Политическая обстановка (1918—1935)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развитие Эфиопии между двумя мировыми войнами проте­кало в условиях, когда на земном шаре произошли коренные изменения в результате Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новые возможности и перспективы для национально-освободительного движения и оказавшей прямое или косвенное влияние на ход истории в Азии, Африке и Латин­ской Америке, и усилились попытки империалистических дер­жав восстановить пошатнувшиеся позиции в связи с общим кри­зисом капитализма и воспрепятствовать освободительным про­цессам в колониях и полуколониях.

Постоянная угроза потери независимости, исходившая в рас­сматриваемые годы прежде всего от Англии, Франции и Италии, италофашистская агрессия в 1935 г., с одной стороны, и, с дру­гой — развертывание революционного процесса во всемирном масштабе порождали новые или углубляли прежние тенденции в политике и экономике Эфиопии, укрепляли или ослабляли, модифицировали, а то и деформировали некоторые из них, со­действовали активизации противодействующих сил. При этом важно иметь в виду, что неприятие и просто боязнь идей Ок­тября, прогрессивных перемен в мире и их нарастающего воз­действия на все сферы деятельности международного сообщест­ва стали характерны для правящих кругов страны.

В самой Эфиопии в эти годы развернулась ожесточенная борьба сторонников и противников феодальной централизации государства и установления абсолютной монархии. Первых в литературе обычно называют младоэфиопами, реформистами, а вторых — староэфиопами, традиционалистами. Они представля­ли два основных политических течения в Эфиопии. Ни то, ни другое, однако, организационно не было оформлено. Ни одно из них не было однородным как в социальном, так и в идейно-политическом отношении. Тем не менее логика развития страны, потребности ее независимого существования поляризовали политические [128] силы вокруг вопроса о характера государственной гвласти.

Оба движения не выступали против феодальных основ стра­ны, отстаивали ее суверенитет. Различия состояли в том, что младоэфиопы стремились к консолидации и упрочению классо­вого господства феодалов, а их противники — к сохранению вассально-сюзеренных отношений, при которых они, узурпировав большую (если не всю) часть публичных прав государя, чув­ствовали себя в своих обширных вотчинах территориальными владыками.

Основная цель младоэфиопского движения могла быть до­стигнута в тех условиях лишь путем учреждения абсолютной монархии как формы государственного устройства. Их реформаторство расчищало путь к утверждению абсолютизма и вольно или невольно к ускоренному развитию капитализма. Показа­тельно в этой связи мнение советского исследователя П. Китай­городского, высказанное еще в 1927 г., о том, что «Абиссиния сейчас находится в переходном периоде от феодализма к торговому капитализму с его политической надстройкой в форме аб­солютной монархии» [197, с. 190]. Несколько лет спустя, в 1931 г., английский посланник в Аддис-Абебе С. Бартон отме­чал, что Эфиопия, где преобладает влияние западной мысли, «поддерживает революционные идеи, которые за, а не против капитализма» [265, с. 67].

Объективно младоэфиопское движение отвечало задачам уп­рочения независимости страны. Этому способствовали не только осуществлявшиеся реформы, касающиеся внутреннего развития страны, но и внешнеполитическая деятельность младоэфиопоз, направленная на ликвидацию международной изоляции, усерд­но возводимой вокруг нее англо-франко-итальянскими колони­заторами. Деятельность младоэфиоиов содействовала консоли­дации общеэфиопского сознания, способствующего централиза­ции государства.

Наряду с укреплением государственной власти политика, от­стаивавшаяся младоэфиопами, предусматривала относительно высокую степень политико-территориальной и хозяйственной интеграции страны, во многом еще тогда разобщенной, превра­щение ее в субъект международных отношений, определенную техническую и социальную модернизацию, понимаемую как пе­рестройка по западному образцу многих государственных, об­щественных и экономических институтов, ликвидацию некото­рых обветшалых традиций, устранение отдельных противоречий, а также развитие просвещения.

Младоэфиопское движение отражало объективный процесс «становления абсолютизма, в основе которого лежали внутрен­ние социально-экономические и внешние факторы, причем за последними в условиях Эфиопии следует признать приоритет­ный характер. В такой оценке воздействия извне на ход разви­тия абсолютизма в Эфиопии нет ничего странного, ибо угроза [129] быть порабощенными колонизаторами, особенно усилившаяся с начала 30-х годов, являлась мощным катализатором центро­стремительных тенденций, отодвигала на задний план поступа­тельное развитие классов, ограничивала рост классового само­сознания, а также препятствовала углублению классовой борь­бы, которая к тому же перекрывалась в стране этническими, конфессиональными и социально-психологическими отношени­ями. Ведущая роль внешнего фактора была связана с тем обстоя­тельством, что в Эфиопии отсутствовало, по выражению Ф. Эн­гельса, основное условие абсолютной монархии — равновесие «между земельным дворянством и буржуазией» [3, с. 254]. В отдельных случаях, как указывал соратник К. Маркса, возможно решающее значение в утверждении абсолютизма и внешнего фактора [6, с. 418].

Было бы неверным, однако, вовсе не учитывать побудитель­ную силу внутренних факторов в этом процессе в Эфиопии и особенно все углубляющейся интеграции в рамках империи тер­риторий, приобретенных при Менелике II. Упрочение шоанского-господства в южных, юго-западных, западных и юго-восточных районах, дальнейшая их эксплуатация, потребность в большей экономической отдаче присоединенных областей, увековечива­ние включенности этих обширных пространств в пределы стра­ны настоятельно требовали укрепления верховной власти. Ина­че не исключались дезинтеграция, территориальный распад го­сударства. Английский ученый Джон Маркакис и его эфиопский коллега Ныгусе Айяле полагают даже, что социальная и поли­тическая трансформация Эфиопии в первой половине XX в. — «это результат широкой экспансии эфиопского государства на юг» [346, с. 16]. По их мнению, присоединение южных районов привело к централизации монаршей власти [346, с. 30].

Словом, территориальное расширение Эфиопской империи-конца XIX — начала XX в. сыграло заметную роль в упрочении абсолютистской тенденции в межвоенном развитии Эфиопии. Важно отметить и то, что именно в этих районах начался пере­вод помещичьих хозяйств на капиталистические рельсы, именно сюда была направлена экспансия иностранного капитала и именно эти области создавали финансовое могущество лидеру младоэфиопов регенту расу Тэфэри Мэконныну.

Здесь особо следует указать на первостепенную роль про­винции Харэрге в восхождении раса Тэфэри на политической сцене Эфиопии и его восшествии на престол в 1930 г. Вернув себе Харэрге после переворота 1916 г., рас Тэфэри установил жесткий контроль на торговых путях, проходивших через про­винцию, в том числе на железной дороге Аддис-Абеба — Джи­бути, по которой перевозилась большая часть (со временем 80%) торговых грузов страны. Это давало не только большие поступления от сбора транзитных пошлин (до 100 тысч талероа Марии-Терезии в год), но и значительные преимущества в при­обретении оружия, перевозившегося из-за границы по территории [130] Харэрге. Крупные средства поступали ему также от торго­вых сделок с иностранцами, доходных домов, ряда предприятий, открытых в 20-е годы. Велико значение в его обогащении труда крестьян на принадлежавших ему обширных владениях, прежде всего в Харэрге.

Став императором, он мог уже пользоваться государственной казной, хотя четкого разграничения между ней и его личными финансовыми ресурсами не было. Однако Харэрге продолжала играть важную роль в финансовой и административной полити­ке Хайле Селассие, содействуя консолидации его власти. Теперь к Харэрге добавилась еще другая ключевая провинция — Уолло, через которую проходили торговые пути в Эритрею и далее в порты Асэб и Массауа. Недаром же губернатором Уолло был назначен старший сын императора Асфа Уосэн.

Говоря о значении районов, включенных в состав Эфиопской империи, в утверждении абсолютизма, необходимо учесть и то, что они становились своего рода экспериментальным полигоном для отработки некоторых проектов в административной и фи­нансовой областях. Это имело место в Чэрчэре в провинции Харэрге, в Джиджиге, в Бале, Уоллега и Сэйо в Юго-Западной Эфиопии [90, с. 75; 211, с. 86; 311, с. 172; 390, с. 49—50]. При этом в ряде случаев выгоду от вводимых новшеств получал прежде всего сам регент (император). Американский ученый Доналд Левин писал в этой связи, что рас Тэфэри Мэконнын создал свое могущество в 1917—1928 гг. посредством нововве­дений в Харэрге, давших ему широкие возможности для увели­чения доходов, организации многочисленного войска и приоб­ретения земельных владений повсюду в стране [334, с. 178].

