Экономическая социология и методика, техника конкретного             социологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

7.1. Предмет, содержание, развитие экономической социологии

Экономическая социология в широком контексте изучает социальные аспекты развития экономики как социального института и его влияния на жизнедеятельность, интересы, поведение, сознание личности и социальных групп.

Цель экономической социологии – исследовать социальные аспекты и последствия развития экономической сферы жизнедеятельности общества в условиях рыночных отношений, способствовать повышению результативности социального механизма экономики и принимаемых управленческих решений, а значит, – улучшению условий и качества жизни населения.

Предмет экономической социологии – социальные механизмы, от которых зависит характер протекания этих процессов, т. е. природа и специфические способности социальных механизмов (возможность регулировать протекание экономических процессов) находятся в центре внимания экономической социологии.

Социальный механизм в философском смысле это самодостаточное средство регулирования общественно значимых отношений, возникающих при взаимодействии групп и общностей людей, элементов социальной структуры, различных сторон социальных процессов в обществе. Регулируя общественно значимые отношения, социальный механизм приобретает статус средства разрешения социальных противоречий во взаимных отношениях субъектов деятельности. Социологический анализ социальных механизмов позволяет рассматривать их как структуры, обладающие своеобразными характеристиками и обусловленные конкретным общественным устройством.

Социальный механизм в социологическом смысле – это устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Регулятивные свойства социального механизма определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институтами общества, а с другой – социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического мышления, взаимодействием экономическим интересов. Выявление типа и регулятивных возможностей социальных механизмов предполагает ответы на следующие вопросы: какова природа социальных отношений субъектов деятельности; что представляет собой структура ролевых ожиданий индивида (социальной группы, сообщества); какова структура устойчивых стандартизированных норм, предъявляемых обществом к исполнению ролей индивидом (социальной группой, сообществом); в какой мере совпадение (или несовпадение) этих структур способствует наиболее полному проявлению социальных закономерностей.

В конкретных социологических исследованиях в качестве предмета экономической социологии могут выступать: риски (их социальная сущность и последствия), деньги как социально-экономический регулятор поведения, деятельность организаций как один из видов социальной деятельности и одновременно социальный процесс, локализованный в рамках рынка труда, социальные конфликты в экономической сфере, социально-профессиональная мобильность и т.д.

Объект экономической социологии – взаимодействие двух основных сфер общественной жизни – экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи. Так, распределительные отношения – это феномен экономики, но в основе этих отношений лежит определённый регулирующий их социальный механизм – поведение и взаимодействие социальных групп, от которых зависит характер распределения благ.

Экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Это первичный (промышленность), вторичный (сельское хозяйство) и третичный (сервис) секторы экономики: легальные, полулегальные, нелегальные типы экономических отношений и пр. Взаимодействие функциональных подсистем общества осуществляется тремя путями – через связь выполняемых ими функций; через частичное переплетение и взаимосвязь их институтов; через взаимодействие относящихся к ним формальных организаций.

Под социальной сферой понимается область отношений между группами, занимающими разное социально-экономическое положение в обществе, различающимися прежде всего ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размерами получаемой доли общественного богатства. В этом понимании социальная сфера отражает важнейший аспект общественной жизни – отношения, связанные с характером социального неравенства, различиями в положении групп в обществе. Этот аспект носит сквозной характер, ибо различия в положении групп имеют место не только в экономике. Они проявляются также в политической, семейно-бытовой и других сферах общества, поскольку разные группы людей занимают в них разное положение. Соответственно одна и та же группа может занимать различное положение внутри разных сфер (подсистем). Социальная область – это мощный фактор "обратного влияния" на функционирование и развитие общественной экономики, которое реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов.

Суть представления о характере взаимоотношений социальной и экономической сфер можно подытожить следующим образом: под экономической сферой мы понимаем сферу общественной экономики, под социальной – область неравенства положения социальных групп во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения между экономической и социальной сферами – это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы.

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики. Первая особенность – междисциплинарность экономической социологии – следствие особенностей её объекта: взаимосвязи экономической и социальной сфер общества. Междисциплинарность как первый принцип исследовательской деятельности в экономической социологии предполагает рассмотрение изучаемых объектов с учётом их двойственной, экономико-социальной природы, порождаемой их принадлежностью одновременно к экономической и социальной сферам общества; учёт экономических и социальных факторов, воздействующих на изучаемые объекты; учёт двоякого рода последствий (экономических и социальных) динамики объектов; использование экономической и социальной информации; использование специальных методов обработки и анализа, позволяющих "стыковать'' экономическую и социальную информацию (например, данные экономической и социальной статистики и данные социологических опросов о деятельности и поведении разных социально-демографических и социально-профессиональных групп).

