Определение особенностей содержания детских рисунков:
· Низкий уровень: отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир).
· Нормативный уровень: природные явления и отдельные предметы (природный мир).
· Высокий уровень: человек («Я»), его окружение и взаимоотношения (социальный уровень, мир).
Определение особенностей восприятия и использования детьми в рисунке цвета:
· Низкий уровень: случайный цвет, не отражающий содержание.
· Нормативный уровень: предметный цвет, связан только с конкретным предметом (иногда шаблонный).
· Высокий уровень: фантастический цвет, выражающий настроение и отношение к рисунку.
Определение особенностей восприятия и изображения детьми в рисунке пространства:
· Низкий уровень: беспорядочно расположенные на листе изображения.
· Нормативный уровень: узкая или широкая полоса земли или неба (иногда шаблонные), изображениями занят весь лист.
· Высокий уровень: изображение предметов в соотношении «ближе – дальше», т.е. схватывание перспективы.
Диагностика готовности детей к музыкальному обучению
(задания разработаны Р.Г. Казаковой)
Восприятие музыки.
Высокий уровень:
· внимательно, увлечённо слушает музыку (выражение глаз, мимика);
· адекватно определяет характер музыкального произведения, использует более двух образных определений, например: «весёлая», «задорная», «бойкая»;
· определяет жанр (песня, танец, марш);
· определяет форму музыкального произведения (количество частей, запев и припев в песне);
· выделяет наиболее яркие выразительные средства (динамика, тембр, регистр, темп).
Средний уровень:
· слушает музыку внимательно, но не проявляет ярких эмоций;
· адекватно определяет характер музыкального произведения, используя 1–2 определения;
· называет жанр произведения с незначительной подсказкой педагога;
· узнаёт форму произведения (части, запев, припев) с незначительной помощью педагога;
· выделяет 1–2 выразительные средства музыки.
Низкий уровень:
· слушает музыку без интереса, отвлекается;
· не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («весело», «грустно»);
· ошибается в определении жанра музыкального произведения;
· ошибается в определении формы музыкального произведения;
· не может назвать ни одного выразительного средства музыки.
Пение.
Высокий уровень:
· точно определяет мелодию знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения;
· выразительно передаёт характер музыки;
· ярко проявляет себя в сочинении мелодий различного характера.
Средний уровень:
· передаёт мелодию знакомой песни (попевки) с музыкальным сопровождением или с поддержкой голоса педагога;
· поёт недостаточно выразительно;
· сочиняет несложные мелодии.
Низкий уровень:
· интонирует неточно;
· поёт невыразительно, неэмоционально;
· сочиняет вариант мелодии, мало отличающийся от образца.
Музыкально-ритмические движения.
Высокий уровень:
· двигается под музыку ритмично;
· движения выразительные, соответствуют характеру музыки;
· импровизирует под музыку, используя разнообразные танцевальные и образно-игровые движения.
Средний уровень:
· не всегда точно воспроизводит ритм музыки;
· двигается под музыку недостаточно выразительно;
· двигается, используя 2–З танцевальных или образно-игровых движения.
Низкий уровень:
· двигается неритмично;
· движения невыразительны, не соответствуют характеру музыки;
· движения однообразны.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Высокий уровень:
· уверенно, ритмично, выразительно исполняет несложную знакомую попевку (построенную на 2–З звуках) на металлофоне;
· самостоятельно подбирает на металлофоне знакомую мелодию.
Средний уровень:
· исполняет знакомую попевку с незначительной помощью педагога;
· подбирает на металлофоне знакомую попевку с помощью педагога.
Низкий уровень:
· затрудняется в игре на металлофоне;
· не может подобрать на инструменте ни одной знакомой мелодии.
Примечания:
1. Для выполнения диагностических заданий можно выбрать 1–2 музыкальных произведения.
2. Диагностика проводится или с каждым ребёнком, или с небольшой группой детей (2–3 человека).
