( XVII—первая половина XIX в.) 16
Политическая история страны 16
Социально-экономическая ситуация 27
Глава 2. Эфиопия на первом этапе политической централизации
(1855—1868) 38
Объединение страны при Теодросе II 38
Формы и методы политики объединения 42
Феодальная оппозиция 45
Внутренние реформы 49
Внешняя политика Эфиопии. Английская интервенция 1867—1868 гг. 51
Глава 3. Эфиопия на втором этапе политической централизации
(1869—1889). Борьба за сохранение территориальной
целостности страны 64
Эфиопия после Теодроса II: рецидив «времен князей» 64
Особенности политики Йоханныса IV по централизации страны 68
Эфиопо-египетская война 74
Отношения с махдистским Суданом и Италией 77
Глава 4. Укрепление эфиопского государства при Менелике II.
Итало-эфиопская война 1895—1896 гг. 86
Шоа в борьбе за политическую гегемонию 87
Реформы императора Менелика II (1889—1895) 95
Уччиальский договор 1889 г. 102
Военные действия с Италией (1894—1896) 104
Битва при Адуа 108
Глава 5. Эфиопия в конце XIX — начале XX в. 111
Территориальное расширение страны 112
Политика европейских держав и установление государственных
границ 114
Внутренняя политика. Модернизация страны 120
Правление Лиджа Иясу (1913—1916) 125
Глава 6. Эфиопия между двумя мировыми войнами (1918—1939) 128
Политическая обстановка (1918—1935) 128
Реформы 1918—1935 гг. 143
Развитие капитализма 151
Эфиопские просветители 156
Основные направления внешней политики 161
Эфиопия и Лига наций 166
Итальянская агрессия и освободительная война Эфиопии 174
Разгром оккупационных войск и освобождение страны 185
Глава 7. Эфиопия после освобождения от ига фашистской Италии
(1941 — 1955) 188
Внутренняя обстановка и внешняя политика страны (1941—1945) 188
Завершение процесса формирования абсолютной монархии
(1946— 1955). Конституция 1955 г. 204
Выступления против императорского режима. Столкновения
внутри правящей верхушки (1946—1955) 215
Абсолютная монархия и развитие капитализма 220
Глава 8. Императорский режим и рост сил протеста (1956—1974.)
Революция 1974 года 233
Развитие капитализма и социально-экономические процессы в Эфиопии 234
Разногласия в правящих кругах 252
Влияние церкви на общественную жизнь страны 260
Положение в армии. Декабрьское восстание 1960 г. 264
Рабочее движение 270
Общественная активность студенчества 272
Учителя в борьбе за свои права 277
Крестьянские волнения 279
Сепаратистское движение в Эритрее 283
Антифеодальная, антимонархическая, антиимпериалистическая
революция 1974 г. 286
Глава 9. Эфиопия в борьбе за социально-экономические
и политические преобразования 300
Внутренняя оппозиция и внешняя агрессия 301
Формирование идейно-политической концепции развития Эфиопии
(1974—1984). Распространение идей научного социализма 313
Создание Рабочей партии Эфиопии 324
Формирование новой политической системы 332
Аграрные преобразования. Борьба с засухой 339
Социально-экономические результаты внутренней политики
революционной власти 348
Тенденции внешнеполитического развития 353
Глава 10. Некоторые вопросы культурного развития Эфиопии 368
Список использованной литературы 379
Терминологический словарь 392
Указатель географических и этнических названий 393
Указатель имен 397
Summary 402
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга продолжает серию исследований «История стран Африки в новое и новейшее время», издаваемую Институтом Африки АН СССР.
Эфиопия — крупное государство в Северо-Восточной Африке, которое граничит на севере и западе с Суданом, на востоке — с Сомалийской Демократической Республикой и Республикой Джибути и на юге — с Кенией. По своей площади (1221,9 тыс. кв. км) Эфиопия занимает восьмое место, а по численности населения (46 млн. человек) — третье место среди стран Африканского континента.
Расположенная в наиболее приподнятой части Восточной Африки (40% ее территории находится выше 1500 м над уровнем моря), Эфиопия отличается чрезвычайным разнообразием рельефа и природных условий. Высокогорья здесь соседствуют с глубокими тектоническими впадинами, что обусловливает резко выраженную контрастность природных ландшафтов. Более половины территории страны занимают горы, не случайно порой Эфиопию называют «африканским Тибетом». Остальная часть — равнины плато Огаден на юго-востоке, Данакильская пустыня на северо-востоке и низменность на крайнем западе в бассейне р. Баро. Самая высокая вершина Эфиопии — гора Рас-Дашэн (4623 м над уровнем моря), самое низкое место — Данакильская впадина (113 м ниже уровня моря).
