Методика и техника конкретных социологических исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важнейшей составной частью процесса социологического познания является конкретное социологическое исследование (КСИ) – система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных социальных и экономических проблем. Специалисту в области экономики и управления необходимо представлять себе общую структуру социологического процесса, в какой последовательности совершается процедура исследования, знать основные методы социологического исследования, владеть техниками.

Важнейшей составной частью процесса социологического познания является конкретное социологическое исследование (КСИ) – система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем. Практическому социологу необходимо хотя бы в общих чертах представить себе общую структуру исследовательского процесса, процедуру исследования.

Схематически структура процесса социологического исследования выглядит следующим образом (рисунок 14):

Общественная проблема, цели и задачи исследования
Субъект исследования
Результаты КСИ
Средства КСИ
Объект КСИ
Процесс КСИ

 


Рисунок 14 – Процесс социологического исследования

 

Таким образом, процесс социологического исследования в общем виде есть применение субъектом определённых средств для получения нового знания об объекте и практического овладения им.

В структурном отношении исследовательский процесс состоит из трёх качественно различных, но тесно взаимосвязанных определённой последовательностью процедур:

1) концептуализация.

2) познавательная процедура.

3) процедура объективизации.

Сущность первой процедуры – концептуализации – заключается в переходе от социального заказа к исследованию объекта как носителя конкретного противоречия. Уточняется социальный заказ, т.е. проблема, цель, задачи, обосновывается выбор объекта, разрабатывается концептуальная схема исследования. Вторая познавательная процедура – это путь от постановки задач исследования до получения в соответствии с ними некоторых познавательных результатов. Процедура объективизации первичных социологических данных – это перевод новых данных об объекте в научно-теоретический и научно-практический результат.

Результаты всякого социологического исследования определяются уровнем его организации.

Организация конкретного социологического исследования включает в себя ряд этапов:

1. Составление программы исследования.

2. Определение объекта и единиц наблюдения, т.е. процесс выборки.

3. Разработка средств сбора материала – методик исследования.

4. Сбор материала и его обобщение.

Процесс социологического исследования состоит из двух стадий. Первая стадия – подготовительная, вторая – исследовательская.

На подготовительной стадии уточняется социальный заказ, определяются цель и задачи конкретного социологического исследования, условия, сроки выполнения заказа, содержание и объём работ, расчёт финансовых и людских ресурсов.

Вторая стадия, собственно исследовательская, включает в себя весь процесс разработки и реализации программы – от определения и анализа проблемы до написания отчёта и выдачи рекомендаций.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нём цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности, решаемых в ходе него задач, и разли­чают три основных вида социологического исследования:

– разведывательное;

– описательное;

– аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид конкретно–социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом по объёму методическом инструментарии.

Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований либо сбора весьма «прикидочных» сведений об объекте исследова­ния для общей ориентации. Потребность в этом возникает особенно в тех случаях, когда предмет социологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнитель­ной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструмен­тария и границ обследуемой совокупности в углублённом, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе его проведения.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступ­ных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной про­грамме, и на базе методически апробированного инструментария. Его надёжная методологическая оснащённость делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой пробле­мой.

Аналитическое исследование – самый углублённый вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространённость, устойчивость или из­менчивость и другие свойственные ему черты.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практи­ческую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристика­ми изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Также существуют ещё другие виды социологического исследования, которые рассмотрены ниже.

Маркетинговое исследование – любая исследовательская дея­тельность, обеспечивающая потребности маркетинга, т.е. система сбора, обработки, анализа и прогнозирования данных, необходи­мых для конкретной маркетинговой деятельности.

Маркетинговые исследования проводятся с целью получения полной и достоверной информации, необходимой для определе­ния объёма и номенклатуры закупаемых товаров и организации, их адресной реализации конкретным группам потребителей. Маркетинговое исследование включает в себя: лабораторный опрос («hall-test»), домашний тест («home-test»), личное интервью («fase-to-fase»), кабинетное исследование («desk research»), телефонный опрос («OMNIBUS, The VALS Survey»).

Лабораторный опрос («hall-test») – относится к количественным методам получения информации и отвечает на вопрос, за какой вариант проголосо­вало большинство покупателей. Целевая аудитория опрашива­ется по заранее подготовленному структурированному вопросни­ку. В ходе ответов на вопросы анкеты определяются критерии выбора, частота и объём потребления марок изучаемой товарной группы.

Отличительной чертой «холл-тестов» является то, что с их помо­щью можно эффективно изучать труднодостижимые целевые группы, а также получать количественную оценку визуальной, аудиальной (слуховой), обонятельной, осязательной и вкусовой информации.

Состав и размер выборки определяются предметом, целью и задачами исследования, долей исследуемой категории населения в генеральной совокупности, задачами исследования, степенью неоднородности состава выборки.

Крупнейшие торговые и сервисные компании используют по­лученные данные для улучшения параметров своего потребитель­ского рынка, корпоративного имиджа, рекламной деятельности и позиционирования своей продукции. Это прекрасный инструмент для выявления целевых групп по заказу клиента.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 192.