1. Организационная, дидактическая, воспитательная деятельность педагога.
2. Личностные качества педагога-дошкольника.
3. Деятельность детей.
Организационная деятельность воспитателя – это те формы, методы и приёмы, которые использует воспитатель при организации детей для выполнения поставленных заданий.
Дидактическая деятельность – это достижение педагогом основных принципов дидактики: доступности, систематичности, последовательности, научности, прочности осознания (осмысления) знаний детьми, связи с жизнью, индивидуализации и дифференциации.
Воспитательная деятельность – это методы и методические приёмы, полнота реализации воспитательных целей во время проведения учебно-воспитательного мероприятия.
Личностные качества воспитателя – педагогическая культура, такт, моральные качества, подход к детям и стиль общения с ними, язык (темп, тембр, эмоциональная выразительность и т.д.).
Деятельность детей на занятиях характеризует уровень познавательной активности, эмоционально-чувственное восприятие материала, заинтересованность, уровень выполнения задания и усвоения знаний.
Анализ учебно-воспитательных мероприятий педагога происходит по следующей схеме:
1. Цель и задания учебно-воспитательного мероприятия: удалось ли их реализовать?
2. Отвечают ли поставленной цели содержание, форма, методы и средства?
3. Какая подготовка к учебно-воспитательному мероприятию была проведена со стороны воспитателя и с воспитанниками? Каким образом можно было усовершенствовать и улучшить её?
4. Реализовались ли принципы индивидуального и дифференцированного подходов к детям?
5. Какие формы работы (групповые, индивидуальные, фронтальные) были использованы, их целесообразность?
6. Использовал ли воспитатель все возможности для активизации познавательной деятельности своих воспитанников?
7. Имело ли место решение детьми проблемных заданий, вопросов, ситуаций?
Требования к наблюдению и анализу:
1. Необходимо учитывать индивидуальные особенности педагога.
2. Придерживаться доброжелательного доверительного тона.
3. Оценивать объективно работу педагога.
Приложение Л
Л.1. Анализ современного занятия в дошкольном заведении
Анализ – «логический приём познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления или процесса) на части, элементы, признаки. Их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, то есть необходимых и определённых качеств и свойств» (проф. С.В. Кульневич).
Огромное количество и разнообразие видов анализа даёт педагогу возможность и право их выбрать в зависимости от цели деятельности.
В науке существуют следующие виды анализа:
· феноменологический;
· событийный;
· содержательный;
· понятийный;
· элементарный;
· причинный;
· логический;
· структурно-функциональный.
Педагог в своей профессиональной деятельности наиболее часто использует 4 вида анализа: элементарный, содержательный, причинный, структурно-функциональный.
Требования к занятию
1. Использование новейших достижений науки и практики. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
2. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации деятельности детей.
4. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
5. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приёмы).
6. Логика построения занятия, единая линия содержания.
7. Эмоциональный компонент (начало и окончание занятия всегда на высоком эмоциональном подъёме).
8. Связь с жизнью и личным опытом детей.
9. Развитие умений детей самостоятельно добывать и пополнять знания.
10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Л.2. Памятка студенту по видам занятий в ДУЗ
1. Традиционное занятие. По старой традиционной форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.
2. Интегрированное, комплексное (комбинированное) занятие. Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).
3. Тематическое занятие. Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «Наши игрушки» и др.
4. Итоговое или контрольное занятие. Выяснение усвоения программы детьми за определённый отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).
5. Занятие-экскурсия. В библиотеку, ателье, на почту, поле, стройку, в школу и др.
6. Коллективное творческое дело. Коллективное рисование, коллективная аппликация: «Строим улицу нашего города», «Цветущий луг».
7. Занятие-труд. Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.
8. Занятие-игра. «Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Один из вариантов – занятие-аукцион: кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.
9. Занятие-творчество. Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).
10. Занятие-посиделки. На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.
11. Занятие-сказка. Всё занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.
12. Занятие – пресс-конференция. Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки», и он отвечает на вопросы, затем «журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.
13. Занятие-десант. Неотложная помощь. Например, идём от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.
14. Занятие комментированного обучения. Всей группе детей даётся задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ, или воспитатель рисует то, о чём рассказывают дети.
15. Занятие-путешествие. Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей – «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в Страну весёлых математиков, по «Красной Книге».
16. Занятие-открытие (проблемное занятие). Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети её сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдёт, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».
17. Занятие-эксперимент. Ребёнку, к примеру, дают бумагу. Он делает с ней всё, что хочет – рвёт, мнёт, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.
18. Занятия – рисунки-сочинения. Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.
19. Занятие-конкурс. Например, «Что, где, когда?». Конкурс фантазёров, стихов, сказок. Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.
Вариант: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «брёвнышко» для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «брёвнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. даст больше правильных ответов.
20. Групповые занятия (вариант конкурса). Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» своё время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).
21. «Игра-школа». Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофёра и пешехода, юного эколога. Рассказывают о себе, поют, танцуют, показывают пантомиму и т.д.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 239.