С приходом к власти Теодроса начался выход Эфиопии из той международной изоляции, в какой она оказалась в течение предыдущих столетий. Выдающийся политический деятель и [51] один из самых образованных людей страны, Теодрос не мог не осознавать огромной пропасти, разделявшей промышленно развитую Европу и находившуюся где-то на уровне европейского средневековья Эфиопию.
Внешнеполитическая концепция эфиопского монарха была весьма проста: использование по мере возможностей технических достижений Европы для модернизации страны и привлечение европейских держав, в первую очередь Англии, к борьбе с турками, контролировавшими Красноморское побережье.
Важным фактором во взаимоотношениях Теодроса с европейскими державами было его стремление привлечь их на свою сторону в провозглашенном им крестовом походе против мусульман. Еще в 1855 г. Плоуден сообщал о планах императора отвести воды Нила и освободить Иерусалим [37, с. 84].
Если освобождение Иерусалима было скорее всего политическим лозунгом, который должен был повысить престиж императора среди населения и создать вокруг него ореол ревностного христианина, то борьба за получение выхода к морю являлась одним из важных направлений внешней политики Теодроса. И до Теодроса многие эфиопские правители стремились разорвать мусульманскую блокаду побережья. Однако в условиях феодальной раздробленности страны необходимость выхода к морю не могла быть проблемой общенационального значения. Ее носителями выступали правители наиболее близко расположенного к побережью Тыграя. Выход к морю, а следовательно, и получение возможности свободно покупать огнестрельное оружие интересовал их прежде всего с точки зрения повышения своих шансов в борьбе за политическую гегемонию в стране. Для Теодроса же получение такого выхода являлось одним из пунктов его программы по восстановлению былого величия Эфиопии. Внимание, которое он оказывал этой проблеме, свидетельствовало, что на политической сцене страны появился государственный деятель, мыслящий не как феодал-сепаратист, а как исходящий из национальных интересов всей Эфиопии деятель, который был убежден, что вопросы внешней политики — прерогатива одного императора.
Красноморские планы Теодроса нашли полную поддержку у английского консула при эфиопском дворе У. Плоудена, связывающего будущее Эфиопии с осуществлением всех начинаний императора. Если Плоудену и удалось вызвать у Форин офиса интерес к красноморским планам Теодроса, то совсем не потому, что британский МИД был озабочен личной судьбой эфиопского монарха. Контроль Турции над Красноморскими портами постепенно ослабевал, и в Лондоне не исключали такое развитие ситуации, когда Эфиопия сможет решить задачу выхода к морю без посторонней помощи. В случае же содействия в получении Эфиопией Массауа Англия собиралась выставить условие, чтобы губернатором порта «был назначен один из европейцев, находившихся на службе императора» [37, с. 152]. [52]
Надеждам Теодроса на содействие Англии в решении проблемы выхода к морю был положен конец, когда та выступила на стороне Турции в Крымской войне 1853—1856 гг.
Стремясь к установлению контактов с европейскими державами, правитель Эфиопии в то же время достаточно хорошо представлял цели африканской политики Запада. «Знаю я тактику европейских правителей,— заявил он в беседе с французским консулом Лежаном,— когда они хотят захватить восточную страну, они сначала присылают миссионеров, затем консулов для поддержки миссионеров и, наконец, батальоны для поддержки консулов. Я не индийский раджа, чтобы дать одурачить себя подобным образом. Я предпочитаю иметь дело сразу с батальонами» [100, с. 160]. Поэтому, несмотря на свою заинтересованность в установлении более прочных отношений с той же Англией, Теодрос наотрез отказался пойти на открытие в Эфиопии официального британского консульства. По мнению С. Ру-бенсона, отказ был продиктован также нежеланием императора, чтобы кто-то из находившихся в его стране выходил за пределы его юрисдикции [384, с. 182]. Дипломатическая неприкосновенность сотрудников консульства рассматривалась Теодросом как посягательство на священное право императора распоряжаться жизнью людей и землей в собственных владениях.
Побудительной причиной поисков контактов с европейскими державами было желание добиться присылки оттуда ремесленников. С такими просьбами Теодрос обращался к Западу на всем протяжении своего правления. Так, в 1857 г. он обратился к О. Рассаму: «Желательно, чтобы вы снеслись с Ее Величеством королевой и прислали мне человека, искусного в изготовлении пушек и мушкетов, а также человека, умеющего плавить железо, и инструктора-артиллериста. Я хочу, чтобы эти люди прибыли со своими инструментами и всем необходимым для работы. Обучив нас, они вернутся домой» [105, с. 559].
