МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЫ:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- работы отечественных ученых по изысканию источников и способов получения лекарственных веществ, производных п- и м - аминофенола и тетрациклина;

- познания структуры и способы получения лекарственных веществ (причинно-следственная связь).

- Развиваемые компетенции:

- способность к обеспечению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-1);

- способность к проведению экспертиз, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов (ПК-2);

- способность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-12).

Вопросы для самоподготовки :

1.Русское, латинское, рациональное химическое название и название по МНН лекарственных веществ и их препаратов.

2.Физические свойства; константы и возможность на их основе дифференцировать изучаемые лекарственные вещества.

3.Биохимические предпосылки создания парацетамола.

4.Производные п- и м-аминофенола; общая характеристика, связь между строением и действием.

5.Записать реакции подлинности препаратов по функциональным группам.

6.Сущность методики обнаружения примеси п-аминофенола в парацетамоле.

7.Методика, химизм и теоретическое обоснование методов количественного определения парацетамола и неостигмина метилсульфата (прозерина).

- метод перегонки с водяным паром;

- метод нитритометрии с использованием внутренних и внешних
индикаторов (для парацетамола).

8.Применение препаратов, производных п-аминофенола.

9.Тетрациклины, связь между строением и биологическим действием.

10. Эпимеризация тетрациклинов, ангидропроизводные тетрациклина.

11. Изменение тетрациклинов под действием УФ-света и изменения pH среды.

12. Реакции идентификации и дифференциации производных тетрациклина.

13. Методика, химизм и теоретическое обоснование титриметрических методов количественного определения препаратов.

14. Сущность биологического метода контроля тетрациклинов.

15. Применение и обоснование условий хранения препаратов производных тетрациклинов, п- и м- аминофенола.

16. Оформить картотеку на препараты, изучаемые в процессе подготовки к занятию.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

(ориентировочная основа действий):

1.Изучить физические свойства лекарственных веществ. На основе сравнения с описаниями в ФС сделать предварительный вывод - какое лекарственное вещество поступило на анализ.

2.Пользуясь фармакопейными и дополнительными качественными реакциями, а также физическими константами, сделать окончательной вывод. Проверить результат у преподавателя.

3.Определить качество лекарственного вещества по показателю «кислотность-щелочность».

4.Пользуясь рекомендациями соответствующей ФС, исследовать чистоту - содержание допустимых и недопустимых примесей, ионных и специфических.

5.Выполнить количественный анализ парацетамола, неостигмина метилсульфата (прозерина), тетрациклинов титриметрическими методами.

6.Оформить протокол анализа в соответствии с принятой схемой и представить к защите.

 

Ожидаемые результаты развиваемых компетенций:


Студент должен знать:

- способы получения, физические и химические свойства производных п- и м - аминофенола и тетрациклина;

- сущность определения физических констант: температура плавания, удельное вращение;

- теоретические основы неводного титрования препаратов группы тетрациклина;

- сущность биологического метода контроля антибиотиков.

Студент должен уметь:

- определить подлинность и доброкачественности производных п- и м- аминофенола и тетрациклина;

- проводить контрольный опыт при количественном определении производных п-аминофенола и тетрациклина;

- определять физические константы данных препаратов: угол удельного вращения, температуру правления;

- проводить нитритометрическое определение лекарственных веществ с использованием внешнего и внутреннего индикаторов;

- интерпретировать УФ- и ИК-спектры лекарственных веществ.

Студент должен владеть:

- навыками идентификации лекарственных веществ по первичной ароматической аминогруппе;

- навыками деблокирования аминогруппы;

- навыками нитритометрии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Дать общую характеристику химической структуры лекарственных веществ, производных п- и м- аминофенола.

2.Обосновать растворимость парацетамола в щелочах.

3.Записать реакции идентификации парацетамола и неостигмина метилсульфата (прозерина).

