Победа над фашизмом, достигнутая при решающей роли Советского Союза, явилась одним из важнейших факторов, оказавших значительное влияние на все послевоенное развитие Эфиопии. Разгром гитлеровской Германии и ее союзников сделал необратимым процесс освобождения Эфиопии от итальянского колониализма. Образование мировой социалистической системы и подъем национально-освободительного движения создали совершенно иную, чем до второй мировой войны, международную обстановку. Афро-азиатские и латиноамериканские народы обрели в лице всего социалистического сообщества надежного союзника в борьбе против колониализма и империализма, за независимость и соцальпый прогресс.
Классовая ограниченность императорского режима не позволила, однако, реализовать открывавшиеся в результате позитивных сдвигов в мире возможности прогрессивного, революционного развития страны. Его основные усилия в 1946—1955 гг. сосредоточивались на совершенствовании и укреплении механизма абсолютной монархии, фундамент которого был заложен в предыдущее пятилетие. В рассматриваемое десятилетие абсо-лютистско-монархический строй в Эфиопии стал реальностью, 'Определив на многие годы ее историческое развитие.
Упрочение власти монарха, как известно, требует денег. Вот почему одна из главных забот правительства Хайле Селассие состояла в извлечении все новых и новых доходов.
Со второй половины 40-х годов наблюдается дальнейшее упрочение государственных финансов. Прежде всего это касается государственного бюджета. Произошла еще большая его централизация. Доходная часть бюджета неизменно возрастала, хотя и не в тех размерах, каких хотелись бы трону. С 1946 по 1955г. она увеличилась почти вдвое, составив в 1955 г. 115 млн. эф. долл., причем этот рост шел главным образом за счет текущих доходов. В их формировании по-прежнему ведущие позиции занимали налоги (в 1955 г.— 92,2%), притом косвенные налоги [204] (в 1955 г.— свыше 75%) составляли основные бюджетные поступления. Это еще раз показывает неразвитость системы прямых налогов, сознательно предусмотренной в интересах феодального класса, а с другой стороны, стремление властей посредством распространения косвенных налогов перенести всю тяжесть налогообложения на народные массы.
В структуре косвенных налогов велика была доля таможенных пошлин: например, в 1946 г.— около 50%. Правительство неоднократно повышало таможенные пошлины, достигавшие в 1955 г. 5—100% стоимости импортных товаров. Кроме того, они облагались специальным налогом аддис-абебского муниципалитета в 1%, сбором в пользу статистической службы (0,8 эф. долл.) и торговой палаты. Все это, в свою очередь, приводило к росту цен на импортные товары (текстильные изделия, ткани, продовольствие, мыло и т. д.), что служило причиной недовольства низших слоев эфиопского общества.
Прямое налогообложение, имевшее небольшое фискальное значение и приносившее значительные тяготы крестьянам и наименее оплачиваемым категориям трудящихся, работающих по найму, имело облегченный характер для землевладельцев, высокооплачиваемых чиновников и предпринимателей. Тем более, что члены императорской и ряда аристократических фамилий, а такжо эфиопская церковь вообще были освобождены от уплаты налогов. Более того, крупные землевладельцы и видные сановники империи находили немало юридических лазеек, чтобы не выплачивать налоги, или даже просто не платили их без какого-либо правового обоснования, а власти смотрели на ил налоговые махинации снисходительно. Все это подтверждается следующими конкретными данными. По бюджету на 1945/46 г. сумма поземельного налога и налога вместо десятины составила 14,5 млн. эф. долл. из 44,12 млн. эф. долл. всех государственных доходов. Спустя 21 год на эти налоги пришлось лишь 16,95 млн. эф. долл. из 446,2 млн. эф. долл. государственных доходов по обычному бюджету, т. е. не включая иностранные займы, частные иностранные капиталовложения и т. д. [345, с. 118]. В 1952 г. прямое налогообложение дало в государственную казну 27 млн. эф. долл. из 80 млн. эф. долл. всех доходов по обычному бюджету, а в 1956 г.— 23 млн. эф. долл. из уже 114 млн. эф. долл. [141, 1959, т. 3, № 4, с. 126]. В 1954 г. из сельской местности в государственную казну поступило в качестве прямых налогов всего лишь 18 млн. эф. долл., да и то немалая доля этой суммы приходилась на прямые налоги на скот, принадлежащий крестьянам-арендаторам и выплачиваемый ими в пределах 0,05—1 эф. долл. за одного животного. Вот с крестьян-то власти стремились взыскать этот налог в полном объеме и своевременно но снисходительно относились к тому, что из-за несовершенства земельного налогообложения и уклонения землевладельцев-феодалов от уплаты налогов в государственную казну ежегодно не поступало до 80 млн. эф. долл. [141, 1965, т. 8, № 4, с. 299].
