Режимные процессы | Продолжительность режимных процессов | Культурно-гигиенические навыки | Обязанности персонала | |||
мытьё рук | Начало | Конец | Владеют | Не владеют | Воспитатель | Помощник воспитателя |
завтрак | ||||||
подготовка к прогулке | ||||||
возвращение с прогулки | ||||||
подготовка к обеду | ||||||
обед | ||||||
подготовка ко сну |
Анализируя полученные данные, обратите внимание на следующее:
· В чём проявляется специфика проведения режимных процессов и воспитательной работы в данной возрастной группе?
· Выполняется ли режим в группе? Если не всегда, то в чём причина несоблюдения?
· Каков уровень овладения детьми культурно-гигиеническими навыками в вашей группе (высокий, средний, низкий)?
· Характер взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя с детьми в процессе организации режимных процессов в вашей группе?
Сделайте выводы об уровне формирования культурно-гигиенических навыков у детей вашей группы.
Задание 2. Посмотреть и проанализировать занятия, которые проводит воспитатель, по разным разделам программы и различных типов (комплексные, комбинированные, интегрированные, тематические):
· организуются и проводятся для всех студентов подгруппы (схема анализа занятия в приложениях Л1, Л2). Воспитателям ДУЗ, где проходят практику студенты, следует подготовить разные виды занятий и провести их, пригласив всю подгруппу студентов-практикантов. Студенты обсуждают и анализируют просмотренные занятия.
Задание 3. Самостоятельно подготовить (составить конспект) и провести утренний приём детей. Методические рекомендации по организации различных видов работы с детьми представлены в приложении Ж3.
Выход 4.
Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: изучение творческих изобразительных способностей дошкольников.
Цель: формирование у студентов умения устанавливать связь между обучением детей изобразительным навыкам и развитием их творчества.
Методические указания
При просмотре занятий по изобразительной деятельности и наблюдении за самостоятельной изобразительной деятельностью детей, отметьте наличие показателей детского творчества:
· Отношение, интересы, способности детей, проявляющиеся в творчестве: искренность, правдивость, непосредственность переживания; увлечённость деятельностью; мотивы деятельности; творческое воображение, способность «вхождения» в условные ситуации;
· Показатели качества способа творческих действий: дополнения, изменения, вариации, создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях, самостоятельные поиски, нахождение новых приёмов в изображении;
· Показатели качества продукции детского художественного творчества:
индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения;
соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Провести анализ поможет беседа с работниками дошкольного учреждения, в процессе которой полезно выяснить:
· как решаются задачи по эстетическому воспитанию детей вне занятия и на занятиях;
· каким видам художественной деятельности дети оказывают предпочтение;
· как осуществляется индивидуальный подход к детям с разным уровнем развития творческих способностей;
· наличие произведений искусства, художественной литературы, принадлежностей для кукольного и теневого театра в группе, где студент проходит практику, а также в целом в детском саду;
· наличие в группе изобразительных материалов, необходимых для художественного развития детей, количество этого материала.
Выполняя это задание, студентам необходимо отобрать несколько работ детей (5–8) и побеседовать с их авторами:
– Что изображено на твоём рисунке (аппликации)?
– У тебя получилось нарисовать (наклеить) всё, что ты задумал?
– Тебе нравится твоя работа?
– Что бы ты ещё хотел сделать? Что тебе для этого нужно (какие краски, карандаши, бумага и другие материалы)?
Возьмите у воспитателя предыдущие работы этих ребят. Побеседовав с воспитателем и проанализировав работы детей, сделайте заключение в «продвижении» дошкольников в овладении изобразительной деятельностью.
Работы с анализом и заключением представьте в отчётной документации.
Задание 2. Посмотреть и проанализировать фронтальные, групповые, индивидуальные занятия с детьми. Эти занятия организуются для всех студентов данной подгруппы (схема анализа занятия в приложении).
Задание 3. Составить конспект занятия или любого режимного момента, обсудить с воспитателем (см. рекомендации в приложении Г2, Ж2, Ж3).
Содержательный модуль 3
Самостоятельное выполнение обязанностей воспитателя
(задания представлены начиная с 5-го по 10-й выход на практику).
Выход 5.
Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: изучение оборудования, необходимого для организации труда детей, видов труда и их усвоения детьми данной возрастной группы.
Цель: развивать умение студентов анализировать организацию целесообразной предметно-пространственной среды для включения дошкольников в элементарный труд, осуществлять педагогическую диагностику уровня усвоения детьми навыков различных видов труда.
Методические указания
Для реализации задач и содержания трудового воспитания дошкольников необходимо иметь специальное оборудование: предметы для хозяйственно-бытового труда, труда на природе, ручного, художественного, труда по самообслуживанию. Это оборудование размещается в специальных уголках: уголке природоохранного труда, хозяйственно-бытового труда и т.д. При этом необходимо, чтобы ребёнок легко мог найти нужную ему вещь, имел бы место для занятий данным видом труда, чтобы не мешать другим детям.
Выполняя задание, практиканты отмечают следующее:
· какие трудовые уголки имеются в групповой комнате и на участке;
· каков подбор необходимого трудового оборудования, его размещение, соответствует ли оно педагогическим и гигиеническим требованиям;
· что можно посоветовать для улучшения организации трудовых уголков.
