Студент должен знать:
- теоретические основы титриметрических методов: галоидирования, цериметрии, неводного титрования; физико-химических методов: фотоколориметрического и спектрофотометрического;
- способы получения, физические и химические, свойства лекарственных веществ, производных фенолов, общие реакции и реакции их дифференциации;
- способы получения, физические и химические свойства, производных хинонов; реакции их идентификации;
- особенности определения допустимых и недопустимых примесей ионов;
- источники получения, биологическая роль природных соединений с К - витаминной активностью.
Студент должен уметь:
- проводить количественное определение фенола, тимола, резорцина, менадиона натрия бисульфита (викасола);
- проводить определение примесей пирокатехина и фенола в резорцине, фенола в тимоле;
- нелетучего остатка, гидросульфата натрия, 2-метил-1,4-нафтогидрохинон-3-сульфоната, тяжелых металлов в менадиона натрия бисульфите (викасоле);
- сухого остатка и воды в феноле;
- определять температуру плавления тимола.
Студент должен владеть:
- навыками работы с пахучими лекарственными веществами;
- методами прямой и обратной броматометрии;
- методами дифференциации лекарственных веществ, близких по химической структуре и физико-химическим свойствам.
Вопросы для самоконтроля:
1.Общая характеристика и классификация лекарственных веществ и препаратов, производных фенолов и хинонов.
2.Дайте характеристику способов получения производных фенолов (фенола, тимола, резорцина, тамоксифена). Представьте химическую сущность.
3.Синтез менадиона натрия бисульфита (викасола) А.В. Палладиным. Значение этой работы.
4.Свойства и общие методы анализа производных фенолов.
5.Свойства и общие методы анализа производных хинонов.
6.Фарнохинон и филлохинон; характеристика веществ, обладающих К-витаминной активностью. Источники получения, свойства.
7.Частные реакции идентификации фенола, резорцина, тимола, менадиона натрия бисульфита (викасола), тамоксифена.
8.В чем отличие методики определения тимола от фенола и резорцина с хлоридом железа (III).
9.Представьте графически УФ-спектр резорцина, исходя из описания его в ФС.
10.Чем обусловлено появление окраски фенола при контакте с воздухом?
11.Способы броматометрического определения фенола, резорцина, тимола.
12.Представить другие возможные методы количественного определения производных фенолов.
13.Сущность цериметрического метода определения менадиона натрия бисульфита (викасола).
14.Связь химической структуры производных фенолов (фенол, тимол, резорцин) с их физиологической активностью и токсичностью.
15.Связь химической структуры с физиологической активностью в ряду филлохинон - фарнохинон - менадиона натрия бисульфит (викасол) - фитоменадион. Значение водорастворимых лекарственных веществ с К -витаминной активностью.
16.Химическая сущность процессов, протекающих при нарушении условий хранения тимола.
17.Применение и обоснование условий хранения препаратов группы фенолов (фенол, тимол, резорцин, тамоксифен).
Ситуационные задачи.
1.Чему равен титр 0,1 моль/л раствора бромата калия по резорцину (M=110,11 г/моль) при его количественном определении по ФС?
2.Рассчитайте массу навески тимола (M=150,22 г/моль) при его определении по методике ФС исходя из расхода 20 мл 0,1 моль/л раствора калия бромата.
3.Вычислите содержание (%) тимола в образце, если на титрование навески массой 0,4890 г было затрачено 13 мл 0,1 моль/л раствора бромата калия (К=1,01). Использовалась мерная колба вместимостью 100 мл, объем пипетки 10 мл. Соответствует ли анализируемый образец требованиям ФС? (М.тимола = 150,22 г/моль).
4.При установлении поправочного коэффициента 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата он оказался равным 1,028. Как привести этот раствор к 0,1 моль/л?
5.Приведите уравнения реакций количественного определения тимола (M=150,22 г/моль) методом броматометрии, рассчитайте молярную массу эквивалента, титр по определяемом веществу. Укажите индикатор, переход окраски в конечной точке титрования и химизм процесса, происходящего с индикатором.
