Определение уровня знаний ребёнка по разделу «Количество и счёт»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1.

Оборудование: набор цифр.

Вопросы:

1. Покажи цифру 6, 9, 5.

2. Какое число больше – 8 или 9? На сколько?

3. Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на 1.

4. Я покажу цифру 6, а ты покажешь цифры, означающие предыдущее и последующее числа.

5. Я посчитаю от 1 до 10, а ты покажешь цифрой, какое число пропущено.

6. С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.

7. Из скольких единиц состоит число 4?

8. Как можно составить число 5 из двух меньших чисел? Предложи не­сколь­ко вариантов.

9. Я начну считать, а ты продолжи: 10, 9... ; 4, 5... .

Вопросы 1, 6: направлены на уточнение знаний детей о цифрах.

Вопросы 2–6: направлены на определение знаний детей о начальном отрез­ке натурального ряда чисел, понимания отношений между рядом стоящими числами.

Вопросы 7–8: направлены на уточнение знаний детей об образовании числа и составе чисел из единиц, из двух меньших чисел.

Вопрос 9: направлен на выяснение, умеет ли ребёнок правильно считать в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа первого десятка нату­раль­ного ряда чисел, в каких пределах.

Примечание. Если ребёнок не знает цифр, то он может называть число.

Задание 2.

Оборудование: белый лист бумаги и цветные карандаши.

1. Ребёнку предлагается решить следующую задачу: «Девочка нарисовала семь ромашек и два колокольчика. Сколько всего цветов нарисовала де­вочка?»

Перед тем как ребёнок начнёт решать задачу, ему предлагаются следу­ющие задания:

· Повтори условие задачи.

· Повтори вопрос задачи.

· Как ты будешь решать задачу?

· Составь схему решения задачи.

Данные задания позволяют выяснить, понимают ли дети, что такое ари­фметическая задача, умеют ли анализировать её, выделяя структурные части, определять известное и неизвестное на основе понимания отно­шений частей и целого, изображая это графически с помощью диаграмм; умеют ли решать простые арифметические задачи посредством выпол­не­ния арифметического действия, а также записывать его модель с помощью условных знаков или числового выражения, владеют ли вычислительной деятельностью.

2. После того как ребёнок решит простую задачу, ему предлагается для ре­шения более сложная задача: «В аквариуме плавало несколько рыбок. Трёх рыбок пересадили в банку. Осталось в аквариуме пять рыбок. Сколько рыбок плавало в аквариуме сначала?»

Данная задача предлагается для определения того, умеют ли дети решать задачи не только прямые, но и косвенные.

После того как ребёнок решит задачи, ему предлагают прослушать рассказ с использованием слов-числительных или загадку с аналогичными словами (например: «Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик»). Задаются вопросы:

- Задача ли это?

- Возможно ли в данном случае решение? Почему?

- Чем отличается задача от загадки?

- Что должно обязательно быть в задаче?

- Составь сам задачу.

Необходимо выяснить, отличают ли дети задачу от загадки или рассказа, умеют ли сами составлять задачи.

Определение уровня знаний детей по разделам «Геометрические фигуры», «Величина». Уточнение знаний по разделу
«Количество и счёт»

Задание 1.

Оборудование – набор из 10 геометрических фигур разного цвета и раз­мера:

· 2 равнобедренных треугольника: синий со стороной 2 см и красный со стороной 4 см;

· 2 круга: зелёный диаметром 2 см и красный диаметром 4 см;

· 2 прямоугольника: синий длиной 2 см и шириной 1 см, зелёный длиной 4 см и шириной 2 см;

· 2 квадрата: красный со стороной 2 см и синий со стороной 4 см;

· 2 ромба: красный со стороной 2 см и синий со стороной 4 см.

Все фигуры располагаются на столе произвольно. Задаются вопросы и формулируются следующие задания:

1. Какие фигуры ты видишь перед собой? Назови их.

2. Покажи квадрат. Почему ты решил, что это квадрат? Покажи все углы. Сколько их? Покажи все стороны. Сколько их? Как ещё можно назвать квадрат?

