КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Богоявление мы от­ме­ча­ем 6-го/19-го ян­ва­ря. Пер­во­на­чаль­но оно вклю­ча­ло в се­бя праз­д­ни­ки Рож­дес­т­ва Хрис­то­ва, Пок­ло­не­ния вол­хов, Об­ре­за­ния и Сре­те­ния Гос­под­них, вплоть до Его Кре­ще­ния от Ио­ан­на в Иор­да­не. Поч­ти не­сом­нен­но, что этот праз­д­ник, так­же как Пас­ха и Пя­ти­де­сят­ни­ца, то­же яв­ля­ет­ся хрис­ти­ан­с­ким за­вер­ше­ни­ем вет­хо­за­вет­но­го празднества - Праз­д­ни­ка Све­тов.

Нынешнее Бо­го­яв­ле­ние от­ме­ча­ет пер­вое по­яв­ле­ние Иису­са Хрис­та в че­ло­ве­чес­ком об­ли­ке Мес­сии Из­ра­иля, и в то же вре­мя пред­веч­но­го Сы­на Божь­его, Еди­но­го с От­цом и Свя­тым Ду­хом во Свя­той Тро­ице.

 

Во Иор­да­не кре­ща­ющу­ся Те­бе (т. е. ког­да Ты крес­тил­ся), Гос­по­ди, Тро­ичес­кое лей­ся пок­ло­не­ние: Ро­ди­те­лев бо глас сви­де­тель­с­т­во­ва­ше Те­бе, воз­люб­лен­но­го Тя Сы­на име­нуя: и Дух, в ви­де го­лу­би­не, из­вес­т­во­вав­ше сло­ве­се ут­вер­ж­де­ние (т. е. под­т­вер­ж­дал ис­тин­ность слов От­ца): яв­лей­ся Хрис­те Бо­же, и мир прос­ве­щей­, сла­ва Те­бе. (Тро­парь)

Явился еси днесь все­лен­ней­, и свет Твой, Гос­по­ди, зна­ме­на­ся на нас (т. е. от­к­рыл­ся нам).

В ра­зу­ме по­ющих Тя: при­шел еси и явил­ся еси Свет неп­рис­туп­ный. (Кон­дак)

 

Богоявленское бо­гос­лу­же­ние пос­т­ро­ено по об­раз­цу рож­дес­т­вен­с­ко­го, хо­тя ис­то­ри­чес­ки пра­виль­нее бы­ло бы ска­зать, что, на­обо­рот, рож­дес­т­вен­с­кое сос­тав­ле­но по об­раз­цу бо­го­яв­лен­с­ко­го, по­то­му что оно бы­ло ус­та­нов­ле­но поз­д­нее. В ка­нун праз­д­ни­ка слу­жат­ся Цар­с­кие Ча­сы, за ко­то­ры­ми сле­ду­ет Ве­чер­ня вмес­те с Ли­тур­ги­ей св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, а Все­нощ­ное Бде­ние сос­то­ит из Ве­ли­ко­го По­ве­че­рия и Ут­ре­ни.

Пророчества праз­д­ни­ка пов­то­ря­ют сло­ва «С на­ми Бог…» из Исай­и, а так­же уде­ля­ют осо­бое вни­ма­ние пред­с­ка­за­нию о при­шес­т­вии Мес­сии и Его Пред­те­чи Ио­ан­на Крес­ти­те­ля:

 

Глас во­пи­юще­го в пус­ты­не: при­го­товь­те путь Гос­по­ду, пря­мы­ми сде­лай­те в сте­пи сте­зи Бо­гу на­ше­му. Вся­кий дол да на­пол­нит­ся, и вся­кая го­ра и холм да по­ни­зит­ся, кри­виз­ны вып­ря­мят­ся, и не­ров­ные пу­ти сде­ла­ют­ся глад­ки­ми. И явит­ся сла­ва Гос­под­ня, и уз­рит вся­кая плоть спа­се­ние Бо­жие… (Ис. 40.3-5)

 

На Ли­тур­гии еще раз по­ют­ся осо­бые псал­мы вмес­то обыч­ных ан­ти­фо­нов, и кре­щаль­ный гимн еще раз за­ме­ща­ет «Трис­вя­тое». Апос­толь­с­кое чте­ние го­во­рит о пос­лед­с­т­ви­ях, ко­то­рые име­ет для нас Божье яв­ле­ние:

 

