К середине XIX в. в Эфиопии сложилось развитое феодальное общество. По мнению Ю. М. Кобищанова, в Эфиопской империи уже в XIV в. наблюдалось переходное состояние от раннего к развитому феодализму [201]. При этом вполне оправданно утверждение, что в периферийных районах страны еще многие столетия «патриархально-феодальные и раннефеодальные черты общества сохранились и даже, вероятно, усилились» [201].
В ходе развития феодальных отношений в Эфиопии к концу XVI в. окончательно сформировался как класс феодалов, так и основные группы феодально зависимого населения. В хронике «История галласов», составленной в XVI в., довольно точно описана социальная структура эфиопского общества. Оно состоит, как указывает ее автор, из десяти разрядов или племен. Вот они: «Одно из них монашеское племя, коему несть числа... Второе племя называется дабтара (своеобразная эфиопская разновидность белого духовенства.— Авт.)... Третье племя называется жан хацана и жан маасаре (придворные должности в царской администрации.— Авт.)... Четвертое племя — телохранители [27] жен князей и принцев крови... Пятое племя называется старейшинами, господами и помещиками. Они разделяют свою землю меж крестьянами, приказывают им... Шестое племя — крестьян... Седьмое племя — промышляющих торговлей и стяжанием... Восьмое племя — ремесленников, таких, как кузнецы, писцы, швецы и плотники... Девятый разряд — скоморохи (профессиональные певцы и музыканты, стоявшие на одной из самых низших ступеней эфиопского феодального общества.— Авт.), барабанщики и арфисты, которые живут попрошайничеством... А десятый разряд — это те, кто берет копье и щит, кто может сражаться и следует по стопам царя в походы» [75, с. 146—147]. Таковы были представления эфиопского историографа.
Во время написания этой хроники уже не существовало сложившейся прежде разницы между наследственной знатью из правящих родов и царскими военачальниками, рассаженными по землям. Обе группы феодалов получили крупные земельные владения, которые они преобразовали по образцу царского домена. Внутри этих сеньорий (поместий) шел интенсивный процесс формирования феодальной зависимости местного населения. На землях наследственной знати традиционная дань, собиравшаяся с некогда свободных общинников, превращалась в феодальную ренту, «что сопровождалось не только усложнением способов собирания дани, но и введением разного рода дополнительных поборов» [249, с. 286]. Царские же военачальники на пожалованных им землях насильственно закрепощали местное население. Со временем сложился феодальный аппарат для взимания ренты с подвластных крестьян, а также усложнялась социально-производственная природа феодальной сеньории как самостоятельного, притом чаще всего изолированного, хозяйственного организма.
С формированием отношений между феодалами и крестьянами складывались также новые отношения между царской властью и феодалами. Вместо прежних дружинных отношений сложился типичный феодальный вассалитет. «Устанавливается,— пишет С. Б. Чернецов,— сюзеренитет царя, вырабатываются разнообразные права и обязанности по вассалитету, который теперь и формально должен непременно скрепляться клятвой и крестным целованием перед священниками, т. е. типичным феодальным договором» [249, с. 286]. По смерти царя прежние должности и «кормления» вассалов подлежали утверждению его преемником, за что те приносили ему омаж, и таким путем заключался новый феодальный договор между монархом и вассалами.
Отношения «сюзеренитета — вассалитета» резко нарушились во «времена князей» («зэмэиэ мэсафынт»). Это было связано с укреплением крупного феодального землевладения, составившего основу могущества потомственной аристократии, и одновременным экономическим ослаблением царского домена. К концу XVIII в. участились попытки служилых феодалов превратить [28] временно пожалованные земли («гульт») в наследственную собственность («рыст» — одна из двух — наряду с гультом — наиболее распространенных форм земельного владения в Эфиопии). В «зэмэнэ мэсафынт» это во многих случаях им удавалось сделать: царская власть, пришедшая в упадок, уже не моглаг как прежде, помешать процессу перехода гультов в наследственное владение. Она долгое время успешно разрешала назревавший еще с начала XVII в. конфликт с феодалами по поводу гультовых земель. Наследственному закреплению гультовых пожалований способствовало то обстоятельство, что они передавались из поколения в поколение за несение определенной службы потомками первого гультэннья (владельца гульта). Таким образом, менялось содержание гульта. Для обозначения его нового качества употреблялось даже название «рыст-гульт».
