В 1918—1935 гг. Эфиопия по-прежнему оставалась преимущественно объектом международных отношений. Аддис-Абебой были сделаны тогда лишь первые шаги, притом значительные, по превращению страны в субъекта внешней политики. Этому препятствовали, однако, империалистические державы, и прежде всего Англия, Франция и Италия, которые рассчитывали получить высокие дивиденды от дворцового переворота 1916 г. и прихода к власти людей, ориентировавшихся па Лондон, Париж и Рим.
Однако новое руководство Эфиопии, хотя и испытывало благодарность, особенно Англии, за помощь в низложении Лиджа Иясу, тем не менее не хотело становиться безмолвным, послушным сателлитом англо-франко-итальянских колонизаторов. Оно, опираясь на традиционный эфиопский патриотизм и исходя из собственных социально-классовых интересов, стремилось обеспечить независимость государства, не допустить его порабощения. Показателен ответ регента, которого, как многие эфиопы теперь полагают, поставили у власти англичане, на вопрос британского консула майора Доддса о том, под управлением какой из трех держав (Англии, Франции, Италии) хотела бы оказаться Эфиопия. «Мы предпочли бы сохранить свою независимость»,— сказал он [305, с. 458]. Разумеется, узкоклассовые интересы социально-политических сил, оказавшихся во главе эфиопского государства, ограничивали его возможности в антиимпериалистическом, антиколониальном сопротивлении. Сама природа феодального общества, функционировавшего в условиях низкого развития производительных сил, создавала немало трудностей в борьбе Эфиопии за сохранение независимости.
В правящих кругах не было единства в отношении внешнеполитической деятельности. Младоэфиопы рассматривали ее как одно из важнейших средств укрепления самостоятельности страны и приобщения к европейской цивилизации, а их противники, наоборот, считали, что достижение безопасности Эфиопии возможно только на путях изоляции от мирового сообщества. В этом они нашли поддержку со стороны Англии, Франции и Италии, которые всемерно препятствовали расширению международных связей Эфиопии, ее поискам выхода из ограниченных рамок внешнеполитического треугольника «Лондон—Париж— Рим».
При анализе внешней политики Эфиопии в 1918—1935 гг. нельзя упускать из виду и личные амбициозные планы Хайле Селассие. Своей активностью во внешних делах он пытался упрочить международные основы своего правления. Судя по всему, в его намерения входило избрать одну-две могущественные державы в качестве внешнеполитической опоры собственного царствования, но не допуская при этом чрезмерной зависимости. Аддис Хыйуот пишет, что при слабой надежде на успех во внутренних [161] начинаниях рас Тэфэри Мэконнын «обратил свое внимание на иностранные дела, менее болезненные и требующие меньшей предприимчивости», причем дающие большой эффект для повышения его авторитета [265, с. 63]. Особый интерес монарха к внешней политике, возможно, наследственен, так как его отец, рас Мэконнын, был крупным дипломатом менеликовского времени.
По настоянию прогрессивных, младоэфиопских кругов правительство, преодолевая сопротивление консерваторов и их союзников из Англии, Франции и Италии, предприняло на международной арене ряд акций, позволяющих судить о серьезности его намерений по изменению сложившейся практики во внешних сношениях страны, когда преимущественно они замыкались на связях с Англией, Францией и Италией. В русле расширения международной политики Эфиопии следует рассматривать ее вступление в Лигу наций, Международный почтовый союз, Международную организацию труда, визит регента в европейские страны в 1924 г., пышную коронацию Хайле Селассие I в 1930 г., на которую были приглашены высокие представители 11 государств, официальную поездку наследного принца Эфиопии Асфа Уосэна в 1931 г. в ряд европейских государств, открытие постоянных дипломатических миссий в Лондоне, Париже и Риме, а также многочисленные контакты с США, Германией, Японией, Швецией, Польшей, Чехословакией и некоторыми другими странами. В 20—30-е годы в Аддис-Абебе основали свои посольства или консульства Бельгия, Египет, Швеция и Турция. Наряду с ранее учрежденными в столице действовали, таким образом, в 1935 г. 11 дипломатических представительств. На 1936 г. намечалось открытие посольства Японии.
