Е. А. Гаганова
МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
ВВЕДЕНИЕ
Конспект лекций составлен для студентов очной и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Конспект составлен в соответствии с учебной программой, Правилами перевозок грузов, Правилами перевозок опасных грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (ТУ), Уставом железнодорожного транспорта в РФ, других нормативных актов в сфере железнодорожного транспорта, распространяющихся на перевозки грузов различных категорий по железным дорогам государств — участников Содружества и являющихся обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей грузов, портов и пристаней, а также для транспортно–экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
Конспект дает общие понятия и порядок пользования Правилами перевозок грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, определяет порядок оформления документов, производство маневровой работы на путях общего и необщего пользования, определение количественных и качественных показателей работы грузовой железнодорожной станции и порядок пользования инструкциями в сфере грузовых перевозок.
СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
Грузовая и коммерческая работа включает комплекс вопросов, связанных с перевозочным процессом, начинающимся с приема груза к отправлению и погрузкой и заканчивающийся выгрузкой и выдачей груза получателю.
К грузовой и коммерческой работе относятся также вопросы разработки и соблюдения условий и правил перевозок грузов, обеспечения их сохранности; организации прогрессивных видов перевозок (пакетных, контейнерных, комбинированных и маршрутных); механизации погрузочно-разгрузочных работ; переадресовки грузов, работы пунктов коммерческого осмотра, сортировочных платформ; взаимодействия с другими видами транспорта и многое другое.
Правовой основой грузовой и коммерческой работы является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, издаваемые в его развитие и содержащие обязательные для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей условия перевозок грузов (нормативные правовые акты). В международных сообщениях правовой основой являются договора и соглашения, заключаемые в установленном порядке. Если они отсутствуют, то правовой основой является Гражданский кодекс Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта, другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации. Основным содержанием грузовой и коммерческой работы являются:
- прием заявок на перевозку грузов и их обработка;
- прием к перевозке грузов и выдача их грузополучателям;
- оформление перевозочных документов;
- механизация погрузочно-разгрузочных работ;
- расчет и взыскание платы за перевозку на основе действующих тарифов;
- обеспечение сохранности перевозимых грузов;
- организация перевозок скоропортящихся грузов;
- транспортно-экспедиционное обслуживание, арендное и договорное дело;
- обслуживание железнодорожных путей необщего пользования, разработка единой технологии работы станций примыкания и железнодорожных путей необщего пользования;
- организация контрольно-ревизионной работы;
- обеспечение безопасности движения, охраны труда и окружающей среды при выполнении грузовых и коммерческих операций и перевозке грузов;
- автоматизация управления грузовой и коммерческой работой, внедрение новых информационных технологий.
Созданная система фирменного транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте позволяет значительно улучшить грузовую и коммерческую работу железных дорог, повысить качество предоставленных транспортных услуг грузоотправителям, грузополучателям, пользователям и владельцам железнодорожных подъездных путей и собственного железнодорожного подвижного состава.
Грузовой и коммерческой работой на сети дорог в ОАО «РЖД» руководит Департамент грузовой и коммерческой работы (ЦМ), на железной дороге— в Дирекции управления движением соответственно служба (М), на участке железной дороги – в Дорожном центре станций (ДЦС) отдел грузовой и коммерческой работы (ДЦСМ), которому непосредственно подчиняются линейные станции (ДС). Наряду с ДЦС существуют внеклассные железнодорожные станции, подчиняющиеся напрямую Дирекции управления движением. В местах общего пользования погрузочно-разгрузочную деятельность осуществляют Транспортно - складские комплексы (ТСК), входящие в состав Дирекции по управлению терминально-складским комплексом, оформлением перевозочных документов занимается Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), в составе которого находятся Линейные агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО), расположенные на линейных станциях железной дороги.
Кроме того, в штат службы М входит аппарат дорожных коммерческих ревизоров.
Коммерческую работу в сфере грузовых перевозок на железнодорожных станциях выполняют приемосдатчики груза и багажа, агенты актово-претензионного стола, агенты по розыску грузов, агенты ЛАФТО, механизаторы погрузочно-разгрузочных работ, техники ДЦС, инженеры и руководители структурных подразделений. Совершенствуется система управления контейнерными перевозками, перевозками скоропортящихся грузов, транзитными и интермодальными перевозками. Система управления грузовыми перевозками будет осуществляться с учетом работы с парком вагонов ОАО «РЖД» и вагонов операторских компаний.
