Организация режимных процессов в группе дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Режимные процессы

Продолжительность режимных процессов

Культурно-гигиенические навыки

Обязанности персонала

мытьё рук

Начало

Конец

Владеют

Не владеют

Воспитатель

Помощник воспитателя

завтрак
подготовка к прогулке
возвращение с прогулки
подготовка к обеду
обед
подготовка ко сну            

 

Анализируя полученные данные, обратите внимание на следующее:

· В чём проявляется специфика проведения режимных процессов и вос­пи­тательной работы в данной возрастной группе?

· Выполняется ли режим в группе? Если не всегда, то в чём причина несоблюдения?

· Каков уровень овладения детьми культурно-гигиеническими навыками в вашей группе (высокий, средний, низкий)?

· Характер взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя с детьми в процессе организации режимных процессов в вашей группе?

Сделайте выводы об уровне формирования культурно-гигиенических на­вы­ков у детей вашей группы.

Задание 2. Посмотреть и проанализировать занятия, которые проводит вос­питатель, по разным разделам программы и различных типов (комплексные, комбинированные, интегрированные, тематические):

· организуются и проводятся для всех студентов подгруппы (схема ана­лиза занятия в приложениях Л1, Л2). Воспитателям ДУЗ, где проходят практику студенты, следует подготовить разные виды занятий и про­вес­ти их, пригласив всю подгруппу студентов-практикантов. Студенты обсуждают и анализируют просмотренные занятия.

Задание 3. Самостоятельно подготовить (составить конспект) и провести утренний приём детей. Методические рекомендации по организации различных видов работы с детьми представлены в приложении Ж3.

Выход 4.

Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: изучение твор­ческих изобразительных способностей дошкольников.

Цель: формирование у студентов умения устанавливать связь между обуче­нием детей изобразительным навыкам и развитием их творчества.

Методические указания

При просмотре занятий по изобразительной деятельности и наблюдении за самостоятельной изобразительной деятельностью детей, отметьте наличие показателей детского творчества:

· Отношение, интересы, способности детей, проявляющиеся в творче­стве: искренность, правдивость, непосредственность переживания; увле­чённость деятельностью; мотивы деятельности; творческое вообра­же­ние, способность «вхождения» в условные ситуации;

· Показатели качества способа творческих действий: дополнения, изме­нения, вариации, создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях, самостоятель­ные поиски, нахождение новых приёмов в изображении;

· Показатели качества продукции детского художественного творчества:

­ индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения;

­ соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Провести анализ поможет беседа с работниками дошкольного учреждения, в процессе которой полезно выяснить:

· как решаются задачи по эстетическому воспитанию детей вне занятия и на занятиях;

· каким видам художественной деятельности дети оказывают предпоч­тение;

· как осуществляется индивидуальный подход к детям с разным уровнем развития творческих способностей;

· наличие произведений искусства, художественной литературы, принад­лежностей для кукольного и теневого театра в группе, где студент про­ходит практику, а также в целом в детском саду;

· наличие в группе изобразительных материалов, необходимых для худо­жественного развития детей, количество этого материала.

Выполняя это задание, студентам необходимо отобрать несколько работ детей (5–8) и побеседовать с их авторами:

– Что изображено на твоём рисунке (аппликации)?

– У тебя получилось нарисовать (наклеить) всё, что ты задумал?

– Тебе нравится твоя работа?

– Что бы ты ещё хотел сделать? Что тебе для этого нужно (какие краски, карандаши, бумага и другие материалы)?

Возьмите у воспитателя предыдущие работы этих ребят. Побеседовав с вос­пи­тателем и проанализировав работы детей, сделайте заключение в «про­движении» дошкольников в овладении изобразительной деятельностью.

Работы с анализом и заключением представьте в отчётной документации.

