Проведение исследования. Проводят наблюдение за детьми 2–7 лет в режимных процессах.
Обработка данных. Полученные протоколы анализируют по схеме (табл. Т.3).
1. Умывание:
· как ребёнок пользуется водой, мылом, не пропускает ли отдельные действия, соблюдает ли правильную их последовательность и т.д.;
· замечает ли нарушение другими детьми правильной последовательности действий и как реагирует на это (обращается с жалобой к взрослому, делает замечания самостоятельно и т.д.);
· осознаёт ли необходимость умывания, чем мотивировано выполнение этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию взрослого).
2. Приём пищи:
· как пользуется столовыми приборами (в какой руке держит ложку, умеет ли пользоваться вилкой и т.д.);
· аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает ли пищу);
· сохраняет ли за столом правильную осанку;
· как заканчивает еду (задвигает ли стул, благодарит ли взрослых и т.д.).
3. Одевание и раздевание:
· соблюдает ли правильную последовательность действий;
· необходима ли помощь взрослого и обращается ли за ней к взрослым и сверстникам;
· аккуратно ли одевается, замечает ли неполадки в своей одежде и одежде других детей и как их устраняет;
· как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т.д.);
· сформировано ли бережное отношение к предметам одежды, в чём оно проявляется.
Таблица Т.3
|   Формирова-ние культ.- гигиен. навыков. Режимные процессы  |    Возраст детей  |  ||||||
| 2–3 года | 3–4 года | 4–5 лет |   
 5–6 лет  |  6–7 лет | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 |   5  |  6 | ||
| Умывание | Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого моют руки, насухо вытирают полотенцем, пользуются индивидуальными предметами (полотенцем). |   Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, насухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место, моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.  |    Сформирована привычка быстро и правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем.  |  ||||
| Приём пищи | Опрятно едят, тщательно пережёвывают пищу, держат ложку в правой руке, пользуются салфеткой. Не выходят из-за стола, не окончив еды. Не мешают другим детям за столом. | Правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережёвывают с закрытым ртом. | Совершенствуют навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно. Правильно пользуются ложкой, вилкой, ножом, полощут рот после еды. |   Правильно пользуются вилкой, ложкой, ножом, едят аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Выходя из-за стола, тихо задвигают стул, благодарят взрослых.  |  Закрепляются навыки культурного поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережёвывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. | ||
| Одевание и раздевание | Одеваются и раздеваются по порядку; при небольшой помощи взрослого снимают одежду, обувь (расстёгивают пуговицы |   Совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят её в порядок: чистят, просушивают. Развивается стремление быть всегда аккуратным,  |    Закрепляется умение самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать в  |  Быстро одеваются и раздеваются, вешают одежду в определённом порядке и месте, следят за чистотой | |||
|   
  |    
  |  ||||||
|   Продолжение табл. Т.3  |  |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 |   5  |  6 | ||
| Одевание и раздевание | спереди, развязывают шнурки ботинок), в определённом порядке аккуратно складывают снятую одежду, правильно надевают одежду и обувь (застёгивают большие пуговицы спереди). В процессе одевания и раздевания не мешают другим детям. Замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводят себя в порядок. |   опрятным, следить за своим внешним видом.  |  шкаф одежду, ставить на место обувь, ухаживать за ней, мыть, протирать, чистить. Замечают и самостоятельно устраняют непорядок в своём внешнем виде, вежливо говорят товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогают устранить их, бережно относятся к одежде. |   одежды, обуви. Формируется потребность следить за своим внешним видом.  |  |||
Дата: 2019-05-28, просмотров: 337.