Ибо яви­лась бла­го­дать Бо­жия, спа­си­тель­ноя для всех че­ло­ве­ков, на­уча­ющая нас, что­бы мы, от­вер­г­нув не­чес­тие и мир­с­кие по­хо­ти, це­ло­муд­рен­но, пра­вед­но и бла­го­чес­ти­во жи­ли в ны­неш­нем ве­ке, ожи­дая бла­жен­но­го упо­ва­ния и яв­ле­ния сла­вы ве­ли­ко­го Бо­га и Спа­си­те­ля на­ше­го Иису­са Хрис­та, Ко­то­рый дал Се­бя за нас, что­бы из­ба­вить нас от вся­ко­го без­за­ко­ния и очис­тить Се­бе на­род осо­бен­ный­, рев­нос­т­ный к доб­рым де­лам. (Тит. 2.11-14)

 

Отличительная чер­та праздника - это Ве­ли­кое Во­дос­вя­тие. Его пред­пи­сы­ва­ет­ся со­вер­шать пос­ле Ли­тур­гии на­ка­ну­не са­мо­го праз­д­ни­ка, и на сле­ду­ющий день, пос­ле праз­д­нич­ной Ли­тур­гии. В пер­вый день во­да обыч­но ос­вя­ща­ет­ся в ку­пе­ли, сто­ящей пос­ре­ди хра­ма, а во второй - в близ­ле­жа­щем ес­тес­т­вен­ном источнике - ручье, ко­лод­це, ре­ке или да­же мо­ре.

Служба на­чи­на­ет­ся осо­бы­ми пес­но­пе­ни­ями и каж­де­ни­ем во­ды. Ку­пель, ук­ра­шен­ная цве­та­ми и све­ча­ми, сим­во­ли­зи­ру­ет кра­со­ту пер­во­на­чаль­но­го тво­ре­ния Бо­жия и окон­ча­тель­ное его прос­лав­ле­ние Хрис­том в Цар­с­т­ве Не­бес­ном.

 

Глас Гос­по­день на во­дах во­пи­ет, гла­го­ля: при­иди­те, приш­ли­те еси Ду­ха пре­муд­рос­ти, Ду­ха ра­зу­ма, Ду­ха стра­ха Бо­жия, яв­ль­ша­го­ся Хрис­та. Днесь вод ос­вя­ща­ет­ся ес­тес­т­во, и раз­де­ля­ет­ся Иор­дан, и сво­их вод воз­в­ра­ща­ет струй, Вла­ды­ку зря (т. е. ви­дя) кре­ща­ема. Яко че­ло­век на ре­ку при­шел еси, Хрис­те Ца­рю, и раб­с­кое кре­ще­ние при­яти тщи­ши­ся, Бла­же, от Пред­те­че­ву ру­ку, грех ра­ди на­ших, Че­ло­ве­ко­лю­бие.

 

Затем чи­та­ют­ся три от­рыв­ка о мес­си­ан­с­ком ве­ке из про­ро­чес­т­ва Исай­и:

 

Возвеселится пус­ты­ня и су­хая зем­ля, и воз­ра­ду­ет­ся стра­на не­оби­та­емая, и рас­ц­ве­тет как нар­цисс; ве­ли­ко­леп­но бу­дет цвес­ти и ра­до­вать­ся… Жаж­ду­щие! иди­те все к во­дам; да­же и вы, у ко­то­рых нет се­реб­ра, иди­те, по­ку­пай­те и ешь­те… без се­реб­ра и без пла­ты ви­но и мо­ло­ко… И в ра­дос­ти бу­де­те по­чер­пать во­ду из ис­точ­ни­ков спа­се­ния. И ска­же­те в тот день: славь­те Гос­по­да, при­зы­вай­те имя Его; воз­ве­щай­те в на­ро­дах де­ла Его; на­по­ми­най­те, что ве­ли­ко имя Его. Пой­те Гос­по­ду… ве­се­лись и ра­дуй­ся…

 