Хотя южная граница Эфиопии почти доходит до экватора, а вся страна в целом расположена в субэкваториальном поясе, ее климат благодаря горному рельефу очень разнообразен. Прохладные высокогорные плато соседствуют здесь с раскаленными пустынями. В районе Данакильской пустыни, считающейся одним из самых жарких мест на земле, средняя годовая температура + 34,5°, на горных же хребтах нередки заморозки и выпадает снег. В горах велики и суточные колебания температуры — от 0° ночью до +30° днем.
Эфиопия не богата полезными ископаемыми, лишь в районе Данакильской пустыни обнаружено крупное месторождение минеральных солей. Однако, исходя из характера геологического строения, специалисты предполагают возможность наличия на территории страны разнообразных рудных и нерудных ресурсов. Существуют месторождения марганца, меди и некоторых других цнетпых металлов, природного газа. Есть сведения о месторождениях [5] бурых углей. С давних времен известны залежи коренного и рассыпного золота, наиболее перспективные его месторождения расположены в районе провинции Уоллега.
Пестр и мозаичен этнический состав страны. За этнонимом «эфиоп» стоит до 100 народов, говорящих на различных семито-хамитских, нигеро-кордофанских и нило-суданских языках и исповедующих главным образом христианство монофисистского толка, в меньшей степени — ислам и еще в меньшей — автохтонные религии, христианство иных направлений и иудаизм. К наиболее крупным этносам относятся семитоязычные амхара (более 40% современного населения) и кушитоязычные оромо (около 40%). Эфиопию населяют также тыграи, тигре, агау, афар, сомали, аргобба, омето, сидамо, сахо и др.
Несмотря на этнолингвистические и конфессиональные различия, все эти народы, постоянно взаимодействуя друг с другом на протяжении многих веков, создали прочные основы эфиопской этнокультурной общности. В стране сложилось специфическое единство в многообразии.
Многое из прошлого и настоящего Эфиопии позволяет говорить о своеобразии исторического развития этой страны. Существуют свидетельства того, что территория страны представляет собой один из очагов происхождения древнейшего человека. Много позднее на севере современной территории Эфиопии возникло Аксумское царство, первые сведения о котором относятся к I в. н. э. Если даже вести отсчет с этого времени, то и тогда история страны насчитывает около двух тысячелетий, что ставит ее в один ряд с древнейшими мировыми цивилизациями. Намного раньше других государств Африки Эфиопия вошла в ареал распространения одной из мировых религий, уже в IV в. в стране появилось христианство. Важное значение имело наличие собственной письменности.
С глубокой древности Эфиопия представляла собой обширный и в известной степени замкнутый географический и этнокультурный регион, отчетливо выделяющийся среди других регионов Африки южнее Сахары. К его характерным чертам можно отнести: 1. Природные условия, т. е. плодородные почвы и умеренный климат высокогорья с двумя дождливыми сезонами в году, благоприятствующие сравнительно высокопродуктивному плужному земледелию и культивации злаковых культур, а также пастбищному животноводству. Подобные экономические условия способствовали весьма раннему процессу классообразования в регионе и возникновению древней и самобытной эфиопской цивилизации. 2. Географический фактор, т. е. близость к великому красноморскому торговому пути, связывающему Индию со странами Средиземноморья. Именно активное участие в этой торговле обусловило в первые века нашей эры расцвет Аксумского царства, которое, по словам Б. А. Тураева, «играло не последнюю роль во всемирной истории и принадлежало к числу культурных стран умиравшего античного мира» [236, с. 158]. [6]
Таким образом, Эфиопия в отличие от других стран Африки южнее Сахары уже с глубокой древности имела собственную государственность, что не могло не наложить отпечатка на весь ход ее дальнейшего исторического развития.
Говоря об особенностях исторического пути, необходимо упомянуть и традиции борьбы за сохранение независимости и территориальной целостности страны. В период «схватки за Африку» в последние десятилетия прошлого столетия Эфиопия оказалась единственным из африканских государств, сумевшим в вооруженной борьбе с европейским колониализмом отстоять свою свободу и независимость.