В результате мер, предпринятых Хайле Селассие I в начале 30-х годов, установился более жесткий контроль центральной власти над районами, пользовавшимися значительной автономи­ей (султанаты Джимма, Ауса, земли Бени Шангуль и т. д.). Вместе с тем нельзя согласиться с утверждением И. Мантель-Нечко о том, что ряд территорий, имевших автономию, был ли­шен этого статуса и полностью инкорпорирован в империю уже в 1918 г. [340, с. 20]. Против этой не совсем точной оценки сви­детельствует, например, английский путешественник Уилфред Тезайджер, исследовавший реку Аваш в 1933—1934 гг. На засе­дании Королевского географического общества 12 ноября 1934 г. он, приведя конкретные факты, сообщил, что султанат «Ауса находится под эфиопским суверенитетом, но такое положение всегда было в значительной степени номинальным и все еще остается таковым, несмотря на возросшую власть нынешнего правительства» [401, с. 23]. О том же самом сообщает и Кри­стина Сандфорд, прожившая несколько лет в довоенной Эфио­пии [390, с. 11]. Каковы бы ни были, однако, все эти сужде­ния, следует признать, что в 1918—1935 гг. политическая об­становка в районах, недавно вошедших в ходе реконкисты в состав Эфиопии, постепенно менялась в сторону усиления власти [131] Аддис-Абебы. Тем самым упрочивались центростремитель­ные тенденции в жизни страны. Но одновременно это не исклю­чало, а порой даже предполагало развитие центробежных сил, ослаблявших государственную власть. В их устранении были очень заинтересованы те, кто вел борьбу за абсолютную монар­хию, за укрепление государственного суверенитета страны, за: углубление территориально-интеграционных процессов.

Процесс становления эфиопского абсолютизма в те годы, как и в последующие, был тесным образом связан с ростом клас­совой борьбы, которой тогда, однако, были свойственны нераз­витые формы и соответствующий уровень классового самосоз­нания крестьянских масс. При всей их неграмотности, забитости нельзя сказать, что они ничего не понимали в окружающем мире, в крупных политических событиях, особенно когда речь шла о защите независимости родины. Здравый смысл, опреде­ленное миропонимание, освященный веками жизненный опыт позволяли им ориентироваться в хитросплетениях исторического развития страны, по-своему воспринимать те или иные измене­ния. Разумеется, их классовое самосознание перекрывалось в-то время этноконфессиональным и регионалистским восприяти­ем. «Носителей зла» они чаще всего видели в чужеродных фео­далах, прибывавших по указанию властей для управления райо­нами их проживания или для сбора податей, налогов. Когда по­следние становились очень обременительными, особенно в го­лодные, неурожайные годы, происходил социальный взрыв в эфиопской деревне.

Нет, крестьяне не выступали за коренную ломку феодально­го строя. Их движения принимали, как правило, форму антипо­датных восстаний, причем в большинстве случаев не лишенных: этноконфессиональной и регионалистской окраски. В рассмат­риваемые годы самым мощным таким выступлением, согласно имеющимся данным, было восстание азебо и рая в 1928— 1930 гг., этнически принадлежащих оромо (галла) и проживаю­щих главным образом в южной части Тыграя. Размахом и си­лой этого движения воспользовался рас Гукса Уоле, пытавший­ся свергнуть регента. Вот почему оно еще с большей жесто­костью было подавлено [309, с. 206—209; 265, с. 64—65].

Значительными после переворота 1916 г. были солдатские (а по существу — крестьянские, если учесть характер войск тех лет) бунты, отразившие недовольство крестьян нещадной экс­плуатацией, ростом государственных повинностей, произволом  землевладельцев. Советский исследователь И. Левин писал: «В период, последовавший за переворотом 1916 г. и восстанием 1918 г. (имеются в виду выступления войска с требованием от­странения министров.— Авт.), в стране стихийно образовыва­лись крестьянские и солдатские комитеты, которые выдвигали свои требования к правящей верхушке. Эти требования пока не касались самой основы феодального строя» [211, с. 69]. К сожалению, в нашем распоряжении пока нет официальных документов, [132] чтобы подтвердить эту точку зрения. Но как бы там ни было, факт брожения в войсках Зоудиту, регента и крупных феодалов бесспорен, и с ним приходилось считаться властям. Косвенно об этом говорит сам Хайле Селассие в своей автобио­графии.

С нарастанием классовой борьбы, с совершенствованием ее форм усиливалась абсолютистская тенденция. Факты эфиопской истории показывают имеющуюся здесь взаимосвязь. В правя­щих кругах Эфиопии зрело понимание того, что для сохранения классового господства феодалов, для недопущения роста анти­феодальных движений необходимы меры по созданию аппарата абсолютистского государства. Вот почему к младоэфиопам при­мыкали и отдельные крупные аристократы, которые, казалось бы, по их положению должны были находиться в лагере против­ников реформ.

Цели младоэфиопов совпали с личными амбициями регента и наследника престола раса Тэфэри Мэконнына. Их движение расчищало ему путь к никем не оспариваемому воцарению, а затем — после восшествия на престол в 1930 г. — к абсолюти­зации его власти. Рас Тэфэри широко опирался на младоэфио­пов, всячески привлекал их на свою сторону, ибо они выступали за то, чтобы абсолютным монархом стал именно регент, а не императрица Зоудиту, которая представлялась им как символ, консерватизма, социально-экономической и политической отста­лости.

Такая точка зрения на нее не случайна. Обычно принято счи­тать, что она возглавляла староэфиопское движение, состояв­шее из высшего духовенства, феодальной знати и вассально за­висимых от аристократии феодалов, которые широко использо­вали в своей антиабсолютистской деятельности этнические и конфессиональные связи — противоречия, а также социально-психологические представления подвластного им населения.

В литературе допускаются, однако, и утверждения о том, что лидером староэфиопов был могущественный военный министр фитаурари Хабтэ Гийоргис [211, с. 68, 71]. Это был всесильный царедворец, обладавший огромным политическим весом и вла­стью и не лишенный честолюбивых помыслов. Учитывая его положение при дворе, влияние на ход событий в стране, несмет­ное богатство, личные хорошо вооруженные войска, связи с ари­стократией и поддержку со стороны выдвиженцев Менелика II, некоторые авторы высказывают даже мнение о том, что после свержения Лиджа Иясу в Эфиопии установился триумвират высшей государственной власти Зоудиту — Хабтэ Гийоргис — Тэфэри Мэконнын [277, с. 45; 318, с. 64; 352, с. 96].

Прочность позиций военного министра при дворе покоилась на его руководстве императорской армией и огромных доходах, получаемых от многочисленных внутренних таможен на при­надлежащих ему обширных землях юга. По своим взглядам он, был консерватором, сторонником внешнеполитической изоляции [133] страны и противником любых новшеств, менявших хоть как-то прежний уклад жизни, вассально-сюзеренные отношения, в том числе практически ничем не ограниченные права террито­риального владыки. И тем не менее совместно со своими сто­ронниками военный министр занимал особое место в староэфиопском движении, выполняя как бы посредническую роль меж­ду Зоудиту и Тэфэри, выступая притом в качестве своеобраз­ного противовеса регенту.

Такое положение группировки Хабтэ Гийоргиса, поддержан­ной абуной Матеуосом, объясняется ее социальным происхож­дением, непринадлежностью к родовой феодальной знати, бо­язнью потери шоанской гегемонии в стране (разумеется, и своей собственной власти) и, следовательно, перехода трона в руки североэфиопских феодалов. Это последнее обстоятельство имело особое значение.

Дело в том, что ведущие позиции среди староэфиопов зани­мала североэфиопская феодальная знать: рас Хайлю Тэкле Хайманот, рас Сыюм Мэнгэша, рас Гукса Уоле, дэджазмач Хайле Сылласе Гукса и др. Они-то и выступали прежде всего за ос­лабление трона, за сохранение статуса территориальных вла­дык, формально признававших власть монарха, за полную де­централизацию страны, за превращение ее в конгломерат раз­общенных в хозяйственном и политическом отношении микро­государств. Северная знать и ее вассалы нашли поддержку своим планам со стороны многих шоанских и южноэфиопских феодалов. Но только не в вопросе уничтожения господствую­щего положения Шоа и переходе трона в руки североэфиопских представителей «соломонидов». В этом было основное расхож­дение староэфиопов севера и Шоа — юга.

Более того, североэфиопскую знать раздирали значительные противоречия: немало было тех, кто просто хотел завладеть землями соседа, прежде входившими в пределы владений их предков. Да и в число сторонников Хабтэ Гийоргиса входили отдельные феодалы, которые просто неприязненно относились к регенту, его роду. Были такие и среди североэфиопской знати.

Все это не позволяло стороэфиопам объединить усилия про­тив младоэфиопского курса, направленного на утверждение аб­солютной монархии. Их разрозненные действия в таких услови­ях обречены были в конечном счете на провал.