После чте­ния Апос­то­ла (1 Кор. 1.10-14) и Еван­ге­лия (Мк. 1.9-11) про­из­но­сит­ся осо­бая ве­ли­кая ек­тенья, при­зы­ва­ющая бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха на во­ду и на всех, кто пьет ее. Окан­чи­ва­ет­ся она мо­лит­вой прос­лав­ле­ния Бо­га всей все­лен­ной­, в ко­то­рой Иисус Хрис­тос при­зы­ва­ет­ся ос­вя­тить и во­ду, и всех лю­дей­, и все творение - яв­ле­ни­ем Сво­его спа­си­тель­но­го и ос­вя­ща­юще­го бо­жес­т­вен­но­го при­сут­с­т­вия че­рез все­ле­ние Свя­то­го, Бла­го­го и Жи­вот­во­ря­ще­го Ду­ха. Под пе­ние тро­па­ря праз­д­ни­ка свя­щен­ник три ра­за пог­ру­жа­ет в во­ду крест, а за­тем кро­пит свя­той во­дой все че­ты­ре сто­ро­ны све­та. (Этой же во­дой он бла­гос­лов­ля­ет лю­дей и их жи­ли­ща).

Существует мне­ние, что ос­вя­ще­ние во­ды и обы­чай пить ее и ок­роп­лять ею есть язы­чес­кое дей­ст­вие, лишь по ошиб­ке во­шед­шее в хрис­ти­ан­с­кую Цер­ковь, но, од­на­ко, мы зна­ем, что об­ряд этот су­щес­т­во­вал уже в Вет­хом За­ве­те и что в хрис­ти­ан­с­кой Цер­к­ви он име­ет очень важ­ный и глу­бо­кий смысл.

Когда Сын Бо­жий вос­п­ри­нял че­ло­ве­чес­кую плоть и пог­ру­зил­ся в струи иор­дан­с­кие, в Нем весь ма­те­ри­аль­ный мир был ос­вя­щен и очи­щен от сво­их смер­то­нос­ных ка­честв, унас­ле­до­ван­ных от дьяво­ла и че­ло­ве­чес­ко­го гре­ха. В Гос­под­нем яв­ле­нии вся тварь опять де­ла­ет­ся «доб­рой зе­ло», та­кой­, ка­кой ее в на­ча­ле сот­во­рил и уви­дел Сам Бог, ког­да «Дух Бо­жий но­сил­ся над во­дой­» (Быт. 1.2) и ког­да в ней пре­бы­ва­ло «ды­ха­ние жиз­ни» (Быт. 1.30; 2.7). Ког­да же мир на­пол­ня­ет­ся грязью, раз­ло­же­ни­ем и смер­тью, Бог опять спа­са­ет его, яв­ляя бла­го­датью Свя­то­го Ду­ха «но­вую тварь» во Хрис­те. Ос­вя­ще­ние вод в этот день по­ме­ща­ет весь мир (че­рез его «пер­во­на­чаль­ный элемент» - во­ду) в пер­с­пек­ти­ву кос­ми­чес­ко­го тво­ре­ния, ос­вя­ще­ния и прос­лав­ле­ния Цар­с­т­ва Божь­его. «Но­вое не­бо и но­вая зем­ля», обе­щан­ные нам Бо­гом че­рез про­ро­ков и апос­то­лов, уже сей­час во­ис­ти­ну пре­бы­ва­ет с на­ми в та­ин­с­т­ве Хрис­та и Его Цер­к­ви.

Таким об­ра­зом, ос­вя­ще­ние кре­щен­с­кой водой - не язы­чес­кий ри­ту­ал, но вы­ра­же­ние хрис­ти­ан­с­ко­го ви­де­ния че­ло­ве­ка, его жиз­ни и его ми­ра. Это - ли­тур­ги­чес­кое сви­де­тель­с­т­во, что приз­ва­ни­ем и судь­бой твар­но­го ми­ра яв­ля­ет­ся на­пол­не­ние его «всей пол­но­той Бо­жи­ей­» (Еф. 3.19).

 

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Через со­рок дней пос­ле Сво­его рож­де­ния Хрис­тос, сог­лас­но За­ко­ну Мо­исе­еву, был при­не­сен в Иеру­са­лим­с­кий храм. В то же вре­мя и Мать Его со­вер­ши­ла об­ряд очи­ще­ния и жер­т­воп­ри­но­ше­ния. По­это­му и мы, че­рез со­рок дней пос­ле Рож­дес­т­ва (2/15 фев­ра­ля), праз­д­ну­ем в Цер­к­ви Сре­те­ние (т. е. встре­чу) Гос­под­не.