4.Представить химизм реакции обнаружения примеси п - аминофенола в парацетамоле

5.Каковы теоретические основы нитритометрического метода количественного определения парацетамола? С какой целью при его проведении добавляют калия бромид?

6.Почему титруют при энергичном перемешивании? Медленно? При охлаждении?

7.Представьте схему прибора, напишите уравнения химических реакций, происходящие при определении парацетамола и неостигмина метилсульфага (прозерина) методом перегонки с водяным паром.

8.Для количественного анализа парацетамола возможно использование метода титрования в среде неводных растворителей. В чем его сущность?

9.При каких заболеваниях применяют в медицинской практике препараты парацетамола и неостигмина метилсульфата (прозерина)?

10. Под какими названиями поступают препараты парацетамола в аптеки в настоящее время? Кто их производитель?

11. Представьте изменения химической структуры тетрациклинов под действием:

- концентрированной серной кислоты;

- УФ- облучения;

- растворов щелочи.

12. Изложите сущность биологического контроля антибиотиков.

13. На основании химической структуры парацетамола, неостигмина метилсульфата, тетрациклинов, дайте обоснование условий хранения. Укажите возможные химические превращения этих соединений при доступе влаги, кислорода, изменении pH среды, УФ-света.

Ситуационные задачи.

1.Рассчитайте содержание парацетамола (M=151,17 г/моль) при определении его нитритометрическим методом на основании следующих данных: навеска - 0,2511 г, объем 0,1 моль/л раствора натрия нитрита 16,5 мл (К=0,99).

2.Оценить работу провизора-аналитика и качество препарата по определению потери массы при высушивании образца парацетамола (М=151,17 г/моль) на основании полученных при работе результатов: масса высушенного тигля - 18,3412г, масса тигля с навеской 18,3972 г., масса тигля с навеской после озоления и первого, второго и третьего высушивания соответственно - 18,3930 г; 18,3924 г; 18,3920 г.

3.Рассчитайте объем 0,1 моль/л раствора натрия нитрита (К=0,98), который пойдет на титрование навески парацетамола (М=151,17 г/моль) массой 0,1434 г., если масса чистого сухого бюкса 11,1218 г., масса бюкса с навеской 11,2660 г., масса бюкса после переноса в колбу для титрования 11,1232 г.

4.Рассчитайте содержание парацетамола (%), если на титрование навески массой 0,1832 г пошло 13,8 мл 0,1 моль/л раствора натрия нитрита (К=0,99). Расход раствора титранта на контрольный опыт - 1,7 мл. M (парацетамола) = 151,17 г/моль.

5.Дайте оценку чистоты тетрациклина гидрохлорида, если угол вращения его 1% раствора в 0,01 моль/л растворе кислоты хлороводородной составляет:      (-)5,5; (-)5,3; (-)5,4 градусов. Нулевая точка прибора: (-)0,20 градуса. Длина трубки 200 мм.

6.Рассчитайте нижний допустимый предел активности тетрациклина гидрохлорида в ЕД в 1 таблетке, содержащей 0,25 г тетрациклина гидрохлорида.

7.Вычислите, какой массе тетрациклина соответствует 1820 тыс ЕД, если содержание воды, в исследуемом образце, определенной по методу Фишера составляет 12%.

Литература основная :

1.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/Беликов В.Г. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – С. 234-239, 249-256.

2.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 262-273.

3.Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. - М.: Медицина, 2004. – С. 222-228.

4. Государственная фармакопея Российской Федерации. - XIII изд. В 3-х т. -  М., 2015 - http://www.femb.ru/

5.Лекционный материал.

 

Литература дополнительная :

1.Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов. - Пятигорск, 2003. – 720 с.

2. ГФ РФ, XII издания, часть 1. – М.: НЦЭСМП, 2007. - С. 611.

3.Лабораторные работы по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой. – Пятигорск, 2003. – 342 с.

4.Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. - Пятигорск: издательство ПятГФА 2003. – 274 с.

