РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Кроме Бла­го­ве­ще­ния, в Цер­к­ви су­щес­т­ву­ет еще три дву­на­де­ся­тых праз­д­ни­ка, пос­вя­щен­ных Божь­ей Ма­те­ри. Пер­вый из них - это Ее Рож­дес­т­во, от­ме­ча­емое 8/21 сен­тяб­ря. Са­мо это со­бы­тие не опи­са­но в Еван­ге­лии, а рас­сказ о нем взят из апок­ри­фи­чес­ких пи­са­ний. Он и пос­лу­жил ос­но­вой для бо­гос­лу­жеб­но­го по­ряд­ка праз­д­ни­ка.

Церковное Пре­да­ние го­во­рит, что Ио­аким и Ан­на бы­ли бла­го­чес­ти­вы­ми ев­рей­ски­ми суп­ру­га­ми из сре­ды «бед­ных и нуж­да­ющих­ся», ожи­дав­ших обе­то­ван­но­го Мес­сию. Они бы­ли ста­ры и без­дет­ны, и мно­го лет го­ря­чо мо­ли­лись Бо­гу, про­ся о ре­бен­ке, ибо сре­ди иуде­ев бес­п­ло­дие счи­та­лось зна­ком Гос­под­ней не­ми­лос­ти. И вот в от­вет на их мо­лит­вы и в ка­чес­т­ве наг­ра­ды за не­по­ко­ле­би­мую вер­ность Бо­гу, они бы­ли бла­гос­лов­ле­ны рож­де­ни­ем до­че­ри, пред­наз­на­чен­ной­, бла­го­да­ря Сво­ей лич­ной свя­тос­ти, стать Ма­терью Хрис­та-Мес­сии.

 

Рождество Твое, Бо­го­ро­ди­це Де­во, ра­дость воз­вес­ти всей все­лен­ней­: из Те­бе бо воз­сия Сол­н­це прав­ды Хрис­тос Бог наш, и раз­ру­шив клят­ву (т. е. прок­ля­тие), да­де бла­гос­ло­ве­ние, и уп­раз­д­нив смерть, да­ро­ва нам жи­вот веч­ный. (Тро­парь)

Иоаким и Ан­на по­но­ше­ния без­чад­с­т­ва, и Адам и Ева от тли (т. е. тле­ния) смер­т­ныя сво­бо­дис­та­ся, Пре­чис­тая, во свя­тем рож­дес­т­ве Тво­ем. То праз­д­ну­ют и лю­дие Твои, ви­ны прег­ре­ше­ний из­бав­ль­ше­ся, внег­да зва­ти Ти: неп­ло­ды (т. е. бес­п­лод­ная) рож­да­ет Бо­го­ро­ди­цу и пи­та­тель­ни­цу жиз­ни на­шея. (Кон­дак)

 

То, что со­бы­тия, свя­зан­ные с рож­де­ни­ем Ма­рии, не под­т­вер­ж­да­ют­ся Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем, не име­ет зна­че­ния для смыс­ла праз­д­ни­ка. Да­же ес­ли они мо­гут быть под­вер­же­ны сом­не­ни­ям с ис­то­ри­чес­кой точ­ки зре­ния, их бо­жес­т­вен­ный смысл «для нас че­ло­век и для на­ше­го спа­се­ния» не ме­ня­ет­ся. Та, Ко­то­рая бы­ла ду­хов­но дос­той­на стать Ма­терью Хрис­та, дол­ж­на бы­ла быть рож­де­на от тех, кто са­ми бы­ли ду­хов­но дос­той­ны­ми, что­бы стать ее ро­ди­те­ля­ми.

Следовательно, праз­д­ник Рож­дес­т­ва Бо­го­ро­ди­цы прос­лав­ля­ет рож­де­ние Ма­рии, ее Са­му как Божью Ма­терь, и Ее бла­го­чес­ти­вых ро­ди­те­лей. И в то же вре­мя он есть на­ча­ло при­го­тов­ле­ния ми­ра к спа­се­нию, по­то­му что «Со­суд Све­та», «Кни­га Сло­ва Бо­жия», «Дверь на Вос­ток», «Прес­тол Премудрости» - все это при­уго­тов­ля­ет­ся Бо­гом на зем­ле в рож­дес­т­ве свя­то­го младенца - Прис­но­де­вы Ма­рии.