3. Выложи перед собой в ряд все четырёхугольники. Сколько их?

4. Выложи перед собой все многоугольники. Сколько их?

5. Назови все синие фигуры.

6. Назови все большие фигуры.

7. Назови все маленькие четырёхугольники красного цвета.

8. Выложи все фигуры перед собой в ряд и пересчитай их слева направо. Сколько всего фигур?

9. Какая фигура по счёту пятая слева направо, справа налево? Проверь себя.

10. Который по счёту маленький синий прямоугольник?

Вопросы 1–2: направлены на выявление того, какие геометрические фи­гуры дети знают, по каким признакам могут их различать.

Вопросы 3–7: позволяют определить, могут ли дети объединять фигуры по различным признакам, понимают ли инвариантность фигур (узнают ли фигуры независимо от цвета, формы, размера).

Вопросы 8–10: помогают определить, понимают ли дети значение коли­чественного и порядкового счёта.

Задание 2.

Оборудование: брусок из строительного материала среднего размера.

Задаются вопросы и формулируются задания:

1. Как называется эта фигура?

2. Покажи длину, ширину, высоту.

Вопросы 1–2 направлены на выяснение знаний детей об объёмных фигу­рах, на понимание трёхмерности предметов.

Задание 3.

Оборудование: полоски бумаги разного цвета и размера – 7 штук:

· красная – длиной 10 см, шириной 4 см;

· синяя – длиной 9,5 см, шириной 4,5 см;

· зелёная – длиной 8 см, шириной 5 см;

· жёлтая – длиной 7,5 см, шириной 3,5 см;

· розовая – длиной б см, шириной 3 см;

· фиолетовая – длиной 5,5 см, шириной 2,5 см;

· коричневая – длиной 5 см, шириной 2 см.

Предлагаются задания:

1. Разложи полоски в ряд от самой узкой до самой широкой.

2. Разложи полоски одну под другой сверху вниз от самой короткой до самой длинной.

3. Покажи полоску, которая всех длиннее, шире, уже, короче?

4. Покажи жёлтую полосу и расскажи о её величине по отношению к другим полоскам.

Задания 1–2 направлены на выявление умений детей упорядочивать предметы по длине, ширине.

Задания 3–4 направлены на умение сравнивать предметы по величине не только с рядом стоящими, но и со всеми предыдущими и последующими.

Задание 4.

Оборудование: школьная тетрадь для измерения и полоска бумаги длиной 5 см и шириной 1 см, предлагаемая в качестве условной мерки ребёнку, полоска бумаги длиной 3 см и шириной 1 см для взрослого.

Задаются вопросы и формулируются задания:

1. Где у тетради длина, ширина?

2. Измерь длину тетради с помощью полоски, ширину.

3. Сколько мерок уложилось по длине тетради, по ширине?

Далее на глазах ребёнка взрослый измеряет длину тетради условной мер­кой, меньшей, чем та, которой измерял ребёнок, и спрашивает:

4. Почему у тебя по длине тетради уложилось меньше мерок, чем у меня?

Вопросы и задания 1–3: позволяют выяснить, правильно ли дети опреде­ляют в предложенном предмете длину, ширину, умеют ли пользоваться при­ёмом измерения с помощью условной мерки; знают ли правила линейного измерения.

Вопрос 4: показывает, понимают ли дети взаимообратную зависимость меж­ду измеряемым объектом, величиной мерки и результатом измерения (чем мерка короче, тем большее число раз она уложится по длине).

Определение уровня знаний детей по разделу
«Ориентировка в пространстве»

Задание.

Оборудование: лист бумаги в клеточку и карандаш.

Даются задания:

1. Покажи верхнюю сторону листа.

2. Найди середину нижней стороны листа.

3. Найди середину листа. Поставь точку.

4. Отступи от этой точки на четыре клеточки вправо и нарисуй квадрат со стороной в две клеточки.

5. Отступи от этого квадрата на одну клеточку вправо и нарисуй квадрат со стороной, большей, чем сторона первого квадрата, на одну клеточку.