Основным источником технических знаний для Теодроса, главными исполнителями его проектов, будь то литье металлов или строительство дорог, были миссионеры. Владение каким-либо ремеслом становилось своеобразным пропуском для въезда в страну европейца, желавшего послужить своей церкви в Эфиопии. Благодаря усилиям главы миссии англиканской церкви в Эфиопии С. Гобата была даже создана «Рабочая миссия» из миссионеров-ремесленников. Заинтересованный в технических знаниях европейцев эфиопский монарх относительно спокойно реагировал на их религиозную деятельность. Вместе с тем, хорошо представляя логическую цепочку миссионеры — консулы — армия, он неоднократно высказывал желание, чтобы находившиеся на его службе европейцы порвали все связи с родиной. Особое поощрение вызывали у императора браки миссионеров-ремесленников с эфиопками.
Таким образом, именно благодаря знаниям и усилиям европейских ремесленников эфиопское общество имело возможность [53] познакомиться с некоторыми достижениями технической мысли. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в целом консервативное эфиопское общество ко всем этим новшествам относилось с подозрением. История не сохранила никаких свидетельств того, что кто-либо другой, помимо Теодроса, был активным проводником идеи внедрения в стране технических знаний и опыта европейцев. И наоборот, имеется немало свидетельств, что именно среди живших в стране европейцев находил он единомышленников по вопросам модернизации Эфиопии. Возможно, что именно отсутствие единомышленников среди соотечественников привело к тому, что ближайшими и доверенными друзьями Теодроса стали У. Плоуден и поступивший на службу к императору Дж. Белл. Близость этих двух англичан в значительной степени и определяла то обстоятельство, что поддержку своим планам Теодрос искал прежде всего у Англии.
Уже отмечалось, что, по эфиопским понятиям, Теодрос мог считаться одним из образованных людей в стране. Он обладал: живым умом и интересовался событиями, происходящими за пределами своих владений, будь то гражданская война в СШАГ действия Англии в районе Золотого Берега или Крымская война. И вместе с тем, знакомясь с содержанием писем, направляемых им в Англию, нельзя не поразиться тому, насколько его видение мира соответствовало скорее временам религиозных войн в средневековой Европе, чем индустриальному и практическому XIX веку. Выше его понимания было многое: и почему христианство в Европе разделено на несколько церквей, и как это европейские христианские державы могут идти на союз с мусульманами, и как в этом союзе они могут воевать с другой: христианской страной? Так, Крымская война и расстановка в: ней противников представляли для эфиопского монарха неразрешимую головоломку. «Теодросу никогда не понять нашей восточной политики в поддержании больного (Турции.— Авт.) на ногах,— отмечал Г. Дафтон,— в Крымской войне его симпатии были скорее на стороне России» [96, с. 117].
В феврале 1860 г., во время очередного покушения на Теодроса, погиб У. Плоуден, постоянно восхищавшийся Теодросом. Новый представитель Англии при императорском дворе Ч. Камерон прибыл лишь в 1862 г. Уже во время первой беседы с ниш Теодрос поднял вопрос о поддержке Англией своих планов выхода к морю. Об этом он писал и в письме от 30 ноября 1862 г. королеве Виктории. Отрезанный от внешнего мира, эфиопский; монарх не знал, что за последние годы политика Англии стала более протурецкой. Министр иностранных дел Великобритании лорд Рассел отнесся весьма недоброжелательно к этому письму. Во всяком случае, на письмо не последовало ответа, а Камерону было приказано покинуть Эфиопию и переехать в Массауа.
Отсутствие ответа на письмо, с которым у Теодроса были; связаны многие планы, породило у императора подозрения по отношению к Англии, тем более что, хотя и с опозданием, для [54] него стала очевидной поддержка английской дипломатией Турции. Подозрения императора в отношении Англии усилились еще и потому, что она неожиданно отказала в покровительстве эфиопским паломникам в Иерусалиме и монахам расположенного там эфиопского монастыря. Для Теодроса этот шаг представлялся актом предательства братьев по вере и свидетельством сближения Англии с мусульманским миром.
