По определению Ю.А. Конаржевского, педагогическим анализом называется функция управления школой (это относится и к дошкольным учреждениям), направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и создание на этой основе рекомендаций по структурированию системы или перевода её в высшее качественное состояние.
Цель данного анализа может быть разной:
· исследование причин неудовлетворительной работы педагога;
· изучение методов и приёмов с целью ознакомления для других;
· изучение уровня знаний детей;
· изучение лучшего опыта;
· получение объективной оценки работы воспитателя, который аттестуется.
У.2. Ориентировочные памятки контроля
учебно-воспитательного процесса
Режим дня:
1. Соответствие режима дня программе, по которой работает дошкольное учреждение.
2. Отклонение от режима и его нарушение, причины.
3. Подготовка воспитателя к выполнению режимных моментов.
4. Длительность режимных моментов и соответствие этапам их проведения.
5. Организация питания в соответствии с режимом дня.
6. Физическое воспитание в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулка, сон, закаливающие и оздоровительные процедуры).
7. Создание в дошкольном учреждении условий для выполнения режима дня.
8. Правильная организация окружения и его приспособление к жизни детей, слаженность в работе воспитателей и обслуживающего персонала, требования к детям, чёткость указаний, приучения к порядку и организованности.
9. Чередование активной деятельности детей с отдыхом, движением и покоем.
10. Время проведения занятий, их количество и длительность.
11. Отношение детей к режиму дня и отдельным моментам (позитивное, негативное).
12. Место игры в режиме дня.
13. Насыщенность разных режимных моментов различными учебно-воспитательными, познавательными и развивающими заданиями.
14. Последовательность перехода от одного режимного процесса к следующему.
Утренний приём:
1. Место приёма (помещение, площадка).
2. Подготовка групп (площадки) к приёму (чистота, порядок, проветривание и т.д.).
3. Готовность воспитателя принять детей (материал, игрушки).
4. Стиль общения педагога с воспитателями и родителями (тематика беседы).
5. Формы организации, коллективной и индивидуальной деятельности детей.
Утренняя гимнастика:
1. Гигиенические условия проведения утренней гимнастики (подготовка помещения, соответствующая спортивная форма для детей, педагога).
2. Достижение требований проведения утренней гимнастики (своевременное начало, длительность).
3. Подбор упражнений, их количество, последовательность, возрастающая нагрузка и соответствие программным задачам конкретной возрастной группы.
4. Соответствие подобранных упражнений установленной структуре проведения утренней гимнастики (ходьба, бег, упражнения по исправлению плоскостопия, общеразвивающие упражнения, заключительная ходьба с упражнениями на дыхание).
5. Подбор упражнений на все группы мышц.
6. Использование пособий и наглядности, их целостность и соответствие запланированному на этот день.
7. Качество выполнения детьми упражнений.
8. Методика проведения утренней гимнастики (достижение основных этапов, формы организации детей, правильное дыхание во время выполнения упражнений, контроль над постановкой и качеством выполнения упражнений).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
1. Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков (достаточное количество умывальников, мыла, полотенец, посуды, салфеток, щёток для одежды, обуви и т.д.).
2. Методические приёмы воспитания культурно-гигиенических навыков (показ вместе с коротким объяснением, использование примера детей, игровых действий, произведений художественной литературы, фольклорных материалов и т.д., учёт индивидуальных особенностей детей и создание дифференцированного подхода).
3. Подготовка воспитателем детей к умыванию.
4. Организация детей (сколько детей одновременно умываются, чем заняты другие малыши, ожидая своей очереди, что делают после умывания).
5. Навыки детей в умывании, их соответствие программе (умеют ли самостоятельно и правильно умываться, мыть руки, пользоваться водой, мылом, полотенцем).
6. Место игры и игровых приёмов в воспитании культурно-гигиенических навыков.
7. Знания детей о личной гигиене, её значении в предупреждении кишечных инфекционных заболеваний.
Культура питания:
1. Работа дежурных в столовой, качество выполнения своих обязанностей.
2. Сервировка столов.
3. Организация приёма пищи (как дети садятся за столы: сразу или после завершения умывания; стоит ли еда на столе или были задержки с её подачей).
4. Руководство со стороны воспитателя приёмом пищи (обращал ли педагог внимание на аппетит детей и культуру поведения за столом и т.д.).
