(по Д.Б. Эльконину)
Показатель игры | I уровень | II уровень | III уровень | IV уровень |
Основное содержание игры | Действия с определёнными предметами, направленные на соучастника игры. | В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. | Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер | Выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры. |
Продолжение табл. Т.5 | ||||
Показатель игры | I уровень | II уровень | III уровень | IV уровень |
отношении к другим участникам игры. | ||||
Характер игровой роли | Роли фактически есть, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не ставятся в типичные для реальной жизни отношения. | Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. | Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращённая к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные внеигровые отношения. | Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. |
Характер игровых действий | Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. | Логика действия определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. | Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. | Действия чётко, последовательно воссоздают реальную логику событий. Они очень разнообразны. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры. |
Отношение к правилам | Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют. | Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило явно ещё не вычленяются, но оно уже может победить непосредственное желание в случае конфликта. | Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно ещё не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. | Нарушение логики действий и правил отвергается не просто со ссылкой на реальную действительность, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое. |
Изучение осознания совместной игры и труда
как различных видов деятельности
Подготовка исследования. Подобрать 5 картинок с изображением детей, которые трудятся, 5 картинок с изображением играющих детей, 2 конверта (на одном нарисованы ножницы, на другом – мяч).
Проведение исследования. Во всех сериях участвуют одни и те же дети 5–7 лет.
Первая серия. Ребёнку предлагают выбрать двух товарищей для игры, обсудить вместе с ними, в какую игру и как они будут играть. Затем дети играют самостоятельно.
После окончания игры каждому ребёнку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей для игры? Почему ты играл, а не занимался другим делом? Расскажи, как ты играл».
Вторая серия. Ребёнку предлагают выбрать двух товарищей для совместного труда, обсудить с ними, что и как они будут делать. Затем дети трудятся самостоятельно.
После окончания труда каждому ребёнку задают вопросы «Почему ты выбрал именно этих детей, чтобы вместе потрудиться? Почему ты трудился, а не занимался чем-нибудь другим? Зачем ты трудился? Расскажи, как ты трудился».
Третья серия. Ребёнку дают 2 конверта и предлагают разложить картинки: в конверт с нарисованными ножницами надо класть картинки, на которых дети трудятся, а в конверт с мячом – картинки, изображающие играющих детей. Каждый выбор ребёнок должен мотивировать, поэтому его спрашивают: «Почему ты решил положить эту картинку в конверт с ножницами (мячом)? Как ты догадался, что нарисованные здесь дети трудятся (играют)?»
Обработка данных. Определяют мотивы выбора товарища по игре и труду; анализируют умение выделить признаки игры и труда (цель, объект, орудия). Выясняют, какие компоненты и различия этих видов деятельности осознаются. Сравнивают данные по всем сериям эксперимента.
Диагностика определения математических представлений у детей
Дата: 2019-05-28, просмотров: 269.