Богоявление мы отмечаем 6-го/19-го января. Первоначально оно включало в себя праздники Рождества Христова, Поклонения волхов, Обрезания и Сретения Господних, вплоть до Его Крещения от Иоанна в Иордане. Почти несомненно, что этот праздник, также как Пасха и Пятидесятница, тоже является христианским завершением ветхозаветного празднества - Праздника Светов.
Нынешнее Богоявление отмечает первое появление Иисуса Христа в человеческом облике Мессии Израиля, и в то же время предвечного Сына Божьего, Единого с Отцом и Святым Духом во Святой Троице.
Во Иордане крещающуся Тебе (т. е. когда Ты крестился), Господи, Троическое лейся поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя: и Дух, в виде голубине, извествовавше словесе утверждение (т. е. подтверждал истинность слов Отца): явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. (Тропарь)
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (т. е. открылся нам).
В разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный. (Кондак)
Богоявленское богослужение построено по образцу рождественского, хотя исторически правильнее было бы сказать, что, наоборот, рождественское составлено по образцу богоявленского, потому что оно было установлено позднее. В канун праздника служатся Царские Часы, за которыми следует Вечерня вместе с Литургией св. Василия Великого, а Всенощное Бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени.
Пророчества праздника повторяют слова «С нами Бог…» из Исайи, а также уделяют особое внимание предсказанию о пришествии Мессии и Его Предтечи Иоанна Крестителя:
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизится, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие… (Ис. 40.3-5)
На Литургии еще раз поются особые псалмы вместо обычных антифонов, и крещальный гимн еще раз замещает «Трисвятое». Апостольское чтение говорит о последствиях, которые имеет для нас Божье явление:
Ибо явилась благодать Божия, спасительноя для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. (Тит. 2.11-14)
Отличительная черта праздника - это Великое Водосвятие. Его предписывается совершать после Литургии накануне самого праздника, и на следующий день, после праздничной Литургии. В первый день вода обычно освящается в купели, стоящей посреди храма, а во второй - в близлежащем естественном источнике - ручье, колодце, реке или даже море.
Служба начинается особыми песнопениями и каждением воды. Купель, украшенная цветами и свечами, символизирует красоту первоначального творения Божия и окончательное его прославление Христом в Царстве Небесном.
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, пришлите еси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струй, Владыку зря (т. е. видя) крещаема. Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбие.
Затем читаются три отрывка о мессианском веке из пророчества Исайи:
Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться… Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте… без серебра и без платы вино и молоко… И в радости будете почерпать воду из источников спасения. И скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. Пойте Господу… веселись и радуйся…
После чтения Апостола (1 Кор. 1.10-14) и Евангелия (Мк. 1.9-11) произносится особая великая ектенья, призывающая благодать Святого Духа на воду и на всех, кто пьет ее. Оканчивается она молитвой прославления Бога всей вселенной, в которой Иисус Христос призывается освятить и воду, и всех людей, и все творение - явлением Своего спасительного и освящающего божественного присутствия через вселение Святого, Благого и Животворящего Духа. Под пение тропаря праздника священник три раза погружает в воду крест, а затем кропит святой водой все четыре стороны света. (Этой же водой он благословляет людей и их жилища).
Существует мнение, что освящение воды и обычай пить ее и окроплять ею есть языческое действие, лишь по ошибке вошедшее в христианскую Церковь, но, однако, мы знаем, что обряд этот существовал уже в Ветхом Завете и что в христианской Церкви он имеет очень важный и глубокий смысл.
Когда Сын Божий воспринял человеческую плоть и погрузился в струи иорданские, в Нем весь материальный мир был освящен и очищен от своих смертоносных качеств, унаследованных от дьявола и человеческого греха. В Господнем явлении вся тварь опять делается «доброй зело», такой, какой ее в начале сотворил и увидел Сам Бог, когда «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1.2) и когда в ней пребывало «дыхание жизни» (Быт. 1.30; 2.7). Когда же мир наполняется грязью, разложением и смертью, Бог опять спасает его, являя благодатью Святого Духа «новую тварь» во Христе. Освящение вод в этот день помещает весь мир (через его «первоначальный элемент» - воду) в перспективу космического творения, освящения и прославления Царства Божьего. «Новое небо и новая земля», обещанные нам Богом через пророков и апостолов, уже сейчас воистину пребывает с нами в таинстве Христа и Его Церкви.
Таким образом, освящение крещенской водой - не языческий ритуал, но выражение христианского видения человека, его жизни и его мира. Это - литургическое свидетельство, что призванием и судьбой тварного мира является наполнение его «всей полнотой Божией» (Еф. 3.19).
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Через сорок дней после Своего рождения Христос, согласно Закону Моисееву, был принесен в Иерусалимский храм. В то же время и Мать Его совершила обряд очищения и жертвоприношения. Поэтому и мы, через сорок дней после Рождества (2/15 февраля), празднуем в Церкви Сретение (т. е. встречу) Господне.
