Основные свойства грузов и их влияние на выбор технических средств и условий перевозок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чтобы сохранить качество перевозимых грузов, необходимо учиты­вать их физические и химические свойства, реакции на изменение тем­ператур, характеристики опасности, а также биохимические процессы, происходящие в грузах растительного и животного происхождения и оказывающие влияние на их состояние.

Гигроскопичность свойственна веществам, сильно растворимым в воде (соль, сахар), образующим с водой химические соединения (нега­шеная известь) или имеющим пористое строение (активированный уголь, волокнистые вещества, чай, кофе и др.).

Влажность характеризуется степенью насыщенности вещества вла­гой (в процентах к массе сухого вещества). Повышенная влажность способствует развитию гнилостных процессов, пониженная приводит к потере технологических качеств некоторых грузов (волокнистых и ко­жевенных товаров, табачного сырья и др.).

Чувствительность грузов к воздействию воды, выпадаемой в виде осадков, приводит к порче, потере качества или товарного вида про­дукции (подмочка продовольственных, текстильных товаров и др.).

Смерзаемость — свойственна всем насыпным и многим навалочным грузам в условиях отрицательной температуры, если они находятся во влажном состоянии (руды металлов, песок, глина, щебень, шлаки и др.).

Морозостойкость — это способность влажных грузов или тары, содержащей жидкие продукты, сохранять при оттаивании свои каче­ственные показатели и выдерживать не разрушаясь внутреннее дав­ление льда, не теряя первоначальной формы. Замерзание недопусти­мо для свежих овощей, фруктов, икры рыбной, вина, консервов в стеклянной таре и др.

Спекаемость — свойство некоторых грузов сгущаться и застывать (лак, гудрон, асфальт и др.).

Сыпучесть — способность грузов, перевозимых насыпью и нава­лом, перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динами­ческого воздействия. Сыпучесть оказывает положительное влияние на процесс погрузки, выгрузки и отрицательное — в части просыпания через зазоры кузова вагона. Грузы мелких фракций подвержены вы­дуванию при перевозке в открытом подвижном составе.

Самовозгорание — способность некоторых грузов повышать свою температуру (при соответствующих условиях) до загорания. Такому самосогреванию и самовозгоранию наиболее подвержены некоторые сорта углей, волокнистые вещества, тряпье, особенно промасленное, влажное зерно, сено и др.

Огнеопасность — способность веществ в случае возникновения очага загорания к прогрессирующему горению. Огнестойкость — спо­собность грузов не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств (прочности, цвета, формы) под воздействием огня.

Взрывоопасность — способность взрываться, она свойственна неко­торым химическим веществам и их смесям. Учитывая тяжелые послед­ствия взрыва, необходимо особенно строго соблюдать правила складиро­вания, хранения и обращения со взрывоопасными грузами.

Ядовитость веществ при небрежном обращении с ними приводит к отравлению людей, животных, заражению продовольственных товаров и фуража.

Вредность некоторых грузов отрицательно воздействует на организм человека. Чаще всего такое вредное воздействие оказывают пылящие грузы. Пыль известковая, содовая, цементная, табачная и др. вызывает раздражение дыхательных путей; апатитовая, угольная, асбестовая пора­жает легкие, вызывает заболевание силикозом. Кожевенное и меховое сырье может быть причиной инфекционных заболеваний.

Коррозия — разрушение (разъедание) черных и некоторых цветных металлов в результате воздействия химических и электрохимических процессов, протекающих на поверхности в неблагоприятных условиях внеш­ней среды (воздействие влаги, угольной пыли, газов, хлоридов и др.).

Хрупкость — неспособность сопротивляться нагрузкам, свойствен­на в основном стеклу и изделиям из него, фарфоровым и керамическим изделиям, облицовочной и метлахской плитке, шиферу и др. При по­грузке необходимо соблюдать осторожность и не допускать ударов.