Победа Эфиопии в войне с Италией 1895—1896 гг. — одна из самых ярких страниц в истории сопротивления народов Африки вторжению колонизаторов. Исследование всех факторов, обусловивших результаты этой войны, представляет интерес не только для понимания хода исторического процесса в самой Эфиопии. Оно имеет и более широкий смысл, как один из подходов к выявлению особенностей антиколониальной борьбы на Африканском континенте.
Важным этапом формирования антиколониальных сил на континенте явилась и борьба народов Эфиопии против агрессии фашистской Италии во второй половине 30-х годов. Не случайно авторы издаваемой ЮНЕСКО фундаментальной «Истории Африки» избрали 1935 г. в качестве отправной точки того этапа борьбы против колониализма, который в итоге привел к крушению системы колониализма на континенте.
Важные события происходят на земле Эфиопии и в наши дни. Особенностью эфиопской революции 1974 г. является то обстоятельство, что она стала одной из первых социальных революций в Тропической Африке. Если многие другие страны Африки в ходе своего исторического процесса решали задачи национально-освободительной революции, то Эфиопия, единственная страна Тропической Африки, практически не затронутая прямым колониальным угнетением, встала в первые ряды борьбы народов континента против собственных угнетателей. Прогрессивный характер осуществленных в стране шагов в политической, экономической, социальной и культурной сферах привел к тому, что Эфиопия, в недавнем прошлом являвшаяся чуть ли не синонимом феодализма, избрала путь социалистической ориентации.
Данная книга — первая в советской африканистике обобщающая работа по истории Эфиопии в новое и новейшее время. В ней рассматриваются такие важные проблемы развития страны, как исторические судьбы феодальной монархии в XVII — первой половине XIX в., объединение страны и ее политическая централизация в конце XIX в., становление эфиопского абсолютизма и 40—50-е годы XX в. Заметное место занимает исследование форм и методов борьбы народов страны за сохранение независимости, того влияния, которое антиколониальные войны [7] оказали на характер последующего развития Эфиопии. Авторы уделили большое внимание анализу причин, задач и хода революционных событии в середине 70—80-х годов XX в., которые выдвинули страну на передовые рубежи борющейся Африки.
Комплексный подход к изучению всех этих вопросов позволяет проследить динамику жизни страны в новое и новейшее время, выявить основные тенденции ее внутренней и внешней политики, определить предпосылки краха феодально-монархического режима в 1974 г., а также выяснить особенности и перспективы национально-демократической революции эфиопского народа.
Источники и литература по истории Эфиопии весьма многочисленны. Достаточно сказать, что в приложении изданной еще в 50-е годы работы И. Ю. Крачковского содержится около 800 наименований исследований по истории, этнографии и языкам Эфиопии [207]. За последующие несколько десятилетий библиография этой страны увеличилась в несколько раз. Особенно много работ увидело свет в течение последних 10—15 лет, что объясняется интересом, который во всем мире привлекли события эфиопской революции. Рамки вводной главы не позволяют дать подробный историографический обзор всей научной литературы по проблемам исследования. В этой ситуации авторы вынуждены ограничиться лишь кратким обзором основных изданий.
Еще с древних веков в Эфиопии развивалась собственная письменность, и это, казалось бы, предполагает большое число источников собственно эфиопского происхождения. На самом же деле круг их довольно ограничен. Прежде всего—это царские хроники, первое появление которых относится еще к XIII—XIV вв. Имеющиеся в распоряжении авторов данной книги хроники охватывают практически весь период нового времени [72; 73; 75; 77 и др.]. Наибольший интерес вызывают те из них, которые относятся ко второй половине XIX — началу XX в., времени создания объединенного и централизованного эфиопского государства. В хрониках, посвященных императорам Теодросу II [74], Йоханнысу IV [77], Менелику II [72], содержится богатый материал по внутриполитической истории Эфиопии, приводятся основные сведения о деятельности этих политических деятелей. Круг событий, описываемых в хрониках, обширен, сквозь призму деятельности императора проступают военные экспедиции и войны, смещения и назначения чиновников, издание законов и строительство церквей. Пожалуй, самая большая слабость этих источников — отсутствие информации социально-экономического характера. Вместе с тем важно, что хроники, при всех их недостатках, содержат тот аромат эпохи, без чего невозможно создать настоящее историческое исследование. В свое время, оценивая эфиопские хроники, Б. А. Тураев писал: «Историк в этих хрониках увидит, конечно, не историю, а только собрание материала, материала обыкновенно очень важного, так как в [8] большинстве случаев он исходит от современника описываемых событий» [73, с. 7].
