1912 г.
| 1929 г.
| 1930 г.
| ||||
Товар | метрические тонны | ф. ст. | метрические тонны | ф. ст. | метрические тонны | ф. ст. |
Кофе | 3 316 | 277 358 | 13 684 | 512 527 | 14 412 | 404 285 |
Кожевенное сырье | 3 115 | 306 529 | 6 723 | 327 401 | 7 617 | 217 891 |
Воск | 408 | 49 906 | 326 | 26 130 | 346 | 17 768 |
Прочее | 585 | 128 210 | 805 | 24 129 | 2 575 | 39 739 |
Всего | 7 424 | 762 003 | 21 538 | 890 287 | 24950 | 679 683 |
Источник [51, с. 22].
[154]
К началу 30-х годов кофе прочно утвердился в качестве ведущей, основной товарной и экспортной культуры Эфиопии (табл. 2). Вывоз кофе увеличивался и в последующие годы: в 1932 г. — 20 тыс. т, за первые девять месяцев 1935 г.— 16 тыс. т [376, с. 179]. Рос также вывоз кожевенного сырья, занявшего второе место в товарной структуре экспорта: в 30-е годы по 9 тыс. т ежегодно.
Торговые пути шли, как известно, также через Эритрею с выходом в порт Асэб, через Гамбелу на юго-западе страны и с последующей транспортировкой по территории Англо-Египетско-то Судана и через Британское и Итальянское Сомали. И здесь преобладали в вывозе кофе и кожевенное сырье.
Кофе экспортировался главным образом в США, Англию, Испанию, Германию и Египет. Причем уже в то время обнаружилась конкуренция эфиопскому кофе на мировом капиталистическом рынке, в частности, со стороны Кении, бывшей тогда колонией Англии. Кроме того, рост физического объема продажи кофе не сопровождался соответствующим ростом валютных поступлений от его продажи.
Ведущие позиции во внешней торговле Эфиопии долгое время занимала Англия, на долю которой в середине 20-х годов приходилось до 60% товарооборота страны, в то время как на долю Франции —26, Италии — 6 и США —4% [197, с. 191]. Положение начало меняться с возросшей торговой экспансией Японии в 30-е годы.
Новым фактором в политическом и хозяйственном развитии страны в 1930 г. стал мировой экономический кризис, потрясший в 1929—1933 гг. капиталистическую систему. Экономическое положение империи в те годы резко ухудшилось: сократились валютные поступления от экспорта традиционных товаров, произошло заметное обесценение талера Марии-Терезии, резко подорожали импортные товары и упали закупочные цены на местные товары, падало производство кофе и т. д. Так, обменный курс английского фунта стерлингов в 1914—1918 гг. составлял 3—4 талера Марии-Терезии, в 1929г.— 13,20 и в 1930 г.— 19,65 талера Марии-Терезии; цена за 17 кг кофе сорта «Абиссиния» в Аддис-Абебе упала в 1930 г. до 8 талеров Марии-Терезии (в 1929 г. — 13 талеров), а цена за 100 кг импортной соли возросла до 21 талера Марии-Терезии (в 1929 г. — 11 талеров) и т. д. Кризис обострил соперничество империалистических держав за господство на эфиопском рынке, а также противоречия между ними и Эфиопией. Вместе с тем он показал неустойчивость позиций Эфиопии в мировом капиталистическом хозяйстве и обнажил в нем ее подчиненное положение. Стало ясно в еще большей степени и то, что только сильная централизованная власть, опиравшаяся на традиционный эфиопский патриотизм, могла противодействовать колонизаторским устремлениям в складывавшейся кризисной и послекризисной ситуации.
Развитие капитализма в Эфиопии, находившееся еще на начальной [155] стадии, способствовало формированию общенационального внутреннего рынка, укрепляя тем самым центростремительные тенденции. Возникшая, таким образом, социально-экономическая обстановка благоприятствовала становлению абсолютизма.
Эфиопские просветители
Просветительство в Эфиопии, буржуазное и антифеодальное в своей основе, получило широкое развитие в 20—30-е годы. Оно активно воздействовало на оживление политической жизни и формирование общественной мысли в стране. Специфическая черта эфиопского просветительства состоит в особом почитании Японии, добившейся крупных успехов в капиталистическом развитии в результате революции Мэйдзи и сохранившей независимость, в восхвалении японского опыта упразднения феодальных отношений и использования европейской технологии, в призывах следовать японскому пути в капиталистическом строительстве. И. Левин отмечал в 1936 г., что «Япония, ставшая из полуколониальной страны мощной мировой державой, властвует над думами младоабиссинских националистов» [211, с. 79]. По мнению А. А. Пономаренко и С. Б. Чернецова, «пример Японии был для (эфиопов.— Авт.) ...привлекателен прежде всего как пример реальной возможности покончить с феодальными отношениями внутри страны, не только не ослабив, но и существенно укрепив ее обороноспособность» [217, с. 154].
