Изучение системы работы отдельного педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По определению Ю.А. Конаржевского, педагогическим анализом назы­вается функция управления школой (это относится и к дошкольным учреж­дениям), направленная на изучение состояния, тенденций развития, объектив­ную оценку результатов педагогического процесса и создание на этой основе рекомендаций по структурированию системы или перевода её в высшее каче­ственное состояние.

Цель данного анализа может быть разной:

· исследование причин неудовлетворительной работы педагога;

· изучение методов и приёмов с целью ознакомления для других;

· изучение уровня знаний детей;

· изучение лучшего опыта;

· получение объективной оценки работы воспитателя, который аттесту­ется.


У.2. Ориентировочные памятки контроля
учебно-воспитательного процесса

Режим дня:

1. Соответствие режима дня программе, по которой работает дошкольное учреждение.

2. Отклонение от режима и его нарушение, причины.

3. Подготовка воспитателя к выполнению режимных моментов.

4. Длительность режимных моментов и соответствие этапам их проведения.

5. Организация питания в соответствии с режимом дня.

6. Физическое воспитание в режиме дня (утренняя гимнастика, физкуль­турные занятия, подвижные игры, прогулка, сон, закаливающие и оздо­ровительные процедуры).

7. Создание в дошкольном учреждении условий для выполнения режима дня.

8. Правильная организация окружения и его приспособление к жизни детей, слаженность в работе воспитателей и обслуживающего персонала, требо­вания к детям, чёткость указаний, приучения к порядку и организо­ван­ности.

9. Чередование активной деятельности детей с отдыхом, движением и по­коем.

10. Время проведения занятий, их количество и длительность.

11. Отношение детей к режиму дня и отдельным моментам (позитивное, не­гативное).

12. Место игры в режиме дня.

13. Насыщенность разных режимных моментов различными учебно-воспита­тельными, познавательными и развивающими заданиями.

14. Последовательность перехода от одного режимного процесса к сле­ду­ющему.

Утренний приём:

1. Место приёма (помещение, площадка).

2. Подготовка групп (площадки) к приёму (чистота, порядок, проветривание и т.д.).

3. Готовность воспитателя принять детей (материал, игрушки).

4. Стиль общения педагога с воспитателями и родителями (тематика беседы).

5. Формы организации, коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Утренняя гимнастика:

1. Гигиенические условия проведения утренней гимнастики (подготовка помещения, соответствующая спортивная форма для детей, педагога).

2. Достижение требований проведения утренней гимнастики (своевременное начало, длительность).

3. Подбор упражнений, их количество, последовательность, возрастающая нагрузка и соответствие программным задачам конкретной возрастной группы.

4. Соответствие подобранных упражнений установленной структуре прове­де­ния утренней гимнастики (ходьба, бег, упражнения по исправлению плос­ко­стопия, общеразвивающие упражнения, заключительная ходьба с упраж­нениями на дыхание).

5. Подбор упражнений на все группы мышц.

6. Использование пособий и наглядности, их целостность и соответствие запланированному на этот день.

7. Качество выполнения детьми упражнений.

8. Методика проведения утренней гимнастики (достижение основных этапов, формы организации детей, правильное дыхание во время выполнения упраж­нений, контроль над постановкой и качеством выполнения упраж­нений).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

1. Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков (до­статочное количество умывальников, мыла, полотенец, посуды, сал­феток, щёток для одежды, обуви и т.д.).

2. Методические приёмы воспитания культурно-гигиенических навыков (по­каз вместе с коротким объяснением, использование примера детей, игро­вых действий, произведений художественной литературы, фольклорных материалов и т.д., учёт индивидуальных особенностей детей и создание дифференцированного подхода).

3. Подготовка воспитателем детей к умыванию.

4. Организация детей (сколько детей одновременно умываются, чем заняты другие малыши, ожидая своей очереди, что делают после умывания).

5. Навыки детей в умывании, их соответствие программе (умеют ли само­стоя­тельно и правильно умываться, мыть руки, пользоваться водой, мы­лом, полотенцем).

6. Место игры и игровых приёмов в воспитании культурно-гигиенических навыков.

7. Знания детей о личной гигиене, её значении в предупреждении кишечных инфекционных заболеваний.

Культура питания:

1. Работа дежурных в столовой, качество выполнения своих обязанностей.

2. Сервировка столов.

3. Организация приёма пищи (как дети садятся за столы: сразу или после завершения умывания; стоит ли еда на столе или были задержки с её подачей).

4. Руководство со стороны воспитателя приёмом пищи (обращал ли педагог внимание на аппетит детей и культуру поведения за столом и т.д.).

