Ожидаемые результаты развиваемых компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студент должен знать:

                                  

- теоретические основы титриметрических методов: галоидирования, цериметрии, неводного титрования; физико-химических методов: фотоколориметрического и спектрофотометрического;

- способы получения, физические и химические, свойства лекарственных веществ, производных фенолов, общие реакции и реакции их дифференциации;

- способы получения, физические и химические свойства, производных хинонов; реакции их идентификации;

- особенности определения допустимых и недопустимых примесей ионов;

- источники получения, биологическая роль природных соединений с К - витаминной активностью.

 

Студент должен уметь:

- проводить количественное определение фенола, тимола, резорцина, менадиона натрия бисульфита (викасола);

- проводить определение примесей пирокатехина и фенола в резорцине, фенола в тимоле;

- нелетучего остатка, гидросульфата натрия, 2-метил-1,4-нафтогидрохинон-3-сульфоната, тяжелых металлов в менадиона натрия бисульфите (викасоле);

- сухого остатка и воды в феноле;

- определять температуру плавления тимола.

 

Студент должен владеть:

- навыками работы с пахучими лекарственными веществами;

- методами прямой и обратной броматометрии;

- методами дифференциации лекарственных веществ, близких по химической структуре и физико-химическим свойствам.

Вопросы для самоконтроля:

1.Общая характеристика и классификация лекарственных веществ и препаратов, производных фенолов и хинонов.

2.Дайте характеристику способов получения производных фенолов (фенола, тимола, резорцина, тамоксифена). Представьте химическую сущность.

3.Синтез менадиона натрия бисульфита (викасола) А.В. Палладиным. Значение этой работы.

4.Свойства и общие методы анализа производных фенолов.

5.Свойства и общие методы анализа производных хинонов.

6.Фарнохинон и филлохинон; характеристика веществ, обладающих К-витаминной активностью. Источники получения, свойства.

7.Частные реакции идентификации фенола, резорцина, тимола, менадиона натрия бисульфита (викасола), тамоксифена.

8.В чем отличие методики определения тимола от фенола и резорцина с хлоридом железа (III).

9.Представьте графически УФ-спектр резорцина, исходя из описания его в ФС.

10.Чем обусловлено появление окраски фенола при контакте с воздухом?

11.Способы броматометрического определения фенола, резорцина, тимола.

12.Представить другие возможные методы количественного определения производных фенолов.

13.Сущность цериметрического метода определения менадиона натрия бисульфита (викасола).

14.Связь химической структуры производных фенолов (фенол, тимол, резорцин) с их физиологической активностью и токсичностью.

15.Связь химической структуры с физиологической активностью в ряду филлохинон - фарнохинон - менадиона натрия бисульфит (викасол) - фитоменадион. Значение водорастворимых лекарственных веществ с К -витаминной активностью.

16.Химическая сущность процессов, протекающих при нарушении условий хранения тимола.

17.Применение и обоснование условий хранения препаратов группы фенолов (фенол, тимол, резорцин, тамоксифен).

 

Ситуационные задачи.

1.Чему равен титр 0,1 моль/л раствора бромата калия по резорцину (M=110,11 г/моль) при его количественном определении по ФС?

 

2.Рассчитайте массу навески тимола (M=150,22 г/моль) при его определении по методике ФС исходя из расхода 20 мл 0,1 моль/л раствора калия бромата.

 

3.Вычислите содержание (%) тимола в образце, если на титрование навески массой 0,4890 г было затрачено 13 мл 0,1 моль/л раствора бромата калия (К=1,01). Использовалась мерная колба вместимостью 100 мл, объем пипетки 10 мл. Соответствует ли анализируемый образец требованиям ФС? (М.тимола = 150,22 г/моль).

 

4.При установлении поправочного коэффициента 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата он оказался равным 1,028. Как привести этот раствор к 0,1 моль/л?

 

5.Приведите уравнения реакций количественного определения тимола (M=150,22 г/моль) методом броматометрии, рассчитайте молярную массу эквивалента, титр по определяемом веществу. Укажите индикатор, переход окраски в конечной точке титрования и химизм процесса, происходящего с индикатором.

