( XVII — первая половина XIX в.)
Политическая история страны
К началу новой истории на территории современной Эфиопии существовало феодальное государство, которое прошло длительный путь развития. Оно являлось правопреемником Аксум-ского царства, расцвет которого пришелся на IV—VI вв. н. э., когда власть аксумитов простиралась от Нубии на севере до Эфиопского нагорья на юге и от Южной Аравии включительно на востоке до р. Атбара на западе.
В Аксумском царстве сооружались монументальные дворцы и храмы, в честь богов высекались на камне посвятительные надписи на сабейском и греческом языках. В первой трети IV в. в стране была проведена реформа письменности, и государственным письменным языком стал уже не сабейский, а эфиопский язык (геэз), применительно к которому впоследствии была изменена и форма знаков сабейской письменности для обозначения не только согласных, но и гласных звуков. Правители Ак-сума, стремясь упрочить свой политический союз с Византией, поощряли христианство. Оно стало в IV в. государственной религией взамен прежнего политеизма. Введение эфиопской письменности и христианства наложило глубокий отпечаток на все последующее развитие эфиопской культуры. Многие аксумские памятники (стелы, надписи и т. д.) сохранились до нашего времени. Отдельные элемент!)! сформировавшейся тогда государственности органически вплелись в структуры эфиопской империи, какие развивались в XVII — первой половине XX в.
С аксумских времен в Эфиопии распространились плужное земледелие террасового типа и караванная торговля. На обширных пастбищах Эфиопского нагорья (и особенно в прилегающих к нему низменных областях) сложилось кочевое скотоводство. В оседлых районах земледелие нередко велось в сочетании с пастбищным животноводством. Издревле выращивали теф, пшеницу, сорго, просо и другие культуры (см. подробнее [222, с. 29—51]). Земля обрабатывалась специальным пахотным орудием (что-то среднее между плугом и сохой) с помощью крупного рогатого скота. Широко применялась подсечно-[16]огневая система земледелия, уже в новое время получила повсеместное распространение двупольная система.
Население Эфиопии формировалось изначально на полиэтнической основе. Наметившийся еще в I тысячелетии до н. э. процесс смешения семитоязычных переселенцев из Южной Аравии с местными кушитоязычными народами активно продолжался в XVI в. и позднее. Усилился обмен между различными этносами в области материальной и духовной культуры. Постепенно складывался своеобразный этнокультурный симбиоз — эфиопская цивилизация.
На рубеже XVI—XVII вв. в этническом составе населения выделялись амхара, гыграи, тигре, гураге, оромо и т. д. С расширением территории Эфиопии в ее пределах оказались сидамо, беджа, харари. Многие из этих народов (например, оромо, харари) имели свою государственность, отличную от христианской Эфиопии, но с включением в ее границы эти государственные образования, как правило, прекращали существование. В некоторых случаях они сохранялись, но на автономных, подчиненных, вассальных началах.
Уже к XIII в. язык геэз, служивший средством общения в Аксумском царстве, перестал быть разговорным и продолжал существовать как литературный, письменный, его использовали в церкви, а также в приходских школах. Широкое распространение получил амхарский язык, на котором говорили двор, администрация и отборные царские полки, состоявшие из цевов — специального воинского сословия. Амхара постепенно стали доминирующим элементом в политической, социально-экономической и военной истории Эфиопии. Однако не трибализм,. а регионализм преобладал в ее политической жизни до XVIII в.
