Назначение и классификация тары
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сохранность грузов в процессе перевозок обеспечивается правиль­ной его подготовкой и рациональной упаковкой.

Упаковка — это средство или комплекс технических средств, обес­печивающих защиту продукции (груза) от повреждений, потерь, загряз­нения и действия окружающей среды в процессе транспортирования, хранения и ее реализации. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.

Тара является одним из важнейших компонентов упаковки и пред­ставляет собой специальное изделие, в которое помещается продукция.    

Тара обеспечивает необходимую защиту, главным образом, от механи­ческих повреждений при транспортировании упакованного груза (ящи­ки, бочки, барабаны, баллоны и др.).

Основное назначение тары — предохранить грузы от потерь, порчи, повреждений, боя и утечки.

Она должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать динами­ческие и статические нагрузки при укладке в несколько ярусов; обла­дать инертностью — не вступать в реакцию взаимодействия с упакован­ным веществом; быть плотной; не допускать просыпания и других по­терь грузов; сохранять товарный вид упакованного груза.

Тара наряду со своей основной функцией защиты груза должна обес­печивать удобство погрузочно-разгрузочных и складских работ, макси­мальное использование транспортных и перегрузочных средств, обла­дать портативностью, легкостью и экономичностью.

По функциональным признакам различают следующие виды тары: потребительскую, групповую, производственную, тару-оборудование и транспортную.

Транспортная тара образует самостоятельную транспортную или часть укрупненной транспортной единицы. Применяется для упаковки товаров и изделий, предварительно уложенных в потребительскую (груп­повую тару) или без первичной упаковки. Каждая единица транспортной тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соот­ветствие тары требованиям стандартов или другой нормативно-техни­ческой документации на ее изготовление.

Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу, особенностям и конструкции. По условиям эксплуа­тации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

Разовая тара предназначена для однократного перемещения про­дукции.

Возвратная тара — разовая тара, используемая повторно после незначительного ремонта или без него (ящики, короба, бочки, фляги, барабаны).

Многооборотная тара предназначена для многократного использо­вания (бидоны, баллоны).

   Кроме перечисленных видов тары, груз может перевозиться в кани­страх, сетках, рулонах, кулях, пакетах, связках, а также с частичной упаковкой.

По способности выдерживать механические нагрузки и деформиро­ваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.

Мягкая тара (сетки, мешки, кипы, тюки, кули, пакеты) принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Ос­новное назначение мягкой тары — хранение и транспортирование пре­имущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара зани­мает мало места, имеет незначительную собственную массу, удобна в обращении. Мягкая тара изготавливается из тканей, пленок, бумаги, по­лимерных материалов.

Полужесткая тара (ящики и коробки картонные, решетки, корзи­ны) сохраняет свою первоначальную форму при небольших механичес­ких нагрузках, когда часть нагрузки воспринимается самим грузом.

Жесткая тара не изменяет форму при транспортировке и хране­нии, имеет большую механическую прочность (бочки, ящики, бидо­ны, барабаны, фляги, баллоны), изготавливается из металла, дерева, пластмасс, стекла.

При упаковке применяются различного рода упаковочные и вспо­могательные материалы, которые предохраняют груз, уложенный в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию с целью за­щиты его от повреждения. К таким материалам относятся древесина, стружки, картон, бумага, войлок, резина, пластик, вата, ткани, пено­пласт, пневматические амортизирующие подушки и др. В необходи­мых случаях надлежит применять консервацию (защиту от коррозии металлических поверхностей).

Маркировка грузов.

Маркировка, характеризующая тару (кроме мешков) наносится не­посредственно на тару ее изготовителем. Маркировка, характеризую­щая мешки, указывается на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Маркировка, характеризующая тару, наносится: на ящики — в левом верхнем углу торцевой стенки; на бочки и барабаны — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; на фляги и баллоны — на дне.

Транспортная маркировка грузов

На тарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозке обязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Транспортная маркировка состоит из основных, до­полнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.

Основные надписи должны содержать:

- полное или сокращенное наименование грузополучателя;

- полное наименование станции назначения;

- число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке).

Число грузовых мест и порядковый номер места должны указывать­ся в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные гру­зы в однотипной таре (например табачные изделия разных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопу­стимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также при перевозке комплектов оборудования, при транспортировании с перегрузкой в пути следования или при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.

Дополнительные надписи должны содержать:

- наименование пункта отправления с указанием станции отправле­ния и перевозчика;

- железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.

Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числитель— марка перевозчика и через тире — число мест в отправке; знаменатель — код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2):

Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем (до предъяв­ления груза к перевозке) в местах общего пользования. Железнодорожную маркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных до­кументов. Наличие железнодорожной маркировки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочными документами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших груз к перевозке.

Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузово­го места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию: габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметр и высота).

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на спо­собы обращения с грузом. Необходимость нанесения этих зна­ков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.

Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информаци­онные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых мес­тах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.

 

Рис. 1 -  Манипуляционные знаки: 1 — осторожно хрупкое; 2 — боится нагрева; 3 — боится сырости; 4 — боится излучения; 5 — соблюдение интервала температур; 6 — скоропортящийся груз; 7 — герметическая упа­ковка; 8 — крюками непосредственно не брать; 9 — место строповки; 10 — место подъема тележкой; 11 — верх, не кантовать; 12 — центр массы; 13 — тропическая упаковка; 14 — штабелировать запрещается; 15 — поднимать непосредственно за груз; 16 — открывать здесь

 

Рис. 2 - Порядок расположения транс­портной маркировки:

1 — манипуляционные знаки; 2 — допускаемые предуп­редительные надписи; 3 — порядковый номер внутри отправки, число мест в отправке; 4 — наименование грузопо­лучателя и пункта назначения; 5 — наи­менование станции перегрузки; 6 — железнодорожная маркировка; 7 — наи­менование грузоотправителя; 8 — наи­менование станции отправления; 9 — масса нетто; 10 — масса брутто; 11 — габаритные размеры грузового места

Дата: 2019-04-23, просмотров: 379.