Абразивность — способность грузов истирать соприкасающиеся с ними поверхности подвижного состава, погрузочно-разгрузочных ма­шин и сооружений (цемент, апатиты, бокситы, минерально-строитель­ные материалы и т. п.). При перевозке абразивных грузов необходимо принимать меры к предотвращению пыления и попадания частиц на тру­щиеся детали подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механиз­мов и устройств.

Слеживаемость — способность отдельных частиц груза сцеплять­ся, прилипать к стенкам подвижного состава, погрузочно-выгрузочных устройств и друг к другу и образовывать достаточно плотную монолит­ную массу (руды и их концентраты, уголь, минеральные удобрения и т. д.). При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и складских опе­раций с этими грузами необходимо восстанавливать их сыпучесть.

Распыляемость — способность мельчайших частиц вещества, вы­веденных из состояния покоя, находиться длительное время во взвешен­ном состоянии и перемещаться при движении воздуха.

Окислительные свойства грузов — способность легко отдавать из­быток кислорода другим веществам.

Вязкость — свойство частиц жидкости сопротивляться перемеще­нию относительно друг друга под действием внешних сил.

Дыхание продуктов растительного происхождения (зерно, овощи, фрукты, а также яйца) заключается в окислении кислородом воздуха их составных элементов (углеводов, жиров и т.п.) и сопровождается потерей сухих веществ, что приводит к созданию благоприят­ных условий для самосогревания и порчи груза.

Дозревание происходит в некоторых растительных продуктах и со­стоит в том, что в результате происходящих в них ферментативных про­цессов сахар хлебных зерен переходит в крахмал, а в плодах и овощах крахмал превращается в сахар.

Прорастание наблюдается у зерна, картофеля и корнеплодов и про­исходит в условиях повышенной влажности и соответствующей темпе­ратуры.

ПОДГОТОВКА ГРУЗОВ К ПЕРЕВОЗКЕ. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ГРУЗОВ. ПРАВИЛА ПРИЕМА

Подготовка груза к перевозке грузоотправителем

В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подгото­вить грузы, грузобагаж для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, ваго­нов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как приведение продукции в необходимое качественное со­стояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение, стаби­лизация грузов, подверженных разложению, и т.п.), надлежащая упа­ковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты и связки, уплотнение (прессование стружки, соломы, сена, опилок и др.), дроб­ление (крупных частей металлолома) или частичная разборка крупнога­баритного оборудования машин, нанесение на грузовые места транспор­тной маркировки и др. При подготовке грузов к перевозке производит­ся также осмотр их соответствующими контрольными и надзорными органами (хлебной или карантинной инспекцией, ветеринарно-санитарным надзором).

Методы определения массы грузов

Грузоотправитель в соответствии со статьей 26 Устава при предъяв­лении грузов для перевозки должен указать в накладной их массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Кроме того, указывается предельная погрешность ее измерения. Опре­деление массы предъявляемых к перевозке грузов может производить­ся разными способами: путем взвешивания на товарных, вагонных и элеваторных весах, по трафарету, по стандарту, расчетным путем и по­средством обмера. Определение массы груза согласно трафарету, в со­ответствии со стандартом, расчетным путем, посредством обмера про­изводится только грузоотправителем.

Однако в целях обеспечения безопасности движения определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допусти­мой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешива­ния. Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользова­ния; грузоотправителями при обеспечении ими погрузки в местах обще­го и необщего пользования. Масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотправителем. Порядок и техноло­гия взвешивания грузов и методы измерения массы грузов приведены в Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и технологическом обслуживании весовых приборов на железных доро­гах России.

