Система воздухоснабжения должна обеспечивать непрерывное снабжение дизеля очищенным свежим воздухом в необходимом количестве. Недостаток воздуха приводит к неполному сгоранию топлива, что сопровождается снижением мощности дизеля, увеличением дымности выпуска, интенсивным нагароотложением на деталях цилиндропоршневой группы и выпускного тракта дизеля. Избыток воздуха снижает температуру в цилиндре, что отрицательно сказывается на работе дизеля. Некачественная очистка воздуха от металлических примесей увеличивает скорость износа деталей цилиндропоршневой группы. Таким образом, нарушение нормальной работы агрегатов воздухоснабжения в пути следования могут привести к серьезному сбою в работе дизеля и тепловоза в целом. Поэтому локомотивная бригада при приемке тепловоза и в процессе его эксплуатации должна поддерживать исправное состояние узлов системы воздухоснабжения и выполнять требования по уходу за ними.
Основными узлами воздухоснабжения являются: воздухозаборные устройства и фильтры; агрегаты наддува, к которым относятся механические нагнетатели и турбокомпрессоры; промежуточные охладители наддувочного воздуха. Учитывая, что системы воздухоснабжения современных тепловозов принципиально идентичны и не имеют особых отличий в эксплуатации, рассмотрим особенности ухода и обслуживания их раздельно по каждому из основных узлов.
Воздухозаборные устройства. Большинство локомотивов оборудованы воздухозаборными устройствами, имеющими маслопленочные фильтры и фильтры непрерывного действия. В каждом из этих типов фильтров воздух проходит двойную очистку: в маслопленочных фильтрах первой ступенью очистки является инерционная, где пыль осаждается в масло ванны при изменении направления движения воздуха, а второй ступенью — неподвижные сетчатые кассеты; в фильтрах непрерывного действия воздух очищается в подвижной и неподвижной кассетах сеток.
Уход за воздухозаборным устройством заключается в периодической очистке сеток, смене масла (смеси) в корпусе фильтра, обеспечении герметичности системы, поддержании работоспособности пневматического привода. При приемке тепловоза убеждаются в нормальной работе жалюзи, устройств, контролируют и регулируют уровень масла, проверяют легкость вращения колеса фильтра непрерывного действия и исправность пневмопривода. Осматривают брезентовые патрубки, которые должны исключать перекрытие входного сечения патрубка и не иметь разрывов.
В процессе работы при снегопадах, во время дождя и пылевых бурь необходимо переключить систему на забор воздуха из дизельного помещения.
В эксплуатации необходимо следить за уровнем масла в корпусе воздухоочистителя. Повышение уровня масла вызывает повышенный его унос вместе с воздухом в систему дизеля и в цилиндры. Повышение уровня масла может произойти из-за попадания в воздухоочиститель атмосферных осадков. Понижение уровня масла снижает эффективность очистки воздуха и способствует быстрому загрязнению фильтрующих элементов, повышению гидравлического сопротивления фильтра и, как следствие, приводит к ухудшению рабочего процесса дизеля и уменьшению его мощности.
В летнее время в поддон фильтра заливают дизельное масло, а при низкой температуре воздуха — смесь дизельного масла и дизельного топлива. Для большинства серий тепловозов смесь масла с топливом производят в соотношении 1:1.
Агрегаты наддува. К агрегатам наддува относятся механические нагнетатели с приводом от коленчатого вала дизеля и ТК, работающие за счет энергии выпускных газов.
Принимая тепловоз, локомотивная бригада проверяет надежность крепления агрегатов на дизеле, исправность подвода смазки и охлаждающей воды, герметичность воздухоподводящих патрубков, газовых уплотнений и отсосов. Обращается внимание на исправность теплоизолирующих покрытий и защитных экранов.
Определить ослабшее крепление нередко можно по течи масла в этих соединениях. Выявленные неплотности в соединениях устраняются подтяжкой крепежа или заменой уплотняющих прокладок до момента пуска дизеля.
При неработающем дизеле сливают масло из маслоулавливающих бачков воздухоохладителей (дизели 10Д100), а также конденсат из патрубков выпускной системы. На тепловозах ЧМЭЗ проверяют уровень масла в подшипниках ТК дизеля и при необходимости пополняют его.