Важным типом источника являются и произведения немногочисленных представителей нарождавшейся в первые десятилетия XX в. национальной интеллигенции. Например, это политический памфлет Гэбрэ Хыйуот Байкэданя, в котором не только содержится анализ внутриполитической ситуации в Эфиопии, но также представлена программа социально-экономического переустройства страны [87].
К несчастью, эфиопские архивные материалы погибли в годы фашистской агрессии против Эфиопии в 1935 г. Прежде всего в их число входили документы периода правления императора Менелика II и первых десятилетий XX в. Не случайно многие эфиопские историки в исследовании этого исторического отрезка времени опираются главным образом на западные источники или же сообщения информантов.
В некоторой степени отсутствие собственно эфиопских архивных материалов компенсируется документами, которые хранятся в советских архивах, в частности в Архиве внешней политики России, Государственном военно-историческом архиве и ряде других. Установление в конце прошлого века дипломатических отношений между Россией и Эфиопией привело к тому, что с 1898 по 1917 г. в Аддис-Абебе постоянно находилась группа русских дипломатов, донесения которых содержат крайне интересную информацию о всех сторонах жизни эфиопского общества.
Для характеристики внешней политики Эфиопии в исследуемый период важны различные официальные дипломатические публикации западноевропейских стран [50; 54; 55; 67 и др.]. Хорошо известен их тенденциозный характер — стремление публикаторов обелить действия своих правительств и очернить соперников в борьбе за преобладающее политическое влияние в этой стране. Вместе с тем при тщательном анализе, критической проверке и сопоставлении с другими источниками эти публикации дают возможность вскрыть сущность политики западных держав в отношении Эфиопии и показать их империалистический характер.
Для периода новейшей истории страны особое значение имеют документальные источники: тексты конституций Эфиопии, официальные выступления государственных деятелей, сообщения Центрального статистического управления страны. Среди источников этого вида важны материалы эфиопской революции: постановления, коммюнике и программные документы ККВС, ВВАС, материалы съездов и пленумов КОПТЭ и РПЭ [38—49; 59—63 и др.].
Особенности исторического развития Эфиопии XVIII и XIX вв. невозможно представить без мемуарной литературы, дневников, воспоминаний и записок европейцев, побывавших в стране. Особенно много подобных работ появилось в XIX в., первоначально — в период географического изучения Африки, а [9] в конце столетия — во время борьбы за раздел континента и установление политического влияния. Мемуары о пребывании в Эфиопии итальянских и французских монахов, английских дипломатов, русских врачей и офицеров... В Африке найдется не много стран, о которых было бы написано больше. Разнообразные как по качеству, так и по позициям авторов, эти источники в своей совокупности дают достаточно полную картину феодальной Эфиопии. Особое место среди воспоминаний европейских путешественников занимают работы наших соотечественников: А. К. Булатовича [85], Л. К. Артамонова [83], К. Арнольди [82], А. Кохановского [89] и т. д. Для исследования хода итало-эфиопской войны 1895—1896 гг. первостепенное значение имеет книга Ю. Ельца, написанная по походным дневникам Н. С. Леонтьева [88]. Значение ее усиливается тем, что при отсутствии серьезных эфиопских источников по этой войне она является одной из немногих работ, написанных с благожелательных по отношению к Эфиопии позиций.
События политической, экономической и культурной жизни Эфиопии постоянно находили свое отражение на страницах прессы, издаваемой как в самой стране, так и за рубежом. Первая эфиопская газета «Аымро» («Разум») появилась еще в 1902 г. Газета писалась от руки и выходила раз в неделю тиражом 24 экземпляра. Со временем число издаваемых газет увеличивалось, возрастал их тираж. Пресса императорской Эфиопии подвергалась жесткой цензуре, была направлена на возвеличивание личности Хайле Селассие I и затушевывание всех тех проблем, которые стояли перед страной. Издаваемые газеты на европейских языках, прежде всего «Эфиопиэн геральд», предназначались в основном для создания за границей образа прогрессивной, развивающейся Эфиопии, благоденствующей под властью мудрого монарха. Большое место уделялось при этом внешней политике страны.
