Схема наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель наблюдения: изучение состояния и уровня развития игровой дея­тельности; методическая помощь в организации игровой деятельности детей; изучение или обобщение опыта работы воспитателей; выяснение уровня вла­дения детьми игровыми навыками и умениями (по требованиям программы); использование для всестороннего развития личности ребёнка и т.д.

Условия для возникновения и развития игры: размещение и хранение игрушек; игровой режим; эмоциональный тонус детей; наличие игрового про­странства и тому подобное.

Отражение в перспективном и календарном планах вопросов руко­водства сюжетно-ролевыми играми детей: планирование работы по обогаще­нию представлений детей об окружающем мире, заданий воспитательного ха­рактера; взаимосвязь игры с другими видами деятельности детей; анализ игро­вой деятельности в плане образовательной работы с детьми (выписка из плана образовательной работы) и тому подобное.

Методика руководства игровой деятельностью детей дошкольного воз­раста: методы и приёмы влияния воспитателя на деятельность детей во время сюжетно-ролевой игры.

Необходимо отметить, что на длительность игры первостепенное влияние имеют знания детей о тех фактах и явлениях окружающей среды, которые затем отражаются и осознаются дошкольниками в самостоятельной игровой деятельности.

Ориентировочные показатели длительности общей игры:

· 4-й год жизнь – до 40 мин;

· 5-й год жизнь – до 60 мин;

· 6–7-й год жизнь – до 1,5 часа.

Критериями определения взаимоотношений детей в общей игре могут быть:

· взаимодействие со сверстниками (умение не мешать другим органи­зовывать игру или принимать участие в общей игре);

· умение играться долго, с увлечением, сосредоточенно;

· знание норм поведения и использование позитивных форм в общении с однолетками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить другу свою игрушку, уступать роль, помогать);

· выявление чувств эмпатии (сопереживание, сочувствие, радость от об­ще­ния со сверстниками и т.п.).

Ориентировочный план тематической проверки работы дошкольного учреждения по вопросам развития элементарных математических представлений у детей

1. Дата проверки, кем проводилась:

а) общие сведения о дошкольном заведении образования: номер, адрес, ре­жим работы;

б) комплектация: количество групп (специализированные, санаторные и т.п.); количество детей по плану, списку, на период проверки; причины отсут­ствия детей.

2. Кадры дошкольного заведения:

а) заведующий, методист – образование, стаж педагогической и админи­стративной работы;

б) количество воспитателей, их образование, стаж;

в) повышение квалификации педагогических кадров (формы, сроки); фор­мы методической работы (массовые, групповые, индивидуальные).

3. Цель и методы проверки. Основные результаты и предложения преды­ду­щей проверки, качество их выполнения.

4. Анализ условий работы воспитателей по развитию у детей элементарных математических представлений:

а) оборудование педагогического процесса: наличие и состояние нагляд­ных пособий, технических средств обучения, их использование на за­нятиях;

б) оборудование для самостоятельной деятельности детей вне занятий;

в) оборудование методического кабинета по теме проверки: наличие и уровень методических материалов, литературы по развитию матема­ти­ческих представлений у детей, использования этих материалов воспи­тателем;

г) общие выводы; соответствие условий работы современным требова­ниям относительно организации образовательного процесса.

5. Планирование и учёт работы. Анализ календарных планов не менее чем за 1–3 месяца.

6. Анализ методики работы воспитателей на занятиях. Организация работы с детьми вне занятий. Использование детьми полученных математических знаний и умений в других видах деятельности.

7. Анализ уровня знаний и умений детей в соответствии с требованиями прог­раммы, по которой работают воспитатели группы (по материалам инди­видуального обследования детей).

8. Методическая работа с коллективом:

а) место вопросов развития математических представлений детей в годо­вом плане работы дошкольного заведения образования;

б) формы методической работы с воспитателями; отражение этой проб­лемы в педагогической документации (протоколы педагогических сове­тов, обсуждения открытых занятий, тетради наблюдения в разных воз­растных группах и т.п.): принятые решения и рекомендации, их кон­кретность, сроки, проверка внедрения; состояние анализа планов обра­зовательной работы;

в) влияние методической работы на качество педагогического процесса;

г) состояние работы по обобщению и внедрению передового педагоги­ческого опыта.

