Победа над итальянским колониализмом в значительной степени была достигнута благодаря успеху центральной власти в деле объединения страны. Вместе с тем тлеющие очаги феодального сепаратизма порой превращались в огромные пожары, уг рожавшие достигнутому единству. В 1898 г. против верховной власти выступили феодалы Тыграя, недовольные тем обстоятельством, что по договору 1896 г. часть их владений за линией рек Мэрэб—Бэлеса—Муна осталась под контролем Италии.
Мятеж тыграйцев был прежде всего на руку западноевропейским колониальным державам, не заинтересованным в существовании единой и сильной Эфиопии. Разжигание феодальных междоусобиц оставалось одним из главных средств западной дипломатии в этой части Африканского континента. Италия быстро откликнулась на ситуацию в Тыграе, поддерживая Мэнгэшу оружием и деньгами.
Быстрота, с которой императорской армии удалось справиться с мятежными феодалами, лишний раз свидетельствовала о крепости центральной власти. Бесперспективность выступления против Аддис-Абебы хорошо представляли себе остальные правители страны, в частности ныгус Годжама Тэкле Хайманот, отказавшийся от предложения Мэнгэши о совместном выступлении против Менелика. В середине февраля 1899 г. тыграйская армия прекратила сопротивление, а ее командующий, правитель Тыграя рас Мэнгэша — в который уже раз — явился в расположение императора с камнем на шее в знак полного подчинения.
Укрепление внутриполитического положения страны и ликвидация на время угрозы внешней опасности позволили Мене-лику целенаправленно осуществить ряд мер по укреплению эфиопской государственности.
В области экономики большое внимание правящие круги страны уделяли созданию благоприятных условий для торговли. Ее развитию способствовал интерес к коммерческим операциям: со стороны самого императора, поощрявшего любого предпринимателя, готового внести вклад в экономическое развитие страны. «Чтобы поддержать и развить торговлю,— отмечал Кохановский,— Менелик ссужает охотно бедных европейцев деньгами. По примеру императора знатные абиссинцы тоже раздают ссуды индусам, грекам, армянам, получая прибыль в торговых предприятиях до 24% с капитала» [89, с. 14]. Вследствие слабости национальной торговой общины Менелик в большинстве случаев сам выступал в роли посредника в торговых операциях с европейцами, получая доход со многих торговых сделок.
Важное значение для будущего развития страны имели изменения в поземельных отношениях. С характером императорской политики в области межнациональных отношений связан ряд указов, относящихся к 1903—1904 гг., в соответствии с которыми [120] восстанавливались права оромо на земли, экспроприированные у них в период территориальной экспансии Шоа. Побудительным мотивом этого шага была отнюдь не скорбь императора «видеть молодежь галла, лишенную земель их отцов», как об этом пишет Гэбрэ Сылласе [81, т. 1, с. 359]. В условиях создания многонационального государства эфиопский монарх стремился расширить национальную основу своей власти, ассимилируя в состав феодальной верхушки иноэтническую знать и сплачивая вокруг трона всех феодалов страны.
Если возвращение оромо некогда принадлежавших им земель не выходило за рамки традиционной практики, отражая лишь государственную мудрость императора Менелика в вопросах внутренней политики, то «Декрет о купле и продаже земли» от 1907 г. означал радикальные перемены в традиционной системе землевладения. В соответствии с этим декретом отдельные лица, в первую очередь светские и духовные феодалы, получали право владеть, покупать и продавать земельные участки в пределах Аддис-Абебы. Таким образом, впервые в истории Эфиопии земля переставала быть священной собственностью эфиопского монарха, а становилась предметом купли-продажи, что привело к сосредоточению огромных земельных площадей в частных руках. Инициатором проведения этой реформы была прежде всего тесно связанная с императорским троном феодальная верхушка, опасавшаяся ущемления своего положения после смерти Менелика [329, с. 30]. По мнению эфиопского историка Ляписо Дилебо, «декрет Менелика о купле и продаже земли отражал возросшую политическую силу шоанских феодалов, которые объединились для защиты своих классовых и местнических интересов...» [329, с. 31].
