Выбирая методики, следует учитывать условия, в которых находятся первоклассники (наличие уроков, перемен, обеда в школьной столовой). Такие условия не способствуют проведению экспериментов, но создают возможности для наблюдений за детьми, бесед с ними, организации уборки класса с целью составления характеристики навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда.
Методика 1. Наблюдение за переодеванием детей до и после занятий физкультурой.
Следует отметить:
· самостоятельность ребёнка в процессе деятельности: достаточно ли быстро одевается, в какой последовательности, тщательно ли выполняет необходимые действия;
· организованность ребёнка: целенаправленность действий, отвлекается ли на посторонние предметы;
· отношение к одежде: аккуратно ли обращается с вещами, как складывает одежду, убирает обувь;
· культура внешнего вида после переодевания: аккуратность, умение проверить внешний вид, исправить обнаруженные недостатки.
Обработка результатов: при соответствии действий ребёнка выделенным показателям наличие навыков самообслуживания (достаточный уровень) можно оценить в 2 балла; 1 балл даётся, если ребёнок проявил неряшливость, неорганизованность (недостаточный уровень); 0 баллов – при несоответствии действий ребёнка выделенным показателям (неудовлетворительный уровень).
Методика 2. Наблюдения за внешним видом детей после перемены, при подготовке к занятию. Следует отметить:
· умение проверить свой внешний вид; обнаружив недостатки, привести себя в порядок (поправить воротник рубашки, причесаться, завязать шнурки, заплести косички или завязать бантик); в каком состоянии находится обувь (стоптанные задники, например, незашнурованные кроссовки и пр. – яркое свидетельство неряшливости);
· умение приготовить всё необходимое для занятия, разложить все принадлежности в определённом порядке.
Обработка результатов: при соответствии действий ребёнка выделенным показателям ставится 2 балла (достаточный уровень навыков культуры ухода за собой, умение следить за своим внешним видом); при неполном соответствии ставится 1 балл (недостаточный уровень); при полном отсутствии навыков культуры ухода за собой – 0 баллов. Дети, получившие такие оценки, постоянно требуют вмешательства педагога, замечаний в свой адрес, порой не следуют указаниям воспитателя.
Методика 3. Наблюдение за поведением детей при приёме пищи.
Следует отметить:
· наличие потребности вымыть руки перед едой, предварительно засучив рукава; качество навыка;
· культура поведения за столом: использование салфеток, приборов, уборка посуды после еды;
· культура приёма пищи (отсутствие поспешности, пережевывание пищи с закрытым ртом).
Обработка результатов: при наличии у ребёнка культуры еды и поведения за столом ставится 2 балла (удовлетворительно); если отсутствуют какие-либо навыки или наблюдаются отдельные недостатки – 1 балл; при полном несоблюдении норм поведения (поспешность, невнимание к своему внешнему виду, неряшливость) – 0 баллов.
Методика 4. Индивидуальная беседа с ребёнком с целью выяснения знаний о труде.
Примерный перечень вопросов:
1. Можешь ли ты объяснить, что такое «трудиться»?
2. А что такое «хорошо трудиться»?
3. Как ты думаешь, почему люди трудятся?
4. Ты, наверное, видел, как кто-нибудь трудится. Расскажи мне об этом.
5. А как ты трудишься? Расскажи.
6. Кого можно назвать трудолюбивым?
Ответы ребёнка фиксируются с достаточной точностью. На основе ответов делается заключение о полноте знаний.
Ребёнок обнаруживает знания о:
· содержании труда (что делает труженик);
· отношении к труду (как надо относиться к труду);
· значимости труда (понимание общественной значимости труда);
· личностных качествах труженика (как ребёнок трудится сам).
Если в ответах ребёнка присутствуют все четыре компонента, знания оцениваются как полные, достаточные, т.е. в 4 балла; при отсутствии 1–2 компонентов ставится 3 балла, при отсутствии более 2 компонентов – 0 баллов.
Методика 5. Наблюдение за деятельностью детей в процессе коллективного труда.
По просьбе экспериментатора воспитатель организует уборку группы. Накануне предупреждает детей о том, что надо принести тряпочки в целлофановом пакете, фартуки, полотенца.
