Измерение массы при приеме и выдаче грузов определяет ответственность железных дорог за сохранность грузов и обеспечение безопасности движения. Определение массы груза при перевозках обусловлено также требованием установления провозных плат, ведения точного учета перевозимых грузов, необходимостью расчета массы поездов, учета работы железных дорог, установления соответствующих эксплуатационных и экономических показателей железнодорожного транспорта. По массе груза судят о степени использования грузоподъемности вагонов и исключают возможность их перегруза сверх трафаретной грузоподъемности, угрожающего безопасности движения поездов. По массе, указанной в перевозочных документах, отдельные грузоотправители учитывают выполнение производственных заданий, договоров на поставку сырья, материалов и готовой продукции. Кроме того, по массе груза осуществляется контроль за соблюдением грузоотправителями условий заключенных ими договоров и выполнением принятых заявок на перевозку грузов. Процесс измерения массы груза называется взвешиванием, а приборы, на которых взвешивают, именуют весами (весовыми приборами).
Для взвешивания грузов применяют механические (рычажные, пружинные) и электромеханические (электронные) весы. Основу конструкции существующих типов механических весов составляет рычажный механизм. Электромеханические (электронные) весы — это весы с уравновешивающим устройством в виде преобразователя, в котором сила тяжести преобразуется в электрический сигнал.
Весы разделяются на две группы: для взвешивания грузов в статическом состоянии и для взвешивания грузов в движении. Весы также классифицируются в зависимости от области применения, способа установки, вида грузоприемного, уравновешивающего и отсчетного устройств, способу достижения положения равновесия.
В зависимости от области применения весы подразделяют на вагонные, автомобильные, товарные, элеваторные, крановые, вагонеточные, монорельсовые и др.
По способу установки на месте эксплуатации весы бывают встроенные, врезные, передвижные, напольные, подвесные, стационарные, настольные.
По виду грузоприемного устройства весы подразделяются на платформенные, бункерные, монорельсовые, ковшовые, конвейерные, крюковые.
По способу достижения равновесия весы бывают с автоматическим, полуавтоматическим и неавтоматическим уравновешиванием, а в зависимости от вида отсчетного устройства — с аналоговым и дискретным от- счетным устройством.
Для взвешивания грузов, перевозимых по железным дорогам, применяются весы следующих типов: вагонные стационарные (наибольшие пределы взвешивания 150; 200 т); вагонные электронные (200 т); товарные врезные (2; 3; 5 т), товарные передвижные (0,1; 0,2; 0,5; 0,6; 1; 2; 3 т); элеваторные бункерные (ковшовые) (5; 10; 20 т); элеваторные автоматические порционные (0,5; 1; 2 т).
На местах общего пользования могут устанавливаться автомобильные весы с наибольшими пределами взвешивания: 10; 15; 30; 40 и 60 т.
Все вагонные весы оборудованы полуавтоматическим или автоматическим уравновешиванием.
Товарные врезные весы предназначены для взвешивания грузов в пакетах и тарно-штучных грузов в закрытых складах, помещаемых на весы автопогрузчиками и другими механизмами, а также бочек вручную. У врезных весов рычажный механизм помещен в специальном котловане, а платформа расположена на уровне пола склада.
Товарные передвижные весы предназначены для взвешивания тарно- штучных грузов в закрытых складах, багажа и грузобагажа в багажных помещениях. Они могут быть гирные, шкальные, циферблатные.
Средства измерения массы, применяемые для взвешивания грузов, перевозимых железными дорогами, должны иметь действующие пове рительные клейма и соответствовать требованиям стандартов и других нормативных документов.
В настоящее время для измерения массы груза широкое распространение получают электронные вагонные, автомобильные, товарные и другие типы весов, позволяющие дистанционно передавать информацию о массе груза на большие расстояния.
При взвешивании груза на электронных весах приемосдатчик (оператор) не вмешивается в процесс взвешивания и регистрации массы груза, вагоны взвешиваются на ходу при скорости их движения 5—10 км/ч и времени взвешивания одного вагона 3 с. Меньше и габариты электронных вагонных весов. Такие весы гарантируют передачу данных о взвешенном грузе практически на любое расстояние. Электронные вагонные весы, допускающие взвешивание вагонов без расцепки, эффективны в пунктах массовой погрузки и выгрузки сырья и топлива. Использование таких весов позволяет выявлять общий перегруз вагонов сверх трафаретной грузоподъемности, неравномерную загрузку по тележкам вагона, что положительно сказывается на повышении безопасности движения.
Электронные вагонные весы позволяют выдавать на дисплей и печать сводку по взвешиваемым грузам с указанием даты и времени (с точностью до минуты) взвешивания каждого вагона (по их номерам), массу брутто, тары и нетто, сравнивать массу груза по документам с фактической массой нетто, определять отклонение этой массы.
Электронные весы состоят из трех основных элементов: датчиков нагрузки, дисплея и микропроцессора.
Электронные вагонные весы в зависимости от способа взвешивания подразделяются на два вида: с потележечным взвешиванием и поосным взвешиванием.