Антинародная направленность налоговой политики абсолютистского государства состояла не только в содействии обогащению феодального класса, но и в укреплении собственных позиций, поощрении частного капитала, развитии капиталистических отношений. Оно взимало низкие прямые подоходные налоги с жалованья чиновников и служащих компаний, доходов от земель и зданий несельскохозяйственного назначения, от предпринимательской деятельности. В 1954 г. государственные доходы по такой статье не превысили 4 млн. эф. долл., причем в эту сумму вошли и поступления от налогообложения лиц, чья заработная плата была не менее 1,3—1,5 эф. долл. в день (например, неквалифицированный рабочий-железнодорожник получал 1,3 эф. долл. в день). [205]
Аккумулируя государственные доходы, правительство, выполняя волю монарха, направляло их преимущественно на содержание администрации, бюрократии, двора, церкви, армии и полиции. Причем эти расходы все время увеличивались: так, в 1949/50 г. только на министерства национальной обороны, внутренних дел и юстиции и центральную администрацию приходилось 47,4% расходов госбюджета, а в 1955—1956 г. уже — 51,1%.
На экономическое развитие отводилась лишь ничтожная часть бюджетных ассигнований. В 1949/50 г. государственные капиталовложения составляли 5,8 млн. эф. долл. (6,8% всех бюджетных расходов), а в 1955/56 г. и того меньше — 2,9 млн. эф. долл. (2,4%). В сельское хозяйство, основную отрасль материального производства страны, в начале 50-х годов вкладывалось менее 1% бюджетных расходов, причем большая часть отпускавшихся средств шла на оплату чиновников министерства сельского хозяйства.
Невелики были расходы и на социальные нужды населения, на которые отводилось не более 5—6% бюджетных ассигнований. Но даже эти небольшие суммы неоднократно уменьшались, на практике, поскольку требовались дополнительные траты на поддержание абсолютистско-монархических устоев. Доходов на покрытие всех государственных расходов абсолютной монархии стало не хватать, даже с учетом зарубежных займов. Приходилось сводить бюджет с дефицитом, составившим в 1955 г. 13 млн. эф. долл. Это, разумеется, ухудшало финансовое положение Эфиопии, вынуждая правительство искать новые источники финансирования, вводить новые налоги, залезать в новые-долги.
В поисках средств правительство в 1947 г. ввело специальный налог на образование (так называемый образовательный налог). Его размеры колебались в пределах 6—15 эф. долл. с 1 гаша. Желая предотвратить возможные волнения крестьян в Годжаме, Бэгемдыре и Тыграе, для этих провинций налог на образование устанавливался в сумме, равной оцененной десятине, выплаченной в 1935 г. натурой. Для амхара — собственников земли в Шоа определялись еще более низкие ставки этого налога: 1,5—6 эф. долл. с 1 гаша. Церковь отказывалась платить налог на образование, и тогда правительство в начале 50-х годов передало на содержание церкви 177 государственных школ.
В 1951 г. правительство, стремясь увеличить государственные доходы, внесло изменения в закон о земельном налогообложении 1944 г. Отныне с неизмеренных земель взимался поземельный налог и налог вместо десятины в сумме 5—20 эф. долл. Однако эффект от этого постановления оказался незначительным.
Не удалось улучшить ситуацию и в результате изменения отдельных форм землевладения и землепользования, прежде не подвергавшихся полностью или частично государственному налогообложению. Более решительных мер по земельному налогообложению и увеличению тем самым государственных доходов правительство предпринимать не отваживалось, да и в силу [206] своей социально-классовой природы не собиралось. Основной упор делался, как уже отмечалось, на косвенные налоги.
Но средств, поступавших от прямых и косвенных налогов, государственных предприятий и имущества, не хватало. Со второй половины 40-х годов власти стали широко прибегать к внешним источникам финансирования и прежде всего к займам и кредитам империалистических держав.