Иная ситуация сложилась у младоэфиопов. Несмотря на различные взгляды на многие аспекты развития Эфиопии и да­же недовольство действиями (а в ряде случаев и бездействием) регента (императора), они выступали в целом единым фронтом в 20—30-е годы. К ним примыкали также те, кто считал не­обходимым ликвидировать феодальные основы эфиопского об­щества. Как не вспомнить здесь слова Ф. Энгельса о том, что «во всей этой всеобщей путанице (в период разложения феода­лизма.— Авт.) королевская власть была прогрессивным элемен­том,— это совершенно очевидно. Она была представительницей... [134] образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства. Все революционные элемен­ты, которые образовывались под поверхностью феодализма, тя­готели к королевской власти, точно так же, как королевская власть тяготела к ним» [5, с. 411].

Ближайшее окружение регента состояло, однако, не только из младоэфиопов, большинство которых получили светское об­разование (притом многие — за рубежом), но и из представи­телей феодальной знати, сохранявших верность расу Тэфэри, а также из тех, кто служил в свое время расу Мэконныну. Все они занимали те или иные ответственные должности в системе государственной власти. Регент привлекал к себе на службу не­мало также худородных или вовсе безродных феодалов, выход­цев из низших слоев эфиопского общества, обладавших недюжин­ными способностями. Именно из этих слоев в наибольшей сте­пени со временем стала формироваться бюрократия как состав­ная (притом одна из важнейших) часть механизма абсолютной монархии. Многие выдвиженцы одаривались обширными земля­ми, высшими военно-феодальными и феодально-гражданскими титулами. Тем самым достигалась большая преданность реген­ту, позднее императору, а также устранялась ситуация, когда лица, получавшие европейское образование, не пользовались в эфиопском феодальном обществе высоким почитанием; их, как правило, холодно принимали в знатных домах [267].

Выдвиженцы 20—30-х годов со временем составили замет­ную силу в структуре государственной власти Эфиопии, с ними вынуждена была считаться потомственная аристократия, усту­пая им постепенно свои позиции в управлении страной. Впо­следствии большинство из них стали самыми ярыми защитни­ками абсолютизма, сторонниками неприкосновенности феодаль­ных устоев общества.

Регент и его ближайшие единомышленники, учитывая глубо­ко укоренившиеся в сознании людей социально-психологические факторы, могущество богатых феодальных домов, характер этноконфессиональных и традиционных связей и в определенном смысле непрочность своего положения в стране, старались за­ручиться известной поддержкой феодальной знати. При этом они принимали во внимание родственные и региональные связи крупных феодалов, а также соперничество между отдельными вельможами и кланами одних и тех же феодальных семей. Им удалось нейтрализовать многих представителей родовой ари­стократии и даже привлечь некоторых из них на свою сторону. Это требовало, в свою очередь, значительных уступок со сто­роны регента, вплоть до отказа от решительного осуществле­ния уже провозглашенных реформ. Кроме того, он признавал и всемерно стремился укреплять доминирующее положение феодалов Шоа и юга, эфиопской церкви и знати амхара. Такой подход проявился и тогда, когда рас Тэфэри Мэконнын в 1930 г. стал императором. Прежде чем регент взошел на престол, [135] ему и его сторонникам пришлось, как уже отмечалось, вы­держать яростное сопротивление староэфиопов, лично императ­рицы Зоудиту. Между ней и регентом, почти сразу же после переворота 1916 г. названного Аддисом Хыйуотом шоанским [265, с. 60], развернулась ожесточенная борьба за единовла­стие.

Первая проба сил между императрицей и регентом произош­ла в начале 1918 г., когда рас Тэфэри отстранил министров, назначенных еще при Менелике II и Лидже Иясу, и взял на се­бя все их функции. Спустя несколько месяцев он заболел, и Зоудиту, поддерживаемая Хабтэ Гийоргисом и другими влия­тельными царедворцами, вновь назначила министров, в том чис­ле и из числа прежних членов правительства. Регенту удалось все-таки со временем включить в него несколько своих сторон­ников (например, дэджазмач Иигэзу Бэхабте стал министром торговли), но прав Дж. Маркакис, утверждая, что регент вы­нужден был ориентироваться даже при отборе кандидатур в ми­нистры на традиционалистов с их высоким социальным стату­сом и широкими политическими связями. «В 20-е годы,— писал он,— министры вызывали серьезное беспокойство у молодого правителя» [345, с. 260]. Регент стремился всемерно ограничить их влияние, самостоятельность, инициативу, обрекая и на без того (за редким исключением) невысокий статус в придворной иерархии [309, с. 71].

Действия же самого раса Тэфэри начиная с 1925 г. должны были получить предварительное одобрение специально создан­ного при дворе совета империи (совета старейшин), где веду­щие позиции занимали староэфиопы. В этих условиях регенту и его младоэфиопским приверженцам приходилось подолгу выжи­дать, прежде чем приступить к реализации намеченных планов. В результате темпы нововведений, и без того далеко не быст­рые, еще более замедлялись, уже не говоря об их ограниченном характере.

После успешного переворота в 1916 г. еще долгое время влиятельными были силы, поддерживавшие Лиджа Иясу, да и сам низложенный монарх, скитаясь по стране, пытался собрать войско против Аддис-Абебы. С его пленением в 1921 г. ситуация заметно изменилась. В столице уже не опасались активных воен­ных действий свергнутого монарха, да к тому же число верных ему феодалов с каждым годом все больше таяло.

С пленением Лиджа Иясу соперничество при дворе усили­лось, а со смертью в 1926 г. абуны и военного министра оно стало еще более острым и бескомпромиссным. Вследствие того что регент сумел завладеть принадлежавшими покойному Хабтэ Гийоргису обширными землями (40 тыс. гаша), многочисленны­ми арсеналами оружия и амуниции, 17-тысячным хорошо осна­щенным и выученным войском, его позиции в стране заметно окрепли. Этому, кроме того, содействовало и то, что по инициа­тиве раса Тэфэри в 1926 г. была предпринята попытка организации [136] церковного синода и различных комитетов для полного отстранения абуны от каких-либо административных обязанно­стей [345, с. 37]. Тремя годами позднее регент смог добиться согласия Александрийского патриарха на назначение помимо абуны еще пятерых викарных епископов. Лично участвуя в от­боре их кандидатур и в других организационно-церковных де­лах, регент надеялся тем самым успокоить часть священнослу­жителей, недовольных его возвышением, а также ослабить сопротивление церкви планам утверждения абсолютизма. Боль­шое значение в укреплении позиций регента и в нейтрализации его противников в клерикальных кругах имел личный духовник раса Тэдэри Абба Ханна Джемма, оказывавший в течение мно­гих десятилетий значительное влияние на своего повелителя.

Рост власти регента, дальнейшее ослабление позиций Зоуди­ту, определенные успехи реформаторского курса младоэфиопов привели к концу 20-х годов к серии вооруженных выступлений староэфиопской знати. Наиболее крупные из них — военные ак­ции дэджазмача Бальчи (февраль 1928 г.), дэджазмача Абба Вукау (август 1928 г.) и раса Гукса Уоле (март 1930 г.). Все они закончились неудачей, еще больше содействовали усилению раса Тэфэри и изоляции Зоудиту, которая 2 апреля 1930 г. умер­ла, а регент под именем Хайле Селассие I взошел на трон.

Но воцарение Хайле Селассие еще не означало полной и окончательной его победы над противником. Тем более это ни в коем случае нельзя рассматривать, как акт утверждения абсо­лютной монархии в Эфиопии. Овладение престолом лишь дава­ло возможность для ускорения процесса абсолютизации монар­шей власти, для развития характернейших черт абсолютизма — государственной централизации, бюрократии, подчинения церкви государству, укрепления государственного бюджета. Их наличие создает относительную независимость монарха и бюрократиче­ского аппарата от господствующего класса.

Укрепление власти Хайле Селассие в 30-е годы сопровожда­лось, как и в годы его регентства, рядом крупных выступлений консервативно настроенных феодалов. Наибольшую угрозу ему, судя по всему, составил вооруженный мятеж могущественнейше­го раса Хайлю Тэкле Хайманота, безраздельного владыки про­винции Годжам, в мае 1932 г.

 

Поощряемый итальянцами Хайлю Тэкле Хайманот через своих доверенных людей устроил побег из заточения в Фиче бывшего императора Лиджа Иясу, женой которого одно время была одна из дочерей правителя Годжама. Стре­мясь вновь возвести на трон неудачливого внука Менелика II и получить в знак высочайшей благодарности давно желаемый (но не предоставляемый Хайле Селассие) титул ныгус Годжама, рас Хайлю Тэкле Хайманот вместе с тем пытался добиться фактической изоляции подвластной ему провинции и не допустить, таким образом, каких-либо преобразований. Он был их яростным противником, хотя это не исключало его активного участия в предпри­нимательской деятельности вне Годжама. Хайлю Тэкле Хайманот, когда речь шла о его личном обогащении, безжалостно собирал с крестьян все подати и налоги, жестоко подавляя малейшее сопротивление. Но он ловко использо­вал их недовольство высокими поборами, направляя его в русло антиимператорского [137] подстрекательства. И на этот раз, в мае 1932 г., рас Хайлю Тэкле Хайманот очень рассчитывал на крестьянские массы Годжама, с опаской смотревшие на «носителей зла» из Аддис-Абебы. Однако он просчитался, так как Лиджа Иясу поймали довольно быстро, а самого правителя Годжама схватили верные императору люди. Всеобщего восстания в Годжаме не произо­шло, однако недовольство крестьян присылкой нового «чужеродного» губер­натора, двоюродного брата императора раса Имру Хайле Сылласе серьезно накалило обстановку в провинции [90, с. 202—206; 277, с. 45—46; 301, с. 89]. Недовольство годжамцев Аддис-Абебой умело подогревалось итальянскими агентами, старавшимися ослабить единство страны перед планировавшимся Римом вторжением, вызвать внутренние распри, смуты. Они были причастны к дезертирству в ходе боевых действий в декабре 1935 г. и мятежу группы годжамских феодалов во главе с дэджазмачем Гэссэсэ Бэлеу.

