Пользуясь описанными диагностическими методиками, провести обследование речи детей с целью изучения диалогической речи дошкольников.
Методика изучения диалогической речи детей
(авторы М.М. Алексеева, В.И. Яшина)
Цель: для изучения навыков и умений диалогической речи проводится наблюдение за свободным общением детей. Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учётом следующих критериев (на обследование можно взять по 4 ребёнка старшей и подготовительной групп – табл. Т.19).
Таблица Т.19
№ | Критерии оценки коммуникативных умений детей | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
1. | Ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета. | 3 | Высокий |
2. | Ребёнок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета. | 2 | Средний |
3. | Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. | 1 | Низкий |
Вывод: _________________________________________________________
________________________________________________________________
Изучение монологической речи дошкольников
(автор А.М. Богуш)
Особенности пересказа.
Цель: определить умение детей пересказывать (полностью, сжато, избирательно) сказки.
Ход работы: исследователь берёт по двое детей из каждой возрастной группы (средняя, старшая, подготовительная), читает им сказку один раз и предлагает пересказать (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Предварительная работа. Подобрав сказку, исследователь выделяет основные понятийные единицы текста, которые позволяют оценить пересказ как полное воспроизведение текста. Например, протокол записи воспроизведения (пересказа) – (табл. Т.20) – украинской народной сказки «Колосок».
Таблица Т.20
Понятийные единицы текста | Воспроизведение | Кв | Тип пересказа |
1. Колосок. 2. Двое мышат. 3. Круть. 4. Верть. 5. Петушок. 6. Голосистое горлышко. 7. Пели. 8. Танцевали. 9. Крутились. 10. Вертелись. 11. Делал. 12. Подметал двор. 13. Нашёл колосок и т.д. |
Если ребёнок воспроизвёл слово или фразу, ставится знак «+», если заменил слово сказки своими словами, записывается слово-заместитель.
Статистическую обработку исследуемого материала проводят по формуле (Т.3):
Кв = m / n × 100%,
где Кв – коэффициент воспроизведения;
m – количество воспроизведённых слов (фраз);
n – количество выделенных понятийных единиц.
Значение Кв: 80–100% – полный пересказ; 64–75% – сжатый пересказ; 56–60% – выборочный пересказ; ниже 50% – поверхностное воспроизведение текста, связный пересказ отсутствует.
Определение структурных особенностей монологической речи детей
(автор А.М. Богуш)
Цель: определить структурные особенности монологической речи детей.
Ход исследования. Подобрать по трое детей из старшей и подготовительной групп. Предложить каждому ребёнку отдельно по очереди составить: а) рассказ из собственного опыта «Что мы делали в детском саду»; б) «Моя любимая игрушка»; в) творческий рассказ «У Кати день рождения».
Рассказы детей записать дословно. Сделать их структурный анализ по схеме (табл. Т.21).
Таблица Т.21
Вид рассказа, тема | Кол-во предложений | Кол-во слов | Кол-во пауз | Связность | |
прерывистое | связное | ||||
1. Что мы делали в детском саду. 2. Моя любимая игрушка. 3. У Кати день рождения. |
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Изучение особенностей понимания детьми содержания художественного текста (автор А.М. Богуш)
Цель 1: определить понимание детьми содержания текста (сказки, рассказа, стихотворения), определить способность подбирать предметы, картинки к содержанию произведения.
Ход исследования. Ребёнку читают художественный текст. Предлагают рассказать его, после этого отобрать предметы, картинки, о которых упоминалось в содержании художественного текста.
Результаты обработки исследования заносят в табл. Т.22.
Таблица Т.22
Название произведения | Количество | Количество воспроизведённых ребёнком | Кпон. | ||||
предложений | слов | картинок | предложений | слов | картинок | ||
Коэффициент понимания произведения исчисляется по формуле (Т.4):
Кпон. = m / n × 100%,
где Кпон. – коэффициент понимания текста;
m – количество предложений (слов, картинок), которые воспроизводил ребёнок;
n – общее количество предложений (слов, картинок).