Уже в 1946 г. США кредитовали эфиопскому правительству 500 тыс. долл. (впоследствии сумма кредита была доведена до 1 млн. долл.) для закупки американских военных излишков. В том же году Экспортно-импортный банк США предоставил Эфиопии кредит в 3 млн. долл. для финансирования внешнеторговых операций. Год спустя «Нэшнэл сити бэнк» выделил Эфиопии 900 тыс. долл. на дополнительную чеканку в США 50-сантимовых монет новой эфиопской денежной системы и их транспортировку в страну.
В 1949—1954 гг. США на основе ленд-лиза поставили товаров на 200 тыс. долл. Наряду с США займы Эфиопии предоставляли международные финансовые организации: например, в 1951 г. МБРР предоставил кредит в 1,5 млн. долл. на расширение телефонно-телеграфной связи и 2 млн. долл. для основания эфиопского банка развития, а годом раньше — 5 млн. долл. на дорожное строительство. С учетом решающего влияния в них Вашингтона можно утверждать, что США стали в 1946—1955 гг. главным и, по существу, единственным (исключая один кредит Швеции в 2,5 млн. швед, крон в 1946 г.) заимодавцем Эфиопии. К этому следует добавить, что Эфиопия стала одним из первых получателей американской «помощи» в соответствии с 4-м пунктом программы Трумэна. В 1952—1958 гг. Вашингтон выделил на этой основе 4,9 млн. долл. [153, 1981, т. 2, № 6, с. 55].
Одновременно с увеличением финансовой «помощи» из-за рубежа рос внешний долг Эфиопии. Если до войны он отсутствовал, то в 1955 г. уже составил 12,5 млн. долл. Ежегодно около 3% расходной части госбюджета шло на выплаты по внешней задолженности, включая процентные начисления, а они были значительны: до 7% годовых.
В политическом отношении правящие круги превратили «помощь» Запада в важное средство упрочения абсолютизма. Так, заметная часть кредита Швеции пошла на оплату шведских военнослужащих и полицейских офицеров, обучавших в Эфиопии военно-воздушные силы, императорскую гвардию и полицию.
Почти половина средств по программе Трумэна, предоставленная Эфиопии, была израсходована на оплату американских специалистов [161, 21.01.1962]. Необходимо подчеркнуть, что иностранцы на службе эфиопского правительства в 1946— 1955 гг. заметно содействовали утверждению абсолютной монархии, ее защите. К тому же они, особенно из США, вольно или невольно создавали определенные предпосылки для усиления империалистического влияния. И это — несмотря на то, что власти в Аддис-Абебе не раз подчеркивали свое стремление не допустить вмешательства иностранных советников в дела Эфиопии с целью ограничения ее независимости.
Помимо оплаты иностранных специалистов средства, поступавшие с Запада, шли преимущественно на финансирование [207] строительства производственной инфраструктуры, и прежде всего связи и транспорта. Журнал «Мэскэрэм» [153, 1981, т. 2, №6, с. 54] писал, что «55% всех займов и кредитов США были направлены на развитие транспорта и коммуникаций и лишь 3% — в обрабатывающую промышленность и ничего — в горнодобывающую».
«Инфраструктурные» интересы империалистических держав и властей Аддис-Абебы совпадали. Первые усиливали тем самым зависимое положение Эфиопии в мировом капиталистическом хозяйстве, а вторые добивались таким путем большей централизации государства, преодолевали изолированность отдельных областей и утверждали повсеместно императорский контроль. Кроме того, концентрируя внимание на инфраструктурном строительстве, императорский двор сознательно создавал ограниченные возможности для формирования национальной буржуазии и фабрично-заводского пролетариата. Во дворце опасались, что эти социальные силы, окрепнув, со временем лишат феодальную верхушку власти. Особенно при дворе противились расширению сферы капиталистических отношений в деревне, ибо существовавшая на селе патриархальщина была чрезвычайно важным условием устойчивости абсолютизма в Эфиопии.