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЕСАМИ
Для обеспечения исправной и устойчивой работы средства измерения массы, применяемые на железнодорожном транспорте, независимо от технического состояния подвергаются плановым видам ремонта, осмотра и калибровки в сроки, определенные нормативно-технической или эксплуатационной документацией на весы конкретного типа.
Капитальный ремонт производится один раз в три года; средний ремонт— один раз в два года; годовой — один раз в год.
Калибровка весов производится в зависимости от назначения весов — один раз в два месяца (для хлебных и продовольственных грузов) и один раз в три месяца — для остальных грузов.
Весовые приборы подлежат обязательной государственной поверке и клеймению в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области стандартизации и метрологии. Поверка СИМ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, установленном Госстандартом России. Результатом поверки является подтверждение пригодности СИМ к применению или признание их непригодными к применению. Если СИМ по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него и техническую документацию наносится оттиск пове рительного клейма и выдается свидетельство о поверке.
Положительные результаты поверки электронных вагонных весов для взвешивания в движении оформляют свидетельством о поверке с нанесением оттиска государственного поверительного клейма.
Средства измерения массы подвергают первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверке.
Первичная поверка осуществляется на заводах-изготовителях, а также после установки весов (вагонных, автомобильных, товарных врезных, элеваторных, электронных).
Периодической поверке подлежат СИМ, находящиеся в эксплуатации, через определенные межповерочные интервалы: один раз в 6 месяцев для весов и гирь, взвешивающих хлебные и продовольственные грузы и один раз в год — для остальных грузов. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.
Внеочередную поверку производят при эксплуатации: при повреждении знака поверительного клейма, при вводе в эксплуатацию СИМ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала).
Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИМ при осуществлении государственного метрологического контроля.
Экспертную поверку производят при возникновении спорных вопросов (по требованию суда, прокуратуры, милиции).
Поверка производится при помощи эталонных гирь 4-го разряда. Поверка и клеймение эталонных гирь большой массы и короткобаз ных тележек механизированных весоповерочных вагонов производится на эталонных весах или компараторах 3-го разряда.
Весы, не удовлетворяющие требованиям стандартов, к выпуску и применению не допускают (их не клеймят), а у весов, находящихся в эксплуатации, гасят оттиски клейм знаком «Х». Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками периодической поверки не допускается.
ПОДГОТОВКА ГРУЗОВ К ПЕРЕВОЗКЕ. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ГРУЗОВ. ПРАВИЛА ПРИЕМА
Подготовка груза к перевозке грузоотправителем
В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подготовить грузы, грузобагаж для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как приведение продукции в необходимое качественное состояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение, стабилизация грузов, подверженных разложению, и т.п.), надлежащая упаковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты и связки, уплотнение (прессование стружки, соломы, сена, опилок и др.), дробление (крупных частей металлолома) или частичная разборка крупногабаритного оборудования машин, нанесение на грузовые места транспортной маркировки и др. При подготовке грузов к перевозке производится также осмотр их соответствующими контрольными и надзорными органами (хлебной или карантинной инспекцией, ветеринарно-санитарным надзором).
Методы определения массы грузов
Грузоотправитель в соответствии со статьей 26 Устава при предъявлении грузов для перевозки должен указать в накладной их массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Кроме того, указывается предельная погрешность ее измерения. Определение массы предъявляемых к перевозке грузов может производиться разными способами: путем взвешивания на товарных, вагонных и элеваторных весах, по трафарету, по стандарту, расчетным путем и посредством обмера. Определение массы груза согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем, посредством обмера производится только грузоотправителем.
Однако в целях обеспечения безопасности движения определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования; грузоотправителями при обеспечении ими погрузки в местах общего и необщего пользования. Масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотправителем. Порядок и технология взвешивания грузов и методы измерения массы грузов приведены в Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и технологическом обслуживании весовых приборов на железных дорогах России.
Общая масса груза в вагоне, контейнере согласно трафарету определяется путем суммирования массы, указанной на каждом грузовом месте, а по стандарту — умножением стандартной массы одного грузового места на количество мест, указанных в накладной. Расчетным путем целесообразно определять массу изделий, имеющих одинаковую массу штуки или погонного метра. По обмеру может определяться масса грузов, имеющих относительно небольшую объемную массу, путем умножения объема заполненной грузом части кузова вагона на его объемную массу. При перевозке грузов со съемным оборудованием и реквизитами крепления, а также материалов для утепления вагонов, которые при выдаче груза снимаются с вагона и выдаются грузополучателю вместе с грузом, масса указанных приспособлений, материалов входит в массу груза, а те, которые не выдаются грузополучателю, включаются в массу тары вагона. Масса несъемного оборудования включается в массу тары вагона.