Встреча Младенца Христа старцем Симеоном и пророчицей Анной (Лк. 2.22-36) - главное событие этого праздника. Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня», и, вдохновленный Духом, он пришел в Храм, где и встретил новорожденного Мессию, взял Его на руки и произнес слова, которые до сих пор мы поем в конце каждой Вечерни:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков (т. е. язычников), и славу людей Твоих Израиля.
Св. Симеон также предсказал, что Иисус будет «предметом нареканий» на «падение и восстание многих в Израиле» и что Матерь Божья будет страдать из-за своего Сына. Пророчица Анна присутствовала при этом и, «подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
В богослужении праздника подчеркивается, что Христос, Сын и Слово Божье, Кем был сотворен весь мир, - теперь, будучи младенцем, лежит на руках у старца; Он, давший Закон, - теперь Сам его исполняет как человеческое дитя.
Пришли, Симеоне, Егоже под мраком Моисей законополагающа провиде (т. е. видел) в Синаи, младенца бывша, закону повинующася: Сей есть законом глаголавый, Сей есть во пророцех реченный: воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся.
Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное бо Слово Отчее, начало приим под леты (т. е. воспринял начало во времени), не отступль Своего Божества, от девы яко младенец четыредесятодневен, Материю вольне приносится в церковь законную: и Сего на руки приемлет старец, отпусти, зовый, раба Владыко: ибо очи мои видеста спасение Твое. Пришедый в мир спасти род человечь, Господи, слава Тебе. (Стихиры праздничной Вечерни)
Вечерня и Утреня праздника изобилуют песнопениями на эту же тему. В Божественной Литургии строки из песни Божьей Матери образуют прокимны, а слова старца Симеона - стихи для пения «Аллилуйя». Евангельские чтения повествуют о Сретении, в то время как ветхозаветные чтения на Вечерне напоминают нам о Законе очищения из книги Левита, о видении Трисвятого Господа в Храме пророком Исайей и о даровании веры египтянам, предсказанном тем же Исайей, когда свет Господень будет «откровением язычников» (Лк. 2.32).
Вдохновляемые и ведомые Святым Духом, как и св. Симеон Богоприимец, верующие могут тоже обретать свое собственное «сретение» с Господом и свидетельствовать, что и их может «отпустить» Господь, ибо их глаза видели Божье спасение в Лице Христа.
Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущыя во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемы» во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. (Тропарь)
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руие Симеоне благословивши, якоже подобаше, предварив и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство (т. е. подай мир обществу среди броней), и укрепи православныя христианы, ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче. (Кондак)
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Это - одно из центральных событий, описанных в Евангелиях. Когда ученики услышали от Христа о Его приближающихся страданиях и смерти и стали Ему прекословить, то тогда, упрекнув их, Господь взял Петра, Иакова и Иоанна «на гору высокую» (по преданию, гору Фавор) и «преобразился перед ними»,
…и просияло лице Его, как Солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. (Мф. 17.1-9)
В самый момент преображения апостолы увидели славу Царства Божьего, величественно открывшуюся им в Лице Христа, увидели еще до Его распятия, что воистину «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2.9), чтобы потом узнать в Его воскресении, Кем является Он, пострадавший за них; и что Он, будучи Богом, приготовил любящим Его.
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (т. е. насколько они могли видеть): да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. (Тропарь)
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние. (Кондак)
Кроме основного смысла Преображения в жизни и миссии Христовых, и кроме темы явленной славы Божьей, для понимания этого праздника также имеет огромное значение присутствие при этом событии Моисея и Илии. Многие из песнопений праздника ссылаются на этих великих пророков Ветхого Завета, как и три ветхозаветных отрывка, читаемые на Вечерне, которые говорят об откровениях им Божьей славы.
Моисей и Илия - не только величайшие святые, пришедшие поклониться Сыну Божьему во славе, не только праведники, которым Бог открыл Себя, они оба представляют собой весь Ветхий Завет: Моисей - Закон, а Илия - Пророков. Христос же, как мы знаем, есть исполнение и Закона, и Пророков (Мф. 5.17). Они еще представляют всех живых и мертвых, ибо Моисей умер и известно, где он был погребен, а Илия был взят на небо живым, чтобы снова явиться и возвестить спасение Божье во Христе Мессии.
Итак, своим явлением Иисусу Христу на горе преображения, Моисей и Илия показывают, что Он и есть Спаситель, Сын Божий, и что это было засвидетельствовано Самим Отцом, Господом всей твари, Ветхого и Нового Заветов, живых и мертвых.
Преображение Христово открывает и нам цель жизни, как нашей, так и всех людей и всего творения - быть преображенными и прославленными величием Самого Бога.
Преображение Христово произошло, скорее всего, во время еврейского Праздника Кущей (когда вспоминалось пребывание Бога с людьми) и поэтому оно тоже стало новозаветным исполнением ветхозаветного праздника, как и Пасха, и Пятидесятница. Исторически установлено, что первоначально праздник Преображения относился к предпасхальному периоду и отмечался, вероятно, в одно из великопостных воскресений. В наши дни он празднуется 6/19 августа, и летнее время придает ему еще одно важное значение. Освящение в этот день винограда и разных других фруктов и овощей символизирует окончательный расцвет и плодородие всего творения в раю нескончаемого Божьего Царства Жизни.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.