Глава 1. Эфиопская феодальная монархия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

( XVII—первая полови­на XIX в.)                                                               16

Политическая история страны                                                                      16

Социально-экономическая ситуация                                                           27

Глава 2. Эфиопия на первом этапе политической централизации

(1855—1868)                                                                                                      38

Объединение страны при Теодросе II                                                         38

Формы и методы политики объединения                                                    42

Феодальная оппозиция                                                                                45

Внутренние реформы                                                                                    49

Внешняя политика Эфиопии. Английская интервенция 1867—1868 гг.        51

Глава 3. Эфиопия на втором этапе политической централизации

(1869—1889). Борьба за сохранение территориальной

целостно­сти страны                                                                                       64

Эфиопия после Теодроса II: рецидив «времен князей»                             64

Особенности политики Йоханныса IV по централизации страны          68

Эфиопо-египетская война                                                                            74

Отношения с махдистским Суданом и Италией                                         77

Глава 4. Укрепление эфиопского государства при Менелике II.

Итало-эфиопская война 1895—1896 гг.                                              86

Шоа в борьбе за политическую гегемонию                                            87

Реформы императора Менелика II (1889—1895)                                       95

Уччиальский договор 1889 г.                                                                       102

Военные действия с Италией (1894—1896)                                                       104

Битва при Адуа                                                                                               108

Глава 5. Эфиопия в конце XIX — начале XX в.                                       111

Территориальное расширение страны                                                        112

Политика европейских держав и установление государственных

границ                                                                                                              114

Внутренняя политика. Модернизация страны                                            120

Правление Лиджа Иясу (1913—1916)                                                     125

Глава 6. Эфиопия между двумя мировыми войнами (1918—1939) 128

Политическая обстановка (1918—1935)                                                   128

Реформы 1918—1935 гг.                                                                                143

Развитие капитализма                                                                                   151

Эфиопские просветители                                                                                          156

Основные направления внешней политики                                              161

Эфиопия и Лига наций                                                                                 166

Итальянская агрессия и освободительная война Эфиопии                       174

Разгром оккупационных войск и освобождение страны                           185

Глава 7. Эфиопия после освобождения от ига фашистской Италии

(1941 — 1955)                                                                                                    188

Внутренняя обстановка и внешняя политика страны (1941—1945)        188

Завершение процесса формирования абсолютной монархии 

(1946— 1955). Конституция 1955 г.                                                             204

Выступления против императорского режима. Столкновения

внутри правящей верхушки (1946—1955)                                               215

Абсолютная монархия и развитие капитализма                                        220

Глава 8. Императорский режим и рост сил протеста (1956—1974.)

Революция 1974 года                                                                                 233

Развитие капитализма и социально-экономические процессы в Эфио­пии 234

Разногласия в правящих кругах                                                                    252

Влияние церкви на общественную жизнь страны                                      260

Положение в армии. Декабрьское восстание 1960 г.                                264

Рабочее движение                                                                                          270

Общественная активность студенчества                                                    272

Учителя в борьбе за свои права                                                                   277

Крестьянские волнения                                                                                279

Сепаратистское движение в Эритрее                                                           283

Антифеодальная, антимонархическая, антиимпериалистическая

рево­люция 1974 г.                                                                                          286

Глава 9. Эфиопия в борьбе за социально-экономические

и политиче­ские преобразования                                                             300

Внутренняя оппозиция и внешняя агрессия                                               301

Формирование идейно-политической концепции развития Эфиопии

(1974—1984). Распространение идей научного социализма                    313

Создание Рабочей партии Эфиопии                                                        324

Формирование новой политической системы                                            332

Аграрные преобразования. Борьба с засухой                                              339

Социально-экономические результаты внутренней политики

револю­ционной власти                                                                                 348

Тенденции внешнеполитического развития                                              353

Глава 10. Некоторые вопросы культурного развития Эфиопии          368

Список использованной литературы                                                          379

Терминологический словарь                                                                        392

Указатель географических и этнических названий                                393

Указатель имен                                                                                               397

Summary                                                                                                           402

ВВЕДЕНИЕ

 

Эта книга продолжает серию исследований «История стран Африки в новое и новейшее время», издаваемую Институтом Африки АН СССР.