В укреплении абсолютизма значительную роль сыграли США, стремившиеся использовать режим Хайле Селассие для осуществления своей экспансионистской политики на Ближнем Востоке и в Африке. В серии договоров, заключенных в начале 50-х годов, особое место занимали майские (1953 г.) соглашения «О взаимной обороне» и об использовании Соединенными Штатами оборонительных сооружений в Эфиопии. По их условиям, военная помощь США, включавшая безвозмездные поставки оружия, обучение эфиопской армии американской миссией, сменившей англичан, службу американских советников в военных учреждениях Эфиопии и т. д., сочеталась с прямым военным присутствием Вашингтона на ее территории, на базе Кэпгью, предоставлением Пентагону разнообразных стратегических преимуществ (в том числе возможность строить военные объекты, вести аэрофотосъемку, заходить боевым кораблям в порты, беспрепятственно пользоваться по необходимости сырьевыми ресурсами страны) и участием Аддис-Абебы в ограничении торговли с СССР и другими социалистическими странами.
Усилению позиций США в Эфиопии, а следовательно, и власти Хайле Селассие, в стабильности режима которого Вашингтон был очень заинтересован, способствовал договор о дружбе и экономических отношениях, подписанный 7 сентября 1951 г. в Аддис-Абебе. Он стал «юридической основой для политики „открытых дверей" и защиты американского капитала в Эфиопии» [153, 1981, т. 2, № 6, с. 53]. Американские позиции усилились и в связи с тем, что США вскоре заняли ведущее место во внешней торговле Эфиопии. Уже в 1955 г. на них приходилось [208] немногим более 1/4 эфиопского экспорта (в 1951 г.— лишь 7,7%). Это еще в большей степени привязывало императорскую Эфиопию к США. Не последнюю роль здесь играло и то, что новая эфиопская валюта (эфиопский доллар) ориентировалась на американский доллар.
В Эфиопии распространено мнение, что в 40—50-е годы закладывался фундамент статуса эфиопского государства как «государства-клиента» [265, с. 87]. Рост влияния США происходил, несмотря на приверженность Аддис-Абебы тактике сбалансированных позиций в отношениях с иностранными государствами.
В соответствии с подобным подходом Эфиопия в 1946— 1955 гг. вступила в дипломатические и экономические контакты с Бельгией, Данией, ФРГ, Нидерландами, Норвегией и другими западноевропейскими странами. Но ни одно из империалистических государств Западной Европы не смогло составить, как на то надеялись определенные круги в Аддис-Абебе, серьезного противовеса США.
Нельзя не признать вместе с тем тот факт, что, опираясь на США, используя англо-американские противоречия в послевоенные годы и экспансионистские устремления Вашингтона, императорский режим добился полного выдворения из страны британского империализма. В 1955 г. последний английский солдат покинул эфиопскую землю, еще раньше из Эфиопии отбыла британская военная миссия.
Этот успех Эфиопии явился важной вехой в ее новейшей истории. Он совпал с участием страны в Бандунгской конференции, ставшей символом афро-азиатской солидарности. Эфиопский делегат призвал ее участников к объединению усилий в борьбе против колониализма и за международную безопасность и подкрепил свои политические призывы ссылкой на опыт антиколониального сопротивления Италии, Англии и другим империалистическим державам. Бандунг положил начало активизации Эфиопии в движении афро-азиатской солидарности.
Оба эти события — полное поражение Великобритании в Эфиопии и участие последней в Бандунгской конференции,— отразив определенные сдвиги во внутри- и внешнеполитическом положении эфиопского государства, послужили упрочению абсолютной монархии, возвышению укреплявшегося авторитета Хайле Селассие.
Так и не смогли в Лондоне решить в свою пользу и вопрос о судьбе бывших итальянских колоний — Итальянского Сомали и Эритреи. По решению соответственно IV и V сессий Генеральной Ассамблеи ООН, первая отходила под десятилетнюю опеку Италии, а вторая — включалась на автономных правах в создаваемую Федерацию Эфиопии и Эритреи. Американский советник при императоре Джон Спенсер совершенно точно указал на роль США в определении будущего Эритреи и о возвращении Эфиопии оккупированных Англией территорий: [209] «Эфиопия благодарна Соединенным Штатам за поддержку в вопросе об Эритрее и Огадене... и в знак признательности, став единственным государством в регионе, не входящим в НАТО, отправила воинский контингент в Южную Корею под американским командованием» [153, 1981, т. 2, № 6, с. 45]. Участие Эфиопии в американской агрессии против народной Кореи, хотя и камуфлировалось флагом ООН,— пример усиливавшейся классовой «смычки» феодальной верхушки и американского империализма, рассматривавшего Аддис-Абебу в качестве младшего, неравноправного партнера.