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Цель 2: определить особенности понимания детьми текста рассказа, умение замечать лишние предложения и лексические единицы в сюжете.
Ход исследования. Ребёнку читают по очереди рассказ Л. Толстого «Два товарища» и В. Осеевой «Плохо». По содержанию каждого проводится беседа. Через некоторое время предлагают снова послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища» (деформированный текст с добавлением предложений из рассказа В. Осеевой «Плохо»). Спросить у детей: «Вы не заметили в содержании ничего лишнего? Возможно, тут есть предложения из другого рассказа?», если необходимо, рассказ читается повторно, результаты заносятся в таблицу Т.23.
Таблица Т.23
И.Ф. ребёнка | Кол-во лишних предложений | Количество замеченных предложений | Кпон. | |
Первое чтение | Второе чтение | |||
Коэффициент понимания текста исчисляется по предыдущей формуле.
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Изучение умения детей средней группы выделять первый и последний звуки в слове (автор А.М. Богуш)
Цель: изучить умения детей средней группы выделять первый и последний звуки в слове.
Материал: сказочный домик, животные, предметные картинки (см.: Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Педагогика, 1982. – С. 29).
Ход исследования. Игровая ситуация: перед ребёнком ставят игрушечный домик и рассказывают: «В этом домике живут животные: лисица, медведь, кошка, собака, коза, свинья. Возле домика течёт речка, войти в него можно только по этому мосточку. Этот мосточек волшебный. На нём сидит учёный Ворон. Того, кто подходит к мосту, он спрашивает, какой первый (или последний) звук в его имени. Под тем, кто не знает, проваливается мостик. Подошли животные к мосточку, а войти в домик не могут, потому что не знают, какой звук в их имени первый. Помоги им». На следующий раз дети определяют первый и последний звуки в словах - названиях картинок.
Результаты исследования вносятся в протокол. Протокол ведётся отдельно на каждого ребёнка (табл. Т.24).
Таблица Т.24
Ф.И. ребёнка | Первый звук в имени | Последний звук в имени | Первый звук в слове по картинке | Последний звук в слове по картинке |
Иванова С. | Лисица - л (+) Медведь - м (+) | а (-) дь (-) | волк - в (-) рак - р (+) | к - (+) к - (+) |
Примечание. Если ребёнок правильно выделяет звук в слове, записывают этот звук, а в скобках ставят знак (+), если не выделяет - минус (-).
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Обследование речевой готовности детей к школе (автор А.М. Богуш)
Цель: изучить и определить уровень речевой готовности детей к школе, речевой активности и уровня сформированности оценочно-контрольных действий (ОКД).
Ход исследования
Вариант 1.
Каждому ребёнку индивидуально в определённой последовательности предлагают выполнить ряд заданий:
а) рассмотреть сюжетную картинку, ответить на вопросы по её содержанию, составить рассказ;
б) пересказать один знакомый рассказ;
в) составить рассказ из собственного опыта на тему, предложенную исследователем, результаты занести в таблицу Т.25.
Таблица Т.25
Имя ребёнка | Активность | Качество ответов | ОКД | Уровень речевого развития | |||||||
Высокая | Недост. | Низкая | Высокое | Недост. | Низкое | В наличии | Отсутствуют | Высокий | Средний | Низкий | |
Вариант 2.
Ребёнку предлагают составить рассказы по опорным словам, из собственного опыта, на определённую тему, пересказать произведение. Рассказы записывают на диктофон. В ходе прослушивания записей ребёнок выступает в роли «учителя»: он должен «оценить» рассказ с помощью одной из трёх фишек (красной - всё правильно; синей - есть некоторые ошибки; чёрной - много ошибок, рассказ несвязный) с последующей мотивацией своей оценки. Можно предложить оценить «ответы» куклы (записать заблаговременно рассказ с ошибками).