Встреча Мла­ден­ца Хрис­та стар­цем Си­ме­оном и про­ро­чи­цей Ан­ной (Лк. 2.22-36) - глав­ное со­бы­тие это­го праз­д­ни­ка. Си­ме­ону «бы­ло пред­с­ка­за­но Ду­хом Свя­тым, что он не уви­дит смер­ти, до­ко­ле не уви­дит Хрис­та Гос­под­ня», и, вдох­нов­лен­ный Ду­хом, он при­шел в Храм, где и встре­тил но­во­рож­ден­но­го Мес­сию, взял Его на ру­ки и про­из­нес сло­ва, ко­то­рые до сих пор мы по­ем в кон­це каж­дой Ве­чер­ни:

 

Ныне от­пу­ща­еши ра­ба Тво­его, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­ему с ми­ром; яко ви­дес­та очи мои спа­се­ние Твое, еже еси уго­то­вал пред ли­цем всех лю­дей­, свет во от­к­ро­ве­ние язы­ков (т. е. языч­ни­ков), и сла­ву лю­дей Тво­их Из­ра­иля.

 

Св. Си­ме­он так­же пред­с­ка­зал, что Иисус бу­дет «пред­ме­том на­ре­ка­ний­» на «па­де­ние и вос­ста­ние мно­гих в Из­ра­иле» и что Ма­терь Божья бу­дет стра­дать из-за сво­его Сы­на. Про­ро­чи­ца Ан­на при­сут­с­т­во­ва­ла при этом и, «по­дой­дя, сла­ви­ла Гос­по­да и го­во­ри­ла о Нем всем, ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме».

В бо­гос­лу­же­нии праз­д­ни­ка под­чер­ки­ва­ет­ся, что Хрис­тос, Сын и Сло­во Божье, Кем был сот­во­рен весь мир, - те­перь, бу­ду­чи мла­ден­цем, ле­жит на ру­ках у стар­ца; Он, дав­ший Закон, - те­перь Сам его ис­пол­ня­ет как че­ло­ве­чес­кое ди­тя.

 

Пришли, Си­ме­оне, Его­же под мра­ком Мо­исей за­ко­но­по­ла­га­юща про­ви­де (т. е. ви­дел) в Си­наи, мла­ден­ца быв­ша, за­ко­ну по­ви­ну­юща­ся: Сей есть за­ко­ном гла­го­ла­вый­, Сей есть во про­ро­цех ре­чен­ный­: воп­ло­ти­вый­ся нас ра­ди, и спа­сый че­ло­ве­ка, То­му пок­ло­ним­ся.

Да от­вер­зет­ся дверь не­бес­ная днесь: без­на­чаль­ное бо Сло­во От­чее, на­ча­ло при­им под ле­ты (т. е. вос­п­ри­нял на­ча­ло во вре­ме­ни), не от­с­тупль Сво­его Бо­жес­т­ва, от де­вы яко мла­де­нец че­ты­ре­де­ся­тод­не­вен, Ма­те­рию воль­не при­но­сит­ся в цер­ковь за­кон­ную: и Се­го на ру­ки при­ем­лет ста­рец, от­пус­ти, зо­вый­, ра­ба Вла­ды­ко: ибо очи мои ви­дес­та спа­се­ние Твое. При­ше­дый в мир спас­ти род че­ло­вечь, Гос­по­ди, сла­ва Те­бе. (Сти­хи­ры праз­д­нич­ной Ве­чер­ни)

 

Вечерня и Ут­ре­ня праз­д­ни­ка изо­би­лу­ют пес­но­пе­ни­ями на эту же те­му. В Бо­жес­т­вен­ной Ли­тур­гии стро­ки из пес­ни Божь­ей Ма­те­ри об­ра­зу­ют про­ким­ны, а сло­ва стар­ца Симеона - сти­хи для пе­ния «Алли­луй­я». Еван­гель­с­кие чте­ния по­вес­т­ву­ют о Сре­те­нии, в то вре­мя как вет­хо­за­вет­ные чте­ния на Ве­чер­не на­по­ми­на­ют нам о За­ко­не очи­ще­ния из кни­ги Ле­ви­та, о ви­де­нии Трис­вя­то­го Гос­по­да в Хра­ме про­ро­ком Исай­ей и о да­ро­ва­нии ве­ры егип­тя­нам, пред­с­ка­зан­ном тем же Исай­ей, ког­да свет Гос­по­день бу­дет «откро­ве­ни­ем языч­ни­ков» (Лк. 2.32).