Способ определения массы груза, а также кем была определена масса груза, указываются в соответствующих графах накладной.
Результаты производимых перевозчиком взвешиваний грузов на вагонных весах, а также на товарных весах регистрируют соответственно в Книгах перевески (формы ГУ-36 и ГУ-107). Порядок ведения книг изложен в Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности.
Правила приема груза к перевозке
Прием к перевозке груза, отгружаемого с мест общего пользования станций
Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит прием к перевозке и оформление документов на станции отправления, устанавливается перевозчиком.
Завоз груза в места общего пользования станций производится грузоотправителем по предварительно заполненной накладной в дни, предусмотренные визой перевозчика. На станциях с централизованным завозом и вывозом грузов они завозятся организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционное обслуживание. Принимая груз к перевозке, приемосдатчик обязан потребовать от грузоотправителя оригинал накладной с визой (разрешением) перевозчика на ввоз груза на станцию (при отгрузке с мест общего пользования станции) и на погрузку и проверить правильность заполнения накладной. При отправлении пакетированных грузов приемосдатчик обязан проверить наличие в накладной записи о том, что груз сформирован в пакеты, и отметки об использованных средствах пакетирования (тип, количество, принадлежность).
Принимая груз на склад станции или для его погрузки с автотранспорта непосредственно в вагон, приемосдатчик обязан:
- проверить соответствие предъявленного к перевозке груза данным, указанным в накладной (число мест, массу груза, вид упаковки);
- проверить наружным осмотром исправность груза, его упаковку на соответствие стандарту, обеспечение сохранности груза и пожарной безопасности при транспортировании; при приеме груза в пакетах проверить наличие и сохранность пакетов, средств пакетирования и соответствие их количества данным, указанным в накладной;
- установить наличие на грузовых местах транспортной маркировки и соответствие ее требованиям Правил и ГОСТ;
- при приеме грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, мелкими отправками убедиться, что отправитель составил опись грузовых мест, объявил их ценность, и проверить массу каждого места взвешиванием их на товарных весах.
Несоответствие упаковки груза стандарту или техническим условиям, а также предъявления груза без упаковки или груза в поврежденном состоянии, если об этом не указано грузоотправителем в накладной, отсутствие или неясность маркировки является основанием для отказа в приеме груза к перевозке. О приеме груза к перевозке приемосдатчик записывает в Книгу приема груза к отправлению (форма ГУ-34). По окончании указанных операций
приемосдатчик на оборотной стороне накладной в графе «Ввоз груза по частям» записывает данные о ввозе груза, удостоверяя их своей подписью, и пересылает ее в товарную контору. Порядок приема груза к перевозке на каждой станции имеет свои особенности, зависящие от местных условий. Аналогичные графики разрабатывают для приема к перевозке в местах необщего пользования и по прямому варианту «автомобиль—вагон».
При наличии АРМ приемосдатчика вводится информация о приеме груза в память ЭВМ. С этого момента начинается бездокументный учет принятого груза, заменяющий книгу приема груза к отправлению. При ввозе груза по частям информация вводится на каждую завезенную часть.
Маркировка грузов.
Маркировка, характеризующая тару (кроме мешков) наносится непосредственно на тару ее изготовителем. Маркировка, характеризующая мешки, указывается на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Маркировка, характеризующая тару, наносится: на ящики — в левом верхнем углу торцевой стенки; на бочки и барабаны — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; на фляги и баллоны — на дне.
Транспортная маркировка грузов
На тарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозке обязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Транспортная маркировка состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.
Основные надписи должны содержать:
- полное или сокращенное наименование грузополучателя;
- полное наименование станции назначения;
- число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке).
Число грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные грузы в однотипной таре (например табачные изделия разных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также при перевозке комплектов оборудования, при транспортировании с перегрузкой в пути следования или при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.
Дополнительные надписи должны содержать:
- наименование пункта отправления с указанием станции отправления и перевозчика;
- железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числитель— марка перевозчика и через тире — число мест в отправке; знаменатель — код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2):
Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем (до предъявления груза к перевозке) в местах общего пользования. Железнодорожную маркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных документов. Наличие железнодорожной маркировки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочными документами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших груз к перевозке.
Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию: габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметр и высота).
Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Необходимость нанесения этих знаков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.
Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.