 

Но не только в Годжаме итальянцы пытались дестабилизи­ровать положение; в их поле зрения находились многие крупные феодалы в других районах Эфиопии, противившиеся усилению власти монарха. Упоминавшийся дэджазмач Хайле Сылласе Гукса еще задолго до агрессии вступил в преступный сговор с итальянским командованием в Эритрее. На сторону итальянцев перешла также в самом ее начале группа тыграйских феодалов и т. д. Все эти факты отступничества скорее следует рассматри­вать как своеобразную форму сопротивления традиционалистов курсу, осуществлявшемуся Хайле Селассие.

Новый император вовсе не собирался устранять потомствен­ную аристократию от власти, если, конечно, ее представители не покушались на его права императора. Он стремился лишь вклю­чить ее в структуру абсолютной монархии, превратив в служи­лое сословие, полностью зависимое от его воли. Этим можно объяснить отчасти осторожность, ограниченность и половинча­тость тех мер, которые, по замыслам императора, должны были модернизировать социально-экономический и политический об­лик страны.

Подобные критерии реформаторского курса Хайле Селассие, начавшие складываться еще в период его регентства, обуслов­ливались не только сопротивлением староэфиопов, желанием привлечь на свою сторону знать и известной слабостью собст­венных позиций монарха в обстановке наличия значительных центробежных сил, но и его социально-политической стратегией, направленной на сохранение ведущего положения в стране за феодальным классом. Личные взгляды и устремления Хайле Селассие оказывали заметное, если не решающее, влияние на объем и темпы реформ. Он не раз говорил о своих опасениях каких-либо быстрых изменений во всем укладе жизни страны [362, с. 27].

В литературе имеется немало утверждений о прогрессивно­сти шагов императора в 30-е годы, да и во времена его регент­ства. Современный эфиопский ученый Вольде Цадык Дерибе считает, что «Хайле Селассие I до войны (с Италией.— Авт.) проводил прогрессивную политику, старался ускорить прогресс своей страны и покровительствовал идеям и реформам...» [175, [138] с. 13]. Его коллега Тэшомэ Гэбрэ Вагау полагает также, что в 20—30-е годы в стране был предпринят ряд прогрессивных ша­гов [400, с. 5].

 

Такая точка зрения не случайна, поскольку реформаторство в довоенной Эфиопии содержало определенный радикализм. И это — несмотря на его абсолютистско-монархическую сущность. Дело в том, что оно объективно препятствовало политической и экономической дезинтеграции эфиопского госу­дарства, противодействуя центробежным силам, укрепляло его позиции перед все возрастающими происками колонизаторов, особенно Италии, усиливало просветительские тенденции в жизни общества, а также формировало пред­посылки для дальнейшей социально-экономической эволюции страны.

Разумеется, классовая природа провозглашавшихся нововведений прида­вала им ограниченный, половинчатый характер, а медлительность и непосле­довательность в их осуществлении сводили фактически на нет многие начи­нания. И тем не менее реформаторство тех лет представляло собой заметный удар по консерватизму староэфиопов, вселяло надежду в тех, кто искренне рассчитывал на прогресс Эфиопии.

Происходившие тогда изменения имели большей частью надстроечный характер, в связи с чем И. Мантель-Нечко утверждает, что в Эфиопии в конце XIX — 30-е годы XX в. осуществлялась «организационная модернизация меха­низма власти, которая основывается на феодальных отношениях зависимости» [340, с. 213—214].

Французский ученый А. Дави, оценивая деятельность раса Тэфэри, спра­ведливо указывал, что «принц — ни в коем случае не революционер» и что, выступая «за реформы, столь необходимые для его отсталой страны, он рас­считывал на такую эволюцию страны, которая была бы без значительных по­трясений, в традиционном эфиопском смысле» [296, с. 121]. Упоминание тради­ционализма здесь не случайно, ибо Хайле Селассие, взяв курс на незыблемость, феодальных устоев и учреждение абсолютной монархии, широко использовал традиционные методы правления: династические и морганатические браки, пышность поездок по стране, сохранение местной знати у власти (разумеется, при проявлении ею лояльности к трону), устройство празднеств для просто­людинов с раздачей монаршей милостыни, приемы во дворце «акабе сэат», частое дробление в 30-е годы районов, отдаваемых под управление тому или иному крупному феодалу с целью подрыва его власти и влияния на местное население, практика «шум-шир» и др.

 

При формировании абсолютистско-монархической государст­венности многие прежние политические институты, на которые опирался император, внешне перестраивались на западный ма­нер, но, по существу, зачастую не меняли стиль и содержание своей работы. Все это в сочетании с общей социально-экономи­ческой отсталостью страны не могло не снижать эффективность процесса модернизации.

Включение аристократии в формирующийся аппарат абсо­лютистского государства ухудшало позиции тех, кто действи­тельно выступал за обновление страны. К тому же создавались условия открытого саботажа при реализации многих реформ. Занимая ответственные посты, консерваторы нередко сознатель­но задерживали исполнение приказов и распоряжений, исходив­ших из дворца. Они расхищали государственную казну и тем самым срывали сроки осуществления намеченных преобразо­ваний. Знать, продолжавшая возглавлять местную администра­цию, в большинстве своем открыто саботировала многие реше­ния центральных властей. Реформаторам, находившимся в провинциальном [139] аппарате, как правило, в подчиненном положении, далеко не всегда удавалось преодолеть ее сопротивление. Импе­ратор же отказывался предпринять решительные меры в отно­шении крупных феодалов, сохранивших ему лояльность, но про­тиводействовавших поступательному развитию страны.

Это усиливало чувство недовольства, распространившееся особенно в 30-е годы среди младоэфиопов. Одних не устраивала чрезмерная медлительность при осуществлении преобразований; другие возмущались тем, что трудились под началом староэфиопов, которые не давали им возможности проявить инициативу; третьих не удовлетворял объем предлагавшихся нововведений. Многие (если не все), кто прошел обучение за границей, осо­бенно ощущали глубокие противоречия эфиопской действитель­ности, ее несоответствие приобретенным знаниям и намерениям. Пожалуй, наиболее откровенным критиком правительства был лидж Таккэле Уольдэ Хавариат, осмеливавшийся спорить даже с самим иператором, авторитет которого казался непререкаем. Резко осуждал монарха за бедственное положение народа поэт Али Вад Фавид. Однако в целом оппозиция слева в те дни была малочисленной и робкой, ибо тогда «немногие сомневались в добрых намерениях и постоянных достижениях императора и его правительства» [311, с. 175]. При этом нельзя упускать из виду предсказания английского путешественника Ч. Рея о том, «гго со временем, когда образованная элита убедится в сосредо­точении реальной власти в руках традиционных аристократи­ческих фамилий, в стране возникнет серьезный социальный конфликт с риском гражданской войны [379, с. 209].

При дворе, даже в среде сторонников реформ, высказыва­лось сомнение в целесообразности императорского курса на уве­личение числа иностранцев в различных министерствах и ведом­ствах страны. Их стали приглашать еще в годы регентства раса Тэфэри Мэконнына, притом именно к нему на службу. Хайле Селассие создал особую прослойку из иностранцев, приглашен­ных в качестве советников или руководителей специальных уч­реждений. Эти советники, выходцы из разных стран, фактически являлись проводниками западной идеологии, буржуазного обра­за жизни, внешнеполитических концепций и хозяйственного опы­та Запада. Многие из них (особенно те, кто покинул навсегда свою родину) прочно связали свою судьбу с эфиопским троном, служили императору верой и правдой, составив опору в утвер­ждении абсолютистско-монархической формы правления. И в дальнейшем Хайле Селассие широко практиковал привлечение иностранцев на службу в государственном аппарате, используя их как орудие сохранения и поддержания своей власти. Не бу­дет преувеличением сказать, что иностранцы сыграли заметную роль в укреплении власти Хайле Селассие, в формировании его взглядов на внутри- и внешнеполитические проблемы Эфиопии, в ослаблении позиций противников монарха.

