Декабрьское восстание 1960 г. получило открытую поддержку лишь со стороны студенчества, насчитывавшего к началу 60-х годов около 1 тыс. человек (спустя 15 лет их было уже почти в десять раз больше). Учащиеся аддис-абебских колледжей, услышав о перевороте, вышли на улицы, скандируя: «Наша цель — свобода, равенство, братство!», «Мы с новым правительством!» и другие лозунги аналогичного характера. Это был первый крупный политический шаг студентов, который знаменовал собой, во-первых, начало их активной антиимператорской деятельности и, во-вторых, повышение роли студенчества в общественной жизни страны.
Массовым демонстрациям студентов в декабрьские дни 1960 г. предшествовали зарождение контактов с офицерами, направление по указанию императора на военную службу многих выпускников и учащихся колледжей, а также жаркие дискуссии в студенческой среде о политических и экономических проблемах страны, о международных делах. Подъему студенческой активности способствовало дискуссионное общество, созданное в Университетском колледже в 1956 г. [141, 1957, [272] 272 т. 1, № 3, с. 103]. Заметное влияние на них оказали студенты-африканцы, прибывавшие в Аддис-Абебу на учебу по приглашению правительства. Несмотря на контроль со стороны властей, учащаяся молодежь стремилась к студенческому самоуправлению, к увеличению своей роли в общественной жизни, к организованному движению.
Студенческий совет Университетского колледжа, действуя от имени всех студентов страны, присоединился к Координационному секретариату Международной студенческой конференции со штаб-квартирой в Лейдене. В 1959 г. он начал издавать собственную газету «Кампус стар», выпуск которой вскоре был запрещен. Публиковавшаяся под наблюднием декана факультета изящных искусств газета «Вьюс эпд ньюс», несмотря на ее официальный характер, заметно оживляла студенческую жизнь, повышала самосознание учащихся. Ими было проведено несколько кратковременных забастовок. Одна из них предшествовала открытию в 1960 г. в Аддис-Абебе международного семинара по изучению Восточной, Западной и Центральной Африки.
11 декабря 1960 г., т. е. за два дня до начала выступления Совета революции, конференция представителей студентов различных колледжей приняла решение о создании в ближайшее время Национального союза студентов Эфиопии. А незадолго до этого Хайле Селассие, обеспокоенный ростом бунтарского духа среди учащихся высших учебных заведений, потребовал от них «дисциплины, дисциплины и еще раз дисциплины» в соответствии с абсолютистско-монархическими идеалами [311, с. 369]. Своеобразным ответом на императорский призыв явилась поддержка студентами декабрьского переворота.
Уже после жестокой расправы с его участниками не без поддержки студентов в Аддис-Абебе распространялся памфлет по случаю дня рождения Хайле Селассие, подписанный именем «нового правительства Эфиопии». В нем осуждался император за якобы предательство в годы итало-эфиопской войны. «Йоханныс,— отмечалось в памфлете,— пал смертью храбрых в битве при Мэтэме, Теодрос застрелился в Мэкдэле, не желая сдаться англичанам, Менелик одержал великую победу при Адуа, а Вы ... просто бежали из-под Май-Чоу» [311, с. 214; см. также 271, с. 59].
На распространении вольнолюбивых идей среди студенчества позитивно сказалось открытие в 1961 г. университета в Аддис-Абебе, объединившего все колледжи страны, а в 1967 г.— в Асмэре. Это сплачивало студентов, усиливало у них стремление к организованным формам борьбы.
Заметной вехой в студенческом движении явились события 1965—1966 гг., когда студенты, потрясенные массовой гибелью крестьян Северной Эфиопии из-за голода в связи с засухой (только в Тыграе умерло более 250 тыс. человек [265, с. 81]), провели ряд антиправительственных манифестаций в Аддис-[273]Абебе. Выдвинутый тогда лозунг «Землю тем, кто ее обрабатывает!» «служил в качестве объединяющего фактора для всех эфиопских борцов и демократов» [153, 1980, спецвыпуск, с. 9].
