Эфиопская церковь, представляя собой крупную социальную силу, заметно влияла на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Ее духовная власть распространялась на 67% населения страны. Став официально государственной религией, христианство монофиситского толка укрепило свои позиции в стране, еще более упрочило церковные связи со светской властью.
После напряженной и продолжительной борьбы с Коптской патриархией эфиоттская церковь в результате активной поддержки правительства и лично императора добилась в 1959 г. автокефального статуса. Полученная, таким образом, долгожданная самостоятельность ускорила процесс окончательного подчинения церкви государству, ее превращения в один из структурных элементов абсолютной монархии. Это дало возможность осуществить также строгую централизацию церковного управления, [260] образовав в том числе 14 епархий с предоставлением каждой из них права контроля над духовной жизнью и административно-конфессиональными делами на соответствующей территории. Автокефальность позволяла эфиопской церкви развернуть активную религиозную деятельность по стране, а также включаться в работу различных международных христианских организаций.
Усилению ее влияния способствовало и то, что многие христианские праздники объявлялись общегосударственными, в то время как иные религиозные (не христианские) торжества носили локальный, заведомо ограниченный характер. Повысилась роль духовенства в принятии политических решений, поскольку высшие иерархи эфиопской церкви вошли в различные государственные органы (Совет короны, парламент и т. д.). Более того, священно- и церковнослужители становились фактически государственными служащими, причем большинство из них получали из правительственной казны жалованье и пенсионное обеспечение.
Церковь не знала финансовых трудностей. Государство выделяло на нее громадные суммы денег, достигавшие нескольких миллионов эф. долл.. «Мы не испытываем... (финансовых трудностей.— Авт.), — говорили члены делегации эфиопской церкви, посетившей Советский Союз по приглашению Русской православной церкви, — потому что, когда они возникают, их быстро решают с помощью правительства» [115, 1967, № 2, с. 22]. Обеспечивая церкви большую финансовую помощь, государство тем самым изымало значительную часть национального дохода на нужды отнюдь не производственного назначения. Помимо удовлетворения потребностей самой церкви оно пыталось таким образом усилить императорский режим, а также поднять его престиж в христианском мире и получить определенные выгоды внешнеполитического порядка.
Власти предоставили эфиопской церкви значительные льготы в фискальной области, освободив ее от налогообложения. Налоги с земельной собственности (около 20% обрабатываемой площади), достигавшие 5 млн. эф. долл. и даже более, поступали в церковную казну, что намного увеличивало финансовое могущество эфиопской церкви. Да к тому же крестьяне, сидевшие на церковно-монастырских землях, выполняли, согласно правительственным постановлениям, различные повинности в пользу церквей и монастырей и делали многочисленные подношения служителям культа. Кроме того, на церковь не был распространен подоходный налог, введенный в 1967 г. па крупных землевладельцев. Она же оказывала решительное сопротивление, когда правительство пыталось добиться от нее хоть каких-нибудь поступлений в государственную казну. И это — при условии, что она продолжала получать огромные субсидии от властей, поскольку конституция 1955 г. гарантировала ее содержание за счет государства. [261]
Являясь неотъемлемой частью эфиопского абсолютизма, эфиопская церковь активно поддерживала классовую политику императорского режима. Роль церкви в системе государственного принуждения была велика. Консерватизм и устойчивость христианско-монофиситской идеологии обусловливались господством феодальных производственных отношений, возможностью церкви, лишенной собственного феодального войска, использовать военно-полицейский аппарат, а также ее подчиненностью светской власти. Материальные субсидии правительства, огромная движимая и недвижимая собственность создавали экономическую основу могущества эфиопской церкви и делали ее связь с режимом еще более ощутимой. Она располагала современными средствами идеологического воздействия (радио, печать, телевидение). В 12596 различных храмах, действовавших в 1970г., богослужение отправляли почти 192 тыс. священников, диаконов и дэбтэра. Опору церкви составляли также 800 монастырей, насчитывавших в целом десятки тысяч обитателей. В традиционных приходских школах, имевшихся при каждой церкви или монастыре, дети обучались началам грамоты, запоминали многочисленные молитвы, воспитывались в духе безоглядной приверженности монарху и патриархии. При этом нельзя не отметить негативного отношения церкви к современному образованию, ибо в нем она видела угрозу своим позициям.
Эффективность той идеологической обработки, которой подвергала церковь свою паству, находилась в прямой зависимости от общественно-политического кругозора массы духовенства, ее морального облика и, наконец, богословской подготовки священно- и церковнослужителей. Вполне очевидно, что полуобразованный, а тем более совершенно невежественный церковник не мог вести за собой верующих.