Пропагандистская машина Эфиопии попыталась в те годы широко использовать факт отправки эфиопских войск на поля сражений на Корейском полуострове для возвеличивания императора, его царствования. Еще большие восхваления в адрес Хайле Селассие раздавались, когда вопрос об Эритрее в целом решился благоприятно для Эфиопии и когда в 1952 г. образовалась Федерация Эфиопии и Эритреи.
Надо признать, что в течение почти 10 лет императорский режим умело использовал проблему Эритреи и Итальянского Сомали, находившихся с 1941 г. под британским управлением, для укрепления собственных позиций, для отвлечения народных масс от внутренних трудностей, для нейтрализации своих противников, а также для консолидации единства страны. Общественная, политическая энергия народа, и прежде всего городских слоев, направлялась на срыв британских планов увековечивания господства в Эритрее и бывшем Итальянском Сомали и на их включение в состав эфиопской империи. Создание различных общественных организаций в Аддис-Абебе и их отделений в других городах, которые выступали против намерений Англии и за удовлетворение интересов Эфиопии, массовые митинги и демонстрации в поддержку требований правительства, издание и распространение листовок и другой печатной продукции, содержащей проэфиопские материалы и разоблачающие расчеты Лондона и центробежные силы Эритреи и Итальянского Сомали, широкое оповещение по стране о соответствующих правительственных демаршах на международной арене— все это составляло важнейший аспект политической жизни страны в послевоенное десятилетие и вместе с тем служило фактором утверждения абсолютизма.
Вопрос о судьбе Эритреи и Итальянского Сомали занимал особое место в деятельности эфиопской дипломатии. Но наибольшее внимание она уделяла проблеме Эритреи. В Аддис-Абебе неизменно подчеркивали необходимость возвращения этой территории, некогда отторгнутой итальянцами от Эфиопии. Четко и недвусмысленно эфиопская позиция была определена на переговорах Хайле Селассие с У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом в феврале 1945 г. в Каире. Английскому премьеру и американскому президенту было заявлено, что без Эритреи независимость Эфиопии будет иметь ограниченный характер и что передача [210] Эритреи Эфиопии — не какая-то милость Лондона, а реализация присущих Эфиопии прав.
Включение Эритреи в состав Эфиопии, хотя и на автономных правах в рамках федерации, несомненно содействовало упрочению эфиопского самодержавия, предоставив ему дополнительные, притом весьма существенные, ресурсы. Приобретение выхода к морю усиливало позиции Эфиопии в мировом хозяйстве, укрепляло ее независимость, облегчало ей доступ к достижениям мировой цивилизации, к контактам с другими государствами, но вместе с тем повышало к ней интерес Запада, и особенно США, которые сохранили, а позднее и расширили военную базу под Асмэрой. Нынешнее руководство-Эфиопией полагает, что решение V сессии Генеральной Ассамблеи ООН, определившее будущее Эритреи, проигнорировало желание большинства населения на полное объединение с Эфиопией, было принято в результате империалистического заговора с целью создания благоприятных условий для неоколониализма, а также содержало уже само по себе немало трудностей в развитии эфиопо-эритрейских взаимоотношений [47, с. 10; 48, с. 10; 57, с. 12—13; 58, с. 4].
Власти Аддис-Абебы почти сразу же после создания в 1952 г. федерации приступили к насаждению своих порядков в Эритрее, лишая ее жителей тех социальных, экономических и политических завоеваний, каких они добились в ходе антиколониального движения вначале против итальянцев, а затем англичан. Вскоре в Эритрее столкнулись с этноконфессиональной и языковой дискриминацией со стороны центрального правительства, сочетавшейся с постепенным упразднением демократических институтов и порядков, в том числе политических организаций. Но пока подобная политика в отношении Эритреи не стала явной и пока не схлынул поток победных восторгов и рукоплесканий по поводу воссоединения некогда отторгнутой прикрасноморской территории, в Аддис-Абебе предпринимали шаги по камуфлированию реальных отношений, истинных намерений, а также введению государственно-правовых основ федеративного устройства страны.