Установлению дипломатических отношений с Советским Союзом, о чем не раз беседовал регент с советскими дипломатами в 1924 г., воспрепятствовали англо-франко-итальянские колонизаторы и внутренняя реакция [24, т. 7, с. 427—428; т. 18, с. 108—109, 618—619; т. 19, с. 123, 184, 731; 192, с. 66]. Эти же самые силы еще раньше сорвали попытку, предпринятую нашей страной в 1921 —1922 гг., возобновить дипломатические отношения с Эфиопией и открыть в Аддис-Абебе дипломатическую миссию Советской России. При выяснении причин неудачи, постигшей тогда на переговорах в эфиопской столице представителя Наркоминдела Советской Республики И. А. Залкинда, следует учесть и то, что, по мнению советского ученого Ан. А. Громыко, «руководители Эфиопии того времени были довольно тесно связаны с государствами Антанты, так как именно с их помощью в 1916 г. был совершен государственный переворот в Эфиопии и свергнуто правительство Лиджа Иясу» [185, с. 11]. Несмотря на отсутствие официальных отношений, Эфиопии и Советскому Союзу в 30-е годы удалось заключить несколько взаимовыгодных торговых сделок. Они дали возможность Аддис-Абебе убедиться в том, что зародившиеся советско-эфиопские экономические [162] связи благоприятствуют внешнеполитическому положению страны. Вот почему в 1934 г. ее правящие круги обратились к Советскому Союзу с настойчивой просьбой о расширении торговли и восстановлении нормальных отношений, что нашло полное понимание в Москве [24, т. 18, с. 108—109, 618]. Но разразившаяся война с Италией не позволила реализовать намерения обеих сторон.
Не стоит полагать, что Англия, Франция и Италия занимали враждебную позицию только по поводу развития связей Эфиопия — СССР, хотя наиболее яростно они выступали именно против эфиопских контактов с нашей страной. В Лондоне, Париже и Риме не взирали спокойно также на усилия Аддис-Абебы по налаживанию отношений с другими западными державами, справедливо видя в них своих конкурентов.
Так, в 1935 г. при заключении договора о торговле и дружбе с Эфиопией шведы вынуждены были постоянно оглядываться на Рим, который не одобрял занятую Стокгольмом позицию. Соглашение, подписанное в Аддис-Абебе 1 августа 1935 г., так и не было ими ратифицировано [313, с. 148—150]. В 1934 г. Берлин уступил требованиям Муссолини, отказав в конце концов Эфиопии в предоставлении займа в 33 млн. рейхсмарок сроком на 10 лет, на что соглашался в ходе секретных переговоров в Аддис-Абебе [278, с. 142]. В 30-е годы Англия саботировала, по существу, договоренность Эфиопии с американской фирмой «Дж. Г. Уайт инджениринг корпорейшн» о сооружении плотины на Голубом Ниле, у оз. Тана [174, с. 51—55; 208, с. 31—33; 187]. Под давлением англичан не удалось также германским банкам и компаниям заняться этим строительством [278, с. 141].
Англия и ее союзники по колониальной политике отрицательно относились к попыткам Эфиопии завязать тесное экономическое и дипломатическое сотрудничество с Японией. В Аддис-Абебе полагали противопоставить Страну восходящего солнца англо-франко-итальянским колонизаторам. Многое в совместных проектах обеим странам не удалось сделать из-за противодействия Лондона, Парижа и Рима (например, не состоялись: династический брак между царствующими домами Японии и Эфиопии, организация в Эфиопии плантаций хлопчатника и других технических культур, переселение в Эфиопию 1 млн. японцев).
В условиях нараставшей военной угрозы Италии страна остро нуждалась в средствах для оплаты оружия. Но Запад, как правило, отказывал Аддис-Абебе в удовлетворении ее просьб о займах. В 1935 г. Аддис-Абеба неожиданно получила торговый кредит в Германии в 350 тыс. рейхсмарок, на которые было закуплено у немецких промышленников и доставлено в Эфиопию около 10 тыс. винтовок, 10 млн. патронов, несколько пушек, другое оружие и большие партии амуниции [278, с. 142]. Берлин пошел на это, когда противоречия Германии с Италией обострились.
В развитии эфиопо-германских связей обращает на себя внимание один весьма любопытный момент. В 20—30-е годы Германию посетило несколько высокопоставленных делегаций из Эфиопии. Сам регент дважды останавливался летом 1924 г. в Гамбурге. В специальных посланиях в Берлин он заверял германских руководителей в желании упрочить узы дружбы между [163] двумя странами, развивать торговлю и пригласить к себе на службу немецких подданных [278, с, 138—140]. В 1932 г. Берлин посетил наследный принц Асфа Уосэн, официальным визитом которого Хайле Селассие, «вероятно, надеялся проложить мост для просьб о помощи» [278, с. 140], и т. д. Словом, интенсивность контактов с Германией со стороны Эфиопии была необычной. А ведь подобный курс по отношению к Берлину проводился теми, кто в свое время обвинял Лиджа Иясу за стремление ориентироваться на Германию.
Эфиопская дипломатия, пытаясь избежать изоляции, на какую ее обрекали Англия, Франция и Италия, уделяла самое пристальное внимание состоянию и перспективам отношений с этими державами. Она стремилась не допустить усиления их влияния в стране, срывая путем использования межимпериалистических противоречий совместные или индивидуальные попытки англо-франко-итальянских колонизаторов покорить ее. Вместе с тем Эфиопия старалась заручиться договорными обязательствами Англии, Франции и Италии в уважении, сохранении и поддержании ее статуса независимого государства, в официальном провозглашении этими странами дружественных отношений с Аддис-Абебой. В русле подобного подхода Эфиопии к связям с Лондоном, Парижем и Римом следует рассматривать, в частности, итало-эфиопский «договор о дружбе, посредничестве и арбитраже», подписанный обеими сторонами 2 августа 1928 г. Советский историк В. А. Трофимов утверждает, что при заключении соглашения и приложенной к нему дорожной конвенции «уже тогда Эфиопия выступала в качестве не только объекта, но и субъекта международной политики» [233, с. 131].
