Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение особенностей содержания детских рисунков:

· Низкий уровень: отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир).

· Нормативный уровень: природные явления и отдельные предметы (природный мир).

· Высокий уровень: человек («Я»), его окружение и взаимоотношения (социальный уровень, мир).

Определение особенностей восприятия и использования детьми в ри­сунке цвета:

· Низкий уровень: случайный цвет, не отражающий содержание.

· Нормативный уровень: предметный цвет, связан только с конкретным предметом (иногда шаблонный).

· Высокий уровень: фантастический цвет, выражающий настроение и отно­шение к рисунку.

Определение особенностей восприятия и изображения детьми в ри­сунке пространства:

· Низкий уровень: беспорядочно расположенные на листе изображения.

· Нормативный уровень: узкая или широкая полоса земли или неба (иногда шаблонные), изображениями занят весь лист.

· Высокий уровень: изображение предметов в соотношении «ближе – дальше», т.е. схватывание перспективы.

Диагностика готовности детей к музыкальному обучению
(задания разработаны Р.Г. Казаковой)

Восприятие музыки.

Высокий уровень:

· внимательно, увлечённо слушает музыку (выражение глаз, мимика);

· адекватно определяет характер музыкального произведения, использует бо­лее двух образных определений, например: «весёлая», «задорная», «бой­кая»;

· определяет жанр (песня, танец, марш);

· определяет форму музыкального произведения (количество частей, за­пев и припев в песне);

· выделяет наиболее яркие выразительные средства (динамика, тембр, ре­гистр, темп).

Средний уровень:

· слушает музыку внимательно, но не проявляет ярких эмоций;

· адекватно определяет характер музыкального произведения, используя 1–2 определения;

· называет жанр произведения с незначительной подсказкой педагога;

· узнаёт форму произведения (части, запев, припев) с незначительной помощью педагога;

· выделяет 1–2 выразительные средства музыки.

Низкий уровень:

· слушает музыку без интереса, отвлекается;

· не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («весело», «грустно»);

· ошибается в определении жанра музыкального произведения;

· ошибается в определении формы музыкального произведения;

· не может назвать ни одного выразительного средства музыки.

Пение.

Высокий уровень:

· точно определяет мелодию знакомой песни, несложной попевки без му­зыкального сопровождения;

· выразительно передаёт характер музыки;

· ярко проявляет себя в сочинении мелодий различного характера.

Средний уровень:

· передаёт мелодию знакомой песни (попевки) с музыкальным сопро­вож­дением или с поддержкой голоса педагога;

· поёт недостаточно выразительно;

· сочиняет несложные мелодии.

Низкий уровень:

· интонирует неточно;

· поёт невыразительно, неэмоционально;

· сочиняет вариант мелодии, мало отличающийся от образца.

Музыкально-ритмические движения.

Высокий уровень:

· двигается под музыку ритмично;

· движения выразительные, соответствуют характеру музыки;

· импровизирует под музыку, используя разнообразные танцевальные и образно-игровые движения.

Средний уровень:

· не всегда точно воспроизводит ритм музыки;

· двигается под музыку недостаточно выразительно;

· двигается, используя 2–З танцевальных или образно-игровых движе­ния.

Низкий уровень:

· двигается неритмично;

· движения невыразительны, не соответствуют характеру музыки;

· движения однообразны.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Высокий уровень:

· уверенно, ритмично, выразительно исполняет несложную знакомую по­пев­ку (построенную на 2–З звуках) на металлофоне;

· самостоятельно подбирает на металлофоне знакомую мелодию.

Средний уровень:

· исполняет знакомую попевку с незначительной помощью педагога;

· подбирает на металлофоне знакомую попевку с помощью педагога.

Низкий уровень:

· затрудняется в игре на металлофоне;

· не может подобрать на инструменте ни одной знакомой мелодии.

Примечания:

1. Для выполнения диагностических заданий можно выбрать 1–2 музы­каль­ных произведения.

2. Диагностика проводится или с каждым ребёнком, или с небольшой груп­пой детей (2–3 человека).

3. Выполнение детьми заданий оценивается по 3-балльной системе: высокий уровень – 3 балла, средний – 2, низкий – 1. Результаты заносятся в таблицу и суммируются. В зависимости от того, какое общее количество баллов будет набрано, соответственно определяется уровень музыкального развития каждого ребёнка: от 4 до 6 баллов – низкий уровень, от 7 до 9 – средний; от 10 до 12 – высокий. Результаты всех обследований можно свести в единую таблицу Т.10.