В известной степени с неопределенностью путей развития страны после ухода с политической арены императора Менелика, здоровье которого постоянно ухудшалось после перенесенного в 1906 г. апоплексического удара, связаны изменения в традиционной системе государственного управления. 25 октября 1907 г. был обнародован декрет о создании впервые в истории Эфиопии кабинета министров, в состав которого вошли девять министерских постов: юстиции, обороны, внутренних дел, торговли и иностранных дел, финансов, сельского хозяйства, общественных работ, управления дворцовыми делами, канцелярии императора. Хотя, по словам Гэбрэ Сылласе, в основе этого шага лежало желание императора «ввести в Эфиопии европейскую систему управления» [81, т. 2, с. 527], и это в значительной степени согласуется с осуществлявшимся в стране процессом модернизации, не менее важной причиной было желание шоанской правящей верхушки обезопасить свое привилегированное положение в стране, обеспечив через кабинет министров преемственность государственной власти. Не случайно, что среди назначенных императором министров не было ни одного нешоанца. [121]
Продолжавшаяся на протяжении многих десятилетий борьба за политическую гегемонию в стране завершилась с воцарением Менелика на императорский престол победой Шоа. С тех пор государственная политика эфиопского государства проводилась неизменно в интересах шоанских феодалов, составивших своеобразную элиту класса феодалов страны в целом. Ощутившие при Менелике вкус власти шоанские феодалы проводили государственную политику, направленную на закрепление своего господствующего положения в настоящем и будущем. Своеобразное отражение этой ситуации можно найти у Гэбрэ Хыйуот Байкэданя. «С давних времен и по сей день,— сетует он,— для шоанцев тыграец или годжамец и плохой человек — одно и то же. Они были бы не прочь править ими так, как того достоин плохой народ — держа их в рабстве... Действительно, до сих пор все важные должности при дворе, особенно же министерские посты, находятся исключительно в руках шоанцев» [87, с. 11].
В июле 1908 г. в совете министров был создан пост премьер-министра, который занял военный министр фитаурари Хабтэ-Гийоргис. Заботой о сохранении в стране внутриполитической стабильности было продиктовано решение создать регентский совет, предназначенный для оказания помощи преемнику Менелика в управлении государством и сохранении прежнего внутри- и внешнеполитического курса страны.
Наряду с введением реформы государственного управления были осуществлены изменения в системе судопроизводства. По-указу императора территория всей страны была разделена на шесть районов, в каждом из которых закон представляли 12 судей. Они не подчинялись местным правителям. Введение новой судебной системы означало шаг вперед в централизации судебных органов Эфиопии, поскольку лишало местную администрацию части традиционных прерогатив [81, т. 2, с. 531].
Все упомянутые новшества явились составной частью процесса модернизации Эфиопии, начало которого относится к первым годам XX в. Правящая верхушка страны хорошо осознавала, что усиление эфиопского государства в условиях сохранявшейся угрозы со стороны империалистических держав в значительной степени зависело от способности как можно скорее воспринять и реализовать достижение европейской экономической, технической и государственной мысли.
Как и в деле централизации страны, процесс модернизации Эфиопии во многом осуществлялся «сверху», отражая личный интерес императора Менелика и его единомышленников. В своем развитии этот небезболезненный процесс наталкивался на оппозицию феодально-консервативных кругов, прежде всего духовенства, и предрассудки среди населения, в целом обусловленные самим характером аграрно-феодального общества, испытывающего страх перед всяким новшеством.
Модернизация охватывала многие стороны внутриполитической [122] жизни страны. В 1905 г. в качестве филиала Национального банка Египта был создан Банк Абиссинии, к услугам которого неоднократно прибегал император в своих торговых операциях. В стране была создана собственная почтовая служба, получили развитие телефонная и телеграфная системы. Их внедрение способствовало улучшению руководства страной со стороны императора и контроля над местной администрацией.
