Программа учебной практики в группах дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебная практика в группах дошкольного возраста является важным этапом в подготовке бакалавра дошкольного профиля. Профессиональные уме­ния работы с дошкольниками и общения с ними являются базовыми для вы­пускника факультета дошкольного воспитания.

Цель практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия, общения между воспита­те­лем и дошкольниками, профессионально-педагогических умений, практической готовности к выполнению функций воспитателя, развитие профессионально значимых качеств личности воспитателя.

Задачи практики:

1. Формировать профессионально-педагогическую направленность студен­тов: воспитание устойчивого интереса к профессии и любви к детям.

2. Способствовать овладению студентами способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно ориентированного взаимодей­ствия с ребёнком.

3. Развивать профессионально значимые качества личности: дисциплиниро­ванность, сдержанность, организованность, целеустремлённость и др.

4. Создавать у студентов установку на формирование индивидуального стиля в педагогической деятельности.

5. Формировать навыки проведения обследования знаний, умений, навыков у детей дошкольного возраста.

6. Формировать умение составлять психолого-педагогическую характе­ри­стику на ребёнка.

В результате прохождения учебной педагогической практики в группах дошкольного возраста студенты должны знать:

· возрастные особенности дошкольников;

· содержание программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, по которой работает базовое дошкольное учреждение;

· содержание и методику учебно-воспитательной работы в группах до­школьного возраста;

· требования к планированию и учёту работы воспитателя в группах дошкольного возраста.

Должны уметь:

· наблюдать и анализировать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста;

· находить эффективные способы общения с детьми в процессе различ­ных видов деятельности;

· самостоятельно организовывать и проводить все режимные моменты, различные виды деятельности дошкольников в повседневной жизни (игры, труд, самостоятельная творческая деятельность).

Должны ознакомиться с:

· должностными обязанностями воспитателя группы детей дошкольного возраста;

· документацией воспитателя группы детей дошкольного возраста;

· опытом работы дошкольного учреждения и группы, в которой студент проходит практику.

Организация педагогической учебной практики
в группах дошкольного возраста

Для эффективной реализации программы педагогической практики в груп­пах детей дошкольного возраста должны учитываться следующие условия её организации:

1. Перед началом практики кафедрой дошкольного и начального образования проводится изучение уровня готовности студентов в форме методического допуска, целью которого является диагностика уровня педагогических знаний, а также накопление студентами определённого дидактического и методического материала для практики. С этой целью студенты подбирают дидактические, подвижные игры для детей 3–6 лет (не меньше 10), готовят шапочки-маски к 3 подвижным играм, создают «методические копилки» по каждому разделу программы для детей дошкольного возраста, готовят наглядные пособия для работы.

2. Практика проводится в дошкольных учреждениях, работающих с детьми дошкольного возраста. Практика проводится концентрированно, то есть студенты проходят её ежедневно в полном соответствии с рабочим гра­фиком воспитателя, за которым закреплён студент. Рабочий день начи­нается с 8 часов и заканчивается в 14 часов (первая смена), вторая смена начинается в 12 часов и заканчивается в 18 часов. Общее пребывание студентов на практике – 2 недели. Первоначально студенты наблюдают работу воспитателя, а затем самостоятельно проводят занятия и органи­зуют различные виды деятельности детей.

3. Работу с детьми студенты-практиканты осуществляют под контролем вос­питателя-наставника, который непосредственно несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в группе, их обучение и воспитание.

4. Студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового режима дошкольного учреждения, выполнять требования заведующей дошколь­ным учреждением, а также указания группового методиста практики, без согласования с которым студент-практикант не может быть переведён в другую группу, привлечён к другим видам деятельности, не предусмот­рен­ным программой практики.

5. При организации самостоятельной деятельности с детьми рекомендуется использовать памятку студенту-практиканту, работающему в группе до­школь­ного возраста.


Содержание практики

Практика начинается с беседы студентов с руководителем дошкольного учреждения, в ходе которой студенты получают сведения о дошкольном учреждении (тип, вид, специфика, контингент воспитанников, основные на­правления в работе, программа, по которой работает дошкольное учреждение и т.п.). Заведующая ДУЗ проводит инструктаж по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста. Основным содержанием работы студентов-практи­кан­тов является наблюдение и анализ педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В последующие дни студенты принимают участие в:

· наблюдении за деятельностью педагога с детьми дошкольного возраста и её анализе;

· проведении пробных занятий и режимных процессов;

· составлении психолого-педагогической характеристики на ребёнка;

· составлении консультаций, рекомендаций для родителей детей до­школь­ного возраста;

· выполнении индивидуального творческого задания;

· подготовке методического пособия для воспитателей группы детей дошкольного возраста.

