Со второй половины 50-х годов все, казалось бы, свидетельствовало о стабильности императорского режима. Тем более, что власти, действуя в духе официальной идеологии прославления Хайле Селассие и абсолютистско-монархических устоев, скрывали данные о росте недовольства и волнениях в стране. В своих целях они ловко использовали некоторую инертность эфиопского крестьянства, вызванную жесточайшей эксплуатацией, жизненной безысходностью, этноконфессиональной и регионалистской дискриминацией, патриархальщиной, консервацией отсталых отношений в деревне, а также социально-психологическими представлениями, свойственными феодальному и дофеодальным обществам. В Аддис-Абебе сознательно подчеркивали (и даже стремились культивировать) некую жизненную индифферентность и якобы извечную привязанность эфиопов к феодальным условиям существования и монархическим идеалам [345, с. 102—103; 346, с. 15]. Эта точка зрения получила даже «научное» обоснование в буржуазной литературе, где писали об отсутствии у населения Эфиопии чувства новизны, стремления к переменам, к изменениям в своей судьбе и о неприятии им достижений современной цивилизации (см. [271, с. 34, 35, 37]).
Однако при кажущейся покорности народных масс, бессловесного повиновения монарху и аристократии начиная с 1956 г. властям постоянно приходилось иметь дело с крестьянскими восстаниями, волнениями городской бедноты, широкими движениями на этноконфессиональной основе, нередко отстаивавшими сепаратистские цели, а также антиправительственными [264] выступлениями армейских кругов, профсоюзов и студенчества, недовольных порядками в стране. Брожение охватило все слои эфиопского общества.
Известное революционизирующее влияние на страну оказала попытка государственного переворота в декабре 1960 г., предпринятая демократически настроенными высшими офицерами и генералами императорской гвардии, полиции и службы безопасности и рядом гражданских чиновников. Руководство неудавшимся переворотом осуществлял Совет революции, возглавляемый братьями Ныуай — командующим императорской гвардией бригадным генералом Мэнгысту и губернатором Джиджиги Гырмаме.
Антиимператорское выступление гвардейских частей, дислоцированных в Аддис-Абебе, началось поздно вечером 13 декабря. На следующий день было объявлено о низложении Хайле Селассие, находившегося тогда с государственным визитом в Бразилии, о передаче наследному принцу Асфа Уосэну общего руководства страной, образовании представительного народного правительства во главе с премьер-министром расой Имру Хайле Сылллсе и назначении генерал-майора Мулюгеты Були начальником генерального штаба вооруженных сил Эфиопии. Прежний режим осуждался за деспотизм, коррупцию и непотизм, а также отсталость Эфиопии. В обнародованной программе пообещали помощь крестьянам, туманно упомянув о радикальной аграрной реформе, гарантировалась безопасность иностранных капиталов, сообщалось о предполагаемом широком развитии образования, промышленном строительстве, предоставлении населению различных гражданских свобод, решении проблемы безработицы и о создании единых вооруженных сил страны вместо их деления на армию и императорскую гвардию. В ней указывалось также на то, что «новое правительство восстановит историческое место Эфиопии в мире» и, сохранив свои международные обязательства, «продолжит существующие отношения с дружественными нациями» [311, с. 402—403]. Расплывчатость этого документа никак не вязалась с действительными прогрессивными намерениями Гырмаме Ныуая, являвшегося идейным вдохновителем переворота и придерживавшегося, по мнению эфиопских студентов за рубежом, социалистических идей, а по утверждению многих придворных — коммунистических взглядов [311, с. 364].
Нечеткость программы и привлечение к руководству (хотя и номинальному) Асфа Уосэна, Имру Хайле Сылласе и Мулюгеты Були, по-видимому, предназначались для того, чтобы успокоить монархические круги общества, традиционную знать, армейских офицеров, среди которых был популярен новый начальник генерального штаба, а также создать иллюзию незыблемости феодально-монархических принципов. Это был тактический шаг Совета революции, но он себя тогда мало оправдал.
Неясность целей переворота, слабое использование средств [265] массовой пропаганды, недостаточная информированность (а во многих случаях дезинформированность) большинства участников движения о его задачах, известная нерешительность и декларативность заявлений руководителей, вольный или невольный отказ от привлечения на свою сторону широких слоев населения, отсутствие наступательных действий со стороны Совета революции, его неспособность нейтрализовать армейский генералитет, сохранивший преданность Хайле Селассие и сумевший бросить мощную военную группировку против восставших частей гвардии,— все это не способствовало успеху Совета революции. Возвращение в страну 16 декабря Хайле Селассие помогло стабилизировать положение.