Перед началом уборки воспитатель проводит беседу, в процессе которой обсуждается, что можно сделать для того, чтобы в группе стало чисто. Затем следуют ответы детей (необходимо одобрить тех, кто внёс предложения по уборке). В конце обсуждения воспитатель обращается к детям, мотивируя значимость предстоящей работы («В группе всегда должно быть чисто, уютно, так как мы здесь занимаемся; неприятно находиться в помещении, если в нём пыльно, на стенах пятна и т.д.»), разъясняет содержание предстоящей работы: протирание столов и стульев, подоконников, переплётов рам закрытых окон (необходимо предупредить детей, что переплёты следует протирать только на уровне своего роста), если в группе есть комнатные растения, надо будет взрыхлить землю.
Примечание. Организаторы уборки должны заранее проверить прочность запоров на окнах, приготовить тазики с водой.
Воспитатель ещё раз уточняет: «Каждый из вас должен протереть свой стол и стул, подоконники, переплёты рам (ещё раз показывает, до какого уровня), затем поработаем все вместе» – и предлагает начать работу.
В этот момент очень важно отметить, как дети организовывают деятельность, готовятся к ней: завёртывают ли рукава, надевают ли фартук, как смачивают тряпочки, отжимают их.
В процессе уборки отмечается деловитость ребёнка, тщательность, умение контролировать свою работу, оценивать результат, споласкивать и отжимать тряпочку.
Большое значение для оценки деятельности ребёнка имеет момент перехода от уборки своего стола и стула к общему труду. Воспитатель умышленно не объясняет детям, как это надо делать. Ему важно выяснить, как поступают дети, чтобы определить свои конкретные действия; отметить в наблюдениях, кто из дошкольников проявляет активность, предлагает распределить работу; возникали ли конфликты и в связи с чем; кто принимается за дело, а кто не выражает желания участвовать в работе; кто какие проявляет навыки.
По окончании общей работы воспитатель наблюдает, будут ли дети убирать тряпочки, фартуки, мыть руки, опускать рукава, приводить себя в порядок.
Обсуждение результатов. Воспитатель отмечает действия детей, в которых проявилось положительное отношение к труду. Оценивает значение общих усилий.
Оценка наблюдений:
1. Достаточный уровень трудовой деятельности и отношения к ней (4 балла).
Такая оценка выставляется, если ребёнок обладает:
а) культурой внешнего вида: опрятность, умение самостоятельно подготовиться к труду (завернуть рукава, надеть фартук);
б) навыками хозяйственно-бытового труда: активное включение в работу, последовательность выполнения всех действий;
в) умением определить своё место в общем труде, в случае необходимости договориться со сверстниками о распределении дела («я буду подоконник вытирать, но сначала переставлю растения, а ты – переплёты рам»);
г) умением по окончании работы убрать тряпочки, фартук, вымыть руки, привести себя в порядок;
д) активным стремлением продолжить работу (обращается к воспитателю с предложением выполнить не обозначенные ранее дела, например: вынести корзинку с мусором, подмести пол, протереть стол воспитателя, пособия в шкафу и др.).
2. Удовлетворительный уровень деятельности и отношения к ней (3 балла). Такая оценка выставляется при отсутствии какого-либо из перечисленных выше компонентов.
3. Низкий уровень деятельности и отношения к ней (2 балла). Отсутствуют два каких-либо из указанных выше компонентов.
4. Неудовлетворительный уровень деятельности и отношения к ней (1 балл). Отсутствуют три или более из указанных компонентов.
Определение общего уровня трудового воспитания делается на основе подсчёта всех частных результатов. Можно составить такую таблицу (табл. Т.8).
Таблица Т.8
Имя ребёнка | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Методика 5 | Итого (в баллах) |
Примерные уровни воспитанности ребёнка в труде:
· высокий уровень – 14 баллов;
· средний уровень – 9 баллов;
· недостаточный уровень – 8 баллов;
· низший уровень – меньше 8 баллов.
Вопросы и задания для выявления уровня общетрудовой подготовки детей
(автор вопросов и заданий Ю.А. Дмитриева)
Уровень общетрудовой подготовки ярко выражается через устойчивый интерес детей к постоянно расширяющемуся миру техники, новым технологиям, достаточно богатый запас представлений о машинах и профессиях людей, их обслуживающих.