Это было связано с перемещением на юг после падения Аксума центра эфиопской государственности. Нынешнее расселение амхара и других семитоязычных народов Эфиопии служит яркой иллюстрацией того, как происходило движение все далее и далее на юг. На разных его этапах далеко не всегда амхара выступали в качестве ведущего этноса. Наглядное доказательство тому — раннефеодальное государство, сложившееся в X в. вслед за крушением Аксума в расположенной к югу от него области Ласта и возглавленное с середины XII в. царями династии Загуэ (Загве), т. е., в переводе с языка геэз, «принадлежащий к агау, агауский». К тому времени земледельцы агау, ку-шитоязычный народ, были доминирующим этносом Ласты. Позднее в результате усилившейся миграции семитоязычных народов и некоторого территориального расширения этого государства, включавшего также Тыграи, Ангот и Бэгемдыр, этно-политическая ситуация в нем изменилась, и с 1270 г. южные «поселенцы» захватили верховную власть, посадив на престол своего царя Йикуно Амлака. Впоследствии этот династический переворот под пером церковных летописцев приобрел вид «восстановления» древней законной династии потомков библейского [17] царя Соломона и царицы Савской, к которым якобы принадлежали еще аксумские цари, чья власть была «узурпирована», загвеями, а затем восстановлена «соломонидом» Йикуно Амлаком.
При продвижении на юг христианские переселенцы, среди которых на первых порах численно выделялись монахи и воины, сталкивались со встречной экспансией со стороны мусульманских торговых государств (Дамот, Йифат, Хадья и др.), давно монополизировавших караванную торговлю с побережьем Аденского залива и Индийского океана. Однако уже в первой половине XIV в. многие из них были разгромлены, а территория Эфиопского государства увеличилась почти втрое. В ходе этих завоевательных походов царские полки оседали на присоединенных землях, обзаводясь собственным хозяйством и занимаясь большей частью хлебопашеством, продолжая также по требованию царской власти нести воинскую службу. Это стало своеобразным толчком для расширения царского домена. Он давал возможность иметь не только средства для содержания при особе царя довольно больших воинских контингентов, но и позволял требовать от населения домена военной службы уже на иных условиях, нежели свободный наем дружинников,— как от подданных, живущих под непосредственной юрисдикцией царя. Как первое (доходность домена), так и второе (право власти сеньора над возможно большим населением) было весьма важно для эфиопских царей. Поэтому они постарались включить в состав домена те земли, через которые проходили оживленные караванные пути, что давало возможность облагать пошлинами и эксплуатировать эту торговлю. В то же время эфиопские цари не только расширяли свой домен, но и заботились об увеличении жителей, заселяя его, как правило, пленниками, захваченными в других областях.
К XV в. развитие феодальных отношений в Эфиопии усилило центробежные тенденции в политической жизни страны. Если прежде вызов верховной власти царя осмеливались бросать, как правило, лишь представители правящих династий, то к XV в. окрепла феодальная знать, вышедшая из воинской и придворной среды, уже прочно осевшая по землям и организовавшая там собственные домены по образцу царского. Для царской власти в XV в. это обернулось не столько усилением феодальных усобиц, сколько активным вмешательством знати в вопросы престолонаследия — обстоятельство, серьезно подрывавшее могущество царской власти.
Углубление феодальных отношений в Эфиопии (а следовательно, и феодальной эксплуатации в многочисленных сеньориях, как светских, так и церковных) порождало и антифеодальный протест, получивший свое выражение главным образом в появлении еретических движений пуристического характера. Еретики призывали церковь к нестяжательству, к отказу от несметных богатств; они не признавали за митрополитом верховной [18] духовной власти. Превращение этой религиозной секты в народное движение за социальную справедливость угрожало, по существу, экономическим и государственно-монархическим устоям страны. Усилиями царской администрации удавалось в XIV—XVI вв. «примирить» еретиков, точнее, их руководителей, с официальной церковью.
Однако в будущем отдельные церковные споры и разногласия еще не раз принимали форму стихийного антифеодального протеста. Так, в начале XVII в. в области Амхара-Сайнт появился Лжехристос, объединивший вокруг себя многочисленных учеников и последователей. Это движение отражало рост недовольства народных масс [169, с. 180]. В 1617 г. в Шире вспыхнул крестьянский бунт, подавленный при посредстве местного духовенства. Самым крупным выступлением в XVII в. против феодальной эксплуатации было движение, возглавленное годжамским кузнецом Иисхак Уорення, который провозгласил себя императором. Оно было жестоко подавлено войсками царствовавшего тогда Иясу I Великого (1681—1706).