Увлечение Японией и стремление ей подражать зародились, в первое десятилетие XX в., но укоренились в 30-е годы, когда власти предприняли шаги по установлению разносторонних связей со Страной восходящего солнца. Приемлемость японского пути для Эфиопии доказывалась просветителями наличием якобы социально-экономических и политических аналогов в обоих государствах. Наиболее полно подобная позиция изложена блаттенгета Хыруй Уольдэ Сылласе в описании своей поездки в 1933 г. в Японию. В одном из дипломатических документов, хранящихся в архивах Великобритании, указывается, что сам император постоянно интересовался достижениями Японии и находил черты сходства между двумя странами, позволявшие «ему мечтать об Эфиопии как возможной Японии в Африке» [305, с. 295].
Эфиопские просветители, находившиеся на государственной службе, предпринимали даже попытки применить японский опыт на эфиопской почве. Бэджиронд Тэкле Хавариат при составлении текста конституции 1931 г. заимствовал многие положения из конституции Мэйдзи 1889 г. Да и в некоторых других реформах просматриваются «японские» мотивы.
Наличие японской темы в эфиопском просветительстве дало основание неизвестному автору (псевдоним Аддис Хыйуот) говорить [156] даже о третьем (наряду с консервативным и либеральным), «японском» идейно-политическом течении в Эфиопии 20 — 30-х годов. Его представителей он называет «японистами», а сам процесс, за который они ратовали,— японизацией [265, с. 68—77]. Интересна оценка автора предложений японистов. «Если были бы предприняты шаги по выполнению идей японистов,— пишет он,— то, несомненно, Эфиопия вступила бы в войну более подготовленной... на совершенно иной политической и организационной основе, и Эфиопия не была бы пешкой победоносного англосаксонского империализма... и, наконец, послевоенная Эфиопия стала бы другой» [265, с. 77]. С этим утверждением нельзя безоговорочно согласиться, как, впрочем, и с самой точкой зрения Аддис Хыйуота об особом «японском» течении в идейно-политической жизни страны тех лет.
Думается, правильнее сказать, что «японисты» занимали особое место в младоэфиопском движении, были самой активной силой в нем и составляли его идейное ядро. Они выступали за ускоренное развитие капитализма, передачу власти в руки лиц, получивших образование, и отстранение знати, погрязшей в невежестве и в нежелании учиться и управлять страной в соответствии с требованиями времени. Говоря о ликвидации феодализма, они имели в виду прежде всего политические, культурные, социальные и фискальные отношения. Речь у них не шла о земельном перераспределении (пожалуй, только в публицистике Асбэ Хайлю можно обнаружить некоторые намеки на упразднение помещичьего землевладения). Это роднило их с теми, кого Аддис Хыйуот именует либеральными, или просвещенными, феодалами. Ни те, ни, разумеется, другие не оспаривали курс на установление абсолютной монархии.
Но, несмотря на разные подходы к проблемам развития страны, и просветители и либералы совместно противоборствовали староэфиопам, объединившись в одно — младоэфиопское — политическое движение. Возможно, в перспективе и произошло бы между ними идейно-политическое размежевание. Сам Аддис Хыйуот признает, что «японисты», сотрудничая с либералами, «были важным источником просвещения» последних [265, с. 77].