а) Рассчитайте объем 0,1 моль/л раствора калия бромата (К=1,02), который пойдет на титрование аликвоты объёмом 10,0 мл из раствора, полученного после растворения и доведения до метки в мерной колбе вместимостью 100,0 мл, навески тимола массой 0,5042 г.

б) Рассчитайте навеску тимола, чтобы на титрование пошло 20 мл 0,1 моль/л (УЧ 1/6 KBrO3) раствора калия бромата (К=0,98).

 

6.Приведите уравнения реакций количественного определения резорцина (M=110,11 г/моль) методом обратной броматометрии, молярную массу эквивалента, титр по определяемому веществу. Укажите индикатор, переход окраски в конечной точке титрования.

а) Рассчитайте содержание резорцина, если к навеске массой 0,0712 г добавлено 50,0 мл 0,1 моль/л (УЧ 1/6 КВгО3) раствора калия бромата (К=1,00), на титрование избытка которого затрачено 11,1 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (K=1,01). На титрование контрольного опыта пошло 49,5 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата.

б) Рассчитайте объём 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=0,98), который пойдёт на титрование избытка 0,1 моль/л (K=1,02)калия бромата, добавленного в количестве 40,0 мл к аликвоте объёмом 20,0 мл. Аликвота взята после растворения и доведения водой до метки в мерной колбе вместимостью 100,0 мл навески резорцина массой 0,1945 г.

7.Рассчитать содержание резорцина (М=110,0 г/моль ), если к навеске массой 0,0724 г прибавлено 50,0мл 0,1 моль/л (1/2 ICl) раствора йодмонохлорида (К=1,0). На титрование йода, выделившегося при добавлении калия йодида к избытку йодмонохлорида, затрачено 10,8 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=1,01), на контрольный опыт пошло 49,5 мл того же титранта.

8.Приведите уравнения реакций количественного определения резорцина (M=110,11 г/моль) методом обратной йодометрии. Рассчитайте объём 0,1 моль/л (УЧ 1/2) раствора йода (К=1,0), который нужно добавить к навеске резорцина массой 0,1836.г, чтобы на титрование 20,0 мл аликвоты, взятой после растворения навески резорцина в мерной колбе вместимостью 100,0 мл пошло 10,0 мл 0,1 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=0,99). Какую химическую посуду следует использовать в работе?

Л итература основная :

1.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/Беликов В.Г. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – С. 222-234.

2.Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 249-262.

3.Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. - М.: Медицина, 2004. – С. 207-222.

 4. Государственная фармакопея Российской Федерации. - XIII изд. В 3-х т. -  М., 2015 - http://www.femb.ru/

5. Лекционный материал.

 

Л итература дополнительная :

1.Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов. - Пятигорск, 2003. – 720 с.

2.Лабораторные работы по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой. – Пятигорск, 2003. – 342 с.

3.Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. -Пятигорск: издательство ПятГФА 2003. – 274 с.

4.ГФ СССР, XI издание, выпуск 1 - М.: Медицина, 1987. – С. 175, 194, 198.

 

Занятие 6

ТЕМА: Фармакопейное исследование лекарственных веществ, производных
          пара-аминофенола:
парацетамол; мета-аминофенола: неостигмина
          метилсульфат (прозерин); тетрациклина: тетрациклин, тетрациклина
          гидрохлорид, окситетрациклина гидрохлорид, синтетических
          производных тетрациклина:
метациклин, доксициклин
          (вибромицин).

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться проводить полный фармакопейный анализ
                              лекарственных веществ, производных пара- и мета-
                              аминофенола и тетрациклина.








ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Оценить фактические свойства лекарственных веществ, ориентируясь на описание их в частных ФС.

2.Установить подлинность, пользуясь физическими свойствами и химическими реакциями.

3.Установить доброкачественность лекарственных веществ: чистоту и количественное содержание, используя рекомендации ФС, методики кафедры.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 498.