6. Отступи от первого квадрата на три клеточки вниз и проведи под ним линию длиной в две клеточки.

7. Под этой линией проведи линию длиной в четыре клеточки, отступив на одну клеточку вниз.

Задания 1–7: помогают уточнить, умеют ли дети ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимают ли словарь пространственных обозначений.

Определение уровня знаний детей по разделу
«Ориентировка во времени»

Для уточнения представлений детей о времени задаются следующие воп­росы и формулируются задания:

1. Сколько частей в сутках?

2. Какая часть суток идёт после утра? Перед вечером?

3. Какой сегодня день недели?

4. Какой день недели был вчера?

5. Сколько дней в неделе?

6. Назови дни недели по порядку.

7. Сколько месяцев в году?

8. Назови месяцы года по порядку.

9. Какие дела ты можешь успеть сделать за одну минуту?

10. Я скажу, когда минута начнётся, а ты хлопнешь в ладоши, когда она закончится.

11. Что дольше длится: пять минут или один час?

12. Что быстрее движется: поезд или самолёт?

Вопросы 1–2: позволяют уточнить представления детей о сутках.

Вопросы 3–8: выявляют, знакомы ли дети с календарем, владеют ли ме­рами времени.

Вопросы 9–11: показывают, знакомы ли дети с временными эталонами, развито ли у них чувство времени.

Задание на логическое мышление.

На предлагаемом рисунке Т.1 ребёнку нужно заполнить пустой квадрат, исходя из логики расположения рисунков в других квадратах.

В результате данного обследования определяют уровень подготовки детей к школе по математике в целом, а также по отдельным её разделам (ребёнок может показать хорошие знания по разделу «Количество и счёт», но иметь пробелы по разделу «Ориентировка во времени» и т.п.).

Критерии оценки ответов:

· дети отвечают на все вопросы или выполняют задания по разделу правильно, быстро, уверенно, самостоятельно, без помощи взрослого, могут объяснить своё решение – 3 балла;

Рисунок Т.1

· дети отвечают почти на все вопросы по разделу, но при этом затруд­няются, ждут помощи взрослого, не уверены в своих ответах, тратят много времени на обдумывание – 2 балла;

· дети выполняют менее чем половину заданий по разделу, не уверены в своих ответах, не могут объяснить, почему выбрали то или иное реше­ние – 1 балл;

· дети вообще не отвечают на вопросы и не могут выполнить заданий – 0 баллов.

Если будут проведены все задания на выявление математических зна­ний детей, то их можно будет свести в следующую таблицу Т.6.

Таблица Т.6

Ф. И. ребёнка Воз­раст Количе­ственные представ­ления Представ­ления о величине предметов и измерений Представ­ления о форме предметов и геометри­ческих фигурах Простран­ственные представ­ления Представ­ления о времени Уровень знаний в целом
Иванова Катя 6 лет 3 2 3 1 3 12
             

 

Если ребёнок набрал от 10 до 15 баллов, то уровень его подготовки можно расценивать как высокий; от 7 до 9 – средний; от 0 до 6 – низкий уровень.

Определение уровня математического развития детей
при подготовке к школе

Обследование проводится в процессе индивидуальной беседы с ребёнком.

Цель: определить объём и качество знаний детей по элементарной мате­матике и выявить способность решать логические задачи.

Задание 1. На столе 5 матрёшек. На подносе 10 грибов.

Инструкция:

а) ребёнку предлагают: «Отсчитай на один грибок меньше, чем здесь матрёшек». В протоколе фиксируется уверенность выполнения задания, умение использовать пересчёт;

б) ребёнку говорят: «Отсчитай на один грибок больше, чем здесь мат­рёшек». В протоколе фиксируется качество и уверенность выполнения задания, умение использовать пересчёт.

Задание 2. На столе по кругу расставлено 8 матрёшек (см. рис. Т.2).

Инструкция: ребёнку говорят: «Сосчитай, сколько матрёшек?» Фикси­ру­ется способ, который ребёнок использует: зрительное восприятие, дотраги­вается рукой, указкой, использует эквиваленты, переставляет матрёшек в ряд.