Эфиопия предпринимала самостоятельные шаги и в вопросе получения свободного выхода к морю, который занимал ее дипломатию в течение всего рассматриваемого периода. Англия, Франция и Италия использовали это обстоятельство и присутствие на ее границах для оказания на Аддис-Абебу постоянного давления. Проблема достижения Эфиопией непосредственного выхода к морю стала предметом обсуждения на многочисленных дипломатических встречах в Аддис-Абебе и столицах заинтересованных европейских держав. Она находилась в центре переговоров, какие вел регент в 1924 г. в ходе своего визита в Англию, Францию и Италию. Эфиопская сторона добивалась, территориальных уступок в портах одной из колоний — Эритреи, Британского или Французского Сомали и свободного прохода к выделяемому прибрежному району, причем получаемый коридор и приморская зона становились бы суверенной частью Эфиопии. В Лондоне и Париже уклонились от ответа на сделанные регентом предложения. Ни президент Франции А. Мильеран, ни британский премьер-министр Р. Макдональд не отнеслись всерьез к эфиопской просьбе. Правда, в Кэ д'Орсэ Тэфэри Мэконнына ознакомили с подготовленным в конце концов проектом соглашения о сдаче в аренду Эфиопии участка в Джибути, но [164] тут же заявили под предлогом правительственного кризиса, что не намерены его обсуждать.
В Риме же по тактическим соображениям уже на второй день пребывания регенту вручили проект договора, разработанный генеральным секретарем министерства иностранных дел Саль-ваторе Контарини. Речь в нем шла о предоставлении Эфиопии в Асэбе специальной зоны на 99 лет, прохода к ней по Эритрее и возможном строительстве в его пределах железной дороги. Территориальные уступки, однако, оговаривались рядом экономических, юридических и политических условий (например, организация совместной компании с участием исключительно итальянского персонала для строительства портовых сооружений, железной дороги и дорог на Гондэр, Адуа, Мэкэле и др. города), которые заметно ограничивали суверенитет эфиопского государства. Регент, изучив проект, заявил о необходимости обсудить его с могущественными сановниками и вельможами империи [90, с. 100—103]. Он был отвергнут (как и французские предложения) советом империи по возвращении Тэфэри Мэконнына в Аддис-Абебу в сентябре 1925 г.
Тем не менее вполне очевидно, что его содержание учитывалось при выработке положений итало-эфиопского договора 1928 г. и дорожной конвенции. Согласно одной из статей последней Эфиопии как раз и предоставлялась свободная зона в Асэбе на 130 лет. Однако ни тот, ни другой документ, по существу, не был реализован, и причина тому — агрессивность фашистской Италии.
В Риме очень враждебно относились к тому, когда Эфиопия со второй половины 20-х годов многократно вступала в переговоры с Францией по поводу приобретения прямого доступа к морю в Джибути [90, с. 146].
Настороженно воспринимали там и сообщения о попытках Эфиопии получить свободную зону в порту Зейла в Британском Сомали и территориальный «коридор» к нему. Активность эфиопской дипломатии по этому вопросу особенно усилилась в 1933—1934 гг., т. е. тогда, когда заметно возросла опасность нападения Италии. В секретной телеграмме английский посланник в Аддис-Абебе С. Бартон информировал министра иностранных дел Джона Саймона 13 февраля 1933 г. о том, что император просил возобновить переговоры относительно сдачи в аренду участка порта Зейла и коридора [305, с. 378]. Недавно опубликованные дипломатические документы Великобритании свидетельствуют о том, что Англия обусловливала эту уступку Эфиопии фактическим отторжением от нее обширных районов, примыкающих к Британскому Сомали. Над ними предполагалось провозгласить английский протекторат (см.: [305, с. 382]). Кроме того, Лондон намеревался заполучить в Эфиопии многочисленные весьма выгодные концессии [305, с. 383].
Не исключено также, что вопрос о свободной зоне в Зейле увязывался Лондоном с благоприятным для себя решением [165] проблемы строительства плотины на Голубом Ниле, у оз. Тана. Эфиопы всячески противились тому, чтобы Лондон контролировал и проектировавшуюся плотину, и район, отводимый под ее сооружение, и эксплуатацию возникшей бы гидротехнической системы, и сами нильские воды. Аддис-Абеба в этом преуспела, чего нельзя сказать о получении непосредственного выхода в Мировой океан по территории соседних колоний. Постигшая эфиопскую дипломатию неудача дорого обошлась стране, когда нападение фашистской Италии становилось все более реальным, а Великобритания и Франция, осуществлявшие политику «умиротворения» (т. е. потворствования) агрессора, запретили провоз оружия в Эфиопию через свои владения в Северо-Восточной Африке.
