Проведение диагностики лексического развития детей
Методика Ч. Осгуда
Детям предлагается составить рассказ по картине. Рассказы детей записывают.
Коэффициент лексического богатства определяется через подсчёт количества слов, используемых ребёнком в рассказе за единицу времени (1 минута).
Коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употреблённых в тексте однократно, и общего количества употреблённых слов. Очевидно, что чем ближе полученное число к единице, тем выше коэффициент лексического разнообразия.
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Определение уровня понимания детьми дошкольного возраста фразеологических оборотов (автор А.М. Богуш)
Цель: определить понимание детьми старшего дошкольного возраста фразеологических оборотов.
Ход исследования: исследование проводится с детьми выпускной группы дошкольного учреждения (старшая или подготовительная к школе группа). Предложить 15 детям фразеологизмы и спросить: «Как ты понимаешь это выражение? Что это значит?» Ответы детей записать дословно в протокол по схеме (табл. Т.11), отдельно на каждого ребёнка:
Таблица Т.11
Идиомы | Отказ объяснить | Частично правильное объяснение | Правильное объяснение | Неправильное объяснение |
1. Как будто воды в рот набрал. | ||||
2. Ловить ветер в поле. | ||||
3. Баклуши бить. | ||||
4. Класть в длинный ящик. | ||||
5. Двух зайцев убить. | ||||
6. Бровью не моргнуть. | ||||
7. И рыбы наловить, и ног не замочить. | ||||
8. Как посеешь, так и пожнёшь. | ||||
9. После дождика в четверг. | ||||
10. Ни к селу ни к городу. |
Коэффициент понимания вычислить по следующей формуле (Т.1):
Кпон. = m / n × 100%,
где Кпон. – коэффициент понимания,
m – количество правильно понимаемых идиом,
n – общее количество идиом.
Для уточнения понимания идиом можно предложить детям составить с каждым фразеологизмом предложение. Проанализировать результаты обследования и составить краткие методические рекомендации по методике объяснения фразеологизмов и слов в переносном значении детям.
Определение особенностей понимания детьми оценочной лексики
(автор А.М. Богуш)
Цель: определить понимание детьми старшего дошкольного возраста оценочной лексики (4–5 чел.).
Ход задания: предложить детям 15 вопросов, включающих слова из оценочной лексики.
Ответы детей записать дословно в протокол по схеме (табл. Т.12), отдельно на каждого ребёнка.
Таблица Т.12
Вопросы с оценочной лексикой | Отказ ответить | Частично правильный ответ | Правильный ответ | Неправильный ответ |
Кого можно назвать смелым? |
Коэффициент понимания оценочной лексики вычисляется по формуле (Т.2):
Кпон. = m / n × 100%,
где Кпон. – коэффициент понимания;
m – количество правильно понимаемых слов;
n – общее количество слов в группе.
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Обследование состояния грамматических навыков у детей
(автор А.М. Богуш)
Цель: выявить грамматические ошибки в стимулированной речи детей, определить их причины.
Материал: сюжетные и предметные картинки.
Ход исследования: подобрать группы предметных картинок:
а) изображение предметов (несклоняемые имена существительные);
б) изображения животных и их детёнышей;
в) изображения предметов одежды.
Предложить ребёнку поиграть в игру «Один и много». Потом составить рассказ, используя 3–4 слова из каждой группы картинок. Предложить рассказать по содержанию сюжетных картинок. Все ответы детей записать. Результаты анализа внести в таблицу Т.13.
Таблица Т.13
И.Ф. ребёнка |
Возраст | Ошибки | ||||
Имена существительные | Глаголы | Имена прилагательные | Числительные | Другие части речи | ||
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание: определение типов предложений, преобладающих в речи детей дошкольного возраста, их состава.
Цель: выяснить, какие типы предложений преобладают в речи детей дошкольного возраста, их состав.
Материал: сюжетные картинки.
