Формы анализа и самоанализа занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Краткий (оценочный) – это общая оценка занятия, характеризующая ре­шение и реализацию образовательной, воспитательной и развивающей задач.

2. Структурный (поэтапный) анализ – выявляет и оценивает доминирующие структурные компоненты занятия, целесообразность их включения и то, насколько они обеспечивали познавательное развитие ребёнка.

3. Системный анализ – рассматривает занятие как единую систему с точки зрения решения цели или главной задачи, «это ответ на вопрос, как занятие обеспечивает формирование знаний ребёнка и как им усваиваются способы обучения» (К.Ю. Белая).

4. Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реа­ли­зации цели занятия, содержания и видов деятельности детей по отдель­ным характеристикам (например, по уровням усвоения знаний и способам интеллектуальной деятельности, отслеживанию особенностей их развития, реализации принципов обучения и т.д.).

5. Структурно-временной анализ – это своеобразная оценка использования времени на каждом этапе занятия, целесообразность временных затрат в решении цели и задач занятия.

6. Комбинированный анализ – это полная оценка отдельных структурных элементов занятия, их взаимосвязи и взаимодополняемости, просмотр возможных вариантов построения занятия.

7. Психологический анализ – изучение выполнения психологических требований к занятию, обеспечивающих познавательное развитие каждого ребёнка в процессе обучения.

8. Дидактический анализ – исследование основных дидактических катего­рий и их использование на практике (реализация принципов дидактики, отбор методов и приёмов обучения, обработка и подбор учебного мате­риала занятия, педагогическое руководство познавательной деятельностью детей).

9. Комплексный анализ – одновременно изучение дидактических, психоло­гических и других основ занятия, которые отбираются для целостного анализа педагогического процесса.

Основой анализа могут быть памятка, схема, вопросник. Важно, чтобы педагог был знаком с этими критериями заранее и знал цель будущего анализа, поскольку это можно учитывать и при самоанализе.

Схема самоанализа занятия

(проф. А.В. Белошистая)

Примерный перечень вопросов к самому себе:

1. Пришлось ли отступать от запланированных действий и почему?

2. Чего я не смогла учесть при планировании занятия, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты оказались для меня неожиданными?

3. Достигло ли занятие запланированной цели?

4. Если занятие не достигло запланированной цели, то почему? Чего же я всё-таки достигла? Какую часть занятия удалось реализовать?

5. На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н.Н. Поддьяков, А.Н. Клюева)

1. Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

2. Сравнение.

3. Метод моделирования и конструирования.

4. Метод вопросов.

5. Метод повторения.

6. Решение логических задач.

7. Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности детей

(проф. С.А. Смирнов)

1. Игровые и воображаемые ситуации.

2. Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.п.

3. Игры-драматизации.

4. Сюрпризные моменты.

5. Элементы творчества и новизны.

6. Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества

(проф. Н.Н. Поддьяков)

1. Эмоциональная насыщенность окружения.

2. Мотивирование детской деятельности.

3. Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обсле­до­вание).

4. Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее).

5. Игровые приёмы.

6. Юмор, шутка.

7. Экспериментирование.

8. Проблемные ситуации и задачи.

9. Неясные знания (догадки).

10. Предположения (гипотеза).


Приложение Н


Рекомендации по проведению режимных моментов в группе детей дошкольного возраста

Приём детей.

При планировании работы в дневнике по практике указать, где будет осуществляться приём детей: в группе или на участке. Раскрыть содержание воспитательно-образовательной работы.

Во время утреннего приёма создать хорошее настроение ребёнку (ласково, приветливо встретить детей).

Обратить внимание на внешний вид детей, на то, чтобы пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывать у детей культуру общения: разгова­ривать тихо, не кричать.

Проследить, чтобы все дети нашли интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребёнком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребёнку поручение (указать, какое).

Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

Игровая деятельность. Трудовая деятельность. Индивидуальная работа с отдельными детьми.

В плане необходимо конкретно определить ту деятельность, которая будет вами проводиться, с указанием названия и цели деятельности.

Определяя индивидуальную работу с детьми, необходимо указать тему и цель. Например: с группой детей (указать, каких) рассмотреть их одежду. Уточнить знания детей о названии одежды, материале, цвете, отдельных деталях. Спросить, кто сшил им костюм, платье.

Организовать с детьми беседу об их семье. Поговорить с детьми (вос­питатель должен указать тему и цель разговора). Примерная тематика: знают ли дети свой домашний адрес? Какие у них любимые игрушки, игры? С кем они дружат? (С кем бы ты хотел дружить? Почему?) О растениях, животных, временах года, общественных событиях (празднике).

Организовать игру с разборными игрушками: «Собери матрёшек», «Собе­ри пирамидки». Цель: учить детей различать предметы по величине, цвету.

Поиграть с детьми в игру средней подвижности, поупражнять в ловкости, меткости, развивать координацию движений. Группе детей показать несколько игрушек, сделанных из бумаги (назвать). Цель: воспитание у детей умения делать несложные игрушки.

Проведение утренней гимнастики (студент предварительно обговаривает всё с воспитателем, а в плане записывает комплекс утренней гимнастики).

Организация умывания постепенно, небольшими группами. Перед тем как дети пойдут умываться, объясняет детям правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2–3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, давать оценку детским поступкам. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим лич­ным полотенцем, аккуратно вешали его на своё место. В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода тёплая, холодная).

