К концу педагогической практики студент должен подготовить и сдать за неделю до отчётной конференции (требования к оформлению отчётной документации в приложении А):
1. Дневник практики (примерное оформление дневника практики в приложении В).
2. Индивидуальный план практики (схема индивидуального плана в приложении Б).
3. Дидактическое пособие, выполненное своими руками.
4. Карманную книжку воспитателя (с песенками, пестушками, прибаутками, потешками, стихами, короткими рассказами).
5. Методические материалы для работы с детьми и родителями (конспекты занятий, консультации, рекомендации, конспекты бесед, папки-передвижки), подписанные методистом дошкольного учреждения (требования к оформлению конспектов занятий и других форм организации детей в приложениях Г1, Е2).
6. Конспект зачётного мероприятия, подписанный руководителем педагогической практики (требования к оформлению и содержанию в приложениях Г2, Д).
7. Анализ программы, по которой работает дошкольное учреждение.
8. Характеристику студента, написанную педагогом группы, в которой работал студент (см. приложение С1).
9. Отчёт о прохождении практики студентами (требования к отчёту см. в приложении Р).
Оценивание производственной практики в группах детей раннего возраста
Основные критерии оценки прохождения практики студентами:
· аналитические умения (анализировать деятельность детей, продукты детской деятельности, выявлять положительную тенденцию, замечать недостатки);
· проектировочно-прогностические умения (прогнозировать развитие и воспитание личности ребёнка, результаты определённых педагогических воздействий, ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности, а также планировать и составлять план работы с детьми и др.);
· организаторские умения (организовывать разные виды деятельности с детьми, свою деятельность, рабочее место и др.);
· методические умения (владеть методами и приёмами работы с детьми, реализовать личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и родителями, проявлять творчество и самостоятельность в педагогической деятельности и др.);
· диагностические умения (разработать тест, диагностическую карту, определять уровень развития ребёнка, составлять психолого-педагогическую характеристику и др.);
· защитные умения (создавать благоприятные условия для здорового образа жизни, положительного эмоционального климата, охранять нервную систему ребёнка, оказывать первую медицинскую помощь и др.);
· коммуникативные умения (уметь общаться, публично выступать перед коллективом педагогов, родителями; разрешать конфликтные ситуации, управлять своим поведением и настроением, чётко и убедительно выражать свои мысли и др.);
· исследовательские умения (владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности, уметь изучать, обобщать передовой педагогический опыт, внедрять новейшие достижения педагогической мысли в практику работы дошкольного учреждения, владение педагогической рефлексией и др.);
· прикладные умения (изготавливать дидактический материал, игры, игрушки, эстетически и педагогически грамотно оформлять выставки, стенды, помещение и др.).
Система оценивания производственной практики студентов представлена в табл. 2.11.
Таблица 2.11
Система оценивания производственной практики студентов
СМ1
Аналитические умения
СМ2
Диагностические умения
СМ3
Организационные умения
Отчётные документы
Зачётное мероприятия
Работа с родителями
Выступление на итоговой конференции
Общее кол-во
25
15
15
Пояснение к таблице:
СМ1 – содержательный модуль 1 – включает организацию всех видов работы детьми и выполнение аналитических заданий:
1) аналитическое задание № 1 оценивается в 5 баллов;
2) аналитическое задание № 2 – 5 баллов;
3) аналитическое задание № 3 – 5 баллов;
4) аналитическое задание № 4 – 5 баллов;
5) аналитическое задание № 5 – 5 баллов.
СМ2 – содержательный модуль 2 – включает организацию всех видов работы и выполнение диагностических заданий практики:
6) диагностическое задание № 6 – 5 баллов;
7) диагностическое задание № 7 – 5 баллов;
8) диагностическое задание № 8 – 5 баллов.
СМ3 – содержательный модуль 3 – включает выполнение всех видов работы и организационных заданий и оценивается в 15 баллов.
Кроме этого, оцениваются:
· зачётные мероприятия – 10 баллов;
· представленная документация – 15 баллов;
· работа с родителями – 15 баллов;
· выступление на итоговой конференции – 5 баллов.