9. Общие выводы. Предложения относительно устранения недочётов.

Ориентировочные вопросы для тематической проверки состояния нравственно-этического воспитания дошкольников

1. Создание условий для содержательной деятельности ребёнка.

2. Стиль взаимоотношений детей и взрослых, детей между собой.

3. Анализ методов и приёмов, которые использует воспитатель с целью нрав­ственно-этического воспитания дошкольников.

4. Формирование детского коллектива и воспитание коллективизма у детей:

а) наличие совместных и индивидуальных видов деятельности, их содер­жание, количество детей, объединённых деятельностью, характер объеди­нения;

б) оценка опыта нравственно-этического воспитания, предоставляющего ребёнку разные виды деятельности;

в) оценка роли воспитателя как организатора общей деятельности детей, приёмы руководства.

5. Взаимоотношения детей в совместной деятельности, их проявления.

6. Решение заданий нравственно-этического воспитания во время планиро­вания и организации учебной деятельности:

а) планирование заданий морально-этического воспитания во время заня­тий;

б) какие методы, приёмы использует воспитатель для формирования вос­пи­танности детей, усвоения норм поведения во время занятий;

в) содержание представлений детей о родине, труде взрослых.

7. Уровень нравственно-этической воспитанности детей в разных возрастных группах:

а) соблюдение правил поведения на занятиях и во время других видов деятельности, какие правила, традиции существуют в группах;

б) характеристика содержания воспитанности детей в разных возрастных группах;

в) наличие оценочно-контрольных действий у детей;

г) анализ морально-волевой готовности детей к школе (старшая группа).

8. Связь дошкольного заведения образования с семьёй. Формы работы с семьёй.

Ориентировочные вопросы для тематической проверки состояния эстетического воспитания дошкольников

1. Создание условий для эстетичного воспитания:

а) поддержание принципов художественного оформления помещений:

· соответствие оформления помещений их назначению;

· соответствие игрушек, мебели, посуды эстетическим требованиям;

· использование детских работ в художественном оформлении поме­щений;

· использование в педагогическом процессе художественного оформ­ления помещений;

б) оснащение педагогического процесса:

· наличие художественной и методической литературы, наглядного материала, передового педагогического опыта по проблемам эсте­тического воспитания дошкольников;

· наличие произведений изобразительного искусства;

· наличие уголков изобразительной деятельности в группах.

2. Изучение педагогического процесса:

а) анализ планирования работы по изобразительной деятельности;

б) анализ уровня умений и навыков изобразительной деятельности у де­тей;

в) наличие проявлений творческой самостоятельности в изобразительной дея­тельности;

г) наличие у детей знаний о художниках, жанрах искусства. Целесо­об­разность использования произведений искусства во время проведения занятий:

· пейзажные картины:

- соответствие картины художественным и педагогическим тре­бованиям;

- методы и приёмы, использованные воспитателем для создания эмоционального настроения у детей;

- целенаправленность и последовательность вопросов воспитателя, направленных на выяснение понимания детьми содержания и средств выразительности;

- приёмы активизации эстетичного восприятия картины;

· произведения народного декоративного искусства:

- соответствие художественных особенностей произведения требо­ваниям действующих программ, возрасту детей;

- целесообразность приёмов, используемых воспитателем с целью эстетической и эмоциональной подготовки детей к восприятию произведения;

- приёмы руководства эстетическим восприятием произведения (характер и содержание вопросов, сравнения с другими видами искусства и т.п.);

- реакции детей (высказывание, эмоции, рассуждения);

· книжные иллюстрации:

- умение понимать содержание иллюстрации в единстве с изо­бра­зительными средствами;

- способность к переживанию настроения, отражённого в иллю­страции;

д) анализ детских работ по изобразительной деятельности;

ж) анализ уровня музыкального развития дошкольников;

и) целесообразность методов и приёмов, которые используются музыкаль­ным руководителем, воспитателем во время музыкальных занятий;

к) разнообразие форм самостоятельной художественной деятельности (му­зыкальная, художественно-речевая, изобразительная);

л) как часто используется природа / окружающая среда как средство эсте­тического воспитания дошкольников;

м) целесообразность методов и приёмов, использующихся для формиро­вания образности и выразительности детской речи.