Эфиопия — крупное государство в Северо-Восточной Афри­ке, которое граничит на севере и западе с Суданом, на восто­ке — с Сомалийской Демократической Республикой и Респуб­ликой Джибути и на юге — с Кенией. По своей площади (1221,9 тыс. кв. км) Эфиопия занимает восьмое место, а по чис­ленности населения (46 млн. человек) — третье место среди стран Африканского континента.

Расположенная в наиболее приподнятой части Восточной Африки (40% ее территории находится выше 1500 м над уров­нем моря), Эфиопия отличается чрезвычайным разнообразием рельефа и природных условий. Высокогорья здесь соседствуют с глубокими тектоническими впадинами, что обусловливает рез­ко выраженную контрастность природных ландшафтов. Более половины территории страны занимают горы, не случайно по­рой Эфиопию называют «африканским Тибетом». Остальная часть — равнины плато Огаден на юго-востоке, Данакильская пустыня на северо-востоке и низменность на крайнем западе в бассейне р. Баро. Самая высокая вершина Эфиопии — гора Рас-Дашэн (4623 м над уровнем моря), самое низкое место — Дана­кильская впадина (113 м ниже уровня моря).

Хотя южная граница Эфиопии почти доходит до экватора, а вся страна в целом расположена в субэкваториальном поясе, ее климат благодаря горному рельефу очень разнообразен. Про­хладные высокогорные плато соседствуют здесь с раскаленными пустынями. В районе Данакильской пустыни, считающейся од­ним из самых жарких мест на земле, средняя годовая темпера­тура + 34,5°, на горных же хребтах нередки заморозки и выпа­дает снег. В горах велики и суточные колебания температуры — от 0° ночью до +30° днем.

Эфиопия не богата полезными ископаемыми, лишь в районе Данакильской пустыни обнаружено крупное месторождение ми­неральных солей. Однако, исходя из характера геологического строения, специалисты предполагают возможность наличия на территории страны разнообразных рудных и нерудных ресурсов. Существуют месторождения марганца, меди и некоторых других цнетпых металлов, природного газа. Есть сведения о месторождениях [5] бурых углей. С давних времен известны залежи корен­ного и рассыпного золота, наиболее перспективные его место­рождения расположены в районе провинции Уоллега.

Пестр и мозаичен этнический состав страны. За этнонимом «эфиоп» стоит до 100 народов, говорящих на различных семито-хамитских, нигеро-кордофанских и нило-суданских языках и исповедующих главным образом христианство монофисистского толка, в меньшей степени — ислам и еще в меньшей — автох­тонные религии, христианство иных направлений и иудаизм. К наиболее крупным этносам относятся семитоязычные амхара (более 40% современного населения) и кушитоязычные оромо (около 40%). Эфиопию населяют также тыграи, тигре, агау, афар, сомали, аргобба, омето, сидамо, сахо и др.

Несмотря на этнолингвистические и конфессиональные раз­личия, все эти народы, постоянно взаимодействуя друг с другом на протяжении многих веков, создали прочные основы эфиоп­ской этнокультурной общности. В стране сложилось специфиче­ское единство в многообразии.

Многое из прошлого и настоящего Эфиопии позволяет гово­рить о своеобразии исторического развития этой страны. Суще­ствуют свидетельства того, что территория страны представляет собой один из очагов происхождения древнейшего человека. Много позднее на севере современной территории Эфиопии воз­никло Аксумское царство, первые сведения о котором относятся к I в. н. э. Если даже вести отсчет с этого времени, то и тогда история страны насчитывает около двух тысячелетий, что ста­вит ее в один ряд с древнейшими мировыми цивилизациями. Намного раньше других государств Африки Эфиопия вошла в ареал распространения одной из мировых религий, уже в IV в. в стране появилось христианство. Важное значение имело нали­чие собственной письменности.

