Схема составления психолого-педагогической характеристики ребёнка дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вариант 1

1. Общие сведения о ребёнке (имя, первая буква фамилии, возраст, время пребывания в детском коллективе).

2. Биологический и социальный анамнез.

3. Характеристика поведения ребёнка:

а) общедвигательная активность ребёнка (активная, малоактивная);

б) доминирующие эмоциональные состояния (положительное, неактивное, устойчивое, малоэмоциональное);

в) засыпание (быстрое, медленное, спокойное, беспокойное);

г) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);

д) длительность сна (сокращённый, удлинённый, отвечает возрасту).

4. Аппетит (хороший, неустановившийся, плохой, избыточный, выборочное отношение к еде, отказ от еды).

5. Состояние бодрости (активное, пассивное, малоактивное).

6. Характер отношений с взрослыми и детьми (положительный, негативный, ответственный, отсутствие отношений, инициативные отношения).

7. Индивидуальные особенности (контактность, стыдливость, инициатива, кро­тость, уравновешенность, возбудимость, подвижность, быстрая утомля­емость, другие особенности).

8. Речь (характер речи, речевые нарушения, особенности речевой регуляции, количественная оценка речи, понимание речи, вопросы, грамматический строй, активная речь).

9. Сенсорное развитие ребёнка (восприятие цветовой гаммы, дифферен­ци­ация цветов и форм, подбор геометрических форм, их использование).

10. Игровая деятельность (активная, пассивная, отсутствует); характер игры (сю­жетный, отображательный, навыкоподобный, сюжетно-ролевой, роле­вой с творческой основой).

11. Конструктивная деятельность и рисование (активная, неактивная, нра­вит­ся, не нравится, положительная динамика развития, выполнение прог­рам­мных заданий).

12. Навыки самообслуживания (в одевании, кормлении, физиологических по­требностях).

Вариант 2

1. Общие сведения о ребёнке:

а) состояние здоровья;

б) условия жизни в семье.

2. Состав семьи.

3. Нравственно-психологическая атмосфера в семье.

4. Характер семейного воспитания.

5. Отношение ребёнка к родителям и родителей к ребёнку.

6. Отношение ребёнка к детскому коллективу:

а) к воспитателям;

б) к другим детям;

в) к режимным моментам в дошкольном учреждении.

7. Особенности умственного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

8. Изучение интересов, наклонностей и способностей, привычек, основных черт и качеств характера, темперамента ребёнка.

9. Выводы по наблюдениям за ребёнком во время игры, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, во время экскурсий, в детском кол­лективе и дома.

10. Основные выводы и предложения относительно воспитательной работы с ребёнком.

Вариант 3

1. Имя и первая буква фамилии ребёнка.

Дата рождения. Количество полных лет и месяцев на момент составления характеристики.

2. Методы, которые использовались для психолого-педагогического изучения ребёнка.

3. Анализ сведений, полученных от родителей ребёнка: состояние здоровья, развитие движений и речи, сформированность навыков самообслуживания; отношение родителей к воспитанию ребёнка, условия жизни ребёнка в семьи, взаимоотношения в семье.

4. Анализ сведений, полученных от воспитателей группы: с какого возраста ребёнок посещает дошкольное учреждение, ход адаптации; взаимоотно­шения с ровесниками и взрослыми.

5. Анализ данных собственных наблюдений:

а) уровень нервно-психического развития (движения, речь, самостоя­тель­ность, сенсорное развитие), его соответствие возрастным нормам;

б) развитие предметной и игровой деятельности (каким игрушкам отдаёт предпочтение, как их использует; тематика игр, умеет ли развивать сюжет игры; совместные игры с взрослыми и другими детьми);

в) усвоение программы обучения конкретной возрастной группы (оха­рак­теризовать, по каким разделам программа усвоена лучше, каких знаний нет или они низкого уровня); развитие памяти, внимания, мышления, элементов учебной деятельности;

г) характер, индивидуальные особенности и интересы ребёнка.

7. Какие методы педагогического влияния дают положительные результаты?

8. Выявленные ошибки в воспитании и развитии ребёнка, рекомендации относительно их преодоления.

Объём характеристики – не менее 3 страниц.


Приложение Р


Рекомендации по проведению зачётных мероприятий

 

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо прежде всего опре­делить его главную цель, которая заключается в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения и навыки познавательной деятельности, а на развивающем, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания, поэтому в образова­тельном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и раз­вивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить: для того чтобы ребёнок мог быть успешным в собственной исследовательской дея­тельности, ему необходимы определённые знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях, на которых с этой целью вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие занятия в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие за­нятия – лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых – в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребёнка, умении до­определять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и раз­вивающие занятия строятся по разным схемам. Ниже приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий (см. табл. Р.1, Р.2).

Таблица Р.1

Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.