На промышленных и сельскохозяйственных предприятиях для взвешивания грузов могут применятся вагонеточные, крановые, конвейерные, монорельсовые весы, автоматические электронные весы, весы- дозаторы и др.
Порядок и технология взвешивания, содержания и технического обслуживания весов должны соответствовать Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов на железных дорогах.
Вагонные весы предназначены для взвешивания навалочных, насыпных и других грузов вместе с вагонами, в которые они погружены.
Взвешивание груза на вагонных весах производится с остановкой и расцепкой вагонов или с остановкой без расцепки вагонов. Взвешивание на ходу разрешается только на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания. Потележечное или поосное взвешивание в движении цистерн с жидкими грузами не допускается. С остановкой и расцепкой вагонов взвешивают перевозимые насыпью зерновые грузы, семена бобовых культур, комбикорма и отруби, пищевые грузы и грузы, перевозимые наливом (кроме спирта, вина и виноматериалов), перевозимые навалом картофель, овощи, бахчевые культуры, непакетированные цветные металлы и лом цветных металлов. Взвешивание на вагонных весах других грузов производится с остановкой вагонов без их расцепки или на ходу на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания. Масса тары вагона, контейнера принимается согласно трафарету на вагоне, контейнере. Перед взвешиванием вагонов на вагонных весах необходимо открыть опрокидывающиеся фартуки и проверить зазоры между обвязочной рамой и платформой весов, которые должны быть не менее 10 и не более 15 мм; проверить тару весов и при необходимости отрегулировать ее; осмотреть вагоны, предназначенные для взвешивания.
В зимнее время вагоны должны быть очищены от снега и льда. Приемосдатчик обязан следить за тем, чтобы вагоны подавались на весы и убирались с весов без толчков и ударов со скоростью не более установленной в техническо-распределительном акте (ТРА) станции.
Запрещается остановка вагона на весах с помощью каких-либо предметов, подкладываемых под колеса вагона. Арретир весов при накатывании вагона должен быть закрыт до окончательной остановки вагона.
После окончания взвешивания приемосдатчик обязан проверить тару весов и закрыть арретир и опрокидывающиеся фартуки и запереть на замок дверь весового помещения. Необходимо проследить за тем, чтобы вагоны были убраны с весов, а стрелки весового пути были установлены в направлении обходного пути (при наличии последнего) и заперты на замок. Отстой вагонов на весах и производство маневровой работы через них категорически запрещается.
Порядок взвешивания вагонов с грузами на электронных вагонных весах определен в технической документации на соответствующий тип весов.
На товарных весах разрешается взвешивать грузы, значение массы которых не выходят за наименьший и наибольший пределы взвешивания, установленных для конкретных весов.
Порядок взвешивания на элеваторных, бункерных, элеваторных автоматических и автомобильных весах изложен в Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов на железных дорогах. Требования к содержанию средств измерения массы (СИМ) определены в Должностной инструкции приемосдатчика груза.
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЕСАМИ
Для обеспечения исправной и устойчивой работы средства измерения массы, применяемые на железнодорожном транспорте, независимо от технического состояния подвергаются плановым видам ремонта, осмотра и калибровки в сроки, определенные нормативно-технической или эксплуатационной документацией на весы конкретного типа.
Капитальный ремонт производится один раз в три года; средний ремонт— один раз в два года; годовой — один раз в год.
Калибровка весов производится в зависимости от назначения весов — один раз в два месяца (для хлебных и продовольственных грузов) и один раз в три месяца — для остальных грузов.
Весовые приборы подлежат обязательной государственной поверке и клеймению в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области стандартизации и метрологии. Поверка СИМ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, установленном Госстандартом России. Результатом поверки является подтверждение пригодности СИМ к применению или признание их непригодными к применению. Если СИМ по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него и техническую документацию наносится оттиск пове рительного клейма и выдается свидетельство о поверке.
Положительные результаты поверки электронных вагонных весов для взвешивания в движении оформляют свидетельством о поверке с нанесением оттиска государственного поверительного клейма.
Средства измерения массы подвергают первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверке.
Первичная поверка осуществляется на заводах-изготовителях, а также после установки весов (вагонных, автомобильных, товарных врезных, элеваторных, электронных).
Периодической поверке подлежат СИМ, находящиеся в эксплуатации, через определенные межповерочные интервалы: один раз в 6 месяцев для весов и гирь, взвешивающих хлебные и продовольственные грузы и один раз в год — для остальных грузов. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.
Внеочередную поверку производят при эксплуатации: при повреждении знака поверительного клейма, при вводе в эксплуатацию СИМ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала).
Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИМ при осуществлении государственного метрологического контроля.
Экспертную поверку производят при возникновении спорных вопросов (по требованию суда, прокуратуры, милиции).
Поверка производится при помощи эталонных гирь 4-го разряда. Поверка и клеймение эталонных гирь большой массы и короткобаз ных тележек механизированных весоповерочных вагонов производится на эталонных весах или компараторах 3-го разряда.
Весы, не удовлетворяющие требованиям стандартов, к выпуску и применению не допускают (их не клеймят), а у весов, находящихся в эксплуатации, гасят оттиски клейм знаком «Х». Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками периодической поверки не допускается.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 964.