Экономическую основу абсолютной монархии составляли обширные земли короны (т. е. государственные), личные владения императора и членов его многочисленной семьи. На долю всей этой земельной собственности приходилось около 60% земельного фонда страны, причем за счет перераспределения [220] коронных земель постоянно увеличивались владения императорского дома. Монарх как верховный феодальный землевладелец через учрежденные фискальные институты собирал феодальную ренту с государственных, частнофеодальных и мелкокрестьянских владений, а также с общинных земель.
Неограниченно распоряжаясь землями короны, Хайле Селассие предоставлял бюрократии и военнослужащим крупные участки в наследственную собственность,. Кроме того, он переводил в разряд рыстэннья многих держателей гультов. Тем самым происходил процесс феодализации, в результате чего в стране возникли так называемые новые помещики (в отношении гультэннья, ставших рыстэннья, это справедливо лишь в случае, когда получаемые ими наделы были значительными, а образ их жизни заметно отличался от окружавшей крестьянской среды). Собственность новых и «старых» помещиков представляла собой важную социально-экономическую опору эфиопского абсолютизма.
Экономические позиции абсолютной монархии в Эфиопии становились прочнее по мере активизации предпринимательской деятельности государства. Получался своеобразный парадокс: оно вопреки, казалось бы, собственным интересам и устремлениям стимулировало развитие капиталистических отношений, национальной буржуазии. Но такова логика функционирования абсолютизма; абсолютный монарх не мог к тому же не учитывать потребности и традиции независимого существования страны и международные обстоятельства. В условиях хозяйственной разрухи, доставшейся после изгнания итальянцев, и исключительной слабости местного частного капитала (если не его полного отсутствия, особенно в начале 40-х годов) абсолютистское государство выступило основной побудительной силой капиталистического развития Эфиопии. Это отнюдь не означает, однако, что абсолютная монархия не чинила препятствий становлению капитализма, не сдерживала экономический рост. Иначе и быть не могло: сказывались боязнь быстрых перемен, свойственная значительной части правящих кругов, личные взгляды Хайле Селассие, имманентно присущее абсолютизму противодействие антифеодальным процессам.
Государство финансировало создание и эксплуатацию ряда промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий. Оно основало в составе правительственных органов или под их эгидой несколько автономных хозяйственных объединений (агентств, управлений), которые функционировали как капиталистические компании.
Одно из первых таких агентств — «Империал хайуэй оторити», было образовано в 1950 г. для строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети страны. С 1952 г. развитием средств связи занималось «Империал борд оф телекомыоникэйшнз оф Эфиопиа» с капиталом в 6,75 млн. эф. долл. Вопросы геологоразведки и освоения месторождений полезных ископаемых находились с 1953 г. в ведении «Империал майнинг борд» с первоначальным капиталом в 1 млн. эф. долл. В 1954 г. «Эфиопиэн электрик лайт энд пауэр [221] оторити» возглавило электроэнергетическую промышленность страны. «Эфиопиэн грэйн борд», действуя с 1950 г., стремился увеличить экспорт зерна и муки и улучшить качество этих товаров.
Эти и им подобные агентства стимулировали рост капиталистических отношений. Они стали также мощным средством укрепления экономических позиций абсолютной монархии.
Постепенно увеличивающаяся государственная собственность (дороги, банки, ряд заводов и фабрик, монополия на соль и т. д.) являлась материальной основой относительной независимости монарха и бюрократического аппарата от господствующего класса и общества в целом. Но, не являясь надклассовой, внесоциальной силой, эфиопское самодержавие выражало в конечном счете коренные интересы феодального класса, поставило на его защиту все экономические ресурсы, которыми оно располагало.
Широкие возможности вмешательства в хозяйственную и духовную жизнь страны государство имело в связи с тем, что оно владело почти всей социальной и производственной инфраструктурой. Ему принадлежали крупнейшие типографии («Ар-тистик пресс», «Мэрхаба Тыбэб» и др.), портовые сооружения в Асэбе, железная дорога в Эритрее, электростанции, авиакомпания, совершавшая тогда полеты в 20 эфиопских городов, около 4 тыс. км дорог, проходимых круглый год, почти 600 школ, насчитывавшихся в 1955 г., свыше 120 из 140 больниц, имевшихся в стране в 1956 г., и т. д. Отдельные инфраструктурные объекты составляли как собственность эфиопского государства, так и частных лиц. Яркий пример тому — франко-эфиопская железная дорога.