Общая масса груза в вагоне, контейнере согласно трафарету опреде­ляется путем суммирования массы, указанной на каждом грузовом мес­те, а по стандарту — умножением стандартной массы одного грузового места на количество мест, указанных в накладной. Расчетным путем целе­сообразно определять массу изделий, имеющих одинаковую массу шту­ки или погонного метра. По обмеру может определяться масса грузов, имеющих относительно небольшую объемную массу, путем умножения объема заполненной грузом части кузова вагона на его объемную массу. При перевозке грузов со съемным оборудованием и реквизитами крепле­ния, а также материалов для утепления вагонов, которые при выдаче груза снимаются с вагона и выдаются грузополучателю вместе с грузом, масса указанных приспособлений, материалов входит в массу груза, а те, которые не выдаются грузополучателю, включаются в массу тары вагона. Масса несъемного оборудования включается в массу тары вагона.

Способ определения массы груза, а также кем была определена масса груза, указываются в соответствующих графах накладной.

Результаты производимых перевозчиком взвешиваний грузов на вагонных весах, а также на товарных весах регистрируют соответ­ственно в Книгах перевески (формы ГУ-36 и ГУ-107). Порядок ве­дения книг изложен в Инструкции по ведению станционной коммер­ческой отчетности.

Правила приема груза к перевозке

Прием к перевозке груза, отгружаемого с мест общего пользования станций

Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит прием к перевозке и оформление документов на станции отправ­ления, устанавливается перевозчиком.

Завоз груза в места общего пользования станций производится гру­зоотправителем по предварительно заполненной накладной в дни, пре­дусмотренные визой перевозчика. На станциях с централизованным завозом и вывозом грузов они завозятся организациями, осуществля­ющими транспортно-экспедиционное обслуживание. Принимая груз к перевозке, приемосдатчик обязан потребовать от грузоотправителя ори­гинал накладной с визой (разрешением) перевозчика на ввоз груза на станцию (при отгрузке с мест общего пользования станции) и на по­грузку и проверить правильность заполнения накладной. При отправ­лении пакетированных грузов приемосдатчик обязан проверить нали­чие в накладной записи о том, что груз сформирован в пакеты, и от­метки об использованных средствах пакетирования (тип, количество, принадлежность).

Принимая груз на склад станции или для его погрузки с автотранс­порта непосредственно в вагон, приемосдатчик обязан:

- проверить соответствие предъявленного к перевозке груза данным, указанным в накладной (число мест, массу груза, вид упаковки);

- проверить наружным осмотром исправность груза, его упаковку на соответствие стандарту, обеспечение сохранности груза и пожарной безопасности при транспортировании; при приеме груза в пакетах про­верить наличие и сохранность пакетов, средств пакетирования и соот­ветствие их количества данным, указанным в накладной;

- установить наличие на грузовых местах транспортной маркировки и соответствие ее требованиям Правил и ГОСТ;

- при приеме грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, мел­кими отправками убедиться, что отправитель составил опись грузовых мест, объявил их ценность, и проверить массу каждого места взвешива­нием их на товарных весах.

Несоответствие упаковки груза стандарту или техническим условиям, а также предъявления груза без упаковки или груза в поврежденном состоя­нии, если об этом не указано грузоотправителем в накладной, отсутствие или неясность маркировки является основанием для отказа в приеме груза к перевозке. О приеме груза к перевозке приемосдатчик записывает в Кни­гу приема груза к отправлению (форма ГУ-34). По окончании указанных операций

 

приемосдатчик на оборотной стороне накладной в графе «Ввоз груза по частям» записывает данные о ввозе груза, удостоверяя их своей подписью, и пересылает ее в товарную контору. Порядок приема груза к перевозке на каждой станции имеет свои особенности, зависящие от местных условий. Аналогичные графики разрабатывают для приема к перевозке в местах необщего пользо­вания и по прямому варианту «автомобиль—вагон».

При наличии АРМ приемосдатчика вводится информация о приеме груза в память ЭВМ. С этого момента начинается бездокументный учет принятого груза, заменяющий книгу приема груза к отправлению. При ввозе груза по частям информация вводится на каждую завезенную часть.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 791.