С глубокой древности Эфиопия представляла собой обшир­ный и в известной степени замкнутый географический и этно­культурный регион, отчетливо выделяющийся среди других ре­гионов Африки южнее Сахары. К его характерным чертам мож­но отнести: 1. Природные условия, т. е. плодородные почвы и умеренный климат высокогорья с двумя дождливыми сезонами в году, благоприятствующие сравнительно высокопродуктивному плужному земледелию и культивации злаковых культур, а так­же пастбищному животноводству. Подобные экономические ус­ловия способствовали весьма раннему процессу классообразования в регионе и возникновению древней и самобытной эфиопской цивилизации. 2. Географический фактор, т. е. близость к великому красноморскому торговому пути, связывающему Ин­дию со странами Средиземноморья. Именно активное участие в этой торговле обусловило в первые века нашей эры расцвет Аксумского царства, которое, по словам Б. А. Тураева, «играло не последнюю роль во всемирной истории и принадлежало к числу культурных стран умиравшего античного мира» [236, с. 158]. [6]

Таким образом, Эфиопия в отличие от других стран Африки южнее Сахары уже с глубокой древности имела собственную государственность, что не могло не наложить отпечатка на весь ход ее дальнейшего исторического развития.

Говоря об особенностях исторического пути, необходимо упо­мянуть и традиции борьбы за сохранение независимости и тер­риториальной целостности страны. В период «схватки за Афри­ку» в последние десятилетия прошлого столетия Эфиопия ока­залась единственным из африканских государств, сумевшим в вооруженной борьбе с европейским колониализмом отстоять свою свободу и независимость.

Победа Эфиопии в войне с Италией 1895—1896 гг. — одна из самых ярких страниц в истории сопротивления народов Африки вторжению колонизаторов. Исследование всех факторов, обус­ловивших результаты этой войны, представляет интерес не толь­ко для понимания хода исторического процесса в самой Эфио­пии. Оно имеет и более широкий смысл, как один из подходов к выявлению особенностей антиколониальной борьбы на Афри­канском континенте.

Важным этапом формирования антиколониальных сил на континенте явилась и борьба народов Эфиопии против агрессии фашистской Италии во второй половине 30-х годов. Не случай­но авторы издаваемой ЮНЕСКО фундаментальной «Истории Африки» избрали 1935 г. в качестве отправной точки того этапа борьбы против колониализма, который в итоге привел к круше­нию системы колониализма на континенте.

Важные события происходят на земле Эфиопии и в наши дни. Особенностью эфиопской революции 1974 г. является то обстоятельство, что она стала одной из первых социальных ре­волюций в Тропической Африке. Если многие другие страны Африки в ходе своего исторического процесса решали задачи национально-освободительной революции, то Эфиопия, единст­венная страна Тропической Африки, практически не затронутая прямым колониальным угнетением, встала в первые ряды борь­бы народов континента против собственных угнетателей. Про­грессивный характер осуществленных в стране шагов в полити­ческой, экономической, социальной и культурной сферах привел к тому, что Эфиопия, в недавнем прошлом являвшаяся чуть ли не синонимом феодализма, избрала путь социалистической ори­ентации.

Данная книга — первая в советской африканистике обоб­щающая работа по истории Эфиопии в новое и новейшее время. В ней рассматриваются такие важные проблемы развития стра­ны, как исторические судьбы феодальной монархии в XVII — первой половине XIX в., объединение страны и ее политическая централизация в конце XIX в., становление эфиопского абсолю­тизма и 40—50-е годы XX в. Заметное место занимает исследование форм и методов борьбы народов страны за сохранение независимости, того влияния, которое антиколониальные войны [7] оказали на характер последующего развития Эфиопии. Авторы уделили большое внимание анализу причин, задач и хода рево­люционных событии в середине 70—80-х годов XX в., которые выдвинули страну на передовые рубежи борющейся Африки.

Комплексный подход к изучению всех этих вопросов позво­ляет проследить динамику жизни страны в новое и новейшее время, выявить основные тенденции ее внутренней и внешней политики, определить предпосылки краха феодально-монархиче­ского режима в 1974 г., а также выяснить особенности и пер­спективы национально-демократической революции эфиопского народа.