Догматические разногласия в официальной церкви, по существу, нередко прикрывали ожесточенную борьбу клира за власть и гегемонию в государстве. В XVII—XIX вв. наиболее острый и продолжительный конфликт происходил между двумя основными соперничавшими лагерями в эфиопском духовенстве: шоанским, тоуахдо («соединение»), с центром в Дэбрэ-Либаносе, и годжамско-тыграйским, кыбат («помазание»), с центром в Дэбрэ-Уорк (подробнее см. [171, с. 54—99]). Он оказывал значительное влияние на экономические и политические процессы в Эфиопии. Не случайно А. Бартницкий и И. Мантель-Нечко писали, что «не раз в течение XVII в. и в первой половине XVIII в. короны падали с императорских голов и правители оплачивали жизнью яростную борьбу между тоуахдо и кыбат» [169, с. 192]. Эта борьба, протекавшая с попеременным успехом, закончилась в конечном счете победой первых, установивших в конце XIX в. при поддержке императора Менелика II свое главенство в стране.
Социально-экономическое и политическое развитие Эфиопии многие столетия после падения Аксума протекало в условиях, когда она была наглухо отгорожена от Европы и от мировой торговли прочным мусульманским барьером. Он на несколько веков исключил возможность участия Эфиопии в мировой торговле и обрек на долгое существование в качестве изолированного «христианского острова». Это в конечном счете предопределило развитие эфиопского общества, которое долгое время было обречено двигаться по замкнутому феодальному кругу.
Но на рубеже XV—XVI вв., и особенно в XVII в., ситуация несколько изменилась. Со времени Великих географических открытий началось постепенное втягивание Эфиопии в складывавшееся мировое хозяйство и в политические отношения с Европой. Известную роль в этом процессе сыграли португальцы, которые в своем стремлении закрепиться на путях в Индию прибыли в середине XVI в. в Эфиопию и оказали ей помощь в войне против мусульманского государства Адаля, чьи войска под предводительством Ахмеда ибн Ибрагима аль-Гази, а после его гибели — Нур ибн Муджахида заняли многие районы этого христианского царства.
Не успела Эфиопия оправиться от бед, причиненных развязанным султанатом Адаля джихадом, как новые опасности подступили [19] к ее границам. С запада и юга, обтекая Эфиопское нагорье, накатывались волны оромских племен, на севере же в марте 1557 г. высадились на побережье Красного моря турки и начали свое наступление вглубь. Страна выстояла и на этот раз. Продвижение турок приостановилось, хотя они и захватили прикраспоморские земли Эфиопии. Вторгшиеся же оромо оседали постепенно на се территории и в прилегающих районах, которые со временем были также включены в пределы Эфиопской империи. Царской власти не раз в течение XVII—XIX вв. приходилось идти с походами против оромо, и далеко не всегда она одерживала верх над ними. В конечном итоге, однако, оромо органически вошли в социально-политические, экономические и культурные структуры Эфиопии. Оромо составили важный элемент этнополитических и общественных процессов в стране. «Уже во второй половине XVII в., — пишут А. Бартницкий и И. Мантель-Нечко, — начался процесс взаимной ассимиляции между некоторыми пришлыми племенами (оромо) и другими народами империи» [169, с. 204].
