Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведение исследования. Проводят наблюдения в естественных усло­виях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2–7 лет.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по следующей схеме.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач:

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребёнка и т.д.).

2. Обсуждает ли замысел игры с партнёрами, учитывает ли их точку зрения?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребёнок перспективу игры?

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдается импровизация в игре?

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и пред­ложить её другим детям?

Содержание игры:

1. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бы­товые или общественные взаимоотношения между людьми)?

2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение игр предметных, быто­вых, отражающих общественные отношения?

Сюжет игры:

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? Указать их название и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребёнок следует одному сюжету.

3. Сколько событий ребёнок объединяет в один сюжет?

4. Насколько развёрнут сюжет? Представляет ли он цепочку событий или ребёнок одновременно является участником нескольких событий, вклю­чённых в сюжет?

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рас­сказы взрослых и т.д.).

Исполнение роли и взаимодействие детей в игре:

1. Обозначает ли ребёнок исполняемую роль словом? Когда? (До игры или во время игры.)

2. Какие средства использует ребёнок для взаимодействия с партнёром по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога? (Степень развёр­ну­тости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направлен­ность к игрушке, реальному или воображаемому партнёру.)

4. Передаёт ли ребёнок (и как?) характерные особенности персонажа?

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?

6. Что предпочитает ребёнок: играть один или входить в игровое объеди­нение? Дать характеристику этого объединения: численность, устойчи­вость и характер взаимоотношений.

7. Есть ли у ребёнка любимые роли и сколько он может исполнять ролей в разных играх?

Игровые действия и игровые предметы:

1. Использует ли ребёнок в игре предметы-заместители (и какие)? По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для ис­поль­зования в игре?

2. Даёт ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает?

3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребёнок или взрослый? Предлагает ли свой вариант замещения партнёру?

4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли у ребёнка любимые игрушки?

5. Характеристики игровых действий: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнёра по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли её условность, играет ли с воображаемыми предметами?

Игровые правила:

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры? Осознаётся ли правило ребёнком?

2. Как соотносит ребёнок выполнение правила с взятой на себя ролью?

3. Следит ли ребёнок за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнёрами по игре?

4. Как относится к замечаниям партнёра по игре?

Достижение результата игры:

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

2. Соотносит ли ребёнок свой замысел с достигнутым результатом?

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

Особенности конфликтов в игре:

1. По какому поводу чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)?

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

Игровая среда:

1. Готовит ли ребёнок игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как?

Роль взрослого в руководстве игрой:

1. Обращается ли ребёнок к взрослому в процессе игры? По какому поводу? Как часто обращается?

2. Предлагает ли принять взрослого в игру?

Полученные результаты соотносят с таблицей Т.4 и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребёнка.

Таблица Т.4

Дата: 2019-05-28, просмотров: 296.