5. Поза детей во время приёма пищи и умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

6. Культурно-гигиенические навыки и этические способы общения (умение при надобности подать хлеб или другую пищу, поблагодарить за обед, полоскать рот после еды, почистить зубы и т.д.).

7. Навыки культуры приёма пищи в соответствии с программными требо­ваниями (опрятно едят, хорошо пережёвывают пищу, всё съедают, не раз­говаривают за столом и не выходят, не доев блюдо).

8. Знание детьми названий блюд (даёт ли воспитатель такие знания).



Игровая деятельность.

Условия игровой деятельности:

1. Наличие игрового материала для разворачивания творческих, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивно-строительских, настольных и других видов игр.

2. Способы размещения: целесообразность и возможность доступа к разно­образному игровому материалу.

3. Соответствие игрового материала возрастным особенностям детей до­школь­ного возраста.

4. Гигиенические условия проведения игровой деятельности.

5. Общая длительность игр в течение дня.

6. Чередование разнообразных видов детских игр.

Планирование игр:

1. Виды игр, которые планируются вне занятий.

2. Соответствие видов игр рекомендациям программы, по которой работает дошкольное учреждение.

3. Как часто в течение недели планируются разные виды игр?

4. Система и последовательность в планировании игровой деятельности.

5. Связь игры с другими видами деятельности.

Место игры в педагогическом процессе:

1. Игры, в которые играют дети утром, их длительность.

2. Характер игр после приёма пищи (перед занятиями), их соответствие со­держанию следующих занятий.

3. Какие игры организуются между занятиями? Обеспечивают ли они отдых детей перед наступающими занятиями?

4. Виды игр на прогулке, их тематика; учёт погодных условий, интересов детей, их возраст и предыдущие знания.

5. Виды игр в групповой комнате во второй половине дня, количество участ­ников в каждом из видов.

6. Продолжительность игр в каждом из режимных моментов (фактическое время, отведённое для игр).

7. Формирование волевых и моральных качеств в игре.

8. Знания и соблюдение детьми правил игры.

9. Виды игр, преобладающих в группе.

Содержание игровой деятельности.

Подвижные игры:

1. Типы подвижных игр.

2. Какие подвижные игры организует воспитатель?

3. Количество детей, участвующих в таких играх.

4. Подвижные игры, которые возникают по инициативе детей.

5. Правила игры, знание и соблюдение их детьми.

6. Распределение ролей.

7. Продолжительность игр и их моторная насыщенность.

Дидактические игры:

1. Наличие в группе дидактических игр, их соответствие возрастным особен­ностям и уровню развития детей.

2. Дидактические игры, которые имели место в педагогическом процессе в течение дня.

3. Характер игр (с дидактическими игрушками, настольно-печатные, словесные и т.д.).

4. Количество участников в дидактической игре.

5. Кто инициатор игры: воспитатель или дети?

6. Знание детьми правил игры и умение использовать имеющиеся в группе дидактические игры.

7. Взаимоотношения между детьми во время игры.

Сюжетно-ролевые игры:

1. Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

2. Создание игровой ситуации перед началом игрового действия.

3. Кто был инициатором игры?

4. Умение детей разворачивать сюжет.

5. Тематика и содержание сюжетно-ролевых игр.

6. Связь с другими учебно-воспитательными задачами (развитие речи, фор­мирование математических понятий, ознакомление с окружающим ми­ром и т.д.).

7. Умение играть самостоятельно и сосредоточенно.

8. Роль воспитателя в игре.

9. Взаимоотношения детей в игре.

Анализ и оценка самостоятельной игровой деятельности детей:

1. Соответствие видов игр требованиям программы и их место в работе с детьми конкретной возрастной группы (на основе анализа собственных на­блюдений, бесед с воспитателями, анализа календарных планов и учёта работы).

2. Соответствие игровых умений требованиям программы (умение действо­вать с игрушками, строить сюжет, подчинять свои действия правилам под­вижных и дидактических игр).

3. Анализ и оценка взаимоотношений детей в игре.

4. Наличие дополнительного игрового материала (шнуров, реек, ящиков и т.д.).

5. Какие виды игр преобладают в группе?

6. Какие сюжеты чаще разыгрывают дети?

7. Совместные игры воспитателя с детьми и уровень их взаимоотношений.

8. Образование микрогрупп для игр, их ориентировочное количество и коли­чество участников.

9. Наличие детей, играющих самостоятельно, без участия сверстников.

10. Все ли дети захвачены игрой? Причины невовлечения детей в игру.