Надо признать, что введение системы гультов после так называемого восстановления Соломоновой династии явилось крупным шагом в развитии феодализма в Эфиопии. Она не только позволяла царям содержать многочисленное войско и добиваться повиновения со стороны формировавшегося класса феодалов, но и подрывать политическое влияние и экономическую силу местной знати. Владелец гульта получал его в кормление за службу; она (земля) ему предоставлялась для взимания различных повинностей с земледельцев, сидящих на этой земле. В стране сложилась своеобразная иерархия гультовых пожалований, когда получавший от царя гульт дробил его на отдельные участки и передавал их в гульт для кормления подвластным ему служилым, а те, в свою очередь, нижестоящим и т. д. (лишь гультэннья самых низших рангов к началу XIX в. начали обрабатывать землю). Таким образом, возникло многообразие типов гультовых пожалований (например, фэрэс моккари — объездчики лошадей, зэбэннёч — стража).
Немало гультовых пожалований было сделано церкви, вернее отдельным храмам и монастырям. Гульты не изымались от них и не перекраивались, как это имело место в отношении светских пожалований. И даже, наоборот, церковь постоянно наращивала свои условные держания, превратившие ее с учетом земель «рыст» в крупнейшего землевладельца. По имеющимся литературным данным, в середине XIX в. церкви принадлежала в той или иной форме треть всей земли в стране.
Фактически «в гультовой системе землевладения (пожалуй, точнее, землепользования.— Авт.) тесно переплелись взаимоотношения всех классов и социальных групп феодальной Эфиопии: вассальные отношения между правителем и стоящим ниже феодалом-помещиком, феодально-теократические отношения между правителем и высшим духовенством, отношения между феодалом-землевладельцем и крестьянином» [246, с. 26]. Эфиопские цари провозглашали себя верховными властителями всей земли в империи, но они не могли распоряжаться землями рыст. Да и земли гульт, предоставлявшие владельцу фискальные, [29] юридические и административные права, далеко не всегда составляли область безраздельного царского самовластия.
Распространенность рыста как формы землевладения была намного меньшей, чем гульта, который, по существу, составлял важнейшую основу эфиопского феодализма. Если гульт имел сугубо индивидуальный характер, то рыст — коллективный. Точнее говоря, рыст представлял собой, с одной стороны, наследственное владение землей какого-то коллектива (например, общины), а с другой — конкретный участок земли в пределах общей земельной собственности, находившейся в пользовании члена этого коллектива. Со временем последнее стало закрепляться как индивидуальный рыст, без перераспределения между членами коллектива. Эта тенденция, по-видимому, уже вполне сложилась к XVII в. Динамика развития рыста обстоятельно изучена (см. [319]).
Рысты образовывались не только в результате заимки, но и вследствие вознаграждения эфиопскими царями за службу своим полкам (500—1000 воинов в каждом). При этом рядовые воины — цевы (цоуа, чоуа или шоуа) могли обрабатывать свои наделы сами и с помощью своих домочадцев, а также рабов, составлявших, по существу, домашнюю челядь. «Полковые» рысты выделялись на окраинах империи; вследствие ее расширения территория с такими рыстами оказывалась далеко от новой (хотя и неточной, строго не фиксированной) границы. Вдоль нее, в чуждой, враждебной среде, на пожалованных ры-стах опять расселялись полки и т. д. Получалось, что царская власть, не желавшая ни в принципе, ни в теории признавать наследственную земельную собственность, сама ее множила. Более того, ей приходилось в конечном счете мириться с наследственными владениями, вольно или невольно содействуя становлению частнофеодальной земельной собственности.
Между двумя основополагающими феодальными системами поземельных отношений в Эфиопии — между рыстом и гультом — существовало великое множество других форм землевладения и землепользования, в большинстве своем носивших переходный характер или представлявших собой варианты этих ведущих систем. Такая запутанная и усложненная ситуация в структуре аграрных отношений, утвердившихся в Эфиопии к середине XIX в., в значительной степени связана с социально-политическими и экономическими последствиями феодальной раздробленности, вольницы и междоусобиц, особенно проявившихся в «зэмэнэ мэсафынт». В периоды феодального самовластия правители областей, отказывавшиеся не то чтобы подчиняться, но даже признавать царскую власть, были очень заинтересованы в сохранении и упрочении верности своих вассалов и войска, в связи с чем учащалась раздача земель в гульт и даже в рыст. Одновременно возрастали требования выплаты крестьянами все новых податей и выполнения ими многообразных повинностей, в том числе оказания помощи в передвижении воинов и войскового [30] обоза. В свою очередь, правители областей, выступавшие против царской власти, переставали выплачивать ей подати. В этом — одна из причин того, что после смерти Иясу II в 1755 г. в царской казне оказалось не более 80 золотых динаров [358, с. 192].
