Памятка для анализа педагогической деятельности воспитателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Организационная, дидактическая, воспитательная деятельность педагога.

2. Личностные качества педагога-дошкольника.

3. Деятельность детей.

Организационная деятельность воспитателя – это те формы, методы и приёмы, которые использует воспитатель при организации детей для выпол­нения поставленных заданий.

Дидактическая деятельность – это достижение педагогом основных прин­ципов дидактики: доступности, систематичности, последовательности, науч­ности, прочности осознания (осмысления) знаний детьми, связи с жизнью, индивидуализации и дифференциации.

Воспитательная деятельность – это методы и методические приёмы, полнота реализации воспитательных целей во время проведения учебно-вос­питательного мероприятия.

Личностные качества воспитателя – педагогическая культура, такт, мо­ральные качества, подход к детям и стиль общения с ними, язык (темп, тембр, эмоциональная выразительность и т.д.).

Деятельность детей на занятиях характеризует уровень познавательной активности, эмоционально-чувственное восприятие материала, заинтересо­ван­ность, уровень выполнения задания и усвоения знаний.

Анализ учебно-воспитательных мероприятий педагога происходит по сле­дующей схеме:

1. Цель и задания учебно-воспитательного мероприятия: удалось ли их реа­лизовать?

2. Отвечают ли поставленной цели содержание, форма, методы и средства?

3. Какая подготовка к учебно-воспитательному мероприятию была проведена со стороны воспитателя и с воспитанниками? Каким образом можно было усовершенствовать и улучшить её?

4. Реализовались ли принципы индивидуального и дифференцированного подходов к детям?

5. Какие формы работы (групповые, индивидуальные, фронтальные) были использованы, их целесообразность?

6. Использовал ли воспитатель все возможности для активизации познава­тель­ной деятельности своих воспитанников?

7. Имело ли место решение детьми проблемных заданий, вопросов, си­ту­а­ций?

Требования к наблюдению и анализу:

1. Необходимо учитывать индивидуальные особенности педагога.

2. Придерживаться доброжелательного доверительного тона.

3. Оценивать объективно работу педагога.


Приложение Л

Л.1. Анализ современного занятия в дошкольном заведении

 

Анализ – «логический приём познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления или процесса) на части, элементы, признаки. Их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, то есть необходимых и определённых качеств и свойств» (проф. С.В. Куль­невич).

Огромное количество и разнообразие видов анализа даёт педагогу воз­можность и право их выбрать в зависимости от цели деятельности.

В науке существуют следующие виды анализа:

· феноменологический;

· событийный;

· содержательный;

· понятийный;

· элементарный;

· причинный;

· логический;

· структурно-функциональный.

Педагог в своей профессиональной деятельности наиболее часто исполь­зует 4 вида анализа: элементарный, содержательный, причинный, структурно-функциональный.


Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

2. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития по­знавательной деятельности.

3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации деятель­ности детей.

4. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

5. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приёмы).

6. Логика построения занятия, единая линия содержания.

7. Эмоциональный компонент (начало и окончание занятия всегда на вы­соком эмоциональном подъёме).

8. Связь с жизнью и личным опытом детей.

9. Развитие умений детей самостоятельно добывать и пополнять знания.

10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планиро­ва­ние каждого занятия педагогом.

 


Л.2. Памятка студенту по видам занятий в ДУЗ

1. Традиционное занятие. По старой традиционной форме: объяснение, вы­полнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Интегрированное, комплексное (комбинированное) занятие. Использова­ние на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3. Тематическое занятие. Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «Наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие. Выяснение усвоения программы деть­ми за определённый отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Занятие-экскурсия. В библиотеку, ателье, на почту, поле, стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело. Коллективное рисование, коллективная аппликация: «Строим улицу нашего города», «Цветущий луг».

7. Занятие-труд. Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра. «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Один из вариантов – занятие-аукцион: кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9. Занятие-творчество. Мастерская художника, народных умельцев, сказоч­ника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного мате­риала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки. На фольклорном материале, на фоне трудовой дея­тельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка. Всё занятие строится по сюжету одной сказки, с исполь­зованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие – пресс-конференция. Дети задают вопросы «космонавту», «путе­шественнику», «герою сказки», и он отвечает на вопросы, затем «жур­налисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант. Неотложная помощь. Например, идём от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или по­лучается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и млад­шей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие ри­суют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения. Всей группе детей даётся задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, на­чинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети ком­ментируют изображение, составляют рассказ, или воспитатель рисует то, о чём рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие. Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей – «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в Страну весёлых математиков, по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие (проблемное занятие). Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети её сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдёт, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент. Ребёнку, к примеру, дают бумагу. Он делает с ней всё, что хочет – рвёт, мнёт, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия – рисунки-сочинения. Воспитатель рисует, дети составляют рас­сказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс. Например, «Что, где, когда?». Конкурс фантазёров, сти­хов, сказок. Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, ка­питан выступает, дети дополняют.

Вариант: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «брёвнышко» для построения моста к противо­положной команде. За неправильный ответ «брёвнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. даст больше правильных ответов.

20. Групповые занятия (вариант конкурса). Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» своё время года, рисуют, рассказывают при­думанные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступ­ление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа». Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жи­телей (зверей), школа юного шофёра и пешехода, юного эколога. Рас­сказывают о себе, поют, танцуют, показывают пантомиму и т.д.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 239.