Свою первоочередную задачу Теодрос II объявил уже во время коронации: «Клянусь этой короной моих предков, что соберу под своей властью все провинции, которые в прошлом входили в состав империи» [321, с. 111]. Новаторство, коим было отмечено все его правление, проявилось уже при организации военной кампании: никогда раньше правители страны не отправлялись в поход, не дождавшись окончания сезона дождей.
Следует подчеркнуть, что многие пункты программы императора по объединению страны были реализованы в ходе борьбы за престол. Под его контролем уже находилась Северная Эфиопия, колыбель эфиопской государственности и культуры. [42] Таким образом, из крупных областей государства, сохранявших свою независимость от центральной власти, оставалась область Шоа, расположенная у южных пределов христианской Эфиопии, Поэтому вовлечение этого последнего, самого крупного оплота центробежных сил в орбиту централизованной государственности означало бы практическое решение проблемы объединения страны.
Между Северной Эфиопией, объединенной под властью нового императора, и пока еще сохранявшей независимостью Шоа лежала обширная область Уолло, основное население которой составляли оромо (галла), появившиеся здесь в процессе своей экспансии в XVII в. Внутриполитическая ситуация в Уолло являлась полным отражением картины феодальных междоусобиц, присущих Эфиопии в целом. Борьба за власть отдельных правителей и отсутствие единства между племенами оромо стали главным препятствием на пути создания мощного государственного образования этого этноса, способного, по мнению ряда исследователей, определять судьбы эфиопского государства. «Несомненно, — отмечал А. Булатович, — что галласы с их по крайней мере пятимиллионным населением, занимающим лучшие земли, на всем протяжении говорящие одним языком, могли бы представлять, если бы они сплотились, громадную силу. Но сепарастический характер народа не допустил подобного сплочения» [85, с. 81]. Оценивая многочисленность и потенциальные возможности оромо в исследуемый период и подчеркивая отсутствие между ними единства, американский историк Р. Хесс не без основания утверждает, что, «если бы галла не были так разобщены, история Эфиопии могла бы превратиться в историю галлаского государства» [318, с. 48].
Несмотря на союз, достигнутый между отдельными племенами оромо в обстановке нависшей опасности, Уолло не стало камнем преткновения на пути Теодроса к объединению страны. Насчитывавшая в своих рядах около 60 тыс. воинов армия императора не имела в то время себе равных. Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что традиционно армии правителей северных областей вследствие их близости к торговым путям Красноморского побережья лучше других были оснащены огнестрельным оружием. Достаточно сказать, что лишь в результате победы над правителем Тыграя арсенал армии Теодроса пополнился 7 тыс. единиц огнестрельного оружия [96, с. 131].
Расположенная в южной части страны Шоа была отделена от северных областей страны своеобразным «оромским барьером», и это периферийное положение нередко избавляло ее от необходимости участия в феодальных распрях Севера. Вследствие этого на протяжении значительного периода здесь сохранялись условия для создания достаточно прочной шоанской государственности с устойчивой экономикой. Долгий период фактической независимости, успешные походы шоанских войск против соседей-оромо и неуклонное расширение территории области [43] способствовали укреплению местного шоанского национализма. По словам ганского исследователя истории Эфиопии Кофи Дарквы, к середине XIX в. «Шоа представляла собой наиболее стабильную и процветающую часть Эфиопской империи» [297, с. 35].
Тем не менее в военном отношении Шоа уступала императорской армии, использующей военный и людской потенциал всей остальной Эфиопии. На сложившуюся ситуацию оказали влияние и некоторые субъективные факторы: отсутствие единства мнений среди правящей шоанской верхушки о целесообразности сопротивления и неожиданная смерть ныгуса Шоа Хайле Мэлекота. Неопределенность подрывала дух шоанских войск; наиболее воинственно настроенные феодалы вывели свои отряды из армии ныгуса и объявили о своем намерении бороться с неприятелем самостоятельно.
