Вариант 1
1. Общие сведения о ребёнке (имя, первая буква фамилии, возраст, время пребывания в детском коллективе).
2. Биологический и социальный анамнез.
3. Характеристика поведения ребёнка:
а) общедвигательная активность ребёнка (активная, малоактивная);
б) доминирующие эмоциональные состояния (положительное, неактивное, устойчивое, малоэмоциональное);
в) засыпание (быстрое, медленное, спокойное, беспокойное);
г) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);
д) длительность сна (сокращённый, удлинённый, отвечает возрасту).
4. Аппетит (хороший, неустановившийся, плохой, избыточный, выборочное отношение к еде, отказ от еды).
5. Состояние бодрости (активное, пассивное, малоактивное).
6. Характер отношений с взрослыми и детьми (положительный, негативный, ответственный, отсутствие отношений, инициативные отношения).
7. Индивидуальные особенности (контактность, стыдливость, инициатива, кротость, уравновешенность, возбудимость, подвижность, быстрая утомляемость, другие особенности).
8. Речь (характер речи, речевые нарушения, особенности речевой регуляции, количественная оценка речи, понимание речи, вопросы, грамматический строй, активная речь).
9. Сенсорное развитие ребёнка (восприятие цветовой гаммы, дифференциация цветов и форм, подбор геометрических форм, их использование).
10. Игровая деятельность (активная, пассивная, отсутствует); характер игры (сюжетный, отображательный, навыкоподобный, сюжетно-ролевой, ролевой с творческой основой).
11. Конструктивная деятельность и рисование (активная, неактивная, нравится, не нравится, положительная динамика развития, выполнение программных заданий).
12. Навыки самообслуживания (в одевании, кормлении, физиологических потребностях).
Вариант 2
1. Общие сведения о ребёнке:
а) состояние здоровья;
б) условия жизни в семье.
2. Состав семьи.
3. Нравственно-психологическая атмосфера в семье.
4. Характер семейного воспитания.
5. Отношение ребёнка к родителям и родителей к ребёнку.
6. Отношение ребёнка к детскому коллективу:
а) к воспитателям;
б) к другим детям;
в) к режимным моментам в дошкольном учреждении.
7. Особенности умственного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
8. Изучение интересов, наклонностей и способностей, привычек, основных черт и качеств характера, темперамента ребёнка.
9. Выводы по наблюдениям за ребёнком во время игры, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, во время экскурсий, в детском коллективе и дома.
10. Основные выводы и предложения относительно воспитательной работы с ребёнком.
Вариант 3
1. Имя и первая буква фамилии ребёнка.
Дата рождения. Количество полных лет и месяцев на момент составления характеристики.
2. Методы, которые использовались для психолого-педагогического изучения ребёнка.
3. Анализ сведений, полученных от родителей ребёнка: состояние здоровья, развитие движений и речи, сформированность навыков самообслуживания; отношение родителей к воспитанию ребёнка, условия жизни ребёнка в семьи, взаимоотношения в семье.
4. Анализ сведений, полученных от воспитателей группы: с какого возраста ребёнок посещает дошкольное учреждение, ход адаптации; взаимоотношения с ровесниками и взрослыми.
5. Анализ данных собственных наблюдений:
а) уровень нервно-психического развития (движения, речь, самостоятельность, сенсорное развитие), его соответствие возрастным нормам;
б) развитие предметной и игровой деятельности (каким игрушкам отдаёт предпочтение, как их использует; тематика игр, умеет ли развивать сюжет игры; совместные игры с взрослыми и другими детьми);
в) усвоение программы обучения конкретной возрастной группы (охарактеризовать, по каким разделам программа усвоена лучше, каких знаний нет или они низкого уровня); развитие памяти, внимания, мышления, элементов учебной деятельности;
г) характер, индивидуальные особенности и интересы ребёнка.
7. Какие методы педагогического влияния дают положительные результаты?
8. Выявленные ошибки в воспитании и развитии ребёнка, рекомендации относительно их преодоления.
Объём характеристики – не менее 3 страниц.
Приложение Р
Рекомендации по проведению зачётных мероприятий
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо прежде всего определить его главную цель, которая заключается в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения и навыки познавательной деятельности, а на развивающем, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания, поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить: для того чтобы ребёнок мог быть успешным в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определённые знания и навыки.
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях, на которых с этой целью вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие занятия в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие занятия – лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых – в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребёнка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по разным схемам. Ниже приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий (см. табл. Р.1, Р.2).
Таблица Р.1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.