КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ. ПОРЯДОК ВЗВЕШИВАНИЯ ГРУЗОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Измерение массы при приеме и выдаче грузов определяет от­ветственность железных дорог за сохранность грузов и обеспечение безопасности движения.      Определение массы груза при перевозках обусловлено также требо­ванием установления провозных плат, ведения точного учета перевози­мых грузов, необходимостью расчета массы поездов, учета работы же­лезных дорог, установления соответствующих эксплуатационных и эко­номических показателей железнодорожного транспорта. По массе груза судят о степени использования грузоподъемности вагонов и исключают возможность их перегруза сверх трафаретной гру­зоподъемности, угрожающего безопасности движения поездов. По массе, указанной в перевозочных документах, отдельные грузо­отправители учитывают выполнение производственных заданий, дого­воров на поставку сырья, материалов и готовой продукции. Кроме того, по массе груза осуществляется контроль за соблюдением грузоотправи­телями условий заключенных ими договоров и выполнением принятых заявок на перевозку грузов. Процесс измерения массы груза называется взвешиванием, а прибо­ры, на которых взвешивают, именуют весами (весовыми приборами).

Для взвешивания грузов применяют механические (рычажные, пружинные) и электромеханические (электронные) весы. Основу конструкции существующих типов механических весов составляет рычажный меха­низм. Электромеханические (электронные) весы — это весы с уравно­вешивающим устройством в виде преобразователя, в котором сила тя­жести преобразуется в электрический сигнал.

Весы разделяются на две группы: для взвешивания грузов в стати­ческом состоянии и для взвешивания грузов в движении. Весы также классифицируются в  зависимости от области применения, способа установки, вида грузоприемного, уравновешивающего и отсчетного устройств, способу достижения положения равновесия.

В зависимости от области применения весы подразделяют на вагон­ные, автомобильные, товарные, элеваторные, крановые, вагонеточные, монорельсовые и др.

По способу установки на месте эксплуатации весы бывают встро­енные, врезные, передвижные, напольные, подвесные, стационарные, настольные.

По виду грузоприемного устройства весы подразделяются на платфор­менные, бункерные, монорельсовые, ковшовые, конвейерные, крюковые.

По способу достижения равновесия весы бывают с автоматическим, полуавтоматическим и неавтоматическим уравновешиванием, а в зависи­мости от вида отсчетного устройства — с аналоговым и дискретным от- счетным устройством.

Для взвешивания грузов, перевозимых по железным дорогам, приме­няются весы следующих типов: вагонные стационарные (наибольшие пре­делы взвешивания 150; 200 т); вагонные электронные (200 т); товарные врезные (2; 3; 5 т), товарные передвижные (0,1; 0,2; 0,5; 0,6; 1; 2; 3 т); элеваторные бункерные (ковшовые) (5; 10; 20 т); элеваторные автомати­ческие порционные (0,5; 1; 2 т).      

На местах общего пользования могут устанавливаться автомобильные весы с наибольшими пределами взвеши­вания: 10; 15; 30; 40 и 60 т.

Все вагонные весы оборудованы полуавтоматическим или автомати­ческим уравновешиванием.

Товарные врезные весы предназначены для взвешивания грузов в па­кетах и тарно-штучных грузов в закрытых складах, помещаемых на весы автопогрузчиками и другими механизмами, а также бочек вручную. У врез­ных весов рычажный механизм помещен в специальном котловане, а плат­форма расположена на уровне пола склада.

Товарные передвижные весы предназначены для взвешивания тарно- штучных грузов в закрытых складах, багажа и грузобагажа в багажных помещениях. Они могут быть гирные, шкальные, циферблатные.

Средства измерения массы, применяемые для взвешивания грузов, перевозимых железными дорогами, должны иметь действующие пове рительные клейма и соответствовать требованиям стандартов и других нормативных документов.

В настоящее время для измерения массы груза широкое распростра­нение получают электронные вагонные, автомобильные, товарные и другие типы весов, позволяющие дистанционно передавать информацию о массе груза на большие расстояния.

При взвешивании груза на электронных весах приемосдатчик (опера­тор) не вмешивается в процесс  взвешивания и регистрации массы груза, вагоны взвешиваются на ходу при скорости их движения 5—10 км/ч и времени взвешивания одного вагона 3 с. Меньше и габариты электрон­ных вагонных весов. Такие весы гарантируют передачу данных о взве­шенном грузе практически на любое расстояние. Электронные вагонные весы, допускающие взвешивание вагонов без расцепки, эффективны в пунктах массовой погрузки и выгрузки сырья и топлива. Использование таких весов позволяет выявлять общий перегруз вагонов сверх трафаретной грузоподъемности, неравномерную загрузку по тележкам вагона, что положительно сказывается на повы­шении безопасности движения.

Электронные вагонные весы позволяют выдавать на дисплей и пе­чать сводку по взвешиваемым грузам с указанием даты и времени (с точностью до минуты) взвешивания каждого вагона (по их номерам), массу брутто, тары и нетто, сравнивать массу груза по документам с фактической массой нетто, определять отклонение этой массы.

Электронные весы состоят из трех основных элементов: датчиков нагрузки, дисплея и микропроцессора.

Электронные вагонные весы в зависимости от способа взвешива­ния подразделяются на два вида: с потележечным взвешиванием и поосным взвешиванием.

На промышленных и сельскохозяйственных предприятиях для взве­шивания грузов могут применятся вагонеточные, крановые, конвейер­ные, монорельсовые весы, автоматические электронные весы, весы- дозаторы и др.