После пуска дизеля убеждаются на слух в исправной работе агрегатов наддува и проверяют, нет ли утечек воздуха, смазки, охлаждающей воды. Поступление смазки контролируют рукой по нагреву трубопровода, визуально через смотровые щитки на подшипниковых узлах или по показанию манометров, если им оборудован тепловоз.
Показателями нормальной работы турбокомпрессора является стабильность на протяжении длительного времени таких параметров, как температура газов и давление наддува, а также ровный, не меняющийся уровень шума. Резкое изменение шума, появление в турбокомпрессоре ударов или металлического скрежета, что обычно сопровождается изменением режима работы дизеля, являются признаками неисправностей, требующих немедленной остановки двигателя.
В процессе эксплуатации тепловозов наблюдаются случаи появления помпажа турбокомпрессоров. Внешне помпаж — это неустойчивая работа компрессора, проявляющаяся в пульсации воздушного потока и сопровождающаяся периодическим выбросом воздуха обратно в воздухоочиститель. Иногда помпаж сопровождается характерными сильными хлопками.
Причины помпажа
Помпаж возникает при уменьшении подачи центробежного компрессора (нагнеталь второй ступени) ниже определенного критического значения, в результате чего происходит срыв потока воздуха с лопаток воздушного колеса или лопаточного диффузора компрессора, нарушается устойчивая его работа.
Сопротивление воздухоочистителя увеличивается из-за загрязнения в летнее время или оледенения входных устройств тепловоза (жалюзи) в зимнее.
Закоксовывания выпускных и продувочных окон втулок цилиндров, защитных решеток перед турбокомпрессорами, а также лопаточного аппарата турбин.
Вследствие роста температуры наддувочного воздуха из-за ухудшения работы охладителей наддувочного воздуха дизеля и холодильника тепловоза. Одной из причин, способствующих возникновению помпажа у дизеля 10Д100, является повреждение рабочих лопаток турбины и соплового аппарата обломками поршневых колец, частицами кокса или другими предметами из-за отсутствия защитных решеток перед турбокомпрессорами или их неисправного состояния. На возникновение помпажа оказывает также влияние повышение температуры выпускных газов перед турбиной, являющееся следствием уменьшения расхода воздуха по перечисленным выше причинам, а также плохой работы топливной аппаратуры дизеля.
Помпаж может появляться из-за несинхронности параллельно работающих турбокомпрессоров. В этом случае помпаж возникает у одного из них.
При возникновении первых признаков помпажа необходимо установить холостой режим работы дизеля с последующим медленным набором позиций контроллера машиниста, по имеющимся приборам на тепловозе произвести тщательную проверку параметров дизеля и системы наддува. Работа дизеля при наличии помпажа запрещается, потому что может произойти разрушение турбокомпрессора и деталей всасывающего тракта.
При заклинивании ротора турбонагнетателя, о чем свидетельствует повышенная вибрация дизеля, густой черный дым выпуска, перегрев выпускных патрубков, необходимо дизель остановить и через смотровой люк попытаться расходить ротор.
Охладитель наддувочного воздуха. В эксплуатации охладители надувочного воздуха периодически осматривают. При сливе масла из маслоулав-ливающих бачков или ресивера следят, нет ли в нем воды, которая может попадать в ресивер вместе с воздухом через трещины в трубках охладителя. При подозрении на утечки воды дальнейшая работа дизеля до выяснения причин не разрешается.
В процессе эксплуатации быстрое наполнение маслом дренажных ящиков указывает на неисправность турбокомпрессоров. Своевременное удаление масла из ящиков и ресивера уменьшает вероятность разноса дизеля, выброс масла в газовыпускной тракт или поступление его в цилиндры дизеля.
Список литературы
1. Кононов В.Е. Справочник машиниста тепловоза.-М.: ИПЦ «Желдор-издат», 2004г
2. Присяжнюк СИ. Управление тепловозом и дизель поездом и их техническое обслуживание. М: Транспорт, 1987г.
3. Тепловоз ТЭМ2 руководство по эксплуатации и обслуживанию. М.: Транспорт, 1983г
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.