Учебная практика в группах дошкольного возраста является важным этапом в подготовке бакалавра дошкольного профиля. Профессиональные умения работы с дошкольниками и общения с ними являются базовыми для выпускника факультета дошкольного воспитания.
Цель практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия, общения между воспитателем и дошкольниками, профессионально-педагогических умений, практической готовности к выполнению функций воспитателя, развитие профессионально значимых качеств личности воспитателя.
Задачи практики:
1. Формировать профессионально-педагогическую направленность студентов: воспитание устойчивого интереса к профессии и любви к детям.
2. Способствовать овладению студентами способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком.
3. Развивать профессионально значимые качества личности: дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремлённость и др.
4. Создавать у студентов установку на формирование индивидуального стиля в педагогической деятельности.
5. Формировать навыки проведения обследования знаний, умений, навыков у детей дошкольного возраста.
6. Формировать умение составлять психолого-педагогическую характеристику на ребёнка.
В результате прохождения учебной педагогической практики в группах дошкольного возраста студенты должны знать:
· возрастные особенности дошкольников;
· содержание программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, по которой работает базовое дошкольное учреждение;
· содержание и методику учебно-воспитательной работы в группах дошкольного возраста;
· требования к планированию и учёту работы воспитателя в группах дошкольного возраста.
Должны уметь:
· наблюдать и анализировать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста;
· находить эффективные способы общения с детьми в процессе различных видов деятельности;
· самостоятельно организовывать и проводить все режимные моменты, различные виды деятельности дошкольников в повседневной жизни (игры, труд, самостоятельная творческая деятельность).
Должны ознакомиться с:
· должностными обязанностями воспитателя группы детей дошкольного возраста;
· документацией воспитателя группы детей дошкольного возраста;
· опытом работы дошкольного учреждения и группы, в которой студент проходит практику.
Организация педагогической учебной практики
в группах дошкольного возраста
Для эффективной реализации программы педагогической практики в группах детей дошкольного возраста должны учитываться следующие условия её организации:
1. Перед началом практики кафедрой дошкольного и начального образования проводится изучение уровня готовности студентов в форме методического допуска, целью которого является диагностика уровня педагогических знаний, а также накопление студентами определённого дидактического и методического материала для практики. С этой целью студенты подбирают дидактические, подвижные игры для детей 3–6 лет (не меньше 10), готовят шапочки-маски к 3 подвижным играм, создают «методические копилки» по каждому разделу программы для детей дошкольного возраста, готовят наглядные пособия для работы.
2. Практика проводится в дошкольных учреждениях, работающих с детьми дошкольного возраста. Практика проводится концентрированно, то есть студенты проходят её ежедневно в полном соответствии с рабочим графиком воспитателя, за которым закреплён студент. Рабочий день начинается с 8 часов и заканчивается в 14 часов (первая смена), вторая смена начинается в 12 часов и заканчивается в 18 часов. Общее пребывание студентов на практике – 2 недели. Первоначально студенты наблюдают работу воспитателя, а затем самостоятельно проводят занятия и организуют различные виды деятельности детей.
3. Работу с детьми студенты-практиканты осуществляют под контролем воспитателя-наставника, который непосредственно несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в группе, их обучение и воспитание.
4. Студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового режима дошкольного учреждения, выполнять требования заведующей дошкольным учреждением, а также указания группового методиста практики, без согласования с которым студент-практикант не может быть переведён в другую группу, привлечён к другим видам деятельности, не предусмотренным программой практики.
5. При организации самостоятельной деятельности с детьми рекомендуется использовать памятку студенту-практиканту, работающему в группе дошкольного возраста.
Содержание практики
Практика начинается с беседы студентов с руководителем дошкольного учреждения, в ходе которой студенты получают сведения о дошкольном учреждении (тип, вид, специфика, контингент воспитанников, основные направления в работе, программа, по которой работает дошкольное учреждение и т.п.). Заведующая ДУЗ проводит инструктаж по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста. Основным содержанием работы студентов-практикантов является наблюдение и анализ педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В последующие дни студенты принимают участие в:
· наблюдении за деятельностью педагога с детьми дошкольного возраста и её анализе;
· проведении пробных занятий и режимных процессов;
· составлении психолого-педагогической характеристики на ребёнка;
· составлении консультаций, рекомендаций для родителей детей дошкольного возраста;
· выполнении индивидуального творческого задания;
· подготовке методического пособия для воспитателей группы детей дошкольного возраста.