Вдохновляемые и ве­до­мые Свя­тым Ду­хом, как и св. Си­ме­он Бо­гоп­ри­имец, ве­ру­ющие мо­гут то­же об­ре­тать свое соб­с­т­вен­ное «сре­те­ние» с Гос­по­дом и сви­де­тель­с­т­во­вать, что и их мо­жет «отпус­тить» Гос­подь, ибо их гла­за ви­де­ли Божье спа­се­ние в Ли­це Хрис­та.

 

Радуйся, бла­го­дат­ная Бо­го­ро­ди­це Де­во, из Те­бе бо воз­сия Сол­н­це прав­ды, Хрис­тос Бог наш, прос­ве­ща­яй су­щыя во тьме: ве­се­ли­ся и ты, стар­че пра­вед­ный­, при­емы» во объ­ятия Сво­бо­ди­те­ля душ на­ших, да­ру­юща­го нам вос­к­ре­се­ние. (Тро­парь)

Утробу Де­ви­чу ос­вя­ти­вый рож­дес­т­вом Тво­им, и ру­ие Си­ме­оне бла­гос­ло­вив­ши, яко­же по­до­ба­ше, пред­ва­рив и ны­не спасл еси нас, Хрис­те Бо­же: но уми­ри во бра­нех жи­тель­с­т­во (т. е. по­дай мир об­щес­т­ву сре­ди бро­ней­), и ук­ре­пи пра­вос­лав­ныя хрис­ти­аны, их­же воз­лю­бил еси, еди­не Че­ло­ве­ко­люб­че. (Кон­дак)

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Это - од­но из цен­т­раль­ных со­бы­тий­, опи­сан­ных в Еван­ге­ли­ях. Ког­да уче­ни­ки ус­лы­ша­ли от Хрис­та о Его приб­ли­жа­ющих­ся стра­да­ни­ях и смер­ти и ста­ли Ему пре­кос­ло­вить, то тог­да, уп­рек­нув их, Гос­подь взял Пет­ра, Иако­ва и Ио­ан­на «на го­ру вы­со­кую» (по пре­да­нию, го­ру Фа­вор) и «пре­об­ра­зил­ся пе­ред ни­ми»,

 

…и про­си­яло ли­це Его, как Сол­н­це, одеж­ды же Его сде­ла­лись бе­лы­ми, как свет. И вот, яви­лись им Мо­исей и Илия, с Ним бе­се­ду­ющие. При сем Петр ска­зал Иису­су: Гос­по­ди! хо­ро­шо нам здесь быть; ес­ли хо­чешь, сде­ла­ем здесь три ку­щи: Те­бе од­ну, и Мо­исею од­ну, и од­ну Илии. Ког­да он еще го­во­рил, се, об­ла­ко свет­лое осе­ни­ло их; и се, глас из об­ла­ка гла­го­лю­щий­: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный­, в Ко­то­ром Мое бла­го­во­ле­ние; Его слу­шай­те. И, ус­лы­шав, уче­ни­ки па­ли на ли­ца свои, и очень ис­пу­га­лись. Но Иисус, прис­ту­пив, кос­нул­ся их и ска­зал: встань­те и не бой­тесь. Воз­ве­дя же очи свои, они ни­ко­го не уви­де­ли, кро­ме од­но­го Иису­са. И ког­да схо­ди­ли они с го­ры, Иисус зап­ре­тил им, го­во­ря: ни­ко­му не ска­зы­вай­те о сем ви­де­нии, до­ко­ле Сын Че­ло­ве­чес­кий не вос­к­рес­нет из мер­т­вых. (Мф. 17.1-9)

 

В са­мый мо­мент пре­об­ра­же­ния апос­то­лы уви­де­ли сла­ву Цар­с­т­ва Божь­его, ве­ли­чес­т­вен­но от­к­рыв­шу­юся им в Ли­це Хрис­та, уви­де­ли еще до Его рас­пя­тия, что во­ис­ти­ну «в Нем оби­та­ет вся пол­но­та Бо­жес­т­ва те­лес­но» (Кол. 2.9), что­бы по­том уз­нать в Его вос­к­ре­се­нии, Кем яв­ля­ет­ся Он, пос­т­ра­дав­ший за них; и что Он, бу­ду­чи Бо­гом, при­го­то­вил лю­бя­щим Его.