Объем информации о внутренней жизни значительно возрастал в прессе на амхарском языке, предназначенной для внутреннего использования. Если, например, газеты на европейских языках обошли молчанием студенческие волнения, участившиеся в Эфиопии в предшествующее революции десятилетие, то газеты на амхарском языке вынуждены были на них откликнуться, хотя и в весьма ограниченной степени. В частности, цензура запрещала упоминать о репрессиях, которым подвергались противники императорского режима.
Революционные события 1974 г., положив начало новому этапу развития страны, отразились и на содержании ее периодической печати. Появилась партийная печать, на страницах прессы в целом объективное отражение нашли события революционных преобразований, осуществляемых в стране.
Значительная по объему информация об Эфиопии содержится в русской и советской прессе. При ее анализе нетрудно выделить три своеобразных пика внимания к событиям в этой [10] стране: итало-эфиопская война 1895—1896 гг., агрессия фашистской Италии против Эфиопии в середине 30-х годов, эфиопская революция 1974 г. Заметное место на страницах отечественной прессы занимают вопросы традиционных дружественных отношений между обеими странами.
О духовных ценностях эфиопского общества, его героях и идеалах дают представление устная традиция и художественная литература. Не будучи особенно строгим в отношении исторических фактов, этот вид источников дает возможность понять, как в психологии населения преломлялись те или иные события в жизни страны. Так, весьма заметны в национальной художественной литературе произведения, посвященные борьбе эфиопского народа против агрессии итальянского фашизма. Широкая картина народного патриотизма и самопожертвования в борьбе с оккупантами дается, в частности, в произведениях таких авторов, как Гырмачеу Тэкле-Хавариат [186] и Аббе Губенья [162]. Работа Махтэмэ-Сылласе Уольдэ Мэскэля «Памятные даты» содержит богатый материал по истории культуры и этнографии Эфиопии [213]. В творчестве молодых писателей страны, наиболее остро ощущавших социально-экономическую отсталость своей родины, отражена борьба со старыми обычаями и нормами. В художественных произведениях последних лет видное место занимают проблемы эфиопской революции, отношение к ней различных социальных групп эфиопского общества.
Научное изучение истории Эфиопии имеет давние традиции. У их истоков стоял родоначальник европейской эфиопистики, саксонский дипломат и ученый Иов Лудольф (1624—1704), чьи труды «охватили почти все области гуманитарных наук, связанных с Абиссинией,— язык, литературу, историю, этнографию и географию, отчасти экономику» [207, с. 55].
На всем протяжении XIX в. шло постепенное накопление знаний об Эфиопии, которую все чаще посещали европейские путешественники, миссионеры и естествоиспытатели. Одновременно в Европе возрос интерес и к эфиопской истории, где главные усилия первоначально сосредоточились на издании и изучении памятников эфиопской историографии.
Западноевропейская библиография истории Эфиопии включает в себя сотни исследований. Наиболее пристальное внимание это древнейшее государство привлекало историков тех стран, которые всячески стремились в конце прошлого и начале нашего веков «включить Эфиопию в сферу своего влияния», т. е. превратить ее в свою колонию. Начиная с 50-х годов, с момента укрепления отношений между Эфиопией и США, все чаще начинают выходить в свет исследования американских историков. В соответствии с политикой императорского режима в сфере образования американцы составляли видную часть преподавательского состава в Аддис-Абебском университете и других учебных заведениях. Наряду с исследователями из других стран Запада они также приглашались для работы в Институте [11] эфиопских исследований. Многие из них пребывание в Эфиопии использовали как возможность для изучения на месте истории этой страны. Именно фактология и является сильной стороной исследований таких ученых как М. Пэрхэм [376], Г. Маркус [341—344], С. Рубенсон [382—385], Р. Гринфилд [311] и целого ряда других авторов. Вместе с тем для западной исторической литературы в целом характерны тенденциозность, даже откровенная апологетичность в освещении политики империалистических держав в этой стране, стремление абсолютизировать изолированность ее развития от судеб Африки, а также субъективизм в оценках многих явлений и тенденций. В объяснении причин сохранения Эфиопией независимости нередко преобладают геополитические подходы, как, например, в работе Дж. Маркакиса [345]. Некоторые труды западных историков написаны с буржуазно-либеральных позиций, в них осуждается империалистическая политика в Эфиопии, в том числе политика фашистской Италии [365; 373]. В ряде работ, опубликованных за последние годы, содержится неверная оценка характера и движущих сил эфиопской революции 1974 г., неоправданно драматизируются трудности на пути ее развития [331; 346; 355].
