Диагностические методики по развитию речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведение диагностики лексического развития детей

Методика Ч. Осгуда

Детям предлагается составить рассказ по картине. Рассказы детей запи­сывают.

Коэффициент лексического богатства определяется через подсчёт коли­чества слов, используемых ребёнком в рассказе за единицу времени (1 минута).

Коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употреблённых в тексте однократно, и общего количества употреблённых слов. Очевидно, что чем ближе полученное число к единице, тем выше коэффициент лексического разнообразия.

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________

Определение уровня понимания детьми дошкольного возраста фразеологических оборотов (автор А.М. Богуш)

Цель: определить понимание детьми старшего дошкольного возраста фра­зеологических оборотов.

Ход исследования: исследование проводится с детьми выпускной группы дошкольного учреждения (старшая или подготовительная к школе группа). Предложить 15 детям фразеологизмы и спросить: «Как ты понимаешь это выражение? Что это значит?» Ответы детей записать дословно в протокол по схеме (табл. Т.11), отдельно на каждого ребёнка:

Таблица Т.11

  Идиомы Отказ объяснить Частично правильное объяснение Правильное объяснение Неправиль­ное объяснение
1. Как будто воды в рот набрал.        
2. Ловить ветер в поле.        
3. Баклуши бить.        
4. Класть в длинный ящик.        
5. Двух зайцев убить.        
6. Бровью не моргнуть.        
7. И рыбы наловить, и ног не замочить.        
8. Как посеешь, так и пожнёшь.        
9. После дождика в четверг.        
10. Ни к селу ни к городу.        

Коэффициент понимания вычислить по следующей формуле (Т.1):

Кпон. = m / n × 100%,

где Кпон. – коэффициент понимания,

m – количество правильно понимаемых идиом,

n – общее количество идиом.

Для уточнения понимания идиом можно предложить детям составить с каждым фразеологизмом предложение. Проанализировать результаты обследо­вания и составить краткие методические рекомендации по методике объяс­не­ния фразеологизмов и слов в переносном значении детям.

Определение особенностей понимания детьми оценочной лексики
(автор А.М. Богуш)

Цель: определить понимание детьми старшего дошкольного возраста оце­ночной лексики (4–5 чел.).

Ход задания: предложить детям 15 вопросов, включающих слова из оце­ноч­ной лексики.

Ответы детей записать дословно в протокол по схеме (табл. Т.12), отдельно на каждого ребёнка.

Таблица Т.12

Вопросы с оценочной лексикой Отказ ответить Частично правильный ответ Правильный ответ Неправильный ответ
Кого можно назвать смелым?        

Коэффициент понимания оценочной лексики вычисляется по формуле (Т.2):

Кпон. = m / n × 100%,

где Кпон. – коэффициент понимания;

m – количество правильно понимаемых слов;

n – общее количество слов в группе.

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________

Обследование состояния грамматических навыков у детей
(автор А.М. Богуш)

Цель: выявить грамматические ошибки в стимулированной речи детей, определить их причины.

Материал: сюжетные и предметные картинки.

Ход исследования: подобрать группы предметных картинок:

а) изображение предметов (несклоняемые имена существительные);

б) изображения животных и их детёнышей;

в) изображения предметов одежды.

Предложить ребёнку поиграть в игру «Один и много». Потом составить рассказ, используя 3–4 слова из каждой группы картинок. Предложить рас­сказать по содержанию сюжетных картинок. Все ответы детей записать. Ре­зультаты анализа внести в таблицу Т.13.

Таблица Т.13

 

И.Ф. ребёнка

 

Возраст

Ошибки

Имена существи­тельные Глаголы Имена прилага­тельные Числи­тельные Другие части речи
             

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________

Задание: определение типов предложений, преобладающих в речи детей дошкольного возраста, их состава.

Цель: выяснить, какие типы предложений преобладают в речи детей дошкольного возраста, их состав.

Материал: сюжетные картинки.