Вторая особенность – ориентация на выявление социальных механизмов. Выявление социальных механизмов экономических процессов – фундаментальная черта исследований, проводимых в экономической социологии.

Во-первых, не прибегая к представлению о механизмах экономических процессов, нельзя разобраться в закономерностях функционирования такого сложного объекта, каким является пересечение экономики и общества. На соответствие категории "механизм" задачам изучения сложных систем указывают многие специалисты в области системного анализа. "Когда предметом изучения являются системы с глубокой внутренней интеграцией (типа организма) ... , акцент должен делаться на проблематику целостности... . Основная проблематика сосредоточивается тогда вокруг двух моментов: поиска специфических механизмов и... определения наиболее существенных форм взаимодействия целостного объекта со средой" (Блауберг И. В., Юдин Э. Г., 1973).

Во-вторых, использование категории "механизм" ориентирует исследователей не только на изучение сложных систем, но и на совершенствование управления ими. Более того, именно это понятие позволяет науке, не ограничиваясь описанием внешней стороны явлений, проникать в глубь изучаемых процессов. В этом смысле методология, основанная на анализе социальных механизмов, сильнее, чем традиционный для социально-экономических исследований подход, ограничивающийся изучением связей между зависимой переменной и множеством определяющих её условий. В случае традиционного подхода вопрос о том, под влиянием каких социальных сил возникает тот или иной процесс, каков его генезис, результатом какой цепочки событий он является, чаще всего остаётся открытым.

Экономическая социология – это наука, изучающая социальные аспекты   экономики.

Макс Вебер, один из основных теоретиков экономической социологии, сформулировал следующее определение предмета этой науки: «экономическое действие как форма социального действия». «Экономическое действие» представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей. А «социальное действие» – это форма деятельности, которая, во-первых, содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единств; во-вторых, по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. Другими словами, с социальным действием мы имеем дело тогда (и только тогда), когда оно внутренне мотивировано, а его субъект ожидает от других людей определённой ответной реакции (последнее выражается не только в наблюдаемом поведении, но и в мысленной деятельности или даже в отказе от всякого действия). Социальное действие в данной трактовке выступает основанием и одновременно внутренним элементом экономического действия.

В результате перед экономической социологией встают как минимум две методологические задачи:

– построение связей и одновременно установление противопоставления экономически и социально ориентированных действий;

– определение и раскрытие социальных и экономических условий, при которых осуществляется взаимопереход экономически и социально ориентированных действий. Например, что побуждает предпринимателя, зарабатывающего деньги любыми доступными и недоступными способами, впоследствии перечислять их на нужды детского дома? Или почему работник, которого все считали душой коллектива, преступает всякие нормы приличия при дележе дефицитного блага (премии, более высокой должности)?

Другой теоретик экономической социологии, Н. Смелзер, предложил пять социологических подходов для решения социально-экономических задач:

1. Демографический, рассматривающий социальные процессы и явления с учётом демографии, – изучение рождаемости, смертности, миграции населения.

2. Психологический, который объясняет поведение людей как личностей с их индивидуальными особенностями: мыслями, навыками, потребностями, мотивами, социальными установками и представлениями о самих себе и других.

3. Коллективистический, который используется при изучении социальных групп и организаций (семья, формальные и неформальные организации, коллективы компаний, политические партии).

4. Четвёртый подход предполагает изучение общественной жизни как системы человеческих отношений.

5. Культурологический подход анализирует поведение и связи с такими элементами культуры, как общественные нормы и ценности.

Основоположником социологии является французский учёный-позитивист Огюст Конт (1798 – 1857), который первым ввел понятие «социология» для обозначения науки об обществе. Социальная сфера изучалась и до Конта. Аристотель положил начало изучению отдельных общественных институтов – государства, семьи, права. Платон занимался исследованием социальных проблем. В эпоху Возрождения такие учёные, как Мор, Макиавелли, Монтень, поднимали проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминающего общину, в которой человек играл несущественную роль. В эпоху Просвещения в корне изменились взгляды на общество и на место в нём человека. Клод Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер анализируют структуру общества, определяют истоки развития неравенства, выявляют роль религии в социальных проблемах.

В развитии экономической социологии можно выделить несколько этапов.