Весной 1969 г. после многодневного студенческого бунта, в ходе которого участники выдвинули наряду с экономическими политические требования (отставка министра просвещения и изящных искусств, изгнание американского «корпуса мира») и призвали крестьян, рабочих и солдат к восстанию, власти признали, что существование режима находится под угрозой [318, с. 171]. Не раз студенческие волнения, в которых нередко принимали участие учащиеся школ, парализовывали жизнь в городах, и особенно в Аддис-Абебе.
В годы, непосредственно предшествовавшие революции 1974 г., студенты провели несколько мощных антиправительственных выступлений, которые накалили обстановку в стране.
Желая сбить волну студенческих протестов, власти использовали грубую военную силу, полицию, такие методы, как закрытие университета, интернирование студентов, высылку их в сельскую местность в особые лагеря для перевоспитания и даже убийство лидеров учащейся молодежи. Иногда они шли ей на уступки. В 1972 г. в качестве превентивной меры полиция отправила в трудовые лагеря сроком до трех месяцев свыше 1 тыс. студентов, а больше половины всего контингента учащихся университета были отчислены [149, 1972, № 45, с. 31]. В 1968 г. власти закрыли студенческую газету и распустили Национальный союз студентов Эфиопии, на создание которого они несколько лет тому назад дали согласие. В сентябре 1969 г., надеясь предотвратить разрастание конфликта со студентами, правительство по их требованию уволило в отставку министра просвещения и изящных искусств и амнистировало ранее осужденных учащихся. В январе 1970 г. при усмирении учащихся было убито 10 человек и 100 ранено [309, с. 250]. Год спустя правительство, отказавшись от репрессивных мер в отношении студентов, выступавших против резкого роста цен на товары первой необходимости и повышения проездной платы в городском транспорте, объявило о сдерживании цен.
В предреволюционные годы студенты выступали с критикой коррупции в правящих сферах, бездеятельности высокопоставленных чиновников, процветавшего взяточничества в государственной администрации, этноконфессиональной дискриминации, отсталости страны, ограниченности реформ, предлагавшихся режимом, настаивали на глубоких социальных, экономических и политических переменах в обществе (например, осуществление радикальной аграрной реформы, реализация права народов на самоопределение, предоставление гражданских свобод и др.), обвиняли Хайле Селассие за тяжелое экономическое положение страны и анахронизм ее политической системы [345, с. 359], а также распространяли листовки, в которых народным массам разъяснялись причины их страданий, нищеты и бесправия. [274] В их поле зрения находились и актуальные международные проблемы: многие студенческие демонстрации были против грязной войны США во Вьетнаме, расистских режимов на юге Африки, агрессивных акций США и других империалистических держав во многих афро-азиатских и латиноамериканских странах, многочисленных заграничных поездок императора, крупных расходов на всевозможные приемы зарубежных визитеров, втягивания Эфиопии в орбиту американской политики, слишком умеренных шагов правительства во внешней политике.
На формирование взглядов студентов и других общественных слоев большое влияние оказали успехи мирового социализма, переход на путь социалистической ориентации ряда африканских и азиатских государств, знакомство с жизнью Советского Союза, социалистического содружества.
В студенческой среде сложилось несколько нелегальных групп и кружков. Часть из них занимала левоэкстремистские позиции, другая — представляла умеренно-либеральные взгляды и выступала за эволюционное капиталистическое развитие страны при сохранении монархии с ограниченными правами, третьи — отстаивали путь быстрого капиталистического строительства, четвертые — исходили из необходимости коренной ломки существующих общественных слоев в соответствии с марксистско-ленинским учением и т. д. Революционно-демократические подходы к решению сложных проблем Эфиопии выдвигала, например, группа «Крокодилы» (более позднее название «Движение 2 миязия»). Она призывала к радикальной аграрной реформе, национализации промышленности, введению директивного планирования, ликвидации этноконфессиональной дискриминации и т. д.
