатацию подданных, безудержное обогащение, разбазаривание государственных средств, проимпериалистическую ориентацию и т. д. [110, пагуме 1, 1966; 110, мэскэрэм 3, 1967; 130, 03.09.1974].
Развернувшаяся кампания критики Хайле Селассие дискредитировала его самого и режим в целом, позволяла преодолевать психологический верноподданнический барьер, содействовала разрушению культа божественного происхождения монаршей власти, представления об императоре как символе эфиопской государственности, единства народов Эфиопии, а также облегчала приход революционной армии к власти.
К лету 1974 г. политическая роль вооруженных сил резко возросла. После ожесточенной внутренней борьбы в них укрепились прогрессивные настроения, упрочилось революционно-демократическое ядро. Противоборство правых и левых в армии отразилось на деятельности Координационного комитета вооруженных сил и полиции (КК), о создании которого было объявлено 27 апреля [138, 28.04.1974; 265, с. 107-108]. КК, взявший на себя функции по преодолению организационной разобщенности в военно-политической деятельности воинских частей, под давлением демократических сил предпринял в конце июня решительные шаги по предотвращению готовившегося реакцией удара по революционному движению.
28 июня в расположении штаба 4-й дивизии в Аддис-Абебе собрались по инициативе радикального ядра КК 172 представителя всех войсковых подразделений в звании от рядового до майора. На собрании обнаружились разногласия между его участниками по поводу будущего устройства страны. Выдвигались различные предложения, в том числе установление военной диктатуры, «балканизация» Эфиопии, учреждение анархо-синдикалистского гражданского правительства и сохранение монархии. [295] Жаркие споры завершились образованием Координационного Комитета вооруженных сил, полиции и территориальной армии (ККВС, или Дэрга), председателем которого почти единогласно (98% голосов) был избран майор Менгисту Хайле Мариам — лидер революционно-демократических кругов армии [63, с. 8; 355, с. 197; 110, мэскэрэм 1, 1977].
С созданием ККВС, превратившегося в общенациональный центр по руководству революцией, в стране сложилось двоевластие. На одном полюсе находилось правительство все еще монархической Эфиопии, лихорадочно искавшее возможности восстановить утрачиваемые позиции господствующих классов, на другом — ККВС, в руках которого сосредоточивалась реальная власть. Венчал этот своеобразный дуумвират Хайле Селассие, уже лишившийся, по существу, абсолютной власти и оставленный военными пока на троне по стратегическим и тактическим соображениям. В манифесте ККВС от 9 июля прямо указывалось на установление контроля военных над деятельностью гражданского правительства [110, хамле 3, 1966].
22 июля по требованию ККВС подал в отставку Ындалькачоу Мэконным, поскольку, как было объявлено, «он не смог воспринять идеи и цели движения военных и пытался вызвать разногласия в вооруженных силах» (346, с. 107]. Вскоре по рекомендации ККВС премьер-министром стал Микаэль Имру, видный политический деятель либерально-буржуазных взглядов, а на освободившийся пост министра обороны вместо арестованного генерал-лейтенанта Абий Абэбэ назначили генерал-лейтенанта Амана Микаэля Андома, занявшего еще 16 июля после многих лет монаршей немилости должность начальника генерального штаба вооруженных сил. ККВС, избрав тактику постепенной дискредитации и изоляции императора в сочетании с заверениями в лояльности, в августе упразднил важнейшие монархические институты (Совет короны, личный военный штаб императора, высший императорский суд — «чилот» и др.), арестовал сановников, через которых Хайле Селассие осуществлял связь с различными государственными органами, национализировал все его дворцы и другую недвижимость, в том числе промышленные и транспортные предприятия, амнистировал политических заключенных и эмигрантов и т. д.
ККВС выдвинул в самом начале июля лозунг «Эфиопия — прежде всего», выражавший стремление избавить страну от феодализма, нищеты и бесправия, приоритет общенациональных интересов, развитие страны по пути социального прогресса. Он использовался как призыв к объединению всех демократических сил Эфиопии, всех противников отсталости, деспотизма и анахронизма императорского режима. Всюду подчеркивались приверженность военных глубокому преобразованию общества, их намерение ликвидировать этнорелигиозную дискриминацию, интенсивно развивать все отрасли народного хозяйства, уничтожить засилье иностранного капитала, активизировать [296] участие страны в антиимпериалистической, антиколониальной борьбе. К сентябрю были национализированы некоторые предприятия, принадлежавшие знати; обнародованы первые результаты расследования причин массовой гибели людей в Уолло и Тыграе, показавшие преступное отношение властей к нуждам народа. В выводах комиссии осуждались не только правительство, но и лично император, которого еще в 1970 г. информировали о грозящей катастрофе в Уолло в связи с засухой и который так ничего и не предпринял по предотвращению трагедии [157, 1.09.1974; 206, с. 21; 396, с. 82]. Это еще больше усилило критику монархии как института власти и самого Хайле Селассие, а также дало серьезные аргументы тем, кто выступал против сохранения (пусть и в чисто представительском, номинальном виде) монархии как формы государственного устройства, предусмотренной опубликованным 7 августа проектом повой конституции.
