С обретением африканскими народами независимости в 50—70-е годы выяснилось, что Эфиопия, несмотря на многовековой опыт самостоятельного развития,— одно из самых отсталых в социально-экономическом отношении государств на континенте и в мире в целом. Ко времени образования молодых государств в Африке соотношение между сельским хозяйством и промышленностью в валовом национальном продукте в Судане и Нигерии составляло 10,5:1, в Танганьике и Того — 9,5:1, Нигере — 8,5:1, Малави, Мали и Чаде —7:1, Уганде — 6,5:1 и т. д. В Эфиопии же этот показатель равнялся 12:1 [254, с. 11]. К 1974 г. разрыв между Эфиопией и наиболее развитыми странами Африки (Египет, Нигерия, Кот-д'Ивуар и др.) не только не сократился, но даже увеличился. В 1973 г. по уровню национального дохода на душу населения (около 80 долл.) Эфиопия занимала 134-е место среди 145 членов ООН. Этот доход составлял всего лишь 26,5% среднеафриканского и 6,6% среднемирового.
ООН отнесла Эфиопию к числу 31 наименее развитого государства мира. Причины тому — не только в низком показателе душевого производства национального дохода, но и в высокой доле сельского хозяйства в ВВП Эфиопии (в конце 60-х — начале 70-х годов 55—60%) и незначительной — промышленности (около 10%, включая домашнюю и кустарную). В ООН учитывали также почти сплошную неграмотность населения, архаичность социальных отношений, низкий уровень медицинского обслуживания (в 1970 г. на 3400 человек приходилась в среднем одна койка в больнице).
Хозяйство страны развивалось медленными темпами: среднегодовой прирост ВВП в 1961 — 1970 гг. составил 4,5%, причем его натуральная часть увеличивалась ежегодно лишь на 1,8% [291, с. 6].
В основной сфере материального производства — сельском хозяйстве наблюдались очень низкие темпы роста: в 1961— 1965 гг.—2,0%, 1966—1970 гг.—2,2%, а в 1971 — 1973 гг. — они даже ежегодно сокращались на 2%.
Как и прежде, императорское правительство выделяло слишком мизерные суммы на развитие сельского хозяйства. Они не превышали, как правило, [234] 1% текущих расходов бюджета. В 1957/58 г. министерство сельского хозяйства получило 1,6 млн. эф. долл. из 158,5 млн. эф. долл. обычных бюджетных ассигнований, в 1965/66 г.— 10,3 млн. эф. долл. из 403,2 млн. эф. долл., в 1970/71 г.— 11,5 млн. эф. долл. (включая расходы на министерство аграрной реформы, управление развитием долины р. Аваш и департамент охраны дикой фауны) из 507,0 млн. эф. долл. [309, с. 163].
По мнению эфиопских ученых Ассэфа Бэкэле и Ышэту Чоле, на нужды этого министерства предоставлялось 1—2% расходной части (текущей и экстраординарной) бюджета [270, с. 48]. Пренебрежение состоянием дел в сельском хозяйстве со стороны властей проявилось и в том, что только в 1973 г. правительство признало ключевое значение этой отрасли для подъема всего народного хозяйства [291, с. 9]. В подготовленном проекте четвертого пятилетнего плана (1974/75—1978/79) оно объявило о сосредотачивании усилий на развитии крестьянских хозяйств, видя в этом шаге путь к повышению сельскохозяйственного производства.
Какие-либо попытки расширения аграрного сектора, намечавшиеся планами, не давали должного эффекта, ибо власти, по существу, не были заинтересованы в реальном изменении сельскохозяйственных структур. Так, по третьему плану (1968/69—1973/74) предусматривалось расширить товарный сектор сельского хозяйства, обеспечив ежегодный прирост в этой отрасли в 3,1%. В действительности же оказалось, что само же правительство обрекло на провал это решение, ибо направило только 10% инвестиций в сельское хозяйство. В 60-е годы на развитие аграрного сектора выделялось лишь около 6% валовых капиталовложений в денежной форме [291, с. 9]. При таком отношении к этой важнейшей сфере нельзя было надеяться на выполнение плановых заданий. Даже перенесение сроков реализации планов на год-два не обеспечивало достижение всех поставленных в них целей.
Многое в планах оставалось чисто декларативным, так как включалось по престижным соображениям, без достаточного научно-технического и социально-экономического обоснования. В провозглашенной в 1962 г. двадцатилетней программе экономического и социального развития Эфиопии (1962/63— 1981/82), составной частью которой были второй и последующие пятилетние планы, содержалось изначально немало неувязок. Отдельные ее положения строились на неточных исходных статистических данных (например, отсутствовали достоверные показатели численности и демографической структуры населения). На выполнении плановых заданий отрицательно сказывались значительная ориентация на внешние источники финансирования (30—40% капиталовложений в денежной форме), абсолютизация финансового аспекта планирования, часто подменявшего физические показатели, а также отсутствие хорошо подготовленных и обоснованных проектов.
План в Эфиопии не имел силу закона как для государственного сектора, занимавшего скромные позиции в экономике, так и тем более для частного. Первому отводилась вспомогательная роль в народном хозяйстве: он предназначался для создания условий частному предпринимательству. Упор делался на развитие частного сектора. В одном из выступлений тогдашний министр планирования и развития Хаддис Алемайеху специально подчеркнул, что правительство содействует в первую очередь частному предпринимательству и оказывает ему необходимую помощь и руководство [161, 04.12.1968]. Вот почему императорский режим продавал национальной буржуазии [235] акции многих государственных и смешанных предприятий (например, текстильной фабрики в Бахр-Даре, компании «Тендахо плантейшнс»). Стоимость основного капитала государственных предприятий, несмотря на возрастание правительственных расходов в общей сумме планируемых денежных капиталовложений, была намного меньше основного капитала частного сектора: в 1961/62 г. она оценивалась в 73,2 млн. эф. долл. В 1967 г. оплаченная часть акционерного капитала, функционировавшего в стране, на 75% принадлежала иностранцам, и эта доля, как полагал П. Джилкс, к 1975 г. не уменьшалась [309, с. 140]. Государственный или смешанный статус ряда предприятий, компаний служил порой прикрытием для предпринимательской деятельности членов императорской фамилии, аристократии, высшей бюрократии и самого монарха. В этой связи показательно письмо, адресованное директорам Государственного банка Эфиопии и раскрывающее один из способов удовлетворения финансовых интересов Хайле Селассие. Вот его текст: «Господа, по просьбе президента совета директоров „Индо-эфиопиэн тикстайлз С. А"... от 26 сентября 1959 г., пожалуйста, переведите на имя… Хайле Селассие I одну тысячу акций из тех, что принадлежат Государственному банку Эфиопии. Сумма в 100 тыс. эф. долл., эквивалентная стоимости этого количества акций, будет оплачена в Государственном банке» [309, с. 154].