В тот же день стало известно о том, что незадолго до бегства оставшиеся в живых организаторы восстания расстреляли 15 самых влиятельных сановников империи, захваченных еще 13 декабря. Все они (премьер-министр рас Аббэбэ Арэгай, генерал-губернатор Тыграя рас Сыюм Мэнгэша, придворный священник Абба Ханна Джемма, генерал Мулюгета Були, отказавшийся присоединиться к восставшим и др.) рассматривались Советом революции как наиболее ответственные за бедствия народных масс и отсталость страны. Устраняя этих деятелей, руководители переворота надеялись расчистить путь в высшие правительственные сферы прогрессивно мыслящим молодым людям.
Вскоре последние очаги сопротивления восставших были ликвидированы. В ходе боев многие руководители погибли, другие, в том числе Гырмаме Ныуай, покончили с собой. Мэнгысту Ныуая тяжелораненным схватили, вылечили, предали суду, а затем казнили. Немало участников переворота было отправлено в тюрьмы, на каторжные работы. В армии, гвардии, полиции и службе безопасности произвели чистку. Всех подозреваемых в соучастии или в сочувствии выслали в отдаленные районы.
Однако последствия неудавшейся попытки переворота для судеб страны оказались значительными, так как она содействовала дальнейшму пробуждению народных масс. Некоторые зарубежные авторы считают даже, что это событие «является поворотным пунктом в эфиопской истории» (см. [309, с. 237]). Впервые выступление значительной части вооруженных сил было предпринято не в целях простой смены монарха, а для осуществления радикальных реформ, для изменения социально-экономического облика Эфиопии. На первом съезде КОПТЭ подчеркивалось, что военные-демократы, участвовавшие в перевороте 1960 г., «внесли заметный вклад в освободительную борьбу угнетенных масс Эфиопии... которые наглядно убедились в возможности бросить вызов правителям, имевшим ореол святости» [49, с. 20]. В правительственном сборнике материалов к 10-й годовщине эфиопской революции специально подчеркивалось, что «попытка государственного переворота в [266] 1960 г.— важная веха в борьбе масс, так как показала возможность уничтожить феодальный строй» [43, с. 22].
Декабрьское восстание 1960 г., поколебавшее основы императорского режима, произошло не случайно. Гордые своей героической историей, трехтысячелетней независимостью, мужественным сопротивлением иноземным захватчикам, эфиопы на рубеже 50—60-х годов неожиданно для себя обнаружили, что их родина оказалась наименее развитой даже в сравнении со многими африканскими государствами, только что добившимися освобождения от колониального господства. Об этом не раз говорили руководители декабрьского восстания. Национальная уязвленность требовала решительных реформ, отказа от курса на сохранение и укрепление абсолютной монархии.
Многие в стране, и особенно в армии, были потрясены масштабами голода в 1958—1959 гг., вызванного продолжительной засухой и унесшего только в провинции Уолло более 100 тыс. жизней [265, с. 102]. Косвенно признал серьезность положения в те годы и Хайле Селассие, заявив в 1958 г., что «засуха нанесла значительный ущерб сельскому хозяйству» [69, с. 485].
Массовый голод и смерть вызвали крестьянские волнения в 1959 г. в Уолло и на юго-западе страны. В их подавлении участвовали армейские подразделения. Жестоко расправились власти с крестьянами-дараса в апреле 1960 г., когда те сопротивлялись изъятию принадлежавшей им земли дочерью Хайле Селассие [332, с. 12—13]. Эти и многие другие факты, особенно нетерпимые в условиях всеэфиопского бедствия, еще раз заставили задуматься передовые умы общества, в том числе и армии, в отношении роли абсолютизма в судьбах страны.
Сопровождая Хайле Селассие в поездках по стране, Мэнгысту Ныуай видел всю нищету и страдания крестьян. Однажды, будучи потрясен очередной тягостной картиной обездоленной жизни в деревне, он в нарушение этикета спросил императора: «Нельзя ли что-то сделать для улучшения положения крестьян?». Последовал резкий ответ: «Экономика — не ваша забота». Эти слова отразили стремление монарха держать армию вне общественных интересов и реальных потребностей страны, сведя деятельность вооруженных сил исключительно в русло слепого подчинения императорской власти. Однако монарху все-таки не удалось полностью изолировать армию от общественных процессов, происходивших в стране. Определенное воздействие на политические настроения в армейской среде оказывали присутствовавшие в стране военные миссии США, Швеции, Норвегии и Индии, обучавшие эфиопские вооруженные силы. Засилье американцев в военном ведомстве, их высокомерие и открытая поддержка императорского режима со временем вызвали у патриотов-военнослужащих чувство антиамерикапизма.