В 30-е годы особое внимание во внешнеполитической деятельности Аддис-Абеба сосредоточила на предотвращении итальянского вторжения. Дипломатия страны действовала не только путем двусторонних или многосторонних переговоров с Англией, Францией, Италией и некоторыми другими государствами, но и через Лигу наций.
Эфиопия и Лига наций
Почти сразу же после окончания первой мировой войны три представительные делегации из Эфиопии посетили Англию, Францию и Италию для того, чтобы приветствовать державы-победители, преподнести дары жертвам войны и прозондировать возможности участия Эфиопии в создаваемой Лиге наций [276, с. 29].
В ходе состоявшихся бесед выяснилось, что англичане и итальянцы заняли резко негативную позицию по поводу допуска Эфиопии в Лигу наций, ибо вполне обоснованно полагали, что при международном признании и гарантировании независимости этой африканской стране будет сложнее проводить колониальную политику в ее отношении. Франция же, рассчитывавшая еще более укрепить свое влияние при эфиопском дворе и противодействовать тем самым антифранцузским проискам Англии и Италии в Аддис-Абебе, решила оказать содействие-Эфиопии в данном вопросе.
В 1919 г. Англия блокировала официальную просьбу Аддис-Абебы о приеме в Лигу наций. Позднее, в 1935 г., У. Черчилль восторженно заявил, что «мудрость британской политики была продемонстрирована (в свое время) оппозицией допуску Эфиопии в Лигу наций» (см.: [305, с. 274]).
Через четыре года Эфиопия вновь попыталась вступить в Лигу наций. Аддис-Абеба упорно добивалась приема, ибо, как справедливо пишет В. А. Трофимов, «видела в этом средство повышения авторитета своего государства на международной арене, укрепления безопасности страны и расширения возможностей для решения внутренних проблем» [233, с. 92]. [166]
После многодневной жаркой дискуссии Ассамблея Лиги наций 28 сентября 1923 г. единогласно проголосовала за прием Эфиопии, что явилось первым в новейшее время крупным достижением эфиопской дипломатии на международной арене.
Спустя немногим более двух лет Аддис-Абеба вынуждена была прибегнуть к Лиге наций в целях защиты своего суверенитета и противодействия совместному англо-итальянскому сговору о разделе Эфиопии.
Не сумев самостоятельно осуществить закабаление Эфиопии, Англия в декабре 1925 г. заключила с Италией соглашение о сферах влияния в Эфиопии, в основу которого были положены предложения итальянского правительства, сделанные еще в 1919 г. и отвергнутые тогда Лондоном.
В самой Эфиопии справедливо расценили договор как акт, направленный против независимости страны. В ответе итальянскому посланнику Колли де Фелициано в Аддис-Абебе было указано, что Эфиопия собирается обратиться в Лигу наций с просьбой рассмотреть возникшую опасность ее независимости со стороны Англии и Италии. Это предупреждение в сочетании с протестами Аддис-Абебы правительствам Англии и Италии и поддержкой Франции заставило Лондон и Рим отступить. Они поспешили заверить Эфиопию в своем уважении ее суверенитета и территориальной целостности.
Важной вехой в развитии взаимоотношений Эфиопии с Лигой наций явилась регистрация в этой международной организации итало-эфиопского договора 1928 г. о дружбе, посредничестве и арбитраже. Такой шаг был сделан впервые во внешнеполитической практике Эфиопии.
Однако Рим, отбросиь вскоре в сторону условия договора, решил воспользоваться обострением внутриполитической обстановки в Эфиопии на рубеже 20—30-х годов, к чему приложили свою руку и итальянские агенты, действовавшие в этой стране. Правительство Италии активизировало так называемую периферийную политику, направленную в конечном счете на отторжение от Эфиопии окраинных районов на севере, юго-востоке н юге. Оно сделало ставку на развал центральной власти, оказывая широкую помощь центробежным силам. В результате усилилось использование в колониальных целях «мирных» методов покорения страны. Надеясь на успех, в Риме учитывали известную в конце 20-х годов пассивность Франции в Эфиопии и заверения Форин офиса от 28 февраля 1928 г. в том, что «британские интересы в Абиссинии состоят... во-первых, в развитии торговли, во-вторых, в достижении мира на границах (Эфиопии и британских колоний.— Авт.) и, в-третьих, (в обеспечении контроля.— Авт.) над озером Тана» [305, с. 393—394].