3. Руководство эстетическим воспитанием дошкольников:

а) разнообразие форм организации эстетического воспитания (занятие, са­мо­стоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, экскурсии и тому подобное);

б) целесообразность приёмов руководства эстетическим воспитанием (беседы, показ, анализ детских работ и т.п.).

Ориентировочные вопросы для тематической проверки уровня развития изобразительной деятельности дошкольников

1. Содержание и методика проведения занятий по рисованию, лепке с натуры:

· создание условий для проведения занятия (отбор материала, рас­по­ложение натуры, соответствие натуры эстетическим, педагогическим условиям, возрастным особенностям детей);

· оценка активности, самостоятельности детей во время работы.

2. Организация занятий по рисованию, аппликации, лепке:

· создание условий для проведения занятия;

· целесообразность методов и приёмов, использованных воспитателем во время определения сюжета, выбора средств выразительности, привле­чения детей к обсуждению последовательности выполнения задания;

· соответствие приёмов, направленных на формирование выразительных образов, возрастным особенностям детей;

· оценка эмоциональных проявлений детей во время работы (увле­чён­ность, заинтересованность, проявления творчества и т.д.);

· оценивание детских работ.

3. Особенности организации занятий по замыслу в изобразительной деятель­ности:

· создание условий для проведения занятия;

· направленность использования методов и приёмов на формирование у детей эмоционального настроения, оригинальности и самостоятель­ности замысла;

· оценка самостоятельности, активности, проявлений творчества у детей во время выполнения задания.

4. Оценка уровня развития изобразительных навыков.

Ориентировочные вопросы для тематической проверки состояния трудового воспитания детей дошкольного возраста

1. Создание условий для организации трудовой деятельности в дошкольном учреждении:

а) наличие уголков в групповых комнатах и на участке (самообслу­жи­вание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд и т.д.);

б) наличие необходимого оборудования, его размещение;

в) наличие в уголках труда изделий, выполненных руками взрослых;

г) наличие в методическом кабинете художественной, методической ли­те­ратуры, наглядного материала, передового педагогического опыта по проблеме трудового воспитания дошкольников.

2. Уровень сформированности у детей представлений о труде взрослых, отно­шение к людям труда:

а) выяснение осведомлённости детей о профессиях взрослых;

б) выяснение отношений, мотивов участия в трудовой деятельности, а также в сюжетно-ролевых играх («Профессии» и т.д.).

3. Уровень трудовых умений и навыков, их соответствие требованиям дей­ствующих программ:

а) сформированность навыков организации труда (распределение обязан­ностей, отбор необходимого оборудования, целесообразность его раз­мещения на рабочем месте);

б) сформированность навыков поддержания порядка (чистота рабочего места во время деятельности, уборка рабочего места);

в) сформированность навыков планирования работы (отбор способов вы­полнения, определение трудовых операций, порядок их выполнения и т.д.);

г) сформированность нравственных качеств (целеустремлённость, взаимо­по­мощь, самостоятельность и т.д.).

4. Руководство трудовой деятельностью дошкольников: разнообразие при­ёмов руководства трудом детей (показ, объяснение, помощь, указание, общая с взрослым деятельность, контроль).

5. Планирование трудовой деятельности:

а) частота планирования разных видов труда;

б) планирование работы с родителями по вопросам трудовой дея­тель­ности.

Ориентировочные вопросы для тематической проверки состояния ознакомления детей с природой

1. Создание условий относительно ознакомления дошкольников с природой:

а) целесообразность отбора растений и животных в уголке природы (в соответствии с требованиями действующих программ, возрастной груп­пой);

б) оценка оснащения педагогического процесса дидактическим матери­алом (игры, картины, схемы и т.д.);

в) создание условий для ознакомления дошкольников с природой на участке.

2. Разнообразие форм и методов ознакомления детей с природой:

а) оценка труда и наблюдений в уголке природы (целесообразность форм организации детей, методы и приёмы руководства деятельностью детей);

б) использование дидактичных игр (отбор игр, особенности проведения);

в) время и место работы из ознакомления с природой во время прогулок;

г) место занятий в системе работы по ознакомлению дошкольников с природой.