Сформированность ОКД исчисляется по формуле (Т.5):
F = n / m × 100%, F1 = n1 / m1 × 100%,
где F и F1 - показатели сформированности ОКД;
m, m1 - количество допущенных ошибок;
n - количество замеченных ребёнком ошибок во время первого восприятия,
n1 - количество замеченных ошибок во время второго восприятия. Результаты исследования вносят в таблицу Т.26 (условные обозначения: ВО – взаимооценка; СО – самооценка с возможными значениями: В – высокая, НД – недостаточная, НЗ – низкая, СР – средняя).
Таблица Т.26
И.Ф. ребёнка | Оценочная ситуация | Количество ошибок | F, % | Количество детей | F1, % | Количество детей | ||||
ВО | СО | m | n | m1 | n1 | |||||
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Предлагаем ориентировочные показатели составных речевой готовности.
Речевая активность – это наличие у ребёнка познавательных интересов; соответствие его знаний требованиям программы (или выше требований); сформированность умения сосредоточивать внимание на предложенном материале и действовать в соответствии с указаниями педагога; заинтересованность в разрешении общей задачи; наличие потребности отвечать, обращаться с вопросами, дополнять ответы ровесников, исправлять ошибки. (Основные показатели готовности детей 6-летнего возраста к школьному обучению. – М.: Педагогика, 1988. – С. 23–25).
Активность высокая: ребёнок постоянно стремится отвечать, принимает участие в общении, поиске ответов на поставленный вопрос: готов дополнить ответ товарища, указать на ошибки, которые он допустил в речи, исправить их.
Активность недостаточная: ребёнок не проявляет желания отвечать, внешне пассивен, однако на предложение воспитателя отвечает охотно, хотя и не всегда правильно и полно; стыдится, нервничает, проявляет неуверенность.
Ребёнок часто отвлекается от занятия, поэтому его активность неустойчива, не умеет удерживать внимание на предложенной теме.
В момент сосредоточения ребёнок достаточно активен, когда же отвлекается, не всегда способен дать ответ на вопрос, непосредственно обращённый к нему.
Активность неудовлетворительная: ребёнок пассивен, желание отвечать отсутствует, не проявляет интереса к содержанию речевой деятельности.
Качество ответов высокое: ответы детей распространённые, содержательные, самостоятельные, адекватны поставленному вопросу или заданию.
Качество ответов недостаточное: ответы одним словом или простым нераспространённым предложением. Ребёнок требует дополнительных вопросов, отвечает неуверенно.
Качество ответов неудовлетворительное: ребёнок повторяет уже сказанное воспитателем или другими людьми, требует уточняющих и подсказывающих вопросов, помощи воспитателя; в речи много ошибок.
Контрольные действия – осознанное регулирование ребёнком речевой деятельности для предупреждения, констатации и исправления речевых ошибок, а также обеспечение соответствия результатов речевой деятельности предложенному плану (требованиям, образцу, нормам произношения).
Оценочные действия направлены на оценку результатов речевой деятельности. Они базируются на анализе процесса деятельности, сопоставления полученного результата с требованиями. Это речевое действие, в котором раскрываются мотивы, которые побуждают ребёнка к выбору соответствующей оценки. В них высказываются определённое отношение ребёнка к предмету оценки (Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – К.: Рад. шк., 1984. – С. 15).
Высокий уровень речевого развития: высокая речевая активность, высокое качество речевых ответов, правильное звукопроизношение, отсутствие грамматических ошибок; достаточный словарь; умение самостоятельно пересказывать и строить рассказы. Наличие ОКД, умения замечать и исправлять ошибки.
Средний уровень речевого развития: недостаточная речевая активность, ребёнок требует стимулирования речевой деятельности. Качество ответов недостаточное. Наблюдаются ошибки в звукопроизношении, грамматические ошибки. Пересказывает только хорошо знакомый текст; рассказывает только по образцу рассказа воспитателя.
Низкий уровень речевого развития: неудовлетворительная речевая активность, неудовлетворительное качество ответов; в речи много ошибок, не владеет связным высказыванием, преобладает ситуативная речь, отсутствуют ОКД.