Источники и литература по истории Эфиопии весьма много­численны. Достаточно сказать, что в приложении изданной еще в 50-е годы работы И. Ю. Крачковского содержится около 800 наименований исследований по истории, этнографии и языкам Эфиопии [207]. За последующие несколько десятилетий биб­лиография этой страны увеличилась в несколько раз. Особенно много работ увидело свет в течение последних 10—15 лет, что объясняется интересом, который во всем мире привлекли собы­тия эфиопской революции. Рамки вводной главы не позволяют дать подробный историографический обзор всей научной лите­ратуры по проблемам исследования. В этой ситуации авторы вынуждены ограничиться лишь кратким обзором основных из­даний.

Еще с древних веков в Эфиопии развивалась собственная письменность, и это, казалось бы, предполагает большое число ис­точников собственно эфиопского происхождения. На самом же де­ле круг их довольно ограничен. Прежде всего—это царские хро­ники, первое появление которых относится еще к XIII—XIV вв. Имеющиеся в распоряжении авторов данной книги хроники ох­ватывают практически весь период нового времени [72; 73; 75; 77 и др.]. Наибольший интерес вызывают те из них, которые относятся ко второй половине XIX — началу XX в., времени со­здания объединенного и централизованного эфиопского госу­дарства. В хрониках, посвященных императорам Теодросу II [74], Йоханнысу IV [77], Менелику II [72], содержится богатый материал по внутриполитической истории Эфиопии, приводятся основные сведения о деятельности этих политических деятелей. Круг событий, описываемых в хрониках, обширен, сквозь приз­му деятельности императора проступают военные экспедиции и войны, смещения и назначения чиновников, издание законов и строительство церквей. Пожалуй, самая большая слабость этих источников — отсутствие информации социально-экономическо­го характера. Вместе с тем важно, что хроники, при всех их не­достатках, содержат тот аромат эпохи, без чего невозможно создать настоящее историческое исследование. В свое время, оценивая эфиопские хроники, Б. А. Тураев писал: «Историк в этих хрониках увидит, конечно, не историю, а только собрание материала, материала обыкновенно очень важного, так как в [8] большинстве случаев он исходит от современника описываемых событий» [73, с. 7].

Важным типом источника являются и произведения немно­гочисленных представителей нарождавшейся в первые десяти­летия XX в. национальной интеллигенции. Например, это поли­тический памфлет Гэбрэ Хыйуот Байкэданя, в котором не толь­ко содержится анализ внутриполитической ситуации в Эфиопии, но также представлена программа социально-экономического переустройства страны [87].

К несчастью, эфиопские архивные материалы погибли в го­ды фашистской агрессии против Эфиопии в 1935 г. Прежде все­го в их число входили документы периода правления императо­ра Менелика II и первых десятилетий XX в. Не случайно мно­гие эфиопские историки в исследовании этого исторического от­резка времени опираются главным образом на западные источ­ники или же сообщения информантов.

В некоторой степени отсутствие собственно эфиопских архив­ных материалов компенсируется документами, которые хранят­ся в советских архивах, в частности в Архиве внешней политики России, Государственном военно-историческом архиве и ряде других. Установление в конце прошлого века дипломатических отношений между Россией и Эфиопией привело к тому, что с 1898 по 1917 г. в Аддис-Абебе постоянно находилась группа рус­ских дипломатов, донесения которых содержат крайне интерес­ную информацию о всех сторонах жизни эфиопского общества.

Для характеристики внешней политики Эфиопии в исследуе­мый период важны различные официальные дипломатические публикации западноевропейских стран [50; 54; 55; 67 и др.]. Хорошо известен их тенденциозный характер — стремление пуб­ликаторов обелить действия своих правительств и очернить со­перников в борьбе за преобладающее политическое влияние в этой стране. Вместе с тем при тщательном анализе, критической проверке и сопоставлении с другими источниками эти публика­ции дают возможность вскрыть сущность политики западных держав в отношении Эфиопии и показать их империалистиче­ский характер.

