Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(по Д.Б. Эльконину)

Показатель игры I уровень   II уровень   III уровень   IV уровень  
Основное содержание игры Действия с опре­делёнными пред­метами, направ­лен­ные на соуча­ст­ника игры. В действиях с предметами на первый план вы­двигается соот­ветствие игрового действия реаль­ному. Выполнение роли и вытекающих из неё действий, сре­ди которых начи­нают выделяться действия, переда­ющие характер Выполнение дей­ствий, связанных с отношением к другим участни­кам игры.
         

Продолжение табл. Т.5

Показатель игры I уровень   II уровень   III уровень   IV уровень  
      от­ношении к дру­гим участ­никам игры.  
Характер игровой роли   Роли фактически есть, но они не называются и определяются характером дей­ствий, а не опре­деляют дей­ст­вие. При роле­вых разделениях функций в игре дети не ставятся в типичные для реальной жизни отношения. Роли называ­ют­ся, намечается разделение функ­ций. Выполнение роли сводится к реализации дей­ствий, связанных с данной ролью.   Роли ясно очерче­ны и выделены, называются до начала игры. По­является ролевая речь, обращённая к товарищу по иг­ре, но иногда про­рываются обыч­ные внеигровые отношения. Роли ясно выде­лены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит роле­вой характер.  
Характер игровых действий Действия одно­об­разны и со­стоят из ряда по­вторяющихся операций. Логика действия определяется жиз­ненной по­сле­дователь­ностью. Расши­ря­ется число дей­ствий и вы­ходит за пределы какого-либо одно­го типа действий. Логика и характер действий опреде­ляются ролью. Действия очень разнообразны. Действия чётко, последовательно воссоздают реаль­ную логику собы­тий. Они очень разнообразны. Ярко выделены действия, направ­ленные к другим персонажам игры.
Отношение к правилам Логика действий легко наруша­ет­ся без протестов со стороны де­тей. Правила отсутствуют. Нарушение по­сле­довательности действий не при­нимается факти­че­ски, но не опротестовыва­ется, неприятие ничем не моти­ви­руется. Прави­ло явно ещё не вычленяются, но оно уже может победить непо­средственное желание в случае конфликта. Нарушение логи­ки действий опро­тестовывается ссылкой на то, «что так не бы­ва­ет». Вычленяется правило поведе­ния, которому дети подчиняют свои действия. Оно ещё не пол­ностью опреде­ляет поведение, но может побе­дить возникшее непосредственное желание. Наруше­ние правил лучше замечается со сто­роны. Нарушение логи­ки действий и правил отверга­ется не просто со ссылкой на реаль­ную действитель­ность, но и с ука­занием на рацио­нальность правил. Правила ясно вы­членены. В борь­бе между прави­лом и возникшим непосредственным желанием по­беж­дает первое.

Изучение осознания совместной игры и труда
как различных видов деятельности

Подготовка исследования. Подобрать 5 картинок с изображением детей, которые трудятся, 5 картинок с изображением играющих детей, 2 конверта (на одном нарисованы ножницы, на другом – мяч).

Проведение исследования. Во всех сериях участвуют одни и те же дети 5–7 лет.

Первая серия. Ребёнку предлагают выбрать двух товарищей для игры, обсу­дить вместе с ними, в какую игру и как они будут играть. Затем дети играют самостоятельно.

После окончания игры каждому ребёнку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей для игры? Почему ты играл, а не занимался другим делом? Расскажи, как ты играл».

Вторая серия. Ребёнку предлагают выбрать двух товарищей для совмест­ного труда, обсудить с ними, что и как они будут делать. Затем дети трудятся самостоятельно.

После окончания труда каждому ребёнку задают вопросы «Почему ты выбрал именно этих детей, чтобы вместе потрудиться? Почему ты трудился, а не занимался чем-нибудь другим? Зачем ты трудился? Расскажи, как ты трудился».

Третья серия. Ребёнку дают 2 конверта и предлагают разложить картинки: в конверт с нарисованными ножницами надо класть картинки, на которых дети трудятся, а в конверт с мячом – картинки, изображающие играющих детей. Каждый выбор ребёнок должен мотивировать, поэтому его спрашивают: «По­чему ты решил положить эту картинку в конверт с ножницами (мячом)? Как ты догадался, что нарисованные здесь дети трудятся (играют)?»

Обработка данных. Определяют мотивы выбора товарища по игре и труду; анализируют умение выделить признаки игры и труда (цель, объект, орудия). Выясняют, какие компоненты и различия этих видов деятельности осознаются. Сравнивают данные по всем сериям эксперимента.

Диагностика определения математических представлений у детей

Дата: 2019-05-28, просмотров: 233.