5. Поза детей во время приёма пищи и умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
6. Культурно-гигиенические навыки и этические способы общения (умение при надобности подать хлеб или другую пищу, поблагодарить за обед, полоскать рот после еды, почистить зубы и т.д.).
7. Навыки культуры приёма пищи в соответствии с программными требованиями (опрятно едят, хорошо пережёвывают пищу, всё съедают, не разговаривают за столом и не выходят, не доев блюдо).
8. Знание детьми названий блюд (даёт ли воспитатель такие знания).
Игровая деятельность.
Условия игровой деятельности:
1. Наличие игрового материала для разворачивания творческих, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивно-строительских, настольных и других видов игр.
2. Способы размещения: целесообразность и возможность доступа к разнообразному игровому материалу.
3. Соответствие игрового материала возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
4. Гигиенические условия проведения игровой деятельности.
5. Общая длительность игр в течение дня.
6. Чередование разнообразных видов детских игр.
Планирование игр:
1. Виды игр, которые планируются вне занятий.
2. Соответствие видов игр рекомендациям программы, по которой работает дошкольное учреждение.
3. Как часто в течение недели планируются разные виды игр?
4. Система и последовательность в планировании игровой деятельности.
5. Связь игры с другими видами деятельности.
Место игры в педагогическом процессе:
1. Игры, в которые играют дети утром, их длительность.
2. Характер игр после приёма пищи (перед занятиями), их соответствие содержанию следующих занятий.
3. Какие игры организуются между занятиями? Обеспечивают ли они отдых детей перед наступающими занятиями?
4. Виды игр на прогулке, их тематика; учёт погодных условий, интересов детей, их возраст и предыдущие знания.
5. Виды игр в групповой комнате во второй половине дня, количество участников в каждом из видов.
6. Продолжительность игр в каждом из режимных моментов (фактическое время, отведённое для игр).
7. Формирование волевых и моральных качеств в игре.
8. Знания и соблюдение детьми правил игры.
9. Виды игр, преобладающих в группе.
Содержание игровой деятельности.
Подвижные игры:
1. Типы подвижных игр.
2. Какие подвижные игры организует воспитатель?
3. Количество детей, участвующих в таких играх.
4. Подвижные игры, которые возникают по инициативе детей.
5. Правила игры, знание и соблюдение их детьми.
6. Распределение ролей.
7. Продолжительность игр и их моторная насыщенность.
Дидактические игры:
1. Наличие в группе дидактических игр, их соответствие возрастным особенностям и уровню развития детей.
2. Дидактические игры, которые имели место в педагогическом процессе в течение дня.
3. Характер игр (с дидактическими игрушками, настольно-печатные, словесные и т.д.).
4. Количество участников в дидактической игре.
5. Кто инициатор игры: воспитатель или дети?
6. Знание детьми правил игры и умение использовать имеющиеся в группе дидактические игры.
7. Взаимоотношения между детьми во время игры.
Сюжетно-ролевые игры:
1. Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
2. Создание игровой ситуации перед началом игрового действия.
3. Кто был инициатором игры?
4. Умение детей разворачивать сюжет.
5. Тематика и содержание сюжетно-ролевых игр.
6. Связь с другими учебно-воспитательными задачами (развитие речи, формирование математических понятий, ознакомление с окружающим миром и т.д.).
7. Умение играть самостоятельно и сосредоточенно.
8. Роль воспитателя в игре.
9. Взаимоотношения детей в игре.
Анализ и оценка самостоятельной игровой деятельности детей:
1. Соответствие видов игр требованиям программы и их место в работе с детьми конкретной возрастной группы (на основе анализа собственных наблюдений, бесед с воспитателями, анализа календарных планов и учёта работы).
2. Соответствие игровых умений требованиям программы (умение действовать с игрушками, строить сюжет, подчинять свои действия правилам подвижных и дидактических игр).
3. Анализ и оценка взаимоотношений детей в игре.
4. Наличие дополнительного игрового материала (шнуров, реек, ящиков и т.д.).
5. Какие виды игр преобладают в группе?
6. Какие сюжеты чаще разыгрывают дети?
7. Совместные игры воспитателя с детьми и уровень их взаимоотношений.
8. Образование микрогрупп для игр, их ориентировочное количество и количество участников.
9. Наличие детей, играющих самостоятельно, без участия сверстников.
10. Все ли дети захвачены игрой? Причины невовлечения детей в игру.
11. Уровень самостоятельности детей в выборе игр и материала к ним.