 

 

Занятие № 7

ТЕМА: Фармакопейное исследование лекарственных веществ, производных

          бензойной и салициловой кислот: кислота бензойная, натрия
          бензоат, кислота салициловая, натрия салицилат, осалмид
             (оксафенамид), кислота ацетилсалициловая; производны х
          фенилпропионовой кислоты:
ибупрофен; фенилуксусной кислот ы :
          диклофенак, диклофенак-натрий (ортофен); производные
          бутирофенона:
галоперидол.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться проводить полный фармакопейный анализ
                              лекарственных веществ, препаратов, производных
                              ароматических и фенилалифатических кислот.








ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Оценить физические свойства лекарственных веществ, ориентируясь на описание их в частных ФС.

2.Установить подлинность лекарственных веществ, пользуясь физическими свойствами и химическими реакциями.

3.Установить доброкачественность лекарственных веществ - чистоту и количественное содержание, используя рекомендации ГФ, ФС.

Развиваемые компетенции:

 

- Развиваемые компетенции:

- способность к обеспечению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-1);

- способность к проведению экспертиз, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов (ПК-2);

- способность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-12).

 

Вопросы для самоподготовки:

1.Общая характеристика и классификация производных ароматических и фенилалифатических кислот.

2.Русское, латинское и рациональное химическое название и название по МНН лекарственных веществ, препаратов.

3.Способы получения лекарственных веществ.

4.Физические свойства и возможность на их основе идентифицировать и дифференцировать лекарственные вещества.

5.Изучить и записать реакции подлинности.

6.Выписать допустимые и недопустимые примеси для каждого лекарственного вещества.

7.Разработать методику и химизм реакций обнаружения допустимых и недопустимых примесей.

8.Методика, химизм и теоретическое обоснование методов количественного определения лекарственных веществ:

- метод кислотно-основного титрования (кислота бензойная, кислота салициловая, натрия салицилат, натрия бензоат, кислота ацетилсалициловая, ибупрофен, диклофенак - натрий);

- метод броматометрический, способ прямого и обратного титрования- (натрия салицилат, кислота ацетилсалициловая, осалмид);

- возможные методы количественного определения галоперидола.

9.Характеристика препаратов (формы выпуска).

10.Применение препаратов.

11.Обоснование условий хранения лекарственных веществ и препаратов.

12.В процессе подготовки к занятию оформить картотеку на препараты, относящиеся к теме занятия.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

(ориентировочная основа действий):

1.Изучив физические свойства, растворимость исследуемых лекарственных веществ, сравнив с описанием в ФС, сделать вывод о том, какое лекарственное вещество поступило на анализ.

2.Подтвердить химическими реакциями подлинность исследуемого лекарственного вещества.

3.Оценить чистоту, проведя испытание на допустимые и недопустимые примеси, температуру плавления (по указанию преподавателя).

4.Пользуясь ФС или методиками кафедры, определить количественное содержание лекарственного вещества в исследуемом образце.Оформить протокол и защитить его.

Ожидаемые результаты развиваемых компетенций:

Студент должен знать:

- теоретические основы экстракции;      

- сущность гидролиза натриевых солей органических кислот;

- применение в химическом анализе гидроксамовой пробы, нингидриновой пробы;

- теоретические основы метода перегонки по летучим функциональным группам;

- правила и технику безопасности при работе с эфиром.

 

Студент должен уметь:

- проводить экстракцию эфиром и отделять эфирный слой;

- проводить алкалиметрическое титрование органических кислот в присутствии этанола;

- дифференцировать бензоат- и салицилат-ион реакцией с хлоридом желсза(III) с учетом pH среды;

- делать пересчет на сухое вещество (на примере натрия бензоата);

- проводить гидролиз сложных эфиров в колбе с обратным холодильником;

- определять специфические примеси в кислоте ацетилсалициловой, осалмиде.