К середине XVII в. в жизни Эфиопии произошло крупное событие: император Фасилидэс (1632—1667) основал в 1636 г, к северу от оз. Тана постоянную столицу — г. Гондэр. До этого после падения Аксумского царства лишь при Зэра Яыкобе (1433—1468) предпринималась попытка учредить постоянную столицу в Дэбрэ-Бырхапе. Однако даже в годы его правления Дэбрэ-Бырхан оставался, по сути дела, не городом, а разросшейся царской резиденцией, так и не став сколько-нибудь заметным экономическим центром. А после смерти этого царя вновь, как и прежде, в Эфиопии не было столицы. В каждом конкретном случае центром государства было то место, где размещался царь, его двор и войско. Монарх со своими приближенными и воинами постоянно перемещался по стране. Тем самым достигались надежный контроль и управление над разнородными в этническом, экономическом, культурном и прочих отношениях территориями. Кроме того, таким образом легче было содержать многочисленное войско и придворных, взимать дань с подвластных феодалов. При этом следует учитывать, что собственная царская администрация находилась в то время в эмбриональном состоянии и была слишком слаба и малочисленна, чтобы обеспечить надлежащее повиновение со стороны населения каждой области, в которых большой властью обладали местные правящие роды уже в силу своего происхождения и места в политической организации каждого такого общества. В подобных условиях отсутствовала необходимость столичного центра.
Превращение Гондэра в город, ставший не только политическим, но и важнейшим экономическим, торговым и культурным центром, постоянной резиденцией эфиопских царей и столицей государства, стало возможным благодаря двум обстоятельствам: во-первых, с развитием крупных феодальных вотчин [20] возрос товарообмен в стране и оживилась торговля, несмотря на все трудности и неудобства, которые представляли для нее постоянные войны, мятежи и вражеские набеги. Во-вторых, из-за вторжения племен оромо, расселившихся на плодородны к землях Эфиопского нагорья, резко сократилась территория, подвластная эфиопским царям, что облегчало управление ею из единого постоянного центра, который под напором оромо сместился из южной области Шоа на северо-восток, в Бэгемдыр. Впрочем, при Фасилидэсе до расцвета Гондэра было еще далеко.
Наряду с учреждением постоянной столицы Фасилидэс провел еще одну важную реформу, которая способствовала прекращению народных восстаний в 20-е — начале 30-х годов XVII в., проходивших под лозунгом защиты веры. Он отказался от католицизма, провозглашенного его отцом Сусныйосом (1607—1632) в качестве государственной религии. Из страны были высланы иезуиты, положение которых еще совсем недавно казалось прочным. Эфиопский ученый Гэбрэ Сылласе Сыюм Хагос полагает, что сопротивление католицизму, оказанное в Эфиопии, и изгнание иезуитов положили начало формированию антиколониального сознания народных масс этой страны [377, с. 100].
С отстранением от власти Сусныйоса прекратились многочисленные пытки, которые он применял в отношении опальных придворных, особенно из числа его ближайших родственников или сподвижников.
Было также покончено, и притом на долгих два столетия, с попытками широкого эфиопо-европейского сближения, предпринимавшимися Сусныйосом [169, с. 190]. Отказ от межгосударственных сношений с европейскими странами укрепил изоляционистские тенденции в жизни Эфиопии, ограничив ее возможности включения в международное территориальное разделение труда, в том числе в процесс обмена идеями и достижениями мировой цивилизации. Это, однако, не означало, что вовсе прекратились контакты Эфиопии с европейцами, а также, что Эфиопия оказалась в стороне от колониальных устремлений западноевропейских держав, особенно в XIX в. Надо особо отметить, что внутренние феодальные распри, продолжавшиеся в Эфиопии при преемниках Фасилидэса, явно не способствовали усилению ее позиций перед лицом надвигавшейся колониальной экспансии.
Центростремительные тенденции с каждым новым императором все более и более ослабевали, зато возрастали центробежные. В стране не утихали феодальные мятежи и обострились религиозные разногласия в эфиопской церкви, между сторонниками тоуахдо и кыбат, выливавшиеся порой в открытые вооруженные столкновения. Следует иметь в виду, что фактически происшедший к концу XVII в. раскол в церкви самым серьезным образом угрожал единству Эфиопского государства. Он отразил, по существу, региональные противоречия: духовенство [21] и поддерживавшие его светские феодалы Тыграя, Ласты и Годжама стояли за «помазание» (кыбат), а феодалы остальных областей—за «соединение» (тоуахдо).