Когда в начале 30-х годов обнаружился очередной провал «мирного» проникновения, в Риме активно взялись за подготовку войны с целью захвата Эфиопии. Еще летом 1933 г. маршал Де Боно разработал план нападения на Эфиопию. Дуче сам определил дату вторжения — 1 октября 1935 г. В начале 1934 г. в Рим был вызван военный атташе Италии в Аддис-Абебе полковник Витторио Руджеро, которому указали на необходимость устроить какой-нибудь инцидент, который послужил бы оправданием [167] для вторжения в Эфиопию [272, с. 38]. Одновременна шла обработка общественного мнения в Италии с расчетом вызвать шовинистические настроения против Эфиопии, за ее якобы агрессивные намерения в отношении Эритреи и Итальянского Сомали. Соответствующие данные в итальянских военных и дипломатических сообщениях, как пишет А. Триульци, «были продиктованы необходимостью оправдать военные приготовления Италии в Эритрее» [402, с. 239]. Словом, к тому времени, когда 5 декабря 1934 г. произошло ожесточенное столкновение между эфиопскими и итальянскими войсками в оазисе (Уольуоль), захваченном колонизаторами, в Риме, судя по всему, уже была проделана большая работа по подготовке войны против Эфиопии.
После прекращения огня в Уольуоле оба заинтересованных правительства обменялись нотами протеста. Одновременно правительство Англии и Франции, рассчитывая умиротворить фашистскую Италию и, таким образом, солидаризируясь с агрессором, информировали Хайле Селассие, что они не намерены вмешиваться в возникший конфликт Эфиопии с Италией и не окажут ему никакой дипломатической поддержки. В этой связи уместно напомнить инструкции министра иностранных дел Англии Джона Саймона британскому посланнику в Аддис-Абебе С. Бартону еще от 5 октября 1934 г. по поводу оккупации итальянцами Уольуоля. Они сводились к тому, чтобы не допустить подключения Англии в спор между Италией и Эфиопией, не позволить Эфиопии играть в территориальном конфликте с Италией ведущую роль (т. е. роль субъекта международной политики), а также дать понять Хайле Селассие, «что он не может ни при каких обстоятельствах опереться на (английскую)... поддержку в противодействии Италии и (или) Франции, которая с приходом в Кэ д'Орсэ П. Лаваля открыто встала на сторону Муссолини» [305, с. 390—391].
14 декабря 1934 г. Эфиопия информировала Лигу наций о случившемся в Уольуоле. В телеграмме, направленной в Женеву, подчеркивалось, что перед лицом итальянской агрессии эфиопское правительство обращает внимание Совета Лиги наций на серьезность ситуации. При этом Аддис-Абеба настаивала на решении возникшего спора путем арбитража в рамках итало-эфиопского договора 1928 г.
Итальянцы, в свою очередь, продолжали обвинять Эфиопию в агрессивности. Произвольно трактуя положения итало-эфиопского соглашения 1908 г. о границах, Рим объявил сам оазис Уольуоль и прилегающие к нему области районом, находящимся под суверенитетом Италии в составе Итальянского Сомали. Получалось, словом, что Эфиопия посягнула на «священные» права и земли Италии.
Убедившись в невозможности склонить итальянское правительство к переговорам в соответствии с договором 1928 г., власти в Аддис-Абебе 3 января 1935 г., как предусматривалось ст. 2 [168] устава Лиги наций, обратились в эту международную организацию с просьбой обсудить в Совете сложившуюся ситуацию, чреватую опасностью развязывания Италией войны.
Англия и Франция, учитывая негативную позицию Италии в отношении обсуждения возникшей проблемы в Женеве, стали уговаривать Эфиопию отказаться от апелляции к Лиге наций. «...Мы должны предпринять,— телеграфировал Дж. Саймон британскому послу в Риме Э. Друммонду 16 января 1935 г.,— последнюю попытку предотвратить рассмотрение этого дела в Совете Лиги...» [305, с. 395].
В Аддис-Абебе в конце концов уступили нажиму империалистических держав, но лишь после того, как Италия согласилась рассмотреть уольуольские события на основе 5-й статьи договора 1928 г., по которой предусматривалось создать совместную арбитражную комиссию.
Этот шаг явился, однако, своеобразной уловкой Италии. Под прикрытием многочисленных встреч, бесед, обсуждений, деклараций, проволочек, демаршей и тому подобных дипломатических приемов итальянское правительство еще более активизировало военные приготовления и развернуло широкое дипломатическое наступление с целью заручиться гласной либо тайной поддержкой крупнейших империалистических держав его агрессивного курса на покорение Эфиопии.
17 марта в памятной записке на имя генерального секретаря Лиги наций эфиопское правительство сообщало о непрекращающемся наращивании Италией войск и техники на границах с Эфиопией, об отказе Рима разрешить конфликт путем арбитража, а также о том, что намеревается просить Совет Лиги наций изучить общее состояние итало-эфиопских отношений. Жозеф Авенол, генеральный секретарь Лиги наций, проинформировал Рим о демарше Аддис-Абебы.