3. Выполнение детьми заданий оценивается по 3-балльной системе: высокий уровень – 3 балла, средний – 2, низкий – 1. Результаты заносятся в таблицу и суммируются. В зависимости от того, какое общее количество баллов будет набрано, соответственно определяется уровень музыкального развития каждого ребёнка: от 4 до 6 баллов – низкий уровень, от 7 до 9 – средний; от 10 до 12 – высокий. Результаты всех обследований можно свести в единую таблицу Т.10.
Таблица Т.10
Фамилия ребёнка | Оценка в баллах | |||||
Виды музыкальной деятельности | Общая сумма баллов | Уровень музыкального воспитания | ||||
Восприятие музыки | Музыкально-ритмические действия | Игра на музыкальных инструментах | Пение | |||
Диагностика природоведческих знаний детей
(диагностика разработана В.Г. Фокиной, О.М. Газиной)
Младший дошкольный возраст
Задание 1.
Цель: выявить характер, содержание и объём знаний детей о сезонных явлениях в природе.
1. Ребёнку предлагают рассмотреть иллюстрацию с изображением природы зимой:
- Что нарисовано на этой картинке?
- Что делают дети?
- Когда дети катаются на санках?
- А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?
- Какое сейчас время года: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима? Что здесь изображено (показывая на снег, лежащий на ветвях дерева)? Когда дерево бывает таким? А летом дерево как выглядит?
- Покажи и назови дерево (берёза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка, др.).
- Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.
- В какое время года так бывает: зелёные листья, много цветов (травы)?
- Летом тепло или холодно?
- Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в тёплом пальто? Почему?
- Ты любишь купаться в реке (море)? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке (море) тёплая?
- Откуда появляются лужи? Почему они высыхают?
- Зачем летом нужен дождь?
- Что надо надеть (взять с собой), если идёт дождь?
- Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
2. Беседа проводится с каждым ребёнком индивидуально. При этом используется иллюстративный материал (например, картины из серии «Четыре времени года» О.И. Соловьёвой) или дидактическая игра, в процессе которой к карте с изображением природы зимой (летом) дети подбирают карточки, иллюстрирующие характерные признаки данного сезона. Изображение на картинках должно быть чётким, красочным, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).
Задание 2.
Цель: определить уровень представлений детей о животных, степень полноты знаний о каждом животном, форму выражения своих знаний (узнавание и показ предмета по слову взрослого, самостоятельное нахождение и называние предмета, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).
Анализируя характер знаний детей о животных, следует обратить внимание на:
· узнавание и называние животного;
· знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения);
· называние детёнышей, сходство и отличие их от взрослых;
· знание основных условий, необходимых для живых организмов (питание, уход).
Перед ребёнком раскладывают сначала картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, собака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь и др.). Второй комплект иллюстраций с детёнышами животных предлагают дошкольнику по ходу беседы:
- Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)?
- Как кричит корова (кошка, собака, коза)?
- Где живут эти животные?
- У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки)? Что надо сделать, чтобы кошке (собаке и др.) было хорошо? Чем ты её (их) кормишь?
- Ты любишь свою кошку (собаку)?
- Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?
- Найди и назови детёныша кошки (собаки, коровы, козы).
Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.
Средний дошкольный возраст
Задание 1.
Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).
1. В ходе индивидуальных бесед малышам демонстрируются дидактические картинки или образные игрушки.
Ребёнку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной):
- Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
- В какое время года холоднее (теплее) всего?
- Какое сейчас время года? Почему ты знаешь, что сейчас весна (лето, осень, зима)? Какое время года наступит после весны?
- Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребёнка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер, др.)
- Как светит солнышко? Когда дует холодный / тёплый ветер, идёт снег / дождь?
- Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
- В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
- Почему летом на лугу много бабочек?
- Когда вянет трава, желтеют и опадают листья с деревьев?
- Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
- Как животные готовятся к зиме (птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и т.д.)?
- Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
- Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
- Какое время года нравятся тебе больше: зима или лето? Почему?
Задание 2.
Цель: выявить представления детей о живой (неживой) природе, растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (живёт, питается, растёт и изменяется, передвигается и др.).
Ребёнку задают вопросы:
– Животные (растения) живые? Почему?
Задание 3.
Цель: выявить характер, содержание и объём знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребёнка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части, спрашивают:
- Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)? Чем дерево отличается от кустарника (травы). Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы леса, луга).