Также при оценивании практики учитывается оценка, выставленная воспитателем за прохождение практики студенту-практиканту (критерии оценивания практики воспитателем в приложении С1).
Критерии оценивания прохождение практики студентом
Студент получает 90–100 баллов, если:
· отчётная документация оформлена качественно;
· конспекты занятий составлены самостоятельно с использованием научно-методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей, присутствует творчество, структура и тип занятия соответствуют поставленной цели, подобрана оптимальная система методов, использован индивидуальный подход к детям в соответствии с их особенностями, интересами;
· студент хорошо владеет умением анализировать деятельность детей, продукты детской деятельности, выявляет положительную тенденцию, замечает недостатки, а также владеет диагностическими и организационными умениями;
· представленная наглядность и раздаточный материал соответствуют теме и содержанию деятельности детей, оформлены эстетично, правильно;
· студент методически правильно организовывал учебно-воспитательный процесс в данной возрастной группе, использовал оптимальные методы и приёмы при организации разных видов деятельности детей;
· анализ программы, по которой работает дошкольное учреждение, полный;
· темы консультаций, рекомендаций для родителей актуальны, содержательны;
· активно выступал на итоговой конференции, обсуждая актуальные проблемы раннего возраста, делился впечатлениями, успехами, вносил предложения по улучшению работы в группах раннего возраста;
· в характеристике руководства дошкольного учреждения работа студента оценена на «отлично».
Студент получает 75–89 баллов, если:
· отчётная документация оформлена правильно;
· у студента хорошо развито умение анализировать деятельность детей, продукты детской деятельности, студент выявляет положительную тенденцию, замечает недостатки, у него хорошо развиты диагностические и организационные умения;
· конспекты занятий спланированы самостоятельно с использованием научно-методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей: структура и тип занятия соответствуют поставленной цели, система методов подобрана оптимально. Однако студент не в полной мере владеет индивидуальным подходом к каждому ребёнку, не всегда учитывает интересы детей раннего возраста;
· представленная наглядность и раздаточный материал соответствовали теме и содержанию деятельности, оформлены эстетично, правильно;
· анализ программы, по которой работает дошкольное учреждение, полный;
· грамотно организовывал учебно-воспитательный процесс в данной возрастной группе, использовал оптимальные методы и приёмы при организации разных видов деятельности детей;
· темы консультаций, рекомендаций для родителей актуальны, содержательны;
· принимал активное участие в итоговой конференции, делился своими удачами и промахами, вносил предложения по улучшению организации работы в группах раннего возраста;
· в характеристике руководства дошкольного учреждения работа студента оценена на «хорошо».
Студент получает 60–74 балла, если:
· отчётная документация оформлена с незначительными ошибками;
· конспекты занятий составлены самостоятельно, но недостаточно творчески, система методов выбрана без учёта индивидуального подхода и интересов ребёнка дошкольного возраста;
· у студента недостаточно сформировано умение анализировать деятельность детей, продукты детской деятельности, выявлять положительную тенденцию, замечать недостатки, а также не в полной мере развиты диагностические и организационные умения;
· анализ программы, по которой работает дошкольное учреждение, неполный;
· представленная наглядность и раздаточный материал не соответствуют требованиям к оформлению, выполнены неэстетично;
· темы консультаций, рекомендаций для родителей неактуальны, малосодержательны;
· при организации разных видов деятельности детей раннего возраста студент допускал методические ошибки, неточности;
· в характеристике руководства работа студента оценена на «удовлетворительно».
Студент получает 40–59 баллов, если:
· документация оформлена с ошибками;
· конспекты схематичны, отсутствует творчество, не владеет методами индивидуального подхода;
· рекомендации и консультации неактуальны, несодержательны для родителей детей раннего возраста;
· анализ программы, по которой работает дошкольное учреждение, схематичный;
· представленная наглядность и раздаточный материал не соответствуют требованиям к оформлению, выполнены небрежно;
· студент не владеет формами и методами организации разных видов деятельности детей раннего возраста;
· студент не принимал участия в выступлении на итоговой конференции;
· в характеристике руководства дошкольного учреждения работа студента оценена на «неудовлетворительно».