Правящие круги и аристократия, отстраненная в ряде случаев от власти, активно приобретали акции возникавших в стране иностранных компаний, занимали ответственные должности в их штаб-квартирах, использовали подставных лиц при долевом участии в акционерном капитале смешанных и иностранных фирм, а также оказывали активную поддержку «своим» компаниям для извлечения максимальных прибылей. Так, крупными держателями акций «Ханделс Ференигинг — Амстердам (Эфиопия)», получившей право переводить за границу 10% инвестированного капитала и 15% годового дохода, были министры финансов и информации, влиятельные сенаторы, а ее директорами — генеральный директор министерства финансов, заместитель управляющего Банка развития и другие видные эфиопские чиновники. В число директоров правления «Сабеан ютилити корпорейшн» в 1971 г. входили министры юстиции и императорского двора, заместитель управляющего Национальным банком Эфиопии, мэр Аддис-Абебы и некоторые другие члены правящей элиты, а «Фибр компани оф Эфиопия» в 1968 г. — наследный принц Асфа Уосэн, премьер-министр и государственный министр в министерстве финансов. Примеров подобного рода можно привести еще немало, суть, однако, не в их количестве, а в том, что могущественные сановники империи стремились заполучить максимальную выгоду от своего участия в предпринимательстве, организовывавшемся государством, иностранцами и (или) местными состоятельными людьми.
«Правительство, — отмечал эфиопский исследователь Соломон Тэрфа,— предоставляло иностранным компаниям не только землю, но и рабочую силу по самой низкой цене» [396, с. 80]. Инвестиционный декрет 1963 г., который заменил соответствующее постановление 1954 г. и отчасти повторил положения Коммерческого кодекса 1960 г., расширил льготы инвесторам. Зарубежные и местные предприниматели освобождались теперь-от подоходного налога сроком до пяти лет, если капиталовложения [236] в основание новых предприятий в сельском хозяйстве, транспорте и туризме превышали 200 тыс. эф. долл. (в промышленности — 100 тыс. эф. долл.) или если инвестиции в расширение уже действующих предприятий в тех же самых отраслях были свыше 500 тыс. эф. долл. [141, 1966, т. 10, № 4, с. 256]. В 1966 г. был создан правительственный комитет по инвестициям с правом решать, какие конкретно налоговые льготы предоставлять инвесторам.
Большие надежды в Аддис-Абебе возлагали на иностранный частный капитал. В 1963 г. во время визита в США Хайле Селассие, обращаясь к американским бизнесменам, подчеркивал юсобую заинтересованность Эфиопии в частных инвестициях из-за рубежа. Годом раньше эфиопское правительство в специальном соглашении с Вашингтоном гарантировало безопасность американских вкладов в экономику страны и беспрепятственный, притом неограниченный, перевод капиталов за границу. Правительство Аддис-Абебы пыталось широко информировать Запад об инвестиционном декрете 1963 г. Оно развернуло настолько активную пропагандистскую кампанию в этом отношении, что специальный выпуск «Нью-Йорк тайме» от 3 февраля 1963 г. вышел под заголовком «Эфиопия приглашает частных инвесторов». В ряде случаев, как это имело место с американским концерном Р. М. Парсонса, правительство шло даже на предоставление «полуполитических уступок» [141, 1966, т. 10, № 4, с. 273].
Хайле Селассие, вольно или невольно выдавая собственные компрадорские связи с мировым капитализмом, высокопарно заявил в 1962 г. о том, что в стране «иностранная собственность никогда не была национализирована или экспроприирована» и это «является предметом гордости для эфиопов» [138, 10.12.1962].
Однако, несмотря на столь благоприятный инвестиционный климат, западный крупный капитал весьма неохотно, как и прежде, внедрялся в Эфиопию. И дело не только в прочности позиций местных предпринимателей в производстве и сбыте кофе, архаичности социально-экономических структур, препятствовавших капиталистическому развитию, или нестабильности режима, четко обнаружившейся к середине 70-х годов. В стране не было уникальных природных ресурсов, которые могли бы заинтересовать западные державы, а их монополиям принести максимальные прибыли. Вот почему транснациональные корпорации не проявили большого внимания к Эфиопии.
В целом следует признать, что инвестиционное постановление 1963 г. оказалось эффективнее предшествующих. Это нашло выражение в увеличении притока иностранного капитала в страну; в 1964—1967 гг. иностранные инвестиции в среднем в год поступали в количестве 33,6 млн. эф. долл., а в 1960— 1963 гг., т. е. до введения нового декрета,— 14,3 млн. эф. долл. [204, с. 128]. Г. Л. Гальперин полагал, что в начале 70-х годов [237] приток иностранного частного (да и государственного) капитала пошел на убыль [180, с. 29].
Иностранный уклад в капиталистическом секторе эфиопской экономики играл заметную, а порой и решающую роль. В середине 60-х годов на его долю приходилось 20% ВВП и 80% валовых накоплений. Наибольшие позиции иностранный капитал занимал в обрабатывающей промышленности и торговле, особенно внешней. На рубеже 60—70-х годов он контролировал до 70% инвестиций в промышленности. В сельском хозяйстве иностранный капитал был активен в производстве, сбыте и частично в переработке сахарного тростника, хлопчатника и некоторых других сельскохозяйственных культур.
Велика была доля иностранного частного капитала в страховом деле, в гостиничном хозяйстве и банковской системе. В банковской системе, получившей дальнейшее развитие в 60-е годы и стимулировавшей кредитные операции в Эфиопии, иностранцы прежде всего обосновались в созданном в 1963 г. первом частном банке — «Аддис Абеба бэнк шэар компани» (40% его капитала принадлежало британскому «Нэшнэл энд Гринд-лэйз бэнк») и в филиалах «Банко ди Рома», «Банко ди Наполи» и «Банк де л'Эндошин». В 1967 г. «Банко ди Рома» в соответствии с постановлением 1963 г. зарегистрировался как местная компания, уступив 51% своего первоначального капитала в 2 млн. эф. долл. подданным эфиопской короны.