Прохождение практики практиканты отражают в дневнике практики, который должен содержать в себе следующие разделы:
· сведения о дошкольном учреждении и о возрастной группе, в которой работает практикант;
· список детей;
· режим дня;
· сетка занятий;
· комплексы утренней гимнастики на период прохождения практики;
· перспективный план учебно-воспитательной работы на период практики;
· ежедневное календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с перспективным планом работы воспитателя в данной возрастной группе.
Перспективный план работы студентов на время практики может составляться в соответствии с такими графами (табл. 2.18).
Таблица 2.18
Перспективный план учебно-воспитательной работы
Дата | День недели, 1 или 2 половина дня | Содержание работы (тематика, цели занятий и основные виды учебно-воспитательной работы в повседневной жизни) |
Календарно-тематический план учебно-воспитательной работы с детьми на каждый день может выглядеть следующим образом (табл. 2.19).
Таблица 2.19
Календарно-тематический план учебно-воспитательной работы
Дата | Содержание работы | Педагогический анализ (учёт работы) | Оценка, замечания |
Содержание практики распределено по таким модулям.
Содержательный модуль 1
Выполнение заданий по дошкольной педагогике (задания представлены в каждом выходе на практику, кроме 1-го, по одному заданию).
Содержательный модуль 2
Наблюдение за педагогической деятельностью воспитателя группы детей дошкольного возраста и её анализ
(задания представлены в каждом выходе на практику, со 2-го задания).
Выход 1.
Задание 1. Познакомиться с дошкольным учреждением, количеством групп, типом дошкольного учреждения, педагогическим коллективом, со спецификой, приоритетами и направленностью проведения учебно-воспитательной деятельности данного ДУЗ.
Задание 2. Изучить инструкцию о соблюдении правил безопасности жизнедеятельности детей.
Задание 3. Изучить график работы ДУЗ, его устав.
Задание 4. Изучить содержание программы, по которой работает дошкольное учреждение
Задание 5. Провести наблюдение за работой воспитателя и её анализ.
Задание 6. Изучить документацию воспитателя, познакомиться с перспективным и календарно-тематическим планом работы воспитателя.
Выход 2.
Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: составить совместно с воспитателем перспективный и календарный план учебно-воспитательной работы на одну неделю.
Цель: учить анализировать план учебно-воспитательной работы, составленный воспитателем группы, формировать и закреплять навык самостоятельного составления плана учебно-воспитательной работы.
Методические указания
1. Перед тем как составлять план учебно-воспитательной работы, проведите беседу с воспитателем, цель которой – выяснить, по какой образовательной программе он работает. Уточните расписание занятий, учебный план, соотношение традиционных и инновационных компонентов в обучении. Выясните, какими учебно-методическими пособиями пользуется воспитатель при составлении плана учебно-воспитательной работы. Как осуществляется планирование обучения? Какой вид плана составляет воспитатель (календарный, перспективный)? Какие виды деятельности планируются на квартал, месяц, неделю? Какие задачи при этом ставятся? Какие формы организации обучения являются доминирующими, какие используются реже? Обоснование этого.
Задание 2. Изучить режим жизни в группе и специфику организации жизнедеятельности детей младшего или старшего дошкольного возраста.
Задание 3. Проанализировать предметно-развивающую среду в группе (учитывая принципы построения предметно-развивающей среды), результаты анализа оформить в таблицу (табл. 2.20), сделать выводы.
Таблица 2.20
Создание в группе условий для комфортного пребывания ребёнка
в дошкольном учреждении
Дидактический материал | Наглядные учебные пособия | Крупные модули (игровые, строительные), их целесообразность, рациональность | Наличие игровых уголков, развивающих игр, поло-ролевых игр, игрушек | Технические средства обучения | Уголки для СХД и деятельности по интересам | Уголки уединения, отдыха |
Выход 3.
Задание 1. Выполнить задание по дошкольной педагогике: изучить особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Цель: формирование у студентов целостного представления о системе работы по воспитанию у дошкольников культуры самообслуживания. Развивать у студентов умения наблюдать, анализировать педагогические явления, делать обобщения и выводы.
Методические указания к выполнению задания
В программе воспитания и обучения дошкольников, по которой работает данное дошкольное учреждение, проанализируйте программные требования к уровню развития культурно-гигиенических навыков у дошкольников той возрастной группы, в которой вы работаете.
Результаты наблюдений за организацией режимных процессов в своей группе занесите в табл. 2.21.
Таблица 2.21
Дата: 2019-05-28, просмотров: 288.