Долгожданное письмо, вернее отписка на императорское послание, прибыло в феврале 1864 г., но оно лишь усугубило начавшееся расхождение в отношениях между обеими странами. Поскольку Теодрос не мог требовать удовлетворения у европейских держав, его гнев обратился на находившихся в стране европейцев. Все они, включая и не успевшего покинуть пределы Эфиопии Камерона, были арестованы. Отношения между обеими странами вступили в сложный и чреватый последствиями период.
Попытки Англии урегулировать конфликт по дипломатическим каналам ни к чему не привели. При этом в Лондоне хорошо осознавали, что в значительной мере вина за сложившуюся ситуацию лежит на их собственной дипломатии, поставившей эфиопского императора в унизительное положение. Но великая держава сочла себя оскорбленной арестом своих подданных каким-то полуварварским правителем. «Как бы ни было не право правительство графа Рассела,— писал в этой связи Г. Дафтон,— которое первым отказалось ответить на вежливое письмо императора Теодора... национальный характер должен быть выдержан, национальная честь защищена, хотя бы это стоило огромных средств и даже крови» [96, с. 282]. В Англии началась кампания по обработке общественного мнения в пользу посылки в Эфиопию экспедиционного корпуса для освобождения Камерона и других европейцев.
Решение о его посылке было принято в августе 1867 г., но еще за несколько месяцев до этого английский политический агент в Адене полковник Меревезер произвел разведку ситуации на побережье Красного моря. Представленный им отчет содержал также анализ внутриполитического и военного положения в Эфиопии и рекомендации установить тесную связь с противниками императора [232, с. 26]. В дальнейшем план предстоящей экспедиции разрабатывался с учетом помощи со стороны мятежных феодалов.
Внутриполитическая обстановка в Эфиопии для вторжения в эту страну была весьма благоприятной. Никогда еще за весь период правления Теодроса не были так сильны центробежные тенденции. Выступления противников центральной власти следовали одно за другим.
Бежавший в июне 1865 г. из Мэкдэлы наследник шоанского престола Сахле Мариам, достигнув пределов области, объявил о независимости Шоа. Под контролем местных феодалов находился почти весь Годжам. В Уолло поднялось восстание оромо [55] под руководством царицы Уоркиту, сын которой был казнен па приказу Теодроса после многих лет заточения в Мэкдэле. О своем неподчинении центральной власти заявил правитель области Ласта уаг-шум Гобэзе. В 1866 г. он перешел к активным действиям и захватил Адуа. В Тыграе местная феодальная знать сплотилась вокруг дэджазмача Касы, будущего императора Йоханныса IV, который также объявил о своей оппозиции императору.
Положение Теодроса ухудшалось с каждым днем. Успехи мятежных сил привели к дезертирству части его армии; если еще в начале 1866 г. под его знаменами было около 80 тыс. воинов, то к решающему сражению в его распоряжении оставалось лишь 15 тыс. К моменту высадки английского корпуса власть императора распространялась на ничтожную часть страны: Мэкдэлу, Дэбрэ-Табор и район оз. Тана [385, с. 82].
В Англии со всей серьезностью подошли к подготовке и снаряжению военной экспедиции. В стране все еще не улеглось недовольство действиями английской армии в Крымской войне, и действия в Эфиопии должны были подтвердить целесообразность ряда мер, предпринятых для повышения ее боеготовности. Достаточно сказать, что в эфиопской кампании английская армия впервые применила ряд технических средств и видов оружия, включавших в себя пароходы для доставки войск, новейший тип водной помпы, разборную железную дорогу для выгрузки снаряжения и боеприпасов, оборудование для фотографического размножения карт, ружья, заряжающиеся с казенной части, и нечто вроде прототипов современных прожекторов. Поскольку английские военные специалисты рассматривают экспедицию Нэпира с военной точки зрения как первую кампанию британских вооруженных сил в XIX в., осуществленную с использованием упомянутых технических средств, ее описание вышло в специальной серии «Военные кампании XIX века» [353].
Командующим экспедиции был назначен опытный деятель английской колониальной администрации генерал-лейтенант Роберт Нэпир, участник подавления народного восстания в Индии в 1857—1859 гг. и тайпинского восстания в Китае. В момент назначения он занимал видный военный пост в английской администрации в Индии. Базой подготовки экспедиции был избран Бомбей. Учитывая климат и характер местности, по которой корпусу предстояло осуществить длительный марш к Мэкдэле, Лондон счел целесообразным широко использовать в предстоя-цей операции индийских солдат, прежде всего сикхов.