Этот проект, либерально-буржуазный по своему содержанию, стал платформой острой идеологической и политической борьбы в стране. Как сообщалось в августовском номере журнала «Цэддэй» за 1974 г., народ отверг большинство статей предложенного варианта основного закона страны [112, нэхасе, 1966, № 10, с. 3]. В свою очередь, реакция не соглашалась с тем, чтобы политическая власть феодального класса существенно подрывалась. Церковная верхушка даже пригрозила предпринять решительные меры против ККВС и правительства, если реализуются положения об отделении церкви от государства и она лишится своего приоритетного статуса в стране. Но усилия контрреволюции были тщетны. Многочисленные факты «незаконного обогащения, злоупотребления властью и преступного пренебрежения своим долгом перед народом», в чем обвинялся Хайле Селассие, царствующая семья [138, 28.08, 6.09; 8.09.1974], развенчивали традиционный ореол святости короны, ее бескорыстного «служения» стране. Вместе с тем становились все более привлекательными революционные цели ККВС [346, с. 112]. «Аддис-суар» писала 3 сентября 1974 г.: «Революция должна положить конец самодержавию, которое... бесстыдно угнетало и эксплуатировало народные массы, установив режим террора, репрессий и грабежа». В печати появились материалы, утверждающие, что «свобода — это социализм» [138, 07.09.1974]. В то же самое время стали возникать полулегальные кружки и группы, впоследствии послужившие основой создания различных политических организаций (например, Всеэфиопского социалистического движения — МЕИСОН). Некоторые из них уже тогда выступали с мелкобуржуазных позиций против руководства военным революционным процессом [346, с. 109—112].
В начале сентября стало ясно, что дни пребывания императора на троне сочтены: предшествующие события подготовили почву для его низложения. На своих заседаниях 6—9 сентября ККВС принял решение об отстранении Хайле Селассие. [297]
12 сентября 1974 г. Хайле Селассие I, который, по заявлению ККВС (сделанному накануне), «более не заслуживает доверия эфиопского народа», был смещен, действие конституции 1955 г. приостановлено; гражданское правительство и парламент распущены; вся полнота власти в стране официально переходила в руки ККВС, преобразованного несколькими днями позже во Временный военный административный совет (ВВАС) во главе с генерал-лейтенантом Аманом Микаэлем Андомом. Это назначение примкнувшего к революционному движению генерала произошло в условиях примерного равенства сил в ККВС между революционно-демократическим крылом и сторонниками буржуазного развития. И не случайно поэтому первым заместителем председателя ВВАС стал Менгисту Хайле Мариам. Многие члены ВВАС рассматривали Амана Микаэля Андома лишь как представительскую фигуру. По их мнению, он был призван только для того, чтобы на начальном этапе «придать вес» новому руководству страной.
В последующих постановлениях сообщалось о сформировании Временного военного правительства (ВВП), председателем которого стал все тот же Аман Микаэль Андом, и о создании военного трибунала для суда над арестованными деятелями прежнего правительства, обвиняемыми в коррупции, злоупотреблении властью и проведении политики в ущерб национальным интересам. На трон (но уже в качестве ныгуса, а не императора — ныгусэ-нэгэст) возводился Асфа Уосэн, еще находившийся на лечении в Швейцарии. В его отсутствие функции главы государства возглагались на ВВАС. Устанавливалось, что будущий монарх станет номинальным главой государства, не имеющим исполнительной и политической власти. ВВАС обнародовал также политическую программу, предусматривавшую социальное и религиозное равенство всех эфиопов, повышение благосостояния крестьянства, проведение аграрной реформы, реорганизацию органов юстиции, введение всеобщего бесплатного начального образования и доступной народу медицинской помощи, интенсивное развитие промышленности. В вопросах внешней политики предлагалось строгое соблюдение антиимпериалистического, антиколониального курса, уважение уставов ООН и ОАЕ, выполнение всех международных обязательств на основе взаимного уважения и равенства, помощь народам, борющимся за независимость, и развитие дружественных отношений со всеми африканскими странами, в частности с Сомали и Кенией.
Арестовав Хайле Селассие и членов его семьи, военные обвинили императора в отказе сотрудничать с ними и в «злоупотреблении властью и своим положением в собственных интересах» [122, 1974, № 38, с. 13; 404, с. 213; 406, с. 3—8]. Бывшего монарха отвезли в «специально отведенное место». Так закончилось 44-летнее правление императора Хайле Селассие I (1930—1974). [298]
Английская газета «Гардиан» писала 13 сентября 1974 г.: «Эфиопский народ, так долго находившийся в зависимости от старческой немощи своего свергнутого императора, остро нуждается в том, чтобы, не теряя времени, открыть новую страницу». Низложение Хайле Селассие и приход ВВАС к власти стали отправным пунктом глубоких антифеодальных, антимонархических, антиимпериалистических преобразований, положившим начало национально-демократическим переменам.