Власти уделяли первостепенное внимание развитию производственной инфраструктуры и прежде всего ее транспортной составляющей. Именно сюда направлялась основная масса капиталовложений: более 2/3 общей суммы инвестиций в 1946— 1955 гг. Здесь использовались прежде всего иностранные займы и кредиты, ставшие в целом основным источником финансирования хозяйственного строительства в стране: доля национального дохода, идущая на накопление, была очень низкой (в 1950— 1954 гг.—3,0—3,5%) [141, 1959, т. 3, № 4, с. 109, 120].
Осуществляя дорожное строительство и сооружение других средств коммуникации, правительство стремилось прежде всего установить постоянные связи Аддис-Абебы с различными районами страны. Тем самым достигались главные цели инфраструктурного развития, а именно: усиление государственного контроля над труднодоступными и удаленными районами, политико-территориальная консолидация империи, упрочение ее хозяйственных основ.
При реализации функции пространственного детерминатора хозяйственного развития государство концентрировало строительство промышленных объектов в Аддис-Абебе и в Шоа в целом. Тем самым обострялись территориальные диспропорции [222] в народном хозяйстве Эфиопии и, следовательно, регионалистские и этноконфессиональные отношения.
Политические и экономические процессы в Эфиопии протекали не без влияния извне. Оно не ограничивалось только предоставлением займов, кредитов или военной и технической помощи, о чем речь шла ранее. Значительные импульсы капиталистического развития, притом зависимого, периферийного типа, страна получала от мирового капиталистического хозяйства в целом, господствующие позиции в котором занимали ведущие империалистические страны. На мировом рынке Эфиопия по-прежнему выступала как поставщик ряда сельскохозяйственных товаров (кофе, кожевенное сырье, живой скот, зерно, воск и т. д.) и как импортер продовольствия, текстиля и изделий из него, предметов роскоши, сырьевых товаров для местной промышленности, транспортных средств, нетфепродуктов, промышленного оборудования. На сельскохозяйственную продукцию в 1941—1955 гг. приходилось ежегодно свыше 95% экспорта, причем доля кофе постоянно возрастала (в 1946 г.— около 1/3, в 1955 г.— почти 50%), а зерна сокращалась (соответственно— около 14 и 5%). Основные экспортные товары (кофе, кожевенное сырье и масличные) в 1954 г. составляли 84% экспорта. Абсолютное преобладание в вывозе страны сельскохозяйственной продукции отнюдь не означало высокого уровня товаризации аграрного сектора экономики, носившего преимущественно натуральный характер: в середине 50-х годов на рынок поступало не более 18% продукции сельского хозяйства. Кроме того, это свидетельствовало о фактическом отсутствии промышленного производства товаров на экспорт.
Кофе, ставший под воздействием мирового капиталистического хозяйства главной статьей вывоза Эфиопии, не является, однако, классическим примером монокультурного производства в Африке. Дело в том, что, во-первых, на долю кофе в Эфиопии никогда не приходилось ни в 50-е, ни в последующие десятилетия свыше 55—60% стоимости экспорта (в 1950—1954 гг. в среднем ежегодно 55%, в 70-е годы и того меньше), во-вторых, более половины производимого кофе потреблялось в самой стране и, в-третьих, основными поставщиками товарного кофе были помещики, а не иностранные плантаторы, как это имело место в странах монокультурной экономики, и, в-четвертых, значительная часть кофе собиралась с дикорастущих деревьев. Вместе с тем кофе на много лет вперед определил узость специализации Эфиопии в международном (капиталистическом) разделении труда, многие внутренние социально-экономические процессы, а также зависимость ее народного хозяйства от состояния мирового рынка кофе.