Церковные распри, сочетавшиеся с придворными интригами и заговорами, вели не только к ослаблению монаршей власти, падению ее престижа, но и к росту феодальной раздробленности, феодальным междоусобицам. Увеличивалась также эксплуатация крестьянских масс, с которых взимались все новые и новые поборы. В ответ они, случалось, бунтовали. В конце XVII в., например, население области Уаг в Ласте отказалось платить непомерную дань правившему тогда императору Иясу I (1681 —1706). Окончательно подчинить эту область удалось лишь Бэкаффе (1721 — 1730). Очень часто подобные выступления крестьян использовала феодальная знать в борьбе против трона или друг с другом, тем более чго они с самого начала преимущественно носили региональный характер, были направлены против императорских посланцев, т. е. чужаков, прибывавших за данью или на постой. В последнем случае: от местных жителей изымались обширные земли, как это имело место, например, все в той же области Уаг, где Иясу I выделил 2/з сельскохозяйственных угодий полку цевов, направленному на усмирение взбунтовавшегося населения.
В возникновении крестьянских волнений не обошлось и без влияния разногласий в Эфиопской церкви, причем классовые противоречия в таких выступлениях обычно перекрывались религиозно-богословской приверженностью населения, его региональной, да и этнической принадлежностью. Это отражало определенный этап в формировании классового самосознания народных масс, соответствующий уровень общественного мышления и действия.
Среди нехристианского населения Эфиопии, ущемленного в социально-политическом отношении, зрело чувство протеста. Оно нередко оказывало вооруженное сопротивление правителям страны, крупным феодалам и войску, получавшим от имени императора обширные земли, изымавшиеся от нехристиан. Проводившаяся Иясу I политика сегрегации в отношении мусульман вызывала у них возмущение. Они не раз успешно сражались с войсками, снаряжавшимися этим императором для подавления непокорных. Возможно, не будет преувеличением сказать, что именно такой подход к мусульманам, составлявшим значительную долю населения страны и игравшим важную роль, в ее хозяйстве, в условиях углублявшейся феодальной раздробленности обрек на неудачу все административные и экономические начинания Иясу I.
Надо особо отметить, что этот император был последним эфиопским монархом вплоть до второй половины XIX в., при котором предпринимались реальные шаги по укреплению царской власти и централизации государства. Хотя европейские историки напрасно присвоили Иясу I эпитет «великий», ошибочно переведя таким образом геэзское слово «абий», которое в этом контексте означает «старший», т. е. старший по отношению к другому эфиопскому царю, носившему это же имя — Иясу II (1730—1755), он немало усилий прилагал для укрепления феодальной монархии. Для упорядочения системы управления он установил твердую последовательность выступления вельмож на советах (от младшего к старшему) и определил, таким образом, всю придворную иерархию, заботился об оживлении [22] торговли, о чем сообщает и его «История» и «Краткая хроника»: «Узнав о несправедливости, причиненной торговцу в таможне, сказал царь Иясу: „С 5 мулов, груженных солью, да будет пошлина 1 амоле. С 8 груженных товаром ослов да будет пошлина 1 амоле. Если же кто возьмет с несущего на плечах своих, жилище того да будет разграблено, а имущество отнято. В каждой области да будет лишь одна таможня"» [75, с. 352]. Эти меры предназначались для упорядочения налогообложения в торговле, в том числе ликвидации многочисленных внутренних таможен в стране, устранения произвола при взимании пошлин и увеличения поступлений в царскую казну. Предусматривалось также расширить торговлю со странами Востока. Императору удалось договориться с турецким правителем в Массауа и Аркико о пошлинах на ввозимые (в) и вывозимые из Эфиопии товары. Предпринимались попытки организации внутренней торговли. Пристальное внимание Иясу I к торговле не случайно, ибо экономика страны во многом зависела от состояния и развития торговли.