Рис. 1 - Манипуляционные знаки: 1 — осторожно хрупкое; 2 — боится нагрева; 3 — боится сырости; 4 — боится излучения; 5 — соблюдение интервала температур; 6 — скоропортящийся груз; 7 — герметическая упаковка; 8 — крюками непосредственно не брать; 9 — место строповки; 10 — место подъема тележкой; 11 — верх, не кантовать; 12 — центр массы; 13 — тропическая упаковка; 14 — штабелировать запрещается; 15 — поднимать непосредственно за груз; 16 — открывать здесь
Рис. 2 - Порядок расположения транспортной маркировки:
1 — манипуляционные знаки; 2 — допускаемые предупредительные надписи; 3 — порядковый номер внутри отправки, число мест в отправке; 4 — наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 — наименование станции перегрузки; 6 — железнодорожная маркировка; 7 — наименование грузоотправителя; 8 — наименование станции отправления; 9 — масса нетто; 10 — масса брутто; 11 — габаритные размеры грузового места
ПОДГОТОВКА ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ К ПОГРУЗКЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЗАГРУЗКИ
Подвижной состав и контейнеры, подаваемые под погрузку, должны отвечать требованиям безопасности движения и сохранности груза. Каждый подаваемый под погрузку вагон на станциях предъявляется к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру.
Техническое обслуживание вагонов выполняют работники службы вагонного хозяйства в пунктах подготовки вагонов к перевозкам или в пунктах технического обслуживания (ПТО).
Пункты подготовки вагонов к перевозкам размещаются, как правило, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. В зависимости от типа подготавливаемых вагонов различают пункты подготовки полувагонов и платформ, пункты комплексной подготовки крытых и изотермических вагонов, промывочно-пропарочные станции и пункты подготовки цистерн.
Пункты технического обслуживания вагонов размещаются на сортировочных и участковых станциях. При техническом обслуживании проверяется состояние и износ узлов и деталей и их соответствие установленным размерам, исправность тормозного оборудования и автосцепного устройства, исправность кузовов, гарантирующая сохранность перевозимых грузов, исправность переходных площадок, специальных подножек и поручней.
Запрещается подача вагонов под погрузку грузов без предъявления вагонов к техническому обслуживанию и записи в Книге (форма ВУ -14) работником вагонного хозяйства о признании их годными.
Порожние вагоны, подаваемые под погрузку на станции, где нет пунктов подготовки вагонов к перевозкам или пунктов технического обслуживания, а также груженые вагоны, которые намечено использовать на таких станциях под сдвоенные операции, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях и отремонтированы на ближайшем пункте подготовки вагонов к перевозкам или пункте технического обслуживания, расположенном перед станцией погрузки. Порядок предъявления вагонов к техническому обслуживанию и уведомления об их годности устанавливаются начальником дороги.
Коммерческий осмотр вагона и контейнера должен гарантировать сохранность груза при перевозке. Исправность вагона и контейнера в коммерческом отношении характеризуется: качеством очистки от ранее перевозимого груза; отсутствием постороннего запаха, масляных пятен и других загрязнений, которые могут испортить груз; отсутствием щелей и отверстий, через которые может произойти утечка груза или проникнуть влага или искры от локомотива; отсутствием внутри вагона в стенах или на полу торчащих гвоздей или болтов, которые могут повредить груз; плотным закрытием и надежностью закрепления боковых и потолочных люков, а также разгрузочных люков самоуплотняющихся дверей; исправностью запорных устройств для наложения запорно-плом- бировочных устройств, стоечных скоб платформ и увязочных косынок полувагонов; правильностью закрепления на болт колпачка типовой печной разделки; отсутствием в обшивке стен крытого вагона заделок с наружной стороны (кроме металлических заделок, выполненных в деповских условиях), в полу вагона и незаделанных конструктивных отверстий в направляющих желобах дверей и др.
Вагоны, в которые должны быть погружены ценные грузы, необходимо осматривать особенно тщательно. В технологию подготовки вагонов под погрузку входят предварительные операции — очистка и промывка, а в необходимых случаях и дезинфекция или дезинсекция.
Технические нормы загрузки вагонов и контейнеров
В соответствии со статьей 23 Устава погрузка грузов в вагоны, контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки.
Технической нормой загрузки называется оптимальное количество рациональным способом подготовленного груза, которое может быть погружено в данный тип вагона или контейнера при наилучшем использовании их грузоподъемности и вместимости.
Посредством технических норм загрузки грузоотправитель может быстро определить, какое максимально возможное количество конкретного груза может быть погружено в тот или иной вагон, контейнер.