Активное вовлечение в мировую торговлю кофе (в 1945 г. экспортировано 15,9 тыс. т кофе, в 1950 г.— 18,7 тыс., в 1953 г.— 43,9 тыс., в 1955 г.— 42,1 тыс. т) расширило сферу империалистической эксплуатации Эфиопии по каналам внешней торговли, сделало страну уязвимее от инфляционных, кризисных явлений в мировом капиталистическом хозяйстве. Резкое падение цен на кофе на мировом рынке, не так уж редко имевшее место, больше всего сказывалось на положении непосредственных производителей [223] этой культуры — крестьянах-арендаторах, рабочих на плантациях, сезонных рабочих, сборщиках дикорастущего кофе, трудящихся кофеобрабатывающих предприятий, В целом тогда ухудшалась хозяйственная обстановка в стране: возрастали внешний долг и дефицит торгового и платежного балансов, срывались сроки строительства промышленных или инфраструктурных объектов, правительству приходилось отказываться от импорта необходимых народнохозяйственных товаров, в том числе продовольствия, и т. д. Но неизменно высокой оставалась, как можно судить по косвенным данным, доля товаров, в которых были заинтересованы элитарные слои эфиопского общества. Так, в 1952 г. при сокращении поступлений от продажи кофе на 12,5 млн. эф. долл. в страну уменьшился на 1 млн. эф. долл. импорт серых хлопчатобумажных тканей, пользовавшихся повышенным спросом у народных масс, зато на 700 тыс. эф. долл. больше было ввезено дорогостоящих вин, коньяка, фруктов и прочей продукции, предназначенной для удовлетворения потребностей имущих слоев (см. [141, 1957, т. 1, № 5, с. 175]).
С увеличением доходов от кофе еще более возрастал импорт предметов роскоши. В 1953 г., например, когда экспорт кофе (по стоимости) удвоился, увеличился ввоз шелка и изделий из него на 1,5 млн. эф. долл., а алкогольных напитков и продуктов питания, недоступных простому люду из-за высоких цен,— на 1,7 млн. эф. долл.
Именно с ростом потребностей в импортных товарах, и особенно предметов роскоши, связано в известной мере активное участие императорского дома, знати, помещиков, бюрократии, местных предпринимателей в расширении производства и сбыта сельскохозяйственных культур, и в первую очередь кофе. Небезынтересно привести мнение американского исследователя П. Кена о том, что инициативы и планы Хайле Селассие были обусловлены как интересами Запада, так и стремлением аккумулировать валюту в целях приобретения импортных потребительских товаров, спрос на которые постоянно возрастал среди правящей элиты [134, 1979, т. 22, № 1, с. 53].
Потребительские товары в структуре импорта занимали ведущие позиции: в 1950—1954 гг.— в среднем ежегодно 64% (в 1946 г.— свыше 75%), причем главными были текстиль и изделия из него (41%). За тот же период 16% ежегодного импорта составляли оборудование (промышленное, сельскохозяйственное, медицинское, конторское и т. д.) и транспортные средства, а 20% — сырьевые материалы (хлопок, уголь, нефть, каустическая сода). Налицо рост импорта непотребительских товаров в сравнении с 1946—1949 гг., когда их удельный вес в импорте не превышал в среднем 20% в год. В их составе повышалась доля средств производства, в чем отразился процесс некоторого ускорения экономического развития. По данным английского исследователя Р. Панкхерста, эта группа товаров в 1955 г. составляла более 22% всего импорта (в 1950 г. менее 9%) [141, 1957, т. 1, № 5, с. 153].
Внешняя торговля, однако, в то время не стала одной из основных отраслей народного хозяйства страны, с которой в [224] большинстве освободившихся государств связано решение важнейших экономических проблем. Ее доля в валовом национальном продукте в 40-е — первой половине 50-х годов не превышала 5—7%. Вместе с тем внешняя торговля динамично развивалась на фоне анабиозного в целом состояния отсталой экономики: внешнеторговый оборот в 1946 г. составлял 112,8 млн. эф. долл., в 1951 г.— уже 221,3 млн., а в 1955 г.— 330,2 млн. эф. долл. [141, 1957, т. 1, № 5, с. 175]. В 1946—1955 г. Эфиопии был свойствен дефицит торгового баланса, достигший наивысшего показателя в 1948 г. (17,5 млн. эф. долл.). Но власти никогда не пытались ликвидировать этот дефицит за счет отказа или уменьшения импорта предметов роскоши. В подобном подходе к дефицитному финансированию внешней торговли проявилась социальная, антинародная направленность внешней торговли дбсолютистско-монархического государства.