Студент должен владеть:

- навыками дифференциации лекарственных веществ, близких по химической структуре;

- навыками ацидиметрии и алкалиметрии лекарственных веществ, являющихся ароматическими кислотами и солями ароматических кислот;

- навыками экстракции веществ эфиром.

Вопросы для самоконтроля:

1.Каковы общие химические свойства лекарственных веществ, производных кислот ароматического ряда?

2.Какими качественными реакциями рекомендуется по ФС идентифицировать натрия бензоат и натрия салицилат? Напишите уравнения реакций.

3.Использование УФ- и ИК-спектров, ТСХ для идентификации и оценки чистоты лекарственных препаратов.

4.Какими реакциями подтверждают подлинность кислоты салициловой и кислоты бензойной? Напишите уравнения химических реакций.

5.В чем сущность испытаний подлинности кислоты ацетилсалициловой и осалмида?

6.Какие лекарственные вещества являются сложными эфирами, амидами салициловой кислоты? Чем они отличаются между собой по химической структуре?

7.Какими химическими реакциями можно отличить кислоту ацетилсалициловую от других производных салициловой кислоты? Напишите уравнения реакций.

8.Каковы физические, химические свойства и реакции подлинности ибупрофена?

9.Как установить подлинность галоперидола? Напишите уравнения реакций.

10. Какими методами можно определить количественное содержание ибупрофена и галоперидола? Записать химические реакции и факторы эквивалентности.

11. Как количественно определить содержание кислот ацетилсалициловой, салициловой и бензойной? Напишите уравнения реакций, поясните роль спирта.

12. Как количественно определяют лекарственные препараты, представляющие собой натриевые соли бензойной, салициловой и фенилуксусной кислот. Напишите уравнения химических реакций.

13. Как устанавливают доброкачественность кислоты ацетилсалициловой по ФС?

14. Какова методика определения сульфатной золы в кислоте бензойной?

15. Спиртовые растворы кислоты салициловой должны быть прозрачными и бесцветными. Как это доказать?

16. В осалмиде (оксафенамиде) определяют примеси п-аминофенола. Каковы возможные источники появления этой примеси в препарате?

17. В водном растворе содержалась смесь препаратов данной группы. При добавлении одной капли раствора хлорида железа (III) появился буровато­розовый осадок, а при дальнейшем добавлении реактива раствор окрасился в сине-фиолетовый цвет. Какие препараты могли находиться в растворе? Чем объяснить изменение окраски расгвора?

18. Сульфатная зола из 0,5 г кислоты салициловой не должна давать реакции на железо. Как следует провести определение?

19. При определении восстанавливающих веществ в кислоте бензойной проводят титрование горячего подкисленного раствора препарата 0,1 моль/л раствором калия перманганата до появления розового окрашивания. Чем объясняется появление розовой окраски?

20. Для определения потери в массе при высушивании натрия бензоата его сушат до постоянной массы. Что понимается под термином «постоянная масса»? Какова методика ее определения?

21. Представьте реакции дифференциации диклофенака и осалмида.

22. При наслаивании концентрированной серной кислоты на раствор смеси гексаметилентетрамина и натрия салицилата (при нагревании) на границе двух слоев появляется розовое окрашивание. Какие процессы происходят при этом? Напишите химизм реакций.

Ситуационные задачи.

1.Какова масса полученной кислоты ацетилсалициловой, если выход продукта составил 78% от теоретического, а для синтеза было взято 20 кг кислоты салициловой?

 

2.Какой объем 0,1 моль/л раствора гидроксида натрия (K=1,012) потребуется (теоретически) на титрование навески кислоты бензойной массой 0,2518 г (M=122,12 г/моль).

 

3.Рассчитайте молярную массу эквивалента и титр 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида по кислоте ацетилсалициловой (M=180,16 г/моль) в методе нейтрализации. Назовите условия проведения этих методов.

