В обстановке императорского всевластия и, казалось бы, всеобщей покорности происходили события, свидетельствовавшие о массовом недовольстве режимом Хайле Селассие, о противодействии монарху в правящих кругах страны.
Еще в 1942 г. в Эфиопии произошла первая в ее истории забастовка рабочих-железнодорожников. В 1947, 1949 и 1954 гг. они вновь бастовали, требуя улучшения жизненных условий и повышения заработной платы. Среди них было немало кадровых рабочих. Длительная совместная работа в полном отрыве от деревни содействовала росту их классового самосознания. И не случайнно именно здесь возник (в 1947 г.) первый в стране профсоюз — «Синдикат эфиопских рабочих-железнодорожников» (впрочем, почти сразу же он был поставлен под контроль государства). В целом же рабочий класс страны, находившийся в стадии своего формирования (в 1950 г. по найму во всех сферах народного хозяйства трудилось около 20 тыс. человек), еще не стал решающей силой в борьбе против самодержавия. Но забастовки железнодорожников явились грозным предупреждением властям. Вот почему забастовщики подверглись жестоким преследованиям: так, по свидетельству английской печати, руководители забастовки 1949 г., в которой приняло участие 600 человек, были повешены [151, 17.09.1949].
Поднимались против нещадной эксплуатации и бесправия также рабочие золотодобывающего рудника в Адоле. Их протест принимал своеобразную форму: на пути следования транспорта с золотом они устраивали завалы, стараясь отбить столь ценный груз. Вот почему его постоянно сопровождал усиленный армейский наряд. Ситуация, сложившаяся тогда в Адоле, ярко описана в сообщении английского консула: «Местные жители выглядят жалкими, несчастными и живут (они) в постоянном страхе ареста или наказания. Если они вскопают хотя бы ярд земли вблизи от своих жилищ, их незамедлительно ведут к армейским офицерам и обвиняют в поисках золота. Общее впечатление... это поселение каторжников» [274, с. 23].
В ходе выступлений рабочих постепенно возрастало их классовое самосознание. В борьбе с угнетателями складывалась [215] классовая солидарность, и прежде всего у железнодорожников. Она уже начинала превалировать над этнической принадлежностью последних (амхара, оромо, сомалийцы, харари и др.), на чем не раз стремились играть власти в попытке разобщить железнодорожников и уменьшить накал недовольства трудящихся. Это — важный позитивный момент в антиэксплуататорском и антиимператорском движении. Он приобретал особое значение в условиях проведения политики, которая предусматривала распространение (часто насильственное) амхарского языка, культуры, утверждение социально-политических институтов, признанных государством, а также христианизацию всего населения. Ее часто в литературе называют политикой амха-ризации.
Одновременно повсюду в администрации засели главным образом амхара, реже тыграйцы и еще реже оромо, уже не говоря о представителях других национальностей. Все это не могло не вызвать протеста пестрого в этническом и конфессиональном отношении населения Эфиопии. Наряду с другими факторами этнополитический курс правительства уже в то время усиливал недовольство неамхарских пародов, побуждая их к открытому сопротивлению. В 1948 г. в Харэрге агитировали за предоставление региональной автономии провинции, вследствие-чего произошло несколько вооруженных столкновений с властями [311, с. 287]. В том же, 1948 г. (и вновь в 1953 г.) сепаратистские волнения охватили многие земли, населенные оромо. В их возникновении не обошлось и без вмешательства иностранцев [320, с. 177]. В 1949 г. восстали жители северных районов страны, возмущенные притеснениями администрации [151, 08.01.1949].
Власти, подавляя антиправительственные движения, имевшие этноконфессиональную окраску, стремились так расправиться с их участниками, чтобы запугать неамхарские народы и принудить непокорных согласиться с императорским подходом к национальному вопросу. Добиваясь посредством кровавых репрессий временного успеха, правительство не устраняло причин этноконфессиональных противоречий. В итоге накапливался социальный заряд большой революционной силы.