Происшедшие к 1956 г. во внешней торговле Эфиопии определенные изменения (рост товарооборота, тенденция повышения импорта средств производства и т. д.) свидетельствовали о некотором оживлении экономической жизни, о распространении товарно-денежных отношений, а в конечном счете — о дальнейшем развитии капитализма. В литературе высказывается даже мнение о том, что «с 50-х годов становится очевидной роль капиталистического уклада в качестве ведущего, систематизирующего» [180, с. 14]. Не оспаривая в целом этой точки зрения, уточним, что речь, касаясь первой половины 50-х годов, может идти лишь о генеральной линии общественно-экономического развития Эфиопии, ее укоренившейся капиталистической ориентации, вызревшей в недрах феодализма, притом не без влияния, конечно, извне.
Углубление процесса роста капиталистических отношений, обусловленного внутренними и внешними факторами, сдерживалось огромным грузом докапиталистических отношений. В основе базисных структур по-прежнему лежал феодальный способ производства, отягощенный дофеодальными отношениями. В стране преобладали натуральное и мелкотоварное крестьянское хозяйство, феодальная собственность на землю как основное средство производства и порожденная ею система внеэкономического принуждения и подчинения. Капиталистические отношения переплетались с феодальными и дофеодальными отношениями, причем извлечение капиталистической прибыли нередко осуществлялось при самом активном использовании старых, докапиталистических отношений. Это нашло свое выражение прежде всего в сохранении традиционной издольщины в крупных хозяйствах капиталистического типа. Так, на многих фермах Хайле Селассие производство основывалось на издольщине, т. е. земельные угодья участками в 1 или более га сдавались в аренду крестьянам, выплачивавшим натуральную ренту, которая затем поступала на рынок. Подобным же образом были организованы кофейные плантации раса Мэсфына [225] Сылеши, влиятельнейшего сановника Йильмы Дэрэсы и других. Землевладельцы, вкладывавшие небольшие, порой просто минимальные средства в производство (приобретение сортовых семян, тяглового скота, благоустройство земли и т. д.), часто использовали издольщика в качестве наемного рабочего, заставляя его работать на своих полях под видом многочисленных отработок.
Помещики, перекладывая на крестьян-арендаторов бремя налогов, предусмотренных законом с земельных собственников, сосредоточивали в своих руках огромные сельскохозяйственные излишки (не только прибавочный продукт, но и значительную часть необходимого продукта крестьянина). Эти излишки реализовывались на рынке, принося землевладельцам крупные доходы. Однако использование денежных средств носило откровенно паразитический характер. Лишь незначительная их часть, вкладывалась в расширение сельскохозяйственного производства.
В аграрном секторе наиболее динамично и эффективно развивались чисто капиталистические плантации и фермы. Крупнейшие из них принадлежали иностранцам. С помощью иностранного капитала стали возникать первые агропромышленные комплексы. В рассматриваемые годы это прежде всего относится к голландской компании «Ханделс Ференигинг-Амстердам (Эфиопия)», которая в начале 50-х годов за минимально низкую арендную плату (1 эф. долл. в год, позднее 100 эф. долл. за 40 га) организовала на площади в 2,7 тыс. га плантацию сахарного тростника и построила сахарный завод в Уонджи, недалеко от Назрета.
Другой пример формировавшегося агропромышленного комплекса — плантации хлопчатника, хлопкоочистительный завод и текстильная фабрика итальянской семейной фирмы Баратолло в Эритрее.
С воссоединением Эритреи с Эфиопией сфера частного предпринимательства в государстве намного расширилась. В его хозяйственную жизнь включились сотни промышленных предприятий, товарных агрохозяйств, торговых фирм, транспортных компаний и предприятий «индустрии» услуг, образовавшихся в свое время на этой прикрасноморской территории. В целом увеличился производственный потенциал страны, особенно это сказалось в области фабрично-заводской промышленности.