Армия, вышедшая па арену политической жизни в ходе стихийного антифеодального движения народных масс, поддержанная ими и опиравшаяся на них, разрушила абсолютистско-монархический строй. Однако это уже была не армия эфиопского самодержавия. Революционные силы военных, установив свой контроль в армии и изменив, по существу, ее характер, выступили против режима, оказавшегося неспособным справиться с экономическими и политическими трудностями.
Ко всему периоду от Февраля до победного Сентября можно с полным правом отнести вывод «Эфиопиэн геральд» о том, что «февральское движение возглавляли члены вооруженных сил, которые пользовались беспрецедентной поддержкой всего парода» [138, 07.08.1974].
Армия выступила в роли политического представителя коалиции широких социальных сил: мелкой буржуазии, крестьянства, интеллигенции, средних слоев города, рабочих, средней национальной буржуазии, низших и средних слоев чиновничества, части традиционной интеллигенции и др. Движение вооруженных сил стало выразителем чаяний и надежд трудящихся масс; оно действовало как общенациональная революционная сила.
Сентябрьская победа восставшего народа, возглавленного армией, открыла путь прогрессивных преобразований в Эфиопии. Революционные перемены в стране имели большое международное значение. [299]
Глава 9
ЭФИОПИЯ В БОРЬБЕ
ЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Прогрессивные перемены в Эфиопии с середины 70-х годов составляют одно из самых значительных событий в мировом общественном развитии. Эфиопская революция, положившая начало падению господства привилегированных классов, сумела поднять самые широкие массы на строительство нового общества, на защиту завоеваний от внешней и внутренней реакции. По своим масштабам, характеру, радикализму, динамизму, революционному творчеству масс и их вовлеченности в происходящие события она заняла одно из выдающихся мест в истории Азии, Африки и Латинской Америки.
Низложение императора 12 сентября 1974 г. и приход к власти военных стали началом нового этапа в истории Эфиопии — этапа революционных преобразований, ожесточенной борьбы за будущее страны. 1974 год имел поворотное значение для Эфиопии. Отличительной чертой происходящих изменений является их комплексный характер, они охватывают самые различные сферы общественной жизни. В стране, с одной стороны, четко обозначился курс на прогрессивное переустройство общества, а с другой — произошла концентрация сил, стремившихся к утверждению буржуазно-реформистских тенденций и даже восстановлению (хотя бы частичному) прежних феодальных порядков. Наряду с центростремительными тенденциями продолжали действовать (а порой даже усиливались) центробежные. Силы прогресса столкнулись с противодействием как эксплуататорских классов, потерявших политическую власть, так и левого и правого экстремизма. По существу, имело место блокирование всех противников революционных преобразований, изменивших социально-политический и в известной мере экономический облик эфиопского государства. В свою очередь, в среде мелкобуржуазной демократии произошли отмежевание от буржуазии в политическом плане, ограничение ее влияния в экономике и внутренняя дифференциация, вследствие чего в ходе ожесточенных столкновений выделилась революционная демократия, вставшая во главе государства, признавшая идеологию [300] марксизма-ленинизма [227, с. 22]. Ее исторической заслугой являются попытки приобщения населения к научному социализму, возросшая политическая активность масс, укореняющийся процесс общественного переустройства, сопровождающийся формированием новой политической системы, радикализацией политики в национальном вопросе, усилиями по сложению нового хозяйственного механизма, глубокими культурными сдвигами, социально-экономическими изменениями и последовательной антиимпериалистической внешней политикой. В условиях, складывающихся в Эфиопии, не исключено перерождение части революционной демократии, переход ее на чуждые принятым решениям позиции.
Процесс централизации эфиопского государства в послесентябрьское время приобрел качественно иную основу, чем в предыдущие годы. В отличие от периода царствования Хайле Селассие современная Эфиопия имеет общенациональный план развития, определивший курс на обновление общества. Нынешнему руководству страны свойственны в ряде случаев реалистические подходы к происходящему, но оно не избежало и ошибок, недостаточно выверенных действий, поспешности, забегания вперед.
Развитие Эфиопии после свержения Хайле Селассие характеризуется решением как общедемократических, так и социально-освободительных задач. Первые из них реализовывались преимущественно в сентябре 1974 — январе 1979 г., а вторые — главным образом с февраля 1979 г.; с сентября 1984 г. в стране начался процесс конституирования республиканских основ государства. Однако до полного и повсеместного осуществления этих задач еще далеко: жизнь вносит свои коррективы, немало препятствий на пути выхода страны из отсталости.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.