Для периода новейшей истории страны особое значение имеют документальные источники: тексты конституций Эфио­пии, официальные выступления государственных деятелей, со­общения Центрального статистического управления страны. Среди источников этого вида важны материалы эфиопской ре­волюции: постановления, коммюнике и программные документы ККВС, ВВАС, материалы съездов и пленумов КОПТЭ и РПЭ [38—49; 59—63 и др.].

Особенности исторического развития Эфиопии XVIII и XIX вв. невозможно представить без мемуарной литературы, дневников, воспоминаний и записок европейцев, побывавших в стране. Особенно много подобных работ появилось в XIX в., первоначально — в период географического изучения Африки, а [9] в конце столетия — во время борьбы за раздел континента и установление политического влияния. Мемуары о пребывании в Эфиопии итальянских и французских монахов, английских дип­ломатов, русских врачей и офицеров... В Африке найдется не много стран, о которых было бы написано больше. Разнообраз­ные как по качеству, так и по позициям авторов, эти источни­ки в своей совокупности дают достаточно полную картину фео­дальной Эфиопии. Особое место среди воспоминаний европей­ских путешественников занимают работы наших соотечествен­ников: А. К. Булатовича [85], Л. К. Артамонова [83], К. Арнольди [82], А. Кохановского [89] и т. д. Для исследования хода итало-эфиопской войны 1895—1896 гг. первостепенное значение имеет книга Ю. Ельца, написанная по походным дневникам Н. С. Леонтьева [88]. Значение ее усиливается тем, что при от­сутствии серьезных эфиопских источников по этой войне она является одной из немногих работ, написанных с благожела­тельных по отношению к Эфиопии позиций.

События политической, экономической и культурной жизни Эфиопии постоянно находили свое отражение на страницах прессы, издаваемой как в самой стране, так и за рубежом. Пер­вая эфиопская газета «Аымро» («Разум») появилась еще в 1902 г. Газета писалась от руки и выходила раз в неделю тира­жом 24 экземпляра. Со временем число издаваемых газет уве­личивалось, возрастал их тираж. Пресса императорской Эфио­пии подвергалась жесткой цензуре, была направлена на возве­личивание личности Хайле Селассие I и затушевывание всех тех проблем, которые стояли перед страной. Издаваемые газеты на европейских языках, прежде всего «Эфиопиэн геральд», предназначались в основном для создания за границей образа прогрессивной, развивающейся Эфиопии, благоденствующей под властью мудрого монарха. Большое место уделялось при этом внешней политике страны.

Объем информации о внутренней жизни значительно возра­стал в прессе на амхарском языке, предназначенной для внут­реннего использования. Если, например, газеты на европейских языках обошли молчанием студенческие волнения, участившие­ся в Эфиопии в предшествующее революции десятилетие, то га­зеты на амхарском языке вынуждены были на них откликнуть­ся, хотя и в весьма ограниченной степени. В частности, цензура запрещала упоминать о репрессиях, которым подвергались про­тивники императорского режима.

Революционные события 1974 г., положив начало новому эта­пу развития страны, отразились и на содержании ее периодиче­ской печати. Появилась партийная печать, на страницах прес­сы в целом объективное отражение нашли события революци­онных преобразований, осуществляемых в стране.

Значительная по объему информация об Эфиопии содержит­ся в русской и советской прессе. При ее анализе нетрудно вы­делить три своеобразных пика внимания к событиям в этой [10] стране: итало-эфиопская война 1895—1896 гг., агрессия фашистской Италии против Эфиопии в середине 30-х годов, эфиопская революция 1974 г. Заметное место на страницах отечественной прессы занимают вопросы традиционных дружественных отно­шений между обеими странами.