В ответной ноте итальянского правительства, поступившей 23 марта в Женеву, обвинения, выдвинутые Эфиопией 17 марта, полностью отвергались. Тем не менее Рим, маскируя свои подлинные цели, подтвердил возможность продолжения переговоров с Эфиопией, включая создание арбитражной комиссии. Но дальше декларативного заявления дело не пошло: Италия, убеждавшаяся все больше и больше в пособничестве Англии и Франции (Римское соглашение с Францией от 7 января 1935 г., итало-французский документ от 4 января 19,35 г., доклад специального комитета под председательством постоянного заместителя министра по делам колоний Великобритании Джона Маффи, кулуарные беседы на переговорах в Стрессе и т. д.), вполне сознательно затягивала реализацию своих обещаний и обязательств. 19 марта и 3 апреля 1935 г. были сорваны еще две попытки Эфиопии рассмотреть весь комплекс проблем отношений с Италией в Совете Лиги наций.
В конце мая в результате очередного, еще более настойчивого обращения Эфиопии в Лигу наций о защите против возросшей враждебности Италии, отказывавшейся по-прежнему создать арбитражную комиссию, Англия и Франция вновь прибегли к дипломатическим маневрам, в результате которых «итальянский фашизм получал трехмесячный срок для дальнейшей подготовки агрессии против Эфиопии. А резолюции Лиги наций до некоторой степени предохраняли его от критики со стороны прогрессивной общественности мира» [233, с. 165]. Совет Лиги наций, утвердив эти резолюции, остался глух и на этот раз к заявлению Эфиопии о том, что ее независимости угрожает фашистская Италия.
Под давлением Англии и Франции Лига наций, однако, свела всю проблему итало-эфиопских взаимоотношений к инциденту в Уольуоле. Вероятно, этому содействовало и то, что Аддис-Абеба, ища выход из создавшегося положения, 16 мая информировала Муссолини о своем желании ограничить арбитражную процедуру рассмотрением вооруженного столкновения в Уольуоле. [169]
Именно этот вопрос и разбирался арбитражной комиссией, работа которой сталкивалась с самыми разнообразными трудностями, обусловленными неоднократными проволочками и препирательствами со стороны Италии. Совету Лиги наций вновь в конце июля — начале августа пришлось собраться и обсудить ситуацию, сложившуюся в результате преднамеренного саботажа итальянцами арбитражного разбирательства инцидента в Уольуоле. В своей резолюции от 3 августа Совет Лиги наций, отбросив все факты о готовящемся нападении Италии, вновь рекомендовал обоим заинтересованным правительствам придерживаться процедуры арбитража и примирения, а также не позднее 4 сентября 1935 г. информировать о достигнутых результатах.
И хотя арбитражная комиссия за день до истечения этого срока приняла компромиссное решение, не возложив вину за события в Уольуоле ни на одну из сторон, военное вторжение Италии становилось все более очевидным. Усиливавшаяся ее враждебность по отношению к Эфиопии вновь была подтверждена 4 августа, когда на заседании Совета Лиги наций представитель Рима распространил объемистый том, содержавший необоснованные обвинения и нападки на Аддис-Абебу [55].
Только голос Советского Союза на сентябрьском заседании Совета прозвучал в защиту Эфиопии. «С большим сожалением я вынужден,— говорил глава советской делегации М. М. Литвинов 5 сентября 1935 г.,— заявить о своем несогласии с той позицией, которую уважаемый представитель Италии приглашает нас занять... смысл его заявления сводится к тому, что Совет Лиги приглашается констатировать свою незаинтересованность в конфликте, свое безразличие, пройти мимо него, санкционировав требуемую им для своего правительства свободу действий... Я предлагаю Совету не останавливаться ни перед какими усилиями и средствами, чтобы предотвратить вооруженный конфликт между двумя членами Лиги и осуществить задачу, которая является смыслом существования Лиги» [24, т. 18, с. 494, 496]. Советский представитель потребовал применения самых энергичных и решительных санкций к Италии. Саботировав советское предложение, империалистические державы поощрили тем самым Италию на дальнейшие агрессивные шаги. Тогда Советский Союз в одностороннем порядке запретил экспорт в Италию военных материалов (и только в Италию!) [272, с. 316].
В Лиге наций Советский Союз продолжал неизменно оказывать широкую моральную и дипломатическую помощь Эфиопии, требуя принятия немедленных мер против агрессора. В Эфиопии не раз в прошлом и в настоящее время с благодарностью относились к поддержке СССР. Временный поверенный в делах СССР в Великобритании телеграфировал 14 сентября 1935 г. в Наркоминдел: «Сегодня ко мне приходил посланник Абиссинии д-р Мартин и просил передать Советскому правительству, что его правительство очень благодарно за выступление Нар... ком... ин... дел СССР на заседании Совета Лиги наций (5 сентября.— Авт). Выступление оказало им большую помощь, которую абиссинское правительство высоко ценит» [24, т. 18, с. 512]. «В период [170] оккупации нашей страны фашистской Италией в 1935—1941 годах, — отмечал в 1978 г. Генеральный секретарь РПЭ, президент НДРЭ Менгисту Хайле Мариам, — Советский Союз оказывал Эфиопии необходимую поддержку, в том числе в бывшей Лиге наций» [20, с. 15].