В сознании некоторой части студенчества, старшеклассников, творческой интеллигенции и государственных служащих «золотой век» страны рисовался как возвращение к временам царствования Теодроса и Менелика II. Оба они непомерно возвеличивались и противопоставлялись Хайле Селассие, при котором, как полагали эти критики здравствовавшего монарха, страна пришла в упадок.
Идеологический разброд ослаблял студенческое движение; еще худшая ситуация возникла, когда между сторонниками различных воззрений происходили ожесточенные столкновения. Несмотря на идеологические расхождения, студенчество было единодушно в том, что существовавший режим прогнил до основания, от него необходимо избавиться, он сдерживает прогресс Эфиопии.
Широкое распространение среди студентов получило мнение об их особой, исключительной роли в революционном процессе. Они полагали, что являются единственной общественной группой, способной взять на себя ответственность за судьбы родины, за ее прогрессивное будущее. Университетская газета [275] «Страгл» 1 марта 1967 г. убеждала своих читателей в том, что от студентов, и только от них, зависит будущее страны и что студент «идет во главе марша». Такая позиция была порождена особыми социально-политическими условиями страны и мелкобуржуазной по преимуществу природой общественного бытия и миропонимания студентов.
Факт получения высшего образования, которое выделяло студентов из общей массы неграмотного населения, создавал у них иллюзию избранности и даже представление о предназначенности чуть ли не «свыше» вершить судьбами страны. Претензии на лидерство, в том числе на роль авангарда пролетариата, известное игнорирование значения трудящихся в классовой борьбе, рассмотрение их как пассивных статистов в революционном процессе [153, 1980, спецвыпуск, с. 9] — все это ограничивало общественно-политическое влияние студенческого движения и вместе с тем служило основой для противоречий между студенчеством и другими антиимператорскими силами.
В студенческой среде имелись значительные разногласия между теми, кто обучался за границей (около 2,5 тыс. человек в 1972 г.) и в самой Эфиопии. «Зарубежники», заметим попутно, «немало сделали, чтобы обратить внимание мировой общественности на эксплуататорский и деспотический характер правления Хайле Селассие» [153, 1980, спецвыпуск, с. 9]. Завершив образование, выпускники местных и заграничных вузов сохраняли возникшие прежде между ними расхождения. Однако прав эфиопский ученый Абрахам Дэмоз, когда в конце 60-х годов писал: «Безотносительно к месту получения образования (в западных ли странах, социалистических ли государствах или будь-то в местных вузах.— Авт.) члены группы молодых образованных эфиопов имеют очень сходные взгляды на текущее положение дел в Эфиопии... Члены этой группы... полагают, что изменения (сделанные при Хайле Селассие) были слишком медленными и незначительными. Они убеждены в том, что экономическая и политическая власть сконцентрирована в руках горстки людей. Они сознают, что правительство — весьма некомпетентно, неэффективно и коррумпировано. Они рассматривают правительство как анахроническую феодальную монархию, где привилегированная и могущественная горстка властителей эксплуатирует и притесняет крестьянские массы и пролетариат» [264, с. 53].
Деятельность студентов, не принадлежавших к амхара, содействовала росту этнополитического самосознания отдельных пародов страны. В частности, она способствовала политизации обществ взаимопомощи, создававшихся на этнорегиональной и конфессиональной основе: «Ассоциация самопомощи гураге», «Ассоциация самопомощи меча-тулама» и др. Нередко споры по национальному вопросу выливались в студенческие волнения на этнической основе. Предлагались различные варианты решения сложных этнических проблем. Одни отстаивали принципы единого унитарного полиэтнического государства с предоставлением всем населявшим Эфиопию народам равных прав, другие — концепцию федеративного устройства, третьи — идею создания моноэтнических мини-государств и т. д.
В этих крайне полярных предложениях проявлялся известный идейно-политический разброд в студенческой среде, ее неоднородность, в том числе по социальному, этническому, конфессиональному [276] и региональному происхождению, а также идеологические шатания, столь свойственные современным средним слоям в развивающихся странах.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.