Уход за системой воздухоснабжения дизелей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система воздухоснабжения должна обеспечивать непрерывное снабжение дизеля очищенным свежим воздухом в необходимом количестве. Недостаток воздуха приводит к неполному сгоранию топлива, что сопровождается сни­жением мощности дизеля, увеличением дымности выпуска, интенсивным нагароотложением на деталях цилиндропоршневой группы и выпускного тракта дизеля. Избыток воздуха снижает температуру в цилиндре, что отри­цательно сказывается на работе дизеля. Некачественная очистка воздуха от металлических примесей увеличивает скорость износа деталей цилиндро­поршневой группы. Таким образом, нарушение нормальной работы агрегатов воздухоснабжения в пути следования могут привести к серьезному сбою в ра­боте дизеля и тепловоза в целом. Поэтому локомотивная бригада при приемке тепловоза и в процессе его эксплуатации должна поддерживать исправное состояние узлов системы воздухоснабжения и выполнять требования по ухо­ду за ними.

Основными узлами воздухоснабжения являются: воздухозаборные уст­ройства и фильтры; агрегаты наддува, к которым относятся механические нагнетатели и турбокомпрессоры; промежуточные охладители наддувочного воздуха. Учитывая, что системы воздухоснабжения современных тепловозов принципиально идентичны и не имеют особых отличий в эксплуатации, рассмотрим особенности ухода и обслуживания их раздельно по каждому из основных узлов.

Воздухозаборные устройства. Большинство локомотивов оборудованы воздухозаборными устройствами, имеющими маслопленочные фильтры и фильтры непрерывного действия. В каждом из этих типов фильтров воздух проходит двойную очистку: в маслопленочных фильтрах первой ступенью очистки является инерционная, где пыль осаждается в масло ванны при изме­нении направления движения воздуха, а второй ступенью — неподвижные сетчатые кассеты; в фильтрах непрерывного действия воздух очищается в подвижной и неподвижной кассетах сеток.

Уход за воздухозаборным устройством заключается в периодической очи­стке сеток, смене масла (смеси) в корпусе фильтра, обеспечении герметично­сти системы, поддержании работоспособности пневматического привода. При приемке тепловоза убеждаются в нормальной работе жалюзи, устройств, контролируют и регулируют уровень масла, проверяют легкость вращения колеса фильтра непрерывного действия и исправность пневмопривода. Ос­матривают брезентовые патрубки, которые должны исключать перекрытие входного сечения патрубка и не иметь разрывов.

В процессе работы при снегопадах, во время дождя и пылевых бурь необ­ходимо переключить систему на забор воздуха из дизельного помещения.

В эксплуатации необходимо следить за уровнем масла в корпусе воздухо­очистителя. Повышение уровня масла вызывает повышенный его унос вместе с воздухом в систему дизеля и в цилиндры. Повышение уровня масла может произойти из-за попадания в воздухоочиститель атмосферных осадков. Пони­жение уровня масла снижает эффективность очистки воздуха и способствует быстрому загрязнению фильтрующих элементов, повышению гидравлическо­го сопротивления фильтра и, как следствие, приводит к ухудшению рабочего процесса дизеля и уменьшению его мощности.

В летнее время в поддон фильтра заливают дизельное масло, а при низкой температуре воздуха — смесь дизельного масла и дизельного топлива. Для большинства серий тепловозов смесь масла с топливом производят в соотно­шении 1:1.

Агрегаты наддува. К агрегатам наддува относятся механические нагнета­тели с приводом от коленчатого вала дизеля и ТК, работающие за счет энер­гии выпускных газов.

Принимая тепловоз, локомотивная бригада проверяет надежность крепле­ния агрегатов на дизеле, исправность подвода смазки и охлаждающей воды, герметичность воздухоподводящих патрубков, газовых уплотнений и отсо­сов. Обращается внимание на исправность теплоизолирующих покрытий и защитных экранов.

Определить ослабшее крепление нередко можно по течи масла в этих со­единениях. Выявленные неплотности в соединениях устраняются подтяжкой крепежа или заменой уплотняющих прокладок до момента пуска дизеля.

При неработающем дизеле сливают масло из маслоулавливающих бачков воздухоохладителей (дизели 10Д100), а также конденсат из патрубков выпу­скной системы. На тепловозах ЧМЭЗ проверяют уровень масла в подшипни­ках ТК дизеля и при необходимости пополняют его.

