Для эффективной реализации программы педагогической практики в группах детей раннего возраста должны учитываться следующие условия при её организации:
1. Перед началом практики кафедрою педагогики, дошкольного и начального образования проводится изучение уровня готовности студентов в форме методического допуска, целью которого является диагностика уровня педагогических знаний, а также накопление студентами определённого методического материала для практики. С этой целью студенты подбирают дидактические, подвижные игры для детей 1–3 лет (не меньше 10), готовят карманную книжку воспитателя группы раннего возраста со стихами, потешками, прибаутками, колыбельными песнями и другой речевой материал. Кроме того, они заучивают наизусть 5 колыбельных песен, 10 стихов, 10 потешек, 10 прибауток для детей раннего возраста.
2. Практика проводится в дошкольных учреждениях, работающих с детьми
1-го, 2-го, 3-го годов жизни. Выход на практику осуществляется 1 раз в неделю по 6 часов в день. Рабочий день начинается с 8 часов и заканчивается в 14 часов (первая смена), вторая смена начинается в 12 часов и заканчивается в 18 часов. Общее пребывание студентов на практике – 2 недели. Первоначально студенты наблюдают за работой воспитателя, а затем самостоятельно проводят занятия и организуют разнообразную деятельность детей.
3. Работу с детьми студенты-практиканты осуществляют под контролем воспитателя-наставника, который непосредственно несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в группе, за их обучение и воспитание.
4. Студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового режима дошкольного учреждения, выполнять требования заведующей дошкольным учреждением, а также указания, распоряжения группового руководителя практики, без согласования с которым студент-практикант не может быть переведён в другую группу, привлечён к другим видам деятельности, не предусмотренным программой практики.
5. При организации самостоятельной деятельности с детьми рекомендуется использовать памятку студенту-практиканту.
6. Студенту выдаётся индивидуальный план прохождения практики с заданиями по практике.
7. На протяжении всей практики студенты ведут дневник педагогической практики, который они должны иметь при себе в дошкольном учреждении и который они должны ежедневно заполнять. Дневник является формой отчёта перед руководителем практикой. После завершения практики дневник с выставленной в нём оценкой воспитателя подаётся вместе с отчётной документацией студентом-практикантом.
Кроме этого, при прохождении практики в дошкольном учреждении студенты соблюдают определённые психологические и социально-педагогические условия (термин А.М. Щетининой) организации работы воспитателя.
Психологические условия:
· принимать (безусловно) ребёнка, то есть признавать за ним абсолютное право быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств;
· идти от ребёнка, его возможностей, особенностей, потребностей, интересов;
· учитывать сложившийся социальный опыт ребёнка, «наличный фонд его знаний, умений, навыков»;
· ориентироваться на психологические новообразования ребёнка;
· принимать себя со своими личностными и профессионально-психологическими особенностями: и позитивными, и негативными;
· понять и принять свои недостатки и осознанно их корректировать;
· строить свои отношения с ребёнком как субъект-субъектные, а не субъект-объектные, то есть помнить, что ребёнок – участник педагогического процесса, а не просто объект воздействия.
Социально-педагогические условия:
· создать благоприятную природосообразную развивающую среду, постоянно её преобразовывать;
· строить педагогический процесс как диалоговый, то есть двусторонний, предусматривающий активность не столько воспитателя, сколько самого ребёнка;
· использовать нестандартные формы организации детской деятельности, соответствующие интересам и потребностям ребёнка и способствующие развитию его психики.
Для организации работы в течение всего периода рекомендуется составить перспективный план работы по схеме, представленной в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Перспективный план работы
Дата | Содержание работы |
На основании этого перспективного плана студент составляет календарный план своей работы (см. также приложение Б). Это поможет правильно организовать и выполнить работу, а также все задания по практике. Во время практики студенты ведут дневник, в котором должен найти отражение каждый день, выполнение всех заданий (требования к оформлению и ведению дневника представлены в приложении В). Записи в дневнике делаются по форме, поданной в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Оформление дневника практики
Дата | Содержание задания | Особенности поведения детей | Анализ воспитательных мероприятий |
Оценка практики
На основании представленной документации, а также реализации задач практики студент получает определённое количество баллов и оценку по практике. Распределение баллов, которые присваиваются студенту, представлено в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.