Руководство игровой деятельностью:
1. Организация игрового окружения.
2. Предложения педагога по тематике и видам игр.
3. Развёртывание и продолжение игры.
4. Роль воспитателя в играх детей.
5. Обучение детей игровой деятельности.
6. Помощь в реализации игрового замысла.
7. Методы и приёмы решения конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игровой деятельности.
8. Реализация воспитателем познавательно-развивающих, учебных и воспитательных задач посредством различных видов игр.
9. Осуществление индивидуального подхода в процессе игровой деятельности.
Предоставление методической помощи:
1. Отображение в годовом плане вопросов руководства и воспитания дошкольников в игре.
2. Формы и методы контроля организацией игровой деятельности (анализ способов наблюдения за игровой деятельностью).
3. Формы и методы предоставления методической помощи по данной проблеме.
4. Изучение, обобщение и внедрение передового опыта по вопросам руководства игровой деятельностью и воспитания дошкольников в игре.
Музыкальное воспитание:
1. Условия проведения музыкального занятия (санитарно-гигиенические условия и эмоционально-эстетическая атмосфера).
2. Соответствие репертуара программе и возрастным особенностям детей.
3. Подготовка музыкального руководителя к занятию (знание программы музыкального воспитания для детей каждой возрастной группы; ознакомление с методической литературой; музыкальная подготовка, включающая владение инструментом, знание музыкально-песенного репертуара, музыкально-дидактических игр и их музыкального сопровождения, танцевальных движений и т.д.; подготовка и использование наглядного материала и атрибутов к занятиям и т.д.).
4. Структура занятия (ходьба под музыку, разучивание элементов движений и действий, слушание музыки, распевка, обучения пению и музыкально-ритмическим движениям, итоги занятия и т.д.).
5. Приёмы и методы обучения (показ и пояснение, указания, поправление, поощрение, использование наглядных и дидактических пособий, индивидуальный и дифференцированный подход и т.д.).
6. Индивидуальная работа с детьми.
7. Качество исполнения детьми программных заданий и уровень усвоения знаний.
8. Темп занятия.
9. Эмоциональное состояние детей в течение занятия.
10. Реализация задач эстетического воспитания.
11. Совместная работа музыкального руководителя с воспитателем группы.
Утренники в детском саду:
1. Оформление помещения к утреннику.
2. Подготовка музыкального руководителя и детей к утреннику.
3. Соответствие репертуара содержанию, теме утренника и возрастным особенностям детей.
4. Участие в утреннике ведущего, выполнение своих обязанностей.
5. Участие детей, их эмоциональное состояние.
6. Сюрпризный момент и его целесообразность.
7. Реализация воспитательных задач.
Развлекательные мероприятия:
1. Подготовка помещения. Подготовительная работа воспитателя, музыкального руководителя, детей.
2. Доступность содержания развлекательного мероприятия для дошкольников конкретной возрастной группы.
3. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
4. Использование разнообразных способов, методов и приёмов для возбуждения эмоциональной сферы ребёнка.
5. Реализация учебно-воспитательских задач во время проведения развлечений.
6. Эмоциональное состояние в течение развлекательного мероприятия.
Нравственное воспитание:
1. Нравственно-этическая атмосфера формирования личности детей (стиль взаимоотношений работников между собой, уровень и культура общения с детьми и родителями).
2. Уровень знаний детей об этических нормах общения.
3. Культура поведения и общения детей (как дети разговаривают между собой: приветливо, вежливо, проявляют чуткость и внимание друг к другу; считаются ли с мнениями других детей, умеют ли вежливо здороваться, обращаться к взрослым и детям, благодарить за заботу, помощь и т.д.).
4. Представления детей о доброте, честности, справедливости и других нравственных качествах.
5. Умения дошкольников негативно оценивать аморальные качества: хитрость, жестокость, себялюбие, трусость, лень и т.д.
6. Умения и навыки детей помогать друг другу во время умывания, раздевания, их помощь взрослым, оказывающим услуги, отношение к трудовой деятельности других детей, умение делиться игрушками, атрибутами, пособиями и т.д.
7. Методы и методические приёмы, направленные на формирование нравственно-этических норм поведения дошкольников.
8. Отображение в ежедневном плане воспитателя средств реализации морального воспитания.
Умственное воспитание:
1. Создание условий для умственной деятельности на занятиях, в играх, труде, повседневной жизни.