Планируя формирование культурно-гигиенических навыков в процессе умы­вания, каждый практикант должен руководствоваться содержанием прог­раммы воспитания для своей группы и учитывать особенности развития детей данной группы. Поэтому необходимо заранее всё обговорить с воспитателем и правильно определить в плане те или иные методические приёмы: объяснение и показ отдельных действий умывания, напоминания, указания, оценку действий детей, практическую помощь, использование потешек, стихотворений (корот­ких), загадывание загадок, контроль над действиями детей (внести куклу, мишку, другие игрушки).

Завтрак.

В плане можно отразить следующую работу: обратить внимание, как накрыть столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимости от меню), уточнить название блюд. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях. Создать у детей положительный настрой к еде.

В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать.

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды, согласовав их с воспитателем.

Подготовка к прогулке.

В плане работы обязательно должны быть прописаны содержание и ме­тодика работы с детьми по воспитанию навыков правильного и самостоя­тельного одевания и культуры поведения.

Необходимо дать детям установку на предстоящую деятельность.

Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обста­новке. Перед тем как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, проследить, чтобы каждый ребёнок сел около своего шкафчика (на банкетку или стул), следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали её постепенно, по мере одевания.

Добиваться, чтобы дети одевались в определённой последовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика и надеть колготы, рейтузы, затем свитер, кофту, платок, шапку, в последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф; убрать свою сменную обувь в шкаф. Надо воспитывать у детей культуру общения, напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».

Примечание: по мере того как большинство детей оденутся, вывести их на прогулку. Перед выходом обратить внимание детей на их внешний вид.

В план воспитательной работы можно включить и образовательные задачи: в процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, её назначения, названия отдельных деталей одежды; закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завязывать назад-вперёд, левый-правый сапог, ботинок).

Прогулка.

В плане работы необходимо наметить содержание разных видов деятель­ности, которую вы организуете. Эту деятельность необходимо согласовать с воспитателем. В плане записываете не только название деятельности, но и педагогическую задачу, которую вы будете решать в процессе руководства той или иной деятельностью. Следует серьёзно продумать методику руководства деятельностью детей, в плане указать, какие виды игрушек, какой инвентарь будет вынесен для организации намеченных игр, трудовой деятельности детей. Необходимо указать в плане последовательность, но при этом необходимо помнить, что последовательность содержания видов деятельности на прогулке зависит от предыдущей деятельности, т.е. от занятий, а также состояния погоды, интереса, индивидуальных особенностей детей.

Организация прогулки.

Организовать интересную, разнообразную и содержательную деятельность детей на прогулке. Выйдя с детьми на участок, познакомить их с наличием игрушек. Уточнить, с кем и во что дети хотели бы поиграть, напомнить о правилах игры.

В процессе прогулки понаблюдать за содержанием детских игр, взаимо­отношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.

Организовать (провести с детьми) подвижную игру (указать название игры и цель). Привлечь детей к уборке участка, указать содержание труда (т.е. что дети будут делать) и педагогическую задачу. Группе детей дать трудовое пору­чение.

Организовать с детьми наблюдения (указать, что дети будут наблюдать). Следует помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно организовать наблю­дение, словесные игры, беседы с детьми.

Возвращение с прогулки.

Перед уходом с прогулки проконтролировать, чтобы дети убрали все игрушки на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность. На­помнить, что при входе в помещение дошкольного учреждения надо хорошо вытереть ноги, идти тихо, не кричать. В раздевальной комнате следить за тем, чтобы все дети раздевались быстро, самостоятельно, аккуратно убирали свои вещи в шкаф. Воспитывать у детей бережное обращение к вещам личного пользования. Когда все разденутся, проверить, как дети выполнили указания воспитателя, дать оценку, при необходимости предложить ребёнку навести порядок в шкафу.

Подготовка к обеду.

Работу во время данного режимного момента в плане можно не отражать, так как она проводится так же, как и работа во время подготовки к завтраку и во время завтрака.

Обед.

Во время обеда создавать спокойную обстановку. Помочь отдельным детям доесть обед, не допускать, чтобы засиживались за столом. Проследить (напомнить детям), чтобы они прополоскали рот. Воспитывать потребность в чистоте и опрятности.

Подготовка к дневному сну.

В процессе раздевания (подготовка ко сну) следить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваться тишины, дисциплины. Создавать спокойную обстановку в спальне. Воспитывать у детей положи­тельное отношение ко сну. Во время раздевания следить за последо­ватель­ностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать бережное отношение к вещам личного пользования. Обратить внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя при этом приёмы одобрения, похвалы, замечания.

Помочь детям удобно лечь в кровати, руки положить поверх одеяла, предложить проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным.


Приложение П

Требования к оформлению психолого-педагогической характеристики ребёнка дошкольного возраста, схема её составления

Форма титульной страницы характеристики

 

  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Воспитанника (цы) __________________________________________ (возрастная группа) дошкольного учебного заведения № _____ г. Севастополя _______________________________________________________ (имя и первая буква фамилии ребёнка)   составленная студентом-практикантом ______ курса психолого-педагогического факультета специальности «Дошкольное образование» ___________________________________ (фамилия, инициалы студента)   Оценка ___________     Подпись студента _____________ Ф.И.О. и подпись методиста (руководителя практики от кафедры) _______________________________________________  

Дата: 2019-05-28, просмотров: 358.