В 30-е годы вполне определился его центристский подход к [140] решению различных проблем, которым он в основном руковод­ствовался на протяжении всего периода царствования. Он стре­мился возвысить трон над обществом, придав ему надклассовый, надрелигиозный и надэтнический характер. Все, что предпола­галось сделать в Эфиопии, должно было, по его мнению, исхо­дить из императорского дворца. Он добивался этого, сконцен­трировав в своих руках всю полноту власти, все нити государственного управления, а также лишив своих подчиненных вся­кой инициативы. Монарх, используя пропагандистский аппарат, ставший со временем мощным и разветвленным, старался внушить массам, что лучше всего об их нуждах знают только во дворце. Он часто повторял в своих выступлениях: «Император знает, что нужно народу, народ не знает этого» [156, 08.07.1974]. В день провозглашения конституции 1931 г. император в част­ной беседе заявил, пока народ Эфиопии не может управлять сам, он обязан обучить его политическим знаниям [390, с. 46]. .Дело доходило даже до того, что Хайле Селассие лично отби­рал фильмы для демонстрации в Аддис-Абебе в 30-е годы. Он неоднократно указывал на необходимость «наставить молодежь на путь истинный», т. е. на служение абсолютной монархии и преданность ему лично [362, с. 29]. Ссылаясь на неподготовлен­ность масс к самостоятельному политическому творчеству, им­ператор вместе с тем прилагал немало усилий, чтобы заглушить инициативу народа.

По мнению Хайле Селассие I, общество должно быть послушно воле монарха; его авторитет — непререкаем, вера в не­го — непоколебима. Он сознательно принуждал своих прибли­женных к постоянному соперничеству в погоне за его благо­склонностью. Уже в те годы Хайле Селассие прилагал немало усилий для создания «царского образа» и «ореола лигитимно-сти» вокруг своей персоны, используя для этого так называе­мые экспрессивные внутренние и внешние ресурсы [266, с. 294—296].

В 30-е годы сложились основные черты патерналистского реформаторства императора, или, по Р. Гринфилду, радикаль­ного патернализма [311], направленного в целом на утвержде­ние и упрочение абсолютной монархии и ориентированного на минимальные социально-экономические и политические измене­ния в целях создания облика просвещенного государя. Прово­дившиеся преобразования предназначались для монополизации власти в руках императора и, следовательно, для установления его контроля над всей общественно-политической, духовной и интеллектуальной жизнью страны. Буржуазно-демократическая фразеология, неизменно присутствовавшая в речах Хайле Се­лассие и учитывавшая не противоречившие его замыслам тра­диционные ценности, привлекала на сторону провозглашенного курса патерналистских реформ все большее число людей из са­мых различных слоев общества. Видную роль среди них играли лица, получившие светское образование за границей. [141]

Тысячи жителей страны включались в сферу административ­ной и политической деятельности. В систему государственного управления в силу обстоятельств втягивались представители даже низших слоев феодального класса, а также в ряде случаев выходцы из иных социальных групп. В Эфиопии постепенно складывалась ситуация, в силу которой не богатство и родови­тость становились условием власти, а власть — одним из усло­вий для приобретения богатства и статуса знатного лица.

Увеличение внешних контактов государства также ускоряло политизацию общества. Кроме того, нависшая угроза итальян­ского вторжения, как и сопротивление нажиму Англии и Фран­ции, стимулировала рост патриотизма ее населения.

Появление образованной элиты, опиравшейся на власть им­ператора, внесло заметное оживление в общественную жизнь страны, в то же время и усложнив ее. При активном ее участии были созданы «Национальная патриотическая ассоциация» (1935), Женский комитет (1935), организация бойскаутов (1934) и Общество Красного Креста (1931), которые, однако, действовали под непосредственным контролем властей, в том числе лично императора.

В 1935 г. в Аддис-Абебе возникла первая в истории страны общественно-политическая организация «Молодежь Эфиопии», куда вошли преимущественно лица, получившие французское образование. Она стремилась ускорить провозглашение и ре­ализацию реформ, необходимых для прогресса Эфиопии, но все­цело при этом ориентировалась на Хайле Селассие [311, с. 315].

Крупным политическим событием явилось образование «На­циональной мусульманской организации Эфиопии», потребовав­шей от правительства в 1935 г., накануне итало-фашистской агрессии, вооружения мусульман, обучения их военному делу наряду с христианами, строительства мусульманских школ, вос­питания в них детей с позиций общеэфиопского патриотизма,, равенства между мусульманами и христианами в распределении государственных доходов, уважения мусульманских священно­служителей и судей, предоставления им жалованья, а также назначения мусульман губернаторами в районах с преоблада­нием мусульманского населения [211, с. 113—114]. Эта органи­зация призвала всех мусульман страны единым фронтом с хри­стианами выступить на защиту своей родины. Как видим, это была программа решения сложных вопросов этноконфессио-нальных отношений в стране, пронизанная глубокой заинтересо­ванностью в судьбах государства, в сохранении и упрочении его независимости. Правящие круги Эфиопии не отреагировали на эти требования. Сам факт их появления, однако, свидетельству­ет о нарастании народных движений в Эфиопии, активизации ее политической жизни, отсутствии «царской идиллии» в стране.

Вероломное нападение фашистской Италии прервало пози­тивные процессы в Эфиопии, одновременно укрепив, вольно или невольно, консервативные тенденции в ее политической жизни. [142]

Реформы 1918—1935гг.

 

В 1918—1935 гг. в Эфиопии, несмотря на сопротивление староэфиопов, были провозглашены некоторые реформы в полити­ческой, административной, судебной, финансовой, социальной и хозяйственной областях. Не все они были претворены в жизнь, реализация многих из них затронула лишь города и прилегаю­щие к ним районы. Вряд ли, однако, можно безоговорочно со­гласиться с утверждением Дж. Маркакиса о поверхностном ха­рактере «спорадических попыток ввести модернизацию в Эфио­пии» в довоенные годы [345, с. 3].

В результате осуществления реформ в социально-экономическом и политическом положении Эфиопии произошли опреде­ленные сдвиги в сторону централизации государственной власти, консолидации классового господства феодалов. Шел медленный процесс обновления жизни эфиопского общества в рамках фор­мировавшейся абсолютной монархии. Создавалось впечатление (и это признавали в правящих кругах Рима), что, окрепнув со временем, страна представит серьезную угрозу колониальным интересам империалистических держав в Северо-Восточной Аф­рике [272, с. 23, 59]. Меры, предпринимаемые властями Аддис-Абебы, выбивали из рук англо-франко-итальянских колонизато­ров те или иные доводы (внутренний хаос, неподконтрольность правительству значительной территории, наличие рабства, на­беги приграничных племен на соседние колонии и др.) в пользу установления империалистического господства в Эфиопии. Од­новременно они укрепляли ее независимость.

Важным объектом реформаторской деятельности явились рабство и работорговля, процветавшие в Эфиопии и чаще всего использовавшиеся империалистическими державами в качестве доказательства ее неспособности к самостоятельному существо­ванию. Вместе с тем в ходе ликвидации рабства отчетливо про­явились непоследовательность, нерешительность и постепен­ность действий Хайле Селассие. Эти качества умело использо­вали церковь и староэфиопская знать, ни за что не желавшие пойти на ликвидацию рабства.

11 ноября 1918 г., в преддверии создания Лиги наций и об­ращения Эфиопии с просьбой о вступлении в эту организацию, в Аддис-Абебе был обнародован декрет, объявивший вне закона работорговлю во всех ее проявлениях. Это постановление имело скорее внешнеполитический резонанс. Внутри страны работор­говля продолжалась. Затем, в 20—30-е годы, последовала целая серия указов о запрете работорговли и освобождении рабов. Но эффективность их оставляла желать лучшего. В 1922 г. в стране подтвердили закон Менелика II о смертной казни за обращение людей в рабство и о наказании за работорговлю. 15 сентября 1923 г. в Эфиопии вновь запретили работорговлю под страхом смерти, одновременно вводились высокие штрафы на губернато­ров и вождей тех районов, где кто-то был схвачен и продан в [143] рабство. Постановление 1924 г., подтверждая суровые меры наказания за работорговлю, провозгласило постепеннуо отмену рабства в стране. В дополнительном законе о ликвидации раб­ства, принятом в 1931 г., предусматривалось ускорить процесс освобождения невольников, которые получали теперь свободу сразу же, как только умирал их владелец.

Темпы освобождения рабов были, однако, очень медленны­ми. В 1924—1927 гг. только немногим более 2 тыс. человек об­рели свободу. И это — при нескольких миллионах рабов в Эфио­пии. Не лучше обстояло дело и в последующие годы. В 1931 г. Хайле Селассие заявил, что рабство полностью будет упраздне­но лет через 15—20 [90, с. 81; 362, с. 124]. Незадолго до начала итало-фашистской агрессии в Аддис-Абебе объявили «в принци­пе» о полной отмене рабства, фактически же речь шла о по­этапном, многолетнем процессе его ликвидации. Эта постепен­ность одобрялась европейскими делегациями, посещавшими не­однократно Эфиопию в 20—30-е годы для изучения на месте во­проса о рабстве [362, с. 118].