Задание 2. Посмотреть и проанализировать фронтальные, групповые, ин­ди­видуальные занятия с детьми. Эти занятия организуются для всех студентов данной подгруппы (схема анализа занятия в приложении).

Задание 3. Составить конспект занятия или любого режимного момента, обсудить с воспитателем (см. рекомендации в приложении Г2, Ж2, Ж3).

Содержательный модуль 3

Самостоятельное выполнение обязанностей воспитателя
(задания представлены начиная с 5-го по 10-й выход на практику).

Выход 5.

Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: изучение обо­рудования, необходимого для организации труда детей, видов труда и их усво­ения детьми данной возрастной группы.

Цель: развивать умение студентов анализировать организацию целесо­образной предметно-пространственной среды для включения дошкольников в элементарный труд, осуществлять педагогическую диагностику уровня усво­ения детьми навыков различных видов труда.


Методические указания

Для реализации задач и содержания трудового воспитания дошкольников необходимо иметь специальное оборудование: предметы для хозяйственно-бытового труда, труда на природе, ручного, художественного, труда по само­обслуживанию. Это оборудование размещается в специальных уголках: уголке природоохранного труда, хозяйственно-бытового труда и т.д. При этом необхо­димо, чтобы ребёнок легко мог найти нужную ему вещь, имел бы место для занятий данным видом труда, чтобы не мешать другим детям.

Выполняя задание, практиканты отмечают следующее:

· какие трудовые уголки имеются в групповой комнате и на участке;

· каков подбор необходимого трудового оборудования, его размещение, соответствует ли оно педагогическим и гигиеническим требованиям;

· что можно посоветовать для улучшения организации трудовых угол­ков.

Студенты в течение дня наблюдают за организацией трудовой деятель­ности детей. Изучая и описывая уровень усвоения детьми разных видов труда, необходимо выявить:

· какими видами труда занимались дети, каково было его содержание;

· в каких формах он был организован;

· отношение детей к труду (опишите типичные проявления отношения детей);

· каковы мотивы трудовой деятельности детей;

· как проявляются особенности руководства различными видами труда при различных формах организации;

· как предполагаемое содержание труда учитывает интересы детей, возможность проявления инициативы и самостоятельности;

· достаточное ли место занимает труд в режиме дня группы;

· какие методические приёмы использовал воспитатель для установления личностно ориентированного взаимодействия в труде;

· был ли достигнут результат в тех видах труда, который наблюдали.

Практиканты записывают, какими видами труда и в каких формах организации занимались дети в течение дня: в утренний отрезок времени, в период подготовки к завтраку, к обеду, к занятиям, на прогулке. Отмечают, сколько детей участвовало в течение дня в разных видах труда, как воспитатель ведёт учёт детей, участвующих в том или ином виде труда, как организовано дежурство по занятиям, по столовой, в уголке природы. Описывая организацию дежурства в уголке природы, отметьте следующее: как и где организован уголок природы, его обитатели (растения и животные), наличие календарей природы, количество детей, ежедневно дежуривших в уголке, их обязанности, как они распределяются между детьми, навыки детей по дежурству в уголке. Сделайте эскиз уголка природы вашей группы.

Рекомендуется побеседовать с одним из детей с целью выявления его отношения к труду, результату труда и его мотивов.

Примерные вопросы беседы:

– Что ты делал? Получилось ли у тебя всё, что ты хотел?

– Зачем ты это делал? Для чего это нужно?

– Как ты это делал?

– Любишь ли ты трудиться? Почему?

– Какой труд ты любишь?

– Чем ты не любишь заниматься больше всего? Почему?

– Чем ты любишь заниматься больше всего?

Сделайте вывод об организации трудового воспитания детей в вашей груп­пе и уровне формирования навыков детей по различным видам труда.

Задание 2. Самостоятельно провести прогулку (конспект приложить)

Содержательный модуль 4

Организация работы с родителями
(задания представлены в 6, 7, 9-м выходе на практику).

Выход 6.

Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: особенности организации творческих игр детей и руководства ими.

Цель: учить студентов наблюдать и анализировать развитие творческой игры (определять этап развития); формировать профессиональную позицию в образовательном пространстве.


Методические указания

Составьте план-схему групповой комнаты, зафиксируйте расположение игрушек и игровых материалов. Отметьте их количество, разнообразие, соот­ветствуют ли они возрасту детей.

Понаблюдайте за 1–2 группами играющих детей и зафиксируйте возник­новение игры, её развитие и завершение. Отметьте выполнение детьми игровых действий.

Форма записи.

Группа _____________, возраст детей _______________ .

Время возникновения игры Время завершения игры Действия, выполняемые детьми Развитие игры (сюжет)
       

 

На основе наблюдений проанализируйте:

· Соответствуют ли сюжетно-ролевые игры возрастным возможностям детей?

· Какие взаимоотношения взрослых отражают дети в своих играх?

· Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в играх?

· Какова структура сюжетов (одно- или многотемные, одно- или много­персонажные)?

· Какие роли исполняют дети в своих играх?

· Какие из них являются предпочитаемыми для многих детей?

· Каков уровень и устойчивость объединения детей в игре?

· Как дети распределяют роли между собой? Нуждаются ли в помощи воспитателя? Как им в этом помогает воспитатель?

· Какова позиция педагога в игре? Верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя и детей?

· Обсуждает ли воспитатель с детьми содержание игры в начале её и то, насколько дети удовлетворены игрой, после её окончания?

· Какие приёмы руководства игровой деятельностью детей вы наблю­дали?

· Соответствовали ли они уровню игровой деятельности детей?

· Проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, связанные с их половой принадлежностью?

· Одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы?

· В чём проявляется творчество детей в игре?

· При каких условиях содержание игры могло бы быть более полным, интересным, а действия и умения детей богаче и полнее?

После наблюдаемых игр спросите у детей, почему они играли в данную игру, чем она им понравилась, будут ли они ещё раз в неё играть? Полезно поговорить с воспитателем и установить, как он сам оценивает состояние игровой деятельности детей и её развитие.

Задание 2. Разработать и провести консультацию с родителями на акту­альную тему воспитания и развития ребёнка.

Задание 3. Посмотреть и проанализировать занятие по физическому воспи­танию, организованное воспитателем (инструктором по физическому разви­тию), рекомендации представлены в приложениях Л1, Л2.

Задание 4. Самостоятельно провести утреннюю гимнастику (гимнастику про­буждения).

Выход 7.

Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: самостоя­тель­ная организация и руководство творческими играми детей (во 2-й половине дня).

Цель: учить устанавливать в игре тактику, соответствующую этапу разви­тия игры, а также индивидуальным, возрастным особенностям дошкольников, стимулировать потребность в повышении собственной культуры педагогиче­ской деятельности.

Методические указания

Попытайтесь непосредственно включиться в детскую игру, взяв на себя определённую роль. Поиграв с детьми, ответьте на следующие вопросы:

· Какую роль выполняли?

· Какие игрушки (игрушки-заменители) дети использовали в игре?

· Удалось ли вам включиться в детскую игру, не нарушив её гармо­ниче­ского развития?

· Играя с детьми, вы выполняли правило «Никогда не фантазируй за де­тей»?

· Какие чувства проявляли к вам дети как партнёру по игре?

· Насколько получилось у вас сыграть взятую на себя роль?

Задание 2. Самостоятельно провести прогулку (конспект приложить), ис­поль­зовать методические рекомендации по проведению режимных моментов (см. рекомендации в приложении М).

Задание 3. Просмотр и анализ занятия по ознакомлению детей с природой (см. схему анализа и оценки результативности занятия в приложении М)

Задание 4. Разработать консультацию для родителей.

Содержательный модуль 5

Дата: 2019-05-28, просмотров: 354.