Доходы эфиопских царей обычно формировались как за счет поступлений из их личного домена, так и податей с феодалов, которым на вассальной основе передавались земли. Царская казна пополнялась также в результате таможенных сборов от торговли и присвоения движимого имущества в ходе завоевательных походов. Захватывались тогда и рабы, часть которых шла на продажу. В свои набеги за рабами эфиопские цари и их вассалы отправлялись, как правило, в жаркие, низменные районы, населенные людьми нехристианского вероисповедания, принадлежащими чаще всего к негроидной расе. Немало невольников вывозилось в Индию, аравийские и другие азиатские страны.
Разные эфиопские области платили царю подати натурой, золотом, а их характер и размеры отличались от области к области. Так, агау платили подать одеждой, медом и скотом. При Либнэ Дынгыле (1508—1540) на царский двор из Годжама ежегодно поступало около 30 тыс. унций золота, 3 тыс. мулов, 3 тыс. лошадей, 30 тыс. хлопчатобумажных одеяний, сотни метров тканей и 3 тыс. кип чесаного хлопка. Во времена Иясу I (1682—1706) Ласта была обложена ежегодной податью примерно в 1 тыс. унций золота.
Все эти огромные богатства через систему феодально-вассальных отношений взимались в конечном счете с феодально зависимого безземельного крестьянства, арендовавшего землю у землевладельцев и крестьян-общинников. Положение последних было намного лучше. Барщина или издольщина (или и то и другое, вместе взятые), многочисленные поборы и повинности, включая выплату десятины и дырго (предоставление ночлега и пропитания проезжающим иностранцам и царевым служилым людям, имевшим специальные грамоты), содержание войска, находящегося на постое,— вот основные тяготы, которые нес крестьянин-арендатор. В Тыграе, например, в конце XVIII в. крестьянин отдавал землевладельцу половину урожая.
Независимо от своего социального статуса крестьяне к тому же делали многочисленные подношения деревенским старостам — чыкка-шумам обрабатывали их поля, за них выплачивали налоги и выполняли различные отработки и другие повинности. «Институт чыкка-шум — важный фактор в социальной жизни феодальной Эфиопии, учитывая частые смены местных правителей» [246, с. 35]. Чыкка-шумы строго следили за соблюдением принципа круговой поруки в эфиопской деревне, вследствие которого лично-свободный крестьянин, будь то мелкий рыс-тэннья или арендатор, не мог покинуть своих односельчан. Дело в том, что остававшиеся в деревнях выплачивали налоги и несли повинности и за ушедших. Чыкка-шум не только собирали [31] с крестьян все подати и налоги, но и фактически руководили всей жизнью деревни, организовывали общественные работы. Власть над деревней, опиравшаяся на всесилие феодала-землевладельца, служила средством обогащения чыкка-шумов, выделением их в особый слой зажиточного крестьянства.
Уже в XVI в. начала складываться еще недостаточно изученная форма личной зависимости крестьян, которая по своему характеру была чем-то средним между патриархальным рабством и крепостной зависимостью. Речь идет о гэббарах, упоминающихся в хронике «История галласов», в ней сообщается, что одно из оромских племен, луба бифоле, «начали воевать Фатагар и стали угонять в полон людей и обращать в рабов и называть их „габар"» [75, с. 142, 149]. Возможно, эти «габары» — прообраз гэббарной системы, распространившейся на присоединенных со второй половины XIX в. территориях.
Очень тяжелым было положение крестьян, сидевших на церковных землях. Они содержали в ряде областей до 20—30% населения, составлявшего духовное сословие. Однако, говоря о нем, надо иметь в виду, что, по мнению Ю. М. Кобищанова и М. В. Райт, подавляющее большинство духовенства «принадлежало не к феодалам, а к трудящимся-земледельцам: бедные монахи работали в монастырях на богатых монахов, бедные священники сами пахали землю, их дети — мальчики-диаконы пасли скот, а книжники-дэбтэра, составлявшие церковный хор, обычно не только занимались сельским хозяйством, но и несли повинности в пользу храма» [169, с. 13]. И все-таки низы духовенства пользовались многими привилегиями в сравнении с крестьянами, не испытывали тех превратностей судьбы, какие выпадали на долю крестьян. На последних, например, распространялась практика военного постоя, которая приводила их к полному разорению. Между солдатами, прибегавшими нередко к открытому грабежу, и сельскими тружениками существовала на протяжении столетий в позднее средневековье и новое время острая вражда. Порой она выливалась в открытое вооруженное сопротивление деревенских жителей армейским отрядам. Так, в начале XIX в. сильные беспорядки имели место в Годжаме.