Классический период развития социологии (сер. XIX – нач. XX вв.) представлен исследованиями Маркса, Вебера, Веблена, Дюркгейма и характеризуется социальным подходом к экономике (экономическая наука – наука о поведении людей в их отношении к материальным средствам существования). Это этап теоретической подготовки и формирования исходной методологии.

Второй этап, эмпирический, относящийся к началу 20-х – середине 50-х гг. XX века, совпал с бурным развитием эмпирических социологических исследований. В этот период экономическая социология развивается по трём основным         направлениям:

– индустриальная, промышленная социология;

– социология организаций;

– теория социальной стратификации и социальной мобильности.

Индустриальная социология и социология организаций разрабатывали проблему поиска эффективных направлений управления человеческим фактором. В рамках этого фактора сформировались концепции человеческих отношений, формальных и неформальных групп в организациях, теория малых групп, межличностных отношений, лидерства и руководства. Исследователями, занимающимися этими проблемами, были Э. Майо (основоположник направления, основанного на его теории «человеческих отношений»), Ф. Ротлисбергер, Д. Мак-Грегор, У. Уайт, Ч. Бернард, П. Друкер, Ф Тэйлор (автор известной теории «научного управления»).

Ценным опытом данного этапа стал следующий вывод об организации рабочего процесса: на повышение производительности труда основное влияние оказывают не материальные, а психологические факторы (социально-психологический климат, личность и стиль руководства, наличие неформальных групп, оплата труда в соответствии со статусом работника, удовлетворённость трудом, которая определяется разнообразием, самостоятельностью и активностью рабочего).

Теория «человеческих отношений» широко распространилась в 40-х гг. в США, а в последующих годах и в странах Западной Европы. В США на многих предприятиях были созданы специальные отделы социальных отношений, призванные разрабатывать и проводить политику администрации по отношению к работникам.

Следующим этапом в развитии экономической социологии стало структурно-функциональное направление (1950 – 1960). Его представителями являются Т. Парсонс, Н. Смелзер, К. Дэвис, Д. Мур, которые пытались связать экономику с другими подсистемами общественной жизни. В отличие от первого этапа, когда экономика рассматривалась как целостность, она теперь представляется как ряд частных подсистем: бизнес, рынок, администрация, конкуренция, анализ которых ведётся с учётом социального контекста. К этому времени сформировались, получили развитие и распространение конкретные социологические теории: теория социального действия, теория ролей, теория личности, теория малых групп, теория групповой динамики, социометрическая теория.

Четвертый этап относится к 1960 – 1970 годам. В этот период получает развитие теория социальных систем, основы которой сформировались под влиянием положений структурно-функционального анализа и теории систем. Школа социальных систем рассматривает производственное предприятие как комплексную систему, состоящую из отдельных подсистем. Элементами системы выступают индивиды, формальные и неформальные группы, статусы и роли членов группы, физическое окружение работников.

Социальные системы, по мнению Т. Парсоснса, могут располагаться на 4 уровнях организации общества:

1) первичном (техническом);

2) управленческом, регулирующем процесс обмена, который осуществляется на первом уровне;

3) институционном;

4) социальном, где происходит концентрация в политических сферах.

Существует 4 уровня, обеспечивающих равновесие системы:

1) функция достижения цели.

2) адаптация системы по отношению к внешней среде.

3) интеграция всех компонентов системы.

4) регулирование скрытых напряжений системы.

Значительное внимание разработчики теории социальных систем уделяли проблеме мотивации людей и организации.

Сторонники данного направления выделяют основные типы общих стимулов, влияющих на поведение человека в организации: привлекательность работы, условия труда, возможность общения с другими лицами.

Пятый этап относится к середине 70-х годов и связывается с созданием теории обогащения и организации труда Ф. Герцберга. Эта теория определяла создание более благоприятных условий труда путём ротации труда (чередование видов работ), расширение трудовых функций (операций), обогащения труда – мотивирование к труду через сам труд (удовлетворённость, престижность, повышение ответственности, самостоятельности, перспектив продвижения).

Шестой этап характеризуется развитием сравнительной макросоциологии, главными чертами которой являются ориентация на сравнительные исследования между странами, исследование целостных социальных систем, проблемы мировой социальной системы, демографические системы.

Экономического человека характеризуют четыре признака:

1. Человек независим. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

2. Человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своём интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.

3. Человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств её достижения.

4. Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

Перед нами возникает облик «компетентного эгоиста», который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду и служит образцом «нормального среднего» человека. Для подобных субъектов всякого рода политические, социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками или фиксированными границами, которые держат их в некой узде, не позволяя одним эгоистам реализовывать свою выгоду за счёт других слишком откровенными и грубыми способами. Указанный «нормальный средний» человек и положен в основу общей модели, называемой «homo economicus» («экономический человек»). На ней, с определёнными отклонениями, построены практически все основные экономические теории. Хотя, разумеется, модель экономического человека не оставалась неизменной и претерпела весьма сложную эволюцию.

«Социологического человека» описывают прямо противоположные признаки: он подчиняется общественным нормам, ведёт себя иррационально и непоследовательно, слабо информирован и не способен оценить выгод и издержек.

В числе категорий экономической социологии присутствуют общенаучные, общесоциальные и специфические категории. Общенаучные  категории (структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, устойчивость, изменчивость, развитие и т.п.) заимствованы из языка общей методологии. В экономической социологии они используются как средство описания экономической и социальной сфер, социального механизма регулирования экономики и частных социальных механизмов, для выделения и анализа специфически подсистем общества (таких, как социально-территориальная, социально-профессиональная, социально-управленческая и др.).

Общесоциальные категории, используемые в других гуманитарных науках, заимствованы экономической социологией из их лексикона. Так, ею используются категории экономической теории (собственность, производительные силы, производственные отношения, средства производства производство, распределение, обмен, потребление и т.п.), философии (общественное сознание, общественные отноше­ния), социальной психологии (коллектив, личность, мотива­ция, идентификация, адаптация, конформизм, конфликтность, взаимодействие), социологии (социальная группа, со­циальная структура, социальная организация, социальная мобильность и социальная стратификация, социальный ста­тус, социальная роль и социальный престиж), социологии труда (содержание, характер, условия труда, организация тру­да, отношение к труду и др.).

Специфические   категории экономической со­циологии – это те, которые возникли внутри её самой и от­ражают характерные именно для неё угол зрения и подход к общественной жизни. Главные из категорий этой группы – социальный механизм регулирования экономики, частные со­циальные механизмы регулирования социально-экономических процессов, экономическое сознание, экономическое мышле­ние, экономическая культура, экономический интерес, соци­ально-экономический стереотип, экономическое поведение (демографическое, миграционно-мобильное, образовательно-квалификационное, управленческое, профессионально-трудовое поведение в сфере распределения доходов, покупательское, потребительское и др.) 

Методологический подход к развитию экономики как социальному процессу и изучение социальных механизмов как движущей силы этого процесса обусловливают систему кате­горий экономической социологии. Решение основной задачи экономической социологии – разработка теории, методологии и методики изучения социальных механизмов, регули­рующих отдельные социально-экономические процессы, – предполагает использование как социологических, так и эко­номических категорий с учётом их адаптации к решению по­ставленной задачи.

Структуру основных категорий экономической социологии удобно представить как многоуровневую иерархию. Пер­вый уровень образуют две абстрактные категории – эконо­мическая сфера и область социальных, отношений. Их содер­жание отражает характеристики общества, наиболее значимые для понимания процессов, происходящих "на пересечении" экономики и общества как целого.

Второй уровень образуют категория "социальный механизм регулирования экономики" и частные социальные ме­ханизмы регулирования отдельных социально-экономических процессов.

Третий уровень образуют категории, конкретизирующие содержание социальных механизмов, – экономическое соз­нание и экономическое мышление, социально-экономические стереотипы, экономические интересы, экономическая дея­тельность и экономическое поведение, экономическая куль­тура как регулятор экономического поведения и другие.

Определение круга основных понятий экономической со­циологии даёт нам возможность создать методологическую основу исследования социально-экономических явлений с помощью социологических моделей описания и       объяснения.

Система категорий экономической социологии ориентирована на использование языка перспективных экономике социологических школ и направлений западной науки. К их числу относятся такие категории, как стратификация, мобильность, организационная куль­тура и организационное поведение, со­циальный контроль и социальный поря­док и другие. Некоторые из категорий западных школ (например, социальные институты, социальный статус, соци­альная роль и др.) давно вошли в систему языка отечествен­ной социологии и успешно используются в практике исследо­ваний. В перспективе масштабы ассимиляции языка мировой социологии неизбежно будут расширяться, что не исключает (а, напротив, стимулирует) разработку собственных концеп­ций, собственных социальных стратегий экономического раз­вития и собственной иерархической организации категори­ального аппарата в соответствии со спецификой развития отечественной экономики.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.