11. Уровень самостоятельности детей в выборе игр и материала к ним.

Руководство игровой деятельностью:

1. Организация игрового окружения.

2. Предложения педагога по тематике и видам игр.

3. Развёртывание и продолжение игры.

4. Роль воспитателя в играх детей.

5. Обучение детей игровой деятельности.

6. Помощь в реализации игрового замысла.

7. Методы и приёмы решения конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игровой деятельности.

8. Реализация воспитателем познавательно-развивающих, учебных и воспитательных задач посредством различных видов игр.

9. Осуществление индивидуального подхода в процессе игровой деятельности.

Предоставление методической помощи:

1. Отображение в годовом плане вопросов руководства и воспитания до­школьников в игре.

2. Формы и методы контроля организацией игровой деятельности (анализ способов наблюдения за игровой деятельностью).

3. Формы и методы предоставления методической помощи по данной проб­леме.

4. Изучение, обобщение и внедрение передового опыта по вопросам руко­водства игровой деятельностью и воспитания дошкольников в игре.

Музыкальное воспитание:

1. Условия проведения музыкального занятия (санитарно-гигиенические усло­вия и эмоционально-эстетическая атмосфера).

2. Соответствие репертуара программе и возрастным особенностям детей.

3. Подготовка музыкального руководителя к занятию (знание программы му­зыкального воспитания для детей каждой возрастной группы; ознаком­ление с методической литературой; музыкальная подготовка, включающая владение инструментом, знание музыкально-песенного репертуара, музы­кально-дидактических игр и их музыкального сопровождения, танцеваль­ных движений и т.д.; подготовка и использование наглядного материала и атрибутов к занятиям и т.д.).

4. Структура занятия (ходьба под музыку, разучивание элементов движений и действий, слушание музыки, распевка, обучения пению и музыкально-ритмическим движениям, итоги занятия и т.д.).

5. Приёмы и методы обучения (показ и пояснение, указания, поправление, поощрение, использование наглядных и дидактических пособий, индиви­дуальный и дифференцированный подход и т.д.).

6. Индивидуальная работа с детьми.

7. Качество исполнения детьми программных заданий и уровень усвоения знаний.

8. Темп занятия.

9. Эмоциональное состояние детей в течение занятия.

10. Реализация задач эстетического воспитания.

11. Совместная работа музыкального руководителя с воспитателем группы.

Утренники в детском саду:

1. Оформление помещения к утреннику.

2. Подготовка музыкального руководителя и детей к утреннику.

3. Соответствие репертуара содержанию, теме утренника и возрастным осо­бенностям детей.

4. Участие в утреннике ведущего, выполнение своих обязанностей.

5. Участие детей, их эмоциональное состояние.

6. Сюрпризный момент и его целесообразность.

7. Реализация воспитательных задач.

Развлекательные мероприятия:

1. Подготовка помещения. Подготовительная работа воспитателя, музыкаль­ного руководителя, детей.

2. Доступность содержания развлекательного мероприятия для дошкольни­ков конкретной возрастной группы.

3. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.

4. Использование разнообразных способов, методов и приёмов для возбуж­дения эмоциональной сферы ребёнка.

5. Реализация учебно-воспитательских задач во время проведения развле­чений.

6. Эмоциональное состояние в течение развлекательного мероприятия.

Нравственное воспитание:

1. Нравственно-этическая атмосфера формирования личности детей (стиль взаимо­отношений работников между собой, уровень и культура общения с детьми и родителями).

2. Уровень знаний детей об этических нормах общения.

3. Культура поведения и общения детей (как дети разговаривают между собой: приветливо, вежливо, проявляют чуткость и внимание друг к другу; считаются ли с мнениями других детей, умеют ли вежливо здороваться, обращаться к взрослым и детям, благодарить за заботу, помощь и т.д.).

4. Представления детей о доброте, честности, справедливости и других нрав­ственных качествах.

5. Умения дошкольников негативно оценивать аморальные качества: хит­рость, жестокость, себялюбие, трусость, лень и т.д.

6. Умения и навыки детей помогать друг другу во время умывания, раз­девания, их помощь взрослым, оказывающим услуги, отношение к тру­довой деятельности других детей, умение делиться игрушками, атрибу­тами, пособиями и т.д.

7. Методы и методические приёмы, направленные на формирование нрав­ствен­но-этических норм поведения дошкольников.

8. Отображение в ежедневном плане воспитателя средств реализации мо­рального воспитания.

Умственное воспитание:

1. Создание условий для умственной деятельности на занятиях, в играх, труде, повседневной жизни.