Всего в Эфиопской империи в 1955 г. насчитывалось 150 фабрик и заводов с общим фиксированным капиталом в 55,8 млн. эф. долл. Из них вне Эритреи размещалось тогда лишь 71 предприятие, но зато они были куда более крупными как по числу занятых и производственной мощности, так и по сумме фиксированного капитала, составившего 41,3 млн. эф. долл. [141, 1957, т. 1, № 5, с. 147]. Самыми современными предприятиями в Эфиопии были уже упоминавшийся сахарный завод, построенный в 1954 г., мясоконсервный завод израильской фирмы ИНКОДЕ, действовавшей в стране с 1952 г., аддис-абебская скотобойня компании «Эфиопиэн абаттойр компани, лтд», 40% акций которой принадлежало французской фирме «А. Бэссе энд компани (Эфиопиа), лтд», текстильная фабрика государственно-частной «Сабеан ютилити корпорейшн» в Дыре-Дауа и ряд других. Преимущественно они принадлежали иностранцам. Немало мелких и средних предприятий в промышленности и других сферах народного хозяйства составляли собственность итальянцев, греков, армян, арабов и выходцев с Индостана. [226]
Правящая верхушка, привлекая частный капитал из-за рубежа, стремилась создать себе внутри страны надежную опору г-в лице иностранной буржуазии, которая была бы кровно заинтересована в сохранении существующего императорского режима, так как он предоставлял ей гарантии извлечения максимальных прибылей и безопасности вложения капитала, не боясь национализации.
В свою очередь, иностранный капитал внедрялся только в те отрасли, которые давали максимальные прибыли и в короткий срок (например, пищевая и текстильная промышленность), а также усиливали неравноправное положение Эфиопии в системе мирового капиталистического хозяйства. Иностранный капитал, занявший господствующие позиции в экономике страны, содействовал внедрению капиталистических отношений, но в то же время поддерживал абсолютистско-монархические устои эфиопского государства. Пользуясь разнообразными льготами, он служил основой формирования компрадорской буржуазии в Эфиопии, особенно из числа членов императорской фамилии, традиционной аристократии и высшей бюрократии.
С целью привлечения частного капитала из-за рубежа правительство приняло в 1950 г. специальное постановление, в котором иностранным инвесторам в обрабатывающую промышленность гарантировалось освобождение от налогообложения прибылей в течение первых пяти лет со дня ввода в строй предприятия и от пошлин на ввоз необходимого оборудования для его строительства. В 1954 г. появился новый инвестиционный закон, согласно которому иностранным вкладчикам в обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство предоставлялись еще дополнительные льготы. Они освобождались теперь также от подоходного налога и так называемого предпринимательского налога, а также от пошлин на импорт сырьевых материалов. Однако надежды властей на широкий приток иностранных инвестиций в промышленность (а с 1954 г. и в сельское хозяйство) не оправдались. Наиболее значительными в то время оказались капиталовложения, сделанные голландской «Ханделс Ференигинг-Амстердам», уже упоминавшейся ИНКОДЕ, организовавшей экспорт живого скота из района Дыре-Дауа (3 тыс. голов ежемесячно), и югославской фирмой «Югодраво энд компани», выделившей 800 тыс. зф. долл. на строительство лесопильного завода в Лиму.
Еще долгие годы почти 70% промышленной продукции страны выпускалось ремесленниками и кустарями-надомниками [141, 1959, т. 3, № 4, с. 108—109]. Из их числа формировалась мелкая буржуазия города. Особое место в ее структуре занимали мелкие торговцы, лавочники, владельцы крошечных ресторанчиков и кафе. В течение долгих лет местная (собственно эфиопская) мелкая буржуазия была в силу своей слабости заинтересована в абсолютизме, поддерживала его, ибо самодержавие, отменив внутренние таможни, содействовало ее обогащению, [227] предоставляло ей определенную свободу и защищало ее от выступлений низов.