Положение освобожденных рабов было трудным, ибо они не получали никакой материальной поддержки от властей, да и социально-психологический климат вокруг них сразу с обрете­нием воли изменить не удавалось. Была лишь открыта школа для детей вчерашних невольников, что находилось в русле пра­вительственной политики в области светского образования. Она, однако, была классово ограничена: с одной стороны, соответст­вовала целям формирования облика просвещенного монарха, а с другой — предназначалась для организации бюрократии, со­ставляющей важнейший элемент абсолютизма. Кроме того, вла­сти пытались тем самым показать империалистическим держа­вам, укорявшим не раз Аддис-Абебу в невежестве эфиопского народа, что ситуация меняется и нужно лишь время для повсе­местного распространения просвещения.

Школьное образование охватывало лишь малую часть детей и подростков, по своему происхождению принадлежавших пре­имущественно к имущим слоям общества. Выпускники пополня­ли, как правило, ряды административно-управленческого аппа­рата, в котором многие ответственные должности заняли лица, получившие образование за границей (около 200 человек).

Всего в 1935 г. в Эфиопии функционировала 21 элементарная (начальная) школа с 4200 учениками. Размещались школы главным образом в столице. В Аддис-Абебе были открыты так­же несколько школ второй ступени, в том числе принадлежа­щие иностранцам.

Наряду с развитием светского образования власти предпри­няли ряд мер по распространению грамотности через миссионер­ские школы, а также по повышению образовательного уровня эфиопских священно- и церковнослужителей. Хайле Селассие, создавая высокообразованную прослойку в церковной иерархии из лиц, как правило, им самим отобранных, пытался подготовить [144] почву внутри страны для подчинения церкви государству. Но для полного осуществления его замыслов необходимо было добиться очень серьезных уступок (вплоть до автокефалии) со стороны Александрийской патриархии, на которые та в те годы не шла.

Тем не менее Хайле Селассие начал с присущей ему осто­рожностью уже тогда вторгаться в дела церкви, устанавливая определенные правила административной деятельности ее слу­жителей. В сентябре 1932 г. специальное императорское постановление определяло компетенцию настоятелей церквей и мо­настырей, в которую входили разбор поземельных споров и конфликтов среди прихожан и самих служителей, решение семейно-брачных вопросов и т. д. Годом раньше во дворце четко определили функции викарных епископов и абуны.

Церковь неохотно соглашалась с предписаниями светской власти. В этом противоборстве не надо видеть глубокого и не­примиримого антагонизма: церковь не желала мириться с уго­тованной ей ролью подчиненного партнера в системе абсолют­ной монархии.

Немало внимания в то время уделялось военному строитель­ству. Еще в 20-е годы регент предпринял попытку сформировать регулярные войска на базе лично принадлежавшей ему фео­дальной армии. В 1929 г. для их обучения прибыла бельгий­ская военная миссия, позднее, в 1935 г.,— шведская. В военной школе в Холете, в 40 км к западу от Аддис-Абебы, шведские офицеры готовили эфиопский офицерский корпус. В 1935— 1936 гг. его закончили 138 человек, прошедших до того обуче­ние во французских школах в Эфиопии и происходивших в ос­новном из очень состоятельных семей. Большинство из них за­тем погибло, сражаясь с итальянскими захватчиками.

В формировавшуюся регулярную армию входили император­ская гвардия (5—10 тыс. человек), лучше всех в стране обучен­ная и вооруженная; личное войско монарха (10 тыс. человек), расквартированное в Харэре и сохранявшее еще во многом чер­ты типичного феодального воинства, и отдельные воинские под­разделения (10—15 тыс. человек), только лишь приступившие к организационной перестройке в соответствии с абсолютистско-монархическими принципами.

Важный аспект военного строительства — обеспечение армий необходимым количеством оружия, боеприпасов и снаряжения. Исходя из задачи централизации государства в Эфиопии требо­валось не просто снабжение оружием войск, а только по пра­вительственным каналам. В 1930 г. Хайле Селассие, стремясь покончить с практикой нерегулируемого ввоза в страну оружия и приобретения его феодальными владыками самостоятельно, договорился с Англией, Францией и Италией о поставках воен­ных грузов и провоз их через территорию колоний этих держаз в Северо-Восточной Африке только по официальной просьбе Ад­дис-Абебы. В действительности эти страны не всегда следовали [145] духу и букве данного соглашения. Итальянцы продолжали обе­спечивать оружием феодалов, недовольных усилением Хайле Селассие и выступавших против централизации. Англия и Франция воспрепятствовали снабжению эфиопской армии на­кануне итало-фашистской агрессии. Да и поступавшее оружие было большей частью устаревшее, но и его не хватало. В ре­зультате к 1934 г. 1/3 императорской гвардии не имела даже винтовок.

Причину недостаточной обеспеченности Эфиопии оружием не следует, однако, видеть только в препятствиях, чинившихся анг­ло-франко-итальянскими колонизаторами. Страна не располага­ла крупными средствами для оплаты военных поставок.

В Эфиопии не хватало финансовых ресурсов и на реализа­цию многих других намерений. Вот почему в 30-е годы прила­гались немалые усилия по реорганизации государственных фи­нансов, по укреплению государственного бюджета. Вместе с тем осуществление такой фискальной политики углубляло процесс становления абсолютизма.

Одним из основных ее направлений явилось введение в 1932 г. общегосударственной денежной единицы — эфиопского доллара, который должен был полностью вытеснить из обра­щения талер Марии-Терезии, получивший очень широкое хож­дение по стране (например, только в 1918 г. — 3 млн.), талер Менелика II, имевший ограниченное распространение, различ­ные иностранные деньги, а также денежные знаки, специально выпущенные бельгийской «Сосьете аноним плантасьон д'Абиссини» и французским «Синдикатом де коммерсан индустрии де Дире Дауа» для расчетов со своими эфиопскими рабочими (на большей территории страны к тому же по-прежнему применя­лись «примитивные» деньги: куски железа, бруски соли «амоле» и др.). Такое многообразие денежных единиц, выпуск, взаимный паритет и само обращение которых были неподконтрольны го­сударству, наносило заметный урон экономике страны, ограни­чивало финансовые возможности трона, ослабляло власть мо­нарха, уже не говоря об ухудшении материального положения трудящихся, втянутых в сферу товарно-денежных отношений. Заметный ущерб причиняли постоянные колебания цен на се­ребро на мировом рынке, в связи с чем в годы (например, в 1923, 1930, 1933 и 1935 гг.) его (серебра) удорожания из страны увеличивался отток талеров Марии-Терезии, а в периоды обе­сценивания — снижалась покупательная способность талеров на внутреннем рынке Эфиопии. Значительное количество талеров Марии-Терезии изымалось из обращения или в результате ис­пользования их для изготовления украшений, или вследствие закапывания в землю в целях накопительства, на «черный» день, и тому подобных кладоорганизующих дел. Предполагает­ся, что в 1918 г. таким путем в стране было изъято из обраще­ния 25—50 млн. талеров [362, с. 490].

Введением эфиопского доллара, однако, центральные власти [146] не смогли полностью достигнуть поставленных целей. «Новая валюта,— писал английский исследователь Р. Панкхерст, ссы­лаясь на литературные источники 1935 г.,— применялась только в городах, за пределами которых она была бесполезна» [362, с. 493]. Судя по всему, для более широкого распространения этой денежной единицы и вытеснения других нужно было время, а его-то и не предоставили итальянские агрессоры, вторгшиеся в страну в октябре 1935 г.

В выпуске эфиопского доллара, отличительные черты кото­рого состояли в строго фиксированном паритете по отношению к английскому фунту стерлингов и четко определенном масшта­бе, заметную роль сыграл Банк Эфиопии, ставший первым об­щенациональным банком страны. Одновременно был ликвиди­рован (точнее, выкуплен) Банк Абиссинии, контролировавшийся англичанами. К 1935 г. отделения нового банка помимо столицы действовали в Дыре-Дауа, Горе, Дэбрэ-Таборе, Харэре, Гамбеле, Дэссе и Джибути. Он функционировал под эгидой министерства финансов. 60% его первоначального капитала в 750 тыс. англ. ф. ст. принадлежало эфиопскому государству.

Организация собственного банка открывала пути для рас­ширения товарно-денежных отношений, а также для укрепления государственных финансов, состояние которых оставляло желать много лучшего. По определению английской исследовательницы М. Перхэм, в 1935 г. они находились на уровне средневековой Европы в XIV в. [376, с. 190]. Система налогообложения как источник государственных доходов была чрезвычайно пестря, запутана, разнородна и действовала неизбежно замедленно. Фи­нансовая администрация страны лишь начала складываться в рамках министерства финансов. Поступления в казну резко ко­лебались по годам, причем во многих случаях это зависело от характера взаимоотношений центральной власти с местными владетельными феодалами.