В результате, еще не начавшись, битва была проиграна. Шоанская армия оказалась не готовой к отпору. Покорив последнюю независимую область Эфиопии, Теодрос II завершил выполнение своей первоочередной задачи. Впервые с «времен князей» Амхара и Тыграй, Годжам и Шоа, другие части страны перестали быть «государствами в государстве», объединенными лишь смутной идеей принадлежности в далеком прошлом к единой государственности.
Создание централизованного государства выдвигало на первый план задачу установления административной системы управления им. Первым шагом в этом направлении стало образование центра управления империей. Многие современники отмечали нелюбовь Теодроса II к городам, являвшимся, по его мнению, центрами борьбы против верховной власти. Выбор естественной крепости Мэкдэлы, расположенной на вершине столовой горы, в качестве резиденции вполне отвечал духу воинственного императора, большую часть времени проводившего в походах. Видимо, на выбор Теодроса II повлияло и то обстоятельство, что географически Мэкдэла находилась в центре империи, что должно было облегчить контроль над всеми областями страны. Как показали последующие события, это соображение было не безосновательным.
Касаясь в своей хронике решения императора, алека Уольдэ Мариам пишет: «Мэкдэла превратилась в место, где император собирал свои сокровища, и вышедший указ гласил: „Мэкдэла будет моим домом, пусть каждый, кто меня любит, прибудет туда"» [80, с. 149]. Судя по всему, император не пользовался всеобщей любовью, поскольку насильно в Мэкдэлу было доставлено немало пленников, главным образом отпрысков крупнейших феодальных домов страны, которых император держал при себе в качестве заложников. Одним из них был наследник шоанского престола Сахле Мариам, будущий император Эфиопии Менелик II.
Объединив силой оружия все области страны, Теодрос II [44] выполнил важную, но, пожалуй, не самую сложную задачу. До сих пор опыт, накопленный им, был преимущественно опытом военачальника, а не верховного правителя значительного по размерам государства, вступившего при этом в новый период развития. Создание прочной государственности в условиях подспудно бурливших центробежных тенденций представляло для Теодроса II новую и сложную задачу.
Отсутствие прочных (уже не говоря о родственных) связей среди феодальной элиты побуждало Теодроса II искать опору главным образом среди мелкопоместных феодалов, своих соратников в борьбе за власть. Таким образом, в борьбе с родовитой знатью, мечтающей о восстановлении прежней независимости от центральной власти, император пытался опереться на своеобразное служилое дворянство, обязанное лично ему.
Тем не менее, учитывая внутриполитическую обстановку и сохраняющееся влияние традиционной знати, император был вынужден в ряде случаев назначать на посты губернаторов провинций представителей местных правящих фамилий, выразивших ему свою лояльность, но при этом выжидающих благоприятного момента для выступлений против центральной власти.
Феодальная оппозиция
Выступления против политики объединения, осуществленной императором Теодросом II, не заставили себя долго ждать. Только в первые годы правления было совершено около двадцати покушений на его жизнь. Феодальная верхушка, правители областей, смещенные с традиционных постов, не могли примириться с утратой привилегий.
Еще в 1856 г., когда только что короновавшийся Теодрос II осуществлял военную кампанию по установлению контроля над Уолло и Шоа, начались феодальные выступления в Годжаме. В 1857 г. восстание против центральной власти охватило области, населенные оромо. Год спустя императорская армия была направлена против мятежников Ласты. Как правило, это были локальные выступления в пределах какого-либо одного района или области, и в конечном счете порядок был восстановлен. Но потерпевшие поражение феодалы уводили свои отряды в горы и другие малодоступные места и продолжали вооруженную борьбу. Таким образом, тлеющие угли феодальной вольницы готовы были вспыхнуть каждый раз когда создавалась благоприятная обстановка.
