Проведение исследования. Проводят наблюдения в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2–7 лет.
Обработка данных. Анализ протоколов проводят по следующей схеме.
Замысел игры, постановка игровых целей и задач:
1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребёнка и т.д.).
2. Обсуждает ли замысел игры с партнёрами, учитывает ли их точку зрения?
3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребёнок перспективу игры?
4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдается импровизация в игре?
5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить её другим детям?
Содержание игры:
1. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми)?
2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение игр предметных, бытовых, отражающих общественные отношения?
Сюжет игры:
1. Насколько разнообразны сюжеты игр? Указать их название и количество.
2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребёнок следует одному сюжету.
3. Сколько событий ребёнок объединяет в один сюжет?
4. Насколько развёрнут сюжет? Представляет ли он цепочку событий или ребёнок одновременно является участником нескольких событий, включённых в сюжет?
5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?
6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).
Исполнение роли и взаимодействие детей в игре:
1. Обозначает ли ребёнок исполняемую роль словом? Когда? (До игры или во время игры.)
2. Какие средства использует ребёнок для взаимодействия с партнёром по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)
3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога? (Степень развёрнутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнёру.)
4. Передаёт ли ребёнок (и как?) характерные особенности персонажа?
5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?
6. Что предпочитает ребёнок: играть один или входить в игровое объединение? Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.
7. Есть ли у ребёнка любимые роли и сколько он может исполнять ролей в разных играх?
Игровые действия и игровые предметы:
1. Использует ли ребёнок в игре предметы-заместители (и какие)? По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре?
2. Даёт ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает?
3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребёнок или взрослый? Предлагает ли свой вариант замещения партнёру?
4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли у ребёнка любимые игрушки?
5. Характеристики игровых действий: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнёра по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?
6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли её условность, играет ли с воображаемыми предметами?
Игровые правила:
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры? Осознаётся ли правило ребёнком?
2. Как соотносит ребёнок выполнение правила с взятой на себя ролью?
3. Следит ли ребёнок за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнёрами по игре?
4. Как относится к замечаниям партнёра по игре?
Достижение результата игры:
1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?
2. Соотносит ли ребёнок свой замысел с достигнутым результатом?
3. Какими средствами достигается реализация замысла?
Особенности конфликтов в игре:
1. По какому поводу чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)?
2. Каковы способы разрешения конфликтов?
Игровая среда:
1. Готовит ли ребёнок игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?
2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как?
Роль взрослого в руководстве игрой:
1. Обращается ли ребёнок к взрослому в процессе игры? По какому поводу? Как часто обращается?
2. Предлагает ли принять взрослого в игру?
Полученные результаты соотносят с таблицей Т.4 и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребёнка.
Таблица Т.4
Дата: 2019-05-28, просмотров: 326.