Своеобразной формой протеста становился разрыв группы людей с обществом и их уход в леса. Они жили разбоем, однако нередко преследовали не цели личного обогащения, а борьбу против власти. Эти люди, называвшиеся по-амхарски «болед» (позднее — «шифта»), внушали деревенскому населению не только страх, но и уважение и восхищение как люди, всецело полагающиеся на свою силу, независимые, никому не подвластные и бросившие вызов общественным условиям неустроенности, безоглядного повиновения.
В целом же эфиопское крестьянство покорно сносило тяготы жизни, мирилось с полным беззаконием и своеволием феодалов. Его мировоззрение, сложившееся под воздействием традиционного общества, этноконфессиональных представлений, отодвигавших [32] на задний план и даже вовсе устранявших социально-классовые противоречия, подчинялось реальностям бытия. Социальный протест в эфиопской деревне к середине XIX в. еще не приобрел ощутимых признаков, хотя вообще об его отсутствии говорить не приходится.
Неоднородное по своей сути крестьянство находилось в основании той социально-иерархической пирамиды общественных сил, какая сложилась в Эфиопии. Ее верхнюю часть занимала феодальная верхушка, состоявшая из членов царской семьи, их родственников, местной знати, высших военачальников и придворных, обязанных лично императору своим выдвижением. В Эфиопии существовала мало чем ограниченная социальная подвижность в феодальном классе, и даже простолюдины, пользуясь монаршей милостью или благосклонностью крупных феодалов, могли возвыситься. По своему происхождению феодальная знать имела военно-служилый характер, о чем свидетельствует, в частности, титулатура, образовавшаяся в стране (см. [358, с. 128]). Крупных титулов невоенного происхождения было немного.
Положение феодальной верхушки не было стабильным. В ней по воле царей происходили частые перемещения; взлеты и падения сопровождали жизнь многих придворных. Незавидной была судьба возможных претендентов на престол: их отправляли в малодоступные районы, а в худшем случае заточали в тюрьмы. Наибольшей устойчивостью отличались отношения на низших ступенях феодальной иерархии, но и здесь каждому надо было доказывать лояльность своему сюзерену и царю как верховному сюзерену.
В середине XIX в. намного изменились функции царя, который сохранил еще с аксумских времен титул «ныгусэ-нэгэст» — «царь царей» (император). О них обстоятельно написано Ю. М. Кобищановым (см. [201, с. 166—167]).
Он особо подчеркивает то, что царь выступал как организатор новых отраслей экономики, но не занимался специально к концу нового времени, делами торговли, контроль над которой осуществлял специальный чиновник — нэгадрас. Но заинтересованность царей в торговле, в установлении своего господства над торговыми путями не уменьшилась. Торговля приносила царям немалые доходы. Так, при Сусныйосе и Фасилидэсе в качестве таможенного сбора взимался один брусок соли — амоле, выступавший как денежный эквивалент, с каждого груза соли, перевозимого на осле, или два амоле с аналогичной ноши на муле. Попутно заметим, что соль была очень ценимым товаром в Эфиопии, поступавшим в ее внутренние районы с побережья.
Цари христианской Эфиопии имели своих собственных агентов, которые занимались от их имени обменом товаров, ведением коммерческих переговоров с правителями Йемена, Египта, Индии, Португалии и других стран. Наиболее характерными [33] чертами той организации торговли, какая сложилась в Эфиопии, были, по мнению Ю. М. Кобищанова: «1) торговля находилась под строгим контролем феодального государства, который порой (при императорах XVII — начала XVIII в.) приближался к государственной монополии на внешнюю торговлю; 2) коммерческая деятельность «царских купцов» обязательно дополнялась дипломатической деятельностью; 3) класс купцов рассматривался как часть государственного аппарата, главой которого был монарх» [201, с. 188].