3. Выявление уровня осведомлённости детей относительно проблемы.

Ориентировочные вопросы для тематической проверки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников

1. Создание условий относительно формирования и развития культурно-гигиенических навыков дошкольников:

а) во время еды – сервировка стола (наличие салфеток, столовых при­боров в соответствии с возрастом детей), поведение детей за столами и тому подобное;

б) во время умывания – наличие индивидуального полотенца, мыла у каж­дого ребёнка, удобный доступ к умывальникам;

в) во время одевания – наличие необходимого количества шкафов в раздевальной комнате, обеспечение свободного доступа к ним каждому ребёнку.

2. Наличие систематического и последовательного формирования и развития культурно-гигиенических навыков. Во время наблюдений обращать внима­ние на:

а) опрятность еды, а именно: умение детей правильно держать ложку и хлеб, пережёвывать пищу, пользоваться салфеткой, тихо выходить после еды из-за стола, благодарить, пользоваться только собственным столовым прибором;

б) навыки умывания, а именно: умение закатывать рукава, намыливать руки, смывать мыло, досуха вытирать руки, опрятно вешать полотенце;

в) навыки одевания и раздевания, а именно: умение застёгивать и рас­стёгивать пуговицы, снимать одежду, опрятно вешать её (сначала ру­башку или платье, потом – колготы, ботинки);

г) учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

д) приёмы руководства со стороны воспитателя.


Приложение Ф

 

Анализ оборудования методического кабинета в соответствии
с содержанием разделов «Развитие речи», «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим» и «Обучение грамоте»

Примерная схема анализа

1. Материалы для дидактических игр: мелкие игрушки (деревянные, метал­лические, стеклянные, пластмассовые, картонные, мягкие); дикие и до­машние животные, птицы; куклы, предметы игрушечного употребления, народные, дидактические игрушки разного цвета и размеров (шары, кубики, кольца, матрешки, грибки и др.); мелкие предметы домашнего употребления из разного материала; дидактически оформленная кукла большого размера (от 40 см и больше) с полным комплектом белья, верхней одежды для разных времен года; кукольная посуда (чайная и столовая), кукольная мебель; постель; шкаф, предметы обихода (для купа­ния, причёсывания, умывания и т.д.).

2. Картины, серии сюжетных картин, репродукции художественных картин; предметные (по темам); настольные, сюжетные, картотека и аннотации к ним.

3. Материалы и пособия для логопедической работы с детьми. Альбомы. Таблицы.

4. Папки с тематическим материалом, иллюстрациями по всем разделам.

5. Образцы конспектов занятий; сценарии праздников, вечеров.

6. Художественная литература: детская, для воспитателей. Каталог. Анно­та­ции.

7. Дидактический материал по обучению грамоте.

8. Диафильмы. Каталог. Методические рекомендации. Аннотации.

9. Пластинки. Грамзаписи литературных произведений.

10. Оборудование к детским театрам: кукольного (игрушек), картонажного, игрушек, теневого, масок и др.

11. Национальные игрушки (традиционные и региональные).

12. Картотека передового педагогического опыта.

13. Стенды с новой методической литературой.



ПЛАН

изучения опыта работы воспитателя младшей группы п. ________ методистом дошкольного учреждения № ___ п. _________ на 20__–20__ уч.г.

Тема изучения. Работа воспитателя над правильным звукопроизношением детей.

Цель изучения: определить наиболее эффективные формы работы с младшими дошкольниками по воспитанию звуковой культуры речи.

Материалы изучения обобщить в описании для занесения в картотеку передового педагогического опыта (табл. Ф.1).