Попытался он также вмешаться в церковные распри, хотя внешне казалось, что император находится вне этих разногласий. Поддержав поборников «соединения», Иясу I лишился в итоге короны, а после отречения в 1706 г. — вскоре и жизни. Тем самым подтверждается еще раз мнение В. В. Болотова о том, что «политический характер этому богословскому спору придавало то обстоятельство, что некоторые влиятельные государственные люди были на стороне годжамского воззрения, и даже в числе прямых его защитников-богословов встречаются аристократические имена Абиссинии. Но были и такие политические дельцы, которые шли далее нравственной поддержки евстафианам и готовы были эксплуатировать их одушевление для политических смут» [171, с. 37—38]. Интересы «политических дельцов» и фанатиков-раскольников переплелись настолько тесно, что уже трудно было сказать с уверенностью, то ли мятежные феодалы пользуются религиозным расколом, то ли раскольники ищут поддержки феодальных властителей для того, чтобы политическими и военными средствами обеспечить торжество своей доктрины. В 1686 г. один из духовных вождей годжамских «помазанников», авва Табдан, игумен Гванджского монастыря, ушел вместе с дэджазмачем Уоле к оромо и объявил царем Иисхака, внука царя Сусныйоса. Иясу I разбил своих противников и казнил Иисхака, но Табдана и Уоле вынужден был простить, так как они были слишком влиятельны. Но это не спасло императора от гнева сторонников кыбат. С гибелью Иясу I было покончено и с его начинаниями.
Его преемники не могли упрочить государственное единство страны и даже, наоборот, попустительствовали росту местных феодальных династий в провинциях и областях, чувствовавшим себя достаточно самостоятельными, чтобы исходя из собственных интересов поддерживать либо царя, либо раскольников. В [23] столице же множились придворные интриги, и особый вес приобретали воины, охранявшие царскую резиденцию, в руках которых оказывался и сам царь, и его придворные. В этих условиях каждому новому императору приходилось отчаянно лавировать между всеми многочисленными группировками, ни одна из которых не была предана ему безусловно. Все сводилось к тому, что монархия катастрофически теряла свою социальную базу. Да и вопрос о престолонаследии, снова оказавшийся з XVIII в. ахиллесовой пятой эфиопской монархии породил такие дворцовые интриги и убийства претендентов на трон, что эфиопские монархи менялись с калейдоскопической быстротой. Эти перемены не обходились без кровопролития в стране, феодальных мятежей, вовлечения в междоусобицы больших масс населения. В результате приходили в упадок земледелие и торговля. Произошла даже попытка узурпации императорской власти представителями «несоломоновой» династии: в 1711 г. после смерти Тевофлоса (1708—1711) престол захватил бэджиронд Йостос (1711 —1715), не принадлежавший к царскому роду. После кратковременного пребывания на троне Йостоса в гондэрском дворце вновь воцарились «соломониды».
Само по себе возвращение на престол представителя «законной» династии не принесло, да и не могло принести ничего нового. Феодальная раздробленность чем дальше, тем больше сказывалась на политической жизни страны. Собственных сил древняя династия почти не имела и могла опираться главным образом лишь на традицию царской власти «соломонидов». Здесь, однако, плохую услугу стал оказывать старинный обычай тюремного заключения царских родственников, возрожденный Фасилидэсом. Гора Вахни, где они содержались под надзором, превратилась в многолюдное обиталище «соломонидов», откуда любая политическая сила, временно одержавшая верх, всегда могла получить кандидата па престол по своему выбору. Взойдя на трон, такому кандидату приходилось для сохранения своей власти умело лавировать между всеми этими силами, которых было много. Здесь нужно было учитывать и местные интересы крупных вотчинников, и церковный раскол, бдительно следить за борьбой придворных группировок, а также не забывать и царских телохранителей, всегда способных совершить дворцовый переворот.