О духовных ценностях эфиопского общества, его героях и идеалах дают представление устная традиция и художествен­ная литература. Не будучи особенно строгим в отношении исто­рических фактов, этот вид источников дает возможность понять, как в психологии населения преломлялись те или иные собы­тия в жизни страны. Так, весьма заметны в национальной худо­жественной литературе произведения, посвященные борьбе эфи­опского народа против агрессии итальянского фашизма. Широ­кая картина народного патриотизма и самопожертвования в борьбе с оккупантами дается, в частности, в произведениях та­ких авторов, как Гырмачеу Тэкле-Хавариат [186] и Аббе Губенья [162]. Работа Махтэмэ-Сылласе Уольдэ Мэскэля «Памят­ные даты» содержит богатый материал по истории культуры и этнографии Эфиопии [213]. В творчестве молодых писателей страны, наиболее остро ощущавших социально-экономическую отсталость своей родины, отражена борьба со старыми обычая­ми и нормами. В художественных произведениях последних лет видное место занимают проблемы эфиопской революции, отно­шение к ней различных социальных групп эфиопского общества.

Научное изучение истории Эфиопии имеет давние традиции. У их истоков стоял родоначальник европейской эфиопистики, саксонский дипломат и ученый Иов Лудольф (1624—1704), чьи труды «охватили почти все области гуманитарных наук, свя­занных с Абиссинией,— язык, литературу, историю, этнографию и географию, отчасти экономику» [207, с. 55].

На всем протяжении XIX в. шло постепенное накопление знаний об Эфиопии, которую все чаще посещали европейские путешественники, миссионеры и естествоиспытатели. Одновре­менно в Европе возрос интерес и к эфиопской истории, где глав­ные усилия первоначально сосредоточились на издании и изуче­нии памятников эфиопской историографии.

Западноевропейская библиография истории Эфиопии вклю­чает в себя сотни исследований. Наиболее пристальное внима­ние это древнейшее государство привлекало историков тех стран, которые всячески стремились в конце прошлого и начале нашего веков «включить Эфиопию в сферу своего влияния», т. е. превратить ее в свою колонию. Начиная с 50-х годов, с мо­мента укрепления отношений между Эфиопией и США, все ча­ще начинают выходить в свет исследования американских исто­риков. В соответствии с политикой императорского режима в сфере образования американцы составляли видную часть пре­подавательского состава в Аддис-Абебском университете и дру­гих учебных заведениях. Наряду с исследователями из других стран Запада они также приглашались для работы в Институте [11] эфиопских исследований. Многие из них пребывание в Эфиопии использовали как возможность для изучения на месте истории этой страны. Именно фактология и является сильной стороной исследований таких ученых как М. Пэрхэм [376], Г. Маркус [341—344], С. Рубенсон [382—385], Р. Гринфилд [311] и целого ряда других авторов. Вместе с тем для западной исторической литературы в целом характерны тенденциозность, даже откро­венная апологетичность в освещении политики империалистиче­ских держав в этой стране, стремление абсолютизировать изо­лированность ее развития от судеб Африки, а также субъекти­визм в оценках многих явлений и тенденций. В объяснении причин сохранения Эфиопией независимости нередко преобла­дают геополитические подходы, как, например, в работе Дж. Маркакиса [345]. Некоторые труды западных историков напи­саны с буржуазно-либеральных позиций, в них осуждается им­периалистическая политика в Эфиопии, в том числе политика фашистской Италии [365; 373]. В ряде работ, опубликованных за последние годы, содержится неверная оценка характера и движущих сил эфиопской революции 1974 г., неоправданно дра­матизируются трудности на пути ее развития [331; 346; 355].

Пока еще невелик вклад в изучение истории своей страны со стороны национальной исторической науки. Отсутствие сколь бы то ни было значительных собственных кадров историков привело к тому, что изучение исторического развития Эфиопии было как бы отдано па откуп западным эфиопистам. На протя­жении многих десятилетий императорский режим не стремился воспитать собственные кадры ученых-историков. Для внутрен­него пользования пригодными считались апологетические рабо­ты на амхарском языке, написанные в русле официальной кон­цепции развития страны, важным элементом которой было воз­величивание личности Хайле Селассие I. Например, это един­ственная обобщающая история Эфиопии Тэкле Цадык Мэкурии, последний из пяти томов которой посвящен периоду разви­тия страны с середины XIX в. по 40-е годы XX в. [238; 239].