Первостепенное значение на этом пути имела подготовка новой конституции, проходившая в условиях ожесточенной борьбы в правящих кругах страны. Она была призвана юридически закрепить утверждение абсолютизма в Эфиопии, придать ей облик демократического и просвещенного государства, скрыв его эксплуататорский характер, и создать видимость равенства обеих частей федерации. Принятая в ноябре 1955 г. после многократной переделки новая конституция провозгласила страну конституционной монархией со всеми атрибутами буржуазной демократии. Реальная же действительность резко контрастировала с официально введенными юридическими основами [211] эфиопского государства. Власть монарха была абсолютной, ничем и никем не ограниченной, его воля, по существу, была единственным законом. Это был режим личного самовластия.
С юридической точки зрения государственное устройство Эфиопии в соответствии с конституцией 1955 г. можно, вероятно, определить как конституционный абсолютизм. Но несомненно одно: монарху важно было, зафиксировав в Основном законе страны свою фактическую абсолютную власть, придать ей официально признанный характер, опираться в своей дальнейшей деятельности па силу и авторитет конституции, а также, провозгласив атрибуты буржуазной демократии (но не реализовав их), замаскировать реально сложившиеся отношения.
Однако не все удалось скрыть в ней. Объявление эфиопской церкви и амхарского языка государственными свидетельствовали об узаконении ряда дискриминационных мер в отношении значительной части населения: по официальным данным, почти треть жителей страны не исповедовала христианство, а амхарский язык в те годы был родным предположительно для 5—8 млн. человек из около 22 млн. жителей империи. Правда, при этом признавалось равенство всех граждан империи независимо от вероисповедания, этнической и языковой принадлежности, а также свобода совести. Но тут же подчеркивалось, что религиозная обрядность не должна использоваться в политических целях.
В конституции 1955 г. закреплялся централизованный характер эфиопского государства. Это распространялось и на эфиопскую церковь, над которой признавалась верховная власть императора. Конституционно было определено ее превращение в прочную основу абсолютизма, в придаток государственного механизма. Кроме того, фиксировался автономный статус эфиопской церкви по отношению к Александрийской патриархии, приобретенный в 1948 г. Но уже ко времени принятия конституции имелось немало признаков того, что вскоре эфиопская церковь станет автокефальной. Это и произошло в 1959 г. Тем самым еще больше укрепились позиции светской власти в ее взаимодействии с церковью.
В изменении статуса эфиопской церкви велика роль государства. Только по его настоянию Александрийская патриархия в конце концов согласилась на выход эфиопской церкви из-под ее юрисдикции. Многочисленные правительственные делегации начиная с 1942 г. вели длительные и изнурительные переговоры с коптским руководством относительно назначения священнослужителя-эфиопа абуной, наделения его правом хиротонисации в епископский сан местных служителей культа, организации церковной администрации Эфиопии, участия эфиопов в выборе Александрийского патриарха и т. д. Хайле Селассие сам не раз лично вмешивался в ходе эфиопско-коптских контактов по этим вопросам, неизменно отстаивая интересы эфиопской церкви. [212] Он действовал даже через египетское правительство, которое по его просьбе оказывало давление на несговорчивых коптов. Светская власть неоднократно поддерживала религиозные круги, когда те выступали с угрозами об отделении эфиопской церкви без санкции Александрийского патриарха и синода, если не будут удовлетворены их требования.
По достижении эфиопской церковью в начале автономии, а потом и автокефалии императорский контроль распространился на все аспекты ее деятельности. Судьбы духовенства и формирование религиозной политики были поставлены в зависимость от воли монарха. Назначения и перемещения в церковной администрации, в церквах и монастырях совершались только с ведома и согласия Хайле Селассие. Правительственные органы установили строгую цензуру над религиозными изданиями, в том числе над газетами и журналами. В церковных кругах воцарилась свойственная государственному аппарату атмосфера угодничества, тайного и явного соперничества за милость и благосклонность высших иерархов и самого императора. Церковь стала важным звеном абсолютистско-монархических устоев эфиопского государства. Она, всецело защищая его эксплуататорские основы, органически дополняла сложившуюся систему государственного принуждения. Церковь играла заметную роль в утверждении абсолютизма.
В 1946—1955 гг. всевластие монарха распространилось также на чиновничий аппарат, значительно увеличившийся (в 1961 г. государственных служащих насчитывалось 35 тыс. человек) и превратившийся в особое служилое сословие, государственные финансы, приведенные в более или менее стройную систему, и на вооруженные и полицейские силы страны. Самодержец, таким образом, сконцентрировал в своих руках высшую законодательную, исполнительную, судебную, церковную и военную власть в стране.