К концу XVIII в. общее положение страны было неутешительно. Феодальные мятежи следовали один за другим. Даже в самом Гондэре не раз возникали междоусобные столкновения. Из всей огромной территории, на которую некогда распространялась власть эфиопских царей, гондэрская династия могла контролировать фактически лишь северо-западную ее часть. Оромские племена к этому времени заняли обширные пространства, отрезав богатую область Шоа, которая стала практически независимым царством с собственной династией во главе. Местные феодальные династии прочно утвердились и в других областях, [24] формально подвластных гондэрским царям. Так, в декабре 1730 г. жители Дамота отвергли наместника, поставленного царицей Мынтыуаб и императором Иясу II (1730—1755), и потребовали себе в наместники дамотца, ссылаясь на пример других областей, и это их требование было удовлетворено [76, с. 44—45]. Южные области, такие, как Эпарея с населением, некогда обращенным в христианство и платившим дань эфиопским царям, попали под власть независимых оромских правителей. Влияние оромо усилилось и при гондэрском дворе, причем их роль в государственной жизни неуклонно возрастала.
Некоторые эфиопские императоры в детстве или даже в юношестве воспитывались в оромском окружении, предпочитали даже говорить по-оромски, а взойдя на трон, опираясь на оромское войско. Это вызывало нередко недовольство традиционной знати и семитоязычного населения. Особым кровопролитием отличалась борьба могущественного раса Микаэля Сыуля, наместника Тыграя, против императора Ийоаса (1755—1769), который отказался удалить из Гондэра и его предместий оромское войско, как того требовал этот влиятельный и сильный феодал.
Со времени насильственной смерти Ийоаса гондэрские императоры, приходившие ему на смену, превратились в марионеток в руках феодальных властителей, добивавшихся путем подчинения монарха фактической власти в стране. Господство одних феодальных родов в Гондэре вызывало протест других; их соперничество ослабляло государство, обрекало его на территориальный распад. Робкие попытки царствовавших монархов изменить разрушительный ход событий не приводили к успеху. Так произошло, например, с введением императором Тэкле Гийоргисом (1779—1784) новой податной системы, согласно которой облагалась налогом провинция Бэгемдыр, ранее освобожденная от такого рода повинности. Это начинание, вызвавшее бурный протест в Бэгемдыре, стоило Тэкле Гийоргису императорской короны. С его отречением начался так называемый в эфиопской историографии (принятой и в мировой литературе) период «зэмэнэ мэсафынт» — «время князей». Он продолжался до 1855 г., когда в стране воцарился Теодрос II, положивший начало процессу централизации Эфиопского государства.
В течение этих немногим более 70 лет феодальная раздробленность в Эфиопии достигла своего апогея. Императоры в Гондэре обладали лишь номинальной властью. Их распоряжения не принимались во внимание на местах. Сам Гондэр и прилегающие к нему земли находились под властью могущественного феодального рода Сэру Гуангуля, обладавшего сильным войском и сумевшим одержать верх над соперниками. Эти территориальные владыки сменяли по своему усмотрению императоров. Показателен пример с гондэрским наместником расой Али Малом (1831 —1853), который четырежды назначал императоров: Гэбрэ Крыстоса, Сахле Дынгыля, Йоханныса III и вновь Сахле Дынгыля. По словам эфиопского летописца, «прекратилось преемство [25] царей Гондэра и пэгибла царскар власть. Настало время князей, которые, однако, не уничтожили имени царства царей, и не осмеливались князья восседать на престоле Давида и возлагать на себя венец царства; они делали царями под собою царей слабых, которые были у них в повиновении. Езекия был царем 8 лет под властью Али Великого (1784—1788). Таким образом, следующие царствовали поочередно в одном Гондэре под властью князей» [237, с. 273].