Определение уровня умственной трудоспособности ребёнка
(автор А.М. Богуш)
Цель: определить уровень умственной трудоспособности детей.
Материал: таблица с фигурами треугольника, круга, флажка.
Ход исследования. Для выполнения работы отводится 2 мин. Предварительно детям даётся инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигуры: треугольник, круг, флажок. В треугольнике нужно поставить чёрточку (минус)», в круге – крестик (плюс), во флажке – точку. Образец выполняется на доске. Дети повторяют задание. Потом образец на доске вытирают. Даётся команда: «Начали писать!» Через 2 минуты работу останавливают, собирают таблицы. На каждое обследование даётся новое задание.
Оценка выполненного задания проводится по объёму работы (количество допущенных ошибок на 100 просмотренных фигур). Скажем, ребёнок пересмотрел 60 знаков и допустил 7 ошибок. В расчёте на 100 знаков это составляет: X = 7 × 100/60 = 11,6.
Исчисляется коэффициент продуктивности умственной трудоспособности (Q) по формуле (Т.6):
Q = ,
где с – количество просмотренных рядов;
d – количество ошибок.
Каждый пропущенный ряд исключается из общего числа просмотренных рядов, считается за одну ошибку и добавляется к общему числу ошибок.
Ориентировочные нормативы умственной трудоспособности дошкольников см. в табл. Т.27 (Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Запорожье, 1992. – С. 14–15).
Таблица Т.27
Возраст
| Мальчики | Девочки | ||
Продуктивная трудоспособность | Кол-во ошибок на 100 знаков | Продуктивная трудоспособность | Кол-во ошибок на 100 знаков | |
6 лет | 4,02 ± 1,12 | 4,95 ± 1,23 | 5,04 ± 0,98 | 4,74 ± 1,01 |
6,5 лет | 4,86 ± 0,57 | 4,78 ± 0,72 | 6,03 ± 0,65 | 3,99 ± 0,92 |
7 лет | 5,87 ± 0,14 | 4,69 ± 0,39 | 7,13 ± 0,43 | 2,85 ± 0,81 |
Вывод: _________________________________________________________
Діагностичні методики з навчання дітей дошкільного віку української мови в російськомовному дошкільному закладі (автор А.М. Богуш)
1. Методика вивчення розуміння дітьми слів української мови.
Проводиться індивідуально, добираються 10 предметних картинок до кожної теми (всього 10 тем, наприклад: «Одяг», «Меблі», «Іграшки» тощо).
Вихователь називає слово українською мовою й пропонує дитині показати відповідну картинку.
Кількісна обробка результатів проводиться за формулою (Т.7):
К = m / n × 100,
где К – коефіцієнт розуміння слів;
m – кількість слів, що відповідають обраній дитиною картинці;
n – усі названі вихователем слова.
Дослідні дані записуються в протокол (табл. Т.28):
Таблиця Т.28
Тема «Одяг та взуття» | Правильно показав картинку | Неправильно показав картинку |
Сукня | + | |
Спідниця | – | Показав сукню |
Хустка | + | |
Стрічка | + | |
Панчохи | – | Показав шкарпетки |
Шкарпетки | – | Показав панчохи |
Черевики | + | |
Чоботи | + | |
Капці | + | |
Пасок | – | Показав шапку |
2. Методика виявлення розуміння дітьми інструкцій українською мовою.
Дитині пропонують виконати ряд дій. Інструкція дається українською мовою. Слова інструктивних речень повинні бути дітям знайомі з попередніх занять. Наприклад, дослідник звертається до дитини з проханням: «Візьми, будь-ласка, ляльку й посади її на килимок». Дитина повинна виконати дію, при цьому лялька лежить серед багатьох інших іграшок та предметів. Після виконання дитиною дії у неї запитують українською мовою: «Що ти зробив (-ла)?» Слова та дії записують, вказують у протоколі помилки (табл. Т.29, Т.30, Т.31). Обчислення результатів проводять за попередньою формулою.