Ход исследования. Для проведения исследовательской работы следует отобрать по 5 детей из каждой возрастной группы. Индивидуально каждому ребёнку предложить разной сложности сюжетные картинки для составления рассказа. В следующий раз провести беседу «Твой выходной день в семье» или «Твой день рождения». Через день предложить ребёнку рассказать (или пересказать) знакомую сказку. Ответы детей записать. Результаты анализа занести в таблицы № Т.14, Т.15, Т.16.
Таблица Т.14
И.Ф., возраст
|
Содержание речи
| Количество предложений | ||||
Простые нераспространённые | Простые распространённые | Сложные | С прямой речью | С однородными членами | ||
Рассказы по картинкам | ||||||
Рассказы из личного опыта | ||||||
Пересказ |
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Таблица Т.15
И.Ф., возраст | Нераспространённые предложения
| Общее количество предложений | ||||||
Подлежащее | Сказуемое | Подлежащее | Другие члены предложения | Однословных | Двухсловных | Трёхсловных | ||
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Таблица Т.16
И.Ф., возраст | Распространённые предложения | Сложные предложения | |||||
4 слова | 5 слов | 6 слов | 7 слов | 8 и больше слов | Сложносочинённые | Сложноподчинённые | |
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Обследование состояния звуковой стороны речи у детей
(авторы М.М. Алексеева, В.И. Яшина)
а) ребёнку предлагают самостоятельно назвать нарисованный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, как тот произнесёт звук, а затем повторить. Звук произносится медленнее обычного, выделяется голосом, усиленно артикулируется. В случае правильного произношения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплён;
б) проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков: свистящие - шипящие (с – ш, з – ж, ц – ч), звонкие – глухие (в – ф, з – с, ж – ш,
б – п, д – т, г – к), сонорные (р – л). Используются различные приёмы обследования:
· предъявление картинок, отличающихся лишь одним из дифференцируемых звуков (мишка – миска, крыша - крыса, жук - сук);
· произнесение ребёнком названий картинок, в которых есть оба смешиваемых звука (солнышко, Саша);
· повторение слов и словосочетаний (л – р, Лара - балерина, зеркало, играла на рояле, жонглёр; мармелад);
в) проверяется произношение (повтор за педагогом) многосложных слов и слов со стечением согласных (в начале, середине, конце слова). Примерный перечень слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, фотографироваться, пакетик, аквариум, демонстрация, телевизор, мотоциклист;
г) проверка произношения нужного звука в речевом потоке в предложении или в высказывании. Можно использовать поговорки, потешки, пословицы, чистоговорки:
В живом уголке жили ежи да ужи.
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Результаты обследования занести в индивидуальную карту учёта (табл. Т.17) звукопроизношения детей.
Таблица Т.17
Имя ребёнка | Возраст | Особенности темпа, речевого дыхания | Свистящие | Щипящие | Сонорные | Примечание | ||||||||||
с | c’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | р | р’ | л | л’ | ||||
Знаком (+) отмечают правильность произношения. В случае пропуска звука ставится знак (-). Искажённое произношение обозначается - ИС, неустойчивое произношение - Н, тогда в примечании даётся объяснение искаженного и неустойчивого произношения.
Данные по дифференциации звуков заносятся в карту учёта фонематического слуха (табл. Т.18).
Таблица Т.18
И. Ф. ребёнка | Возраст | Дифференциация звуков | Примечание | ||||||
свистящие | шипящие | сонорные | |||||||
с - з | з - ц | с - ц | ш - ж | ж - ч | ч - ш | р - л | |||
Знак (+) ставится, когда ребёнок дифференцирует звуки; (-) - недостаточно развитое фонематическое восприятие. В примечании записываются допущенные ошибки.
По завершении обследования следует сделать общие выводы, дать количественный и качественный анализ состояния звукопроизношения и дифференциации звуков.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 382.