Таблица Ф.1

Содержание работы Форма обучения и проведения изучения Срок изучения
1. Изучение и анализ литературы по воспитанию у детей звуковой культуры речи (дать перечень). Выписки отдельных положений. Аннотации. Сентябрь
2. Ознакомление с биографическими данными воспитателя. Речь воспитателя. Составление психолого-педагогической характеристики. Сентябрь
3. Ознакомление с состоянием речи детей. Определение уровней речевого развития. Беседы с детьми. Составление таблицы обследования. Октябрь
4. Ознакомление с системой работы воспитателя. Анализ календарного и перспективных тематических планов, наглядного и дидактического материалов, тематического дневника, конспектов занятий. Ноябрь
5. Оказание методической помощи воспитателю. Провести консультации. Консультации (устные и письменные). Индивидуальные беседы. Ноябрь
6. Изучение работы воспитателя. Посещение: а) занятий; б) режимных моментов. Наблюдения, анализ, беседы. Записи стенограммы. В течение года
7. Фотографирование занятий, дидактического и наглядного материала, оборудование группы; видеозаписи занятий. Изготовление альбома, слайдов, видеофильма. В течение года
8. Обследование речи детей. Определение уровней речевого развития. Стенограмма речи. Составление сравнительной таблицы. Май
9. Оформление собранного материала. Описание опыта. Изготовление папки. Май
10. Ознакомление педагогического коллектива дошкольного учреждения с материалами опыта. Выставка. Доклад на педагогическом совете. Май

Приложение Х

Х.1. Схема акта тематической проверки работы дошкольного учреждения по методике обучения родному языку и развитию речи
(автор А.М. Богуш)

 

Проверку проводил: ____________________________________________

Дата проверки: _____________

I. Общие сведения о ДУЗ и группе.

Название, номер, адрес, тип учреждения, ведомственная принадлежность, длительность рабочего дня.

Сведения о группах, которые проверяются: возраст, количество детей, язык обучения.

Кадры:

а) кто работает в группе (воспитатель, учитель), образование, стаж работы; какие формы повышения квалификации прошёл и когда;

б) заведующий, старший воспитатель: образование, стаж работы;

в) повышение квалификации заведующего и воспитателей: индивидуаль­ные планы повышения квалификации, их выполнение; формы повы­шения квалификации по развитию речи в данном ДУЗ.

II. Цель и методика проверки.

Цель и задачи проверки.

Учёт данных предыдущих проверок.

Методы проверки (указать конкретные даты, количество посещённых занятий, бесед, наблюдений, изученных материалов).

III. Уровень развития речи.

Звуковая культура речи: произношение звуков, развитие фонематического слуха, интонационная выразительность речи (приложить таблицы звукового обследования детей).

Словарь: активный, пассивный, наличие образных выражений, поговорок, пословиц, усвоение понятий.

Грамматическая правильность речи: усвоение основных грамматических категорий, типичные ошибки в речи детей; усвоение детьми предложений (при­ложить таблицы).

Связная речь: уровень усвоения диалогической речи, умение самостоя­тельно составлять рассказы.

Навыки общей культуры речевого общения и этики речи.

Знания детей о явлениях общественной жизни.

Уровень усвоения навыков звукового анализа, начал грамоты и подготовки руки ребёнка к письму.

Художественная литература: знания детьми программных произведений, стихотворений, игровые навыки по содержанию художественных произведений (игры-драматизации, инсценирование, театрализованные игры). Состояние самостоятельной художественной деятельности. Работа в уголке книг.

Речевая активность детей на занятиях и в процессе режимных мо­ментов.

Общий языковой фон в группе (громкая, спокойная, быстрая речь). Речевая готовность детей (старших групп) к школе.

IV. Методика работы с детьми по развитию речи.

Планирование работы (оценка планов).

Планирование занятий (положительные и отрицательные примеры).

Планирование работы по развитию речи в повседневной жизни.

Общие выводы и рекомендации относительно состояния планирования учебно-воспитательной работы воспитателя.

Оценка методики работы воспитателей.

Конкретный анализ посещённых занятий (дата, длительность) согласно схеме анализа занятий по развитию речи.

V. Условия развития речи детей в дошкольном учреждении.

Гигиенические условия помещения и групп дошкольного учреждения.

Состояние органов слуха, речевого аппарата детей по методической карте.

Работа логопеда.

Культура речи взрослых в детском саду. Характеристика речи воспи­та­телей (стенографическая запись).