Стихиры праз­д­ни­ка пол­ны Ее вос­х­ва­ле­ний­, по­доб­но пе­ре­чис­лен­ным вы­ше. Они ос­но­ва­ны на под­лин­ном вдох­но­ве­нии Вет­хо­го и Но­во­го за­ве­тов. Мы ви­дим это и из праз­д­нич­ных биб­лей­ских чте­ний. Так три биб­лей­ских от­рыв­ка, чи­та­емые на Ве­чер­не, про­ро­чес­т­ву­ют о Ней. «Лес­т­ви­ца Иаков­ля», объ­еди­ня­ющая не­бо и зем­лю с мес­том, на­зы­ва­емым «до­мом Бо­жи­им» и «вра­та­ми не­бес­ны­ми» (Быт. 28.10-17), обоз­на­ча­ет един­с­т­во Бо­га с людь­ми, на­ипол­ней­шим и со­вер­шен­ней­шим об­ра­зом (как ду­хов­но, так и фи­зи­чес­ки) осу­щес­т­в­лен­ное в Божь­ей Ма­те­ри. Ви­де­ние Хра­ма, с веч­но зак­ры­той «дверью на Вос­ток», ис­пол­нен­но­го «сла­вы Бо­жи­ей­», то­же сим­во­ли­зи­ру­ет Божью Ма­терь, на­зы­ва­емую в пес­но­пе­ни­ях праз­д­ни­ка «жи­вым хра­мом Бо­жи­им, ис­пол­нен­ным Бо­жес­т­вен­ной Сла­вой­» (Иез. 43.27; 44.4). Она так­же отож­дес­т­в­ля­ет­ся с «до­мом», пос­т­ро­ен­ным Бо­жес­т­вен­ной Пре­муд­рос­тью для Се­бя (Притч. 4.1-11).

Евангельское чте­ние на Утрене - та­кое же, как и на всех Бо­го­ро­дич­ных праз­д­ни­ках:

 

Величит ду­ша Моя Гос­по­да, и воз­ра­до­ва­ся дух Мой о Бо­зе Спа­се Мо­ем. Яко приз­ре на сми­ре­ние ра­бы Сво­ея, се бо от­ны­не уб­ла­жат Мя еси ро­ди. (Лк. 1.47)

 

Апостольское же чте­ние на Литургии - зна­ме­ни­тый текст о при­шес­т­вии Сы­на Бо­жия, Ко­то­рый «уни­чи­жил Се­бя Са­мо­го, при­няв об­раз ра­ба, сде­лав­шись по­доб­ным че­ло­ве­ка и по ви­ду став как че­ло­век» (Флп. 2.5-11). А еван­гель­с­кое чте­ние (то­же как и ут­рен­нее, об­щее для всех Бо­го­ро­дич­ных праз­д­ни­ков) го­во­рит о жен­щи­не «из на­ро­да», ко­то­рая прос­лав­ля­ет Ма­терь Божью, а Гос­подь от­ве­ча­ет ей, что все «слы­шав­шие сло­во Бо­жие и соб­лю­да­ющие его» не ме­нее бла­гос­ло­вен­ны (Лк. 11.27-28). По­это­му в праз­д­ник Рож­дес­т­ва Бо­го­ро­ди­цы мы про­воз­г­ла­ша­ем и то, что каж­дый хрис­ти­анин мо­жет об­рес­ти ту же «бла­го­дать», ко­то­рая бы­ла об­ре­те­на Ею, и ту же «ве­ли­кую ми­лость», ко­то­рая да­на бы­ла лю­дям бла­го­да­ря рож­де­нию Хрис­та от Де­вы.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.