Центробежные настроения нарастали и в Шоа, где выступление против центральной власти возглавил брат последнего ныгуса Сэйфу. Сменив ставленника императора, он провозгласил себя независимым правителем области. Повторный поход в Шоа закончился поражением шоанских мятежников, но в условиях крепнувшей феодальной оппозиции по всей стране стоил и [45] императору больших усилий. Восстановив порядок в Шоа, Теодрос направился в Бэгемдыр, откуда тоже доносились тревожные вести. В наказание за нелояльность к трону столица Шоа, Анкобэр, была отдана на разграбление императорской армии.
Следует отметить, что по мере роста оппозиции и с увеличением числа феодальных выступлений все больше ужесточалась, внутренняя политика Теодроса II.
Вместе с тем нетрудно убедиться, что, выступив в роли мессии, новый император стремился соответствовать той роли, которую от него ожидали. Свои политические задачи он намеревался осуществлять в обстановке умиротворения и порядка. Согласно анонимному хронисту, вскоре после коронации Теодрос обратился к населению с воззванием: «Земледельцы, обрабатывайте свою землю! Знатные люди, владельцы наследственных земель... вы получите от меня все, чем владели ваши отцы! Торговцы, занимайтесь своим делом! Тот, кто подвергнется ограблению, пусть явится ко мне, предварительно отметив камнями место, где их ограбили. Пусть те, кто грабит и ворует, бросит это ремесло и сдастся! Горе падет на головы тех, кто занимается грабежом!» [80, с. 147—148]. Объективно эти меры облегчали положение крестьян, больше других заинтересованных в установлении в стране порядка. Практически крестьянин был беззащитен перед любым воином, которого он был обязан кормить и которому он должен был предоставлять постой.
Эта забота о подданных характеризовала действия Теодроса скорее на начальном этапе его правления, когда еще не участились антиправительственные выступления феодалов и казалось, что достигнутая степень централизации страны не подвергнется особым испытаниям. Можно усмотреть некоторый парадокс в; том, что именно Теодрос II, поборник внутреннего порядка и защитник справедливости, стал причиной ухудшения положения широких народных масс. Осуществив объединение страны военным путем, он и в дальнейшем государственном строительстве полагался на военную силу, что обусловливалось конкретной внутриполитической обстановкой, характеризующейся феодальными выступлениями.
Вспыхивающие то там, то здесь мятежи привели к тому, что императорская армия постоянно находилась на марше. Результатом были вытоптанные поля и сожженные деревни, обобранные до нитки постояльцами-солдатами крестьяне. Стремление эфиопского императора покончить с главной причиной внутриполитической нестабильности — феодальной междоусобицей — приводило к неменьшим кровопролитиям и опустошениям. Теодрос руководствовался уже иным правилом: «Я много раз прощал мятежников, но они упорствуют в неподчинении и пренебрегают мною,— так заявил он в беседе с одним из европейцев.— Теперь я решил преследовать их повсюду, и буду отправлять их тела в могилы, а души — в ад!» [105, т. 1, с. 251]. От этого прежде всего страдали крестьяне, на которых падали все тяготы [46] военных операций императора. «Теодрос,— пишет алека Уольдэ Мариам,— снова пришел в Загэ и разграбил его... затем он разграбил все житницы Бэгемдыра, а потом приказал все сжечь; весь скот он увел с собой и разделил его среди солдат» [74, с. 15]. Сообщая подробности других военных походов императорских войск и сопутствующие им карательные меры, хронист восклицает: «И с этого времени все возненавидели Теодроса, который использовал формы наказания, до этого неизвестные в стране!» [80, с. 151].
Наиболее серьезная оппозиция режиму Теодроса II возникла в Тыграе, где местные феодалы сплотились вокруг одного из них, Ныгусе, и на протяжении нескольких лет вели порой успешные действия против отрядов императорской армии. В конечном счете и это выступление мятежных феодалов было силой подавлено, и жестокость, с которой все это было сделано, увеличила армию противников императора (подробнее см. [246, с. 76—79]).