Задание 3. На столе по кругу выставлены те же 8 матрёшек. Под салфеткой спрятаны ещё 8 матрёшек, выстроенных в виде числовой фигуры.

Рисунок Т.2. Определение уровня математического развития детей

Инструкция: экспериментатор поднимает салфетку и предлагает ребёнку сравнить, где матрёшек больше, где меньше.

Ребёнок может пересчитать и сказать, что матрёшек по 8, поровну: «По­пробуй это доказать». Дошкольник должен знать способ наложения или при­ложения элементов одного из множества к элементам другого.

Задание 4. На столе или на фланелеграфе две группы предметов рас­положены так, что границы множества совпадают (рис. Т.3).

Инструкция: ребёнку предлагают: «Сравни, каких кружков больше, мень­ше или их поровну?» Дети должны уметь пользоваться счётом при определении мощности множества, а не ориентироваться на пространственные характери­стики. Фиксируется способ доказательства.

Рисунок Т.3

Задание 5. На столе или фланелеграфе две группы кружков (рис. Т.4).

Инструкция: ребёнку предлагают: «Сравни, каких кружков больше, каких меньше или их поровну?» Фиксируется способ и качество ответа.

Рисунок Т.4

Задание 6.

Инструкция: ребёнку предлагают: «Сравни два числа – 6 и 7: какое из чисел больше, какое – меньше? На сколько?»

Задание 7.

На столе ряд цифр от 0 до 10.

Инструкция: экспериментатор показывает цифры вразбивку и просит ре­бёнка:

а) назвать цифры, на которые указывает по очереди: 3, 8, 6, 9, 4, 5, 6;

б) показать цифры, на которые указывает по очереди: 2, 7, 10;

Задание 8. Перед ребёнком 4 полоски, отличающиеся по длине на 0,5 см
(15 см, 15,5 см, 16 см, 16,5 см).

Инструкция: ребёнку предлагают: «Разложи полоски по длине, начиная с самой длинной. Расскажи про них».

Ребёнок должен соизмерить полоски путём наложения или приложения од­на к другой или на глаз (первый вариант предпочтительнее). Назвать полоски: длинная, короче, ещё короче, самая короткая. После того как ребёнка об этом попросят дополнительно, назвать полоски, начиная с самой короткой: самая короткая, длиннее, ещё длиннее, самая длинная.

Задание 9. На фланелеграфе или на бумаге нарисованы геометрические фигуры, разные по размеру, цвету, конфигурации (рис. Т.5).

Рисунок Т.5

Инструкция: ребёнку предлагают: «Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Сколько разных цветов? Сколько разных форм?»

Ребёнок в ответ на 1-й вопрос должен пересчитать все фигуры (определяя, сколько их) и назвать. На 2-й – пересчитывает цвета, определяет, сколько их и называет. На 3-й объединяет фигуры: круги, прямоугольники, треугольники, квад­рат, не знает, какие ещё. В ответ на этот вопрос ребёнок также может объ­еди­нить все четырёхугольники, все многоугольники (этот вариант ответа свиде­тельствует о наиболее высоком уровне подготовки).

Задание 10. Перед ребёнком два одинаковых по цвету, размеру и весу шарика из пластилина.

Инструкция: ребёнку предлагают рассмотреть два одинаковых шарика (пла­стилина в них поровну), взвесить шарики на ладони. Экспериментатор: «Посмотри, что я делаю», – делает из одного шарика лепёшку. Вопрос: «А теперь пластилина в двух руках поровну?»

Если у ребёнка развито логическое мышление, он говорит, что пластилина всё равно поровну, только форма изменилась. Если он засомневался, если ему кажется, что пластилина не поровну, это достаточно высокий уровень. Веро­ятно, большинство детей ответят, что пластилина не поровну.

Результаты выполненных заданий заносятся в таблицу Т.7.

Таблица Т.7

№ п/п Имя ребёнка Задания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
     





Дата: 2019-05-28, просмотров: 377.