Студенты в течение дня наблюдают за организацией трудовой деятельности детей. Изучая и описывая уровень усвоения детьми разных видов труда, необходимо выявить:
· какими видами труда занимались дети, каково было его содержание;
· в каких формах он был организован;
· отношение детей к труду (опишите типичные проявления отношения детей);
· каковы мотивы трудовой деятельности детей;
· как проявляются особенности руководства различными видами труда при различных формах организации;
· как предполагаемое содержание труда учитывает интересы детей, возможность проявления инициативы и самостоятельности;
· достаточное ли место занимает труд в режиме дня группы;
· какие методические приёмы использовал воспитатель для установления личностно ориентированного взаимодействия в труде;
· был ли достигнут результат в тех видах труда, который наблюдали.
Практиканты записывают, какими видами труда и в каких формах организации занимались дети в течение дня: в утренний отрезок времени, в период подготовки к завтраку, к обеду, к занятиям, на прогулке. Отмечают, сколько детей участвовало в течение дня в разных видах труда, как воспитатель ведёт учёт детей, участвующих в том или ином виде труда, как организовано дежурство по занятиям, по столовой, в уголке природы. Описывая организацию дежурства в уголке природы, отметьте следующее: как и где организован уголок природы, его обитатели (растения и животные), наличие календарей природы, количество детей, ежедневно дежуривших в уголке, их обязанности, как они распределяются между детьми, навыки детей по дежурству в уголке. Сделайте эскиз уголка природы вашей группы.
Рекомендуется побеседовать с одним из детей с целью выявления его отношения к труду, результату труда и его мотивов.
Примерные вопросы беседы:
– Что ты делал? Получилось ли у тебя всё, что ты хотел?
– Зачем ты это делал? Для чего это нужно?
– Как ты это делал?
– Любишь ли ты трудиться? Почему?
– Какой труд ты любишь?
– Чем ты не любишь заниматься больше всего? Почему?
– Чем ты любишь заниматься больше всего?
Сделайте вывод об организации трудового воспитания детей в вашей группе и уровне формирования навыков детей по различным видам труда.
Задание 2. Самостоятельно провести прогулку (конспект приложить)
Содержательный модуль 4
Организация работы с родителями
(задания представлены в 6, 7, 9-м выходе на практику).
Выход 6.
Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: особенности организации творческих игр детей и руководства ими.
Цель: учить студентов наблюдать и анализировать развитие творческой игры (определять этап развития); формировать профессиональную позицию в образовательном пространстве.
Методические указания
Составьте план-схему групповой комнаты, зафиксируйте расположение игрушек и игровых материалов. Отметьте их количество, разнообразие, соответствуют ли они возрасту детей.
Понаблюдайте за 1–2 группами играющих детей и зафиксируйте возникновение игры, её развитие и завершение. Отметьте выполнение детьми игровых действий.
Форма записи.
Группа _____________, возраст детей _______________ .
Время возникновения игры | Время завершения игры | Действия, выполняемые детьми | Развитие игры (сюжет) |
На основе наблюдений проанализируйте:
· Соответствуют ли сюжетно-ролевые игры возрастным возможностям детей?
· Какие взаимоотношения взрослых отражают дети в своих играх?
· Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в играх?
· Какова структура сюжетов (одно- или многотемные, одно- или многоперсонажные)?
· Какие роли исполняют дети в своих играх?
· Какие из них являются предпочитаемыми для многих детей?
· Каков уровень и устойчивость объединения детей в игре?
· Как дети распределяют роли между собой? Нуждаются ли в помощи воспитателя? Как им в этом помогает воспитатель?
· Какова позиция педагога в игре? Верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя и детей?
· Обсуждает ли воспитатель с детьми содержание игры в начале её и то, насколько дети удовлетворены игрой, после её окончания?
· Какие приёмы руководства игровой деятельностью детей вы наблюдали?
· Соответствовали ли они уровню игровой деятельности детей?
· Проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, связанные с их половой принадлежностью?
· Одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы?
· В чём проявляется творчество детей в игре?
· При каких условиях содержание игры могло бы быть более полным, интересным, а действия и умения детей богаче и полнее?
После наблюдаемых игр спросите у детей, почему они играли в данную игру, чем она им понравилась, будут ли они ещё раз в неё играть? Полезно поговорить с воспитателем и установить, как он сам оценивает состояние игровой деятельности детей и её развитие.
Задание 2. Разработать и провести консультацию с родителями на актуальную тему воспитания и развития ребёнка.
Задание 3. Посмотреть и проанализировать занятие по физическому воспитанию, организованное воспитателем (инструктором по физическому развитию), рекомендации представлены в приложениях Л1, Л2.
Задание 4. Самостоятельно провести утреннюю гимнастику (гимнастику пробуждения).
Выход 7.
Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (во 2-й половине дня).
Цель: учить устанавливать в игре тактику, соответствующую этапу развития игры, а также индивидуальным, возрастным особенностям дошкольников, стимулировать потребность в повышении собственной культуры педагогической деятельности.
Методические указания
Попытайтесь непосредственно включиться в детскую игру, взяв на себя определённую роль. Поиграв с детьми, ответьте на следующие вопросы:
· Какую роль выполняли?
· Какие игрушки (игрушки-заменители) дети использовали в игре?
· Удалось ли вам включиться в детскую игру, не нарушив её гармонического развития?
· Играя с детьми, вы выполняли правило «Никогда не фантазируй за детей»?
· Какие чувства проявляли к вам дети как партнёру по игре?
· Насколько получилось у вас сыграть взятую на себя роль?
Задание 2. Самостоятельно провести прогулку (конспект приложить), использовать методические рекомендации по проведению режимных моментов (см. рекомендации в приложении М).
Задание 3. Просмотр и анализ занятия по ознакомлению детей с природой (см. схему анализа и оценки результативности занятия в приложении М)
Задание 4. Разработать консультацию для родителей.
Содержательный модуль 5
Дата: 2019-05-28, просмотров: 354.