Иностранцы нередко предпочитали действовать совместно с местным частным или государственным капиталом. В компаниях «Эфиопиэн-америкэн кофе» 70% капитала принадлежало американцам, в «Индо-эфиопиэн тикстайлз» 41%—индийской группе Бирлы, в «Коттон компани оф Дыре-Дауа» 30% — японской «Фудзи спиннинг оф Джапан», в «Эфарм» 49% — израильтянам, в «Эфиопиэн драг мануфекчуринг шэар компани» 50%—английской «Смит энд Мэфью асошиэйтед компани» и т. д. С конца 60-х годов в Эфиопию активно проникал японский капитал: он владел, в частности, 50% акций «Эфио-джапаниз синтетик тикстайлз» и «Сабеан метал продактс компани», 35% — «Аддис тайр шэар компани» и «Эфио-ниппон майнинг компани». Многие иностранные фирмы, как справедливо отметил в свое время советский экономист А. Я. Эльянов, по политическим и иным соображениям стремились регистрироваться в Эфиопии как отечественные компании, что скрывало истинную картину влияния западного капитала [254, с. 50].
Наряду с иностранным частным капиталом в эфиопскую экономику внедрялся в значительных размерах государственный капитал западных держав, а также в страну поступали займы и кредиты международных финансовых организаций, в которых преобладало влияние США. В результате стремительно рос внешний долг Эфиопии: в июне 1968 г.— 324 млн. эф. долл., а через 5 лет — уже 592 млн. эф. долл. [309, с. 139]. Займы и кредиты из-за рубежа предоставлялись под строгие политические и экономические гарантии (отказ от национализации, экспроприации иностранной собственности и неконвертируемости, местной валюты, возмещение убытков в случае военных действий и т. д.), сформулированные в соглашении с США 3 августа 1962 г. [238]
Правительство стремилось выдерживать сроки погашения долгов, видя в этом своеобразное проявление независимого курса страны. К 1971 г. в наибольшей степени была оплачена задолженность США (на 80,4%), Югославии (на 76,6%) и Италии (на 91,7%), а в наименьшей — Англии (на 20,9%), Швеции (на 22,3%) и ФРГ (на 31,2%) [309, с. 158]. Международным организациям к тому времени расчеты по займам составили 62—64%.
Выплата долгов требовала значительного перенапряжения государственных финансов страны: на них уходила все возраставшая часть валютных поступлений от экспорта и вновь получаемой западной помощи. В начале 70-х годов ежегодная сумма платежей превышала 55 млн. эф. долл., на что уходило свыше 10% экспортной выручки. Тем самым ухудшался платежный баланс страны, который постоянно имел отрицательное сальдо: в 1971 г., например, 111,6 млн. эф. долл. В этом, вероятно, состояла одна из причин того, что правительство не использовало целиком отпущенные средства: к 1971 г. было реализовано лишь 57,4% всей суммы займов и кредитов в 1,14 млрд. эф. долл. [309, с. 159]. Нельзя при этом не согласиться с индийским экономистом Кришна Ахойя в том, что главная проблема Эфиопии состояла не в недостатке внешних источников финансирования, а в малочисленности конкретных программ развития, к которым могли быть приложены иностранные средства [326, с. 239].
Все расширяющееся проникновение иностранного капитала и перекачка вследствие этого значительной доли национального дохода Эфиопии за границу означали усиление эксплуатации, ухудшали экономическое положение страны. Иностранная буржуазия была заинтересована в стабильности императорского режима. Ей было, однако, свойственно позитивное отношение к реформам, которые предназначались для углубления процесса формирования внутреннего рынка. Западные государства-доноры к 70-м годам убедились в том, что архаичные социально-экономические структуры Эфиопии нуждаются в срочной модернизации, ибо в противном случае процесс развития капитализма в стране становился все более и более неадекватным их усилиям, а предоставленные им гарантии безопасности вкладов — проблематичными. Вот почему, например, Управление международного развития Швеции, осуществлявшее в Эфиопии проекты «зеленой революции», настаивало на проведении аграрной реформы, угрожая иначе прекратить оказание «помощи».
Не забывая об интересах западных бизнесменов, государственный иностранный капитал оказывал в то же время широкую финансово-техническую поддержку местному частному предпринимательству. Хотя численность предпринимателей-эфиопов составляла 109,6 тыс., а с учетом торговцев, выделенных ЦСУ Эфиопии в отдельную группу экономически активного населения,— 224,6 тыс., большинство из них по своим капиталам и объему операций намного уступали иностранцам. В 60-е годы в Эфиопии было свыше 60 тыс. различных предпринимателей из европейских и азиатских стран, а также из США. Они имели тесные связи со многими представителями местного частного [239] капитала, используя нередко эфиопских состоятельных людей в качестве посредников в сбыте готовых изделий или приобретении сырья. (Вообще, посредничество было очень развито в системе товарно-денежных отношений Эфиопии. Так, только в сфере торговли зерном действовало до 25 тыс. посредников-торговцев в сельской местности и до 8 тыс.— в городах.)
Особые финансово-экономические отношения сложились между, с одной стороны, иностранным частным капиталом и, с другой — членами императорской фамилии, верхушкой государственной бюрократии и самим монархом, составившими могущественный слой компрадорской буржуазии (прогрессивная общественность Эфиопии полагала даже, что Хайле Селассие — самый главный компрадор). Он допустил ее к своим высоким прибылям, извлекавшимся за счет нещадной эксплуатации трудящихся и в результате установления монопольных цен на внутреннем рынке. Так, ежедневная заработная плата неквалифицированного рабочего «Х.Ф.А. — Эфиопия» в конце 60-х — начале 70-х годов была 1 эф. долл., а цена 1 кг сахара, произведенного этой компанией, в Аддис-Абебе— 10 эф. долл., т. е. в три раза выше, чем в Джибути, где этот продукт—привозной. В 1960— 1967 гг. эта компания получила 58 млн. эф. долл. чистой прибыли [309, с. 152]. Эфиопские компрадоры, занимавшие директорские должности в ее управлении и ответственные посты в правительстве, пошли даже на то, что гарантировали протекционистские меры в случае, если импортный сахар окажется дешевле местного.
При дворе интересы иностранного частного (как и государственного) капитала защищали также представители западных стран-доноров, активно проводившие своих подданных в государственные институты Эфиопии. Особое положение среди них занимали американцы, в немалом количестве служившие в правительственных учреждениях страны, и в первую очередь в министерстве обороны.