Появились признаки недовольства и в вооруженных силах страны. Со времен Корейской войны, для участия в которой эфиопское правительство по прямому указанию Вашингтона отправило около 5 тыс. человек, в офицерском корпусе, в том числе в императорской гвардии, стали критически отзываться об отсталости страны, деспотизме правящих кругов и сосредоточении власти в руках одного человека. «Воодушевленные идеями национализма,— говорил тогда один из офицеров,— мы начали высказывать недовольство порядками в стране в разговорах друг с другом» [333, с. 23].
Более решительный вызов трону в то время был брошен некоторыми сановниками империи. [216]
Одна из самых напряженных ситуаций возникла в 1946— 1947 гг. в связи с так называемым заговором парламента, когда группа парламентариев — бывших партизанских руководителей вознамерилась установить конституционную монархию, заметно урезав власть Хайле Селассие. Во дворце подозревали, что к заговору причастны некоторые воинские части, вследствие чего власти пошли на повышение жалованья в армии. Немаловажное значение также имел в 1951 г. заговор президента сената, одного из бывших партизанских руководителей, битуоддэда Нэгаша Бэззабыха, который предполагал сам взойти на престол. К нему примкнули феодалы не только Годжама (би-туоддэд был потомком годжамского ныгуса Тэкле Хайманота, т. е. соломонид), но и других районов страны, а также часть офицеров. Некоторые заговорщики рассчитывали в случае успеха провозгласить Эфиопию республикой во главе с расом Имру. (В последнее время появилось сообщение, ничем, однако, не аргументированное, о том, что и сам Нэгаш Бэззабых намеревался учредить в Эфиопии республику [195, № 6, с. 215].) Следовательно, идеи республиканизма, несмотря на жестокое подавление любых признаков оппозиции и устранение с политической сцены бывших партизанских руководителей-республиканцев, продолжали распространяться.
Заговору Нэгаша Бэззабыха предшествовали крестьянские волнения в Годжаме, вспыхнувшие против очередной попытки властей измерить земли «рыст», классифицировать их в соответствии с агропочвенными характеристиками и ввести новую систему налогообложения. Правительству и на этот раз пришлось отступить. Произошли также персональные перестановки в провинциальной администрации, во главе которой был поставлен племянник раса Хайлю Тэкле Хайманота рас Хайлю Белеу,
Напряженной ситуацией в Годжаме воспользовались заговорщики во главе с Нэгашем Бэззабыхом, чьим планам, однако, не суждено было осуществиться. В литературе высказывается даже предположение, что этот заговор был спровоцирован самим Хайле Селассие с целью устранения с политической арены наиболее влиятельных сановников и получения большей поддержки со стороны Запада, и прежде всего США [311, с. 294; 332, с. 13]. Пока нет бесспорных доказательств подобной точки зрения, но неизменно одно — Хайле Селассие прибегал не раз к помощи закулисных маневров для отстранения от власти того или иного влиятельного вельможи. Так поступил он, например, в отношении всесильного Уольдэ Гийоргиса Уольдэ Йоханныса, готовившего, по мнению американского ученого Д. Левина, захват власти в 1955 г. [332, с. 13]. Скорее всего, однако, отставка Уольдэ Гийоргиса Уольдэ Йоханныса произошла из-за возникших у императора подозрений в нелояльности царедворца и усилившихся нападок на него со стороны соперничавших группировок при дворе, искавших благосклонности монарха и ненавидевших царского любимца. Падение этого могущественного сановника связано и с нежеланием монарха видеть около себя сильную личность, на которой замыкались чуть ли не все нити государственного управления.
Отстранение от власти Уольдэ Гийоргиса Уольдэ Йоханныса — яркий пример той скрытой борьбы, какая велась при дворе за влияние, чины и благосклонность монарха. В ней участвовали буквально все, кто составлял правящие круги. Противоборство шло тогда, как правило, на личностной основе. Но это не означало, что не привлекались на ту или иную сторону временные «союзники». [217] Даже вчерашние враги, ненавидевшие друг друга, объединялись порой для достижения своекорыстных целей, а добившись их, могли тут же плести интриги друг против друга. Поверженный противник уже больше никогда не поднимался к вершинам власти, за него не вступались даже его единомышленники, если такие и обнаруживались.