а) Рассчитайте объем 0,1 моль/л раствора калия бромата (К=1,02), который пойдет на титрование аликвоты объёмом 10,0 мл из раствора, полученного после растворения и доведения до метки в мерной колбе вместимостью 100,0 мл, навески тимола массой 0,5042 г.
б) Рассчитайте навеску тимола, чтобы на титрование пошло 20 мл 0,1 моль/л (УЧ 1/6 KBrO3) раствора калия бромата (К=0,98).
6.Приведите уравнения реакций количественного определения резорцина (M=110,11 г/моль) методом обратной броматометрии, молярную массу эквивалента, титр по определяемому веществу. Укажите индикатор, переход окраски в конечной точке титрования.
а) Рассчитайте содержание резорцина, если к навеске массой 0,0712 г добавлено 50,0 мл 0,1 моль/л (УЧ 1/6 КВгО3) раствора калия бромата (К=1,00), на титрование избытка которого затрачено 11,1 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (K=1,01). На титрование контрольного опыта пошло 49,5 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата.
б) Рассчитайте объём 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=0,98), который пойдёт на титрование избытка 0,1 моль/л (K=1,02)калия бромата, добавленного в количестве 40,0 мл к аликвоте объёмом 20,0 мл. Аликвота взята после растворения и доведения водой до метки в мерной колбе вместимостью 100,0 мл навески резорцина массой 0,1945 г.
7.Рассчитать содержание резорцина (М=110,0 г/моль ), если к навеске массой 0,0724 г прибавлено 50,0мл 0,1 моль/л (1/2 ICl) раствора йодмонохлорида (К=1,0). На титрование йода, выделившегося при добавлении калия йодида к избытку йодмонохлорида, затрачено 10,8 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=1,01), на контрольный опыт пошло 49,5 мл того же титранта.
8.Приведите уравнения реакций количественного определения резорцина (M=110,11 г/моль) методом обратной йодометрии. Рассчитайте объём 0,1 моль/л (УЧ 1/2) раствора йода (К=1,0), который нужно добавить к навеске резорцина массой 0,1836.г, чтобы на титрование 20,0 мл аликвоты, взятой после растворения навески резорцина в мерной колбе вместимостью 100,0 мл пошло 10,0 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=0,99). Какую химическую посуду следует использовать в работе?
Л итература основная :
1.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/Беликов В.Г. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – С. 222-234.
2.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 249-262.
3.Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. - М.: Медицина, 2004. – С. 207-222.
4. Государственная фармакопея Российской Федерации. - XIII изд. В 3-х т. - М., 2015 - http://www.femb.ru/
5. Лекционный материал.
Л итература дополнительная :
1.Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов. - Пятигорск, 2003. – 720 с.
2.Лабораторные работы по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой. – Пятигорск, 2003. – 342 с.
3.Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. -Пятигорск: издательство ПятГФА 2003. – 274 с.
4.ГФ СССР, XI издание, выпуск 1 - М.: Медицина, 1987. – С. 175, 194, 198.
Занятие 6
ТЕМА: Фармакопейное исследование лекарственных веществ, производных
пара-аминофенола: парацетамол; мета-аминофенола: неостигмина
метилсульфат (прозерин); тетрациклина: тетрациклин, тетрациклина
гидрохлорид, окситетрациклина гидрохлорид, синтетических
производных тетрациклина: метациклин, доксициклин
(вибромицин).
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться проводить полный фармакопейный анализ
лекарственных веществ, производных пара- и мета-
аминофенола и тетрациклина.
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:
1.Оценить фактические свойства лекарственных веществ, ориентируясь на описание их в частных ФС.
2.Установить подлинность, пользуясь физическими свойствами и химическими реакциями.
3.Установить доброкачественность лекарственных веществ: чистоту и количественное содержание, используя рекомендации ФС, методики кафедры.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 540.