В офицерском корпусе, определяющем политическое лицо армии, наряду с верноподданническими настроениями распространялись и демократические воззрения. С середины 50-х годов [267] среди офицеров, имевших современное образование, сложилось мнение о необходимости упразднить императорский режим. Возникло несколько нелегальных групп, к некоторым из них примкнули и гражданские лица [333, с. 28].
Одним из центров роста антиимператорских настроений в армии стала Военная академия в Харэре, открытая в 1958 г. В ней преподавали преимущественно индийские офицеры. В числе ее выпусников оказалось немало подлинных патриотов Эфиопии, демократически мыслящих офицеров, революционеров. В 1958—1960 гг. среди слушателей и эфиопов-инструкторов академии вел активную работу Гырмаме Ныуай [311, с. 361—362]. В возникшей десятилетие спустя тайной военной организации, ставившей целью свержение императора, заметную роль играли те, кто закончил военный курс в Харэре. Большая часть офицеров-харэрцев придерживалась антиимпериалистических и атеистических взглядов, которые, кстати, широко распространились к 70-м годам в офицерском корпусе.
Прогрессивные идеи были присущи также многим кадетам и выпускникам военного училища в Холета, где под руководством шведов готовили офицеров преимущественно для императорской гвардии и куда набирали главным образом молодежь, не принадлежавшую к элитарным слоям общества. В декабрьском восстании 1960 г. участвовали более 30 выпускников училища. Да и в последующие годы те, кто учился в Холета, не раз предпринимали антиимператорские акции [313, с. 222—227].
Отношения между выпускниками различных учебных заведений, в том числе зарубежных, были далеко не идеальны. В офицерском корпусе, как и в солдатской массе, власти сознательно насаждали дух соперничества, стремясь противопоставить боевые части друг другу. В этом, кстати, крылась одна из причин того, что в декабре 1960 г. армия не поддержала антиимператорское выступление гвардии и, более того, ведомая своими офицерами и генералами, активно защищала царствующего монарха.
Несмотря на рост прогрессивных, демократических тенденций в вооруженных силах, они в целом еще долгое время оставались оплотом императорского режима. Власти затрачивали огромные средства на их содержание и материально-техническое оснащение, включая безвозмездную американскую военную «помощь». Особую заботу режим проявлял по отношению к офицерскому корпусу, не забывались также армейские низы, получавшие, однако, гораздо меньше от «щедрот» монарха, стремившегося сохранить во что бы то ни стало лояльность военных. Офицерам не раз повышали жалованье, они одаривались обширными землями, машинами, жилыми зданиями, быстро продвигались по службе, назначались на ответственные должности в гражданские министерства, им присваивались высокие воинские звания, феодальные титулы, они награждались орденами и медалями и т. д. [268]
В Эфиопии постоянно росла численность вооруженных сил, достигнув к середине 70-х годов почти 45 тыс. человек. Они распределялись следующим образом: сухопутные войска — 40,9 тыс., ВМС—1,4 тыс., ВВС — 2,2 тыс., кроме того, территориальная армия — 9,2 тыс. человек на действительной службе, мобильная полиция — 6,2 тыс., пограничная жандармерия —1,2 тыс., коммандос — 3,2 тыс., офицерский корпус — около 2 тыс. человек [350, с. 39—40]. Они дислоцировались главным образом в провинции Шоа, и прежде всего в столице, в Эритрее, где велись в течение многих лет боевые действия против сепаратистов, и на юго-востоке. Такая территориальная концентрация армейских подразделений усиливала их корпоративность, но вместе с тем создавала благоприятные возможности для политизации вооруженных сил, для быстрого налаживания связей в случае необходимости совместных действий, а также для активного обмена мнениями по поводу происходящих событий и охвата политической работой большего числа военнослужащих. И не случайно поэтому властям пришлось затратить немало усилий, чтобы подавить волнения в армии в 1961, 1966 и 1968 гг., в которых участвовали значительные контингенты войск.