На определенном этапе в оппозицию к императору стала и христианская церковь. На первый взгляд это может показаться странным, ведь по отзывам современников Теодрос был как бы эталоном ревностного христианина, который если и выпускал из рук Библию, так только лишь для того, чтобы взять ружье или копье. Нуждаясь в поддержке духовенства в борьбе за реализацию своей цели — объединение Эфиопии,— Теодрос еще в 1854 г. заключил с главой эфиопской церкви абуной Сэлама III соглашение, предусматривавшее введение по всей стране александрийской догмы о сущности Христа. На всем протяжении своего пребывания у власти он словом и мечом осуществлял распространение «истинной веры» среди своих подданных. Так что в области религиозных догматов эфиопская церковь обрела в Теодросе усердного проводника.
Конфликт императора с духовенством, во многом определивший его судьбу, имел в основе чисто экономические причины. По словам английского миссионера Стерна, обширные церков-ше земельные владения, одни из лучших в стране, были «соринкой» в глазу императора, который не мог примириться с тем, что с них в государственную казну не поступало никаких налогов. Были и другие причины его недовольства духовенством. «Государь Теодрос,— отмечал анонимный эфиопский летописец,— не любил монахов и дэбэтэра и особенно не любил этих последних. Оскорбительно для них он сказал: „Они носят на голове тюрбан, не воюют и не платят налоги; они живут в городах с девками и чужими женами"... Поэтому он отобрал церковные земли и заявил, что пяти духовных лиц достаточно для любой церкви, а пяти священников — для соборной церкви. Поэтому священники не любили его» [351, с. 260].
Шаги Теодроса, направленные на подрыв экономического положения церкви, вызвали у нее ожесточенное сопротивление. И если выступления отдельных феодалов против центральной власти [47] происходили несогласованно и имели локальный характер, то христианская церковь в своем неприятии внутренней политики императора выступила единым фронтом. С этих пор действия любого светского феодала против Теодроса получили благословение клира.
Посягнувшего на церковные владения Теодроса в глазах духовенства не могло оправдать даже то, что он последовательно проводил политику единоверия, боролся с исламом и отходом от монофиситского христианства. Например, в 1864 г. император издал указ, по которому все мусульмане и иудаисты-фалаша должны были перейти в христианство, в противном же случае они рассматривались как мятежники. Говоря же о религиозной политике Теодроса в целом, следует подчеркнуть, что в ее осуществлении он исходил прежде всего из своей главной цели — создание в Эфиопии сильной центральной власти. Именно поэтому он выступал против тех религиозных течений, которые служили идеологическим выражением сепаратизма и поддерживали феодальную раздробленность.
Таким образом, не религиозные, а экономические соображения определили отношение эфиопского духовенства к своему монарху. Оппозиция со стороны церкви, пользовавшейся огромным влиянием на умы людей, определявшей для традиционного общества, что есть богоугодное, а что нет, значительно обострила обстановку внутри страны. Позиция, занятая духовенством, являлась важной поддержкой для феодальной верхушки в ее сепаратистских устремлениях.
Упорство Теодроса в проведении своей линии по отношению к церковным землям привело к окончательному разрыву с верхушкой эфиопской церкви. Вражда достигла своей кульминационной точки, когда абуна Сэлама с амвона предал императора анафеме, за что в 1864 г. был заточен в Мэкдэле в темницу, где вскоре и умер.
Анализируя трудности, возникшие па пути централизации Эфиопии в исследуемый период, историки-эфиописты особо выделяют оппозицию духовенства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, С. Рубенсон не так и преувеличивает, утверждая, что характер взаимоотношений между верховной властью и церковниками явился, «возможно, единственной, наиважнейшей причиной провала планов объединить Эфиопию» [384, с. 72].