- Что нужно для того, чтобы растение росло?
- Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
- Что произойдёт, если не поливать растение (поставить его в тёмное место, холодное помещение)?
Выявляют знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, предлагают картинки с изображением разных стадий роста и развития гороха, просят разложить их в определённой последовательности, объяснить свои действия.
В случае затруднения перед ребёнком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, тех явлений, которые необходимы для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, изображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.
Представления дошкольников об овощах, фруктах, цветах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры «Во саду ли, в огороде»:
- Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
- Где растут овощи (фрукты, цветы)?
- Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
- Могут ли овощи расти в лесу?
- Из чего выросли овощи (цветы)?
- Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали, др.).
Задание 4.
Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).
Из разложенных на столе иллюстраций ребёнку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных, спрашивают:
- Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
- Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают).
- Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
- Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
- Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребёнок выбирает по картинкам: «Как ты узнал, что это птица?»).
- Что нужно живущей в уголке природы птичке (рыбке, морской свинке и др.), чтобы ей было хорошо?
- Как ты ухаживаешь за животными уголка природы? Что ты больше всего любишь делать?
Старший дошкольный возраст
Задание 1.
Цель: выявить сформированность понятия «живое», понимание детьми слов «живое» и «неживое» (на основании каких признаков дошкольники судят о живом, классифицируют объекты на живые и неживые).
Ребёнку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем живое отличается от неживого. В случае затруднения задают дополнительные вопросы:
- Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
- Что объединяет все живые существа?
- Назови знакомые тебе живые существа?
- Как ты думаешь, всё живое может передвигаться? А деревья, цветы – живые? Передвигаются ли они?
- Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.
- Что произойдёт с живым существом, если не будет света (воды, воздуха, земли и т.д.)?
Задание 2.
Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки. Например:
- Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
- Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
- Как ты узнал, что наступает осень?
- Какое время года было до нее? Какое наступит после?
- Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и т.д.)
Затем ребёнку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и периодов сезонов (начало, середина, конец), обосновывая свои действия.
Задание 3.
Цель: выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почечном питании; умение классифицировать растения по месту их произрастания.
Из разложенных на столе картинок ребёнку предлагают выбрать те, на которых изображены растения, назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание «Собрать растение»:
- Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?
- Что нужно для того, чтобы растение росло?
- Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)? Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
- Где растут растения?
- Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и т.д.)? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).
- Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде и т.д.)
- Когда листва берёз начинает желтеть, а клёна и осины – краснеть?
- В какой период осени начинается листопад?
- Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?
- Почему весной и летом растения растут, цветут, приносят плоды и семена?
- Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?
Задание 4.
Цель: выявить характер, объём конкретных и обобщённых знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.
Ребёнку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и т.д.), определить характерные признаки (что есть у всех птиц, рыб, насекомых и т.д., чего нет у других животных).
Ребёнок «собирает растение», используя карточки-модели, на которых изображены лист, стебель, корень, цветок.
При исследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных:
- Где живут рыбы (птицы и др.)?
- Могут ли рыбы жить без воды?
- Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
- Как передвигаются другие животные?
- Чем питаются животные?
- Почему улетели грачи, ласточки скворцы, но остались зимовать воробьи и синицы?
- Почему не видно насекомых?
- Почему зимой медведь спит, а заяц и белка – нет?
- Почему у большинства животных детёныши рождаются весной?
С помощью различных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях:
- Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?
- Есть ли в природе ненужные животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?
- Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?
Ребёнку предлагают, используя картинки, рассказать о последовательности развития животных (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и т.д.).
Выявляется понимание детьми человека и животных, детей просят рассказать:
- Почему человек заботится о животных? Какие это животные?
- Как люди охраняют природу?
В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы.
Высокий уровень – знания носят обобщённый системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и даёт характеристику существенным признакам, объясняет значение процессов ухода за растениями и животными, сообразуясь с их потребностями). Ребёнок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления); способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень – имеется определённый объём фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщённость знаний прослеживается слабо. Ребёнок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать сказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения признаков.
Низкий уровень – ребёнок имеет небольшие по объёму, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов даёт неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 318.