К середине 70-х годов в армии обострились отношения между рядовыми, сержантами и младшими командирами, с одной стороны, и старшими офицерами и генералами — с другой. Со всей отчетливостью стало ясно, что армия — это сколок контрастов, свойственных стране в целом. Армейские низы все более нетерпимо относились к унизительным условиям своего существования и службы, к жестокости высших офицеров. Для них не составляла секрета коррумпированность гражданских и военных руководителей, многие из которых через брачные союзы породнились с аристократией. Им была хорошо известна тяжелая ситуация в деревне.
Не обошли стороной армию и межэтнические, конфессиональные и региопалистские противоречия. До 40% армейских низов составляли оромо. Они, как и представители других, не амхарских народов, реже продвигались по службе, чаще притеснялись. Офицеров — не амхара было немного в сравнении с амхара: в 1972 г. армейских офицеров в ранге подполковника и выше было из оромо около 21%, а амхара — 65%.
Определенным следствием этнической ущемленности оромо, роста их этнополитического самосознания и стремления повысить собственную роль в эфиопском государстве явились ноябрьские (1966) события в территориальной армии, когда группа офицеров-оромо во главе со своим командующим генералом Таддэсэ Бырру была арестована по обвинению в организации заговора против императора. Одновременно была запрещена «Ассоциация самопомощи меча-тулама», которая все больше превращалась в этнополитическую партию всех оромо и которая возглавлялась генералами Таддэсэ Бырру, Давидом Абди, Джегама Кело и полковником в отставке Алему Китесса.
Случалось, что солдаты-оромо отказывались участвовать в расстрелах крестьян-оромо, поднявшихся против притеснений местных помещиков-амхара. Рядовые других неамхарских национальностей поступали иногда таким же образом в отношении своих взбунтовавшихся соплеменников.
Армия, прежде всего солдаты, сержанты и младшие офицеры, [269] набиравшиеся в основном из крестьян или разночинцев, не могла остаться безучастной к жестоким расправам, совершаемым по приказу дворца над мятежным людом. Чем больше вооруженные силы использовались для подавления крестьянских восстаний, студенческих волнений, забастовок трудящихся и этнополитических движений, тем больше зрел в них внутренний антифеодальный, антиимператорский, антимонархический протест. Демократизации военных способствовали учеба многих из них по вечерам в Университете Аддис-Абебы, открытом в 1961 г., общение со студентами, рабочими и профсоюзными активистами, творческой интеллигенцией, знакомство с их взглядами, идеями, достижениями мировой цивилизации.
Рабочее движение
Одновременно с политизацией армии после декабрьского восстания 1960 г. наблюдался подъем рабочего движения. Создав свои организации, фабрично-заводской пролетариат способствовал расшатыванию устоев императорского режима в борьбе за лучшую жизнь в Эфиопии, в подготовке революционных событий 1974 г.
На рубеже 50—60-х годов рабочие многих промышленных предприятий Эфиопии, возмущенные тяжелыми условиями труда, низкой заработной платой и произволом предпринимателей, образовали в защиту своих прав несколько десятков профсоюзов. Вместе с тем они стремились к организации единого профсоюзного центра, который взял бы па себя функцию общенационального руководителя их движения. Власти неоднократно отказывали им в этом, но в конечном счете пошли все же на уступки трудящимся. В апреле 1963 г. возникла Конфедерация профсоюзов Эфиопии (СЕЛУ), куда вошли 29 местных профсоюзов с 15 тыс. членов.
Первым ее президентом был выдающийся организатор профсоюзного движения в Эфиопии простой рабочий с фабрики по производству волокна Абэрра Гэму, последовательно отстаивавший интересы трудящихся и не поддававшийся ни на какие посулы и угрозы властей в целях сотрудничества с ними [153, 1981, т. 1, № 4, с. 24—26]. Вскоре после того, как в июле 1963 г. Генеральный совет СЕЛУ потребовал прекращения безосновательных увольнений рабочих, улучшения условий их труда, немедленного пресечения практики юридического и полицейского преследования рабочих и назначения им пенсий и пригрозил всеобщей забастовкой в случае отказа властей в удовлетворении этих требований в течение 60 дней, Абэрра Гэдаму, как пишет журнал «Мэскэрэм» с явным намеком на участие императорской охранки, «покончил жизнь самоубийством». Такая участь постигла затем и ряд других демократических лидеров СЕЛУ, в результате чего в руководстве Конфедерации оказалось большое число «ренегатов рабочего дела» [153, 1981, т. 1, № 4, с. 26—27]. Это, конечно, содействовало установлению правительственного контроля над профсоюзами, деятельность которых была разрешена еще в августе 1962 г.