Известное влияние на все стороны жизнедеятельности эфиопского государства оказывали иностранные специалисты, работавшие на различных народнохозяйственных объектах. В 1964 г. на их долю приходилось более 1/3 из 5088 человек самых квалифицированных кадров, в том числе и в административном аппарате. Они привносили в эфиопскую среду дух западного образа жизни, взгляды и представления западного общества. Многие из них являлись держателями акций местных компаний, участвовали в финансово-банковских операциях.
Говоря об иностранцах, осевших в Эфиопии и связавших с ней свои судьбы, необходимо иметь в виду наличие в их среде мелких, средних и крупных предпринимателей, действовавших обособленно от международного монополистического капитала. Речь идет о так называемых натурализовавшихся иностранцах (итальянцах, греках, армянах, индийцах), представлявших собой, по существу, особый слой эфиопской буржуазии. Они органически [240] влились в структуру национальной экономики, заметно интегрировались в систему взаимоотношений в эфиопском обществе. При их непосредственном участии заметно активизировались капиталистические тенденции в стране в 60—70-е годы. В составе эфиопской буржуазии своим особым положением выделялась бюрократическая буржуазия, как стали называть с 60-х годов новую элиту, сложившуюся преимущественно из; выходцев из средних и мелкопоместных феодальных семей или даже из разночинной среды и допущенную в политически правящий слой. Это была часть абсолютистско-монархической бюрократии, превратившаяся путем различных финансовых махинаций во владельцев крупных состояний. Отираясь на складывавшийся государственный уклад, она консолидировалась в новое социальное образование, но не порывала (да и не могла сделать этого) со своими абсолютистско-монархическими истоками. Новая элита обогащалась, используя государственную власть и государственную собственность. Авторитет власти помогал ей и в частнопредпринимательской деятельности. Накопленный ею капитал чаще всего направлялся в торгово-посреднические предприятия, в уже существующие промышленные компании, в операции по скупке земли, недвижимости и т. д.
Политическая и экономическая роль бюрократической буржуазии в императорской Эфиопии была значительной, а порой и решающей. Являясь неотъемлемой частью правящего класса, она контролировала многие сферы правительственной администрации в центре и на местах, хозяйственной жизни страны. В отличие от остальной Африки эфиопская бюрократия, одаривавшаяся императором землями, феодальными титулами, зданиями и другой государственной недвижимостью, не находилась в антагонистических противоречиях с аристократией, в целом сохранявшей по-прежнему свой политический вес в стране. Наоборот, благодаря все тому же приему «равновесия власти» она (бюрократия) сосуществовала со знатью, вследствие чего усиливались связи между ними и взаимная поддержка в вопросах упрочения трона (это отнюдь не означало отсутствия между ними соперничества).
Новая элита быстрее приспособилась к капиталистическому развитию. Обуржуазившись, она пополнила ряды национальной буржуазии, часть которой была недовольна существовавшими: общественно-экономическими барьерами на пути капитализма.
Наряду с новой элитой в ходе развития абсолютной монархии, сопровождавшегося углублением процесса становления капитализма, образовался слой «новых помещиков». Это произошло в результате пожалований государственных земель административному персоналу, военнослужащим и полицейским, а также местной интеллигенции. Добиваясь верности трону, император роздал в 1942—1970 гг. 4,8 млн. га, главным образом на юге. Особенно участились пожалования с 60-х годов, когда власти столкнулись с ростом сил протеста. Из числа «новых помещиков», [241] ставших важной опорой абсолютной монархии, быстрее всего формировалась эфиопская аграрная буржуазия. От них пытались не отстать и многие традиционные феодалы.
К 1974 г. уже немало помещиков, в том числе члены аристократических фамилий (расы Бырру, Мэсфын Сылеши, Сыюм Мэнгэша и др.) и императорского дома (наследный принц Асфа Уосэн, дочь монарха Тэнанье Уорк и др.), вели свое хозяйство па капиталистической основе. Показательна в этом отношении судьба светского и религиозного правителя афаров султана Мираха, который, по словам Л. Бондестама, «был полностью поглощен превращением своего султаната в капиталистическое государство в рамках Эфиопии» (цит. по [180, с. 30]).
Предполагается, что к середине 70-х годов в стране было 5 тыс. крупных товарных ферм, принадлежавших главным образом молодому поколению семей землевладельцев и торговцам. И это — не считая большого числа помещичьих хозяйств, особенно на юге, где предпринимательские цели достигались частично или полностью путем применения докапиталистических методов эксплуатации. Подобная практика особенно широко применялась в кофепроизводящих районах на юго-западе и в долине р. Аваш, где выращивались хлопчатник, овощи, фрукты и другие товарные сельскохозяйственные культуры.
Обширные земли здесь принадлежали лично императору, членам его семьи и потомственной аристократии. Их владения в этих районах многократно увеличились в послевоенное время, особенно с 60-х годов, когда возросли включенность Эфиопии в мировое капиталистическое хозяйство и емкость внутреннего рынка. Это достигалось путем пожалований государственных земель, сгона крестьян с их наделов, скупки обширных угодий по баснословно низким ценам (5 эф. долл. за 1 гаша) и других земельных спекуляций.
Надо, вообще, признать, что к середине 70-х годов, как следствие ускорения темпов капиталистического развития, участились купля-продажа земли, ее заклад, предпринимательская аренда и т. д.
Наряду с феодалами в агробизнес все активнее включались крестьяне — собственники земли, в большинстве своем проживавшие на юге или в центральной части страны и реже — на севере. Их угодья вместе с общинными владениями, располагавшиеся преимущественно в северных районах, не превышали 10— 15% пригодной для обработки земли. Среди крестьян-общинников появилось немало зажиточных людей, использовавших наемный труд, чаще всего своих сородичей, бедных общинников. Крестьяне-собственники и общинники стали практиковать различные земельные сделки: заклад, перезаклад, купля-продажа, ростовщические операции с землей, приарендовывание участков.
Во многих общинах фактически прекратилось периодическое перераспределение земель, причем лучшие остались за деревенскими [242] богатеями. Производство и сбыт сельскохозяйственной продукции на внутренний или внешний рынок заметно ускоряли распад общины, превращение ее земельной собственности в частную. Учитывая рост предпринимательства в крестьянских хозяйствах, П. Джилкс указывал на формирование класса кулаков, особенно у амхара и тыграи [309, с. 142, 170]. Принимавшиеся правительством шаги на путях «зеленой революции» в районе Чиллало, в Уоламо, на севере Сидамо, и в округе Ада, неподалеку от Аддис-Абебы, прежде всего предназначались для поддержки зажиточных слоев эфиопской деревни в организации товарных ферм, ускорения капиталистического развития на селе, более активного вовлечения крестьян в товарно-денежные отношения, увеличения доходов государства от прямого налогообложения и обогащения верных императору придворных.