Вряд ли, однако, в условиях конфессиональных противоречий того времени купцы, принадлежавшие, как правило, к мусульманам, могли считаться частью царской администрации. Да и при ослаблении императорской власти, особенно в «зэмэнэ мэсафыт», феодально-государственный контроль над торговлей был скорее мифическим. Со временем правители отдельных областей стали заботиться о безопасности торговли в подвластных им территориях, взимая при этом высокие пошлины с купцов в свою пользу, уже не говоря о личном участии в коммерческих сделках. Более того, при дворе шла постоянная борьба за благосклонность монарха или его всесильного фаворита при назначении на наместничество в районы, через которые пролегали торговые пути, приносившие властителю большие доходы.
Еще в XVII в. португальский путешественник Мануэл Алмейда писал: «Хуже всего то, что... наместничества во всех королевствах и провинциях скорее продаются, нежели даются. Никто не получает его иначе, как за количество золота, более или менее равное доходу, который домогающийся надеется получить от него. А так как домогающихся всегда много, то наместничество получает тот, кто дает больше. Они дают больше, нежели могут получить оттуда честным путем, и, чтобы не остаться в накладе, они обдирают народ (а также купцов.— Авт.)... Так как наместники являются господами и судьями и держат в своих руках всю власть над жизнью и имуществом населения, то, прямо сказать, это скорее грабители, чем наместники» [93, с. 72].
Даже в смутные времена, и особенно в «зэмэнэ мэсафыт», не прекращалась борьба за контроль над торговыми путями, но тогда она чаще всего приобретала форму ожесточенных кровавых междоусобиц, которые не только разрушали местное хозяйство, но и дезорганизовывали саму торговлю. Негативные последствия феодальной раздробленности, разумеется, препятствовали внутренней и внешней торговле Эфиопии, но полностью-приостановить ее не могли, тем более что через эфиопскую территорию пролегали торговые пути, связывающие соседние страны с побережьем Африканского Рога. Эти коммерческие маршруты складывались постепенно, в течение веков, охватывая удобные с точки зрения географической доступности и экономически богатые территории.
Особые коммерческие преимущества тогда получила провинция [34] Шоа, где пересекались многие торговые пути и где местные правители проявляли большую заботу о состоянии торговли. При ныгусе Сахле Сылласе, властвовавшем в Шоа в 1813— 1848 гг. и добившемся в ней внутриполитической стабильности, в том числе и путем территориального расширения, торговые налоги и пошлины были в провинции не обременительны. Это выгодно отличало Шоа от других частей Эфиопии, что не могло не привлекать купцов, а следовательно, и ускоряло товаризацию хозяйства провинции. Сахле Сылласе попытался даже вступить в официальные договорные отношения с Великобританией и Францией.
К подобным акциям в XVII — первой половине XIX в. прибегали и другие территориальные владыки различных областей Эфиопии, добиваясь чаще всего определенных политических выгод и, много реже, коммерческих. Успешнее были такие контакты с зарубежными державами на государственном уровне. Так, Иясу I в 1693 г. договорился с правителем Массауа и Аркико турецким наибом Мусой о размере пошлины на товары, ввозившиеся в Эфиопию, и на вывозимое оттуда зерно, мускус, кофе, кожи и скот. На внешние рынки из Эфиопии поступало также золото, мед, воск и, разумеется, рабы, которые весьма ценились на невольничьих рынках Востока. Взамен ввозились ремесленные изделия, предметы роскоши, ткани, с XVI в. огнестрельное оружие и др. Товары прибывали из разных стран, в том числе европейских. Большим спросом на внутреннем рынке пользовались лошади. И это не случайно: конница в Эфиопии в средние века и новое время являлась ударной силой в бою, наиболее любимым войском. Однако, как справедливо замечает Ю. М. Кобищанов, «правители государств Северо-Восточной Африки предпочитали получать нужных им для войны лошадей нетоварным путем — в качестве дани (точнее — подати) от вассальных правителей» [201, с. 181].
Внутренняя торговля находилась преимущественно в руках мусульман. Наиболее оживленно она велась к XIX в. в южных и восточных районах. Ее развитие сдерживалось господством натурального хозяйства, политической нестабильностью, сопровождавшейся многочисленными царскими карательными походами и феодальными междоусобицами, а также полным произволом при взимании пошлин и наличием большого числа местных таможен, самовольно открытых на торговых путях местными феодалами. Еще в первой половине XIX в. в Эфиопии не было всеобщего денежного эквивалента. Его роль выполняли уже упоминавшиеся амоле, красный перец, патроны, бруски железа и т. д.