 

4.Приведите уравнения реакций количественного определения кислоты ацетилсалициловой (M=180,16 г/моль) методом перегонки с водяным паром по уксусной кислоте. Рассчитайте объем 0,1 моль/л раствора хлороводородной кислоты (K=1,02), который пойдет на титрование при анализе навески кислоты ацетилсалициловой массой 0,2032 г, если в приемник поместить 40 мл 0,1 моль/л раствора гидроксида натрия.

 

5.Приведите уравнения реакций количественного определения осалмида (М=229,34 г/моль) фармакопейным методом, укажите переход окраски в конечной точке титрования. Рассчитайте объем 0,1 моль/литр раствора хлороводородной кислоты (K=1,12), который пойдет на титрование содержимого приемника, если взята навеска осалмида массой 1,0021 г.

 

6.Приведите уравнения реакций количественного определения кислоты салициловой (M=138,12 г/моль) методом нейтрализации по ФС, молярную массу эквивалента, индикатор и переход окраски в конечной точке титрования. Рассчитайте навеску кислоты салициловой, чтобы на титрование пошло 25 мл 0,5 моль/л раствора натрия гидроксида. Как и почему предварительно проводят нейтрализацию этанола? Когда вносят лекарственное вещество в этанол?

 

7.Рассчитайте содержание кислоты салициловой (M=138,12 г/моль), если на титрование навески массой 0,2518 г израсходовано 18,25 мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида (К=0,99).

 

8.Приведите уравнения реакций количественного определения кислоты салициловой (M=138,12 г/моль) методом обратной броматометрии. Укажите индикатор, переход его окраски в конечной точке титрования.

а) Рассчитайте молярную массу эквивалента, титр по определяемому
веществу, содержание кислоты салициловой, если к навеске массой
0,0576 г добавлено 50 мл 0,1 моль/л (УЧ 1/6 KBrO3) раствора
  калия бромата (К=0,98). На титрование избытка указанного титранта
пошло 23,75 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=1,02), на
контрольный опыт - 48 мл титранта.

б) Рассчитайте объем 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=0,99),
который пойдет на титрование избытка 0,1 моль/л (УЧ 1/6 KBrO3)
раствора калия бромата (K=1,01), добавленного в количестве 40 мл
к аликвоте объемом 20 мл. Аликвота взята после растворения и
доведения водой до метки в мерной колбе вместимостью 100 мл
навески кислоты салициловой массой 0,2134 г.

 

9.Рассчитайте содержание натрия бензоата (M=144,11 г/моль) в пересчете на сухое вещество, если на титрование навески массой 1,5065 г пошло 20,5 мл 0,5 моль/л раствора кислоты хлороводородной (К=0,99). Потеря в массе при высушивании составила 3%.

 

10. Приведите уравнения реакций количественного определения натрия бензоата (M=144,11 г/моль) методом нейтрализации. Рассчитайте титр кислоты хлороводородной по определяемому веществу, навеску натрия бензоата, чтобы на титрование пошло 20 мл 0,1 моль /л раствора кислоты хлороводородной (К=1,00). Укажите переход окраски индикатора в конечной точке.

 

11. Приведите уравнения реакций количественного определения кислоты ацетилсалициловой (M=180,16 г/моль) методом нейтрализации по ФС, индикатор и переход его окраски в конечной точке титрования. Рассчитайте титр натрия гидроксида по определяемому веществу, содержание кислоты ацетилсалициловой в анализируемом образце, если на титрование навески массой 0,5012 г пошло 27,5 мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида (К=0,99). Как и почему проводят нейтрализацию этанола? Когда вносят анализируемое вещество в растворитель?

 

12. Вычислите предполагаемый объем 0,1 моль/л раствора серебра нитрата (K = 1,02), который пойдет на анализ навески диклофенака-натрия (М = 318,1 г/моль) массой 0,2026.г. На контрольный опыт израсходовано 1,2 мл титранта.

Литература основная:

        

1.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/Беликов В.Г. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – С. 239-244, 256-260.

2.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 273-286.

3.. Государственная фармакопея Российской Федерации. - XIII изд. В 3-х т. -  М., 2015 - http://www.femb.ru/.

