БЛАЖЕНИ КРОТЦЫИ, ЯКО ТИИ НАСЛЕДЯТ ЗЕМЛЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Кротость - не­об­хо­ди­мое ка­чес­т­во ду­хов­ной лич­нос­ти. Сам Хрис­тос был крот­ким.

 

Приидите ко Мне, все труж­да­ющи­еся и об­ре­ме­нен­ные, и Я ус­по­кою вас. Возь­ми­те иго Мое на се­бя, и на­учи­тесь от Ме­ня: ибо Я кро­ток и сми­рен сер­д­цем; и най­де­те по­кой ду­шам ва­шим. Ибо иго Мое бла­го, и бре­мя Мое лег­ко. (Мф. 11.28-30)

 

Христовы апос­то­лы то­же про­по­ве­ды­ва­ли кро­тость:

 

Мудр ли и ра­зу­мен кто из вас, до­ка­жи это на са­мом де­ле доб­рым по­ве­де­ни­ем и муд­рой кро­тос­тью. Но ес­ли в ва­шем сер­д­це вы име­ете горь­кую за­висть и свар­ли­вость, то не хва­ли­тесь и не лги­те на ис­ти­ну. Это не есть муд­рость, нис­хо­дя­щая свы­ше, но зем­ная, ду­шев­ная, бе­сов­с­кая, ибо где за­висть и свар­ли­вость, там не­ус­т­рой­ст­во и все ху­дое. Но муд­рость, схо­дя­щая свы­ше, во-пер­вых, чис­та, по­том мир­на, скром­на, пос­луш­ли­ва, пол­на ми­ло­сер­дия и доб­рых пло­дов… (Иак. 3.13-17)

 

Быть кротким - зна­чит быть мяг­ким и доб­рым, сво­бод­ным от вся­кой са­мос­ти и мир­с­ко­го чес­то­лю­бия. Ни­ког­да не от­ве­чать злом на зло, но всег­да и во всем от­вер­гать да­же са­му воз­мож­ность при­нуж­де­ния и на­си­лия. И иметь твер­дое и спо­кой­ное убеж­де­ние, что добро - силь­нее зла, и ра­но или поз­д­но, оно всег­да по­беж­да­ет. И, на­ко­нец, о кро­тос­ти мож­но ска­зать воз­вы­шен­ны­ми сло­ва­ми св. Ио­ан­на Лес­т­вич­ни­ка:

 

Кротость есть не­из­мен­ное ус­т­ро­ение ума, ко­то­рое и в чес­ти и в бес­чес­тии пре­бы­ва­ет оди­на­ко­вым. Кро­тость сос­то­ит в том, что­бы при ос­кор­б­ле­ни­ях от ближ­не­го, без сму­ще­ния и ис­к­рен­но о нем мо­лить­ся. Кро­тость есть ска­ла, воз­вы­ша­юща­яся над мо­рем раз­д­ра­жи­тель­нос­ти, о ко­то­рую раз­би­ва­ют­ся все вол­ны, к ней приб­ли­жа­ющи­еся: а са­ма она не ко­леб­лет­ся. Кро­тость есть ут­вер­ж­де­ние тер­пе­ния, дверь, или луч­ше ска­зать, ма­терь люб­ви, на­ча­ло рас­суж­де­ния ду­хов­но­го; ибо Пи­са­ние го­во­рит: «на­учит Гос­подь крот­ких пу­тям Сво­им» (Пс. 24. 9). Она есть хо­да­та­ица от­пу­ще­ния гре­хов, дер­з­но­ве­ние в мо­лит­ве, вмес­ти­ли­ще Ду­ха Свя­то­го. «На ко­го воззрю, - гла­го­лет Господь, - ток­мо на крот­ко­го и без­мол­в­но­го» (Ис. 66. 2) …В крот­ких сер­д­цах по­чи­ва­ет Гос­подь, а мя­теж­ли­вая душа - се­да­ли­ще ди­аво­ла». («Лес­т­ви­ца», Сло­во 24).

 

БЛАЖЕНИ АЛЧУЩИИ И ЖАЖДУЩИИ ПРАВДЫ, ЯКО ТИИ НАСЫТЯТСЯ

 

Вся жизнь че­ло­ве­ка дол­ж­на сос­то­ять из ис­ка­ния, ал­ка­ния и жаж­ды праведности - та­ко­во ду­хов­ное уче­ние Пи­са­ний и свя­тых.

 

…Не за­боть­тесь и не го­во­ри­те: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеть­ся?» По­то­му что все­го это­го ищут языч­ни­ки, и по­то­му что Отец ваш не­бес­ный зна­ет, что вы име­ете нуж­ду во всем этом. Ищи­те же преж­де Цар­с­т­ва Бо­жия и прав­ды Его, и это все при­ло­жит­ся вам. (Мф. 6.31-33)

 

Удовлетворение и по­кой при­хо­дит от Бо­га, но эти удов­лет­во­ре­ние и по­кой та­ко­го ро­да, что са­ми всег­да ста­но­вят­ся ис­точ­ни­ком но­во­го ал­ка­ния и жаж­ды. И это сов­сем не про­ти­во­ре­чит сло­вам Хрис­та: «при­хо­дя­щий ко Мне не бу­дет ал­кать, и ве­ру­ющий в Ме­ня не бу­дет жаж­дать ни­ког­да» (Ин. 6.35), но, ско­рее, под­т­вер­ж­да­ет то, что «бес­по­кой­ст­во» че­ло­ве­чес­ко­го сер­д­ца, по сло­вам бл. Ав­гус­ти­на (V в.), «нап­рав­ле­но к Бо­гу», и что по­кой­, об­ре­та­емый в Нем, по сло­вам св. Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка (VII в.), есть «глу­бо­ко ди­на­мич­ный по­кой­», всег­да уве­ли­чи­ва­ющий­ся и раз­ви­ва­ющий­ся в еще боль­шее един­с­т­во с не­ис­чер­па­емым бо­гат­с­т­вом и пол­но­той Бо­жес­т­вен­но­го бы­тия.

Св. Гри­го­рий Нис­ский (IV в.) вы­ра­зил это так:

 

…Ум че­ло­ве­чес­кий пос­то­ян­но рас­те­ка­ет­ся и рас­се­ива­ет­ся в том, что нра­вит­ся чув­с­т­вам… не име­ет дос­та­точ­ной си­лы к дос­ти­же­нию ис­тин­но­го бла­га… Ибо не мо­жет ког­да-ни­будь ос­та­но­вить­ся тот, кто по­лу­чил от Твор­ца пос­то­ян­но-дви­жу­ще­еся ес­тес­т­во, и ес­ли дви­же­нию к су­ет­ным пред­ме­там по­ло­же­на прег­ра­да, он не мо­жет стре­мить­ся к че­му-ли­бо кро­ме ис­ти­ны. («О дев­с­т­ве»)

 

Следовательно, ис­тин­но ду­хов­ный че­ло­век не прос­то пе­рей­дет от без­за­ко­ния к пра­вед­нос­ти, но бу­дет веч­но в Бо­ге воз­рас­тать во все боль­шей пра­вед­нос­ти и со­вер­шен­с­т­ве.

 

Братия, я не по­чи­таю се­бя дос­тиг­шим; а толь­ко, за­бы­вая зад­нее и прос­ти­ра­ясь впе­ред, стрем­люсь к це­ли, к по­чес­ти выс­ше­го зва­ния Бо­жия во Хрис­те Иису­се. Итак, кто из вас со­вер­шен, так дол­жен мыс­лить… (Флп. 3.13-15)

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 175.