Хайле Селассие, желая создать облик просвещенного монарха, благосклонно относился к публицистическим статьям в: «Бырханнынна сэлам», книгам и памфлетам просветителей. Тем более что они не противоречили в целом его намерениям утвердить самодержавие. Широко допускалась критика феодальных устоев эфиопского общества, его традиций, мешавших продвижению страны вперед, знати, препятствовавшей централизации государства, отдельных сторон церковной жизни, а также центробежных тенденций. Все это устраивало монарха, в противном случае была бы приведена в действие угроза, сделанная властями в 1926 г. газете «Аымро»: «Автор понесет ответственность, если в „Аымро" появятся публикации, имеющие политическое содержание или наносящие вред народу» [345, с. 332]. [157]
Многие просветители, критикуя феодальные порядки, вместе с тем издавали работы, в которых прославляли регента, позднее императора. В их числе следует назвать хвалебную хронику Афэуорка Гэбрэ Ийесуса о визите раса Тэфэри Мэконнына в Аден в 1922 г., панегирические поэмы гразмача Вубэте «Хвала императрице Эфиопии Зоудиту и наследнику трона эфиопской империи», стихи в литературном журнале «Гоха Цыбах», книгу блаттенгета Хыруя Уольдэ Сылласе «Радость и честь: рассказ о визите престолонаследника и регента эфиопской империи раса Тэфэри Мэконнына в Европу». Об идейно-политическом значении этих и им подобных публикаций можно судить по оценке, данной советским ученым М. Л. Вольпе писателю-просветителю и государственному деятелю блаттенгета Хырую Уольдэ Сылласе. «Необходимо подчеркнуть,— пишет он,— что общественно-публицистическая деятельность Хыруя Уольдэ Сылласе оказывала большое влияние на умы современников, на формирование общественного мнения. Будучи убежденным сторонником реформ, писатель многое сделал для популяризации как внутри страны, так и за рубежом политики раса Тэфэри» [176, с. 87]. Издания верноподданнического характера, безудержно восхваляющие императора, положили начало обширной литературе, создававшей ему ореол «отца нации», заботливого монарха и мудрейшего руководителя страны.
Среди просветителей широкую известность помимо упоминавшихся Хыруя Уольдэ Сылласе, бэджиронда Тэкле Хавариата и Афэуорка Гэбрэ Ийесуса получили кантиба Гэбру Дзета, резко осуждавший стоявшую у власти знать и придворных родовитых сановников, отсталость страны, Уоркнэх Ышэте (д-р Мартин), настаивавший на быстрейшей ликвидации рабства и предупреждавший о возможном вмешательстве империалистических держав под предлогом необходимости освобождения рабов, Асбе Хайлю, выступивший против нещадной эксплуатации крупными землевладельцами крестьян, Гэбрэ Крыстос Тэкле Хайманот, перепечатавший в 1927 г. в «Бырханнынна сэлам» материал из французской антифашистской газеты «Ле пролетэр» с разоблачением итальянских захватнических планов в Эфиопии, и нэгадрас Гэбрэ Хыйуот Байкэдань, опубликовавший в 1923 г. памфлет «Политическая экономия», в который включил многие идеи своей предыдущей работы о Менелике II.
Кантиба Гэбрэ Дзета подготовил специальный меморандум для властей, содержавший предложения о социальных реформах, в том числе в области образования. К сожалению, до сих пор текст меморандума не обнаружен, но остается непреложным факт равнодушного к нему отношения в правительственных кругах. Блаттенгета Хыруй Уольдэ Сылласе в книге «История жизни», вышедшей в Аддис-Абебе в 1923 г., пишет, что кантиба в этом документе призывал знать и принцев ввести в Эфиопии западную цивилизацию и начальное образование [276, с. 30].
Вопросы развития образования в стране составляли один из важнейших аспектов просветительства. Тот же Гэбрэ Дэста одним из первых в стране опубликовал в 1921 г. амхарскую грамматику на амхарском языке. Вскоре появились и другие грамматики амхарского языка, в частности учебное пособие по амхарскому глаголу и местоимению, написанное Дзета Тэкле Уольд Зэбыхерэ Уогда. Вышли в свет также учебники по арифметике и географии, составленные (соответственно) Гэбрэ Крыстос [158] Тэкле Хайманотом и Уоркнэхом Ышэте. Они были написаны на амхарском языке.
Просветители придавали большое значение развитию амхарского языка, его преподаванию в школах. В 1927 г. в одной из статей в «Бырханнынна сэлам» было потребовано от властей ввести обязательное обучение амхарскому и географии Эфиопии в школе им. Менелика II. Просветители рассматривали амхар-ский язык как важнейшее средство достижения государственного единства и просвещения народных масс. Уже в 20-е годы они предлагали реформировать амхарский силлабарий и написание цифр [265, с. 69, 76—77], чему воспрепятствовала церковь.
Подчеркнутое внимание к амхарскому языку не случайно: оно отражало рост национального самосознания населения, наличие определенных сдвигов в эфиопском обществе 20—30-х годов, а также расширение сферы использования амхарского языка.