Конституция 1955 г. подводила итоги общественно-политического и социально-экономического развития Эфиопии в предшествующие десятилетия, но вместе с тем определяла ее будущее. Оно не мыслилось вне рамок императорского режима, отрицавшего подлинный прогресс и исходившего из твердой уверенности в политической незрелости народных масс, на исключительной вере в свою непогрешимость, хотя не исключался и страх перед «революционной стихией» и организованным заговором. Вследствие этого самодержавие всячески препятствовало демократизации общественной жизни. Народу внушалось, что власть «лучше его самого» знает, что ему нужно. «Провозглашение гражданских свобод по новой конституции,— писал Э. Лютер, проработавший в Эфиопии шесть лет в 50-е годы,— в значительной степени уступка цивилизованному миру. Ни один эфиоп в здравом уме не отважился бы... публично потребовать отставки какого-либо должностного лица. Ни один эфиоп, какое бы он ни получил образование, не рискнул бы написать [213] письмо в газету с критикой государственного чиновника или правительственной политики в целом, и ни одна газета не напечатала бы такое письмо, даже если бы и получила его» [338, с. 126].
Насаждавшаяся властями атмосфера страха, безоглядного чинопочитания, неверия в собственные возможности, безудержного восхваления императора, за которым признавалось право единолично принимать решения, порождала безынициативность, безделье, нераспорядительность правительственной администрации. «В министерствах...— писал англичанин Дж. Бачхользер, посетивший Эфиопию в начале 50-х годов,— вы обнаружите людей... чьи головы забиты интригами и грязными расчетами, людей с изнеженными руками, которые всегда подняты в пренебрежительном жесте отказа» [288, с. 22].
Всякое инакомыслие жестоко подавлялось, служебная активность не поощрялась. Чиновникам, как и всему остальному населению, внушалась мысль, что вершителем судеб страны и каждого подданного является только император, и никто иной более. Абсолютизм парализующе воздействовал на все стороны общественно-политической и хозяйственной жизни Эфиопии. Уже в рассматриваемые годы четко обозначилось то, что аб-солютистско-монархический строй, добившийся определенной централизации страны, сковал ее творческие потенции.
Укреплению императорского режима содействовала также, как это ни странно, клеветническая кампания, развязанная в империалистической печати. К ней подключались и некоторые руководители стран Запада. Эфиопия осуждалась за развитие связей с государствами Азии, Африки и Латинской Америки, участие в Бандунгской конференции, а также за контакты с социалистическими державами. Вновь был поднят вопрос о наличии якобы рабства и гэббарной системы в Эфиопии, отмененные еще в 1942 г. [151, 19.07.1947; 210, с. 88—89]. Нападки в западной печати, антиэфиопские выступления ряда государственных и общественных деятелей Англии, США и Италии рассматривались в Эфиопии как очередное посягательство на ее независимость. Они вызывали вольно или невольно прилив патриотических чувств у населения, на 98—99% неграмотного. В такой обстановке усиливалось почитание трона как символа эфиопской государственности и самостоятельности, возрастало убеждение в том, что только трон способен защитить страну от фэрэнджоч, как называли эфиопы иностранцев, белых из Европы и Америки. Подобные настроения умело подогревались правительством, следовавшим указаниям и воле монарха.
Абсолютная монархия, утвердившаяся в Эфиопии к середине 50-х годов, определила многое в развитии страны в последующие почти два десятилетия. Она сама стала мощным (по эфиопским масштабам) рычагом, приводящим (а точнее, тормозившим) в движение механизм общественного развития. Заметна ее роль в формировании гражданского общества, в становлении [214] новых социальных сил, в сфере идеологии и культуры, в экономической стагнации, в усилении эксплуатации многомиллионных масс трудящихся, в создании разрушительной атмосферы страха и безынициативности. Абсолютная монархия препятствовала социальному прогрессу в стране. Она решительно, с применением всего аппарата насилия, противилась возникновению общественных противовесов своей чрезмерной свободе действий в экономической, социальной и политической жизни.
Абсолютистский строй, долго и мучительно рождавшийся, просуществовал, однако, недолго.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.