Таблица Т.10

Фамилия ребёнка

Оценка в баллах

Виды музыкальной деятельности

Общая сумма баллов

Уровень музыкального воспитания

Восприятие музыки Музыкально-ритмические действия Игра на музыкальных инструментах Пение
             

 

Диагностика природоведческих знаний детей
(диагностика разработана В.Г. Фокиной, О.М. Газиной)



Младший дошкольный возраст

Задание 1.

Цель: выявить характер, содержание и объём знаний детей о сезонных явлениях в природе.

1. Ребёнку предлагают рассмотреть иллюстрацию с изображением природы зимой:

- Что нарисовано на этой картинке?

- Что делают дети?

- Когда дети катаются на санках?

- А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?

- Какое сейчас время года: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима? Что здесь изображено (показывая на снег, лежащий на ветвях дерева)? Когда дерево бывает таким? А летом дерево как выглядит?

- Покажи и назови дерево (берёза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка, др.).

- Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.

- В какое время года так бывает: зелёные листья, много цветов (травы)?

- Летом тепло или холодно?

- Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в тёплом пальто? Почему?

- Ты любишь купаться в реке (море)? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке (море) тёплая?

- Откуда появляются лужи? Почему они высыхают?

- Зачем летом нужен дождь?

- Что надо надеть (взять с собой), если идёт дождь?

- Любят ли дождь цветы, трава, деревья?

2. Беседа проводится с каждым ребёнком индивидуально. При этом исполь­зуется иллюстративный материал (например, картины из серии «Четыре времени года» О.И. Соловьёвой) или дидактическая игра, в процессе кото­рой к карте с изображением природы зимой (летом) дети подбирают кар­точки, иллюстрирующие характерные признаки данного сезона. Изобра­же­ние на картинках должно быть чётким, красочным, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).

Задание 2.

Цель: определить уровень представлений детей о животных, степень пол­ноты знаний о каждом животном, форму выражения своих знаний (узнавание и показ предмета по слову взрослого, самостоятельное нахождение и называние предмета, подражание движениям, звукам или правильное определение их сло­вом).

Анализируя характер знаний детей о животных, следует обратить внима­ние на:

· узнавание и называние животного;

· знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения);

· называние детёнышей, сходство и отличие их от взрослых;

· знание основных условий, необходимых для живых организмов (пи­тание, уход).

Перед ребёнком раскладывают сначала картинки с изображением домаш­них животных (кошка, корова, собака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь и др.). Второй комплект иллюстраций с детёнышами животных пред­лагают дошкольнику по ходу беседы:

- Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)?

- Как кричит корова (кошка, собака, коза)?

- Где живут эти животные?

- У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки)? Что надо сделать, чтобы кошке (собаке и др.) было хорошо? Чем ты её (их) кормишь?

- Ты любишь свою кошку (собаку)?

- Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?

- Найди и назови детёныша кошки (собаки, коровы, козы).

Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.

Средний дошкольный возраст

Задание 1.

Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).

1. В ходе индивидуальных бесед малышам демонстрируются дидактические картинки или образные игрушки.

Ребёнку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной):

- Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?

- В какое время года холоднее (теплее) всего?

- Какое сейчас время года? Почему ты знаешь, что сейчас весна (лето, осень, зима)? Какое время года наступит после весны?

- Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребёнка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер, др.)

- Как светит солнышко? Когда дует холодный / тёплый ветер, идёт снег / дождь?

- Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, рас­цве­тают цветы?

- В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.

- Почему летом на лугу много бабочек?

- Когда вянет трава, желтеют и опадают листья с деревьев?

- Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.

- Как животные готовятся к зиме (птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и т.д.)?

- Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?

- Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?

- Какое время года нравятся тебе больше: зима или лето? Почему?

Задание 2.

Цель: выявить представления детей о живой (неживой) природе, растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объек­тов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (жи­вёт, питается, растёт и изменяется, передвигается и др.).

Ребёнку задают вопросы:

– Животные (растения) живые? Почему?

Задание 3.

Цель: выявить характер, содержание и объём знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть рас­тения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Ребёнка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и опреде­лить словом их части, спрашивают:

- Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)? Чем дерево отличается от кустарника (травы). Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы леса, луга).

- Что нужно для того, чтобы растение росло?

- Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?

- Что произойдёт, если не поливать растение (поставить его в тёмное место, холодное помещение)?

Выявляют знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых рас­тений, предлагают картинки с изображением разных стадий роста и развития гороха, просят разложить их в определённой последовательности, объяснить свои действия.