На рубеже XVIII—XIX вв. в стране появился серебряный талер Марии-Терезии, который вскоре получил широкое хождение в империи. В 30-е годы XIX в. во всей империи обращались около 100 тыс. этих монет. В последующие десятилетия только ныгус Сахле Сылласе, правивший в Шоа, получал в год 250—[35]300 тыс. талеров Марии-Терезии в виде налогов с подвластных: ему земель Шоа [360, с. 10]. Однако, несмотря на увеличившееся количество, талер Марии-Терезии так и не стал всеобщим эквивалентом стоимости в стране. Отсутствие такого сдерживало развитие производительных сил, в том числе ремесленного производства.
Оно, как и торговля, мало привлекало христианское население и многие столетия оставалось уделом преимущественно мусульманских народов. К середине XIX в. ремесла обособились в основном от сельского хозяйства. В результате образовались замкнутые касты, к которым окружающее земледельческое население относилось с презрением, страхом и предубеждением. Это были кузнецы, дубильщики кож и изготовители изделий из них (сандалий, щитов и т. д.), плетельщики соломенных шляп, могильщики и др. Они селились обособленно, на окраинах деревень, либо, ища покровительства, собирались при дворах царей, феодалов, церквах и монастырях. Им не разрешалось владеть землей, служить в армии и т. д. Их женам предписывалось заниматься строго определенным трудом: например, жены кузнецов изготовляли гончарные изделия.
Отношение земледельческих народов к презираемым усилило этноконфессиональный партикуляризм последних. С другой стороны, пренебрежение к ручному труду препятствовало распространению ремесел в стране, противодействовало росту потребностей населения в них, да и сужало возможности организации новых производств и повышения квалификации тружеников. Часто, пренебрегая собственными мастерами, цари и феодальная верхушка охотно приглашали чужеземцев для различных строительных работ, для изготовления украшений, дорогих одежд и т. д.
В первой половине XIX в. некоторые правители областей начали менять свои взгляды на местных ремесленников и их труд и даже содействовали увеличению выпускавшейся ими продукции. Но пренебрежение ремесленничеством в стране сохранялось.
Нельзя не согласиться с тем, что «в области ремесленного производства, как и в торговле, феодальная Эфиопия не стала достойной преемницей Аксума» [246, с. 50—51]. Натуральный характер хозяйства не стимулировал развитие экономики, а неразвитость несельскохозяйственного производства, в свою очередь, обрекала земледелие и скотоводство на застойность, стагнацию, усиление внутренней замкнутости отдельных хозяйств. Хозяйственная автаркия отдельных областей служила основой политической раздробленности империи. Рост центробежных сил, особенно проявившийся к концу XVIII в., вызвал разруху, разорение сотен тысяч крестьян, мелких и средних феодалов, клира.
При оценке социально-экономической ситуации в Эфиопии в новое время следует принять во внимание и многочисленные засухи [36] в стране, которые приводили к гибели десятков тысяч людей, скота, к дезорганизации хозяйства, к вынужденной миграции людей. Эфиопские хроники свидетельствуют, что в 1540 — 1800 гг. в Эфиопии произошло не менее 23 крупных случаев массового голода из-за засух, каждый из которых продолжался по нескольку лет. Ужасающие картины вымирания целых деревень и массового исхода в другие районы рисуют также европейские путешественники, оказавшиеся в Эфиопии в голодные и засушливые годы (см., например, [93, с. 175]).
Царская администрация и местная власть в целом спокойно взирали на страдания народа, вызванные голодом. Вероятно, оказываемая помощь настолько была невелика, что даже в царских хрониках, призванных прославлять деяния императоров, о ней, как правило, говорится вскользь, без какой-либо обычной выспренности. Так, в хронике Иясу I немного говорится о царской благотворительности страждующим крестьянам, покинувшим свои деревни из-за голода и с трудом дошедших в 1706 г. до Гондэра.
Сколько-нибудь существенная помощь населению районов, подвергшихся засухе, вообще не оказывалась в условиях феодальной раздробленности и ослабления императорской власти. Частые засухи и вызываемый ими голод не останавливали межфеодальные распри и столкновения и даже усиливали их, ибо борьба за плодородные земли разгоралась с новым размахом.
Завершая первую половину XIX в., Эфиопия, раздиравшаяся феодальными междоусобицами, жила в ожидании перемен. [37]
Глава 2
ЭФИОПИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ (1855—1868)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.