Финансово-кредитные учреждения предоставляли займы и кредиты, как правило, тем, кто имел крепкое хозяйство. Так, Банк сельскохозяйственного и промышленного развития Эфиопии, образованный в 1970 г. в результате слияния Банка развития и Эфиопской инвестиционной корпорации (создана в 1964 г. на основе (просуществовавшего всего один год Инвестиционного банка) и ставший самым главным правительственным учреждением по мобилизации и реализации инвестиционного потенциала страны, из 45 млн. эф. долл., выданных в 1971— 1972 гг. различным предпринимателям, только 4 млн. эф. долл. выделил тому, кого, по словам П. Джилкса, «можно назвать мелкими фермерами», да и то через снабженческо-сбытовые и потребительские кооперативы. По образному выражению А. Г. Кокиева, возникавшие в Эфиопии кооперативы являлись «своеобразным инкубатором кулацкой прослойки» [212, с. 27]. В ряде районов, особенно нового освоения, этот слой зажиточных крестьян играл заметную политическую роль, выступая в качестве стойких защитников абсолютистско-монархического курса.
В рамках «зеленой революции» правительство на рубеже 60—70-х годов приступило к осуществлению мелких, локальных сельских проектов, названных «минимум пакидж программс». В 1973 г. реализовывались 28 таких проектов, направленных на создание центров по сбыту и кредитованию, распространению агротехнических средств и формированию хозяйств капиталистического типа. Результатом явилось то же самое, что и при претворении в жизнь крупных экспериментов «зеленой революции», а именно: обогащение влиятельных сановников империи и местных землевладельцев, увеличение кулацкой прослойки в деревне, массовое разорение крестьян-арендаторов, их изгнание с земли, традиционно обрабатывавшейся на условиях феодальных рентных отношений.
Расширению сферы товарно-денежных отношений содействовало растущее требование землевладельцев к крестьянам-[243]арендаторам выплачивать ренту в денежной форме, в связи с чем росло число локальных рынков, возрастал приток крестьян на старые рынки, а также усиливалась придорожная торговля сельскохозяйственной продукцией. Наиболее быстрыми темпами этот процесс, как можно судить, шел в южных провинциях. На севере выделялись Бэгемдыр, Годжам и в некоторой степени Шоа. И не случайно именно из них был массовый поток сезонников в юго-западные кофепроизводящие районы, куда ежегодно в январе—марте и октябре—декабре в начале 70-х годов прибывало на заработки до 50 тыс. человек.
Заработанных сезонниками денег едва хватало на поддержание оставленных в деревне семей, уплату долгов, различных поборов и т. д. Лишь немногие могли скопить достаточно средств для расширения производства в своих хозяйствах, приобретавших, следовательно, товарный характер. Распространение среди крестьян отходничества и вовлечение их хозяйств в сферу рыночных отношений в результате необходимости уплаты арендной ренты в денежной форме разрушали докапиталистические уклады в эфиопской деревне, влияли на трансформацию сельскохозяйственного производства.
Аналогичное действие имела участившаяся замена совместных общественных работ в деревне сбором денежных пожертвований на различные хозяйственные нужды. Размеры таких поборов, взимавшихся при прямом участии местной администрации, были значительны. В 1971 г., например, немногочисленный народ камбата в Шоа «согласился» собрать 1 млн. эф. долл. для строительства дорог, школ и других объектов. Власти пытались включить денежные взносы крестьян, как и их бесплатные трудовые затраты, в русло коммуналистского развития деревни, т. е. программы «коммьюнити дивелопмент», осуществлявшейся правительством с 1957 г.
Проекты, предусмотренные этой программой, встречали скрытое, а порой и открытое сопротивление крестьян, видевших в них дополнительное бремя трудностей. Западногерманский ученый З. Паузванг, исследуя ситуацию в деревне в провинции Гэму Гофа, отметил, что слово «развитие» вызывало у крестьян страх, поскольку воспринималось как лишение обрабатываемых участков земли, крушение жизненных планов, хозяйственный крах и необходимость поиска нового пристанища [375, с. 174]. Подобное предубеждение распространялось даже на вступление в кооперативы, создание которых входило в задачи министерства коммуналистского развития и социальных дел. Нередко доходы, получаемые крестьянами в кооперативе, присваивались частично или полностью землевладельцами. Это еще раз подчеркивает тот факт, что феодальная система аграрных отношений являлась серьезным препятствием на пути капиталистического развития страны.
Власти, хотя не раз заявляли о своей заинтересованности в глубоком изменении социально-экономической ситуации в деревне, фактически ничего не делали в этом направлении. «Эфиопский режим...— писал Дж. Маркакис,— предпочитает манипулировать символами аграрной реформы, а не осуществлять ее на практике» [345, с. 350]. [244]
К Эфиопии вполне применимо ленинское определение прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве, который, будучи помещичьим, полуфеодальным, «с тьмой остатков всяких привилегий, наиболее реакционный и наиболее мучительный для масс» [12, с. 6]. Эфиопское крестьянство испытывало многочисленные тяготы, обусловленные вторжением капитализма. Оно было опутано феодальными и даже дофеодальными отношениями, которые причудливо переплетались с частнопредпринимательскими, буржуазными методами эксплуатации и государственным внеэкономическим или экономическим принуждением. Его обирали ростовщики и торговцы-посредники, которые нередко были представлены в лице того же самого помещика или местного крестьянина-кулака. Ростовщический процент достигал довольно часто 100, а сроки выплаты ссуд устанавливались, как правило, до полугода и очень редко на год. Крестьянин не мог выпутаться из долгов, так как продаваемая им сельскохозяйственная продукция скупалась перекупщиками (а часто тем же самым ростовщиком) почти за бесценок. Для различных денежных расчетов крестьяне нередко вынуждены были продавать продукции в 3—4 раза больше, чем требовалось.