Технические нормы загрузки установлены в зависимости от грузоподъемности вагона, объема кузова крытых вагонов и полувагонов, длины рамы платформ, для отдельных видов продукции по типам, маркам, фирменным наименованиям, размерам мест, длине, диаметру, массе и т. д. Нормы загрузки вагонов зерновыми грузами и семенами определены исходя из объемной массы зерна и объема кузова вагона. Установлены технические нормы загрузки рефрижераторного подвижного состава (как отдельных вагонов, так и секций), контейнеров (в зависимости от их грузоподъемности брутто и вида упаковки груза), двухъярусных платформ и крытых вагонов легковыми автомобилями, вагонов-хопперов для цемента и минеральных удобрений, цистерн для цемента и др.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
На каждом грузовом пункте назначаются ответственные лица за безопасное производство работ. Порядок проведения инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда работников механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций и грузового района регулируются указаниями ОАО «РЖД». Результаты инструктажа и проверок оформляются записями в журнале установленной формы.
К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные безопасным методам труда и проверенные в знаниях действующих норм, правил и инструкций по охране труда.
При выгрузке из открытого подвижного состава запрещено нахождение вблизи вагона (не ближе 5 метров). При выгрузке из крытого вагона необходимо прокладывать металлический мостик от склада до входа в вагон. Колесные пары должны быть закреплены башмаками, стрелочные переводы переводятся в нерабочее положение, двери крытого вагона в открытом состоянии крепятся проволочными увязками.
При открывании дверей грузчики стоят спиной по ходу движения двери и двигаются вместе с дверью, во избежание навала груза на дверь.
При выгрузке опасных грузов обязательно применятся средства индивидуальной защиты (респираторы, противогазы).
Грузы в бочках, флягах перемещают перекатыванием.
В зимних условиях на местах погрузки и выгрузки предусматриваются специальные меры предупреждения травматизма и обеспечения нормальных условий работы: очистка от снега и льда подъездов, переходов, подкрановых путей, рабочих мест, посыпка песком и др.
Работники грузового района должны быть обеспечены спецодеждой и индивидуальными средствами защиты при выполнении работ с особыми грузами, пылевидными и токсичными грузами или в условиях с отклонением от нормальной производственной среды.
Погрузка, выгрузка, перегрузка вагонов и автотранспорта на станциях и железнодорожных путях необщего пользования допускаются только под руководством лица, ответственного за эти работы.
Приемосдатчик грузов руководит работой бригад грузчиков и механизаторов, определяет порядок и последовательность выполнения грузовых операций, следит за соблюдением габарита при выгрузке, установкой трапов, переходных мостиков, правильной укладкой груза, очисткой проходов и проездов от посторонних предметов, мусора, льда и снега и т.д. Он обязан обеспечить ограждение переносными сигналами путей, на которых осуществляются погрузочно-разгрузочные работы на местах общего пользования, не допускать нахождения на местах работ посторонних лиц.
Требования техники безопасности для приемосдатчика груза указаны в Должностной инструкции приемосдатчика.
ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МЕЛКИМИ ОТПРАВКАМИ
Прием к перевозке грузов мелкими отправками производится в местах общего и необщего пользования на основании заявки на перевозку грузов. На каждую перевозку грузов мелкими отправками в вагонах, контейнерах грузоотправитель составляет отдельную накладную, в которой указывает общую массу груза, а также общее количество мест, входящих в партию груза. При ввозе мелкой отправкой на железнодорожную станцию по частям уполномоченный представитель перевозчика делает отметку о завозе каждой партии груза в приемосдаточном акте и на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика».
Приемосдатчик производит подборку грузов на каждый вагон, сборный контейнер и составляет вагонный лист, который передается в товарную контору станции отправления
После закрытия дверей вагона, контейнера приемосдатчик пломбирует их запорно-пломбировочным устройством и записывает в вагонный лист (для сборного вагона) и в книгу формы ГУ-37 сведения о запорно-пломбировочном устройстве, заверяя их своей подписью.
По окончании погрузки грузов мелкими отправками в вагон, контейнер в местах общего пользования приемосдатчик подсчитывает количество отправок, мест и массу погруженного в вагон, контейнер груза, указывает прописью итоговое количество отправок в вагонном листе и подписывает его. Затем подбирает на каждый вагон, контейнер накладные на все загруженные в него мелкие отправки грузов и передает документы в товарную контору станции отправления.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И КРЕПЛЕНИЮ ГРУЗОВ НА ОТКРЫТОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
При размещении грузов в подвижном составе тележки вагонов должны быть загружены равномерно. Это достигается в том случае, если общий центр массы располагается над серединой вагона в вертикальной плоскости на пересечении продольной и поперечной осей вагона.