Профсоюзная верхушка распространяла среди трудящихся легалистские и реформистские взгляды, вступила в Международную [270] конфедерацию свободных профсоюзов, препятствовала выдвижению рабочими и служащими политических требований, а также сдерживала забастовочную борьбу. Однако, несмотря на репрессии и подкуп лидеров, профсоюзное движение в Эфиопии разрасталось. К началу 1974 г. в СЕЛУ входило уже 180 местных и отраслевых союзов примерно с 90 тыс. членов. К этому же времени они, вопреки порой указаниям лидеров СЕЛУ и правительственным запретам, провели несколько крупных стачек, вынудивших правящие круги считаться с рабочим классом как важной социальной силой. Бастовали неоднократно также рабочие и служащие государственных и смешанных компаний и предприятий, которым власти не разрешали объединяться в профсоюзы. Страну буквально потрясли забастовки трудящихся компании «Эфиопиэн эйрлайнз» в 1965, 1967 и 1969 гг., водителей автобусов и печатников в 1966 г. Рабочие с большими трудностями добивались заключения коллективных договоров с предпринимателями: за первые семь лет существования СЕЛУ их было подписано всего лишь тринадцать. Росту самосознания рабочих содействовал печатный орган СЕЛУ «Йесэратэння дымц», в котором большей частью публиковались материалы просветительного характера, а также статьи и заметки о деятельности профсоюзов и жизни трудящихся. Отступничество многих профсоюзных руководителей не раз подвергалось критике со стороны рядовых членов профсоюзов или тех их лидеров, кто сохранил верность подлинным интересам трудового народа. Конфликт между правыми и демократическими силами в СЕЛУ обострялся.
В 1970 г., несмотря на возражения реформистской группировки, Генеральный совет СЕЛУ постановил провести всеобщую забастовку в связи с отказом властей ввести прогрессивное трудовое законодательство, разрешить организацию профсоюзов на государственных и смешанных предприятиях и в учреждениях, а также резким ухудшением материального положения рабочих и служащих (например, реальная заработная плата рабочих в 1964—1974 гг. сократилась на 60%, стоимость жизни в Аддис-Абебе за счет роста розничных цен в 1963— 1968 гг. увеличилась на 27,8%). Только личное вмешательство императора, заверившего рабочих в скором принятии необходимых мер для удовлетворения требований СЕЛУ и создавшего даже для этих целей специальную комиссию, предотвратило всеэфиопское выступление трудящихся города. Однако это обещание монарха, как и большинство других, не было выполнено.
Противники превращения СЕЛУ в подлинного защитника интересов трудящихся попытались разделить в 1973 г. эту организацию по региональному принципу с центрами в Аддис-Абебе, Асмэре и Дыре-Дауа. Осуществить подобный план, с которым не соглашалось большинство рядовых членов профсоюзов, руководителям СЕЛУ не удалось: наступил революционный [271] 1974 год, когда им пришлось менять подходы к жизненно важным проблемам, чтобы удержать профсоюзную власть в своих руках.
К середине 70-х годов эфиопский пролетариат, находившийся в стадии своего формирования, еще не стал силой, активно выступающей за политическое переустройство общества. В его забастовочном и профсоюзном движении преобладали экономические требования. Имея мощные антифеодальные, антиимператорские и социально-освободительные потенции, рабочий класс Эфиопии сумел реализовать их во многом только в ходе революционных событий, начавшихся в 1974 г.
К концу 60-х годов наметились контакты профсоюзов со студентами, что способствовало распространению в рабочей среде новых идеологических концепций и взглядов, в том числе марксистско-ленинских. Рабочие и студенты не раз материально поддерживали друг друга во время забастовок. Вузовская молодежь, открыто заявившая о своей оппозиции режиму и ставшая наиболее активным его противником на протяжении 60-х — начала 70-х годов, помогала издавать профсоюзную газету, организовала курсы по ликвидации неграмотности среди рабочих (грамотность членов СЕЛУ, включая аппарат,— менее 30%) [327, с. 15] и кредитоссудные товарищества, проводила с ними различные семинары и выступала с лекциями перед, рабочей аудиторией, а также неоднократно присоединялась к бастовавшим на заводах и фабриках, па транспорте и дорожном строительстве.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.