В императорские планы по модернизации страны входило сооружение многочисленных дорог и мостов, улучшение инфраструктуры страны в целом. Реализации этих планов препятствовало глубоко укоренившееся в психологии христианского населения пренебрежительное отношение к ручному труду. Наряду с использованием на строительных работах выходцев из других стран — индийцев, греков и армян Менелик предпринял ряд шагов, направленных на искоренение традиционных предрассудков в отношении к ремеслам. В изданном в 1908 г. императорском указе, в частности, говорилось: «Пренебрежение к труду есть результат невежества... своими оскорблениями вы лишаете мою страну людей, которые умеют сделать плуг, и земля... станет бесплодной и бесполезной. Человек, уличенный в оскорблении другого из-за рода его занятий, будет приговорен к тюремному заключению на год» [80, с. 193]. Издание подобного указа свидетельствовало об определенном изменении традиционных представлений среди прогрессивной, хотя еще и весьма малочисленной, части эфиопского общества.
В 90-е годы прошлого столетия в Эфиопии значительно возросла прослойка европейцев, прибывших в страну «на ловлю счастья и чинов». Скорее всего правящие круги Эфиопии, прежде всего сам император Менелик, не могли не осознавать, что своеобразная политика «открытых дверей» способствует экономическому закабалению страны европейскими державами, подданные которых являлись проводниками их влияния в Эфиопии. Но в стране не было собственных национальных кадров, способных осуществить начавшуюся модернизацию. Как ни парадоксально, даже та небольшая группка молодых эфиопов, которая получила образование за границей, не получила возможности применить свои знания на родине. Консервативное эфиопское общество с трудом воспринимало молодых интеллигентов, мировоззрение которых столь сильно отличалось от привычных представлений и которые, вернувшись из-за рубежа, оказались чужаками в своей родной стране.
К этому периоду относится и становление в стране медицинской службы, начало которой было положено русскими врачами из состава отряда Красного Креста. Первый эфиопский госпиталь, открытый в 1909 г., как раз помещался в старом здании русской лечебницы.
Таким образом, в последовавшие за окончанием войны с Италией полтора десятилетия во внутренней жизни Эфиопии был предпринят ряд шагов, направленных на модернизацию [123] страны. Оценивая многообразие новшеств, предпринятых в этот период, легко впасть в крайность и утверждать, что они изменили облик феодального государства, внесли существенный вклад в его социально-экономическое развитие. Осуществленный «сверху» процесс модернизации Эфиопии носил достаточно поверхностный характер, не затрагивая глубинных основ бытия традиционного эфиопского общества. Прошло еще слишком мало времени, чтобы посеянные семена принесли плоды. Пока же можно говорить о том, что модернизация делала первые робкие шаги, ограничиваясь главным образом столицей страны, а то и просто пределами императорского дворца (подробнее см. [246, с. 255—263]).
Первое десятилетие XX в. исследователи часто характеризуют как апогей процесса политической централизации Эфиопии. При Менелике, как никогда за многие последние десятилетия, возрос авторитет центральной власти, которая контролировала «каждую отрасль управления страной, даже самую незначительную» [343, с. 214]. Период правления императора Менелика явился триумфом идеи централизации, провозглашенной в середине прошлого столетия Теодросом и поддержанной Йоханнысом. Еще недавно разрозненная, раздираемая феодальными междоусобицами страна превращалась в единый политический организм. Отмечая внутриполитическую стабильность Эфиопии, один из европейских путешественников писал: «От Гильдессы на востоке и Уомбэры на западе имя Менелика означало безопасность, и правители провинций с почтением вставали, демонстрируя свое уважение при виде печати императора» (цит. по [343, с. 279]).
Становление эфиопского централизованного государства на рубеже XIX—XX вв. имело и некоторые отрицательные стороны. Оно привело к значительному укреплению крепостнических отношений, что консервировало господство феодального способа производства. Феодальная монархия в условиях того времени в обширной стране, обретшей политическое единство, давала наибольшие возможности господствующему классу феодалов удерживать свою власть над народом.
В этот период свое развитие получили многие тенденции политического и экономического устройства эфиопского государства, получившие завершение в последующие десятилетия, в период правления императора Хайле Селассие I, такие, как поощрение иностранного капитала, широкая система концессий, начало создания наемной армии, начало бюрократизации государственного аппарата. В целом централизованная Эфиопия при Менелике явилась важным этапом на пути становления эфиопского абсолютизма. [124]
Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.