Размещение и крепление грузов в вагонах (в том числе в открытом подвижном составе) и контейнерах в соответствии со статьей 23 Устава осуществляется в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Главы ТУ:
1 глава – Требования к размещению и креплению груза в вагонах и контейнерах
2 глава – Размещение и крепление лесоматериалов
3 глава – Технические условия размещения и крепления металлопродукции и лома черных металлов на открытом подвижном составе
4 глава – Размещение и крепление железобетонных, асбестоцементных изделий и конструкций
5 глава - Размещение и крепление грузов с плоской опорой
6 глава - Размещение и крепление грузов цилиндрической формы в железнодорожных полувагонах
7 глава - Размещение и крепление технических средств на колесном ходу
8 глава - Размещение и крепление технических средств на гусеничном ходу
9 глава - Размещение и крепление универсальных и специализированных контейнеров
10 глава - Размещение и крепление длинномерных грузов
11 глава - Размещение и крепление грузов в крытых вагонах
12 глава - Размещение и крепление грузов в универсальных контейнерах
Технические условия имеются почти для всех основных типов грузов, перевозка которых носит массовый и систематический характер (лесоматериалы, металлопродукция, железобетонные, асбестоцементные изделия и конструкции, грузы в ящичной упаковке и неупакованные с плоскими опорами, машины на колесном и гусеничном ходу и др.). Для каждого из этих видов груза предусмотрены схемы размещения и крепления на платформах и в полувагонах, наименование крепежных материалов, их количество и размеры, способы крепления груза.
В Технических условиях установлены также основные требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ с различными грузами.
Работники железнодорожной станции контролируют соблюдение грузоотправителями Технических условий путем осмотра погруженных вагонов. Обращается внимание на соответствие размещения груза способу, установленному Техническими условиями, чертежам или схемам, правильность расположения и крепления груза, соблюдение общих положений о размещении и креплении грузов.
Выход груза за пределы концевой балки полувагонов и платформ не должен превышать 400 мм.
Борта платформ, люки и двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. При погрузке грузов, не размещающихся в пределах пола платформ или полувагонов, торцевые борта платформы могут быть откинуты на кронштейны, а торцевые двери полувагона — открыты и закреплены. Груз не должен опираться на откинутые борта платформ. При перевозке таких грузов на платформах с открытыми секциями боковых бортов последние должны быть закреплены за кольца, имеющиеся на продольных балках. В случае отсутствия колец все противоположные секции бортов грузоотправитель обязан увязать проволокой, которая пропускается под платформой ниже уровня боковых и хребтовых балок.
Правильность размещения и крепления грузов, предусмотренных Техническими условиями, проверяет приемосдатчик в зависимости от места производства грузовых операций, а в пунктах, где его нет, — начальник станции или его заместитель. В вагонном листе должна быть сделана отметка « Груз погружен и укреплен правильно», поставлена подпись и указана должность и фамилия проверяющего погрузку.
ГАБАРИТЫ ПОГРУЗКИ
Погруженный в открытый подвижной состав груз с учетом упаковки и крепления должен размещаться в пределах установленного габарита погрузки при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке и совпадения в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться погруженный в открытый подвижной состав груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути и совмещении в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
· Основной габарит погрузки
· Льготный габарит погрузки
· Зональный габарит погрузки
СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ГРУЗ
Схема сил, действующих на груз
· Продольная инерционная сила
апр – удельная продольная инерционная сила [тс/т]
Q – масса груза [т]
для 4-осного вагона:
для 8-осного вагона:
аn – значение удельной продольной инерционной силы
по техническим условиям для упругого крепления |
а94=0.97
· Поперечная инерционная сила
lв – база вагона
lгр – длина груза
lв4 = 9.72 м
lв8 = 17 м
аn8 = 0.4 тс/т
· Вертикальная инерционная сила
K4 = 5*10-6 = 0.000005
K8 = 20*10-6
· Ветровая нагрузка
Sn – площадь наветренной поверхности [м2]
· Продольная сила трения
µ (коэффициент трения) = 0,45 (для дерево по дереву)
· Поперечная сила трения
· Усилие продольное
· Усилие поперечное
n = 1.25 (при погрузке по ТУ), n ==1,5 (по МТУ и НТУ)
· Разность усилий
Если разность при расчете получилась со знаком «+», то требуются дополнительные крепления груза от продольных и поперечных перемещений, если со знаком «-», то дополнительные крепления не нужны.