Порядок и технология взвешивания, содержания и технического об­служивания весов должны соответствовать Инструкции о порядке и тех­нологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслужива­нии весовых приборов на железных дорогах.

Вагонные весы предназначены для взвешивания навалочных, насып­ных и других грузов вместе с вагонами, в которые они погружены.

Взвешивание груза на вагонных весах производится с остановкой и расцепкой вагонов или с остановкой без расцепки вагонов. Взвеши­вание на ходу разрешается только на вагонных весах, предназначен­ных для этого способа взвешивания. Потележечное или поосное взве­шивание в движении цистерн с жидкими грузами не допускается. С остановкой и расцепкой вагонов взвешивают перевозимые насыпью зерновые грузы, семена бобовых культур, комбикорма и отруби, пи­щевые грузы и грузы, перевозимые наливом (кроме спирта, вина и виноматериалов), перевозимые навалом картофель, овощи, бахчевые культуры, непакетированные цветные металлы и лом цветных метал­лов. Взвешивание на вагонных весах других грузов производится с остановкой вагонов без их расцепки или на ходу на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания. Масса тары вагона, контейнера принимается согласно трафарету на вагоне, контейнере. Перед взвешиванием вагонов на вагонных весах необходимо открыть опрокидывающиеся фартуки и проверить зазоры между обвязочной рамой и платформой весов, которые должны быть не менее 10 и не более 15 мм; проверить тару весов и при необходимости отрегулиро­вать ее; осмотреть вагоны, предназначенные для взвешивания.

В зимнее время вагоны должны быть очищены от снега и льда. Приемосдатчик обязан следить за тем, чтобы вагоны подавались на весы и убирались с весов без толчков и ударов со скоростью не более установ­ленной в техническо-распределительном акте (ТРА) станции.

Запрещается остановка ваго­на на весах с помощью каких-либо предметов, подкладываемых под колеса вагона. Арретир весов при накатывании вагона должен быть зак­рыт до окончательной остановки вагона.

После окончания взвешивания приемосдатчик обязан проверить тару весов и закрыть арретир и опрокидывающиеся фартуки и запереть на замок дверь весового помещения. Необходимо проследить за тем, что­бы вагоны были убраны с весов, а стрелки весового пути были установ­лены в направлении обходного пути (при наличии последнего) и заперты на замок. Отстой вагонов на весах и производство маневровой работы через них категорически запрещается.

Порядок взвешивания вагонов с грузами на электронных вагонных ве­сах определен в технической документации на соответствующий тип весов.

На товарных весах разрешается взвешивать грузы, значение массы которых не выходят за наименьший и наибольший пределы взвешива­ния, установленных для конкретных весов.

Порядок взвешивания на элеваторных, бункерных, элеваторных ав­томатических и автомобильных весах изложен в Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслу­живании весовых приборов на железных дорогах. Требования к содер­жанию средств измерения массы (СИМ) определены в Должностной инструкции приемосдатчика груза.

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЕСАМИ

Для обеспечения исправной и устойчивой работы средства измере­ния массы, применяемые на железнодорожном транспорте, независимо от технического состояния подвергаются плановым видам ремонта, ос­мотра и калибровки в сроки, определенные нормативно-технической или эксплуатационной документацией на весы конкретного типа.

Капитальный ремонт производится один раз в три года; средний ремонт— один раз в два года; годовой — один раз в год.

Калибровка весов производится в зависимости от назначения весов — один раз в два месяца (для хлебных и продовольственных грузов) и один раз в три месяца — для остальных грузов.

Весовые приборы подлежат обязательной государственной поверке и клей­мению в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области стандартизации и метрологии. Поверка СИМ осуществляет­ся физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, уста­новленном Госстандартом России. Результатом поверки является подтверж­дение пригодности СИМ к применению или признание их непригодными к применению. Если СИМ по результатам поверки признано пригодным к при­менению, то на него и техническую документацию наносится оттиск пове рительного клейма и выдается свидетельство о поверке.

Положительные результаты поверки электронных вагонных весов для взвешивания в движении оформляют свидетельством о поверке с нанесе­нием оттиска государственного поверительного клейма.

Средства измерения массы подвергают первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверке.

Первичная поверка осуществляется на заводах-изготовителях, а так­же после установки весов (вагонных, автомобильных, товарных врез­ных, элеваторных, электронных).

Периодической поверке подлежат СИМ, находящиеся в эксплуата­ции, через определенные межповерочные интервалы: один раз в 6 меся­цев для весов и гирь, взвешивающих хлебные и продовольственные грузы и один раз в год — для остальных грузов. Результаты периоди­ческой поверки действительны в течение межповерочного интервала.

Внеочередную поверку производят при эксплуатации: при поврежде­нии знака поверительного клейма, при вводе в эксплуатацию СИМ пос­ле длительного хранения (более одного межповерочного интервала).

Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИМ при осуществлении государственного метрологичес­кого контроля.

Экспертную поверку производят при возникновении спорных воп­росов (по требованию суда, прокуратуры, милиции).

Поверка производится при помощи эталонных гирь 4-го разряда. Поверка и клеймение эталонных гирь большой массы и короткобаз ных тележек механизированных весоповерочных вагонов произво­дится на эталонных весах или компараторах 3-го разряда.

Весы, не удовлетворяющие требованиям стандартов, к выпуску и применению не допускают (их не клеймят), а у весов, находящихся в эксплуатации, гасят оттиски клейм знаком «Х». Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками периодической поверки не допускается.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 848.