Ход исследования. Для проведения исследовательской работы следует ото­брать по 5 детей из каждой возрастной группы. Индивидуально каждому ре­бёнку предложить разной сложности сюжетные картинки для составления рассказа. В следующий раз провести беседу «Твой выходной день в семье» или «Твой день рождения». Через день предложить ребёнку рассказать (или пере­сказать) знакомую сказку. Ответы детей записать. Результаты анализа занести в таблицы № Т.14, Т.15, Т.16.

Таблица Т.14

 

И.Ф., возраст

 

 

Содержание речи

 

Количество предложений

Простые нерас­про­странён­ные Простые распро­странён­ные Сложные С прямой речью С однород­ными членами
  Рассказы по картинкам          
  Рассказы из личного опыта          
  Пересказ          

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________

Таблица Т.15

И.Ф., возраст

Нераспространённые предложения

 

Общее количество

предложений

Подле­жащее

Сказуемое

Подлежащее
и сказуемое

Другие чле­ны предло­же­ния

Одно­словных

Двух­словных

Трёх­словных

               

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________

Таблица Т.16

 

И.Ф., возраст

Распространённые предложения

Сложные предложения

4 слова 5 слов 6 слов 7 слов 8 и больше слов Сложносочи­нённые Сложнопод­чинённые
               

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________

 

 

Обследование состояния звуковой стороны речи у детей
(авторы М.М. Алексеева, В.И. Яшина)

а) ребёнку предлагают самостоятельно назвать нарисованный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется по­смотреть на проверяющего и послушать, как тот произнесёт звук, а затем повторить. Звук произносится медленнее обычного, выделяется голосом, усиленно артикулируется. В случае правильного произношения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплён;

б) проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков: сви­стя­щие - шипящие (с – ш, з – ж, ц – ч), звонкие – глухие (в – ф, з – с, ж – ш,
б – п, д – т, г – к), сонорные (р – л). Используются различные приёмы обследования:

· предъявление картинок, отличающихся лишь одним из дифферен­ци­руемых звуков (мишка – миска, крыша - крыса, жук - сук);

· произнесение ребёнком названий картинок, в которых есть оба сме­шиваемых звука (солнышко, Саша);

· повторение слов и словосочетаний (л – р, Лара - балерина, зеркало, играла на рояле, жонглёр; мармелад);

в) проверяется произношение (повтор за педагогом) многосложных слов и слов со стечением согласных (в начале, середине, конце слова). Примерный перечень слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, фотографироваться, пакетик, аквариум, демонстрация, телевизор, мотоциклист;

г) проверка произношения нужного звука в речевом потоке в предложении или в высказывании. Можно использовать поговорки, потешки, пословицы, чистоговорки:

В живом уголке жили ежи да ужи.

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Результаты обследования занести в индивидуальную карту учёта (табл. Т.17) звукопроизношения детей.

Таблица Т.17

Имя ребёнка

Воз­раст

Особенности темпа, речевого дыхания

Свистящие

Щипящие

Сонорные

Примеча­ние

  с   c’   з   з’   ц   ш   ж   ч   щ   р   р’   л   л’
                                 

Знаком (+) отмечают правильность произношения. В случае пропуска зву­ка ставится знак (-). Искажённое произношение обозначается - ИС, неустой­чивое произношение - Н, тогда в примечании даётся объяснение искаженного и неустойчивого произношения.

Данные по дифференциации звуков заносятся в карту учёта фонема­ти­ческого слуха (табл. Т.18).

Таблица Т.18

И. Ф. ребёнка

Воз­раст

Дифференциация звуков

Примеча­ние

свистящие

шипящие

сонорные
с - з з - ц с - ц ш - ж ж - ч ч - ш р - л
                   

Знак (+) ставится, когда ребёнок дифференцирует звуки; (-) - недоста­точно развитое фонематическое восприятие. В примечании записываются до­пущенные ошибки.

По завершении обследования следует сделать общие выводы, дать коли­чественный и качественный анализ состояния звукопроизношения и диффе­ренциации звуков.






Дата: 2019-05-28, просмотров: 341.