На развитии исторической науки в Эфиопии отрицательно сказывался не только характер политического устройства стра­ны с его жесткой цензурой, но и церковная идеология, пронизы­вавшая всю духовную жизнь общества. Библия, усердно цити­ровавшаяся многими поколениями хронистов, продолжала быть одним из важных источников при написании первых историче­ских работ. Алека Тайе, автор одной из них, вышедшей в 1922 г., выводит происхождение эфиопского народа от библей­ского Хама, сын которого Куш был праотцом всех народов, на­селявших красноморское побережье [165]. Специальная глава «Рождение, смерть и воскрешение Господа нашего Иисуса Хри­ста» содержится в работе уже упоминавшегося Тэкле Цадык Мэкурии. В произведениях первых, непрофессиональных исто­риков Эфиопии отчетливо проявилась характерная для нацио­нальной историографии концепция, заключающаяся в том, что [12] Эфиопия ощущает себя не африканской страной, а частью хри­стианского мира, истоки своей истории и культуры она видит в христианской религии, связывающей ее с Римом и Византией.

Деятельность непрофессиональных историков составляет первый этап развития исторической науки в Эфиопии. Второй ее этап связан с появлением исследований профессиональных ис­ториков и берет свое начало с середины 60-х годов. Поскольку в самой стране в то время не велась подготовка научных исто­рических кадров, создателями этих исследований были люди, получившие образование на Западе. Хотя западная историогра­фия оказала огромное воздействие на формирование нацио­нальной исторической школы Эфиопии, знака равенства между ними поставить нельзя. Для исследований эфиопских историков характерна антиколониальная направленность, большая заинте­ресованность в судьбах страны. Бросается в глаза желание эфи­опских историков уйти от исследования наиболее острых проб­лем исторического прошлого страны, предпочтение отдается проблемам относительно безопасным. В условиях всесилия им­ператорской цензуры историки уходили все дальше от совре­менности. Два основных направления их работ — это роль и место церкви в истории страны и история Эфиопии в средние века. Примером может служить одно из лучших исторических исследований, созданных в дореволюционной Эфиопии, книга Таддэсэ Тамрата о взаимоотношении государства и церкви в средние века [398]. За рамками работ эфиопских историков ос­тавались такие проблемы, как национальная и все социальные вопросы в целом.

Работы национальных историков после победы эфиопской революции позволяют говорить о наступлении нового этапа в развитии исторической науки страны. Анализ исторических ра­бот последних лет свидетельствует о классовом подходе ряда их авторов к прошлому и настоящему Эфиопии, об успешном •овладении ими марксистско-ленинской методологии историче­ского исследования. Если раньше проблемы социальной истории являли собой лакуну в работах эфиопских авторов, то в наши дни их исследование становится одним из самых важных на­правлений любой работы. В их числе можно назвать выступле­ния эфиопских участников Всесоюзной конференции по эфиоп­ским исследованиям, проходившей в Институте Африки АН СССР в июне 1979 г. [255], статьи по проблемам эфиопской ис­тории, периодически появляющиеся на страницах органа Рабо­чей партии Эфиопии журнала «Мэскэрэм», ряд других исследо­ваний [175; 183 и др.].

Большой интерес с точки зрения изменения в стране взгля­дов на свою историю представляет работа «День победы», из­данная в 1977 г. Впервые в отличие от традиционной историо­графии события итало-эфиопской войны 1935—1941 гг. рассмат­риваются как борьба народных масс Эфиопии, а не ее прави­телей [71]. Вместе с тем современные эфиопские историки не [13] перечеркивают и то позитивное, что было достигнуто в период правления таких монархов, как Теодрос II, Йоханныс IV и Менелик II. В целом тенденции развития исторической науки в Эфиопии, ставшей на путь революционного развития, позволя­ют предполагать, что она (наука) перестанет быть служанкой официальных доктрин правящей верхушки и богатое историче­ское прошлое древнейшего государства Тропической Африки получит в исследованиях национальных историков объективную оценку.

