21 января 1872 г. правитель Тыграя Каса был возведен ня престол императоров Эфиопии. В соответствии с эфиопской традицией он принял царское имя Йоханныс IV.
Пытаясь представить себе политического деятеля, который мог бы стать достойным преемником Теодроса, историограф экспедиции Нэпира отмечал, что «будущая судьба Абиссинии будет в значительной степени зависеть от появления человека с сильной волей и великими способностями Теодроса, без его фанатизма и дьявольской гордыни, который сумеет сплотить всех жителей христианского нагорья в одну нацию» [101, с. 369]. Соответствовал ли новый император этому умозрительному образу? Сохранилось немало отзывов европейских современников, которые рисуют Йоханныса как незначительную личность, малопригодную для руководства страной. Так, К. Маркхэм пишет о нем как о «марионетке в руках более могущественных вождей», «жалком существе» [101, с. 381]. Вместе с тем деятельность Йоханныса на императорском троне на протяжении 17 лет свидетельствует о нем как о личности, если и уступавшей Теодросу, то, во всяком случае, разумной и ясно осознающей свои цели.
Достаточно емкая характеристика этого политического деятеля содержится в предисловии эфиопского историка Баиру Тафла к одной из хроник, посвященных правлению Йоханныса: [68] «Абба Бэзбэз Каса, или император Йоханныс IV, был аристократом по происхождению, клириком по образованию, фанатиком по религиозному рвению, моралистом по наклонностям, монахом на практике, националистом по проводимой им политике, воином и императором по положению» [77, с. 15]. Этой характеристике ничем особо не противоречат оценки ряда европейских авторов, в работах которых Иоханныс изображается как «монах и солдат», личность, известная своей «фанатической ненавистью к мусульманам... и враждебностью к католикам», как человек, «олицетворявший старую, аристократическую и религиозную Эфиопию» [347, с. 208—209].
В отличие от Теодроса он не помышлял о создании абсолютной монархии, ограничиваясь задачей упрочения того, что ему досталось от предшественников. Этим и определялись формы и методы государственной политики по объединению страны на новом этапе ее развития.
Необходимо подчеркнуть, что Йоханныс встал у кормила власти в крайне сложных внутриполитических условиях. В период нескольких предшествующих лет, представлявших, по сути, период междуцарствия, в стране усилились центробежные тенденции и укрепила свои позиции местная феодальная знать. Оплотом сепаратизма все больше становилась Шоа, но и в других областях империи складывалась аналогичная ситуация. Поэтому чуть ли не с первых дней своего правления император был вынужден предпринять ряд военных кампаний по наведению порядка. Нетрудно заметить, что первые шаги и Теодроса и Йоханныса — императоров-северян — сводились к одному и тому же: установлению контроля над Шоа и соседними с ней областями, что свидетельствовало о важной роли, которую продолжала сохранять Шоа на протяжении многих лет в борьбе за политическую гегемонию в Эфиопии.
Подавив относительно быстро антиправительственные выступления племен оромо-азэбо, императорские войска приступили к подчинению Годжама, где проверку на прочность центральной власти устроил правитель этой области рас Адаль Тэсэмма, родственник прежнего императора. Поскольку императорская армия в то время не знала себе равных, в конечном итоге правитель Годжама, несмотря на несколько побед в отдельных сражениях, был вынужден присягнуть на верность Йоханнысу.
Вне императорского контроля оставалась только Шоа, правитель которой Менелик хотя и не вступил в открытую борьбу за корону, тем не менее осуществлял политику на достижение этой цели в будущем. Шоанскую политику в исследуемый период определяли три характерные цели: расширение территории области в юго-восточном, южном и юго-западном направлениях; установление тесных контактов с европейскими державами; активность по закупке огнестрельного оружия. Объективно такая политика укрепляла позиции Шоа. [69]
В январе 1878 г. вторжением в Мэнз, северный район области, императорская армия начала военные действия против Шоа. Первые же сражения показали, что, несмотря на усиливающуюся боевую мощь шоанской армии, она еще не стала достойным соперником армии Йоханныса. При примерно равной численности армия Менелика значительно уступала в вооружении. Если у Йоханныса 46 тыс. воинов были вооружены ружьями, то среди шоанцев таковых насчитывалось примерно 25 тыс. При этом 20 тыс. императорских воинов были вооружены ружьями «ремингтон», самыми новейшими в тот период в Эфиопии, против 8 тыс. воинов Менелика [343, с. 92—93]. Вследствие этого совет шоанских военачальников единодушно отказался от сопротивления вследствие превосходства сил противника. В результате было формально упразднено независимое положение Шоа, и между ее правителем и императором восстановились, по крайней мере внешне, отношения эфиопского сюзерена и вассала.