Р. Нэпир принадлежал к тем кадровым военным, которые, прежде чем приступить к выполнению поставленной задачи, тщательно продумывают все мелочи, не оставляя ничего на произвол судьбы. Несколько месяцев ушло на определение состава экспедиции, закупку вьючных животных и фуража. В частности, в Испании, на Мальте, в Италии, Сирии и Турции было приобретено [56] свыше 7 тыс. мулов. Помимо многих тысяч верблюдов, волов, лошадей и ослов для транспортировки наиболее тяжелых грузов решено было использовать 44 слона.
В Англии мало кто сомневался в успехе предпринимаемой экспедиции в Эфиопию. Английская регулярная армия считалась одной из лучших в Европе, ею был накоплен богатый опыт ведения колониальных войн, поэтому эфиопская армия не рассматривалась как серьезный соперник. Абиссинский вопрос, как называли в Англии проблему освобождения своего представителя и других европейских пленников, занимал видное место в парламентских дебатах и на страницах английской прессы.
Насчитывающий вместе со вспомогательным персоналом около 60 тыс. человек английский корпус, боевые части которого на 2/3 были укомплектованы солдатами-индийцами, 21 октября 1867 г. высадился на Красноморском побережье вблизи Зулы, откуда начал свое продвижение к Мэкдэле. 26 октября, спустя пять дней после высадки, Нэпир издал две прокламации. В одной из них, обращенной к Теодросу, содержалось требование освободить пленных, целью другой было, с одной стороны, успокоить общественное мнение Эфиопии, а с другой — усилить антиправительственные настроения. В этой прокламации, в частности, говорилось: «Губернаторам, вождям, духовенству и народу Абиссинии... Знайте... что королева Англии не питает к вам враждебных чувств, у нее нет никаких планов, направленных против вашей страны или вашей свободы... Единственной причиной присылки английских войск в Абиссинию является желание освободить подданных Ее величества. Никто не намеревается оккупировать какую-либо часть территории Абиссинии или вмешиваться в управление страной» [353, с. 82].
Несомненно, обнародование такой декларации было политически верным ходом со стороны англичан. Опасавшиеся оккупации страны феодалы успокоились и один за другим стали изъявлять желание о сотрудничестве. Наибольший интерес для англичан представляло установление надежных отношений с правителем Тыграя Касой, по территории владений которого пролегала большая часть пути экспедиции. Враждебная позиция тыграйцев могла бы во многом усложнить, а то и сделать невозможным продвижение англичан, незнакомых с местностью и нуждающихся в поставках продовольствия. Сам Каса через своих представителей заявил о готовности пойти на сотрудничество, но тем не менее всячески затягивал личную встречу с Нэпиром. Безусловно, правителя Тыграя устраивало заявление англичан, что они не собирались оставаться в стране, но этого ему было мало. Из декларации не было ясно, какая судьба ждет Теодроса в случае поражения, и Каса боялся, что, освободив пленных европейцев, англичане удалятся, оставив все как было [281, с. 137]. Тем не менее встреча состоялась 25 февраля 1868 г., и было достигнуто соглашение, по которому в обмен на оружие Каса обещал снабжать англичан продовольствием и обеспечить [57] охрану их коммуникаций. Как правитель Тыграя, так и другие военные феодалы Эфиопии рассматривали складывающуюся ситуацию с точки зрения своих перспектив в борьбе за власть в стране. С. Рубенсов отмечает, что во время встречи с Нэпиром Касу больше интересовало возможное нападение на него правителя Ласты уаг-шума Гобэзе, чем судьба Теодроса [384, с. 259].
Не меньше предстоящая борьба за власть беспокоила и правителя Ласты. Заверив прибывшего к нему представителя Нэпира о своей готовности поддержать действия англичан, он тем не менее не пошел на участие в боевых действиях против императора. Предоставив англичанам решать военные задачи своими; силами, основное внимание Гобэзе направил на подготовку своей армии к борьбе с правителем Тыграя за политическую гегемонию в Эфиопии. Не случайно большая часть его письменного послания Нэпиру была заполнена обоснованием своих прав на престол и обвинениями в адрес Касы. «Если он будет уверять вас, что Тыграй принадлежит ему по праву отцов, не верьте ему»,— писал правитель Ласты в этом письме [281, с. 139].