Часть населения страны, видя консерватизм церкви, невежество, пьянство и стяжательство ее служителей, в условиях кризиса императорского режима начала проявлять религиозный индифферентизм. Особенно бросалось в глаза равнодушие к религии среди учащейся молодежи, фабрично-заводского пролетариата, творческой интеллигенции и местной буржуазии. Вдобавок ко всему охлаждение этих слоев общества к религии сопровождалось растущей неприязнью, а иногда и открытой враждебностью к ее служителям. Да и сами церковники порой не отличались религиозным рвением. «Церковь сожалеет, — говорил на специальном совещании председатель „Ассоциации эфиопской церкви", созданной в целях укрепления веры и позиций церкви, — что ее паства — нетвердые верующие, а некоторые представители духовного сана не настолько верующие по сравнению со своими отцами. Верующих часто обвиняют в слабости веры» (цит. по [258, с. 146]).
Падение религиозности наблюдалось даже среди слушателей пяти богословских школ и теологического колледжа, открытого в 1962 г. Выпускники колледжа предпочитали поступать на государственную [262] службу. Снижение религиозного духа и сознания своего пастырского долга у части духовенства сопровождалось нареканиями в адрес существовавшего строя. Немало церковников, получивших образование за границей, резко негативно относились к императору, высшим церковным иерархам. Ослабление доверия к Хайле Селассие и церковному руководству наблюдалось также у части низшего духовенства, которое рекрутировалось главным образом из крестьянской среды и по уровню образования и образу жизни (да и нередко материальному положению) мало чем отличалось от нее. В знак протеста против официальной религии, прочно связанной с монархом, некоторые верующие переходили в иное христианское вероисповедание, представленное в Эфиопии (всего в стране действовала 31 иностранная христианская миссия).
В последние годы царствования Хайле Селассие в городских кругах духовенства распространились либерально-обновленческие воззрения, имевшие тенденцию к перерастанию в либерально-демократическое течение. Это отражало в религиозной Форме интересы либеральной буржуазии, а также некоторых фугих слоев общества, недовольных императорским режимом.
Эфиопская церковь как социальный институт недостаточно энергично реагировала на неугодный для ее руководства ход событий, в том числе и в стране в целом. Правящие круги вынуждены были также потребовать, чтобы церковь не только осуществляла свою деятельность в соответствии с запросами времени, но и опережала их [110, 10 гынбот, 1959]. Еще раньше, в 1963 г., власти санкционировали создание специального «комитета по распространению веры», задачи которого сформулированы были, по существу, уже в самом названии. Активизировала свою пропагандистскую работу среди молодежи «Организация христианской молодежи», действовавшая с ведома правительства и под эгидой патриархии.
В целях упрочения воздействия церкви на умонастроения людей усилились ее внешние связи с другими христианскими церквами, но в русле внешнеполитических концепций эфиопского правительства. Она участвовала во Всемирном совете церквей, в Христианской мирной конференции, Всеафриканской конференции церквей и других международных христианских организациях, а также в экуменическом движении.
Наметились также зарубежные контакты с нехристианскими религиозными конгрегациями, особенно с мусульманскими. Это делалось в попытке нейтрализовать влияние извне исламского «ренессанса» и растущее недовольство местных мусульман (почти четверть населения). Кроме того, расширением связей с исламскими организациями за рубежом эфиопская церковь стремилась сбить волну обвинений в адрес правительства по поводу притеснения мусульман в Эфиопии, а также устранить угрозу создания единого антиэфиопского фронта мусульманских государств, к чему стремились правители Сомали. [263]
Опасаясь нараставшего политического пробуждения прежде всего мусульманских народов официальная церковь неизменно следовала дискриминационным указаниям правительства в национальном и религиозном вопросах. Светские мотивы широко вторглись в ее деятельность, постепенно приобретая доминирующее положение.
Она проводила политику обращения в христианско-монофиситскую веру среди нехристианских пародов, и особенно среди мусульман. Однако все попытки оказались в целом неудачными. Более того, это вызывало еще большее сопротивление со стороны нехристиан. Своеобразной формой протеста стало быстрое возвращение большинства насильственно обращенных в монофиситство в лоно своих прежних религий.
Разрыв между политикой церкви и требованиями жизни осознавался, таким образом, не только христианами-монофиситами, но и приверженцами иных религий. Это способствовало пробуждению масс, ибо они убеждались в том, что имеют дело с враждебной им политической силой.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.