Среднегодовой доход крестьянской семьи оценивался в 350— 450 эф. долл., причем только 85—100 эф. долл.— в денежной форме. Этого было явно недостаточно для приобретения традиционных орудий и предметов труда, уже не говоря о внедрении современных агротехнических средств. Крестьянам приходилось, как правило, арендовать тягловый скот, инвентарь и т. д., за что с них владельцы этих средств труда взыскивали плату в последние предреволюционные десятилетия все в большей степени в денежной форме. Это, в свою очередь, усиливало вовлечение крестьянских хозяйств в рыночную сферу.
К крестьянам широко применялись внеэкономические, докапиталистические методы принуждения. Наряду с издольщиной и денежной рентой, которые свидетельствовали об определенном уровне развития товарно-денежных отношений, с них требовались даже барщинные работы (до 120 дней в году). Особенно тяжелым было положение крестьян, сидевших на церковно-монастырских землях (около 20% пригодной для обработки земли). Законы страны, запрещавшие хотя бы формально взимание податей и повинностей, кроме налогов, установленных государством, не распространялись на «церковно-монастырских» крестьян. Наоборот, помимо обычных налогов, выплачивавшихся церковной казне, и подношений церковно- и священнослужителям им вменялось в обязанность оказывать бесплатные услуги церквам и монастырям.
Не менее трудной была судьба крестьян-арендаторов на землях, лично принадлежавших императору и членам царской семьи. С них взыскивались все налоги, обычно собиравшиеся с землевладельцев, но в пользу самого монарха и его родни, [245] а не государства. Кроме того, царствующий дом получал всю денежную или натуральную ренту за сдачу земли в аренду крестьянам. Те должны были также работать на полях управляющих царскими имениями, делать им различные подношения. Хайле Селассие, императорская фамилия были освобождены от поземельного налогообложения. То же самое, по существу, касалось и видных царедворцев, влиятельных придворных, крупных феодалов и высших правительственных чиновников, которые утаивали свои доходы, затягивали сроки уплаты налогов. Власти снисходительно относились к такой неуплате налогов, в то время как были весьма жестоки, когда речь шла о взыскании налогов или недоимок с крестьян.
Крестьянство страдало от малоземелья и безземелья. В то время как 50% крестьян вовсе не имели земли, а в собственности остальных находились участки, не превышавшие, как правило, 1 га, отдельные феодалы владели сотнями тысяч и даже более 1 млн. га.
Положение крестьян ухудшалось и в связи с чрезмерной раздробленностью участков, принадлежавших им лично или арендованных: в Арси только 26% хозяйств состояло из одного целого участка земли, в Бэгемдыре и Сымене—19%, Тыграе — 16% и т. д. Имелись хозяйства, насчитывавшие 5—9 небольших: клочков земли.
Землевладельцы часто расторгали арендные договоры и сгоняли крестьян с их участков, причем, как правило, без выплаты компенсации (в начале 60-х годов в Харэрге, Бэгемдыре и: Сымене, Илубаборе, Гэму Гофе и Уоллеге только 9% бывших крестьян-арендаторов получили такую компенсацию). С середины 60-х годов помещики стали практиковать расторжение арендного договора, с тем чтобы получить особую плату с крестьянина за возобновление аренды. Землевладельцы, включая членов императорской фамилии, умышленно не оговаривали сроков аренды, имея в результате свободу действий по отношению к арендатору (например, в Харэрге из 95360 устно-заключенных арендных договоров срок аренды указывался только в 700). По этой же причине они отказывались от заключения письменных соглашений об аренде, но даже если такие были, то в них крайне редко фиксировался срок аренды. Словом, крестьяне жили под постоянной угрозой потери земли.
Паразитизм феодального класса, отстаивавшего свои земельные привилегии и изыскивавшего любые возможности для обогащения, проявлялся и в получившем широкое распространение абсентеизме, особенно на юге страны. В отдельных южных провинциях доля абсентеистов доходила до 42% всех землевладельцев, причем официальная эфиопская статистика здесь не делала различий между частнокрестьянской и феодальной собственностью. С учетом этого последнего факта удельный вес помещиков-абсентеистов, несомненно, был еще выше. В их владении находилось до 48% измеренных земель. Массовый переезд [246] помещиков в города и их уклонение от непосредственного участия в сельскохозяйственном производстве привели к усилению эксплуатации крестьян, отвлечению значительных средств на личное потребление и в непроизводственную сферу. Это сопровождалось, в свою очередь, дальнейшей пауперизацией крестьянства, его массовым разорением.
Сдача земли в капиталистическую аренду, участившаяся наряду с товаризацией помещичьих хозяйств, ростом кулачества и созданием землевладельцами чисто капиталистических ферм в условиях «зеленой революции», приводила к изгнанию крестьян с арендованных ими участков. Десятки тысяч людей потеряли, таким образом, свои традиционные источники существования. В поисках мест приложения своего труда они отправлялись в города и другие сельские районы, пополняя там ряды (численно постоянно увеличивавшиеся) сезонников, постоянных и временных батраков, плантационных и фермерских рабочих, городской бедноты, реже фабрично-заводского пролетариата, безработных и т. д.
Всего в сельской местности по найму работало в начале 70-х годов около 250 тыс. человек, из них 50—55 тыс. составляли постоянные рабочие, занятые на плантациях и фермах. Кроме того, в стране насчитывалось несколько сот тысяч отходников, так как к середине 70-х годов резко возрос спрос па сезонную рабочую силу. Приведенные данные свидетельствуют о росте продажи крестьянами рабочей силы, обусловленном капиталистическим развитием страны.
В городах, население которых вследствие главным образом притока сельских жителей заметно увеличивалось (к середине 70-х годов — около 10% населения страны), число работающих по найму не превышало 400 тыс., притом фабрично-заводской пролетариат состоял из более 85 тыс. Всего городской пролетариат к 1974 г. насчитывал около 120 тыс. человек. В 1972 г. в Эфиопии из 11,09 млн. экономически активного населения вне сельского хозяйства было занято 1762 тыс. человек [42, с. 326]. В это число входили, конечно, не только лица, работавшие по найму: например, около 400 тыс. кустарей, надомников, помогающих членов их семей или родственников (редко в домашней и кустарной промышленности Эфиопии использовался наемный труд).
Как и весь трудовой люд страны, эфиопские рабочие в массе своей постоянно недоедали. Ежедневный дефицит калорий в расчете на душу населения в среднем составлял 400 калорий. До 50% заработной платы низкооплачиваемых рабочих (а их было большинство) уходило на приобретение продуктов питания, а у неквалифицированных рабочих, получавших 0,5—1 эф. долл. в день, на еду затрачивалась еще большая часть их заработка.