6 сентября Совет Лиги наций образовал «комитет пяти» в составе представителей Англии, Франции, Польши, Испании и Турции для изучения итало-эфиопских отношений и изыскания средств для мирного разрешения вопроса.
«Комитет пяти» после двенадцатидневной работы рекомендовал оказать широкую международную финансовую и техническую помощь Эфиопии, осуществить в ней под наблюдением Лиги наций социально-экономические и административные реформы, реорганизовать в стране полицейские силы, направить и Аддис-Абебу зарубежных специалистов, беспрепятственно допускать иностранный капитал в эфиопскую экономику, признать Лондоном и Парижем первостепенность интересов Италии в Эфиопии и, наконец, уступить Италии часть эфиопской территории в обмен на небольшие районы в Британском и Французском Сомали. «В действительности, — пишет А. Дж. Баркер, — программа умиротворения комитета пяти означала установление международного (точнее, межимпериалистического.— Авт.) мандата над Эфиопией» [279, с. 114]. Италию, однако, никоим образом не устраивал даже подобный статус Эфиопии. В Риме настаивали на безраздельном господстве в Эфиопии. Что касается эфиопского правительства, то оно, используя уже любую возможность для предотвращения войны, выразило готовность вступить в переговоры с Италией на основе предложений «комитета пяти».
Согласие Эфиопии и отказ Италии привели в Совете Лиги наций к созданию нового комитета (теперь уже из 13 членов) с теми же самыми задачами, что и у его предшественника. Собственно говоря, этому комитету так и не пришлось сделать какие-нибудь выводы до начала боевых действий. Умиротворители на этот раз не получили отсрочки от Италии.
Война, надвигавшаяся в течение почти всего 1935 г., разразилась 3 октября, о чем незамедлительно Аддис-Абеба известила Лигу наций.
На заседании Совета 5 октября эфиопский делегат Тэкле Хавариат потребовал применить к Италии ст. 16 Устава Лиги наций, предусматривавшую обязательность принятия всеми ее членами экономических, финансовых и военных санкций против государства-агрессора.
Далее вопрос об итальянском вторжении в Эфиопию обсуждался на открывшейся 9 октября Ассамблее Лиги наций. В ходе трехдневной дискуссии агрессор фактически оказался в изоляции. Наиболее принципиальную точку зрения на события, разыгравшиеся в Северо-Восточной Африке, высказала советская делегация. 10 октября представитель Советского Союза В. П. Потемкин заявил, что «делегация СССР считает долгом [171] подтвердить свою готовность выполнять наряду с прочими членами Лиги наций все обязательства, которые налагает на всех их без изъятия ее устав» [123, 11.10.1935].
Объявив 11 октября в результате голосования Италию агрессором, Ассамблея Лиги наций образовала Координационный комитет в составе представителей всех 50 (из 54) государств, одобривших резолюцию осуждения Италии. На первом же заседании этого комитета, в задачи которого входила разработка конкретных мероприятий по осуществлению санкций к Италии, был создан рабочий орган — так называемый подкомитет 18 в составе Советского Союза, Англии, Франции и некоторых; других государств. К 19 октября подкомитет 18, на заседании которого лишь СССР требовал принятия самых действенных санкций [24, т. 19, с. 330], одобрил резолюцию о непредоставлении Италии займов и кредитов и неучастии с ней в каких-либо финансовых операциях, о полном запрещении импорта товаров из Италии и, наконец, об эмбарго на ввоз в Италию ряда товаров военного назначения (вьючных животных, каучука, алюминия, железной руды и железного лома, марганца, никеля, вольфрама, ванадия и т. д.).
Санкции вступали в силу с 18 ноября 1935 г. Они оказались, однако, малоэффективны [361, с. 181]. Не удалось к тому же ввести эмбарго на поставки нефти в Италию. А ведь «нефтяные» санкции могли бы самым решительным образом подорвать уверенность Италии в успехе ее нападения на Эфиопию. Еще в середине октября 1935 г., когда Италия располагала лишь двухмесячным запасом этого сырья, Э. Де Боно, П. Бадольо и А. Лессона в телеграмме на имя дуче сообщали, что в случае эмбарго на нефть военные усилия Италии в Эфиопии будут быстро приостановлены [316, с. 71]. Барон П. Алоизи признал в ноябре 1935 г., что если бы был введен запрет на поставки нефти Италии, то ее положение стало бы катастрофическим [305, с. 441]. В отчете комитета Лиги наций по нефтяным санкциям в феврале 1936 г. указывалось: «...если бы эмбарго универсально применялось бы сейчас, итальянских запасов нефти при сохранении нынешних темпов потребления хватило бы на три—три с половиной месяца...» [305, с. 460].
Ответственность за срыв «нефтяных» санкций полностью лежит прежде всего на Англии, Франции и Соединенных Штатах Америки.