4.Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. - М.: Медицина, 2004. – С. 228-234.

5.Лекционный материал.

Литература дополнительная:

1.Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов. - Пятигорск, 2003. – 720 с.

2.Лабораторные работы по фармацевтической химии/под редакцией Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой. - Пятигорск, 2003, - С. 342.

3.Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/Учебное пособие, - Пятигорск: издательство ПятГФА, 2003,- 274 с.

4.Приказы М3 РФ №751н от 26.10.2015, №377 от 30.11.96 в редакции 2010 г., №706н от 23.08.10.

 











Занятие № 8

 

ТЕМА: Фармакопейное исследование лекарственных веществ, производных:
          а) пара-аминобензойной кислоты: бензокаин (анестезин ), прокаина
          гидрохлорид (новокаин), тетракаина гидрохлорид (дикаин),
          прокаинамида гидрохлорид (новокаинамид), метоклопромида
          гидрохлорид.
          б) диэтиламиноацетанилида: тримекаина гидрохлорид, лидокаина
          гидрохлорид (ксикаин) и близких по структуре местных
          анестетиков:
бупивакаин, артикаина гидрохлорид (ультракаин).
          в) пара-аминосалициловой кислоты: натрия пара-аминосалицилат.

          г) мета-аминобензойной кислоты: кислота амидотризоевая и ее
            натриевая и N-метилглюкаминовая соль (триомбраст для инъекций).

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться проводить полный фармакопейный анализ
                              лекарственных препаратов, производных пара-, мета-
                              аминобензойной кислот, пара-аминосалициловой кислоты,
                              a также производных ацетанилида с
                              местноанестезирующим действием.

 

ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Установить физические свойства лекарственных веществ (растворимость, кислотность, щелочность водных растворов, температуру плавления).

2.Исследование подлинности и дифференциация препаратов по первичной и вторичной ароматической и третичной алифатической аминогруппам, по амидо- и имидогруппам, по фенольному гидроксилу, сложно-эфирной группировке, сульфамидной группе, по ароматическому ядру.

3.Определять допустимые и недопустимые примеси по фармакопейным статьям в лекарственных веществах.

4.Провести количественный анализ лекарственных веществ фармакопейными методами и методами рекомендуемыми кафедрой.

 

УИРС. Дать сравнительную оценку результатов количественного определения
        анестезина нитритометрическим и броматометрическим методами.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЫ:

- диалектическая связь между производными пара-аминобензойной кислоты и пара-аминосалициловой кислоты;

- зависимость фармакологического действия и степени токсичности препаратов от химической структуры действующего вещества;

- зависимость условий хранения препаратов от химической структуры.

Развиваемые компетенции:

- способность к обеспечению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-1);

- способность к проведению экспертиз, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов (ПК-2);

- способность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-12).

Вопросы для самоподготовки:

1.Русское, латинское, рациональное химическое и название по МНН лекарственных веществ, препаратов.

2.Представить классификацию лекарственных веществ данной группы.

3.Способы получения, общая схема синтеза производных ПАБК. Физические свойства лекарственных веществ (агрегатное состояние, растворимость) и возможность на их основе дифференциации.

4.Реакции подлинности по:

- аминогруппе ароматической и алифатической;

- амидогруппе;

- карбоксильной группе;

- ароматическому ядру;

- фенольному гидроксилу и другим специфическим функциональным группам;

- способность солеобразования азотосодержащих соединений основного характера.

5.Использование УФ- и ИК- спектров для идентификации и оценки чистоты лекарственных веществ.

6.Характер специфических примесей в лекарственных веществах, их обнаружение.

7.Общие и индивидуальные методы количественного определения лекарственных веществ и препаратов, их связь с химической структурой рассматриваемых лекарственных веществ.

8.Обоснование условий хранения с учетом физико-химических и фармакологических свойств.

9.Препараты (формы выпуска).

10. Применение.