Руководящая элита была в те годы крайне разобщена, в ее среде не сложилось еще сколько-нибудь влиятельных группировок. Вот кто в то время входил в нее: потомственные аристократы, допущенные на ответственные должности (рас Мэнгэша Сыюм, рас Асратэ Каса, бригадный генерал Абий Абэбэ, рас битуоддэд Мэконнын Ындалькачоу и др.), бывшие партизанские руководители (рас Аббэбэ Арэгай, рас Мэсфын Сылеши и др.), довоенные выдвиженцы со светским местным и зарубежным образованием (Йильма Дэрэса, Лоренцо Тыызаз, Гэбрэ Ыгзаабхер Франсуа, Аклилю Хабтэ Уольд, Гырмачеу Тэкле Хавариат и др.), коллаборационисты, запятнавшие себя прислуживанием итальянским оккупантам (Айяле Гэбрэ и др.), а также те, кто получал образование за границей в начале 50-х годов (Ындалькачоу Мэконнын, Микаэль Имру, Зоуде Гэбрэ Сылласе, Амдэ Уондэфраш, Сэйфу Махтэмэ Сылласе, Кэтэма Ифру, Тэсфа Бушей, Абрахам Дэммэрэ и др.).
Заметное место среди них занимали разбогатевшие в послевоенные голы Мэконнын Хабтэ Уольд, уже упоминавшийся, и Мэконнын Уольдэ Иоханныс, допущенный ко двору еще в 30-е годы. Последний, как и его брат, могущественный Уольдэ Гийоргис, был отстранен от власти в 1955 г.: используя занимаемую должность государственного хранителя собственности, оставленной итальянскими оккупантами, он прибрал к своим рукам почти за бесценок немалую ее часть; крупная недвижимость досталась и его сторонникам, притом за смехотворно низкую плату. Так, один из доверенных людей купил в Джимме отличный дом, принадлежавший прежде итальянцу, всего лишь за 10 ф. ст. Разумеется, он потерял высокое положение при дворе не по моральным и правовым причинам, а потому, что эти спекуляции, приносившие баснословный доход Мэконныну Уольдэ Иоханнысу и связанным с ним лицам, стали угрожать уже интересам всего двора.
Правящие круги в целом понимали, что их личное благополучие и политические позиции зависят от воли Хайле Селассие и потому, ограждая собственные корпоративные интересы и в конечном счете господство всего феодального класса, власть имущие поддерживали и защищали трон. Император рассматривался ими как главный гарант сохранения и укрепления эксплуататорских отношений в стране.
Это отнюдь не означало, как уже было показано, что в правящих кругах не существовало противников императорского режима и лично Хайле Селассие. Были и такие, кто, сохраняя-верность царствовавшему монарху, тем не менее не соглашался с отдельными его мероприятиями или преследовал своекорыстные цели.
Сам же император, стараясь играть роль арбитра нации, занимал часто выжидательную позицию при обсуждении во дворце актуальных вопросов внутренней и внешней политики. Он [218] принимал в таких случаях определенное решение только тогда, когда в ходе длительной придворной борьбы одерживала верх чья-то точка зрения. Так произошло, например, с проектом реформы эфиопского письма, предложенной в 1948 г. обществом «Друзья знаний» (рас Имру Хайле Сылласе, блатта Мэрзе Хазен и др.) и отвергнутой императором под давлением церкви [348, с. 424]. Расхождения во мнении и даже несогласие с суждениями императора допускались лишь в рамках незыблемости общих устоев абсолютистско-монархического режима. Во дворце терпеливо сносили эти разногласия, если только они не содержали какого-либо намека на угрозу трону.