Е. А. Гаганова
МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности
(по видам транспорта)
Конспект лекций
для студентов очной и заочной форм обучения по специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Базовый уровень среднего профессионального образования
Челябинск
2018
УДК 656.261
ББК 39.28
Г12
Рекомендовано к изданию на заседании предметно-цикловой комиссии ОПУ
Протокол № 9 от 28.05.2018 г.
Методическое пособие предназначено для студентов очной (2 курс) и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Содержит конспект лекций, читаемых в рамках изучения профессионального модуля ПМ.03 «Организация транспортно–логистической деятельности (по видам транспорта)» междисциплинарного курса МДК.03.02 «Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)».
Составитель Е. А. Гаганова, преподаватель профессионального цикла
дисциплин (ЧИПС УрГУПС)
Рецензент И. В. Глызина, председатель предметно-цикловой комиссии специальности 23.02.01, преподаватель высшей категории (ЧИПС УрГУПС)
УДК 656.261
ББК 39.28
© Филиал ФГБОУ ВО «УрГУПС»
Челябинский институт путей сообщения, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 8
1 Содержание грузовой и коммерческой работы. Структура управления грузовой и коммерческой работой 9
2 Классификация грузовых перевозок. Назначение и оборудование грузовых станций. Ошибка! Закладка не определена.
3 Нормативно-правовая база. Основные положения Устава железнодорожного транспорта в РФ Ошибка! Закладка не определена.
4 Система фирменного транспортного обслуживания Ошибка! Закладка не определена.
5 Классификация средств измерения массы. Порядок взвешивания грузов Ошибка! Закладка не определена.
6 Техническое содержание и контроль за весами Ошибка! Закладка не определена.
7 Порядок предоставления, рассмотрения и принятия заявок на перевозку грузов Ошибка! Закладка не определена.
8 Учет выполнения заявок. Ответственность за невыполнение заявки Ошибка! Закладка не определена.
9 Транспортная характеристика грузов Ошибка! Закладка не определена.
10 Подготовка грузов к перевозке. Методы определения массы грузов. Правила приема Ошибка! Закладка не определена.
11 Тара, упаковка, маркировка грузов Ошибка! Закладка не определена.
12 Договор перевозки груза. ЭЦП Ошибка! Закладка не определена.
13 Правила исчисления сроков доставки грузов Ошибка! Закладка не определена.
14 Подготовка вагонов и контейнеров к погрузке. Технические нормы загрузки Ошибка! Закладка не определена.
15 Правила пломбирования. Порядок заполнения вагонного листа Ошибка! Закладка не определена.
16 Операции по отправлению грузов со станции Ошибка! Закладка не определена.
17 Виды операций в пути следования. Досылка. Переадресовка грузов Ошибка! Закладка не определена.
18 Регистрация прибывших грузов. Выгрузка вагонов в местах общего и необщего пользования Ошибка! Закладка не определена.
19 Требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ Ошибка! Закладка не определена.
20 Складирование и хранение грузов в местах общего пользования. Ошибка! Закладка не определена.
21 Выдача грузов. Нормы естественной убыли Ошибка! Закладка не определена.
22 Значение, характеристика и классификация железнодорожных путей необщего пользования. Учет времени нахождения вагонов на путях необщего пользования Ошибка! Закладка не определена.
23 Порядок разработки, заключения и содержание договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу и уборку вагонов Ошибка! Закладка не определена.
24 Виды и формы бланков станционной коммерческой и грузовой отчетности ……………………………………………………………………………………..
25 Виды грузовых тарифов. Тарифные руководства…………………………..
26 Прием к перевозке и погрузка мелких отправок……………………………
27 Оформление перевозки грузов мелкими отправками………………………
28 Контейнерная транспортная система………………………………………..
29 Организация работы контейнерного терминала……………………………
30 Перевозка грузов для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью …………………………………………
31 Общие требования к размещению и креплению грузов на открытом подвижном составе……………………………………………………………….
32 Характеристика грузов, перевозимых на открытом подвижном составе….
33 Габариты погрузки…………………………………………………………….
34 Силы, действующие на груз…………………………………………………..
35 Материалы и способы крепления грузов…………………………………….
36 Прием к перевозке грузов, погруженных по МТУ и НТУ………………….
37 Аттестация работников предприятий, ответственных за размещение и крепление грузов .……………………………………………………………….
38 Размещение и крепление лесоматериалов и металлопродукции………….
39 Размещение и крепление ЖБИ и ЖБК, грузов с плоской опорой и грузов цилиндрической формы…………………………………………………………
40 Размещение и крепление техники на колесном и гусеничном ходу………
41 Размещение и крепление контейнеров в вагонах…………………………...