11. В процессе подготовки к занятию оформить картотеку на препараты, относящиеся к теме занятия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

(ориентировочная основа действий):

1.Изучить физические свойства исследуемого лекарственного вещества и на основе сравнения с описанием в ФС сделать предварительный вывод - какое лекарственное вещество поступило на анализ.

2.Пользуясь фармакопейными и дополнительными качествами реакциями подлинности, сделать окончательный вывод о подлинности лекарственного вещества. Проверить результат у преподавателя.

3.Определить чистоту лекарственных веществ согласно рекомендации ФС и указаниям преподавателя.

4.Количественное определение лекарственных веществ, препаратов проводить следующими методами:

- бензокаина (анестезина), прокаина гидрохлорида (новокаина), тетракаина гидрохлорида (дикаина), прокаинамида гидрохлорида (новокаинамида), натрия-ПАС нитритометрическим методом, способом прямого титрования;

- тримекаина, лидокаина гидрохлорида (ксикаина) - метод неводного ацидиметрического титрования в протогенном растворителе;

5.Провести расчет фактического содержания лекарственных веществ (%) в исследуемом образце, сдать результаты преподавателю.

6.Оформить протокол анализа в соответствии с принятой схемой и представить на защиту.

Ожидаемые результаты развиваемых компетенций:

Студент должен знать:

 

- функциональные группы: первичные (амино-), вторичные (имино-), третичные, четвертичные, ароматические и алифатические амины; амидо- и имидо- группы и их химические свойства;

- качественный анализ органических соединений по функциональным группам;

- физические и химические свойства ароматических аминов и ароматических аминокислот;

- теоретические основы нитритометрии, броматометрии, аргентометрии, меркуро - и меркуриметрии, перегонки с водяным паром.

Студент должен уметь:

 

- определять физические свойства лекарственных веществ (растворимость, внешний вид, форму кристаллов, температуру плавления);

- определять подлинность данных лекарственных веществ реакциями на функциональные группы;

- дифференцировать лекарственные вещества по амино-, имино- и амидогруппам;

- проводить определение специфических примесей в рассматриваемых лекарственных веществах;

- проводить количественный анализ лекарственных веществ или препаратов по функциональным группам.

Студент должен владеть:

- навыками проведения гидроксамовой пробы;

- навыками нитритометрии лекарственных веществ, производных вторичных алифатически-ароматических аминов (тетракаина гидрохлорида).

Вопросы для самоконтроля:

1.Общая характеристика и классификация лекарственных веществ данной группы.

2.Диалектическая связь между структурой производных пара-аминобензойной кислоты и активностью местноанестезирующего действия.

3.Поиск новых лекарственных веществ на основе изучения их метаболизма.

4.Общая схема синтеза лекарственных веществ, производных пара-, мета-аминобензойной и пара-аминосалициловой кислот.

5.Можно ли по растворимости в воде и эфире отличить бензокаин (анестезин) от прокаина гидрохлорида (новокаина) и прокаинамида гидрохлорида (новокаинамида)? Чем можно объяснить отличие в растворимости этих препаратов?

6.Сущность солеобразования азотсодержащих лекарственных веществ данной группы, взаимодействие их с общеалкалоидными реактивами.

7.Представьте реакцию дифференциации тримекаина и лидокаина гидрохлорида (ксикаина).

8.Какие из рассматриваемых лекарственных веществ будут давать гидроксамовую пробу? Ее сущность?

9.На лигнин были помещены кристаллы натрия п-аминосалицилата. После добавления нескольких капель разведенной кислоты хлороводородной, появилось оранжевое окрашивание. Какие химические реакции происходят?

10. Какие примеси определяются в лекарственных веществах, производных п-АБК и м–АБК? Методики и реакции их обнаружения.

11. Какие лекарственные вещества данной группы можно определить нитритометрическим методом на основе реакции нитрозирования или на основе диазотиронаиия?