Шкала оценивания
90–100 баллов – «отлично».
75–89 баллов – «хорошо».
60–74 баллов – «удовлетворительно».
40–59 баллов – «неудовлетворительно» с возможностью доработать материалы и устно защитить результаты практики.
Меньше 40 баллов – «неудовлетворительно» – с обязательным повторным прохождением практики.
Результаты прохождения практики заносятся в экзаменационную ведомость, проставляются в зачётной книжке и в журнале успеваемости студентов.
Содержание практики
Основным содержанием производственной практики является выполнение всех функций воспитателя группы раннего возраста (материнская, развивающая, диагностическая, коммуникативная, организаторская, координирующая и профессионального самосовершенствования).
Основную часть времени студенты проводят в группах детей раннего возраста. Они готовят и проводят режимные моменты, занятия с детьми, прогулку, организуют индивидуальную работу с детьми, изготавливают наглядные пособия, принимают участие в работе с родителями. Кроме того, практиканты ведут всю документацию, самостоятельно планируют работу педагога группы раннего возраста. При организации разнообразной деятельности детей, планировании работы следует опираться на памятку студенту-практиканту и примерное написание планов учебно-воспитательной работы, представленных в приложениях Ж3, И, Л2.
Студенты приступают к выполнению обязанностей воспитателя с первого дня практики. До начала практики они составляют план воспитательно-образовательной работы, согласовывают его с воспитателем и групповым руководителем, самостоятельно проводят следующие режимные процессы:
· приём детей в группу;
· утреннюю гимнастику;
· игры-занятия, игры-развлечения (по плану);
· подвижные игры на прогулке, в группе;
· индивидуальную работу (по физическому воспитанию, формированию представлений о самом себе, по сенсорному развитию);
· участвуют в кормлении, умывании, одевании-раздевании, укладывании спать, проведении закаливающих процедур;
· осуществляют работу с родителями детей раннего возраста.
Во время прохождения практики студенту предлагается выполнить ряд заданий (аналитического, диагностического, организационного характера), а в заключение выступить на итоговой конференции.
Темы выступлений студентов на итоговой конференции
Тема 1. Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста (желательно осветить особенности построения, её развивающий характер, соответствие эстетическим и педагогическим требованиям; дать предложения по улучшению).
Тема 2. Личностно ориентированный подход к воспитанию ребёнка раннего возраста (следует описать особенности построения личностно ориентированного взаимодействия с детьми).
Тема 3. Познавательное развитие ребёнка раннего возраста (раскрыть на основе наблюдений проявление познавательных потребностей у детей раннего возраста в повседневной жизни, проявление инициативы в обучении, самостоятельности в игре, общении с взрослыми, сверстниками).
Тема 4. Сенсорное развитие ребёнка (предпочтительно описать особенности сенсорного воспитания и обучения детей раннего возраста; формирование сенсорных эталонов и способностей).
Тема 5. Игра в развитии личности ребёнка раннего возраста (изложить особенности организации самостоятельной деятельностью детей раннего возраста, дать методические указания по руководству игрой детей раннего возраста, подбору игрушек и пособий для развития игровой деятельности детей раннего возраста)
Тема 6. Развивающие игры-занятия с детьми раннего возраста (необходимо указать на роль дидактической игрушки в развитии детей раннего возраста, описать особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками).
Тема 7. Эстетическое развитие ребёнка раннего возраста (осветить влияние праздников и развлечений с детьми раннего возраста на эстетическое развитие или значение изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания ребёнка раннего возраста).
Тема 8. Физическое развитие ребёнка раннего возраста (указать на особенности физического развития ребёнка, значение формирование двигательной активности детей раннего возраста).
Тема 9. Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения (рекомендации по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения).
Тема 10. Организация работы с родителями детей раннего возраста (осветить формы и методы работы с родителями детей раннего возраста).
Содержательный модуль 1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 284.