Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребёнка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создаёт базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. Вот почему взаимодействие ребёнка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнём, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером. Цель применения ИКТ в учебном процессе как инновационного подхода в образовании – использование принципиально новых возможностей совершенствования образовательного процесса. Использование ИКТ на занятиях позволяет:
1. Активизировать познавательную деятельность детей.
2. Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.
3. Повышать интерес к обучению (мотивация).
4. Осуществлять дифференцированный подход.
5. Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей.
6. Формировать навыки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия:
1) при объяснении (введении) нового материала;
2) при закреплении;
3) при повторении;
4) при обобщении;
5) при обследовании.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и наглядного предоставления учебного материала к занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом, презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.
Л.3. Анализ и оценка результативности занятия в группе детей дошкольного возраста
№ п/п | Критерии оценки деятельности педагога-воспитателя на занятии |
1. Подготовка к занятию. | |
1.1. | Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей, аппликационной техникой). |
1.2. | Умение составить конспект занятия в соответствии с целями, определить его содержание, структуру, подобрать дидактические игры, речевой материал к занятию. |
1.3. | Подбор и рациональное размещение материала и оборудования к занятию. |
1.4. | Предварительная работа с детьми (рассматривание иллюстраций, беседы, наблюдения, игры, чтение художественной литературы). |
2. Профессиональные качества воспитателя. | |
2.1. | Знание предмета и общая эрудиция. |
2.2. | Уровень педагогического и методического мастерства. |
2.3. | Культура речи (грамотность, темп, дикция, образность, эмоциональность и т.п.). |
2.4. | Степень тактичности, демократичность взаимоотношений с детьми. |
2.5. | Внешний вид, поза, мимика. |
3. Оправданность и рациональность выбора методов и форм организации деятельности. | |
3.1. | Использование разнообразных форм организации детей: а) по подгруппам; б) коллективная; в) индивидуальная. |
3.2. | Игровые методы и приёмы. |
3.3. | Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей. |
3.4. | Приёмы обеспечения эмоциональности, интереса. |
3.5. | Умение регулировать поведение и сохранять интерес детей в процессе занятия. |
3.6. | Приёмы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания. |
3.7. | Приёмы оценивания детских работ. |
3.8. | Приёмы активизации и стимулирования самостоятельности детей. |
3.9. | Индивидуальная работа с детьми. |
4. Деятельность детей на занятии. | |
4.1. | Сохранение интереса и внимания детей к аппликационной деятельности на занятии. |
4.2. | Активность и инициатива, самостоятельность детей в решении поставленных задач. |
4.3. | Усвоение детьми программного содержания. |
4.4. | Оценка выполнения работы в процессе деятельности на занятии. Качество оценки. |
4.5. | Умение адекватно оценить собственную работу на занятии. |
5. Оценка эффективности занятия. | |
5.1. | Рациональность использования времени (оптимальный темп, смена видов деятельности). |
5.2. | Степень целесообразности и эффективность использования наглядного материала (демонстрационного и раздаточного), ТСО и т.п. |
5.3. | Эффективность использования методов и организационных форм занятия. |
5.4. | Уровень обратной связи в ходе занятия. |
5.5. | Оценка соблюдения норм гигиены и техники безопасности. |
5.6. | Оценка и контроль деятельности детей воспитателем. |
6. Оценка достижения цели занятия и его результативности. | |
6.1. | Степень конкретности цели и задач. |
6.2. | Реальность, целесообразность и достижимость цели. |
6.3. | Степень взаимодействия с детьми (воспитательная и обучающая составляющие: чему и в какой степени научились, что способствовало воспитанию). |
6.4. | Степень влияния содержания занятия на развитие детей (что способствовало развитию и в какой степени). |
Приложение М
Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.