Таким образом, степень поддержки феодалами планов англичан во многом была обусловлена их собственными планам» на будущее. Наиболее могущественные из них, такие, как правители Тыграя, Ласты и Шоа, примеривались к императорскому трону, другие же надеялись на возвращение к временам феодальной вольницы. Во всяком случае, наличие внешней угрозы в этой ситуации отнюдь не стало предпосылкой к усилению центростремительных тенденций в стране и не привело к сплочению народа для защиты эфиопского трона. Более того, можно говорить о создании своеобразного фронта Англии и эфиопских феодалов против Теодроса. При этом феодалы придерживались разной тактики. Если правитель Тыграя прочно связал себя с англичанами, рассчитывая на их поддержку в борьбе за корону, то, например, правитель Ласты был более осторожен, уклонившись от прямых с ними контактов. Скорее всего Гобэзе рассчитывал, что, не запятнав себя связями с иностранцами, он сможет » дальнейшем получить большую поддержку своим планам среди населения страны [232, с. 31].
На первом этапе эфиопской кампании английское правительство какое-то время обсуждало возможность посылки к Мэкдэле для освобождения европейцев летучего отряда из числа экспедиционного корпуса, однако это предложение не нашло поддержки прежде всего у Нэпира. Свою позицию он аргументировал тем, что в случае неудачи этой акции Теодрос может приказать умертвить заложников [281, с. 130—132].
Буржуазная историческая наука прилагает немалые усилия, чтобы облагородить цели западных держав в Африке, возвеличить их действия и преувеличить трудности. В этом отношении кампания Нэпира не является исключением. В многочисленных [58] исследованиях, опубликованных в Англии об этом событии, многие страницы заполнены описанием тех трудностей, которые выпали на долю британского солдата в Эфиопии. Но если попытаться разобраться в характере этих трудностей, то в целом они могут быть сведены отнюдь не к боевым действиям, а к трудностям перехода от побережья до Мэкдэлы. Действительно, труднопроходимые места, горы, ущелья и бурные реки, полное отсутствие дорог сами по себе являлись союзником населения страны в борьбе с внешней агрессией. Тем не менее медленно, но уверенно англичане с каждым днем приближались к Мэкдэле.
Гораздо сложнее ситуация складывалась для Теодроса. В момент высадки англичан он находился со своей армией в Дэбрэ-Таборе, расположенном на полпути между оз. Тана и Мэкдэлой. Хотя расстояние между Дэбрэ-Табором и крепостью доставляло всего около 1/3 расстояния, которое предстояло пройти англичанам, Теодрос ненамного опередил противника. Если благожелательное отношение со стороны противников императора и ввезенные в страну в огромном количестве талеры (по подсчетам Р. Панхерста, 4530 тыс. — Авт.) открывали перед англичанами «зеленую улицу» и на всем пути экспедиционного корпуса на него ни разу не было совершено нападения, то армии Теодроса приходилось сталкиваться с открытой враждебностью населения. До открытых столкновений с армиями соперников дело не дошло — само имя императора внушало им страх, но даже мелкие нападения отдельных феодальных отрядов замедляли продвижение армии Теодроса. В этот момент власть императора определялась радиусом действия его артиллерийских орудий. Сложность транспортировки пушек по бездорожью являлась, пожалуй, самой важной причиной медленного продвижения армии Теодроса. На наиболее трудных участках пути требовались усилия нескольких сотен воинов, чтобы тащить орудия в гору. Были дни, когда в день удавалось преодолеть всего несколько километров. Единственная и знаменитая дорога была сооружена как раз во время последнего марша Теодроса к Мэкдэле.
27 марта императорская армия вернее, то, что от нее осталось, достигла крепости и приступила к организации обороны. Несмотря на свои поредевшие ряды, эта армия все еще представляла немалую силу. Во время марша к Мэкдэле ее покинули слабые телом и духом, и в крепости вокруг императора сплотились наиболее преданные воины.