В случае затруднения перед ребёнком раскладывают картинки с изобра­жением древесных и травянистых растений, тех явлений, которые необходимы для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фото­графии, изображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

Представления дошкольников об овощах, фруктах, цветах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры «Во саду ли, в огороде»:

- Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).

- Где растут овощи (фрукты, цветы)?

- Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).

- Могут ли овощи расти в лесу?

- Из чего выросли овощи (цветы)?

- Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали, др.).

Задание 4.

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внеш­него вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда оби­тания и др.).

Из разложенных на столе иллюстраций ребёнку предлагают отобрать зве­рей, птиц, рыб, домашних и диких животных, спрашивают:

- Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?

- Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают).

- Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?

- Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?

- Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребёнок выбирает по картинкам: «Как ты узнал, что это птица?»).

- Что нужно живущей в уголке природы птичке (рыбке, морской свинке и др.), чтобы ей было хорошо?

- Как ты ухаживаешь за животными уголка природы? Что ты больше всего любишь делать?

Старший дошкольный возраст

Задание 1.

Цель: выявить сформированность понятия «живое», понимание детьми слов «живое» и «неживое» (на основании каких признаков дошкольники судят о живом, классифицируют объекты на живые и неживые).

Ребёнку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем живое отличается от неживого. В случае затруднения задают дополнительные вопросы:

- Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая при­рода от неживой?

- Что объединяет все живые существа?

- Назови знакомые тебе живые существа?

- Как ты думаешь, всё живое может передвигаться? А деревья, цветы – живые? Передвигаются ли они?

- Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.

- Что произойдёт с живым существом, если не будет света (воды, воздуха, земли и т.д.)?

Задание 2.

Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их харак­терные признаки. Например:

- Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

- Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.

- Как ты узнал, что наступает осень?

- Какое время года было до нее? Какое наступит после?

- Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и т.д.)

Затем ребёнку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и периодов сезонов (начало, середина, конец), обосновывая свои дей­ствия.

Задание 3.

Цель: выявить понимание детьми слова «растение», знание общих по­требностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потреб­ностей в свете, тепле, влаге, почечном питании; умение классифицировать растения по месту их произрастания.

Из разложенных на столе картинок ребёнку предлагают выбрать те, на которых изображены растения, назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание «Собрать растение»:

- Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?

- Что нужно для того, чтобы растение росло?

- Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)? Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.

- Где растут растения?

- Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и т.д.)? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).

- Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде и т.д.)

- Когда листва берёз начинает желтеть, а клёна и осины – краснеть?

- В какой период осени начинается листопад?

- Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?

- Почему весной и летом растения растут, цветут, приносят плоды и се­мена?

- Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?

Задание 4.

Цель: выявить характер, объём конкретных и обобщённых знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окру­жающей среды.

Ребёнку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и т.д.), опре­делить характерные признаки (что есть у всех птиц, рыб, насекомых и т.д., чего нет у других животных).

Ребёнок «собирает растение», используя карточки-модели, на которых изо­бражены лист, стебель, корень, цветок.

При исследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего стро­ения и образа жизни животных:

- Где живут рыбы (птицы и др.)?

- Могут ли рыбы жить без воды?

- Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

- Как передвигаются другие животные?

- Чем питаются животные?

- Почему улетели грачи, ласточки скворцы, но остались зимовать воробьи и синицы?

- Почему не видно насекомых?

- Почему зимой медведь спит, а заяц и белка – нет?

- Почему у большинства животных детёныши рождаются весной?

С помощью различных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях:

- Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?

- Есть ли в природе ненужные животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?

- Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?

Ребёнку предлагают, используя картинки, рассказать о последовательности развития животных (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и т.д.).

Выявляется понимание детьми человека и животных, детей просят рас­сказать:

- Почему человек заботится о животных? Какие это животные?

- Как люди охраняют природу?

В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанав­ливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями при­роды, взаимодействии человека и природы.

Высокий уровень – знания носят обобщённый системный характер (до­школьник не только перечисляет растения и животных, но и даёт харак­теристику существенным признакам, объясняет значение процессов ухода за растениями и животными, сообразуясь с их потребностями). Ребёнок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления); способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе законо­мерности, привести примеры.

Средний уровень – имеется определённый объём фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои дей­ствия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщённость знаний прослеживается слабо. Ребёнок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет ана­ли­зировать сказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну кон­кретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения признаков.

Низкий уровень – ребёнок имеет небольшие по объёму, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводя­щих вопросов даёт неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 318.