Государственные доходы формировались в основном в ре­зультате поступлений от территориальных феодальных владык, собиравших подати и налоги с крестьян и оставлявших себе крупные суммы, от властелинов автономных образований, со­хранявшихся еще в пределах Эфиопии, от пошлинных обложе­ний на ввозимые и вывозимые товары, от эксплуатации желез­ной дороги Аддис-Абеба — Джибути, специальных налогов на табак, спички и некоторые другие товары, выпуск которых объявлялся государственной монополией, от предоставления и продажи иностранцам концессий и монополий на производство и торговлю теми или иными товарами (например, соляная мо­нополия была продана французам), а также от почтовых и иных коммуникационных сборов. Крупные доходы оказывались в руках императора с его личной земельной собственности. Все­го, по мнению М. Перхэм, Хайле Селассие I как глава государ­ства располагал денежным доходом в 300—500 тыс. ф. ст. в год [376, с. 195]. [147]

Расходы государства, в свою очередь, шли на содержание дворца, различных правительственных служб, школ, обществен­ные работы (например, строительство зданий парламента, тюрь­мы, двух церквей, дорог), выплату заработной платы чиновни­кам и прежде всего иностранным советникам, армию и поли­цию, которая насчитывала около 3 тыс. человек и действовала в самой Аддис-Абебе и ее окрестностях, Дыре-Дауа и вдоль же­лезной дороги. Общая сумма расходов точно неизвестна. М. Перхэм сообщает, что Хайле Селассие потратил несколько миллионов на свою коронацию в 1930 г., выделил 235 тыс. ф. ст. на выкуп Банка Абиссинии и 50 тыс. ф. ст. на чеканку новых никелевых монет [376, с. 197].

Большинство данных о финансах страны непрезентативны, ибо официальных документов на этот счет очень немного, а ли­тературные сведения, как правило, не точны, но тем не менее они позволяют иметь общее представление по данному вопросу. На их основании можно вполне объективно судить о классовом характере финансовой структуры эфиопского государства. Ког­да поступления в казну оказывались незначительными, а расхо­ды возрастали, власти вводили дополнительные налоги, усили­вавшие, в частности, царившую неразбериху в налогообложе­нии, или требовали от местных владык больше денег. Так про­изошло, например, в 1924 г., когда для покрытия расходов на визит регента в Европу учредили специальные налоги.

Нельзя сказать, что Хайле Селассие не пытался централи­зовать государственный бюджет, изменить сложившуюся систе­му налогообложения. Несомненно, создание банка и введение новой денежной единицы были заметными шагами в этом на­правлении. Происходили изменения и в налоговой политике. В феврале 1934 г. было принято постановление, согласно которому каждый трудоспособный человек в возрасте от 18 лет и старше вносил в казну 1 эф. долл. или 1 талер Марии-Терезии, за ис­ключением тех, кто, работая по найму, получал заработную пла­ту в денежной форме. С них взималось 20% годового дохода. Этому налогообложению подвергались даже иностранцы, слу­жившие в Эфиопии. В итоге в течение года, по неполным дан­ным, казна получила 2,4 млн. эф. долл.

В целях повышения доходов правительство стало взимать с импортных и экспортных товаров помимо обычных пошлин еще так называемые налоги на образование, на статистику, на инс­пектирование и на потребление [51, с. 9]. Сборы только от пер­вых трех налогов составили в 1929/30 г. 18247 ф. ст. [51, с. 24]. Это, однако, не могло не ухудшить условий торговли, уже не говоря о положении потребителей.

Власти приняли несколько законов по реорганизации систе­мы поземельного налогообложения, значение которой для фор­мирования государственных доходов было велико. Дж. Маркакис утверждает, что «с 30-х годов основной интерес эфиопского правительства в отношении аграрного вопроса состоял в увеличении [149] государственных доходов от земельного налогообложе­ния» [345, с. 118]. Вместе с тем (и это следует особо подчерк­нуть) земельная политика в рассматриваемые, как и в после­дующие, годы была направлена на дальнейшее развитие феода­лизма в стране. Предоставление земель в феодальную собствен­ность стало важным аспектом расширения социальной базы им­ператорского режима, достижения преданности трону, привле­чения сторонников и насаждения в администрации атмосферы подобострастия, раболепия. Земельная политика в 20—30-е го­ды имела своей целью также упрочение гегемонии амхара и Шоа в стране. Земельные пожалования помимо всего прочего использовались в качестве платы за службу императору.

Развитие феодализма в Эфиопии сопровождалось одновре­менным (пусть медленным) ростом капиталистических отноше­ний, чему способствовала реализация провозглашенных реформ.

Заметным новшеством для Эфиопии стала организация ти­пографского дела. В открытой в 1921 г. типографии «Бырхан-нынна сэлам» («Свет и мир») печатались книги просветителей, публицистические работы младоэфиопов, листовки, правительст­венные постановления, религиозные трактаты, а также периоди­ческие издания. Своей острой антитрадиционалистской направ­ленностью выделялась еженедельная газета «Бырханнынна сэ­лам», публиковавшаяся параллельно на французском и амхарском языках. Это была фактически первая национальная газета. Всего в 1923—1929 гг. вышло около 300 номеров газеты общим тиражом приблизительно 150 тыс. экземпляров. Высокий по тем временам тираж свидетельствует о ее популярности. В ней по­являлись материалы и антиимпериалистического характера, публикация которых нередко приводила к дипломатическим ос­ложнениям.

Младоэфиопы рассматривали печать как одно из важнейших средств усиления своего влияния. Однако и староэфиопы пыта­лись оказывать воздействие на общественность через газету «Аымро», пользовавшуюся, однако, гораздо меньшим спросом, чем «Бырханнынна сэлам» (еженедельно едва расходилось 200 экземпляров).

Со временем открылись еще несколько типографий в Аддис-Абебе, Харэре и Джимме. В результате увеличилась издатель­ская деятельность в стране. Возросло число публиковавшихся газет: к упоминавшимся ранее добавились «Атбия кокэб» («Ут­ренняя звезда»), «Кэсате бырхан» («Распространитель света»), а также «Курьер д'Этиопи», «Л'Этиопи нувель», «Л'Этиопи коммерсиаль» и другая периодика на европейских языках.

В феврале 1935 г. правительство выпустило указ, установив­ший государственный контроль над изданием и распространени­ем литературы, газетно-журнальной продукции. В условиях рас­ширявшейся подрывной деятельности итальянцев эта мера была направлена на сплочение внутреннего фронта. Вместе с тем оп­позиция (как слева, так и справа) лишалась возможности вести [149] политическую работу с массами, используя печать. Режим Хай­ле Селассие тем самым положил начало монополизации средств массовой информации и регулированию развития духовной и ин­теллектуальной жизни общества. Формировавшийся пропаган­дистский аппарат становился одним из основных рычагов цент­ральной власти по упрочению ее позиций.

В области культуры заметным явлением стало открытие в Аддис-Абебе в начале 30-х годов двух библиотек.

Эфиопская церковь, настаивая на использовании в богослу­жении языка геэз, выступила против издания религиозной ли­тературы на живых языках страны. Несмотря на ее противодей­ствие, в христианских храмах по указанию правительства все чаще применялся амхарский язык, на нем же выходили перево­ды библии, других религиозных трудов. Не удалось ей добиться и отказа властей от публикации светских книг и газет. В них она увидела предпосылки для секуляризации общества и, следо­вательно, угрозу своим позициям.

Самое крупное политическое событие начала 30-х годов — принятие первой в истории страны конституции. Согласно ее по­ложениям Эфиопия формально провозглашалась парламентской монархией, а фактически — абсолютной. В связи с тем что до полного утверждения абсолютизма было еще далеко, конститу­ция 1931 г. как бы предвосхищала будущее, явившись своего рода политической программой правления Хайле Селассие.

Одна из целей конституции состояла в том, чтобы использо­вать ее «как узаконенное средство процесса централизации го­сударственной власти и борьбы против родовой знати» [345, с. 271]. Именно аристократия выступала против введения кон­ституции. Традиционалисты еще в 20-е годы сорвали планиро­вавшуюся регентом разработку основного закона страны. Да и в ходе обсуждения и утверждения конституции 1931 г. сторон­никам императора пришлось преодолевать сопротивление знати. Обнародованием конституции преследовалась также задача улучшить за рубежом впечатление о стране, придать ей облик государства, уважающего закон и имеющего внутренний право­порядок. Автор текста конституции бэджиронд Тэкле Хавариат говорил: «Мы особо были заинтересованы в том, чтобы позво­лить иностранным государствам знать, что у нас есть конститу­ция и что правительство Эфиопии конституционно. Это был от­вет тем за границей, кто обвинял нас в произволе, существова­нии феодализма, отсутствии порядка в руководстве и в целом в хаотичном правлении. Мы преуспели (в достижении поставлен­ной цели.— Авт.) и получили солидную основу для борьбы с итальянскими обвинениями в Лиге наций» [345, с. 271].