В начале декабря разыгрались события, связанные с соглашением Хора—Лаваля — планом удовлетворения колониальных аппетитов Италии в Эфиопии, составлением которого еще с середины октября занимались сотрудники Форин офиса и Кэ д'Орсэ [234, с. 141—142; 235, с. 111 — 112; 279, с. 186—205; 316, с. 97—113]. Оно было отвергнуто Аддис-Абебой. «Принятие даже в принципе франко-британских предложений,— сказал, в частности, Хайле Селассие,— явилось бы не только трусостью по отношению к нашему народу, но и предательством Лиги наций и [172] всех государств, которые... (надеются.— Авт.) на систему коллективной безопасности» [279, с. 204].
В Лиге наций из-за обсуждения соглашения Хора—Лаваля отложили рассмотрение вопроса о нефтяных санкциях. «Эта отсрочка,— писал А. Дж. Баркер,— положила конец какому-либо эффективному действию против Италии» [279, с. 204].
Единственно, что Лига наций с тех пор предприняла более или менее реального (и опять за счет отсрочки рассмотрения вопроса о нефтяных санкциях) — это обратилась 3 марта 1936 г. по предложению Франции к Италии и Эфиопии с просьбой прекратить боевые действия и начать переговоры под эгидой Лиги наций и в духе ее устава. Этот призыв нашел благожелательный отклик как в Аддис-Абебе, так и в Риме. Дело в том, что еще в феврале Муссолини, встревоженный поступавшими сообщениями о затягивании войны, ширившихся протестах мировой демократической общественности, передал Аддис-Абебе пожелание итальянского правительства организовать двусторонние переговоры для заключения мира, разумеется, на условиях Италии. Тогда в феврале, как известно, Хайле Селассие снесся с Лондоном и просил его взять на себя роль посредника, одновременно отметив, что предпочитает установление британского протектората над Эфиопией, чем вести переговоры с фашистской Италией [273]. Однако Форин офис отверг оба предложения императора, заявив, в частности, о необходимости вести переговоры между двумя воюющими государствами только под эгидой Лиги наций. Известно, что Хайле Селассие и Муссолини в начале февраля 1936 г. использовали для связи друг с другом Ф. У. Рикетта, представителя американской «Африкэн эксплотейшн энд дивелопмент корпорейшн», которой в августе 1935 г. была предоставлена на 75 лет концессия на поиски и разработку топливно-энергетических и минеральных ресурсов в Восточной и Юго-Восточной Эфиопии. Показательны сведения Форин офиса от 12 февраля 1936 г. о том, что «Муссолини очень желает найти выход из тупика» [305, с. 455], связанного с приостановкой продвижения итальянских армий в Эфиопии.
Может быть, между итало-эфиопскими контактами в феврале 1936 г., ответом Лондона и мартовским решением Лиги наций, рекомендовавшей Италии и Эфиопии вступить в переговоры, имеется прямая связь. Это предположение подтверждается, в частности, сравнительно быстрой реакцией, притом положительной, Аддис-Абебы и Рима на сделанное 3 марта Лигой наций обращение: соответственно 5 и 8 марта.
Однако дело дальше обмена соответствующими дипломатическими документами не пошло: итало-эфиопские переговоры в марте 1936 г. не состоялись.
Лига наций занялась вскоре обсуждением проблем, связанных с ремилитаризацией Рейнской области. Итальянская агрессия против Эфиопии отошла в Лиге наций на второй план. А после 9 мая этот вопрос и вовсе приобрел абсолютно иное звучание, что явилось следствием официального уведомления Италией иностранных держав о завоевании Эфиопии.
С тех пор в Лиге наций оживленно велись дискуссии о том, отменять или нет санкции, примененные к Италии, и признавать или нет захват Италией Эфиопии.
В попытке добиться помощи от Лиги наций и сохранить введенные санкции против Италии Эфиопия 2 июля 1936 г. внесла на рассмотрение Ассамблеи две резолюции: в первой содержалось положение о том, что Лига наций не признает аннексии, совершенной при помощи силы, а во второй — о предоставлении Эфиопии займа в 10 млн. ф. ст. для защиты ее территориальной целостности и политической самостоятельности. Обе резолюции [173] не были приняты. Зато Ассамблея Лиги наций большинством голосов утвердила предложенную Бельгией резолюцию, в которой рекомендовалось упразднить меры, предпринятые во исполнение ст. 16 устава. 15 июля Лига наций, несмотря на противодействие Советского Союза, поддержавшего Эфиопию, официально объявила недействительными санкции, наложенные на Италию как агрессора. Это решение Лиги наций устраняло те минимальные препятствия, какие они (санкции) создавали на пути увеличения военного потенциала фашистской Италии. Оно в известной мере помогло итальянцам разбить эфиопские войска, продолжавшие сопротивление в мае 1936 — феврале 1937 г.
В сентябре 1937 г. Лига наций, по существу, санкционировала официальное признание капиталистическими странами захвата Италией Эфиопии, лишив ее тем самым статуса суверенного государства. Только пять стран, в том числе СССР, не пошли на это.
Так закончились отношения Эфиопии с Лигой наций. Расчеты Эфиопии на Лигу наций в деле защиты своего суверенитет не оправдались.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.