12. Какими способами можно определить точку эквивалентности при нитритометрическом количественном определении?

13. Какова методика определения точки эквивалентности с помощью йодкрахмальной бумаги? Какие химические реакции при этом происходят?

14. Какие лекарственные вещества, препараты можно определять броматометрическим методом и особенности метода?

15. Какие лекарственные вещества из рассматриваемой темы можно определять алкалиметрическим методом и особенности метода. Когда и какие добавляют органические растворители?

16. Какие лекарственные вещества можно определять ацидиметрическим методом, суть метода?

17. Какие лекарственные вещества, рекомендуется определять методом неводного титрования? Сущность его на примере одного из лекарственных веществ.

18. Укажите все возможные методы количественного определения прокаина гидрохлорида (новокаина).

19. При хранении натрия п-аминосалицилат приобрел слегка розоватый оттенок. Чем это можно объяснить? Окраска 10 % раствора этого препарата по интенсивности соответствовала эталону № 9 «в». Можно ли такой препарат считать отвечающим требованиям ФС?

20. Как применяются препараты данной группы и формы их выпуска?

21. Стабильность, требования к прозрачности и цветности инъекционных растворов, выбор стабилизаторов (прокаина гидрохлорида, тетракаина гидрохлорида). Особенности внутриаптечного контроля инъекционных растворов прокаина гидрохлорида (новокаина).















Ситуационные задачи.

1.Рассчитать предполагаемый объем 0,1 моль/л раствора кислоты хлорной (K=1,012), который пойдет на титрование 0,1834 г прокаинамида гидрохлорида (новокаинамида гидрохлорида) (М=271,79 г/моль), если потеря в массе при высушивании составила 1,2 % .

 

2.Вычислить массу бюкса с навеской натрия-ПАС (М=211,15 г/моль), если на титрование этой навески израсходовано 18,2 мл 0,1 моль/л раствора кислоты хлороводородной (К=0,992). Масса чистого сухого бюкса 11,2430 г, масса бюкса после переноса навески в колбу для титрования 11,2456 г.

 

3.Запишите химизм и рассчитайте (%) содержание тетракаина гидрохлорида (дикаина) (М=300,83 г/моль) при определении его нитритометрическим методом, если на навеску массой 0,2976 г израсходовано 10,5 мл 0,1 моль/л раствора натрия нитрита (K=1,01). Потеря в массе при высушивании составляет 0,6 % .

 

4.Фактическое содержание тримекаина гидрохлорида (М=284,4 г/моль) в анализируемом образце, установленное по ФС, составляет 98,6%. Анализ этого же образца провели методом перегонки с водяным паром по диэтиламину. Представьте химизм, схему используемого прибора и рассчитайте, какой объем 0,1 моль/л раствора кислоты хлороводородной (К=0,98) был помещен в приемник, если на титрование ее избытка по окончании отгонки диэтиламина из навески тримекаина массой 0,5976 г израсходовали 28 мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида (K=1,01).

Литература основная :

1.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/Беликов В.Г. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – С. 260-270, 273-276.

2.Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. - М.: Медицина, 2004. – С. 228-238.

3. Государственная фармакопея Российской Федерации. - XIII изд. В 3-х т. - М., 2015 - http://www.femb.ru/

4. Лекционный материал.

Литература дополнительная :

1.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 640 с.

2.Лабораторные работы по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой. – Пятигорск, 2003. – 342 с.

3. ГФ РФ, XII издания, часть 1. – М.: НЦЭСМП, 2007. - С. 503, 578, 603.

4.Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. - Пятигорск: издательство ПятГФА 2003. – 274 с.

 

Занятие № 9

ТЕМА: КОЛЛОКВИУМ : Лекарственные препараты, производные фенолов,
                                            хинонов, ароматических кислот. Тетрациклины.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Систематизировать и углубить знания по контролю
                                  качества лекарственных веществ и препаратов
                                  ароматической структуры.

 




Дата: 2019-04-23, просмотров: 513.