На деле Шоа практически сохраняла свое прежнее независимое состояние в системе эфиопских областей. «Между Йоханнысом IV и Шоа,— справедливо отмечают польские историки,— к которой он относился почти как к самостоятельному государству, установились отношения своего рода сосуществования на основе невмешательства императора в шоанские дела при одновременном отказе Менелика от каких-либо экспансионистских действий на севере» [169, с. 294].
Таким образом, формальное объединение страны было достигнуто в какой-то степени за счет компромисса, когда наиболее могущественные правители получили в обмен за признание Йоханныса верховным правителем право осуществлять в основных параметрах курс независимой политики. Помимо ныгуса Шоа такими полномочиями пользовался другой видный политический деятель Эфиопии второй половины XIX в. — правитель Годжама ныгус Тэкле Хайманот, известный до 1881 г. как рас Адаль. Высокий феодальный титул, пожалованный годжамцу императором, был не только платой за лояльность к центральной власти. Ныгус Тэкле Хайманот для Йоханныса служил как бы полтическим противовесом возраставшему влиянию Менелика. Дав некоторую автономию двум наиболее сильным областям, император умело сталкивал обоих правителей, стремясь к их взаимному ослаблению.
Формы и методы объединения Эфиопии в этот период определялись не только субъективными факторами, проистекавшими из видения Йоханнысом будущего страны в виде феодальной империи, но и обусловливались объективными изменениями, происшедшими во внешнеполитической обстановке. Необходимость защиты территориальной целостности страны отвлекала императора от последовательного решения внутренних проблем. Постоянная внешняя опасность, о которой будет сказано ниже, как раз и обусловила компромисс, лежащий в основе отношений [70] верховной власти с номинальными вассалами. Анализируя централизаторскую политику Йоханныса, эфиопский историк Зоуде Гэбрэ Сылласе пишет: «Цель, которая постоянно» определяла его правление, основывалась на идее создания независимой объединенной Эфиопии. Поэтому, хотя он не мог не видеть усиления местных правителей, в первую очередь Менелика и Тэкле Хайманота, как возможной угрозы своей власти, он предпочитал заручиться их лояльностью, что и делал в случае необходимости, нежели лишать их полной власти. Для создания сильной Эфиопии, способной противостоять угрозе иностранного вторжения, необходимо было разрешить этим правителям расширять свои владения к югу, хотя это и повышало их политическое влияние». Поэтому Йоханныс «предпочитал управление страной через традиционных правителей и такую систему ценностей, которая обеспечивала инициативу местных правителей при сохранении контроля из центра» [308, с. 256].
В отличие от Теодроса, уповавшего в своей деятельности по централизации страны целиком на военную силу, не менее религиозный, но более последовательный в вопросах веры Йоханныс в основу объединения Эфиопии положил достижение единоверия среди эфиопского духовенства. «От объединения церкви — к объединению страны» — таков был главный тезис его концепции политической централизации Эфиопии.
При Теодросе, несмотря на достигнутое между светской и духовной властью соглашение о распространении среди христиан обязательной для всех александрийской догмы, объединения церкви не произошло. Более того, в тот период было нарушено традиционное единение престола и церкви, которое в прошлом являлось фундаментом эфиопской государственности.
Для решения религиозных проблем, разделявших эфиопское духовенство на различные богословские течения, в 1878 г. в Бору-Меда был создан собор, на котором в присутствии светской и духовной феодальной верхушки страны ересь была предана анафеме и провозглашен обязательный для всех толк тоуахдо. Таким образом был ликвидирован раскол внутри эфиопской церкви, существованию которого способствовало в определенной степени сохранение в стране сепаратистских настроений.
Большое внимание на соборе было уделено выработке основных направлений религиозной политики в отношении нехристианского населения Эфиопии. Последовательный сторонник введения в стране единой веры, Йоханныс установил срок в три года для перехода в христианство мусульман и пять лет — для язычников. Что же касается занимавшей административные посты верхушки, то для них срок был еще короче и исчислялся несколькими месяцами [308, с. 58].