Всего в индустриальном секторе страны, включая кустарные предприятия, трудилось в 1955 г. около 18 тыс. человек, причем многие из них не порывали связей с деревней. Фабрично-заводской пролетариат численно был невелик. В 1951 г. на 107 обрабатывающих предприятиях рабочих насчитывалось более 6 тыс. человек. Основная масса этих рабочих была сосредоточена в Аддис-Абебе. Сравнительно высока была и их концентрация на предприятиях. На 71 фабрике и заводе в 1955 г. в Эфиопии (без Эритреи) рабочие составляли около 12,5 тыс., а в Эритрее на 79 предприятиях было занято менее 4,5 тыс. человек.
В стране с почти 22-миллионным населением насчитывалось, лишь около 400 тыс. человек, работающих по найму. Да к тому же более 1/4 из них проживали в сельской местности, а остальные — главным образом в самых крупных городах Эфиопии: Аддис-Абебе (в 1956 г.— свыше 317 тыс. жителей, из них 10.8 тыс. иностранцы), Асмэре (свыше 70 тыс.), Дэссе (43 тыс.), Харэре (40 тыс.) и Дыре-Дауа (25 тыс. человек). Все городское население не превышало тогда 1,2 млн. человек, или менее 6% всего населения империи. Столь небольшое число горожан указывает на аграрный характер эфиопской экономики, застойность социально-экономического развития в деревне, низкий уровень наемного труда и на вялость процесса урбанизации.
Эфиопские города, в том числе и столица, сохраняли во многом сельский облик. В их пределах оказались даже целые деревни, изолированные от городского образа жизни. В них образовывались поселения городской бедноты, бездомных, безработных, люмпенов. Появились тогда лишь первые признаки так называемой допромышленной урбанизации. К 1956 г. в стране отток сельского населения в города в поисках работы еще не был столь интенсивным, как в последующие десятилетия. Вот почему, вероятно, составители плана развития Аддис-Абебы, оценивая возможный рост населения столицы в 1956—1985 гг., полагали, что оно в среднем ежегодно будет увеличиваться на 4734 человека, достигнув в 1985 г. 460 тыс. человек [141, 1957, т. 1, № 2, с. 38].
Действительность, как известно, опровергла эти расчеты. Аддис-Абеба выделялась среди эфиопских городов разнообразием своих функций и градостроительными особенностями. С утверждением абсолютизма возросла ее консолидирующая роль в политической и экономической жизни. Все заметнее становилось ее влияние на периферию. С приобретением выхода к морю усилились позиции Аддис-Абебы как географического центра империи. Правительство уделяло особое внимание развитию столицы, концентрируя в ее пределах не только промышленные предприятия, но и социально-инфраструктурные объекты. Последнее подтверждается, в частности, тем, что с 1949 по 1956 г. число коек в больницах Аддис-Абебы увеличилось на 1734, а вне ее — лишь на 430 единиц (подсчитано по [141, 1959, т. 3, № 4, с. 110]). [228]
В Аддис-Абебе преимущественно размещались и высшие учебные заведения. Из 5 колледжей, открытых в 1950—1954 гг., три (Университетский, Инженерный, Строительный) находились в Аддис-Абебе и по одному — в Гондэре (медицинский) и Алем-Майе (сельскохозяйственный). Такая территориальная концентрация вузов, однако, в условиях малочисленности эфиопского студенчества, лишь формировавшегося как новая общественная сила, повышала его социально-политический потенциал. К 1956г. в колледжах обучалось до 300 человек, а с учетом студентов вечерних отделений до 400 человек. К 1960 г., когда состоялись первые выпуски, их закончили свыше 1300 человек, которые осели главным образом в Аддис-Абебе либо отправились за границу для дальнейшего обучения. Многие из них пополнили ряды творческой интеллигенции, учительства, но большинство заняли ответственные должности в государственном аппарате.
Разумеется, столь небольшое число выпускников колледжей не могло ликвидировать нехватку кадров, которая все острее ощущалась, в том числе и в административных органах. Вот почему начиная с конца 50-х годов власти пошли по пути расширения контингента студентов. Наряду с этим они увеличивали число учащихся в различных технических школах, дававших среднее специальное образование.
