С середины XIX в. Эфиопия вступает в качественно новый период своего развития, основным содержанием которого стали процессы объединения дотоле раздробленных областей страны в единое централизованное государство. Эти процессы, определяя сущность внутриполитической жизни Эфиопии на последующие десятилетия, в зависимости от конкретных объективных и субъективных факторов порой получали определенное ускорение, порой же были малозаметны. На всем протяжении второй половины XIX в. изменялись формы и методы процесса централизации, наблюдались перепады в динамике его осуществления; неизменной оставалось суть самого процесса, направленного на ликвидацию феодальной раздробленности.
Какие же факторы лежали в основе этого процесса, что явилось предпосылками столь значительных изменений в историческом развитии страны? Как правило, исследователи проблемы генезиса централизованной Эфиопии часто ищут аналоги в истории некоторых стран Европы, уже миновавших этот этап. Причина такого подхода кроется в схожести некоторых черт феодальной системы этой африканской государственности и западноевропейских стран. Вместе с тем, и на это справедливо указывают польские эфиописты А. Бартницкий и И. Мантель-Нечко, всякий формальный перенос понятий, отражающих европейские процессы общественного развития, на эфиопскую почву ведет к искажению истории, так как при этом не учитывается специфика этого древнейшего государства Тропической Африки [169, с. 179].
Своеобразие исторического развития Эфиопии, прежде всего незрелость товарно-денежных отношений, и предопределило характер процессов централизации страны. Если, например, в странах Западной Европы в период возникновения централизованных национальных государств шел активный процесс разложения феодальной системы, то в Эфиопии середины XIX в. позиции феодализма были сильны и не было ни крупных городов, ни городских торгово-предпринимательских слоев — тех сил, которые [38] сыграли важнейшую роль в процессе централизации многих стран.
Политическая раздробленность страны, частые междоусобные войны, натуральный характер хозяйства, труднодоступность отдельных областей, отсутствие выхода к морю — все эти факторы оказали пагубное влияние на развитие торговли. Тормозом на ее пути были и многочисленные таможенные посты, бессчетные торговые налоги и пошлины. Оценивая состояние торговли Эфиопии в первой половине XIX в., англичанин У. Плоуден отмечал, что «торговая община немногочисленна... Мусульмане абиссинского происхождения, кроме галла, редко избирают для себя другой путь, в их руках сосредоточено три четверти всей торговли. Во всей стране вряд ли сыщешь и 20 купцов-христиан» [37, с. 111].
Мало привлекало христианское население и занятие ремеслом. В эфиопском обществе и торговля и ремесленничество были главным образом уделом нехристианского населения, не игравшего заметной роли в политической жизни государства.
О неразвитости в Эфиопии того времени товарно-денежных отношений свидетельствует и нераспространенность в стране денег, этого, по выражению Ф. Энгельса, «могучего оружия против феодализма» [5, с. 407]. В зависимости от района денежным эквивалентом служили различные товары: бруски соли (амоле), красный перец и чаще всего ружейные патроны.
Таким образом, в конкретно-исторических условиях Эфиопии центральная власть, являвшаяся, по определению Ф. Энгельса, «представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства» [5, с. 411], не могла опираться в борьбе за свое укрепление на те социальные силы, которые сыграли столь важную роль в аналогичных процессах в Европе. Поэтому если в истории Европы главную роль в объединении многих государств сыграли экономические и социальные сдвиги, то консолидация эфиопского государства могла осуществиться лишь «сверху», военным путем.
При этом следует иметь в виду, что существовал ряд факторов, способствовавших реализации этого процесса. Так, укрепление государственности в новых условиях было для Эфиопии во многом восстановлением чего-то уже существовавшего в прошлом, во времена Аксума или же в период правления императора Зэра Яыкоба. На протяжении многих десятилетий «времен князей» в общественном сознании не ослабевала идея о необходимости восстановления былого величия страны, той единой и обширной Эфиопии прошлого, восточной границей которой служило Красноморское побережье.
Определенную роль в централизации страны играла и угроза внешней опасности, существовавшая на северных и северо-западных рубежах государства, где местным армиям то и дело приходилось вступать в сражения с египтянами. Однако следует подчеркнуть, что в условиях распада Эфиопии на враждующие [39] между собой области борьба с мусульманскими северными соседями не принимала характера общенациональной войны. Идея воссоздания единой Эфиопии не случайно получила наиболее широкое распространение среди населения северных областей страны, ибо здесь внешняя угроза была реальной действительностью (подробнее см. [246, с. 53—56]).
К середине XIX в. страна находилась в упадке, раздираемая постоянными междоусобными схватками феодалов. Казалось, ничто не сможет положить конец этим постоянным сражениям, когда вытаптывались поля и сжигались селения, и никто не чувствовал себя в безопасности.
В Эфиопии повеяло переменами, когда в начале 50-х годов на политической арене страны появился Каса из Куары, сын мелкого феодала с Севера. Его действия, направленные на создание сильной центральной власти, нашли поддержку у крестьянского населения, больше всего страдавшего от феодальной раздробленности. В истории Эфиопии наступил период, когда политика правителя в значительной степени стала подчиняться общенародным интересам.
Формы и методы осуществления политики централизации на каждом этапе зависели от личности политического деятеля, возглавившего этот процесс. Безусловно, в конкретных условиях Эфиопии, когда процесс централизации осуществлялся «сверху», характер личности играл крайне важную роль в выборе направлений и средств достижения этой сложной цели. Здесь уместно вспомнить замечание К. Маркса о том, что «ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих „случайностей", среди которых фигурирует также и такой „случай", как характер людей, стоящих вначале во главе движения» [1, с. 175].