Прохождение практики практиканты отражают в дневнике практики, который должен содержать в себе следующие разделы:

· сведения о дошкольном учреждении и о возрастной группе, в которой работает практикант;

· список детей;

· режим дня;

· сетка занятий;

· комплексы утренней гимнастики на период прохождения практики;

· перспективный план учебно-воспитательной работы на период прак­тики;

· ежедневное календарно-тематическое планирование учебно-воспи­та­тель­ной работы в соответствии с перспективным планом работы вос­питателя в данной возрастной группе.

Перспективный план работы студентов на время практики может со­ставляться в соответствии с такими графами (табл. 2.18).

Таблица 2.18

Перспективный план учебно-воспитательной работы

Дата День недели, 1 или 2 половина дня Содержание работы (тематика, цели занятий и основные виды учебно-воспитательной работы в повседневной жизни)
     

 

Календарно-тематический план учебно-воспитательной работы с детьми на каждый день может выглядеть следующим образом (табл. 2.19).

Таблица 2.19

Календарно-тематический план учебно-воспитательной работы

Дата Содержание работы Педагогический анализ (учёт работы) Оценка, замечания
       

 

Содержание практики распределено по таким модулям.

Содержательный модуль 1

Выполнение заданий по дошкольной педа­гогике (задания представлены в каждом выходе на практику, кроме 1-го, по одному заданию).

Содержательный модуль 2

Наблюдение за педагогической деятель­ностью воспитателя группы детей дошкольного возраста и её анализ
(задания представлены в каждом выходе на практику, со 2-го задания).

Выход 1.

Задание 1. Познакомиться с дошкольным учреждением, количеством групп, типом дошкольного учреждения, педагогическим коллективом, со спецификой, приоритетами и направленностью проведения учебно-воспитательной деятель­ности данного ДУЗ.

Задание 2. Изучить инструкцию о соблюдении правил безопасности жиз­недеятельности детей.

Задание 3. Изучить график работы ДУЗ, его устав.

Задание 4. Изучить содержание программы, по которой работает дошколь­ное учреждение

Задание 5. Провести наблюдение за работой воспитателя и её анализ.

Задание 6. Изучить документацию воспитателя, познакомиться с перс­пек­тивным и календарно-тематическим планом работы воспитателя.

Выход 2.

Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: составить со­вместно с воспитателем перспективный и календарный план учебно-воспи­тательной работы на одну неделю.

Цель: учить анализировать план учебно-воспитательной работы, состав­лен­ный воспитателем группы, формировать и закреплять навык самостоя­тель­ного составления плана учебно-воспитательной работы.


Методические указания

1. Перед тем как составлять план учебно-воспитательной работы, проведи­те беседу с воспитателем, цель которой – выяснить, по какой образовательной программе он работает. Уточните расписание занятий, учебный план, соотно­шение традиционных и инновационных компонентов в обучении. Выясните, какими учебно-методическими пособиями пользуется воспитатель при состав­лении плана учебно-воспитательной работы. Как осуществляется планирование обучения? Какой вид плана составляет воспитатель (календарный, перспектив­ный)? Какие виды деятельности планируются на квартал, месяц, неделю? Какие задачи при этом ставятся? Какие формы организации обучения являются до­минирующими, какие используются реже? Обоснование этого.

Задание 2. Изучить режим жизни в группе и специфику организации жиз­не­деятельности детей младшего или старшего дошкольного возраста.

Задание 3. Проанализировать предметно-развивающую среду в группе (учи­тывая принципы построения предметно-развивающей среды), результаты ана­ли­за оформить в таблицу (табл. 2.20), сделать выводы.

Таблица 2.20

Создание в группе условий для комфортного пребывания ребёнка
в дошкольном учреждении

Дидакти­ческий материал Нагляд­ные учебные пособия Крупные модули (игровые, строитель­ные), их целесооб­разность, рациональ­ность Наличие игровых уголков, развива­ющих игр, поло-ролевых игр, игрушек Техниче­ские средства обучения Уголки для СХД и деятель­ности по интересам Уголки уединения, отдыха
             

Выход 3.

Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: изучить осо­бенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Цель: формирование у студентов целостного представления о системе ра­боты по воспитанию у дошкольников культуры самообслуживания. Развивать у студентов умения наблюдать, анализировать педагогические явления, делать обоб­щения и выводы.

Методические указания к выполнению задания

В программе воспитания и обучения дошкольников, по которой работает данное дошкольное учреждение, проанализируйте программные требования к уровню развития культурно-гигиенических навыков у дошкольников той воз­растной группы, в которой вы работаете.

Результаты наблюдений за организацией режимных процессов в своей группе занесите в табл. 2.21.

Таблица 2.21


Дата: 2019-05-28, просмотров: 251.