Таблиця Т.29
Протокол експериментів
Інструкції українською мовою | Дії дитини | Мовлення дитини мовою | Помилки | |
українською | російською | |||
1. 2. |
Правильно виконаних дій: _______________________________________
Правильних відповідей: _________________________________________
Помилок: _____________________________________________________
Таблиця Т.30
Протокол експериментів
№ картинки (сюжетної) | Запитання до картинки українською мовою | Відповіді дитини | Помилки |
1. 2. |
Правильних відповідей: _________________________________________
Помилок: _____________________________________________________
3. Методика вивчення розуміння тексту українською мовою.
Дослідник читає оповідання чи казку. Потім повторно читає частину тексту, пропонує дитині розповісти, що вона запам’ятала. Розмову вихователька веде українською мовою. Дитині не дають вказівки, якою мовою відповідати.
Таблиця Т.31
Протокол дослідів
Усього слів у тексті | Відтворення слів | Кількість речень | ||||
Всього | Укр. мовою | Рос. мовою | Помилки | В тексті | Відтворено | |
Кількість українських слів: __________________________________
Кількість російських слів: ___________________________________
Кількість правильно відтворених речень: ______________________
Кількість змішаних речень: __________________________________
4. Впізнавання дітьми предметів народного мистецтва.
Мета: з’ясувати, чи знають діти назву народного виробу (промислу).
Матеріал: 10 виробів народних промислів та мистецтва.
Хід досліду. Дитині по черзі показують предмет чи виріб, запитують: «Що це?», «Як називається?», «З чого зроблено?», «З якого матеріалу?»
Коефіцієнт впізнавання обчислюється за формулою (Т.8):
К = p / n × 100,
де К – коефіцієнт впізнавання;
p – кількість предметів, які дитина назвала правильно;
n – загальна кількість запропонованих предметів.
Результати заносять до протоколу (табл. Т.32).
Таблиця Т.32
Протокол експерименту
Вид народного мистецтва | Правильна відповідь | Неправильна відповідь | Коефіцієнт впізнавання |
Кераміка | |||
Вишиванка | |||
Витинанка | |||
Скло | |||
Писанка | |||
Карбування | |||
Мереживо | |||
Ткацтво | |||
Декоративні розписи |
5. Методика вивчення активного словника української мови (табл. Т.33).
Перед дитиною розігрується експериментальна ситуація: казкова хатка на острові, навколо хатки – вода. До хатки веде міст. На мосту сидить учений папуга. У хатинці живуть тварини (дикі, свійські, птахи, комахи – відповідно до теми, слова з якої перевіряються). Тварини вільно виходять з хатинки, а повернутися можна лише тоді, коли дитина відповість папузі правильно на його запитання українською мовою: «Як тебе звуть?» (Чи: «Як твоє ім’я?») Кого ти ведеш в хатинку?» Наприклад: «Мене звуть Оксана. Я веду додому в хатинку ведмежатко». – «Проходьте, будьте ласкаві».
Таблиця Т.33
Протокол досліду
Ім’я та прізвище дитини | Відповіді дитини | Помилки | |
Укр. мовою | Рос. мовою | ||
Статистична обробка матеріалів може бути проведена за формулою (Т.9):
Ка = а / р,
де Ка – коефіцієнт засвоєння;
а – число правильних відповідей;
р – загальна кількість запропонованих відповідей.
Задовільне значення К = 0,7. Показники нижче 0,7 – низький коефіцієнт; 0,7–0,8 – середній; 0,8–0,9 – достатній; 0,9–1 – високий.