Постоянный рост цен ухудшал и без того бедственное положение рабочих. Их зарплата в этих условиях не покрывала [247] полностью даже самые насущные потребности в продовольствии и товарах первой необходимости.
Ситуация в городах, в том числе среди работающих по найму, постоянно осложнялась в связи с так называемой допромышленной урбанизацией, т. е. сосредоточением в городах сельских мигрантов в количестве, намного превышающем потребности городского хозяйства, административных служб, индустриального сектора, отраслей социальной и производственной инфраструктуры. С каждым годом увеличивалась численность безработных, полупролетарских элементов, люмпенов и т. д. Открытая безработица оценивалась в Эфиопии в почти 10% трудоспособного населения, причем большая часть приходилась на лиц моложе 25 лет. В одной только Аддис-Абебе насчитывалось до 200—300 тыс. безработных. Многие горожане — мелкие буржуа, разоряясь, пополняли ряды городских низов. Здесь на «дне» зрел социальный протест против абсолютистско-монархи-ческих, эксплуататорских устоев эфиопского общества.
В городах, особенно крупных — Аддис-Абебе (в 1974 г.— свыше 1 млн. человек), Асмэре (285860), Дыре-Дауа (72860), Дэссе (54910), Харэре (53560), Джимме (52420), Назрете (50550) и Гондэре (43040 человек), все более активную политическую роль играли средние слои (основная часть интеллигенции, служащих, чиновничества, офицерство и студенчество). Им хорошо было известно тяжелое положение основной массы населения. Да и сами они претерпевали немало в связи с ростом дороговизны, уже не говоря о репрессиях, обрушивавшихся на них императорским режимом. «Прусский» капитализм, сопровождавшийся беспощадной эксплуатацией и бесправием народных масс, их обездоленностью, низким уровнем самосознания, притеснениями со стороны власть имущих, коррумпированностью правящих кругов, отсутствием политических свобод, сохранением и даже сознательным культивированием самых изощренных феодальных и дофеодальных методов извлечения прибавочного продукта, не мог не вызвать антикапиталистических настроений в стране. Жизненные трудности, нищета, беззаконие, голод вполне обоснованно связывались с абсолютной монархией. В представлении многих стагнация общества ассоциировалась с именем Хайле Селассие, олицетворявшего абсолютистско-монархическое государство.
Самодержавие, по существу, действовало «наперекор» экономическому развитию страны. Господствовавшие феодальные отношения препятствовали росту буржуазных отношений, ускорению формирования капиталистического способа производства. В правящих кругах было, например, немало противников убыстрения темпов промышленного развития, опасавшихся, в частности, увеличения численности пролетариата и превращения его в непримиримого врага самодержавия.
С точки зрения перспектив достижения экономической независимости и укрепления на ее основе политической самостоятельности [248] радикальное решение аграрного вопроса становилось все более неотложной задачей. Абсолютная монархия, защищавшая прежде всего интересы феодального класса, не могла пойти на ликвидацию помещичьего землевладения и наделение крестьян землей и тем самым ускорить социально-экономическое развитие на путях капитализма.
Развитие капитализма в Эфиопии носило анклавный характер. Буржуазные отношения (в чистом или деформированном виде) охватили немногим более трети территории страны. Почти 80% населенных пунктов не были связаны с общенациональным рынком. Не более 35% населения участвовало в товарном производстве. На натуральный аграрный сектор приходилось почти 40% ВВП и 72% в доле сельского хозяйства в ВВП. Однако Г. Л. Гальперин полагал, что «в канун революции чисто натуральные хозяйства оставались только в самых глухих горных районах, а также на периферии страны, в зонах господства раннефеодальных и дофеодальных укладов» [180, с. 38]. Дело в том, что требование оплаты налогов и поборов в денежной форме, жизненная необходимость приобретения элементарных потребительских товаров понуждали крестьян, даже не помышлявших о товаризации своих хозяйств, продавать часть собранного урожая многочисленным перекупщикам, в погоне за прибылью достигавшим самых отдаленных уголков, или на местных рынках. Тем самым расширялась сфера товарно-денежных отношений, но таким хозяйствам еще далеко было до перехода к мелкотоварному производству.
У большинства крестьян отсутствовал интерес к расширению сельскохозяйственного производства, ибо они опасались, что в любой момент их прогонят с земли без какой-либо компенсации за вложенные средства. Показателен также ответ одного крестьянина на вопрос эфиопского ученого Мэсфына Уольдэ Мариама о возможностях увеличения урожая: «Вы думаете, что, может быть, мы ленивы. Отнюдь. Посмотрите, как мы усердны, и мы готовы трудиться еще больше. Но чем больше мы соберем, тем больше возрастет аппетит тех, кто живет за наш счет» (цит. по [291, с. 26]). Да к тому же в условиях резкого колебания цен на экспортные и импортные (сельскохозяйственного назначения) товары у них не было каких-либо правительственных гарантий возмещения понесенных убытков.
В рассматриваемые годы возросло негативное воздействие мирового капиталистического хозяйства на социально-экономические процессы в Эфиопии. Резкое вздорожание бензина и других нефтепродуктов, обусловленное в конечном счете деятельностью нефтяных монополий, привело к снижению закупочных цен на кофе. Дефицит кофе на мировом рынке, обнаружившийся с начала 70-х годов, усилил эксплуатацию кофепроизводящих [249] районов Эфиопии с целью увеличения экспорта этого товара. Доходы страны от его продажи на внешнем рынке постоянно росли: в 1964—1972 гг. они колебались в пределах 139,5—188,3 млн. эф. долл., повышался и физический объем вывозимого кофе. Дальнейшее вовлечение Эфиопии в мировое капиталистическое хозяйство путем роста экспорта кофе углубляло анклавный характер развития буржуазных отношений в стране. Этому же содействовало внедрение иностранного капитала в другие сырьевые отрасли.