В социальной структуре Эфиопии важное место стали занимать учителя, представлявшие крупный отряд формировавшейся интеллигенции. В 1955 г. их насчитывалось уже 2333 человека, из них 197 —женщины [141, 1957, т. 1, № 3, с. 101], причем: более 1/5 всех учителей трудились в Аддис-Абебе.
Рост учительских кадров отразил известное улучшение школьного дела в стране. В 1954 г. государственную школу посещали 72587 учеников против 53729 в 1952 г., да еще в частные и миссионерские ходили 7679 учащихся (в 1952 г,— 5543) [141, 1959, т. 3, № 4, с. 110]. В целом, однако, это была ничтожно малая доля детей школьного возраста (около 6 млн.), да притом в сельской местности практически отсутствовали школы. По-прежнему свыше 95% населения оставались неграмотны.
Поголовная неграмотность тружеников села была на руку помещикам. Простых земледельцев никто не информировал об отмене правительством некоторых налогов, и они продолжали выплачивать их землевладельцам, скрывавшим в целях наживы правду. Из-за неосведомленности крестьяне, как и прежде (т. е. до введения официального запрета), делали помещикам многочисленные подношения и оказывали им разнообразные хозяйственные услуги.
Пользуясь традиционными ценностями крестьянской жизни (взаимовыручка, взаимопомощь, деревенский коллективизм и т. д.), власти начали широко практиковать так называемые трудовые инвестиции. Речь идет об участии крестьянских масс [229] в бесплатных общественных работах по сооружению проселочных дорог, водоемов и т. д. При этом они использовали принадлежавшие им средства и предметы труда. В 1950— 1954 гг. такие трудовые инвестиции оценивались примерно в 130 млн. эф. долл. [141, 1959, т. 3, № 4, с. 120]. Однако местная администрация нередко в угоду землевладельцам обманывала крестьян, вынуждая их под видом необходимых общественных работ строить дороги, соединяющие помещичьи хозяйства с магистральными шоссе, благоустраивать господские земли, подводить к ним воду. Это был еще один путь беззастенчивой эксплуатации земледельцев и обогащения феодалов. Обман здесь прикрывался патриотическими и верноподданническими призывами, причем последние в дальнейшем, при осознании крестьянами реальности происходящего, все более обесценивались.
Несмотря на эксплуататорский характер использования трудовых инвестиций, они вольно или невольно содействовали проникновению товарно-денежных отношений в эфиопскую глубинку, приобщали земледельцев к всеэфиопскому рынку, ускоряли социальное расслоение крестьянства, способствовали распространению правительственного контроля, в том числе в фискальной области. Трудовые вложения сельских тружеников позволяли правительству экономить значительные средства, направляя их на укрепление абсолютной монархии. С помощью бесплатных затрат — труда крестьян на общественных работах возрастали фактически бюджетные доходы, тем более что правительство в своих финансовых расчетах постоянно ориентировалось на трудовые инвестиции крестьянских масс.
На развитие капитализма активнее стал влиять Государственный банк Эфиопии. Выполняя функции центрального эмиссионного банка, он начал предоставлять и коммерческие кредиты, сократив при этом к середине 50-х годов ставку по займам с 9 до 6%, и путем приобретения акций стал принимать участие в промышленном предпринимательстве.
Важное место в финансовой системе страны занял созданный в 1951 г. Банк развития Эфиопии, держателями акций которого были государство, знать, высшие правительственные чиновники, крупные предприниматели. Его организацией предусматривалось содействовать развитию промышленности и сельского хозяйства и поощрить частные капиталовложения [141, 1966, т. 10, № 4, с. 302]. Деятельность банка ориентировалась только на крупный капитал. Он не предоставлял кредиты мелким товаропроизводителям в городе и деревне, лишая их возможности расширить свое дело. Так, минимальный размер сельскохозяйственного займа в 10 тыс. эф. долл., да еще под 8% годовых, мог заинтересовать только крупных предпринимателей на селе.