Оборудование педагогического кабинета по развитию речи:

а) каталог методической литературы и журнальных статей;

б) учебные пособия, словари;

в) рукописные методические разработки, изготовленные работниками дет­ского сада;

г) каталог художественной литературы для детей;

д) дидактический и наглядный материалы по развитию речи: виды, сис­тематизация, аннотирование, картотека, сохранение;

е) технические средства обучения (радио, телевидение, диафильмы, кино­фильмы, магнитофоны, кодоскоп и др.), каталог, методические разра­ботки и аннотации.

Оборудование педагогического процесса в группах. Наглядный и дидак­тический материалы. «Речевые зоны», уголки книги.

VI. Методическая работа с коллективом.

Анализ годовых планов работы, протокол педсоветов и другой докумен­тации заведующего и старшего воспитателя. Передовой опыт по развитию речи.

VII. Общие выводы. Рекомендации по дальнейшей работе.


Х.2. Схема акту тематичної перевірки роботи дошкільного закладу
з навчання дітей дошкільного віку української мови як державної
(автор А.М. Богуш)

 

Перевірку проводив: ___________________________________________

Дата перевірки: ______________

Тема перевірки. Навчання дітей української мови.

I. Загальні відомості про дошкільний заклад та групи, які переві­ря­ються.

1. Назва, номер, адреса дошкільного закладу, тривалість робочого дня.

2. Відомості про групи, які підлягають перевірці: вік, кількість дітей, мова навчання.

3. Кадри: хто веде заняття з навчання дітей української мови (вихователь, учитель), освіта, стаж роботи, які форми підвищення кваліфікації пройшов і коли; рівень володіння українською мовою.

II. Мета та завдання перевірки.

1. Мета та завдання перевірки.

2. Виконання пропозицій попередніх перевірок.

3. План перевірки.

III. Наочні посібники та дидактичний матеріал.

1. Наочні посібники, місце їх зберігання, наявність анотацій.

2. Дидактичний матеріал (демонстраційний, роздавальний). Внесок вихова­теля у виготовлення наочно-дидактичного матеріалу. Місце його збері­ган­ня, якість. Наявність картотеки.

3. Технічні засоби навчання: фонотека, діафільми, відеофільми, аудіозаписи. Наявність анотації, тематичної картотеки.

IV. Книжковий фонд.

1. Науково-методична література з української мови на допомогу вихова­телю.

2. Художня література українських письменників.

3. Збірки дитячого фольклору. Наявність картотеки, місце зберігання.

V. Рівень розвитку українського мовлення дітей.

1. Розуміння української мови.

2. Оволодіння лексикою.

3. Особливості звуковимови.

4. Оволодіння граматичними навичками.

5. Особливості зв’язного мовлення.

6. Мовленнєва активність дітей на занятті.

7. Нестимульоване українське мовлення дітей.

8. Стан таблиць побіжного контролю, обстеження рівня розвитку україн­ського мовлення дітей (у групі, в педкабінеті).

9. Мовленнєва ситуація в сім’ї.

VI. Мовлення вихователя.

1. Мовленнєвий режим дошкільного закладу, групи.

2. Характеристика українського мовлення вихователя.

3. Мовлення помічника вихователя.

VII. Планування роботи.

1. Планування занять та роботи протягом дня.

2. Оцінка календарних та перспективних планів.

3. Виконання програми навчання української мови.

4. Загальні висновки.

VIII. Методика навчання української мови.

1. Структура і методика проведення занять.

2. Методи і прийоми навчання.

3. Місце гри та ігрових прийомів на занятті.

4. Місце рідної мови на занятті.

5. Прийоми індивідуальної роботи з дітьми.

6. Творчий характер роботи вихователя.

7. Методи і прийоми роботи вихователя протягом дня.

IX. Обладнання розділу «Навчання української мови» в педагогічному кабінеті.

1. Стенди, виставки, каталоги.

2. Навчально-методична література.

3. Методичні розробки на допомогу вихователю.

4. Робота з батьками.

5. Зв’язок зі школою.

X. Методична робота завідуючого та старшого вихователя з навчання української мови.

1. Аналіз річного та місячних планів роботи дошкільного закладу.

2. Аналіз документації.

3. Форми методичної допомоги.

4. Наявність матеріалів передового досвіду.

XI. Загальні висновки та рекомендації.


Приложение Ц







Дата: 2019-05-28, просмотров: 256.