Таким образом, трудностей на пути объединения страны и создания сильной центральной власти было немало. Но самое главное — от Теодроса стали отходить крестьянские массы, обнадеженные поначалу возможностью установления порядка в стране, но затем разочарованные отсутствием каких бы то ни было изменений для себя. На настроения крестьянства влияли и церковные антиправительственные проповеди, и выступления против центральной власти их сюзеренов-феодалов, и сохраняющееся положение полного бесправия. [48]
Внутренние реформы
Оценивая действия Теодроса, направленные на оздоровление внутриполитической обстановки, необходимо иметь в виду, что их осуществление происходило на фоне непрекращающихся выступлений части феодалов, стремившихся к восстановлению прежних порядков.
Приступая к преобразованию Эфиопии, император не мог не осознавать главного препятствия на пути своих планов: фактически продолжавшейся раздробленности страны, сохранения в различных областях ее полунезависимых правителей со своими армиями. Наличие таких армий, безусловно, сохраняло возможность выступлений против центральной власти. Поэтому одним из первых шагов Теодроса в области реформ явилась реорганизация армии. Как отмечал Ф. Энгельс, «вести борьбу против феодальных порядков с помощью войска, которое само было феодальным, в котором солдаты были более тесно связаны со своими непосредственными сюзеренами, чем с командующим королевской армией,— это, очевидно, означало вращаться в порочном кругу и не сдвинуться с места» [5, с. 412]. Новаторство императора выразилось в его намерении объединить войска отдельных правителей областей в национальную армию, иными словами, создать новый тип военной организации, соответствующий задачам централизации страны. Оценивая этот шаг, У. Плоуден писал: «Он свел солдат в полки, назначив офицеров различных знаний, установив им жалованье и определив их обязанности; произвольно перемешав в этих полках солдат из разных провинций, он нанес тем самым могучий удар той феодальной системе, при которой люди собирались вокруг предводителя из своей родной области и следовали за ним как в повиновении, так и в мятеже» [37, с. 166].
Реорганизованная армия стала самым надежным орудием Теодроса в осуществлении ряда реформ в системе управления страной. Опасаясь усиления местных правителей, не исключая и тех, кого он назначил сам, император разделил каждую область на более мелкие административные единицы, поставив во главе их верных себе чиновников.
Похоже, что на многих современников-европейцев решительные действия Теодроса оказали в некотором роде гипнотизирующее воздействие. Всех их объединяет желание увидеть в этом политическом деятеле непримиримого борца против феодализма, человека, для которого борьба с феодализмом стала главным пунктом его программы по преобразованию страны. На этих же позициях стоят и некоторые современные исследователи (см. [265, с. 19; 321, с. 258]).
Интерес представляет, однако, анализ внутриполитической деятельности Теодроса, содержащийся в статье М. Морган, в которой достаточно определенно проводится идея, что он отнюдь не ставил перед собой цели уничтожения феодальной системы [49] Эфиопии: «Ничего не изменилось настолько, чтобы поставить под угрозу саму основу устройства общества... Реформы Теодроса были направлены на оживление традиционной бюрократической структуры империи на более четкой и сильной основе. Они не подрывали существенно власть земельной знати, а скорее ставили своей целью подчинить эту власть государству в лице императора» [351, с. 263].
Эпоха Теодроса была ознаменована попыткой осуществить целый ряд реформ, охватывающих многие стороны бытия эфиопского общества. Они затрагивали самые различные стороны политической и социальной жизни страны, преследуя одну и ту же цель: укрепление центральной власти и усиление эфиопской государственности. Г. Дафгон пишет, что Теодрос «упростил законы о торговле и таможенных пошлинах» [96, с. 137]. У. Плоуден поясняет, что император положил конец бесчисленным вымогательствам у купцов и приказал все налоги взимать лишь в определенных местах [37, с. 151]. Многочисленные торговые пошлины всегда были проклятьем для торговли страны, поэтому упорядочение торговой политики способствовало ее развитию и увеличению поступлений в государственную казну.