На императора нередко оказывали сильное давление его ближайшие родственники (старшая дочь Тэианье Уорк, второй сын Мэконнын Хайле Сылласе, императрица Мэнэн и др.), за ними стояли порой те или иные крупные сановники, облеченные большой властью придворные, а также высшее духовенство. Вот почему, например, в текст конституции 1955 г. были включены отдельные дискриминационные положения, противоречившие одной из основных идей, заложенных при ее составлении, а именно: идее придания государству демократического, либерального облика. Не исключено, что некоторые из этих дискриминационных положений соответствовали личным взглядам императора, который всегда умело их скрывал, пока не приходилось идти на уступки тем или иным дворцовым силам. Чаще всего он отступал перед требованиями церкви, поддерживаемыми, как правило, многими членами его семьи, потомственной аристократией, да и рядом высокопоставленных чиновников. Так было в вопросах налогообложения церковных земель, многочисленных крестьянских повинностей в пользу духовенства и т. д.
Не обошлось в рассматриваемые годы во дворце, ориентировавшемся на «свободный мир» [381, с. 188], и без острой борьбы вокруг развития отношений с Советским Союзом, хотя в Аддис-Абебе официально признавали, что «международный коммунизм не угрожает Эфиопии» [312, с. 245]. В администрации, несмотря на консерватизм и даже реакционность многих ее чиновников, рос в те годы интерес к Советскому Союзу. В 1946 г. английский журнал «Экономист» писал, что «нынешнее эфиопское правительство положительно оценивает подход русских к проблемам развития» [136, 1946, т. 151, № 5389, с. 913]. Несколько позднее группа американских авторов утверждала, что в Эфиопии имеются люди, которые положительно относятся к опыту хозяйственного строительства в СССР [336, с. 198].
Антисоветски настроенным силам при дворе пришлось смириться с открытием в 1947 г. в Аддис-Абебе, по просьбе эфиопского правительства, советского госпиталя им дэджазмача Балча, а двумя годами раньше — постоянной выставки СССР, которая широко информировала посетителей о жизни Советского государства, поддержке Советским правительством требований [219] Эфиопии относительно выплаты Италией репараций за ущерб, причиненный в годы войны и оккупации, и т. д. В Эфиопии возрастал интерес к социалистической цивилизации, к мировой системе социализма. Этому же способствовало установление дипломатических и хозяйственных связей с Чехословакией, Польшей и другими социалистическими странами. Очень активно развивались отношения с Югославией, в том числе в военной области и в сфере хозяйственного планирования.
Стремясь воспрепятствовать советско-эфиопской дружбе, внутренняя и внешняя реакция развернули злостную антисоветскую кампанию в Эфиопии (см. [151, 23.10.1948; 16.04.1949; 10.01.1953; 312, с. 255]). Западная печать, используя, в частности, возникшее со времени американской агрессии в Корее недовольство в офицерском корпусе Эфиопии политикой Хайле Селассие, сообщала о якобы «советском» проникновении в вооруженные силы Эфиопии, об опасности распространения марксистско-ленинских идей, о мнимом соперничестве США, Англии и СССР за влияние в Эфиопии (см. [313, с. 59, 229—231]) и тому подобных антисоветских инсинуациях, извращающих суть внешней политики Советского государства.
Все эти измышления не могли, однако, поколебать большого уважения, каким пользовалась наша страна у простых людей Эфиопии. Они, по свидетельству Д. Левина, восхищались экономическим могуществом, народным характером власти, достижениями в науке и быстрыми темпами развития СССР [334,. с. 140]. Очень высоко отзывалась о Советском Союзе учащаяся молодежь. По результатам опроса в 1958/59 г., 47% учеников школ второй ступени и студентов Университетского колледжа, которые испытывали наибольшее идеологическое и пропагандистское влияние Запада и местных консервативных кругов, положительно относились к нашей стране (к Англии — 32% и к США — 59% [334, с. 139]). Эти свои взгляды они затем несли в ту социальную среду, в которой им по получении высшего образования приходилось трудиться. Разумеется, было и немало случаев отхода от воззрений, сложившихся в студенческие годы. Но как бы ни были относительны приведенные данные, выходящие несколько за рамки рассматриваемых лет, они позволяют сделать вывод о зарождении идейно-политической неоднородности формировавшихся средних слоев эфиопского общества (студенчество, интеллигенция и др.).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.