Говоря о зарубежной историографии Эфиопии, необходимо упомянуть и работы авторов-марксистов, видное место среди которых занимает обобщающее исследование польских ученых А. Бартницкого и И. Мантель-Нечко «История Эфиопии», ко­торое в 1976 г. было переведено на русский язык [169].

Научное изучение Эфиопии в нашей стране берет свое нача­ло в последних десятилетиях XIX в. Становление отечественной эфиопистики связано с деятельностью таких ученых, как В. В. Болотов (1854—1900), Б. А. Тураев (1868—1920). Профес­сор Петербургской духовной академии В. В. Болотов занимался и историей Эфиопии, и историей эфиопской церкви. Ставший пре­емником В. В. Болотова в области русской эфиопистики, изве­стный историк Древнего Востока Б. А. Тураев создал ряд фундаментальных работ в области агиографии, к произведениям которой он подошел как к источнику по истории Эфиопии, а затем плодотворно работал над изучением эфиопской литера­туры и таких весьма своеобразных письменных памятников, как рукописные амулеты [236; 237]. Видное место в научном твор­честве этого историка занимали переводы эфиопских хроник, благодаря чему последующие поколения эфиопистов получили в свое распоряжение прекрасные источники по средневековой Эфиопии [73]. Среди тех, кто закладывал основы советской эфиопистики, нельзя не упомянуть И. Ю. Крачковского (1883— 1951), автора непревзойденной и по сей день работы «Введение в эфиопскую филологию» [207], и Н. В. Юшманова (1896—1946), трудами которого начиная с середины 30-х годов амхарский язык стал систематически преподаваться в университете. Под­водя итоги развитию отечественной эфиопистики до второй ми­ровой войны, можно сказать, что, хотя работа велась неболь­шим числом ученых, их труды, также не слишком многочислен­ные, всегда стояли на уровне лучших мировых работ своего времени, нередко заметно возвышаясь над ним.

В связи с агрессией фашистской Италии против Эфиопии в середине 30-х годов в нашей стране усилился интерес ко всем сторонам жизни этой древней африканской страны. В этот пе­риод выходят в свет такие работы, как «Абиссиния (Эфиопия)» [163], книги Г. Крейтнера [208] и И. Левина [211], ряд трудов, непосредственно связанных с проблемами итало-эфиопской вой­ны (см. [174; 233]). Разные по научному уровню и проблемати­ке, работы этого периода стали своеобразным мостиком, связывающим [14] произведения первых отечественных эфиопистов и тех, кто занимается изучением истории Эфиопии в наши дни.

В исследованиях, опубликованных в нашей стране за послед­ние десятилетия, нашли отражение практически все проблемы исторического развития Эфиопии, ее социальной и культурной жизни. Поскольку работы советских эфиопистов достаточно хо­рошо известны, авторы сочли возможным ограничиться лишь упоминанием некоторых из них. Таковы работы И. И. Васина [172], Д. Р. Вобликова [174], Г. Л. Гальперина [178—182], Ю. М. Кобищанова [199—203], А. Г. Кокнева [204; 205] М. В. Райт [221—224], В. А. Трофимова [232; 233], Г. В. Цыпки-на [244—246], С. Б. Чернецова [247—249], Е. С. Шерра [252] В. И. Шараева [250; 251], В. С. Ягья [257—260]. Характеризуя вклад советских ученых-эфиопистов в целом, необходимо отме­тить, что, руководствуясь марксистской концепцией единства всемирно-исторического процесса, на основе большого фактиче­ского материала они сумели показать специфику социально-экономического и политического развития этой страны. Прове­дение в Москве (август 1986 г.) IX Международного конгресса по эфиопским исследованиям — свидетельство высокого призна­ния в мире достижений советской науки в области эфиопистики.

В предлагаемой читателям работе Введение, главы 2—5 на­писаны Г. В. Цыпкиным, главы 1, 6—10 —В. С. Ягья. При под­готовке первого раздела главы 1 использованы материалы С. Б. Чернецова. [15]

Глава 1

Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.