У старших дошкольников сформирован комплекс умений и навыков самообслуживания, обращения с некоторыми орудиями ручного труда, приспособлениями, доступной и безопасной бытовой техникой. Дети 6–7-летнего возраста обладают представлениями о свойствах различных конструкционных, природных материалов, некоторых способах их обработки и соединения деталей. Своевременное выявление этих знаний, умений и навыков помогает учителю привести их в систему, актуализировать в обучении, содействовать дальнейшему развитию технического мышления детей, мобильному адаптированию к стремительному прогрессу, подготовке к сознательному профессиональному самоопределению.
Представления о материалах и их свойствах:
1. С какими материалами ты работал на занятиях по труду и по ознакомлению с окружающим миром? (Бумага, картон, ткань, древесина, металлическая проволока, тонкая жесть, поролон, пенопласт, различного рода природные материалы: шишки, жёлуди и т.п.)
2. Назови важнейшие свойства материалов: бумаги, картона, ткани, древесины, проволоки...
3. Какие инструменты ручного (механизированного) труда применяются при работе со следующими материалами: бумагой, картоном, тканью, древесиной, проволокой, жестью?
Знания о способах соединения деталей (из различных материалов):
1. На занятиях по труду (или дома) ты изготавливаешь различные изделия из доступных материалов?
2. Какими способами ты научился соединять детали из бумаги, картона, ткани, древесины, проволоки, жести, природных материалов?
3. Какие ещё способы соединения деталей тебе известны?
Представление детей о транспорте:
– Назови известные тебе транспортные машины, служащие для перевозки людей и грузов: по земле, воде, воздуху, под землёй, в космосе.
Знания о профессиях:
– Существует множество различных профессий. О какой из них ты знаешь? Расскажи о профессиях родителей.
Развитие технического мышления:
1. Что можно сделать для того, чтобы данная конструкция (квадрат, собранный из полос конструктора) стала более жёсткой?
2. Ты собрал подъёмный кран из деталей конструктора, но при подвешивании груза к его стреле он переворачивается, падает. Как этого избежать? Что бы ты сделал?
3. Перед тобой лист бумаги. Он легко складывается, сминается. Можно ли из него изготовить достаточно прочную деталь? Если да, то каким образом? Покажи. (Могут ли быть ещё варианты?)
Умение планировать работу и осуществлять техническое совершенствование изделия:
– Рассмотри (на выбор – рис. Т.6) пароходик или машину.
Рисунок Т.6
Ответь на вопросы:
– Что это?
– Сколько деталей в изделии?
– Из какого материала их можно (лучше всего) изготовить?
– Продумай и определи оптимальный вариант соединения деталей.
– Какие инструменты и приспособления потребуются для работы?
– Расскажи о последовательности работы. (С чего лучше начать? Что делать потом?)
– Как можно улучшить изделие? (Увеличить прочность, обеспечить лёгкость, повысить устойчивость, подвижность, оснастить новыми деталями или же, наоборот, упростить конструкцию, улучшить отделку изделия и др.)
Развитие глазомера, умения работать с ножницами, карандашом, использовать клей для соединения деталей:
– Начерти на листе бумаги карандашом от руки большую окружность, рядом окружность поменьше (так, чтобы они не пересекались). Вырежи их ножницами. Аккуратно наклей мéньший круг на бóльший, чтобы их центры совпадали.
Оценка уровня общетрудовой подготовки детей. Для этого используются следующие критерии по каждому виду заданий: правильный, полный ответ (совершенное владение умением) – 3 балла; неполный, неточный ответ (неуверенное выполнение соответствующих действий) – 2 балла; неверный ответ или его отсутствие (умение не сформировано) – 1 балл.
Результаты обследования каждого ребёнка заносятся в таблицу Т.9.
Таблица Т.9
Вид задания (область знаний, умений) | Оценка знаний, умений |
Виды материалов | |
Свойства материалов | |
Инструменты ручного (механизированного) труда, их назначение | |
Способы соединения деталей из различных материалов | |
Представление о видах транспорта | |
Знания о профессиях | |
Развитие технического мышления | |
Умение планировать работу | |
Умение технического совершенствования изделия | |
Развитие глазомера | |
Умение работать ножницами | |
Умение работать карандашом | |
Умение соединять детали из бумаги посредством клея | |
Итого (сумма баллов) |
Подсчёт результатов: высокий уровень общетрудовой подготовки – 42–36 баллов, средний уровень – 35–25 баллов, низкий уровень – 24–14 баллов.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 261.