Отрицательно сказывалась на экономическом положении Эфиопии политика «ножниц цен». О ней еще в 1964 г. критически отозвался тогдашний министр торговли и промышленности лидж Ындалькачеу Мэконнын, отметив, что все развивающиеся страны находятся в ситуации, когда «экспортируют в Европу такие товары, как, например, какао, а импортируют изготовленный из него шоколад, причем по ценам, в два-три раза превышающим исходное сырье» [141, 1966, т. 10, № 4, с. 242]. И не случаен в этой связи хронический внешнеторговый дефицит Эфиопии, достигший в 1956—1973 гг. максимальных размеров: в 1968 г.— 166,5 млн. эф. долл. и в 1971 г.— 155,5 млн. эф. долл. Разумеется, нельзя не учитывать здесь и другие причины: ничем неоправданный импорт предметов роскоши во все возрастающем объеме (только ввоз дорогостоящих автомобилей для личного пользования в начале 70-х годов составлял около 8% всего импорта), увеличение закупок за рубежом машшр и оборудования для хозяйственных целей (около 20% импорта), рост импорта потребительских товаров, в том числе продовольствия (почти 2/3 импорта).
Эфиопское правительство стремилось расширить экспортные операции, повысив тем самым доходы. С этой целью в Эфиопии широко практиковался реэкспорт, который в 1972 г. составил 3,7 млн. эф. долл., в 1973 г.— 9,6 млн. эф. долл., в 1974 г.— 17,9 млн. эф. долл. Главным импортером эфиопской продукции оставались США, на долю которых приходилось до 1/3 экспорта Эфиопии (без реэкспорта). Но США уступали Италии, Японии, ФРГ и Великобритании в качестве экспортера товаров в. Эфиопию. Американцы, как правило, ввозили в эту страну товаров на сумму, почти в четыре раза меньшую, чем вывозили оттуда.
Это делало эфиопскую экономику еще более уязвимой от воли американского империализма, ибо несбалансированность торговли была выгодна Эфиопии. Со стороны же США, заинтересованных в стабильности императорского режима, это было своеобразной формой его поддержки. Вот почему Вашингтон ни разу не поставил вопрос об изменении внешнеторговых диспропорций.
Расширение физических объемов экспортных поставок зерна, мяса, фруктов, овощей и других продуктов питания шло в значительной мере за счет сокращения предложения этих товаров на внутреннем рынке в условиях, когда на них рос спрос. В этом — одна из причин роста цен на основные пищевые продукты, о чем свидетельствует индекс цен на продовольствие в 1969—1973 гг. (1963=100) [309, с. 169]: [250]
Продукты 1969 г. 1973 г.
Зерно 136 143
Мясо 145 159
Фрукты, овощи 143 188
Специи 163 238
Продукты питания в целом 135 154
На этом росте цен наживались помещики, торговцы, зажиточные крестьяне, иностранные и местные компании, зато все тяжелее становилось положение трудящихся. Дефицит продовольствия вызвал увеличение его импорта, составившего в 1970 г. (включая живой скот) 31,5 млн. эф. долл. (в 1964 г.— 14,0 млн. эф. долл.). Высокие пошлины на импортные продукты литания (как и на другие потребительские товары) содействовали повышению цен на них на внутреннем рынке. Большинству населения они были не по средствам.
Экспортно-импортные пошлины в Эфиопии постоянно были высокими, нередко пересматривались в сторону дальнейшего повышения. В этом страна имела определенную свободу действий, ибо не входила в ГАТТ с ее соответствующими ограничениями. Роль таможенного налогообложения в формировании государственных доходов по-прежнему оставалась значительной, достигая в отдельные годы даже 33% их общей суммы. Это указывало на антинародный характер государственных финансов, ибо бремя таможенного налогообложения ложилось на неимущие слои эфиопского общества.
О том же самом свидетельствует и то обстоятельство, что в рассматриваемые годы, как и в предыдущее десятилетие, власти делали ставку на косвенные налоги: при формировании доходной части бюджета на них приходилось около 75% поступлений, а в 1971 —1974 гг. и того больше (около 80%). В прямом налогообложении сравнительно низкими были суммы поземельного налога и налога вместо десятины. С 1967 г. правительство попыталось ввести подоходный налог на землевладельцев, отменив налог вместо десятины, но в целом безуспешно: во многих районах страны вплоть до революции 1974 г. продолжали собирать налог вместо десятины. Не намного улучшилось поступление средств в казну в результате введения налога на здравоохранение: сбор его, как правило, не превышал 6 млн. эф. долл.
Не желая менять коренным образом ситуацию с прямым налогообложением, власти в поисках дополнительных доходов прибегли к внутренним облигационным займам, ежегодным лотереям, продаже частному сектору государственных активов и т. д. Этих мер оказалось также недостаточно, чтобы ликвидировать хронический бюджетный дефицит. Не оправдались расчеты правительства на получение высоких доходов от государственных предприятий. За счет них обеспечивалось менее 10% всех поступлений в казну. [251]
Несмотря на трудности формирования государственных доходов и, следовательно, ограниченность средств для выполнения программ развития, в правительстве ни разу не ставился вопрос о снижении расходов на армию и полицию, поглощавших до 45% текущих бюджетных ассигнований. Наращивались также суммы, выделяемые на содержание гражданской администрации, императорского дворца, высшей бюрократии, канцелярии монарха, церкви и т. д. Без преувеличения можно сказать, что на военно-полицейский и административный аппарат, двор и церковь шло до 80% текущих бюджетных ассигнований. Такая структура расходов еще раз подтверждает абсолютистско-монархическую сущность государственных финансов Эфиопии.
Правительственные мероприятия в фискальной области, включая дальнейшее совершенствование кредитно-банковской системы, и развитие товарно-денежных отношений вглубь и вширь способствовали постепенному утверждению эфиопского доллара в качестве общенациональной денежной единицы. В 1972 г. в обращении находилось 415,5 млн. эф. долл., т. е. около 17 эф. долл. на душу населения (в 1961 г.— около 240 млн. эф. долл.). Он циркулировал к середине 70-х годов даже в труднодоступных, отдаленных районах. И это — несмотря на то, что лишь приблизительно 12% территории страны имели доступ к 9 тыс. км дорог, проходимых круглый год (при 10-километровой полосе доступности по обеим сторонам от дороги).
Эфиопский доллар фактически вытеснил все другие денежные единицы, имевшие хождение еще в 60-е годы, редки стали случаи простого товарообмена. Его роль в капиталистическом развитии Эфиопии укреплялась, но он по-прежнему использовался как важнейшее средство упрочения императорского режима, сохранения и упрочения частнособственнических структур.
Вместе с тем надо признать, что рост денежной массы порой не соответствовал реальным потребностям товарооборота страны, поскольку правительство санкционировало дополнительный выпуск денег для покрытия той же самой товарной массы. В результате усиливалась инфляция, ухудшавшая экономическое положение Эфиопии и приводившая к дальнейшему обнищанию народных масс.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 320.