42 Длинномерные грузы и перевозка на сцепах………………………………..
43 Характеристика навалочных и насыпных грузов. Смерзающиеся грузы, профилактика против смерзания………………………………………………..
Список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Конспект лекций составлен для студентов очной и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Конспект составлен в соответствии с учебной программой, Правилами перевозок грузов, Правилами перевозок опасных грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (ТУ), Уставом железнодорожного транспорта в РФ, других нормативных актов в сфере железнодорожного транспорта, распространяющихся на перевозки грузов различных категорий по железным дорогам государств — участников Содружества и являющихся обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей грузов, портов и пристаней, а также для транспортно–экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
Конспект дает общие понятия и порядок пользования Правилами перевозок грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, определяет порядок оформления документов, производство маневровой работы на путях общего и необщего пользования, определение количественных и качественных показателей работы грузовой железнодорожной станции и порядок пользования инструкциями в сфере грузовых перевозок.
СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
Грузовая и коммерческая работа включает комплекс вопросов, связанных с перевозочным процессом, начинающимся с приема груза к отправлению и погрузкой и заканчивающийся выгрузкой и выдачей груза получателю.
К грузовой и коммерческой работе относятся также вопросы разработки и соблюдения условий и правил перевозок грузов, обеспечения их сохранности; организации прогрессивных видов перевозок (пакетных, контейнерных, комбинированных и маршрутных); механизации погрузочно-разгрузочных работ; переадресовки грузов, работы пунктов коммерческого осмотра, сортировочных платформ; взаимодействия с другими видами транспорта и многое другое.
Правовой основой грузовой и коммерческой работы является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, издаваемые в его развитие и содержащие обязательные для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей условия перевозок грузов (нормативные правовые акты). В международных сообщениях правовой основой являются договора и соглашения, заключаемые в установленном порядке. Если они отсутствуют, то правовой основой является Гражданский кодекс Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта, другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации. Основным содержанием грузовой и коммерческой работы являются:
- прием заявок на перевозку грузов и их обработка;
- прием к перевозке грузов и выдача их грузополучателям;
- оформление перевозочных документов;
- механизация погрузочно-разгрузочных работ;
- расчет и взыскание платы за перевозку на основе действующих тарифов;
- обеспечение сохранности перевозимых грузов;
- организация перевозок скоропортящихся грузов;
- транспортно-экспедиционное обслуживание, арендное и договорное дело;
- обслуживание железнодорожных путей необщего пользования, разработка единой технологии работы станций примыкания и железнодорожных путей необщего пользования;
- организация контрольно-ревизионной работы;
- обеспечение безопасности движения, охраны труда и окружающей среды при выполнении грузовых и коммерческих операций и перевозке грузов;
- автоматизация управления грузовой и коммерческой работой, внедрение новых информационных технологий.
Созданная система фирменного транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте позволяет значительно улучшить грузовую и коммерческую работу железных дорог, повысить качество предоставленных транспортных услуг грузоотправителям, грузополучателям, пользователям и владельцам железнодорожных подъездных путей и собственного железнодорожного подвижного состава.
Грузовой и коммерческой работой на сети дорог в ОАО «РЖД» руководит Департамент грузовой и коммерческой работы (ЦМ), на железной дороге— в Дирекции управления движением соответственно служба (М), на участке железной дороги – в Дорожном центре станций (ДЦС) отдел грузовой и коммерческой работы (ДЦСМ), которому непосредственно подчиняются линейные станции (ДС). Наряду с ДЦС существуют внеклассные железнодорожные станции, подчиняющиеся напрямую Дирекции управления движением. В местах общего пользования погрузочно-разгрузочную деятельность осуществляют Транспортно - складские комплексы (ТСК), входящие в состав Дирекции по управлению терминально-складским комплексом, оформлением перевозочных документов занимается Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), в составе которого находятся Линейные агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО), расположенные на линейных станциях железной дороги.
Кроме того, в штат службы М входит аппарат дорожных коммерческих ревизоров.
Коммерческую работу в сфере грузовых перевозок на железнодорожных станциях выполняют приемосдатчики груза и багажа, агенты актово-претензионного стола, агенты по розыску грузов, агенты ЛАФТО, механизаторы погрузочно-разгрузочных работ, техники ДЦС, инженеры и руководители структурных подразделений. Совершенствуется система управления контейнерными перевозками, перевозками скоропортящихся грузов, транзитными и интермодальными перевозками. Система управления грузовыми перевозками будет осуществляться с учетом работы с парком вагонов ОАО «РЖД» и вагонов операторских компаний.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 1732.