Банк развития был образован вместо Сельскохозяйственного и Коммерческого банка, открытого еще в 1949 г. и пришедшего на смену Сельскохозяйственному банку, действовавшему [230] с 1945 г. Все эти последовательно сменявшие друг друга финансовые учреждения предназначались для стимулирования частнокапиталистического сектора эфиопской экономики. Они аккумулировали на своих счетах значительную часть внутренних ресурсов, а также поступлений извне. Объем их операций, однако, был ниже имевшихся возможностей, реализация которых сдерживалась условиями кредитования и общим низким уровнем деловой активности. Так, Банк развития к 1956 г. ссудил всего лишь около 5 млн. эф. долл. Наибольший кредит (100 тыс. эф. долл.) он предоставил для организации кофейной плантации в Сунту, близ Джиммы. И тем не менее Банк развития, как и его предшественники, содействовал мобилизации финансовых ресурсов для капиталистического развития.
Важным шагом на пути роста капитализма явилось обращение Эфиопии к планированию. Эфиопия — первая из африканских стран предприняла попытки планового ведения хозяйства. Оно имело рекомендательный, ограниченный характер. Известное влияние на решимость Эфиопии приступить к планированию оказали успехи Советского Союза, а также опыт планового развития в Индии [141, 1957, т. 1, № 6, с. 205].
Еще в 1941 —1945 гг. в Аддис-Абебе неоднократно высказывались в пользу планового ведения хозяйства. Уже тогда составляли планы по отдельным отраслям народного хозяйства. В 1944 г. была принята программа развития образования, год спустя — десятилетняя программа индустриального развития. В 1949 г. во дворце сообщили о составлении программ развития промышленности, торговли и сельского хозяйства [30, с. 325]. Годом позднее Хайле Селассие объявил о том, что в стране разработан пятилетний план социально-экономического развития, но о нем никогда и нигде больше не упоминалось. В конце 40-х — начале 50-х годов были провозглашены пятилетняя программа развития сельского хозяйства, трехлетняя программа развития лесных ресурсов, двенадцатилетняя программа автодорожного строительства и т. д. Многие из этих программ носили декларативный, престижный характер. К реализации некоторых из них так и не приступали. Наметки, содержащиеся в тех программах, которые осуществлялись, зачастую не выполнялись вообще или претворялись в жизнь с запозданием. Так произошло, например, с трехлетним планом строительства и реконструкции дорог, растянувшимся па четыре года.
В составлении всех этих планов и программ принимали, как правило, участие американские специалисты и эксперты ООН. Все они использовали буржуазную экономическую теорию, согласно которой планирование предназначено создавать условия для развития частного предпринимательства. Такая направленность буржуазного планирования полностью совпадала со взглядами тогдашних руководителей Эфиопии, которые полагали, что план (программа), укрепляя позиции капитализма, позволит [231] трансформировать эфиопское, преимущественно феодальное, общество в капиталистическое при одновременном сохранении абсолютистской власти монарха.
Утверждение правительства о поощрении посредством планирования частного сектора отнюдь не означало отстранения государства от участия в экономическом развитии. В условиях Эфиопии это было немыслимо. Даже планами предусматривалась активизация предпринимательской деятельности государства. Особое значение экономической функции государства придавалось при разработке (с 1954 г.) первого пятилетнего плана хозяйственного и социального развития страны (1956/57— 1960/61 гг.), к участию в которой привлекались также югославские специалисты. Последние, хотя и учитывали опыт планирования в собственной стране, все же вынуждены были следовать общей капиталистической ориентации Эфиопии.
Составлением этого плана занимался Комитет планирования (во главе с бывшим тогда министром финансов Мэконныном Хабтэ Уольдом), созданный правительством еще в 1953 г. Комитет располагал 2 млн. эф. долл. для оплаты необходимых работ по выяснению экономической ситуации в стране.
В обращении правительства к планированию всей экономики еще раз проявилось его стремление к мобилизации финансовых ресурсов, рационализации их использования в целях дальнейшего капиталистического развития и укрепления абсолютной монархии. Иное дело, что эти цели в конечном счете несовместимы. [232]
Глава 8
ИМПЕРАТОРСКИЙ РЕЖИМ
Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.