Пока еще невелик вклад в изучение истории своей страны со стороны национальной исторической науки. Отсутствие сколь бы то ни было значительных собственных кадров историков привело к тому, что изучение исторического развития Эфиопии было как бы отдано па откуп западным эфиопистам. На протяжении многих десятилетий императорский режим не стремился воспитать собственные кадры ученых-историков. Для внутреннего пользования пригодными считались апологетические работы на амхарском языке, написанные в русле официальной концепции развития страны, важным элементом которой было возвеличивание личности Хайле Селассие I. Например, это единственная обобщающая история Эфиопии Тэкле Цадык Мэкурии, последний из пяти томов которой посвящен периоду развития страны с середины XIX в. по 40-е годы XX в. [238; 239].
На развитии исторической науки в Эфиопии отрицательно сказывался не только характер политического устройства страны с его жесткой цензурой, но и церковная идеология, пронизывавшая всю духовную жизнь общества. Библия, усердно цитировавшаяся многими поколениями хронистов, продолжала быть одним из важных источников при написании первых исторических работ. Алека Тайе, автор одной из них, вышедшей в 1922 г., выводит происхождение эфиопского народа от библейского Хама, сын которого Куш был праотцом всех народов, населявших красноморское побережье [165]. Специальная глава «Рождение, смерть и воскрешение Господа нашего Иисуса Христа» содержится в работе уже упоминавшегося Тэкле Цадык Мэкурии. В произведениях первых, непрофессиональных историков Эфиопии отчетливо проявилась характерная для национальной историографии концепция, заключающаяся в том, что [12] Эфиопия ощущает себя не африканской страной, а частью христианского мира, истоки своей истории и культуры она видит в христианской религии, связывающей ее с Римом и Византией.
Деятельность непрофессиональных историков составляет первый этап развития исторической науки в Эфиопии. Второй ее этап связан с появлением исследований профессиональных историков и берет свое начало с середины 60-х годов. Поскольку в самой стране в то время не велась подготовка научных исторических кадров, создателями этих исследований были люди, получившие образование на Западе. Хотя западная историография оказала огромное воздействие на формирование национальной исторической школы Эфиопии, знака равенства между ними поставить нельзя. Для исследований эфиопских историков характерна антиколониальная направленность, большая заинтересованность в судьбах страны. Бросается в глаза желание эфиопских историков уйти от исследования наиболее острых проблем исторического прошлого страны, предпочтение отдается проблемам относительно безопасным. В условиях всесилия императорской цензуры историки уходили все дальше от современности. Два основных направления их работ — это роль и место церкви в истории страны и история Эфиопии в средние века. Примером может служить одно из лучших исторических исследований, созданных в дореволюционной Эфиопии, книга Таддэсэ Тамрата о взаимоотношении государства и церкви в средние века [398]. За рамками работ эфиопских историков оставались такие проблемы, как национальная и все социальные вопросы в целом.
Работы национальных историков после победы эфиопской революции позволяют говорить о наступлении нового этапа в развитии исторической науки страны. Анализ исторических работ последних лет свидетельствует о классовом подходе ряда их авторов к прошлому и настоящему Эфиопии, об успешном •овладении ими марксистско-ленинской методологии исторического исследования. Если раньше проблемы социальной истории являли собой лакуну в работах эфиопских авторов, то в наши дни их исследование становится одним из самых важных направлений любой работы. В их числе можно назвать выступления эфиопских участников Всесоюзной конференции по эфиопским исследованиям, проходившей в Институте Африки АН СССР в июне 1979 г. [255], статьи по проблемам эфиопской истории, периодически появляющиеся на страницах органа Рабочей партии Эфиопии журнала «Мэскэрэм», ряд других исследований [175; 183 и др.].
