Важнейшей составной частью процесса социологического познания является конкретное социологическое исследование (КСИ) – система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных социальных и экономических проблем. Специалисту в области экономики и управления необходимо представлять себе общую структуру социологического процесса, в какой последовательности совершается процедура исследования, знать основные методы социологического исследования, владеть техниками.
Важнейшей составной частью процесса социологического познания является конкретное социологическое исследование (КСИ) – система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем. Практическому социологу необходимо хотя бы в общих чертах представить себе общую структуру исследовательского процесса, процедуру исследования.
Схематически структура процесса социологического исследования выглядит следующим образом (рисунок 14):
Общественная проблема, цели и задачи исследования |
Субъект исследования |
Результаты КСИ |
Средства КСИ |
Объект КСИ |
Процесс КСИ |
Рисунок 14 – Процесс социологического исследования
Таким образом, процесс социологического исследования в общем виде есть применение субъектом определённых средств для получения нового знания об объекте и практического овладения им.
В структурном отношении исследовательский процесс состоит из трёх качественно различных, но тесно взаимосвязанных определённой последовательностью процедур:
1) концептуализация.
2) познавательная процедура.
3) процедура объективизации.
Сущность первой процедуры – концептуализации – заключается в переходе от социального заказа к исследованию объекта как носителя конкретного противоречия. Уточняется социальный заказ, т.е. проблема, цель, задачи, обосновывается выбор объекта, разрабатывается концептуальная схема исследования. Вторая познавательная процедура – это путь от постановки задач исследования до получения в соответствии с ними некоторых познавательных результатов. Процедура объективизации первичных социологических данных – это перевод новых данных об объекте в научно-теоретический и научно-практический результат.
Результаты всякого социологического исследования определяются уровнем его организации.
Организация конкретного социологического исследования включает в себя ряд этапов:
1. Составление программы исследования.
2. Определение объекта и единиц наблюдения, т.е. процесс выборки.
3. Разработка средств сбора материала – методик исследования.
4. Сбор материала и его обобщение.
Процесс социологического исследования состоит из двух стадий. Первая стадия – подготовительная, вторая – исследовательская.
На подготовительной стадии уточняется социальный заказ, определяются цель и задачи конкретного социологического исследования, условия, сроки выполнения заказа, содержание и объём работ, расчёт финансовых и людских ресурсов.
Вторая стадия, собственно исследовательская, включает в себя весь процесс разработки и реализации программы – от определения и анализа проблемы до написания отчёта и выдачи рекомендаций.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нём цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности, решаемых в ходе него задач, и различают три основных вида социологического исследования:
– разведывательное;
– описательное;
– аналитическое.
Разведывательное исследование – наиболее простой вид конкретно–социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом по объёму методическом инструментарии.
Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований либо сбора весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потребность в этом возникает особенно в тех случаях, когда предмет социологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углублённом, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе его проведения.
Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки.
Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе, и на базе методически апробированного инструментария. Его надёжная методологическая оснащённость делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Аналитическое исследование – самый углублённый вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространённость, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую практическую ценность.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Также существуют ещё другие виды социологического исследования, которые рассмотрены ниже.
Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, т.е. система сбора, обработки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности.
Маркетинговые исследования проводятся с целью получения полной и достоверной информации, необходимой для определения объёма и номенклатуры закупаемых товаров и организации, их адресной реализации конкретным группам потребителей. Маркетинговое исследование включает в себя: лабораторный опрос («hall-test»), домашний тест («home-test»), личное интервью («fase-to-fase»), кабинетное исследование («desk research»), телефонный опрос («OMNIBUS, The VALS Survey»).
Лабораторный опрос («hall-test») – относится к количественным методам получения информации и отвечает на вопрос, за какой вариант проголосовало большинство покупателей. Целевая аудитория опрашивается по заранее подготовленному структурированному вопроснику. В ходе ответов на вопросы анкеты определяются критерии выбора, частота и объём потребления марок изучаемой товарной группы.
Отличительной чертой «холл-тестов» является то, что с их помощью можно эффективно изучать труднодостижимые целевые группы, а также получать количественную оценку визуальной, аудиальной (слуховой), обонятельной, осязательной и вкусовой информации.
Состав и размер выборки определяются предметом, целью и задачами исследования, долей исследуемой категории населения в генеральной совокупности, задачами исследования, степенью неоднородности состава выборки.
Крупнейшие торговые и сервисные компании используют полученные данные для улучшения параметров своего потребительского рынка, корпоративного имиджа, рекламной деятельности и позиционирования своей продукции. Это прекрасный инструмент для выявления целевых групп по заказу клиента.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 223.