У.1. Система контроля дошкольного заведения
Руководство педагогическим процессом нельзя выполнять без систематического, целенаправленного, всестороннего и углублённого контроля. Внутрисадовый контроль – это определённая система наблюдений и проверок, которые позволяют установить соответствие уровня учебно-воспитательного процесса требованиям программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В его основе лежит педагогический анализ результатов работы педагога и состояния учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Правильно выполненный контроль помогает творческому росту воспитателей, дисциплинирует их работу, способствует проявлению и расширению передового педагогического опыта, обнаруживает недостатки в учебно-воспитательном процессе и даёт возможность педагогам своевременно устранить их.
Контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на глубокое изучение состояния учебно-воспитательного процесса с целью его совершенствования, предоставления своевременной помощи воспитателям. Изучать необходимо не столько результаты работы педагога-дошкольника, сколько исследовать те приёмы и методы, которые используются в учебно-воспитательном процессе.
Контроль не должен быть самоцелью. Он может выполняться в соответствии с теми заданиями, которые ставятся перед педагогическим коллективом на текущий год. Контроль, цель которого – только выявить недостатки, не только никак не улучшит состояние воспитания и обучения, но и не будет стимулировать творческую работу педагога.
Типичные недостатки, которые имеют место при контроле:
1. Неумение выполнять контроль планово и придерживаться определённой системы.
2. Проверяются в основном организационные стороны занятия или мероприятия, а не их содержание.
3. При анализе занятий или других мероприятий внимание акцентируется на реализации учебных задач и упускаются из вида воспитательные, развивающие и познавательные цели.
Оптимальные нормы обсуждения состояния и результатов учебно-воспитательной работы в течение учебного года – на педагогических советах (4 раза), на методическом объединении (4 раза), на совещаниях в присутствии заведующего (9–10 раз).
Анализ состояния учебно-воспитательской работы должен быть отмечен в приказах не менее 4 раз в год.
Условия эффективности педагогического контроля:
1. Своевременная и точная информация о состоянии дел в дошкольном учреждении.
2. Изучение профессиональных и деловых качеств работников дошкольного учреждения, стиля работы, уровня подготовки.
3. Своевременное предоставление методической помощи всем, кто в ней нуждается.
4. Изучение и расширение передового педагогического опыта.
5. Высокая культура и компетентность людей, которые выполняют контроль.
Руководитель дошкольного учреждения, который на самом деле заботится о высоком уровне развития дошкольников, полноценной реализации всех учебно-воспитательских задач, не может судить о качестве путём посещения разрозненных занятий, а стремится изучить систему работы воспитателя, его почерк, методы и приёмы.
Для изучения уровня подготовки педагогов и их деятельности используют следующие виды контроля.
Предшествующий (предыдущий) – рассматриваются планы, материалы, подготовленные для занятий или мероприятий, проводятся беседы о методах и формах работы с детьми и т.д.
Поточный – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, проверка знаний, умений, навыков дошкольников, просмотр детских работ и т.д.
Итоговый – изучаются результаты работы воспитателя за определённый период.
В современной педагогической практике сложились разные формы контроля над работой дошкольных работников.
Тематический контроль – наиболее действенный, т.к. направлен на изучение отдельных проблемных вопросов, над которыми работает педагогический коллектив. Его цель – мобилизовать внимание коллектива на решение чётко обозначенных задач дидактического, методического или воспитательного характера, которым в данном коллективе уделяется недостаточно внимания. Он проводится при проверке отдельных звеньев поточной работы педагогического коллектива.
Выборочный контроль – заведующий или методист без предупреждения согласно с собственными планами проверяют определённый вид учебной или воспитательской работы педагога.
Фронтальный контроль – позволяет познакомиться с системой работы одного воспитателя, группы воспитателей или целого методического объединения и на этой основе сделать глубокий и всесторонний анализ их деятельности, указать на недостатки в работе, оказать помощь, а также изучить передовой педагогический опыт.
С точки зрения организации это групповая форма контроля. Для его проведения чаще всего создаётся группа под руководством заведующей или методиста, заранее составляется план проверки, обговаривается с членами группы, потом распределяются обязанности между проверяющими, устанавливаются сроки проверки, дата и месяц обсуждения результатов.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 276.