 

Преобразился еси на го­ре, Хрис­те Бо­же, по­ка­за­вый уче­ни­ком Тво­им сла­ву Твою, яко­же мо­жа­ху (т. е. нас­коль­ко они мог­ли ви­деть): да воз­си­я­ет и нам греш­ным свет Твой прис­но­сущ­ный­, мо­лит­ва­ми Бо­го­ро­ди­цы, Све­то­дав­че, сла­ва Те­бе. (Тро­парь)

На го­ре пре­об­ра­зил­ся еси, и яко­же вме­ща­ху уче­ни­цы Твои, сла­ву Твою, Хрис­те Бо­же, ви­де­ша: да ег­да Тя уз­рят рас­пи­на­ема, стра­да­ние убо ура­зу­ме­ют воль­ное, ми­ро­ви же про­по­ве­дят, яко Ты еси во­ис­ти­ну От­чее си­яние. (Кон­дак)

 

Кроме ос­нов­но­го смыс­ла Пре­об­ра­же­ния в жиз­ни и мис­сии Хрис­то­вых, и кро­ме те­мы яв­лен­ной сла­вы Божь­ей­, для по­ни­ма­ния это­го праз­д­ни­ка так­же име­ет ог­ром­ное зна­че­ние при­сут­с­т­вие при этом со­бы­тии Мо­исея и Илии. Мно­гие из пес­но­пе­ний праз­д­ни­ка ссы­ла­ют­ся на этих ве­ли­ких про­ро­ков Вет­хо­го За­ве­та, как и три вет­хо­за­вет­ных от­рыв­ка, чи­та­емые на Ве­чер­не, ко­то­рые го­во­рят об от­к­ро­ве­ни­ях им Божь­ей сла­вы.

Моисей и Илия - не толь­ко ве­ли­чай­шие свя­тые, при­шед­шие пок­ло­нить­ся Сы­ну Божь­ему во сла­ве, не толь­ко пра­вед­ни­ки, ко­то­рым Бог от­к­рыл Се­бя, они оба пред­с­тав­ля­ют со­бой весь Вет­хий За­вет: Моисей - За­кон, а Илия - Про­ро­ков. Хрис­тос же, как мы зна­ем, есть ис­пол­не­ние и За­ко­на, и Про­ро­ков (Мф. 5.17). Они еще пред­с­тав­ля­ют всех жи­вых и мер­т­вых, ибо Мо­исей умер и из­вес­т­но, где он был пог­ре­бен, а Илия был взят на не­бо жи­вым, что­бы сно­ва явить­ся и воз­вес­тить спа­се­ние Божье во Хрис­те Мес­сии.

Итак, сво­им яв­ле­ни­ем Иису­су Хрис­ту на го­ре пре­об­ра­же­ния, Мо­исей и Илия по­ка­зы­ва­ют, что Он и есть Спа­си­тель, Сын Бо­жий­, и что это бы­ло зас­ви­де­тель­с­т­во­ва­но Са­мим От­цом, Гос­по­дом всей тва­ри, Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов, жи­вых и мер­т­вых.

Преображение Хрис­то­во от­к­ры­ва­ет и нам цель жиз­ни, как на­шей­, так и всех лю­дей и все­го творения - быть пре­об­ра­жен­ны­ми и прос­лав­лен­ны­ми ве­ли­чи­ем Са­мо­го Бо­га.

Преображение Хрис­то­во про­изош­ло, ско­рее все­го, во вре­мя ев­рей­ско­го Праз­д­ни­ка Ку­щей (ког­да вспо­ми­на­лось пре­бы­ва­ние Бо­га с людь­ми) и по­это­му оно то­же ста­ло но­во­за­вет­ным ис­пол­не­ни­ем вет­хо­за­вет­но­го праз­д­ни­ка, как и Пас­ха, и Пя­ти­де­сят­ни­ца. Ис­то­ри­чес­ки ус­та­нов­ле­но, что пер­во­на­чаль­но праз­д­ник Пре­об­ра­же­ния от­но­сил­ся к пред­пас­халь­но­му пе­ри­оду и от­ме­чал­ся, ве­ро­ят­но, в од­но из ве­ли­ко­пос­т­ных вос­к­ре­се­ний. В на­ши дни он праз­д­ну­ет­ся 6/19 ав­гус­та, и лет­нее вре­мя при­да­ет ему еще од­но важ­ное зна­че­ние. Ос­вя­ще­ние в этот день ви­ног­ра­да и раз­ных дру­гих фрук­тов и ово­щей сим­во­ли­зи­ру­ет окон­ча­тель­ный рас­ц­вет и пло­до­ро­дие все­го тво­ре­ния в раю нес­кон­ча­емо­го Божь­его Цар­с­т­ва Жиз­ни.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.