Еще до подхода основных сил английского корпуса к Мэкдэле императорская армия атаковала двухтысячный отряд противника на равнине Ароге, на полдороге между крепостью и р. Бэшило. Хотя императорские воины численно превосходили врага (С. Рубенсон приводит цифру 4—7 тыс. против 2 тыс. [384, с. 264]), решающую роль сыграло превосходство в военной технике и воинской дисциплине. Английская артиллерия почти прямой наводкой расстреливала наступавших эфиопов, прорвавшихся [59] к английским позициям воинов буквально косили скорострельные винтовки «снайдер», многие погибли от штыков сикхов. Первое в истории сражение с частями европейской регулярной армии закончилось для эфиопской армии сокрушительным поражением. Потери с эфиопской стороны почти вдвое уменьшили императорскую армию. Англичане потеряли всего 2 человека, 18 получили ранения [384, с. 264].
Если до битвы при Ароге Теодрос и сохранял какие-то иллюзии на благоприятный исход решающего сражения, то теперь они улетучились. Все дальнейшие шаги императора были действиями человека, осознавшего свою обреченность. 12 апреля в праздник Пасхи он освободил всех пленников и послал англичанам пасхальный дар — 1000 коров. В письме на имя Нэпира Теодрос писал о своих несбывшихся планах освободить от турок Иерусалим и жаловался на свой народ, который противился нововведениям. Касаясь последнего поражения, он сетовал на отсутствие в эфиопской армии дисциплины и пушек. Предвидя исход штурма Мэкдэлы, он обратился к Нэпиру с просьбой позаботиться о женщинах и стариках, находившихся в крепости, которые могли стать жертвами воинов-оромо, окруживших почти со всех сторон Мэкдэлу. «В моем городе есть множество народу, который я кормил и которые вчера стали вдовами, престарелые родители, лишившиеся своих детей, беззащитные девушки... не забудьте об этих людях. Ведь вокруг владения язычников» [80, с. 111 —112]. Узнав, что подарок не принят, Теодрос, желая избежать лишнего кровопролития, освободил воинов от присяги.
13 апреля англичане начали штурм крепости. Предшествовавший ему артиллерийский обстрел практически разрушил Мэкдэлу и уничтожил большую часть ее защитников. В хронике об этом говорится так: «Вскоре началась ужасная битва. Артиллерийский снаряд англичан разрушил ворота Мэкдэлы и уничтожил многих воинов, находившихся поблизости. Взрывы снарядов напоминали раскаты грома во время сезона дождей. Англичане стреляли снарядами, размеры которых были равны расстоянию от большого пальца до локтя, внутри они были заполнены большим количеством пороха и зарядов, когда снаряды ударялись о землю, они взрывались, выбрасывая свое содержимое. Другие снаряды взрывались в воздухе... Прорвавшись через ворота, англичане вошли в город. Тогда Теодрос отступил к другим воротам... Враги искали императора у главных ворот... Когда Теодрос увидел их, он решил скорее умереть, чем попасть им в руки... и застрелил себя из револьвера» [80,. с. 157].
Смерть от собственной руки, а не сдача в плен вернула Теодросу часть того почитания, которым он пользовался в стране в первые годы правления. Воинская доблесть занимала одно из первых мест в системе духовных ценностей традиционного эфиопского общества, и этот поступок императора положил начало [60] легенде о бесстрашном герое, который предпочел пленению смерть. В одной из народных песен о его гибели говорится:
«Стон несется из Мэкдэлы,
Знайте, там погиб мужчина с сердцем льва.
Смерть от чужой руки
Была бы для него бесчестьем» [74, с. 139—140].
Для англичан штурм Мэкдэлы оказался не самым трудным делом в ходе эфиопской кампании. Их потери составили всего 10 человек ранеными. Сразу же после захвата крепости неистраченная энергия победителей обратилась на грабежи, осуществленные, по словам английского военного историка Ф. Мьятта, «в лучших традициях британской армии того времени» [353, с. 165].
18 апреля экспедиционный корпус отправился в обратный путь к побережью. Еще через два месяца последнее подразделение англичан покинуло территорию Эфиопии. Позади остались сожженная Мэкдэла и страна, лишенная верховной власти. В качестве трофеев в Англию были увезены семилетний сын императора Алемайеху, императорская корона и собрание старинных эфиопских рукописей, среди них священная для эфиопов Кыбрэ-Нэкэст.
Выведя свои войска из Эфиопии, Англия постаралась обеспечить за собой преобладающее влияние в этой стране. Вследствие этого наиболее лояльному из всех эфиопских феодалов правителю Тыграя Касе была передана часть снаряжения: 12 пушек, 725 мушкетов и 130 винтовок, а также боеприпасы к ним [64, с. 97]. По мнению англичан, это оружие должно было сыграть решающую роль в борьбе Касы за императорский престол.