Конституция, исходившая из принципа унитаризма и сосре­доточения фактически всей полноты власти в руках императора, предназначалась для укрепления общегосударственного един­ства страны, населявших ее народов. Помимо трона, олицетво­рявшего собой империю, ее прочность, суверенитет и территориальную [150] целостность, позиции центростремительных сил должен был укреплять и учреждавшийся парламент, имевший в основ­ном совещательные, рекомендательные функции. Справедливо­сти ради надо сказать, что население в своей массе в те годы относилось к парламенту очень индифферентно. Но сам факт его созыва и участия в нем представителей различных районов страны способствовали ее политико-территориальной консоли­дации.

Определенную роль сыграли введение в 1932 г. светского уголовного кодекса, содержавшего немало элементов буржуаз­ного права и отвергавшего многие принципы эфиопского обыч­ного права и традиционного свода законов «Фытха нэгэст», а также перестройка судов высшей инстанции.

Укреплению центростремительных тенденций способствовали также меры по развитию транспорта и строительству дорог, ра­диостанций и телеграфно-телефонных линий. В области созда­ния современных средств связи были сделаны, однако, лишь первые шаги: построены небольшая радиостанция в Аддис-Абе­бе, сравнительно крупная радиостанция в Акаки, новые телег­рафно-телефонные посты, проложено несколько десятков кило­метров дорог, причем, как правило, проходимых только в сухой сезон. Дальнейшее развитие средств коммуникаций было при-юстановлено фашистским вторжением.

Развитие капитализма

 

Становление абсолютизма, как известно, тесным образом связано с развитием капитализма. В Эфиопии само государство, эволюционировавшее в сторону абсолютной монархии, выступа­ло вольно или невольно ускорителем товаризации производства, углубления товарно-денежных отношений. Формированию капи­тализма способствовали реформы, осуществлявшиеся в 20—30-е годы. Определенный импульс развитие капиталистических отно­шений получило в связи с завершением в 1917 г. строительства и эксплуатацией железной дороги Аддис-Абеба—Джибути, по которой перевезено в 1920 г. 32,5 тыс. т грузов и почти 127 тыс. пассажиров, в 1930 г.— 67,1 тыс. т и 194 тыс. пассажиров и в 1935 г. соответственно 50 тыс. т и 110,6 тыс. пассажиров [362, с. 335]. Строительство шоссейных дорог, общей протяженностью до 4,5 тыс. км (к 1935), также расширяло сферу проникновения товарно-денежных отношений, предпринимательской активности. В стране создавались экспериментальные фермы по производст­ву товарной сельскохозяйственной продукции (например, в Бишофту и Амбо, под Аддис-Абебой). Важную роль в развитии капитализма в Эфиопии сыграли постановления, по которым все недра страны объявлялись государственной собственностью (1928), запрещалось проведение геологоразведочных и горно­рудных работ без специального разрешения правительства [151] (1929), устанавливалась государственная монополия на выращивание табака и производство табачных изделий (1928).

Наряду с капитализмом, насаждавшимся (произвольно или непроизвольно — это уже другой вопрос) сверху, его развитие шло и как бы снизу, изнутри эфиопского общества, за счет при­сущих ему внутренних эволюционных процессов. Товаризация отдельных хозяйств, в том числе помещичьих, расширение сфе­ры услуг, кустарного производства и местного ремесленничест­ва испытывали также сильное влияние извне, были не изолиро­ваны от всемирных экономических процессов. Предпринима­тельством активно занимались многие иностранцы, устремив­шиеся в Эфиопию в целях обогащения и осевшие в ней.

Крупные сановники империи активно включились в капита­листическое хозяйствование. Даже рас Хайлю Тэкле Хаймапог, этот ярый традиционалист, содержал в Аддис-Абебе ночной клуб и кинотеатр. Фитаурари Дэста Дамтоу, впоследствии став­ший зятем Хайле Селассие, создал небольшое мыловаренное предприятие. Кроме того, он был одним из крупнейших экспор­теров кофе. Фитаурари Дэрэса и д-р Мартин (Уоркнэх Ышэте) основали небольшую компанию по добыче золота в Юбдо. В 1933 г. группа эфиопских предпринимателей образовала «Сосьете миньер этиопьен» со штаб-квартирой в Аддис-Абебе и акцио­нерным капиталом в 300 тыс. долл. Восемью годами раньше группа крупных и влиятельных придворных, к которым присо­единился и старший сын регента, образовала «Сосьете этиопьен дю коммерс э д'индустри», занимавшуюся экспортно-импортны­ми операциями. Многие знатные вельможи сдавали свои земли иностранцам в капиталистическую аренду, имели многочислен­ные доходные дома в Аддис-Абебе, торговали с заграницей че­рез иностранных посредников-торговцев.

В предпринимательство пустился и сам Хайле Селассие. Еще будучи регентом, он основал в Харэре крупное товарное хозяйство по выращиванию кофе, цитрусовых и винограда. В ре­организованной в 1925 г. «Сосьете этиопьен пур ле девелопеман дю коммерс э л'индустри», созданной еще в 1909 г. на средства Менелика II, Таиту, расов Тэсэммы и Уольдэ Гийоргиса, фитаурари Хабтэ Гийоргиса, бэджиронда Мулюгеты и нэгадраса-Хайле Гийоргиса, значительную долю акций (на сумму в 10 тыс. талеров Марии-Терезии) приобрел регент.

Английский журналист Л. Фараго, отмечая у императора высокие деловые качества как бизнесмена, подчеркивал, что он очень преуспевал в предпринимательской деятельности. По его-свидетельству, Хайле Селассие в 30-е годы владел одним част­ным банком в Аддис-Абебе, имел крупные капиталовложения в мусульманских магазинах, открывшихся в разных городах стра­ны, а также ссужал правительственным учреждениям деньги под высокий процент [307, с. 155]. Он занимался бизнесом пре­имущественно в сфере обращения, а не материального произ­водства. В большинстве своем эфиопские предприниматели из [152] числа аристократии и высшей бюрократии имели деловые и фи­нансовые связи с иностранным капиталом, действовавшим в Эфиопии. Его роль в становлении капитализма в стране оказа­лась очень значительной. Это был главным образом мелкий и реже средний капитал, немонополистический. Будучи заинте­ресован в стабильности государства, твердой монаршей власти, личной безопасности, неприкосновенности вложенного капитала и ликвидации внутренних таможен, он поддерживал курс на уч­реждение абсолютной монархии. При слабой центральной вла­сти или в худшем случае дезинтеграции страны его надежды на процветание оказались бы минимальными.

 

Среди иностранных предпринимателей выделялись своей многочислен­ностью и активностью арабы (в 1935 г.— 4 тыс. человек), греки (3,14 тыс.), индийцы (3 тыс.) и армяне (2,8 тыс. человек). 2/3 всех предприятий, нахо­дившихся в руках иностранцев, принадлежали грекам и армянам, причем многие из них представляли собой экспортно-импортные фирмы [313, с. 73—74]. В сфере внешней торговли действовали также германские, английские, италь­янские, американские и японские компании. Но для большинства из них посредническую роль выполняли фирмы бизнесменов с Ближнего Востока, Индо­стана и Балкан.

 

В соответствии с интересами мирового капиталистического рынка в Эфиопии расширялось производство кофе, экспорт ко­торого наряду с кожевенным сырьем приносил баснословные доходы. Бельгийский концерн, возникший в годы первой миро­вой войны на базе двух фирм «Сосьете женераль де кюльтюр» и «Сосьете женераль де плантасьон д'Абиссини», довел произ­водство кофе на плантациях в Аруси до 613 тыс. кг в 1931 г. Выращиванием товарного кофе занимались также германские фирмы и частные лица.

Сравнительно крупной по эфиопским масштабам была ком­пания «Сосьете миньер де консесьон Прассо ан Абиссини» со штаб-квартирой в Париже, на золотых приисках которой в 1933 г. трудилось 6300 человек. Французским гражданам и пра­вительству принадлежал частный банк с капиталом в 1 млн. долл., открытый в 1928 г. в Аддис-Абебе. Французам же принад­лежала большая часть железнодорожной компании. Крупную концессию получили американцы, добывавшие слюду в Уоллега, Харэре, Огадене и Аусе.

Были случаи, когда иностранцы организовывали фирмы сов­местно с эфиопскими предпринимателями. Пример тому — уча­стие французов в одной из компаний по добыче золота.

В основном же иностранный капитал, хотя отчасти и имел тенденцию к натурализации, разрушал местное кустарное и ре­месленное производство, не оставляя ему надежды на выжива­ние в острой конкурентной борьбе с импортными товарами, а также на переход его в стадию капиталистического производ­ства.

Эксплуатация Эфиопии монополистическим капиталом в рамках международного капиталистического разделения труда осуществлялась преимущественно по каналам внешней торгов-[153]

 

Таблица 1

Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.