2. Методы формирования умственных способностей (наблюдение, экскурсия, беседа, игра, художественная литература, поисково-исследовательская дея­тельность).

3. Методы и приёмы реализации задач умственного развития.

4. Роль воспитателя в активизации познавательных способностей и умений.

Эстетическое воспитание:

1. Эстетическое окружение (оформление групповой, спальной комнат и дру­гих служебных помещений).

2. Эстетическая культура воспитателя и детей (внешний вид, стиль и манера общаться).

3. Рабочее место воспитателя.

4. Состояние демонстрационного и раздаточного материала, других педагоги­ческих пособий.

5. Наличие образцов живописи и других видов декоративно-прикладного твор­чества, их использование в работе с детьми.

6. Создание условий для эстетического воспитания на музыкальных занятиях.

7. Знание детьми правил народного этикета, соблюдение культуры поведе­ния.

8. Эстетика детских работ изобразительной и художественно-прикладной дея­тельности.

9. Эстетика питания.

10. Посещение детьми музеев, выставок и т.д.

11. Выставки детского творчества, особенно тематические.

12. Методы и приёмы, которые использует воспитатель в формировании эстетической культуры.

Физическое воспитание.

Оценка материальной базы:

1. Наличие физкультурного оснащения в группах раннего возраста, зале, на игровых и спортивных площадках.

2. Наличие игрушек и атрибутов для спортивных игр и развлечений.

3. Наличие методической литературы, методических разработок и наглядности.

Общая характеристика учебно-воспитательной работы:

1. Соблюдение режима дня.

2. Двигательная активность детей в течение дня.

3. Уровень двигательных умений и навыков.

4. Использование элементов спорта в разных видах активной деятельности.

5. Выполнение программы по овладению основными движениями (анализ карт обследования основных движений).

6. Проведение спортивных праздников, развлечений, гимнастики, физкуль­тур­ных пауз и минуток во время занятий и между ними.

7. Наличие системы групповых и индивидуальных занятий.

8. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к де­тям.

9. Учёт состояния здоровья детей в реализации задач физического воспи­тания.

10. Годовое и календарное планирование физкультурно-оздоровительной ра­бо­ты с дошкольниками.

Состояние физического развития и здоровья детей:

1. Заболеваемость в группе: общая и инфекционная.

2. Оценка физического развития (антропометрические данные); количество де­тей, которые отстают или, наоборот, опережают других в росте и весе.

3. Диспансеризация. Наличие ФЗО, отметки о наблюдении.

4. Планы оздоровления детей.

5. Маркировка мебели, её соответствие антропометрическим данным детей конкретной возрастной группы, наличие карт рассаживания детей.

Оценка проведения закаливания:

1. Поддерживание режима проветривания и уборки помещений.

2. Температура воздуха в групповых комнатах, спальнях.

3. Виды закаливания:

а) воздушные ванны, их длительность;

б) коррекционные упражнения, их длительность и соответствие возрасту детей;

в) водные процедуры: наличие оснащения, их соответствие методике про­ведения;

г) другие виды закаливания и оздоровления.

4. Соблюдение принципов последовательности, систематичности.

5. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

6. Использование передового опыта в закаливании и оздоровлении детей.

Физкультурные занятия:

1. Гигиенические условия проведения занятия (проветривание, влажная убор­ка, одежда и обувь воспитателя и детей).

2. Подготовка к занятию.

3. Структура занятия.

4. Организация детей на занятии.

5. Методы и приёмы, использованные педагогом:

д) словесные (пояснения, указания, распоряжение, команда, рассказ, бе­седа и т.д.);

е) наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, исполь­зование спортивных орудий);

ж) практические (упражнения, конкретные задания, игровые приёмы, под­держка и помощь).

6. Физическая нагрузка (дозировка упражнений, двигательная активность детей, моторная насыщенность занятия, чередование упражнений с отды­хом, правильность дыхания, обеспечение эмоционально-волевой сферы и т.д.).

7. Использование физкультурного оснащения, атрибутов, пособий и их целе­сообразность.

8. Проявление творчества педагогом и детьми при проведении занятия.

9. Стиль общения инструктора по физкультуре с детьми.

10. Взаимодействие с воспитателем группы.

11. Двигательные навыки детей, качество выполнения основных движений.

12. Выполнение на занятии воспитательских задач (выработка смелости, под­вижности, инициативности и т.д.).

13. Продолжительность занятия в целом и отдельных его частей.

14. Анализ занятия в целом и его оценка (удалось ли педагогу реализовать развивающие и учебно-воспитательские задачи).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.