Эфиопская кампания Англии и последовавшая в результате ее смерть Теодроса ознаменовали собой окончание важного этапа исторического развития страны.
Среди историков-эфиопистов не существует единой оценки деятельности Теодроса. Не будет преувеличением утверждать, что это была самая противоречивая фигура политической истории Эфиопии прошлого столетия. Так, буржуазные исследователи порой изображают Теодроса как неуравновешенного в своих действиях человека, близкого к сумасшествию. Следовательно, и его действия были непредсказуемыми и лишенными внутренней логики. А отсюда легко дойти до вывода, что он являлся если не случайной, то во всяком случае преждевременной фигурой в эфиопской политике, и дело его жизни было не чем иным, как химерой.
Несомненно, некоторые реформы и нововведения Теодроса в силу объективных причин не могли быть реализованы в условиях Эфиопии середины XIX в. В основе его неудач лежали и чисто военные методы достижения цели, и поспешность в их реализации. Обращенное к прошлому традиционное эфиопское общество, с трудом воспринимавшее даже неторопливый ход эволюционного [61] развития, не могло не остаться глухим к радикальным действиям императора. Однако все это отнюдь не означает, что Теодрос был случайной фигурой в истории страны, который, не сумев понять объективные законы развития эфиопского общества, пытался навязать ему свои собственные. Реформы императора были направлены прежде всего на консолидацию страны, где центральная власть стала атрибутом прошлого и дальнейшее развитие могло привести к ее полному распаду на отдельные независимые государства. Следовательно, определенные объективные условия вызывали необходимость централизации Эфиопии и требовали конкретных действий в этом направлении.
В значительной степени вопрос сводится не к тому, нужны ли были предпринятые Теодросом реформы, а к характеру методов их осуществления. Ожесточенная борьба с противниками централизации и идеи создания национального государства с сильной властью монарха способствовала разрушению производительных сил страны. В конечном счете Теодрос лишился поддержки на всех уровнях иерархической системы феодальной Эфиопии.
Известный эфиопист М. Абир так оценивает причины неудачи Теодроса II: «С первых дней своего правления, даже не укрепив свою власть над только что захваченными областями, он вступил в борьбу с самыми мощными силами Эфиопии: церковью, знатью, исламом, галла — со всеми сразу. В результате поспешности и суровости он лишился даже поддержки простого народа, воображение которого он воспламенил при своем воцарении» [261, с. XXV].
Несмотря на незавершенность планов Теодроса по созданию централизованного эфиопского государства, в национальной историографии страны он считается первым объединителем Эфиопии. При оценке его деятельности необходимо помнить слова В. И. Ленина, который указывал, что «исторические заслуги судятся не по тому, что не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками» [7, с. 178].
В отличие от своих предшественников Теодрос стремился стать олицетворением активного руководства и вмешательства во все стороны жизни эфиопского общества. Разрушая все отжившее и пагубное для развития страны в новых исторических условиях, он как бы расчищал путь для своих последователей, определяя направления их государственной политики. Впервые после многих десятилетий феодальной раздробленности в период правления Теодроса II, главным образом в первые годы, хоть и на короткое время, в некоторой степени была создана модель будущей централизованной Эфиопии. Многие из выдвинутых им идей государственного строительства были подхвачены его последователями, прежде всего императором Менеликом [62] II, который избрал для реализации аналогичных планов по централизации страны скорее эволюционный, нежели революционный путь.
В целом же действия Теодроса по объединению и модернизации эфиопского государства представляли собой, используя современную терминологию, политику большого скачка, когда не учитываются ни конкретная обстановка, ни реальные возможности. Попытка при помощи силы победить традиции привела к тому, что эфиопское общество отторгло Теодроса, что в конечном итоге предопределило неудачу его политики. Однако, несмотря ни на что, он остается одной из самых ярких политических личностей в новой истории Эфиопии. Как отмечал один из первых эфиопских просветителей, Гэбрэ Хыйуот Байкэдань: «Мысль Теодроса не умерла, хотя и не осуществилась. Абба Татэк (традиционное прозвище императора по кличке его боевого коня.— Авт.) хоть и плохо кончил, но умер, оставив по себе славу незабываемую» [87, с. 7]. [63]
Глава 3
Дата: 2019-05-28, просмотров: 311.