После пуска дизеля убеждаются на слух в исправной работе агрегатов наддува и проверяют, нет ли утечек воздуха, смазки, охлаждающей воды. Поступление смазки контролируют рукой по нагреву трубопровода, визуаль­но через смотровые щитки на подшипниковых узлах или по показанию мано­метров, если им оборудован тепловоз.

Показателями нормальной работы турбокомпрессора является ста­бильность на протяжении длительного времени таких параметров, как темпе­ратура газов и давление наддува, а также ровный, не меняющийся уровень шума. Резкое изменение шума, появление в турбокомпрессоре ударов или металлического скрежета, что обычно сопровождается изменением режима работы дизеля, являются признаками неисправностей, требующих немедлен­ной остановки двигателя.

В процессе эксплуатации тепловозов наблюдаются случаи появления помпажа турбокомпрессоров. Внешне помпаж — это неустойчивая работа компрессора, проявляющаяся в пульсации воздушного потока и сопровож­дающаяся периодическим выбросом воздуха обратно в воздухоочиститель. Иногда помпаж сопровождается характерными сильными хлопками.

Причины помпажа

Помпаж возникает при уменьшении подачи центробежного компрессора (нагнеталь второй ступени) ниже определенного критического значения, в результате чего происходит срыв потока воздуха с лопаток воздушного колеса или лопаточного диффузора компрес­сора, нарушается устойчивая его работа.

Сопротивление воздухоочистителя увеличивается из-за загрязнения в летнее время или оледенения входных устройств тепловоза (жалюзи) в зимнее.

Закоксовывания выпускных и проду­вочных окон втулок цилиндров, защитных решеток перед турбокомпрессорами, а так­же лопаточного аппарата турбин.

Вследствие роста температу­ры наддувочного воздуха из-за ухудшения работы охладителей наддувочного воздуха дизеля и холодильника тепловоза. Одной из причин, способствующих возникновению помпажа у дизеля 10Д100, является повреждение рабочих лопаток турбины и соплово­го аппарата обломками поршневых колец, частицами кокса или другими предметами из-за отсутствия защитных решеток перед турбокомпрессорами или их неисправного состояния. На возникновение помпажа оказывает также влияние повышение темпе­ратуры выпускных газов перед турбиной, являющееся следствием уменьшения расхо­да воздуха по перечисленным выше причинам, а также плохой работы топливной ап­паратуры дизеля.

Помпаж может появляться из-за несинхронности параллельно работающих турбокомпрессоров. В этом случае помпаж возникает у одного из них.

При возникновении первых признаков помпажа необходимо установить холостой режим работы дизеля с последующим медленным набором позиций контроллера машиниста, по имеющимся приборам на тепловозе произвести тщательную проверку параметров дизеля и системы наддува. Работа дизеля при наличии помпажа запрещается, потому что может произойти разрушение турбокомпрессора и деталей всасывающего тракта.

При заклинивании ротора турбонагнетателя, о чем свидетельствует повы­шенная вибрация дизеля, густой черный дым выпуска, перегрев выпускных патрубков, необходимо дизель остановить и через смотровой люк попытаться расходить ротор.

Охладитель наддувочного воздуха. В эксплуатации охладители над­увочного воздуха периодически осматривают. При сливе масла из маслоулав-ливающих бачков или ресивера следят, нет ли в нем воды, которая может по­падать в ресивер вместе с воздухом через трещины в трубках охладителя. При подозрении на утечки воды дальнейшая работа дизеля до выяснения причин не разрешается.

В процессе эксплуатации быстрое наполнение маслом дренажных ящиков указывает на неисправность турбокомпрессоров. Своевременное удаление масла из ящиков и ресивера уменьшает вероятность разноса дизеля, выброс масла в газовыпускной тракт или поступление его в цилиндры дизеля.

 

Список литературы

1. Кононов В.Е. Справочник машиниста тепловоза.-М.: ИПЦ «Желдор-издат», 2004г

2. Присяжнюк СИ. Управление тепловозом и дизель поездом и их тех­ническое обслуживание. М: Транспорт, 1987г.

3. Тепловоз ТЭМ2 руководство по эксплуатации и обслуживанию. М.: Транспорт, 1983г

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.