Другим последствием собора в Бору-Меда явилась начатая по инициативе императора кампания против европейских миссионеров. Равнодушный к техническим новшествам, носителями [71] которых были европейцы, он видел в миссионерах прежде всего людей чужой веры, деятельность которых в стране служила препятствием к осуществлению политики «одна страна — одна вера».
Если Теодрос с его радикальными идеями отважился бросить вызов некоторым традициям и вступил в конфликт с церковью, то Йоханныс был плоть от плоти традиционного эфиопского общества с его идеализацией прошлого и невосприимчивостью ко всему новому. Не будет преувеличением сказать, что этот эфиопский монарх скорее вписывался в образ правителя средневековой Эфиопии, чем в образ политического деятеля последней четверти прошлого столетия. Это обстоятельство, безусловно, не могло не наложить отпечаток на всю внутреннюю жизнь страны. Может, не значительными, но достаточно показательными примерами служат указ, по которому курильщики подвергались наказанию вплоть до обрезания губ, и факты недовольства императора при виде обуви на ногах молодых эфиопов, вернувшихся из-за границы [364. с. 297—298].
Своих единомышленников император легче всего находил в церковной среде. Да и сам он по образу жизни в невоенное время больше напоминал монаха, чем светского правителя. Анонимный автор одной из хроник пишет: «Когда Йоханныс готовился к коронации в Аксуме, он созвал видных священнослужителей со всех концов страны, чтобы получить их благословение и разделить с ними радость правления. Собравшись, эти святые отцы сказали ему: „Йоханныс, по царским законам ты должен избрать себе жену". И ответил он им: „Разве вы не знаете, что сказал апостол Павел: тот, кто имеет жену, служит не богу, а своей жене". После этого он короновался один в соответствии с традицией монахов-анахоретов, потому что победил свою похоть и не видел лица женщин. Его слугой был монах по имени авва Уольдэ Микаэль. Вот такой была царская жизнь йоханныса до самого последнего дня» [77, с. 147]. Можно еще добавить, что лексикон императора в значительной степени напоминал священное писание.
Период правления Йоханныса был ознаменован дальнейшим укреплением экономических позиций церкви. Земельные владения отдельных церквей, и без того занимавшие обширные пространства, еще больше увеличились. Права духовенства на прежние земли, возвращенные сразу же после падения Теодроса, были официально подтверждены, а затем одни пожалования последовали за другими. «В его правление,— отмечает автор хроники,— бедность покинула духовенство, поскольку щедрость и богатство Йоханныса наполнили его дома» [77, с. 149]. При этом нужно помнить, что эфиопское духовенство в социальном отношении было неоднородным и главным образом лишь церковная верхушка ощущала результаты императорского благоволения.
Однако при всей приверженности к традициям, при всем желании [72] сохранить Эфиопию в изоляции от внешнего мира Йоханныс не мог не осознавать, что в условиях возраставшего активного проникновения в Африку европейских держав это маловозможно. Угроза иностранного вторжения делала императивом ускорение экономического развития Эфиопии. Отсюда обращение к Англии с просьбой о присылке опытных инженеров и ремесленников, которое осталось без ответа.
Неудачей закончились и попытки продолжить военную подготовку императорской армии, начатые Киркхэмом. Очень скоро обучению военным приемам пришел конец, поскольку солдаты, не привыкшие к тяготам и однообразию тренировок, стали проявлять недовольство, заявляя, что «лучше умереть сразу, чем столько трудиться» [364, с. 298]. Поэтому пришлось вернуться к традиционной подготовке армии, не соответствующей духу времени и задачам, которые вставали перед страной в исследуемый период.
Столь же непоследовательной, как и в предшествующий период, оказалась политика императора в вопросах работорговли. Как и Теодрос, он предпринял некоторые шаги для ее ограничения, исходя из внешнеполитических соображений. Когда английский путешественник Де Коссон в беседе с императором намекнул, что ликвидация рабства в стране будет благожелательно воспринята в Европе, Йоханныс ответил, что «он серьезно думал обо всем этом, что рабство противно ему как христианскому монарху, но что ни одна из европейских держав не попросила его уничтожить рабство в стране» (цит. по [362, с. 97]). Императорский указ «тот, кто купит или продаст раба, будет безжалостно приговорен к смертной казни» поражал суровостью, но практически остался лишь на бумаге. То, что существовало и развивалось на протяжении многих веков, невозможно было уничтожить росчерком пера. В конечном счете проблема уничтожения рабства наряду с другими нерешенными проблемами составила часть его политического наследства, перешедшего впоследствии к Менелику.