Исключительная заинтересованность в судьбах просвещения народных масс прозвучала в 1927 г., когда «Бырханнынна сэлам» обратилась к Зоудиту и регенту с просьбой назначить министра образования, подчинив ему все учебные заведения страны, и отдавать предпочтение обучению молодежи внутри страны, чем отправке ее за рубеж [400, с. 38]. Однако блатта Дэрэса, выдвинув лозунг «организация и образование — необходимые условия развития», настаивал в том же году на том, чтобы отправить в заграничные учебные заведения 300 эфиопов. Этого числа, как он полагал, хватит для решения сложной проблемы реализации его лозунга [265, с. 76]. Вместе с тем он считал необходимым открыть школы в каждой уорэда (округе). Двумя годами раньше Тэфэрма Бэлеху опубликовал статью, в которой дал резкую отповедь всем тем, кто предвзято относился к лицам, изучившим европейские языки.
В ряде статей в «Бырханнынна сэлам» излагались соображения по введению системы строго фиксированного жалованья всем, находящимся на службе государства в центре и на местах, и одновременной отмене практики земельных пожалований для «прокормления», роспуску феодальных дружин и организации регулярной армии, ликвидации многообразной налоговой системы и реорганизации судопроизводства и т. д. (см. [334, с. 178; 211, с. 82; 265, с. 68—70]).
Нэгадрас Гэбрэ Хыйуот Байкэдань в книге «Государство и администрация», перечислив причины отсталости Эфиопии (феодализм, неграмотность и т. д.), предлагал организовать специальное налоговое учреждение, построить шоссейные и железные дороги, а также высказывал идеи формирования общенационального внутреннего рынка, достижения единства населения страны и расцвета местной торговой буржуазии. Важнейшим положением труда Гэбрэ Хыйуота Байкэданя, статей Асбэ Хайлю, блатта Дэрэса и других просветителей является утверждение о решающей роли государства в развитии капитализма. [159]
Наряду с публицистикой средством выражения прогрессивных идей стала и художественная литература. Это подтверждается творчеством Афэуорка Гэбрэ Ийесуса, роман которого «История, рожденная сердцем» (1908) был переиздан в 1927 г. и получил тогда широкую читательскую аудиторию, Хыруя Уольдэ Сылласе, опубликовавшего повесть «Мысли сердца. Брак Бырхане и Цион Могэса» (1931) и роман «Новый мир» (1933), Тэкле Хавариата, на сатирическую пьесу которого «Комедия животных» (между 1912 и 1916 гг.) сняли запрет только в 1930 г., Юфтахе Ныгуса, посвятившего многие драматические произведения актуальным вопросам своего времени (см. подробнее [176, с. 72—95]). Во всех этих произведениях присутствуют в той или иной степени мотивы обличения традиционализма с позиций просвещенного буржуа. Вместе с тем в них обеляется монархический строй, который должен покончить с возникшими недостатками, негативными проявлениями жизни, но не затрагиваются коренные социально-экономические противоречия
Заслуживают внимания исторические работы Хыруя Уольдэ Сылласе «Эфиопия и Мэтэмма. Краткая история императора Йоханныса» и «Чистый источник: история ранней церкви» и алека Тайе «История народа Эфиопии», вышедшая двумя изданиями в 1922 и 1928 г. Эти книги свидетельствуют о пробуждении интереса в стране к прошлому, о первых попытках его осмысления. Они, несомненно, содействовали осознанию читателями места их родины в истории, создавали идеологические предпосылки для миропонимания.
Для просветительских целей Алемайеху Тана, работавший секретарем специального учреждения по освобождению рабов, перевел на амхарский язык «Хижину дяди Тома» выдающейся американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу.
Многие просветители не ограничивали себя только публицистической, литературной, общественной или государственной деятельностью. Они делали также конкретные шаги по реализации некоторых своих взглядов, находясь на службе или в порядке частной инициативы. Так, Уоркнэх Ышэте убеждал в начале 20-х годов регента открыть школу второй ступени в Аддис-Абебе и в 1928 г. добился своего, а позднее и сам основал школу для девочек. Уже говорилось о его предпринимательстве. Под давлением просветителей Хайле Селассие I принял решение об организации министерства образования, запретил в юридической практике обьгчай «афырсата» и т. д. Конечно, не все задуманное ими удалось осуществить, да это и не было возможным в жестко детерминированных условиях режима Хайле Селассие.
Просветители 20—30-х годов, несмотря на ограниченность их идейно-политического влияния на население, внесли заметный вклад в формирование общественной идеологии страны, основанной на антифеодализме и антиимпериализме. [160]
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.