Каса Хайлю начал свой путь к императорской короне с довольно невысокой ступени феодальной иерархии. По образному выражению одного из авторов, «он появился на свет без серебряной ложки во рту» [281, с. 11]. Родился он в 1818 г. в местечке Куара на севере Эфиопии, в семье мелкого феодала, которая к тому же вскоре потеряла своего кормильца. Каса Хайлю отличался умом и сообразительностью. Возможно, поэтому его мать, используя родственные связи, устроила сына в монастырскую школу. Грамотных людей в то время в стране было немного, и получивший образование человек всегда мог надеяться на кусок хлеба. Пожалуй, школьные годы были самым спокойным периодом в бурной жизни будущего императора. Чтению и письму, заучиванию псалмов Давида и других религиозных текстов пришел конец, когда монастырь был разграблен одним из мятежных феодалов. Лишившись монастырского крова, Каса резко меняет свою жизнь, скромный школяр становится бесстрашным воином.
В условиях феодальной Эфиопии с ее частыми внутренними беспорядками и междоусобными войнами военная стезя открывала самые широкие перспективы для продвижения в жизни. В [40] своих очерках об эфиопской армии К. Арнольди писал: «У каждого даже самого незначительного ашкера (рядового солдата.— Авт.) может явиться при благоприятных условиях надежда на известную карьеру, которая приведет его к званию пятидесятника, сотника, тысячника, а иногда и к высшим должностям государства, чему бывали неоднократные примеры. Нигде, как в Абиссинии, так не верна поговорка о солдате, носящем в своем ранце фельдмаршельский жезл, и сколь дэджазмачей и расов вышло из рядовых ашкеров, не отличавшихся ничем, кроме личной храбрости» [82, с. 17]. Поэтому выбор военной карьеры был для честолюбивого юноши совершенно закономерен. Во время службы солдатом в отряде своего дяди Кынфу, одного из приближенных правителя области Амхара раса Али, Каса постигал нелегкую военную науку, участвуя во многих сражениях.
Оставив спустя несколько лет службу у дяди, Каса организовал собственный отряд. Молодежь Куары быстро признала в нем своего лидера и стекалась к нему со всех концов области. Мелкий чиновник, смещенный со своей должности, Крестьянин, волею помещика лишенный земельного участка, все они находили место в его отряде.
Каса становился все более заметной фигурой на политической арене Амхары. Его восхождение к власти — это сражения с вассалами правителя области, укрепление в результате побед над ними своей политической базы и увеличение армии и в конечном счете победа над войсками самого раса Али. Преследуя отступающего противника, Каса сжег столицу Амхары Дэбрэ-Табор, а в бою при Айшале 29 июня 1853 г. довершил разгром одного из самых могущественных феодальных владетелей Эфиопии.
После этой победы вся Северная Эфиопия, за исключением Тыграя, оказалась под контролем Касы. В решающем сражении с армией раса Уэбе, правителя Тыграя, практически решался вопрос о будущем императоре Эфиопии. Битва произошла вблизи р. Тэкэзс, являющейся естественной границей между Амхара и Тыграем. Благодаря английскому путешественнику Генри Дафтону сохранились слова, с которыми Каса обратился к своей армии перед решающим сражением: «Следуйте за мной, и по божьей воле завтра я уже не буду называться Касой!» [96, с.131].
Что Каса имел в виду? В истерзанной феодальными междоусобицами Эфиопии ходило немало пророчеств о лучшей жизни, о времени, когда земледелец бросит зерно в пахоту и поле его не будет вытоптано враждующими армиями феодалов. Во «времена князей» особенно большое распространение получило пророчество о грядущем восшествии на императорский престол правителя по имени Теодрос, который восстановит древнюю славу империи. Возможно, магия имени новоявленного мессии, а скорее всего военное превосходство над противником обусловили победу армии Касы. Описывая сражение с тыграйцами в своей [41] хронике, алека Уольдэ Мариам лаконично сообщает: «Каса одержал победу, а Уэбе стал его пленником» [74, с. 147].
Уже на следующий день после сражения, 11 февраля 1855 г., в ближайшей церквушке произошла церемония коронования нового императора Эфиопии. Выбор Касой имени Теодрос в качестве тронного не являлся шагом хитрого политикана, спекулировавшего на народных настроениях. Анализ заявлений и действий нового императора позволяет убедиться, что он действительно ставил перед собой задачи, совпадающие во многом с теми, что приписывали ожидаемому мессии. С другой стороны, правитель по имени Теодрос мог рассчитывать, хотя бы на первых порах, на поддержку части населения страны, больше всего заинтересованной в твердой верховной власти.
«Каса должен был определить свою миссию,— пишет шведский исследователь С. Рубенсон,— он должен был отождествить себя с чем-нибудь или с кем-нибудь в традициях своего народа, что позволило бы освободиться как от своего прошлого, когда он был одним из бунтовавших феодалов, так и отмежеваться от своих предшественников, беспомощных представителей домз Давида и Соломона в Гондэре. Каса достиг всего с помощью одного... Он объявил себя Теодросом, царем, который должен явиться и править миром в покое и справедливости в течение сорока лет» [384, с. 49]. По мнению американского исследователя Д. Левина, успехи Теодроса II в объединении страны в 50-е годы прошлого столетия были обусловлены не только его воинскими качествами, но и популярностью среди масс, измученных ожиданием мессии и наконец дождавшихся его [335, с. 158].
Говоря о причинах успеха Теодроса в борьбе за верховную власть, следует иметь в виду следующее обстоятельство. В значительной степени его успеху способствовала сама внутриполитическая обстановка «времени князей», когда в условиях феодальной раздробленности каждый раз ему противостояла армия лишь какого-либо одного крупного феодала, а не объединенные вооруженные силы страны.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.