Анализируя некоторые мероприятия Йоханныса, нетрудно заметить, что многие из них являлись как бы продолжением внутренней политики Теодроса. Эта преемственность при несомненной несхожести их как личностей — лишнее доказательство того, что направление государственной деятельности определялось скорее требованиями времени, а не волей того или иного руководителя страны. Вместе с тем политика Йоханныса — это действия традиционного по мировоззрению и методам политического деятеля, поставленного в определенной степени в новые для; Эфиопии условия, которые характеризовались нарастанием угрозы внешней опасности. [73]
Эфиопо-египетская война
В конкретных условиях 70-х годов XIX в. первая угроза территориальной целостности Эфиопии исходила не от европейских держав, к этому времени уже вступивших на путь колониальных захватов, а от Египта. В 1868 г. Турция передала ему порт Массауа, и в начале 70-х годов под египетским контролем уже находилось все побережье от Зейлы до Гвардафуя.
В планы хедива входило также расширение египетских владений за счет северо-восточных районов Эфиопии. При этом важное место в них отводилось привлечению на свою сторону находящихся в оппозиции к центральной власти эфиопских феодалов. Естественно, что особую ценность в этом отношении представлял ныгус Шоа Менелик, после императора самая значительная фигура на политической арене Эфиопии.
В 1874 г. перешедший на службу к египетскому хедиву швейцарский авантюрист В. Мюнцингер во главе египетского вооруженного отряда вторгся в эфиопскую провинцию Богос и, захватив Кэрэн, стал продвигаться к Тыграю. Успех этой кампании породил в Каире надежды на успех и в последующих операциях. Считалось, что император Йоханныс не сможет противостоять хорошо организованной и намного лучше вооруженной египетской армии [384, с. 310]. Пытаясь ослабить возможный фронт сопротивления, хедив обратился к Менелику с письмом, в котором в обмен на поддержку в борьбе за императорский трон склонял шоанца к совместной войне против императора. «Мы будем очень рады,— говорилось в этом послании,— установить с вами отношения, поскольку, по нашему мнению, вы более способны и достойны, чем другие, владеть эфиопским престолом» [298, т. 3, с. 310].
Как и во время вторжения Нэпира, осторожный правитель Шоа не пошел на открытую конфронтацию с императором. Не послал он шоанскую армию и в помощь Иоханнысу, ослабление которого способствовало его собственным планам.
Новое наступление египтян началось с неудачи: в ноябре 1875 г. отряд Мюнцингера был разгромлен у оз. Ауаса племенами афаров. Однако другой египетский отряд, численностью примерно 3 тыс. человек под командованием датчанина С.-А. Арендрупа, высадился в конце сентября в Массауа и, не встретив сопротивления, 6 ноября достиг р. Мэрэб у Гундэта.
Неоднократные попытки императора Йоханныса добиться вмешательства европейских держав, прежде всего Англии, в конфликт закончились безрезультатно [384, с. 320]. Убедившись в этом, 23 октября эфиопский монарх обратился к населению страны с призывом объединиться и изгнать мусульман. Нельзя сказать, что этот призыв получил всеобщую поддержку. Собравшаяся 70-тысячная армия состояла главным образом из воинов-северян, областям которых непосредственно угрожала египетская агрессия. В то же время на призыв не откликнулся [74] ни один из феодальных правителей центральных и западных областей страны. Так, уже упоминавшийся Менелик уклонился под предлогом волнений оромо в его владениях и слишком коротким сроком для мобилизации [343, с. 40].
В ночь на 16 ноября эфиопская армия переправилась через Мэрэб и атаковала египтян. Сражение закончилось победой эфиопов, завершивших полный разгром противника в битве при Гундэте, во время которого, как говорится в хронике, император «крестил кровью тех, кто никогда не был крещен водой» [343, с. 41]. Военные трофеи, включавшие несколько тысяч современных ружей, в том числе системы «ремингтон», 14 орудий и большое количество боеприпасов, значительно усилили императорскую армию.