2. Методы формирования умственных способностей (наблюдение, экскурсия, беседа, игра, художественная литература, поисково-исследовательская деятельность).
3. Методы и приёмы реализации задач умственного развития.
4. Роль воспитателя в активизации познавательных способностей и умений.
Эстетическое воспитание:
1. Эстетическое окружение (оформление групповой, спальной комнат и других служебных помещений).
2. Эстетическая культура воспитателя и детей (внешний вид, стиль и манера общаться).
3. Рабочее место воспитателя.
4. Состояние демонстрационного и раздаточного материала, других педагогических пособий.
5. Наличие образцов живописи и других видов декоративно-прикладного творчества, их использование в работе с детьми.
6. Создание условий для эстетического воспитания на музыкальных занятиях.
7. Знание детьми правил народного этикета, соблюдение культуры поведения.
8. Эстетика детских работ изобразительной и художественно-прикладной деятельности.
9. Эстетика питания.
10. Посещение детьми музеев, выставок и т.д.
11. Выставки детского творчества, особенно тематические.
12. Методы и приёмы, которые использует воспитатель в формировании эстетической культуры.
Физическое воспитание.
Оценка материальной базы:
1. Наличие физкультурного оснащения в группах раннего возраста, зале, на игровых и спортивных площадках.
2. Наличие игрушек и атрибутов для спортивных игр и развлечений.
3. Наличие методической литературы, методических разработок и наглядности.
Общая характеристика учебно-воспитательной работы:
1. Соблюдение режима дня.
2. Двигательная активность детей в течение дня.
3. Уровень двигательных умений и навыков.
4. Использование элементов спорта в разных видах активной деятельности.
5. Выполнение программы по овладению основными движениями (анализ карт обследования основных движений).
6. Проведение спортивных праздников, развлечений, гимнастики, физкультурных пауз и минуток во время занятий и между ними.
7. Наличие системы групповых и индивидуальных занятий.
8. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям.
9. Учёт состояния здоровья детей в реализации задач физического воспитания.
10. Годовое и календарное планирование физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Состояние физического развития и здоровья детей:
1. Заболеваемость в группе: общая и инфекционная.
2. Оценка физического развития (антропометрические данные); количество детей, которые отстают или, наоборот, опережают других в росте и весе.
3. Диспансеризация. Наличие ФЗО, отметки о наблюдении.
4. Планы оздоровления детей.
5. Маркировка мебели, её соответствие антропометрическим данным детей конкретной возрастной группы, наличие карт рассаживания детей.
Оценка проведения закаливания:
1. Поддерживание режима проветривания и уборки помещений.
2. Температура воздуха в групповых комнатах, спальнях.
3. Виды закаливания:
а) воздушные ванны, их длительность;
б) коррекционные упражнения, их длительность и соответствие возрасту детей;
в) водные процедуры: наличие оснащения, их соответствие методике проведения;
г) другие виды закаливания и оздоровления.
4. Соблюдение принципов последовательности, систематичности.
5. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
6. Использование передового опыта в закаливании и оздоровлении детей.
Физкультурные занятия:
1. Гигиенические условия проведения занятия (проветривание, влажная уборка, одежда и обувь воспитателя и детей).
2. Подготовка к занятию.
3. Структура занятия.
4. Организация детей на занятии.
5. Методы и приёмы, использованные педагогом:
д) словесные (пояснения, указания, распоряжение, команда, рассказ, беседа и т.д.);
е) наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование спортивных орудий);
ж) практические (упражнения, конкретные задания, игровые приёмы, поддержка и помощь).
6. Физическая нагрузка (дозировка упражнений, двигательная активность детей, моторная насыщенность занятия, чередование упражнений с отдыхом, правильность дыхания, обеспечение эмоционально-волевой сферы и т.д.).
7. Использование физкультурного оснащения, атрибутов, пособий и их целесообразность.
8. Проявление творчества педагогом и детьми при проведении занятия.
9. Стиль общения инструктора по физкультуре с детьми.
10. Взаимодействие с воспитателем группы.
11. Двигательные навыки детей, качество выполнения основных движений.
12. Выполнение на занятии воспитательских задач (выработка смелости, подвижности, инициативности и т.д.).
13. Продолжительность занятия в целом и отдельных его частей.
14. Анализ занятия в целом и его оценка (удалось ли педагогу реализовать развивающие и учебно-воспитательские задачи).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.