А. Бартницкий и И. Мантель-Нечко считают, что, по существу, власть в Гондэре перешла в руки новой династии из рода Сэру Гуангуль, правившей в 1784—1853 гг. в стране и по тактическим соображениям сохранившей «соломонидов» на троне [169, с. 241]. Нельзя, однако, согласиться с польскими авторами в том, что гондэрские наместники управляли страной. Их реальная власть не распространялась далее всего Бэгемдыра, Да-мота, Дэмбии и еще нескольких небольших территорий. В других областях властвовали крупнейшие феодалы, сумевшие занять прочные позиции в политической жизни Эфиопии и, опираясь на собственные хорошо вооруженные войска, отказывавшиеся подчиниться Гондэру.
Постепенно в ходе кровопролитных междоусобиц, принесших неисчислимые бедствия крестьянам и дезорганизовавших их хозяйство, к 50-м годам XIX в. наряду с Гондэром выделились своим могуществом и политической ролью области Тыграй и Сымен, где правил дэджазмач Уыбе, и Шоа, в которой прочно удерживал власть ныгус Сахле Сылласе (1813—1847) и сменивший его после смерти ныгус Хайле Мэлекот, а также Годжам, лишь формально признававший вассальность от Гондэра.
Выдвижение Тыграя и Шоа, вступивших даже во внешние сношения с Европой, не случайно. Через обе эти провинции пролегали важнейшие пути караванной торговли, приносившей их правителям большие доходы от таможенных сборов. Самое главное, однако, состояло в том, что именно здесь получило широкое распространение огнестрельное оружие, поступавшее от торговцев. Сюда из-за границы направлялись преимущественно винтовки систем гра, ли-метфорда, бердана, лебеля и маузера (ремингтон, винчестер). Обладание таким оружием намного снижало искусство владения холодным оружием, требовавшим довольно длительной подготовки. В результате возникла возможность привлечения в широких масштабах крестьянских ополчений для боевых действий, а не ограничиваться только (или главным образом) «детьми цевов», т. е. традиционным военным сословием. Вместе с тем поколебалось и его привилегированное положение в эфиопском обществе. Это же самое обстоятельство явилось мощным фактором успехов дэджазмача Касы в 40-е — начале 50-х годов, который в борьбе за императорскую корону, привлекая исстрадавшееся от бесконечных феодальных войн крестьянство, поочередно разбил своих соперников. [26]
Это была победа центростремительных сил, укрепившихся в «стране. В ее достижении велика роль народных масс, в сознании которых утвердилась идея централизованного государства. Тоска по прочному миру, где, как записано в одной из эфиопских хроник, «не будет ни смуты, ни ненависти, ни копья, ни стрелы», связывалась в народном представлении с необходимостью сильной царской власти, и один из монастырских летописцев того времени прерывает свой скорбный перечень бед и несчастий пришедшего в упадок государства, чтобы выразить свое горестное недоумение: «Как же стало царство игрушкой юношей и рабов? Как же стало царство игрушкой людей не обрезанных, происхождения неведомого?.. Рыдаю я, помышляя о царстве... плачу беспрестанно, дабы помиловал бог царей великих... Кто возвратит нам власть царства, как возвратил прежде [бог] царство от загвеев?.. Подай нам ныне того, кто возвратит царство. Аминь» [280, с. 794—795].
Так в Эфиопии середины XIX в. складывалась обстановка, аналогичная описанной Ф. Энгельсом в Европе XV в., когда «увеличилось количество таких элементов населения, которые прежде всего требовали, чтобы был положен конец бесконечным бессмысленным войнам, чтобы были прекращены раздоры между феодалами, приводившие к непрерывной междоусобной войне даже в тех случаях, когда в стране был внешний враг, чтобы прекратилось это состояние непрерывного и совершенно бесцельного опустошения, которое неизменно продолжалось в течение всего средневековья» [5, с. 409].
Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.