Большой интерес с точки зрения изменения в стране взглядов на свою историю представляет работа «День победы», изданная в 1977 г. Впервые в отличие от традиционной историографии события итало-эфиопской войны 1935—1941 гг. рассматриваются как борьба народных масс Эфиопии, а не ее правителей [71]. Вместе с тем современные эфиопские историки не [13] перечеркивают и то позитивное, что было достигнуто в период правления таких монархов, как Теодрос II, Йоханныс IV и Менелик II. В целом тенденции развития исторической науки в Эфиопии, ставшей на путь революционного развития, позволяют предполагать, что она (наука) перестанет быть служанкой официальных доктрин правящей верхушки и богатое историческое прошлое древнейшего государства Тропической Африки получит в исследованиях национальных историков объективную оценку.
Говоря о зарубежной историографии Эфиопии, необходимо упомянуть и работы авторов-марксистов, видное место среди которых занимает обобщающее исследование польских ученых А. Бартницкого и И. Мантель-Нечко «История Эфиопии», которое в 1976 г. было переведено на русский язык [169].
Научное изучение Эфиопии в нашей стране берет свое начало в последних десятилетиях XIX в. Становление отечественной эфиопистики связано с деятельностью таких ученых, как В. В. Болотов (1854—1900), Б. А. Тураев (1868—1920). Профессор Петербургской духовной академии В. В. Болотов занимался и историей Эфиопии, и историей эфиопской церкви. Ставший преемником В. В. Болотова в области русской эфиопистики, известный историк Древнего Востока Б. А. Тураев создал ряд фундаментальных работ в области агиографии, к произведениям которой он подошел как к источнику по истории Эфиопии, а затем плодотворно работал над изучением эфиопской литературы и таких весьма своеобразных письменных памятников, как рукописные амулеты [236; 237]. Видное место в научном творчестве этого историка занимали переводы эфиопских хроник, благодаря чему последующие поколения эфиопистов получили в свое распоряжение прекрасные источники по средневековой Эфиопии [73]. Среди тех, кто закладывал основы советской эфиопистики, нельзя не упомянуть И. Ю. Крачковского (1883— 1951), автора непревзойденной и по сей день работы «Введение в эфиопскую филологию» [207], и Н. В. Юшманова (1896—1946), трудами которого начиная с середины 30-х годов амхарский язык стал систематически преподаваться в университете. Подводя итоги развитию отечественной эфиопистики до второй мировой войны, можно сказать, что, хотя работа велась небольшим числом ученых, их труды, также не слишком многочисленные, всегда стояли на уровне лучших мировых работ своего времени, нередко заметно возвышаясь над ним.
В связи с агрессией фашистской Италии против Эфиопии в середине 30-х годов в нашей стране усилился интерес ко всем сторонам жизни этой древней африканской страны. В этот период выходят в свет такие работы, как «Абиссиния (Эфиопия)» [163], книги Г. Крейтнера [208] и И. Левина [211], ряд трудов, непосредственно связанных с проблемами итало-эфиопской войны (см. [174; 233]). Разные по научному уровню и проблематике, работы этого периода стали своеобразным мостиком, связывающим [14] произведения первых отечественных эфиопистов и тех, кто занимается изучением истории Эфиопии в наши дни.
В исследованиях, опубликованных в нашей стране за последние десятилетия, нашли отражение практически все проблемы исторического развития Эфиопии, ее социальной и культурной жизни. Поскольку работы советских эфиопистов достаточно хорошо известны, авторы сочли возможным ограничиться лишь упоминанием некоторых из них. Таковы работы И. И. Васина [172], Д. Р. Вобликова [174], Г. Л. Гальперина [178—182], Ю. М. Кобищанова [199—203], А. Г. Кокнева [204; 205] М. В. Райт [221—224], В. А. Трофимова [232; 233], Г. В. Цыпки-на [244—246], С. Б. Чернецова [247—249], Е. С. Шерра [252] В. И. Шараева [250; 251], В. С. Ягья [257—260]. Характеризуя вклад советских ученых-эфиопистов в целом, необходимо отметить, что, руководствуясь марксистской концепцией единства всемирно-исторического процесса, на основе большого фактического материала они сумели показать специфику социально-экономического и политического развития этой страны. Проведение в Москве (август 1986 г.) IX Международного конгресса по эфиопским исследованиям — свидетельство высокого признания в мире достижений советской науки в области эфиопистики.
В предлагаемой читателям работе Введение, главы 2—5 написаны Г. В. Цыпкиным, главы 1, 6—10 —В. С. Ягья. При подготовке первого раздела главы 1 использованы материалы С. Б. Чернецова. [15]
Глава 1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.