Урок, полученный при Гундэте, не пошел впрок египетскому хедиву. В феврале 1876 г. 20-тысячный отряд под командованием Мухаммеда Ратиб-паши перешел Мэрэб в районе Гуры и построил там два укрепления. Несмотря на более тщательную подготовку нового вторжения и значительную численность войска, шансы египтян на победу отнюдь не увеличились. Победа эфиопов в первом сражении вызвала огромный энтузиазм среди населения, растущая как на дрожжах армия Йоханныса быстро достигла численности 200 тыс. человек. Хотя египетский командующий и разослал послания о готовности заключить сепаратные соглашения с каждым из эфиопских правителей и оказывать содействие в восстановлении независимости отдельных областей, никто из крупных феодалов не откликнулся. Более того, на сей раз под знамена Йоханныса собрались многие из тех, кто уклонился в первый раз. Правда, ныгус Шоа опять предпочел отсидеться в своих владениях, ограничившись присылкой подарков, среди них 100 лошадей [343, с. 41].
Полный разгром египтян в битве при Гуре 7—9 марта 1876 г. означал устранение угрозы целостности страны со стороны северного могущественного соседа. Трофеи включали 12 тыс. современных ружей, 16 пушек и другое военное снаряжение [343, с. 213].
Возросшая в результате побед над египтянами популярность императора позволила ему проводить более решительный курс во внутренних делах страны. Для феодалов-сепаратистов она означала, что во главе государства встал не слабый правитель, номинально олицетворяющий верховную власть, а сильный политический деятель, способный, при желании, привести в покорность любого претендента на власть. Население страны стало видеть в Йоханнысе защитника святой христианской веры, правителя, для которого защита отечества была самым важным делом.
Не случайно на последующие после победы над египтянами годы падают самые значительные успехи Иоханныса в укреплении центральной власти и создании в стране стабильной обстановки. Как уже отмечалось, в 1878 г. о своей покорности императору [75] вынужден был объявить Менелик, при этом правитель Шоа добился сохранения своего контроля над Уолло, что первоначально не входило в планы Йоханныса (подробнее см. [246, с. 158—160]). Достаточно успешно реализовывались и задачи по созданию в стране однородного конфессионального общества.
Успех процесса утверждения в границах Эфиопской империи единоверия во многом зависел от укрепления структуры церковной иерархии. Многочисленные обращения Йоханныса к александрийскому патриарху, подкрепленные значительными денежными суммами, привели к невиданному в церковной истории страны событию: летом 1881 г. александрийский синод направил в Эфиопию сразу четырех абун. Религиозная политика государя постоянно находила широкое отображение на страницах эфиопских хроник, авторы которых сами были церковниками. И семь хроник, посвященных правлению Йоханныса, уделили этому событию больше места, чем всем социально-экономическим изменениям в стране в этот период (см., например, [77]).
По мнению эфиопских историков, приезд в страну сразу четырех церковных иерархов представлял собой одно из величайших достижений императора Иоханныса IV [308, с. 109]. Во всяком случае, оно способствовало росту авторитета монарха среди христианского населения страны и, следовательно, содействовало дальнейшему укреплению центральной власти.
В целом внутриполитическая обстановка в Эфиопии становилась все более стабильной. Оппозицию центральной власти представляла лишь Шоа, но правитель этой области не стремился тогда бросить вызов императору. Консолидация верховной власти монарха сужала возможности феодальных выступлений на уровне мелкой и средней знати. Отмечая успехи Йоханныса в борьбе с феодальными беспорядками, английский путешественник А. Уилд писал, что «в стране появилось больше богатых купцов и благодаря решительным мерам против шаек грабителей на торговых путях значительно возросла торговля внутри страны, ввозится больше иностранных товаров... крестьяне чувствуют себя увереннее и меньше подвергаются притеснениям со стороны солдат» [109, с. 44].
Наметившаяся тенденция на достижение внутриполитической стабильности, в основе которой лежал рост авторитета центральной власти, не смогла в условиях усилившейся борьбы европейских колониальных держав за Африку получить дальнейшее развитие. Нависшая угроза территориальной целостности Эфиопии вынудила правящую верхушку страны бросить силы на решение задач внешнеполитического характера. [76]
Дата: 2019-05-28, просмотров: 256.