Теодрос был первым императором Эфиопии, с именем которого связывают попытки, пусть и не очень активные, ограничить в стране работорговлю. По времени эта акция совпадает с оживлением внешнеполитических контактов императора и скорее всего была направлена на то, чтобы произвести благоприятное впечатление на европейские державы. В основе новой политики лежало не осознание пагубности рабства и работорговли, а конъюнктурные соображения, продиктованные желанием установить прочные контакты со странами Европы.
Несмотря на обнародованный указ о запрещении работорговли и серьезное наказание за нарушение его — уличенный в торговле рабами-христианами подвергался отсечению правой руки и левой ноги [362, с. 93],— это привычное и вполне достойное в восприятии традиционного эфиопского общества занятие отнюдь не шло на убыль. Практически действие императорского указа распространялось лишь на христианские области.
Первая попытка ликвидировать работорговлю или хотя бы ограничить ее не привела к заметному успеху. Как и во многих других случаях, формальный указ императора не учитывал силу общественного сознания эфиопского общества и его традиций и в конкретных условиях Эфиопии середины XIX в. был обречен на неудачу. Вместе с тем в этом отношении Теодрос как бы наметил направление дальнейших действий своим преемникам на императорском троне.
Нововведения коснулись и судебной системы. Восстанавливая прерогативы могущественных императоров прошлого, Теодрос объявил себя верховным судьей и каждый день находил время заниматься разбором жалоб своих подданных. Во всех областях страны были назначены судейские чиновники, вершившие [50] суд именем императора, при этом право смертной казни являлось прерогативой самого императора. Сообщая об изменениях в судебных уложениях, предпринятых по инициативе Теодроса, хронист пишет, что император «изменил законы, касающиеся наказания за убийство. Он приказал, чтобы смерти предавался лишь сам убийца и чтобы не трогали ни его отца, ни брата, ни других родственников, кроме тех случаев, когда эти люди являлись сообщниками или были задержаны на месте преступления» [80, с. 149].
Достигнув самого высокого места в феодальной иерархии с помощью военной силы, Теодрос и дальше продолжал уделять серьезное внимание трансформации армии, испытанного орудия в централизации страны. Попытка создания общенациональной регулярной армии сопровождалась установлением жалованья для воинов, введением системы обучения войск, контролируемой, по словам У. Плоудена, самим императором [105, с. 151].
С желанием усилить боевую мощь армии связано и намерение Теодроса наладить производство пушек. Первая попытка изготовить пушку относится к 1853 г., когда, по словам дэбтэра Зэнаба, автора одной из хроник, о жизни и деятельности Теодроса, Каса решил использовать в качестве пушечного ствола выдолбленное и укрепленное железными обручами дерево [364, с. 294]. Став императором, Теодрос для изготовления пушек привлек находившихся в то время в Эфиопии европейских ремесленников. Было отлито несколько орудий, самое крупное из которых весом 70 т было названо «Севастополь» в честь героически оборонявшегося в Крымской войне русского города.
К эпохе Теодроса относится также начало строительства дорог. Движение императорской армии, то и дело вынужденной выступать на подавление очередного мятежа против центральной власти, значительно замедлялось бездорожьем. Эта проблема еще больше усилилась, когда возникла необходимость транспортировки пушек. Кроме того, дороги должны были облегчить движение торговых караванов, а значит, способствовать улучшению торговли. По отзывам современников, Теодрос сам участвовал в дорожном строительстве, «с киркой в руках, как простой рабочий» [364, с. 295].
В историографии Эфиопии Теодросу отведено место великого новатора, политического деятеля, который пытался осуществить объективно назревшие реформы во многих областях жизни страны. Однако осуществленные по инициативе императора многие реформы сошли на нет с его гибелью.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.